Это пост во славу послушания, послушания Церкви, потому что Церковь в какой-то момент решением, собором отцов приняла это правило: если кто-то не мог поститься в Великий пост, то пусть попостится через неделю после Святой Пятидесятницы. Такие ситуации тоже бывают, это забота о людях, которые, может быть, болели, или были в путешествии, или на воинской службе. Потому что пост – это огромная помощь, средство поддержки человека в его духовной брани. И пост в честь первоверховных апостолов – ради послушания, той добродетели, которая, по мысли Церкви, превыше поста и молитвы. Потому что без послушания не бывает смирения, а без смирения человек не сможет спастись.
Господь говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Успокоение души происходит тогда, когда человек примиряется с Богом, принимает те обстоятельства, которые Господь ему попускает. А для этого необходимо послушание этим жизненным обстоятельствам. Строптивость всегда противится, не покоряется. Строптивому человеку очень сложно быть в мире с Богом. И поэтому Господь, через постный труд, дает нам маленькое упражнение в послушании Церкви, ради почитания этих удивительных людей – Петра и Павла.
Сегодня хорошо бы о них задуматься, вглядеться в их жизнь. Они, казалось бы, по жизни очень непохожи друг на друга. Петр был простым человеком, рыбаком, который двух слов связать не мог, а на каком языке говорят рыбаки – кто был с ними в общении, тот знает. Павел, наоборот, один из самых образованных, воспитанных людей своего времени, он получил высочайшее образование у самого уважаемого иудейского учителя.
Петр – женат, он семейный человек. Павел от юности сохранил свою чистоту. Петр уже достаточно взрослый человек, а Павел молод летами. Петр прожил со Христом три года, с самого первого дня призыва, а Павел Христа в жизни, на земле, не видел. Он, конечно, с Ним встретился, но иным образом, на пути в Дамаск, когда шел исполнять повеление Синедриона судить, наказывать и мучить арестованных христиан.
Петр всем сердцем уверовал сразу, Павел же сопротивлялся Христу до момента, пока, ослепший, не спросил: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
Павел принимает крещение, и сразу проходит его слепота и телесная, и душевная, он становится самым ярким проповедником веры Христовой. Больше всего книг Нового Завета принадлежит перу апостола Павла.
И оба они заканчивают жизнь в Риме, с разницей в один год. Один умирает распятым на кресте, и когда его спросили о последнем желании – Петр попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что он недостоин висеть на кресте так, как его Учитель. Его так и распяли. Ну а Павла, как римского гражданина, усекли мечом, это был некий благородный вид казни. И их единение – в бесконечной преданности и любви ко Христу. О Нем они говорили, о Нем они писали, Ему они посвятили всю свою жизнь, ради Него эту жизнь отдали.
И мы, прославляя их сегодня, чтим их и пройденным Петропавловским постом, и сегодняшним праздником, и, конечно, внимательным изучением Соборных посланий апостола Петра, который, будучи рыбаком, так смог написать эти слова, что даже великие ученые мужи, с трудом их разбирая, понимают ту глубину, которая в них сокрыта. И, конечно, чтим их чтением потрясающих писем, Посланий святого апостола Павла, которые, являясь Священным Писанием, учат нас духовной жизни и той любви ко Христу, которой были исполнены эти удивительные апостолы.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Симферополь. Форум «Женщины как мироносицы»
Москва. Студия игры, слова и дела «Тут культура»
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!