Евангелие от Луки, глава 20, стихи 9–18
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 20, 9–18).
20.9. И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
20.10. и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
20.11. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
20.12. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
20.13. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
20.14. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
20.15. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
20.16. Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
20.17. Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
20.18. Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
(Лк. 20, 9–18)
Господь наш Иисус Христос не раз говорил с иудеями притчами, содержавшими образы, которые составляли неотъемлемую часть иудейского мышления и творчества. Рассказанная в этот раз история вполне могла произойти в Палестине в эпоху Спасителя. Некоторый человек, под которым подразумевается Господь Бог, насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время (Лк. 20, 9).
Под виноградарями понимаются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона. Господь дал им всю полноту власти над еврейским народом с тем, чтобы они потом предоставили Ему плоды своего управления, показали бы, что они воспитали народ в духе закона Божия.
Через некоторое время хозяин отправил к ним своих «рабов», то есть пророков. Но злые виноградари побивали всех рабов – так поступали с пророками иудейские начальники. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свои интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Наконец, хозяин виноградника решил: Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся (Лк. 20, 13).
Таким образом, последним чрезвычайным посланником Божиим к иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос. Первосвященники и старейшины иудейские, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом, рассуждали меж собой: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше (Лк. 20, 14).
Святитель Феофан Затворник отмечает: «Притча о винограднике изображает Ветхозаветную Церковь; делатели – это тогдашняя ее иерархия. А так как она не соответствовала своему назначению, то совершился приговор над нею: взять у нее виноградник и отдать другим. Эти другие были сначала святые апостолы, потом их преемники – архиереи со всем священством. Виноградник Божий – один от начала мира, и назначение делателей его одно было, есть и будет до скончания века – приносить Господину винограда плод – спасенные души».
В заключение притчи Христос называет Себя Камнем, Который отвергли строители, то есть вожди иудейского народа, но Который сделался главою угла – стал краеугольным камнем величественного здания Новозаветной Церкви.
Какие же выводы, прочитав эту притчу, мы должны сделать сегодня?
В притче говорится, что виноградник был снабжен всем необходимым для легкой и эффективной работы: в этом мы видим величайшую щедрость Божию в жизни и в мире, который Он дал людям.
Сказано в ней и о доверии Бога: хозяин удалился и предоставил виноградарям самим вести дело. Бог доверяет нам настолько, что предоставляет свободу строить нашу жизнь по своему усмотрению.
Также в притче показано долготерпение Божие: хозяин неоднократно давал виноградарям возможность заплатить свой долг. Он проявил к ним терпение, которое они едва ли заслужили. Говорится в ней и о конечном торжестве правосудия Божия: люди, может быть, пользуются терпением Бога, но в конце концов восторжествует правосудие и справедливость.
Так Господь раскрывает нам с вами, дорогие братья и сестры, мудрость Своего управления миром. Не посрамим же нашу свободу, доверие Божие, терпение и любовь Его к каждому из нас.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!