Аудио |
|
Скачать .mp3 |
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель строящегося храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. Передача из Москвы. Эфир 23 июля 2013 г.
-Здравствуйте, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин.
Сегодня у нас в гостях архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
Здравствуйте, батюшка!
- Добрый день, дорогие телезрители.
- Тема нашей сегодняшней передачи «Духовник и духовничество».
- Тема, которая должна быть очень актуальной для каждого христианина. Если сравнить с обучением музыке, то для того, чтобы стать музыкантом, недостаточно нот и самоучителей, ему необходима музыкальная школа, где его научат, как читать эти ноты, как держать руку, бить по клавише и прочее.
В нашей духовной жизни возникло две крайности по отношению к институту духовничества. С одной стороны, современный человек постоянно слышит «надо быть самостоятельным», «во всем разберись сам», «надо жить своим умом», «надо всего добиться самому». Эти взгляды воздействуют и на часть христиан, которые поддаются этим светским установкам.
Поэтому часто возникает вопрос, у каждого ли христианина должен быть духовник и что включает в себя понятие «духовника»?
Прежде всего, духовник – это учитель, наставник, врач, отец, педагог, психотерапевт, молитвенник. Все эти понятия должны сочетаться в одном духовном лице, с которым мы, по милости Божией, должны наладить отношения. Подобно тому, как мы, начиная нашу учебу в обычной школе, не были оставлены один на один с учебниками, но нас вел учитель. Без такого руководителя, хотя бы на первых порах, крайне трудно научиться чему бы то ни было.
Как сказал святитель Феофан Затворник, «как для дитяти требуется воспитатель и воспитание, пестун и пестунство, так и для всякого христианина потребен духовный отец, который взяв его за руку, вел его в Царство Небесное по пути спасения». Недостаточно только одних книг, Священного Писания и собственного рассуждения. Должен быть сторонний наблюдатель, а священнослужитель по своему статусу, образованию, духовному опыту является в этом вопросе профессионалом, которому можно доверять. Бывают редкие исключения, когда человек становится, скажем, музыкантом самостоятельно, но обычный путь – это путь «учитель – ученик», «наставник и наставничество». Самолечением тоже не стоит заниматься, поскольку это может привести к необратимым последствиям.
Для христианина важно не просто иметь более или менее регулярную исповедь, а важно вымолить у Бога духовника, священника, который стал бы для нас и учителем, и наставником, и отцом в духовной жизни. Перед этим должна возникнуть потребность в этом.
Если человек даже не догадывается о тех болезнях, что у него есть, и они его даже не беспокоят, то он не испытывает потребности во враче, пока болезнь не проявится в такой степени, что человек наполовину уже разрушен.
Конечно, счастье иметь человека, который бы повел нас за руку, научив идти по пути с Богом. Священник – человек, который находится, пусть и на одну ступеньку, но впереди, прошел этим путем. Знает все только один невежда. Лучше жить по совету, чем падать в ямы через свое «я все сам». Старец Амвросий говорил: «Своя воля и учит, и мучит. Сначала помучит, потом чему-нибудь научит».
- Поясните, кто же все-таки духовник? Каким он должен быть?
- Если в двух словах, это учитель на пути спасения.
Во-первых, он должен сам знать этот путь спасения, иметь духовный опыт, духовное образование, должен сам иметь духовника и наставника, следовать евангельскому образцу, соблюдая евангельские заповеди.
Конечно, мы не найдем идеальных священников, но все же такие обязательно есть. Старец Амвросий на вопрос о том, что делать, если видишь какие-то недостатки в духовнике, говорил, что надо, прежде всего, самому не поступать так же, во всем следуя евангельским заповедям. Духовник не учит против евангельских заповедей, но пока сам не может в чем-то следовать им, но ты исполняй и слушай, что тебе говорят и советуют в соответствии с Евангелием и святыми отцами.
Обращаясь к пастырю, старец Амвросий говорит, что он должен говорить обо всех идеалах евангельской жизни, даже если сам не соответствует им, потому что, говоря, какой должен быть ученик Христов, «ты когда-нибудь сам устыдишься этих слов и сам начнешь стараться так жить».
Духовник - это и лечащий духовный врач, и отец, с которым можно и нужно советоваться, порой это советник и в повседневной жизни. Часто священник имеет познания и в светской жизни, по своему первому образованию или из опыта общения в качестве духовника. У духовника, как у военных в горячих точках, день идет за три, его духовный возраст гораздо больше, чем по паспорту, потому что столько судеб, боли проходит через сердце духовника. Из-за многообразия ситуаций, которые он видит, у него также большой житейский опыт.
Важно иметь взгляд со стороны, ведь если мы приходим к родителям с какими-то семейными проблемами, то они из любви к нам, зачастую держат нашу сторону, не разбирая ситуацию объективно. Духовник же не связан родственными связями, поэтому может оценить обстановку трезво со стороны. Если один духовник у мужа и жены, он может посоветовать обеим сторонам.
- Вопрос телезрителя из Белгородской области: В Евангелии от Матфея, в 23-й главе Христос говорит апостолам, чтобы они, в отличие от фарисеев, не называли себя учителями и никого на земле не называли отцами и наставниками, потому что наставник у вас один – Христос. Как это соотносится с тем, что мы называем священника и отцом, и наставником, и учителем?
- В тех понятиях, о которых говорил Христос, речь шла о тех, что пишутся с большой буквы. Учитель, Отец и Наставник – все с большой буквы. Никто из священников не заменяет собой Бога Отца, и никто не хочет встать на Его место, никто не стремится говорить от своего имени и своего суждения. Кстати, один из критериев духовничества, как раз в этом и состоит. Святые отцы говорили, что если духовник советует что-то, не согласное со Святым Писанием и общим мнением святых отцов, такое мнение принимать не надо. Поэтому никто из духовных отцов не говорит от своего имени. Для своих духовным чад отцы мы с маленькой буквы, прекрасно понимая, что у нас один Отец и один Наставник – Христос.
- Каждому ли человеку нужен духовный отец?
- Конечно, каждому, как каждому нужен учитель в школе и врач в больнице. Поскольку все мы духовно нездоровы, потому все нуждаемся во враче. Святитель Феофан Вышенский на вопрос о том, кто может стать духовным отцом, говорит, что им может быть ваш приходской священник. Если иметь веру, доверие и уважение, то можно получить пользу от любого священника. Если вдруг по нашей болезни, не получается решить с ним какие-то свои проблемы, то у нас есть возможность поиска.
Сам Христос дал нам алгоритм действий в любой ситуации: «просите, и дастся вам», «ищите и обрящете», «толцыте и отверзется вам». Не получается встретить в одном храме, поезжайте в другой. Как говорил старец Лев, духовника надо вымаливать, и тот, кто будет истинно, от всей души искать наставника, обязательно встретит его по русской пословице: «свой своего всегда найдет». Но к этому у человека должна быть духовная жажда, духовная потребность. Когда мы просим, ищем, когда готовы сами и когда готовы удержать этот дар, тогда Господь посылает нам духовника. Человек должен захотеть здравия и спасения.
- Вопрос телезрителя: Известны ли Вам в Московской и Калужской области духовники, достигшие особых состояний, дело в том, что я болен и не могу далеко добираться, даже в храм не всегда могу попасть.
- Давайте вспомним преподобного Авву Дорофея, который говорит, что если человек будет искренне искать воли Божией, молиться об этом, то искренне испросив благословения от Бога, подойдя к ребенку, он даже от него получит ответ на свой вопрос. Если человек, не имея веры, подойдет и к самому пророку, то он и от пророка не получит пользы по своему неверию, сомнению и гордости.
На любом месте, в любом приходе можно получить пользу от священника, с которым у нас отношения, которому мы исповедуемся, и который подскажет нам о пути нашей жизни. Только подскажет, а жить нам надо самим. Потому говорили оптинские старцы, что духовник – это путевой столб, который только указывает направление, но если чадо лишь будет стоять у этого столба, а само шагу не сделает, то оно своей цели не достигнет.
Мы ждем, что нам мгновенно помогут избавиться от гордости, лживости, неверия, но в одночасье нас не изменит ни один совет, ни один духовник. Нам подскажут направление, пропишут лекарство, но идти и принимать мы должны сами, причем порой всю нашу жизнь. Поиск же гениальных прозорливых старцев мотивирован еще и тем, что мы ищем легкого пути, чтобы по одному совету и наставлению мы тут же стали другими.
Конечно, и старцы нужны. Бывают такие ситуации, что именно этот священник решить не может, в таком случае он и сам может сказать об этом и посоветовать более опытного духовника либо Вы сами найдете такого.
Кстати, старец Амвросий говорил, что не для каждого человека слышит ответ от Бога, и на вопрос одной из просительниц отвечает ей после молитвы «Небо молчит». Такова была его ответственность как духовника перед духовным чадом. Не только знания и опытность, но и слышание Бога. Когда обсуждаются проблемы духовничества, всегда говорится о том, что, прежде всего, не должно быть «отсебятины».
Мы должны сами быть духовно образованными и хотя бы раз в своей жизни обязательно прочитать «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, «Поучения» Аввы Дорофея, пятитомник святителя Игнатия Брянчанинова и книги прп. Феофана Затворника (Вышенского) «Что такое духовная жизнь» и «Путь ко спасению». Если духовник дает совет, не согласный со Святым Евангелием или учением святых отцов, то мы такой совет принимать не должны. Это бывает крайне редко, но всякое встречается в нашей теперешней жизни, в частности на наших теперь многочисленных православных выставках.
- Вопрос телезрительницы из Москвы: Каковы должны быть отношения между духовником и чадом, какова степень послушания? Может ли быть духовным наставником не священник, а опытно духовный мирянин или простой монах?
- В наше время достаточно священников, и духовного руководителя и наставника нужно искать именно в храме. Но, конечно, можно иметь духовных друзей, более опытных в духовном плане, обсуждать и книги, и передачи, можно и советоваться по каким-то не столь значительным вопросам. Но Феофан Затворник и старец Паисий говорили, что духовником может быть только тот, кто исповедует, потому что всю глубину Вашей души знает только он, остальные могут давать советы лишь на основе внешних наблюдений. В полноте знания находится только исповедник, только он может делать своего рода «УЗИ» нашей души, и, исходя из этого «исследования» ставить диагноз и прописывать лечение.
В том, что касается послушания, оптинские старцы задали такой алгоритм, они говорили: «я даю совет». Никто никогда не говорил: «такова воля Божия». Поступить или не поступить по этому совету остается в воле того человека, который его спрашивает. Когда идешь за советом, то получаешь в соответствии со своей верой. Как говорил апостол Павел, сеющий с благословением - с благословением и пожнет, и наоборот. И «сеющий щедро - щедро и пожнет; сеющий скупо – скупо и пожнет». Если Вы идете к священнику и перед этим помолились Богу, чтобы Он открыл Свою волю через духовника, получили ответ, а после этого раздумываете, слушать или не слушать его, то это также связано с Вашей верой. Зачем Вы все это делали, если потом не слушаетесь. Если мы спрашиваем совета, должны по нему и поступать. Если живем своим умом, тогда лучше и не спрашивать.
Мера послушания не должна выходить за рамки Евангелия, святых отцов и нравственности. Когда есть то, что противоречит им, такое послушание мы выполнять не должны.
Бывает, что со священником советуются по житейским вопросам: какой институт выбрать для поступления; где лучше покупать квартиру; какую больницу выбрать. Священник может помочь, потому что через него проходит много человеческих судеб, он может знать православных врачей, которые уже делали подобную операцию, поэтому он может помочь.
- Вопрос дьякона Владимира из Испании: «Согласны ли Вы с тем, что слова «послушание выше молитвы и поста» относится только к монашествующим»?
- Даже и к монашествующим не относятся. В монастыре существуют послушания, которые надо выполнять даже во время богослужения, но если тебя послали на него со словами «послушание выше молитвы и поста», это не означает, что тебя освободили от пребывания с Богом, собеседования с Ним даже во время выполнения послушания. Ты в пекарне, но ты все равно с Богом.
То же и у мирян. Например, на Страстной Седмице Великого поста большинство мирян работают, но есть такие, которые пришли до работы в 6 утра, а потом пошли работать, они молились не меньше, чем монахи, которые целый день в храме. Мирянин на работе, но умом он в храме, с тем, что происходит в нем в это время. Прочитал два раза тропарь празднику, и уже внес свою лепту. Даже сожаление, молитвенный вздох, что хотел и не смог быть в храме, вменяется в молитву.
Поэтому послушание без молитвы – не послушание, а работа. Послушание с молитвой – это бого-служение, а не работа.
- Вопрос телезрительницы из г. Йошкар-Ола: Я бы очень хотела иметь духовника, но боюсь получить отказ. Дело в том, что когда моя воцерковленная дочь обратилась с такой просьбой к батюшке, он ответил, что ей это необязательно, а пусть просто приходит и спрашивает.
- Для примера приведу аналогию: мы не можем просить кого-то быть другом. Другом становятся в результате каких-то отношений. Сложится дружба или нет, покажет время. После первой исповеди в духовные чада не берут. Эти отношения складываются, когда Вы исповедуетесь у этого священника, он знает Вас и обстоятельства Вашей жизни, семьи, работы, здоровья, и это углубляется и через какое-то время может перерасти в какие-то отношения. И тогда можно будет попросить молиться как за духовника и духовное чадо. Все это дело времени.
Ходите в свой храм, исповедуйтесь у своего приходского священника, и надеюсь, что эта откровенность, помощь Церкви и священника постепенно перерастут в более серьезные отношения, которые должен начинать каждый из нас, если мы серьезно относимся к делу своего спасения.
- Вопрос телезрительницы: Хожу в сельский храм и исповедуюсь приходскому священнику. Случилось приехать в храм соседнего поселка, где душа ощутила ликование, исповедовалась у тамошнего батюшки, и очень захотелось, чтобы он был моим духовником. Возможно ли просить его об этом или не стоит поддаваться внезапному порыву?
- Ответ такой же: просить о духовничестве не после первой службы. Скорее всего, человек попал на престольный праздник, а в такие дни, как говорят святые отцы, «небеса отверсты». Это особое настроение, подъем. Поэтому Вы уже решали вопросы с приходским священником, он помогал Вам, тогда не стоит менять. Но если есть духовные вопросы, которые он уже разрешить не может, то по мере нашей духовной жизни возможны изменения и советы более опытных священников.
- Об Иисусовой молитве.
- Одна прихожанка говорила священнику, что так хочет молиться Иисусовой молитвой, что хотела бы заменить ей все молитвы. Спрашивала, какие четки лучше ей приобрести – на 30, 100 или 300 зерен? На что священник ответил, что четки она может приобрести любые, только ради Бога не оставлять утренних и вечерних молитв.
Есть рассказ о дьяконе, который сначала заменил Иисусовой молитвой Правило ко Причащению, потом утреннее и вечернее правила, а затем и вовсе перестал молиться.
У греческих отцов существует такая практика, но у нас она несколько иная, поэтому мы за высокие вещи не беремся, а касаемся. Как миряне мы должны иметь наш духовный минимум: ежедневно утренние и вечерние молитвы, глава Евангелия и две главы апостольских Посланий, чтобы напитать свою душу. А также по возможности Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся» и псалмы, которые мы знаем на память:50-й, 90-й, 33-й, 1-й. В течение дня мысленно на все призывать Имя Божие, это и будет всегдашнее хождение перед Богом, любовь по отношению к Нему.
Если ты любишь Бога, то молишься, не любишь – не молишься. Старец Силуан Афонский говорил, что любить Бога никакие дела не мешают. Если даже раз в час ты призываешь Имя Божие «Господи, помилуй», «Господи, благослови», то ты прибываешь с Богом, на какой бы работе и в какой суете не находился бы.
- Вопрос телезрителя из Великого Новгорода: Случается ли, что духовник отказывается от своего духовного чада?
- Отказывается тогда, когда человек перестает слышать и слушать духовника. Без конца спрашивает совета, а делает по-своему, тогда духовник может сказать, поступай, как хочешь. Про таких людей старец Амвросий говорил «у них обычай бычий, а ум телячий» и еще так: «Хозяйка ухаживает за гусями и говорит им: теже, теже, а они все те же». Не будем такими гусями и не будем доводить до такого состояния нашего любимого батюшку. Пытайтесь доверять, верить своему духовнику, молитесь за него и за себя: «Господи, пошли моему духовнику благодать и разум сказать полезное для моей души, а мне дай силу и волю, и мудрость, и терпение исполнить его совет и наставление, как Твою святую волю». С таким доверием и верой Вы будете твердо идти по пути спасения, пути соединения со Христом.
- Спасибо, батюшка, за столь интересную беседу и благословите наших телезрителей.
- Всем вам Божие благословение и хороших духовников. Помните, что все священники в нашей Церкви делятся на хороших и очень хороших. Желаю вам встретиться с хорошими священниками, а очень хороших надо вымолить и стать готовыми самим принять в свою жизнь таких очень хороших священников.
Ведущий: Сергей Юргин.
Расшифровка: Юлия Подзолова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!