Церковь и общество. Беседа с игуменом Стефаном (Гулиновым). Часть 1

9 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Духовник Саввино-Строжевского ставропигиального мужского монастыря в Звенигороде, руководитель издательского отдела обители, игумен Стефан в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о монастырской истории, о звенигородских окрестностях, которые называют Подмосковной Швейцарией, об основателе обители, преподобном Савве, и его почитании сегодня, о чудесах, происходящих в связи с именем старца.

– Нам очень интересна жизнь подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря. Каждые выходные туда устремляется очень много людей: не знаю, как вы справляетесь с таким обилием приезжающего народа. У монастыря замечательная история, хотелось бы немного поговорить о ней. Сейчас как раз зимние дни: время праздников многие люди связывают с духовной жизнью. Какое значение для вас имеет монастырь? Расскажите о том, как он возродился. Это замечательнейшее место. Многие там ни разу не были, но хотели бы услышать о нем.

– Место, где расположен Саввино-Сторожевский монастырь, само по себе очень красиво, уникально по ландшафту, природным данным. Раньше это место называлось Русской Швейцарией благодаря ландшафту: там много горок, которые спускаются к Москве-реке и к реке Сторожке. Первыми, кем была замечена эта красота, стали основатели монастыря, прежде всего, звенигородский князь Юрий Дмитриевич, который воздвиг в Звенигороде кремль и пригласил святого Савву, ученика преподобного Сергия Радонежского. Когда преподобный Савва пришел в эти места, он был восхищен их красотой: в летописи сохранилось свидетельство, что он говорил о них как о земном рае. Здесь действительно очень красиво. Особенно в зимнее время – в этом году Бог дал много снега, мороз…

Монастырь возник в конце XIV века (в 1398 году) по желанию звенигородского князя (первого лица этого удела, второго сына Дмитрия Донского) Юрия Дмитриевича. Князь Юрий как сын великого князя ездил в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, который окормлял семью Дмитрия Донского. В этих поездках князь Юрий близко сошелся с одним из братьев монастыря – преподобным Саввой. Он нес послушание монастырского духовника: окормлял братию, а также светских людей.

С юношества князь Юрий сердцем расположился к преподобному Савве. Получив Звенигородский удел, он воспылал желанием, чтобы его духовный отец приехал и жил здесь, окормлял не только его семью, но и всех звенигородских жителей. Преподобный Савва спустя время внял этим просьбам, приехал в Звенигород.

На месте, где находится монастырь, был сторожевой пост. Он располагался на горке, так что с него хорошо просматривались подходы любого неприятеля к Москве по Москве-реке, особенно с запада. В будущем Звенигород называли «забралом Москвы».

Святой Савва увидел здесь (судя по летописи, это было в летнее время) много цветов, пели птицы – это был рай земной. Так и осталось: сейчас тоже много цветов и птиц. Преподобный Савва вознес свою молитву Богородице, у него с собой была Смоленская икона Божией Матери. Он молился, чтобы это место как видимо благоухает цветами, так же благоухало молитвой иноков, их подвигом, усилием прославлять Пресвятую Богородицу и Господа нашего Иисуса Христа. Была построена деревянная церковь, первая келлия. Впоследствии к преподобному Савве (он в то время был убеленным сединами старцем) стали приходить люди, желающие подвизаться с ним – будущая братия. Постепенно появился небольшой монастырь. В основном там были деревянные строения.

Спустя немного времени старший брат князя Юрия Василий, ставший великим князем Московским, дает ему поручение идти в военный поход против волжских булгар. Князь Звенигородский, по традиции, следуя примеру своего отца Дмитрия Донского, который перед Куликовской битвой пришел за благословением к преподобному Сергию Радонежскому, просит благословения на военный поход у преподобного Саввы. Преподобный благословляет князя и пророчески говорит, что это будет удачный поход – он вернется с победой и многими дарами: «За твою любовь и милость к нищей братии, нуждающимся Господь дарует тебе удачу и победу в этом походе». Действительно, князь Юрий возвращается с победой и большими дарами. После удачного похода строится каменный собор в честь Рождества Божией Матери.

– Это тот самый собор, который мы видим, приезжая в монастырь?

– Золотой купол над стенами монастыря и есть купол собора Рождества Божией Матери, сохранившийся до нашего времени, слава Богу. В XV веке это было единственное каменное строение.

– То есть во времена Саввы Сторожевского ничего не было, был только собор?

– Только каменный собор, все остальное было деревянное. Деревянная стена (тын) хорошо просматривалась с Москвы-реки. На фотографии видно, что гора спускается все ниже и ниже, дальше поле, потом Москва-река – очень красивый обзор. Собор был единственным каменным строением в то время, потом при въезде в небольшой монастырь появилась маленькая каменная надвратная церковь. По разным свидетельствам, она была посвящена преподобному Сергию Радонежскому, в ней была небольшая трапезная палата. Въездные ворота тоже были каменными. На сегодняшний день они не сохранились, от этого здания остался только фундамент. Его можно видеть на монастырской площади. Собор появился в начале XV века.

Преподобный Савва недолго прожил в открытой им обители. Он был преклонных лет, перед своей кончиной отошел от дел, от монастырского служения мирянам, уединился в особое место в лесу, где-то в километре от монастыря, близ речки Сторожка. Под одним из холмов он ископал небольшую пещеру, в ней молился в уединении, возносил молитву Божией Матери. Его слезная молитва, воздыхание, сердце, устремленное к Богу, сделали возможным то, что спустя такое количество столетий монастырь существует до сего дня. Его молитвами монастырь снова стал живым, там поселились монашествующие, желающие постнического жития.

После его кончины, которая произошла в 1407 году, до XVII века его мощи находились под спудом, с западной стороны при входе в построенный им собор Рождества Божией Матери. На месте его подвига, уединенной молитвы, спустя довольно много времени (в XIX веке), возник монастырь – небольшой по размеру и строгий по уставу, для иноков, желающих более уединенного, пустыннического жития, – скит. Над пещерой преподобного Саввы Сторожевского был построен храм в его честь, появились келлии, стена, огородное хозяйство: братия занималась выращиванием овощей, ягод, фруктов; была пасека. Это был немаленький объект с довольно многочисленной братией.

– Там находится его святой источник.

– Источник – это отдельная история. Он не один, их довольно много и вокруг монастыря, и вокруг Звенигорода. Даже в Троице-Сергиевой лавре есть источник преподобного Саввы – вода, появившаяся благодаря молитвам нашего святого Саввы Сторожевского. Скит преподобного Саввы и монастырь – два места, которые может увидеть паломник и получить массу положительных эмоций.

– То, что мы сейчас видим на фотографии, мы можем лицезреть в зимнее время – все это можно отнести к XVII веку, когда неожиданно царь Алексей Михайлович вдруг проявил невероятный интерес к преподобному Савве. Насколько мне известно, было более двухсот икон Саввы Сторожевского в его палатах и покоях не только в Звенигороде, но и в Москве. Он называл монастырь собственным государевым богомольем. Что случилось?

– Да, это очень интересная история, зафиксированная не только в монастырской летописи, т.к. в ней вольно или невольно принимал участие царь Алексей Михайлович. История такова: в лесах, местах, где находится монастырь преподобного Саввы, водилось много зверей. В настоящее время, несмотря на появившиеся многочисленные строения, небольшие поселки, все равно очень много разного зверя: и лисы бегают, и лоси. Царь приезжал сюда на охоту – это было целое мероприятие с большой свитой, к нему готовились. Согласно разным источникам, как-то во время охоты на царя неожиданно вышел медведь-шатун (судя по всему, это было зимой). Царь, возможно, отстал от свиты, оказался один без особого снаряжения (летопись умалчивает, почему так получилось). Выход медведя на человека ничего хорошего не предвещает. Царь приготовился к смерти, но неожиданно из леса появляется святой старец, убеленный сединами. Увидев его, медведь убегает (есть свидетельство о том, что святой что-то сказал, как-то воздействовал на зверя). Царь понимает, что именно появление отшельника спасает его от неминуемой смерти от дикого зверя. Царь спрашивает его имя, тот говорит: «Имя мое Савва», – и уходит в лесную чащу.

Когда царь возвращается в обитель, он спрашивает у игумена, есть ли какой-то известный подвижник или отшельник при монастыре с именем Савва. Настоятель говорит, что давно не постригали в монахи с таким именем. Царь понимает, что ему явился сам преподобный Савва и избавил от смерти. Дело даже не в том, что царь был благодарен за избавление от смерти. Он был не просто частным лицом, но возглавлял государство после Смутного времени, когда Россия находилась под угрозой исчезновения, колонизации другим народом, людьми другой веры (поляками, католиками). Смутное время было совсем недавно. Избавление от смерти его как первого лица государства вселило в него уверенность, что преподобный Савва, покровительствуя ему, покровительствует и государству. Поэтому почитание преподобного Саввы – это благодарность не столько человека, сколько царя, который преклоняется перед святым, избавившим государство от нового Смутного времени. Вот такая история.

Благодаря этому событию, избавлению, царь проникается любовью к преподобному Савве, начинает его почитать и организует монументальное строительство – поручает отстроить монастырь в камне и украсить его. Появляется несколько кирпичных заводов, сюда свозится много мастеров. Буквально за два-три года отстраиваются и стены, и башни (их было семь), и звонница. Все строится вокруг существующего собора Рождества Божией Матери. Появляется дворец, где царь проводил достаточно много времени, палаты его царицы Марии Ильиничны, братские корпуса. Весь ансамбль монастыря, который мы видим на фотографии, – это труды, молитвы, благодарность царя Алексея Михайловича.

– И колокола начинают лить вовсю.

– И колокола лить. Причем колокол – это отдельная история, ей можно посвящать не одну передачу. Тридцатипятитонный колокол был отлит по поручению царя. Он не просто поручил отлить колокол, но зафиксировал на его внешней стороне зашифрованную надпись, которую не могли расшифровать в течение трехсот лет. Царь был не только талантливым руководителем, но и очень образованным для своего времени человеком, обладающим многими способностями. Колокол звенел – это был такой удивительный звон, что благодаря нему Звенигород получил на гербе изображение колокола.

– Говорили, что он входил в пятерку не только самых звонких, но и самых тяжелых и больших колоколов в мире.

– По поводу звона – да. В то время не было таких шумовых эффектов, как в современности (не было ни машин, ни самолетов), и есть свидетельства того, что звон колокола можно было слышать на подъезде к Москве. Много было свидетельств. Колокол исчез в 1941 году перед тем, как подошли немцы. Его начали снимать, он сорвался и, как говорят мастера колокольного литья, умер. В 1941 году колокол погиб, и новый колокол не смог повторить всех особенностей своего предшественника. Есть дореволюционные свидетельства: сюда приезжали многие люди с музыкальным образованием. Например, приезжал Шаляпин, звонил в колокола.

– Пел с колокольни и говорил, что звон колокола слышен чуть ли не в Москве.

– Да, восторженные свидетельства говорят о том, что это был уникальный колокол. В настоящее время есть идея восстановить тот самый колокол: и по звучанию, и по внешнему виду. Сохранились его описания, рецепты изготовления. По молитвам преподобного Саввы, по молитвам братии в настоящее время начинается программа по изготовлению полной копии колокола, того самого, который был до революции. Пока это дело находится в самом начале, надеемся на волю Божию.

– В ваш монастырь приезжало много известных людей России. В первую очередь, почти все руководители государства (цари, императоры, императрицы) были здесь. Было и много других великих людей, деятелей культуры, науки и так далее. Что их влекло сюда? Вообще-то это был самый близкий к Москве и один из выдающихся монастырей. Троице-Сергиева лавра, конечно, тоже почиталась, но была дальше по расстоянию. Может быть, это привлекало? Запад Москвы, многие люди здесь селились. До сегодняшнего дня этот монастырь завораживает умы людей. У вас очень много гостей. Как ни приедешь, всегда много народа. Почему?

– Вопрос, что привлекало паломника или туриста сто лет назад в наш монастырь, возникает из-за менталитета современного человека, неверующего. Человек, который не обращен своей жизнью, умом, сердцем к Богу, посещение святого места ставит в одну линейку с посещением музея, какого-нибудь развлекательного места, театра, кинотеатра, места, где можно получить какие-то знания, информацию  – провести время. Говоря церковным языком, провести его в праздности: у меня есть свободное время, его хочется как-то заполнить. С этой точки зрения сказать, что привлекало в монастырь, – это значит не сказать ничего. Человек до революции, этого страшного события в нашей стране, был верующим. Места такого плана (монастырь, храм или место явления иконы, какого-то святого) посещали, желая приобщиться к событию,  святыне. Что значит приобщиться к святыне? Человек, обращенный к Богу, к Свету, видит свое недостоинство, находящуюся внутри его тьму. В этом смысле человек, который видит Свет, обращается к Свету, желает освятиться, очиститься. Посещение такого места, как монастырь (в данном случае наш монастырь), – это возможность приобщиться к святыне, очиститься от грехов, которые тяготят сердце, помрачают ум, делают невольно духовно слепоглухонемым. От всего этого отрешиться и получить исцеление духовное, очиститься от мрака благодаря подвигу того, кто это место освятил, построил, – святого (в данном случае преподобного Саввы).

Паломничество – это труд, который принимали на себя люди того времени. К святым местам шли не для развлечения, удовольствия. Труд, подвиг, воздержание длились весь пеший поход. Во время паломничества люди старались поститься, воздерживались в еде, даже не в постное время накладывали на себя пост. Этот труд был приношением Богу, Божией Матери, тому святому, к которому человек шел. Он принимает решение идти к святому месту, паломничать исходя не только из своего желания, своей воли: в этом прослеживается и воля Божия – Господь призывает человека к этому за молитвы его близких, как живущих, так и усопших родственников, которые были близки к Богу, Церкви. Благодаря молитвам ближних у человека появляется такое желание, его касается благодать, и он приходит к святому месту, в данном случае в наш монастырь.

– Мы призываем наших телезрителей не просто прогуливаться, не просто туристами приезжать в монастырь, храмы, а подготовиться и стать настоящими паломниками – молитва, пост и покаяние способствуют этому.

Ведущий Константин Ковалев-Случевский

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 03:00
  • Воскресенье, 19 мая: 14:05
  • Четверг, 23 мая: 09:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение разговора с заместителем председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, членом жюри Международного детско-юношеского литературного конкурса им. И. С. Шмелева «Лето Господне» иеромонахом Макарием (Комогоровым), который в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о новостях в деятельности Издательского совета РПЦ, о конкурсе "Просвещение через книгу", Днях православной книги, рецензировании книг, о новом сезоне Патриаршей литературной премии.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать