Беседы с батюшкой. Знания, помогающие спасению. Священник Георгий Кобрин 3 февраля 2023

3 февраля 2023 г.

В студии священник Георгий Кобрин, руководитель катехизаторских курсов при Казанском кафедральном соборе г. Санкт-Петербурга.

– Тема сегодняшней передачи: знания, помогающие спасению. Конечно, у каждого из нас в разное время – у кого-то раньше, у кого-то позже, у кого-то при крещении, у кого-то до крещения, если человек крестился во взрослом возрасте, – существуют какие-то зачатки веры, какие-то даже просто истоки, как маленький ручеек. Но при этом у нас есть разные способы узнавания и роста в вере. Мы можем читать Священное Писание, можем общаться с друзьями. Можем просто вместе собраться, как сейчас делают в некоторых храмах, и читать Евангелие; это группы по изучению Священного Писания. Есть разные способы.

Узнавание этого сакрального, тайного мира всегда у каждого свое и сложное. Но при этом мы говорим, что вера от слышания. Мы и слышим тоже по-разному и по-разному всё разумеем. Когда мы обращаемся к священнику с просьбой помочь понять что-либо, это значит, что мы должны так запутаться в себе, в своем знании, что нам уже нужно прибежать к священнику, как к скорой помощи, и сказать: «Помогите!» Есть у Вас такие люди, которые прибежали к Вам с таким недоуменным вопросом: «Отец Георгий, я не могу разобраться в Священном Писании, не могу разобраться в вере. Помогите»?

– Конечно, такие люди есть. У нас в соборе остаются дежурить священники. Да и на исповеди иногда люди спрашивают, когда не могут понять какое-то место Евангелия или не могут разрешить жизненные ситуации; и к духовной жизни у них тоже есть вопросы. Вообще, конечно, должен быть наставник, должен быть духовный руководитель, который видит человека со стороны. Обычно это бывает священник. Он видит повреждение души человека, потому что самому это очень трудно увидеть, дает ему рекомендации и дальше его ведет. Когда  человек приходит периодически к нему на исповедь, он проводит какие-то беседы, пытается направить его в духовной жизни и исправить его от тех или иных страстей.

Что касается знаний, которые мы получаем, то мы к этому призваны. Бог нас сотворил по Своему образу и дал человеку задание быть владыкой всего мира, то есть познавать этот мир, познавать Творца, самого себя и преобразовывать этот мир. Сказано было, что Бог поместил Адама в раю, чтобы он возделывал рай, давал имена животным, птицам. Преобразовать этот мир мы можем тогда, когда живем с Богом. А что это значит? Дело в том, что у человека в разумной части его души есть три силы: познавательная, чувствующая и желательная. Познавательная сила как раз и дает нам возможность познавать этот мир. Познавая этот мир, мы правильно его видим, и соответственно с этим мы его преобразовываем.

У познавательной способности души есть три составляющие – разум, рассудок и силы низшего порядка: ощущение, воображение и память. До того, как произошло грехопадение, органом познания Бога был разум, который еще называют умом или духом.  До грехопадения человек через разум общался с Богом. Затем рассудок с помощью низших познавательных сил души – воображения, памяти и ощущения, то есть пять органов чувств – собирает материал с этого видимого мира и обрабатывает. А потом  направляет запрос разуму: а что это такое, как правильно это понять и как правильно это все видеть? Потому что каждая вещь, каждое творение Божие имеет некую идею, которую Бог вложил в это творение.

У Адама, когда силы души вот так работают, было духовное зрение. Он видел те идеи, которые Бог заложил в то или иное творение, и соответственно этому давал им имена. Бог привел животных и птиц, чтобы человек дал им имена. Видя эту идею и видя эту сущность, он давал им имена, то есть он понимал, для чего Бог создал то или иное творение. С грехопадением разум упал в чувственную область, и рассудку Бог недоступен. Потому что рассудок – это сила, способность, которая работает только с чувственным миром. Поэтому люди потеряли общение с Богом, и разум не знает, как удовлетворить все потребности человека, находится как бы в раздрае.

Для того чтобы эту иерархию опять восстановить, как раз Бог и создал Свою Церковь. Вхождением в эту Церковь является крещение. Что происходит в крещении? Только одно: просветление этой высшей способности силы души – разума, который, как я уже говорил, еще называют умом или духом. Воздействие этого просветленного разума на человека происходит не сразу. Но у человека возникает мысль, что живет он вроде бы не так, как нужно, что у него что-то не складывается в душе. Это Святой Дух толкает человека на то, чтобы тот немножко проснулся от своей греховной жизни. Откликнется на это крещеный человек или нет – это уже вопрос.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть знания естественных наук, которые изучают законы природы, Вселенной, то есть напрямую связанные с Творцом, а есть знания гуманитарные, которые субъективны и зависят от творчества человека. О каких знаниях идет речь?»

– Те знания, которые мы приобретаем в этой жизни (гуманитарные, технические, о строении Вселенной и т. д.), нам нужны для того, чтобы приблизиться к познанию Бога. Но вот эти наши накопленные опыт и знания в будущей жизни нам практически не понадобятся. Они нам будут не нужны. Ясно, что в будущей жизни наука уже будет не нужна, потому что все уже открылось, врачи уже тоже не нужны, потому что некого будет лечить, болезней не будет.

Что касается искусства, вообще надо сказать, что наше искусство все греховное, страстное. Потому что человек грешен, он пропускает через себя этот мир и невольно его искажает. Все люди искажают мир в той или иной степени. Будь то поэзия, живопись или архитектура, все имеет оттенок страстности, греховности. Иконы – это немножко другое. Иконы как раз ближе всего отражают духовный мир. Чтобы написать икону, люди молятся за иконописца, он постится, ему является тот образ, который он готов написать, и он его пишет. Иконы – это выход духовного мира на нас. Это обратная перспектива. Это фактически не страстное искусство. Оно отражает духовный мир.

А знания, которые мы получаем, нам нужны для того, чтобы ориентироваться в этой жизни. Мы через свое искусство пытаемся показать устройство этого мира, как он создан, пытаемся его преображать. Но, к сожалению, оно не всегда отражает то, что нужно, не всегда истину.

– У меня вопрос, связанный все-таки с тем знанием, которое мы пытаемся получить в течение жизни, что называется, по крохам. Недавно я читал одну книгу, в которой главные герои все время чего-то ждали, всю свою жизнь. А когда произошла ядерная катастрофа, они вдруг поняли, что всю жизнь ждали только одного – смерти. Кто-то из них к этой смерти был более-менее готов, а кто-то – совсем нет. Тем не менее они все встали перед лицом смерти, которая случится через какое-то неопределенное количество времени: может, через 5 минут; может, через полчаса. Тогда среди этих людей сразу возникла только одна мысль: а где же Бог?

Поиск истины у нас иногда затягивается до самой смерти. В связи с этим возникает следующий вопрос. Общие занятия по узнаванию Бога (мне не нравится слово «курсы») – может, это и есть способ получения этих знаний? Или все-таки у каждого будет свой путь до самого конца и эти знания могут нам пригодиться только в том случае, если мы будем их применять в жизни?

– Что касается наших курсов, в 2019 году наш правящий архиерей митрополит Варсонофий благословил открывать курсы, которые мы называем именно курсами потому, что там дается системное знание. У нас обучение идет два года, четыре сессии, сдают экзамены. Это не воскресная школа. В воскресной школе люди учатся лично для себя, для своего совершенствования. У нас есть и епархиальные курсы, на которых мы готовим специалистов, работающих на приходах. У нас задача совершенно другая. Мы готовим все-таки катехизаторов, то есть просветителей, которые идут в город. Мы работаем с общественными организациями: вузами, школами, военными организациями. Вчера мы были в женском СИЗО №5.

На курсах мы проводим беседы о православном мировоззрении. Ведь чтобы человеку опереться в этой жизни и как-то правильно выстроить свою жизнь, необходимо иметь мировоззрение. Православное мировоззрение необходимо потому, что оно дает четкую систему ценностей. Что такое мировоззрение? Это система знаний о Боге, о мире, о месте в нем человека. Это фундамент. Если можно сравнить наши знания с домом, то мировоззрение – это фундамент, на нем будет идеология, которая связана больше с социальным бытием человека, а уже потом вырастают традиционные ценности. Эта иерархия обязательно должна быть. Православное мировоззрение – это четкое понятие о том, Кто такой Бог, для чего Он создал мир, что произошло с человеком, зачем Бог стал Человеком. Эту часовую беседу мы проводим, и она логически очень понятна. Причем это не лекция, мы подключаем аудиторию, спрашиваем, почему Бог поступил в той или иной ситуации именно таким образом, пытаемся Его понять. Это мировоззрение дает основу, и человек понимает, в чем смысл жизни, для чего он живет. Это четкий ориентир. Тогда у человека появляется четкая система ценностей: что является абсолютной ценностью, а что относительной.

По поводу того, что кто-то был подготовлен к смерти, а кто-то нет, это как раз, мне кажется, из-за отсутствия понимания смысла жизни. Если бы человек понимал смысл жизни, он бы осознавал, что живет небольшой кусочек времени, и понимал, что нужно приобрести в результате этого.

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Какой смысл телесного воскрешения человека? Ведь после воскресения, как известно, уже не будет супружеских отношений, размножения, пища и чрево будут упразднены. Так в чем же смысл восстановления в теле?»

– Бог установил три порядка. Адам жил в одном порядке, когда не было тления, не было смерти. Сейчас мы живем во втором порядке. И потом будет третий порядок, который установил Бог (я имею в виду не законы природы, а порядок, который Бог устанавливает), где будет новое небо и новая земля. Естественно, там не будет никакого размножения, никаких плотских удовольствий. Человек, достигший Царствия Божьего, совершенствуется в любви к Богу – высшей добродетели. Мы созданы по образу Бога, чтобы стать такими же, как Бог.

Бог создал человека как высшее творение, чтобы он объединил в себе весь мир: вещественный видимый мир и ангельский. Поэтому мы, собственно, состоим из двух природ: наша телесная природа сродни вещественному миру, а душа сродни духовному ангельскому миру. Человек был призван возглавить этот мир, но при одном условии – что он научится любить, потому что Бог есть любовь. Для того чтобы человека научить любить, Бог в раю создает все необходимые условия. Если бы Адам не согрешил, не захотел на своем опыте узнать, что такое добро и зло, не будучи еще готовым к этому, с течением времени он все равно вкусил бы от этого древа познания добра и зла, когда утвердился бы в любви к Богу, тогда узнать зло ему было бы не страшно, он бы уже не отпал во зло. Но он, по наущению дьявола, сделал это раньше, чем положено; соответственно, выбрал для себя путь познания добра и зла. Собственно, это и есть смысл жизни: мы приходим сюда только для одной цели – познавать добро и зло. В зависимости от того, что мы приобретем – добродетели, уподобляясь Богу, или грехи, уподобляясь дьяволу, – мы попадем в Царство Божие либо в ад.

Человек, сподобившийся Царствия Божьего, совершенствуется в своих добродетелях, он пребывает в высшей радости, в благодати Божией. Ничего выше нет, чем жить в благодати Божией. Мы живем в чувственных удовольствиях для того, чтобы получить эту радость через свои чувства. То есть в человеке заложена задача – любить и радоваться, потому что мы созданы по образу Бога, Который есть высшая радость, любовь. Человек может реализовать это двумя способами. Либо живя с Богом в благодати Божией, и тогда ему ничего больше не нужно в этом мире, потому что эта любовь воздействует непосредственно на душу человека, минуя чувства. Но, поскольку человек не чувствует Бога, он пытается решить эту задачу через чувственные удовольствия, которые приводят к грехам, страстям и в итоге к гибели – человек попадает в ад.

Поэтому, когда мы крестились, мы стали иметь возможность участвовать в таинствах, через которые получаем благодать Божию и налаживаем живое общение с Живым Богом. Через таинство Покаяния мы исповедуемся, пытаемся покаяться в том, что сделали в угоду дьяволу, избавиться от этого. От Адама и Евы требовалось только одно – покаяться в грехе, но они этого не сделали. От нас требуется только одно – покаяться в своих грехах, прийти к Богу и сказать: «Господи, прости, я буду делать все для того, чтобы больше эти грехи не совершать, а Ты мне помоги». Потому что самому человеку невозможно избавиться от грехов.

Еще раз повторю, люди, сподобившиеся попасть в рай, совершенствуются в добродетелях любви, которые не связаны с плотью. Любовь – это не чувство; это состояние природы человека.

– Способны ли мы понять и осознать Божественное Откровение?

– Конечно. Мы – люди рассудочные, не разумные, разум у нас не работает. Бог нам оставил Откровение о Себе в Священном Писании, оно написано рассудочным образом, чтобы через рациональное рассудочное мышление мы это понимали. Когда мы читаем Священное Писание, в этот момент Святой Дух просвещает наш разум. Просветив наш разум, Он освящает и рассудочную составляющую, познавательную способность души; соответственно, освящает и наши чувства (пять органов чувств). Тогда у человека возникает правильное понимание не только этого мира, но и событий, которые происходят.

Например, сейчас многие не понимают смысл СВО. Все очевидно. Люди Запада, потерявшие Бога, хотят уничтожить весь мир, с помощью идеи либерализма и глобализма поставить единого правителя – антихриста, поэтому насаждают власть дьявола. Власть дьявола здесь основана на людях: чем больше людей он к себе приведет, тем быстрее придет антихрист и будет конец света. Поэтому сейчас наши воины защищают не только Россию, но и все человечество от того, чтобы это не состоялось, чтобы еще было время для того, чтобы люди могли прийти к Богу. Через это мировоззрение становятся понятными все события, которые происходят. Это очень важно.

– Молитва – это разумная часть, рассудочная, сердце?..

– Молитва – это связь с Богом, когда мы общаемся с Богом. Мы читаем утренние и вечерние правила. Но есть такая молитва, которую называют умным деланием, – это Иисусова молитва. Вы знаете, что монахи ходят с четками и читают Иисусову молитву. Человек сходит в сердце как в источник сознания и всех сил души.

Чем молитва отличается от мантры? Есть два важных момента. Первый момент: призывание имени Иисуса Христа, разрушившего власть дьявола над человеком. Второй важнейший момент: глубокое покаяние. В мантрах ничего этого нет. Человек входит в это состояние, и дальше возникает следующее. Когда человек действительно кается перед Богом и плачет о своих грехах, Бог дает ему помощь и дает услаждение, когда слова молитвы прекращаются, когда нет перехода от мысли к мысли и человек находится в состоянии созерцания Бога, в Нетварном свете. Это тот свет, в котором преобразился Господь Иисус Христос; тот свет, который сходит на Пасху (в Воскресение Христово) в Иерусалимском храме. И когда мы смотрим на святых и видим нимб вокруг их головы, это говорит о том, что они этого света достигли. Бог проявляет Себя здесь в Нетварном свете.

– Вопрос телезрительницы из Белоруссии: «Когда я была молодая, я не была воцерковлена, но в душе верила в Бога и смысл жизни видела в том, чтобы вырастить детей, дать им образование. Работала, старалась. Сейчас мне 65 лет, и я совершенно утратила смысл жизни. Дети выросли. Я хочу прийти к Богу, но мне трудно это сделать. Помогите, объясните, как обрести новый смысл жизни, чтобы достойно прожить старость и без страха встретить уход из этой жизни».

– В чем смысл жизни? Только в одном – пройти испытания добром и злом. Для всего человечества, для всех потомков смысл жизни определили наши прародители Адам и Ева. Они захотели на своем опыте узнать, что такое добро и зло, преступив заповедь Божию не вкушать от древа познания добра и зла. Мы все приходим в этот мир только для одной цели: пройти испытания добром и злом. Мы проходим это постоянно. Если прошли испытание, получили от Бога хорошую оценку, дальше нас ждет следующее испытание, и до скончания земной жизни это никогда не прекратится. Зло на нас воздействует, и регулирует воздействие зла и темных сил на нас Бог. Дьявол никакой власти не имеет. Поскольку мы пришли сюда пройти испытания добром и злом, то Бог попускает человеку пройти то или иное испытание, те или иные мысли попускаются от бесов. И от человека зависит, отвергнет он их или согласится с ними, будут они развивать в нем страсти или он будет с ними бороться. Собственно, в этом смысл жизни.

В Священном Писании Нового Завета нигде не сказано, что брак создается с целью рождения детей. Брак создается совершенно не для этого. Брак создается для того, чтобы научиться жертвенной любви. А дети – это уже полнота брака. В Ветхом Завете говорилось о том, что брак создается, чтобы рожать детей, чтобы они дожили до Мессии, Христа, чтобы весь род был спасен. У ветхозаветных людей было совершенно другое мировоззрение. Сейчас брак нужен для того, чтобы мы научились жертвенной любви – высшей добродетели. Она потенциально у всех нас есть, но, чтобы ее достичь, надо умножать благодать и отвергать зло. Часто человек думает, что он делает добро, но оказывается, что это зло. Потому что нет эталона... Должен быть эталон. Эталон – это Святой Дух. Если мы живем в Святом Духе, тогда в нас радость невероятная, неописуемая. Говорить о том, что такое благодать Святого Духа, человеку, который этого не испытывал, все равно что слепому от рождения объяснять, что такое радуга, – он не поймет.

– Как телезрительнице помочь сейчас обратиться к Господу? Как ей принять Его в свое сердце?

– Регулярная исповедь нужна; и не реже, чем раз в две недели, причащаться. Следить за собой, молиться. Для чего нужны посты? Для чего Церковь установила таинства? Все это помощь нам. Чем отличается крещеный человек от некрещеного? Некрещеный человек – это инвалид, который упал и не может встать. Крещеный – это инвалид, который через участие в таинствах и получение благодати идет с палочкой по жизни. То есть мы еще можем дойти до Царствия Божьего.

– Совсем скоро начинается Великий пост – благодатное время для обращения к Церкви и к Богу. Недаром Великий пост называют весной духовной.

Конечно, хорошо, когда все понятно и достижимо. Но иногда мы начинаем метаться по жизни, думать о себе очень плохо, потому что покаяние воспринимаем не только как действие, но и как постоянное самоосуждение, вплоть до какого-то уничижения. Какие-то понятия мы начинаем путать. Как вернуться на путь понимания веры Христовой? Как прийти к тому знанию, которое помогает нашему спасению?

Покаяние – это не хныканье, когда мы льем слезы. Покаяние – это состояние твердой молитвы, твердой дерзновенной просьбы: «Господи, ну не могу я избавиться от этой страсти. Помоги мне. Я делаю со своей стороны возможное, но ничего не могу». Или: «Господи, я не могу простить этого человека, потому что он меня так обидел! Помоги мне его простить». Надо вот так молиться. Или: «Господи, помоги мне избавиться от страсти. Помоги!» Но не так, что согрешил, поплакал и пошел то же самое делать.

Все же прекрасно расписано, как работают те или иные страсти. Я преподаю введение в аскетику. Святыми отцами с IV века все расписано. Наши греховные переживания, страсти – это болезни души. Есть болезни тела, и этим занимается медицина, а есть болезни души. И святые отцы IV века писали об исцелении болезней души в тех же медицинских терминах, только другие прописывали лекарства: против этой страсти делай то-то, против той страсти – то-то. Если у тебя печаль, уныние и ты не знаешь, как с этим справиться, они объясняют, как бес работает с тобой, что пытается у тебя развить и как ты должен этому противостоять. Без этой духовной медицины мы не сможем ничего сделать.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Всякая ли милостыня принимается Господом?»

– Что имеется в виду под милостыней? Можно жертвовать деньги, а можно тратить свое время на то, чтобы в чем-то помочь человеку. Милосердие – это самая простая, самая доступная и самая эффективная добродетель в этой жизни, чтобы уподобиться Богу. Потому что Бог милосерден к нам, и когда мы творим милостыню, мы тем самым уподобляемся Богу. Это самая доступная для нас добродетель. Нет денег – помогай словом. Не имеешь слова – помогай делом. Есть волонтерское движение, в больницах люди работают. Помоги тому, кто нуждается в этом: сходи в магазин, приготовь еду...

Дело в том, что вообще уничтожить грех невозможно, его можно только заменить соответствующей добродетелью. Силы души не могут быть одновременно направлены и на милосердие, и на грех. И когда мы их переориентируем в другую сторону, с греха – на противоположную добродетель, то грех исчезает, мы от него избавляемся. Творить милостыню, конечно, надо.

– Вы сказали, что недавно были в исправительной колонии. В связи с этим вопрос: для каждого ли человека одинаково звучит слово катехизатора? Кто-то находится в начале пути, кто-то уже более продвинутый в вере…

– Прежде чем идти в эту колонию (а были мы там уже несколько раз, но, к сожалению, уже год назад), я спрашивал у офицера, тот же там контингент, который был в прошлом году, или уже другие люди. Мне сказали, что в основном тот же. И мы подготовили следующее занятие по аскетике: строение души, ее силы. На следующем занятии планируем беседовать о том, как развиваются страсти, и на следующем – как это лечить. Когда же я пришел туда, увидел немножко другую аудиторию, и спросил, кто слушал первую беседу о мировоззрении (мы всегда с нее начинаем). Оказалось, что из 17 человек только двое, остальные все новенькие. И мне пришлось в отведенный час кратко рассказать о православном мировоззрении, а дальше наша выпускница, учащаяся второго курса, психолог по образованию рассказала о строении души. И они так благодарили! Это было искренне. Нашего лектора-катехизатора я прерывал тем, что рассказывал, например, как блудный бес работает с человеком, про наркотик.

Что такое наркотик? У человека есть желание любить и радоваться, он принимает наркотик – и задача решена: он получил всплеск гормона радости, и все у него в жизни хорошо, он всем доволен. Потому что есть потребность любить и радоваться, и вот таким химическим способом человек это решает. А что происходит дальше? Дальше доза увеличивается, и человек умирает от передозировки, отравления и попадает в ад. Примерно по этому принципу работают все страсти. Например, блудная страсть: с одним поспишь, с другим поспишь, а потом уже мужа не выберешь. Вот такие мои вставки им очень понравились.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Принято считать, что для того, чтобы развиваться и получать знания, нужно все время что-то новое узнавать. И есть большое искушение смотреть все время что-то новое, причем из разных сфер жизни. Но когда читаешь жития святых, понимаешь, что были такие святые, которые вообще читали только Евангелие, например, тем не менее мы понимаем, что они развивались, становились ближе к Богу. Правильно ли я понимаю, что источником знания они сделали Бога и наблюдение за собой, за своими помыслами, то есть занимались борьбой духовной? Правильно ли делать акцент на этом? Можно ли подражать этим святым? Или нам это недоступно и надо все-таки много читать?»

– Знания можно получать не только через зрение и слух, но и непосредственно от Бога, просвещаться Святым Духом. Вспомните Марию Египетскую: она не была ученой, была простой девушкой (к сожалению, блудницей). Но она настолько угодила Богу своим покаянием, что ее просвещал Святой Дух. Она цитировала псалмы. Откуда она их знала, если не читала? Она знала, что происходит, чем люди интересуются, чем живут те же монахи. Зосима не знал ее, а она его знала. То есть она была духовно выше, ее Святой Дух просвещал.

Много знаний ложных, потому что разум упал в рассудочную область, появилось много знания, желания, любопытства. Возникли всякие ложные философские учения, которые пытаются объяснить мир, но не могут. Эти ложные знания, конечно, накладывают свой отпечаток, формируют наше сознание, но они нам совершенно не нужны, они лишние.

Почему полезно узнавать жития святых? Они показывают, как человек пришел к Богу. Самое главное в этой жизни – узнать Бога. Если мы наладили связь и разум у нас живет в благодати Святого Духа, то преображение этого мира будет происходить правильно, по замыслу Божьему.

Много лжезнаний, которые не нужны. Мы пытаемся объяснить Вселенную, пытаемся объяснить, почему был Всемирный потоп (ученые не могут понять этого). Мы, православные, это прекрасно понимаем – потому, что люди перестали жить с Богом, перестали исполнять единственный закон, существующий в этом мире, – закон любви. Других законов нет. Пока люди исполняют этот закон, общество будет существовать.

Отсюда очень простой вывод: поскольку нам, православным, в полноте дано Откровение Божие и мы имеем возможность исполнять закон любви, то мир этот существует благодаря нам. Нас хотят уничтожить те, кто уже потерял Бога. Все очень просто. А стратегическая задача Бога тоже известна: не придет антихрист до тех пор, пока не будет проповедано Евангелие во всем мире.

– Что это значит?

– Это значит, что Россия, православие сейчас выбраны как центр объединения всех здоровых сил, через которые будет распространяться православие и на Китай, и на Турцию, и так далее. Все это предсказано, это свершится. И перед каждым человеком скоро встанет вопрос: ты с кем? ты хочешь жить в чувственных удовольствиях с дьяволом или хочешь жить с Богом?

– Человек знает, что будет проповедано Евангелие Царствия Небесного. Имеется в виду, что мы будем иметь знание о том, что такое Царство Небесное, и мы либо отказываемся от него, либо принимаем его. Это и есть проповедание Евангелия по всему миру?

– Да, совершенно правильно.

– То есть кто-то отказывается от этого, кто-то принимает.

– Будет разделение человечества очень четкое. Ты можешь и пострадать ради Христа, но ты знаешь, ради чего будешь страдать: потому что хочешь воссоединиться с Богом. Вот этот вопрос будет поставлен перед каждым человеком очень остро...

Ради нас, православных, Бог хранит этот мир. В Посланиях к Фессалоникийцам апостол Павел пишет, что не придет антихрист до тех пор, пока не будет от земли взят удерживающий (в другом месте – удерживающее) (2 Фес. 2, 6–7). Есть много толкований святых отцов, которые говорят, что это любовь. И это правильно. Но праведный Иоанн Кронштадтский и ряд других святых говорили, что удерживающий – это православный царь, правитель, а удерживающее – это православное государство. То есть это те условия, которые позволяют в этой стране, в этом государстве исполнять закон Божий. Поэтому, пока они будут существовать, конца мира не будет. Когда он будет забран от земли и зло распространится среди людей, тогда уже начнутся три с половиной года правления антихриста – и конец света и Страшный Суд.

– И наконец будет золотой век.

– Царство Божие.

– «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Такой радости никогда не испытывал ни один человек.

– Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, хочу к вам обратиться с одним вопросом: подумайте, пожалуйста, в чем же все-таки для себя вы видите смысл жизни? Для чего человек живет на этой земле? Может, все-таки надо наладить живое общение с Живым Богом, чтобы потом, уйдя из этой временной короткой жизни, наследовать Царство Небесное? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос для себя.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать