Беседы с батюшкой. Зачем живем. Протоиерей Вадим Буренин. 18 января 2024

18 января 2024 г.

В студии протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (г. Санкт-Петербург).

– Тема сегодняшней передачи: «Зачем живем?» Может быть, лет в пятнадцать  человек уж точно начинает задумываться над вопросами: «Зачем я живу? Зачем родился? Зачем хожу в школу, получаю образование в институте? Зачем иду на работу, женюсь, рожаю детей?» Для чего живем? Наверное, прихожане задают Вам этот вопрос ежедневно?

– Ежедневно, конечно, не задают. Но время от времени мне приходится на него отвечать. Наверно, я должен сказать прежде всего словами Священного Писания: сомневающийся неблагонадежен для Царствия Небесного. У нас есть возможность иметь в себе крепкую и твердую веру. Веру в то, что Господь наш – любящий Отец. Он имеет желание, чтобы та любовь, которая пребывает в Нем, которую Он излил на этот мир, на каждого из нас, нашла в нас отклик и мы стали наследниками Его Небесного Царства.

Наследниками уже здесь, на земле. То время, которое каждому из нас отведено, мы должны прожить во славу нашего Творца и Создателя, по Его Божественным заповедям, исполнив всякую правду, и раскрыть те таланты и дарования, которые нам даны. И является очень важным искренняя, подлинная любовь. Не чисто формальное отношение к своей вере и к тому, что мы совершаем, а такая подлинная любовь, которая помогает нам в повседневной жизни, ведь нужно изо дня в день жить в любви к Богу и своим ближним, то есть к тем творениям, которые так же, как и мы, созданы Богом. И это является для любого человека испытанием твердости духа и его крепости.

И человек должен научиться пользоваться той свободой, которую ему предоставляет Господь, которая позволяет принимать каждый миг жизни какое-то самостоятельное решение. Такое решение, которое дает возможность человеку или пребывать в любви к Богу и ближним, или, наоборот, быть вне этой любви. О том человеке, который живет вне этой любви, в Священном Писании сказано, что это раб греха, потому что свободным человек может быть только тогда, когда он действительно не имеет в себе страстей, которые сделали его своим рабом. В нашей повседневной жизни нам постоянно приходится сталкиваться с различными житейскими ситуациями, различными духовными вопросами, и очень важно, чтобы мы каждый раз делали правильный выбор именно в пользу Бога и жизни по Его заповедям.

Но что мы наблюдаем на сегодняшний день? Сейчас немало людей говорят, что верующие являются таковыми чисто формально. А ведь человек должен иметь постоянное желание противостоять страстям, максимально удаляться от тех или иных грехов. Современный мир дает нам возможность именно на всякое время и на всякий час отходить от Бога, отходить от любви и предаваться тем или иным грехам. Более того мы постоянно наблюдаем, как и представители нашей христианской веры иногда оказываются иудушками, предателями. То, во что они верили, что исповедовали, оказывается на сегодняшний день перечеркнуто. От некоторых людей мы даже слышим, что они уходят из Церкви и больше не верят в Бога. Современное время действительно порождает во многих людях, даже тех, которые молились в храме и старались жить христианской жизнью десятилетиями, в определенный момент желание отойти от Бога. Человек отходит от веры, от источника жизни. Хотя, казалось бы, должен был за весь этот период времени почувствовать Бога, почувствовать Его дыхание. А он не чувствовал дыхание Духа Божьего, не ощутил Божью благодать.

– А можно ее потерять?

– Потерять-то ее можно, но если человек один раз ее ощутил, почувствовал, что он с Богом, то дальше он может раскаиваться, плакать о своих грехах, прикладывать все усилия для того, чтобы вернуться к Богу. Грехи овладели человеком, это может быть все что угодно: и уныние, и печаль, и отчаяние в той или иной ситуации. Немало ведь бывает и таких случаев, когда, например, онкобольной разочаровывается и задается вопросом: «А почему я? Почему со мной произошло такое?» Именно такие люди зачастую и приходят к нам в храм. Мы помогаем им опять обрести вкус к жизни, то есть почувствовать, что на земле есть любовь: людская любовь к нему и Божья. И когда человек ощущает эту любовь, то дальше преображается и обязательно живет с Богом.

– Вопрос от телезрительницы Валентины из Краснодарского края: «Сейчас детей называют странными именами. Сегодня в новостях услышала, что в Краснодарском крае ребенка назвали Люцифером. В России нет закона, запрещающего называть детей странными именами?»

– У нас в стране есть такой закон. Он предписывает называть детей теми именами, которые являются общеизвестными и общепринятыми в Российской Федерации. Но в данном случае мы понимаем, что родители поступили так исходя из своего внутреннего духовного мира (или, наоборот, из-за его отсутствия). Как бы то ни было, но это их позиция, которая напрямую связана с мировоззрением. Сколько у нас было людей, которых назвали в честь Владимира Ильича? Были у нас и Электроники. Много было различных имен. Это напрямую связано с мировоззрением людей. Человек будет жить с этим именем, по крайней мере, какой-то период времени, если не произойдут какие-то обстоятельства и он сам не поменяет его.

– Он сумеет это сделать только в 16 лет.

Мы зачастую встречаем такое размышление, что тратим свою жизнь на всякую ерунду, на какие-то удовольствия, после которых остается пустота. Но не задаемся вопросом, который может помочь разобраться в каких-то очень сложных духовных вопросах. Это всегда очень тяжело и сложно. Легче же жить наслаждаясь, нежели трудиться и отказывать себе в этих наслаждениях. Можно ли каким-то образом соединить радость этого мира с верой; с тем, чтобы мой духовный труд не был таким тяжелым, угнетающим и все было легко: и в церковь сходить, и исповедоваться, и каяться? Возможно ли такое?

– Где Господь совершил первое чудо? В Кане Галилейской. Там был брачный пир, все люди радовались и веселились. И Господь претворяет воду в вино для того, чтобы люди могли и дальше радоваться и веселиться. Мы живем для радости и веселья. Преподобный Серафим Саровский встречал каждого человека со словами: «Радость моя». Для него общение было действительно подлинной радостью. У него было благодатное внутреннее состояние. Оно передавалось и на того человека, который к нему приходил. Люди ощущали эту благодатную силу, благодатную энергию.

Я думаю, каждый из вас, наверное, ощущал в своей жизни: когда общаешься с тем или иным человеком, появляется такое чувство, что он рад этому общению; более того, радость переполняет его, а вокруг создается такая атмосфера, которая является весьма и весьма благодатной.

Более того, если человек злой, он не может создать вокруг себя радость и веселье в подлинном смысле этого слова. Может быть, там и будет какая-то обстановка, в которой люди будут формально улыбаться, но все равно будет чувствоваться натянутость этих отношений, их неестественность. Когда люди действительно имеют благорасположение друг к другу и пребывают в состоянии благодати Божией, у них действительно радость, они стараются и для других людей создать точно такую же обстановку. И это происходит и в общении, и в каких-то духовных беседах. Это может происходить и во время богослужения в том числе, когда служба совершается таким образом, что все окружающие живут одним, что называется сердцем, одной душой. В этот момент они совершают молитвы исходя из того, что разделяют эту позицию Церкви. Например, когда мы молимся о мире всего мира, о путешествующих, о властях и воинстве и так далее. Когда люди разделяют эти взгляды, то пребывают в состоянии радости, потому что это их внутреннее убеждение, это исходит из их мировоззрения.

И наоборот, когда людям все это претит, они не хотят всего этого ни слышать, ни видеть. Они формально могут находиться в том или ином месте, может быть, даже и в церкви, и проявляют себя соответствующим образом. Мы неоднократно слышим о подобного рода проявлениях.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «В чем смысл жизни одинокого человека? Как относиться к одиночеству: как к предназначенному наказанию или как к испытанию?»

– Если человек является верующим и ходит в православный храм, он не может быть одиноким. Если человек находится в общине, то никакого одиночества нет, потому что такой человек принимает самое активное участие в жизни прихода.

В подавляющем большинстве приходов Русской Православной Церкви есть возможность каждому человеку себя реализовать. Община предоставляет человеку такую возможность. Пожалуйста, общайся, занимайся каким-то общественно полезным трудом, каким-то делом или социальным служением. Бывает, что человек в немощном состоянии. И даже в таком положении на сегодняшний день все равно возможно общение посредством тех гаджетов, которые есть. Община помогает человеку не быть одиноким. Люди общаются, стремятся создать для того, кто в какой-то немощи, такую обстановку, которая бы говорила о том, что человек не одинок, что он любим, что те люди, которые дорожат им, знают о нем и готовы ему помочь во всех его нуждах. И таких случаев ведь немало, когда таким людям идет помощь.

На нашем приходе есть такие больные, которые практически даже и не выходят из своего помещения. И наши прихожане приезжают к ним. И это общение для всех является очень радостным, то есть нет какого-то гнетущего состояния, нет уныния, печали, отчаяния. Сам человек тоже пытается делать все для того, чтобы не пребывать в таком тяжелом расположении духа, а быть в благостном настроении.

То есть создается такая ситуация, когда Господь помогает всем нам быть людьми на самом деле. Ведь это же большая задача – зачем мы живем: чтобы человек был человеком. Для этого, конечно, нужно прикладывать усилия, потому что невозможно просто сказать, что хочешь быть человеком, и стать им. Сказать это прекрасно, но это то же самое, когда человек хочет стать космонавтом или нейрохирургом и так далее. Этому нужно учиться, нужно прикладывать усилия. И вот тот человек, который перед собой ставит определенную задачу, конечно, ее достигает. И ведь то образование, которое человек получает, это же прежде всего совокупность всего того, что делает его человеком. Это же не только то, что человек окончил определенное учебное заведение и имеет какую-то степень и так далее. Нет, это напрямую связано с тем, насколько человек в состоянии овладеть всем тем, что делает его человеком.

– В вашем приходе мне нравится то, что там можно встретить и профессора, и доктора медицинских наук; и при этом рядом будет стоять совершенно простой человек, который не обладает никакими степенями. И все они абсолютно равны, никто не кичится чем-то. Когда мы говорим на тему, зачем жить, часто возникает ответ, что ради карьеры, в том плане, чтобы стать значимым человеком, получить знания, стать хорошим специалистом и прочее. Но при этом человек, который не обладает этими знаниями и регалиями, для Господа такой же, как и любой другой. Почему в вашем приходе эта грань нивелируется?

– Перед Богом все равны. И те люди, которые приходят помолиться в храм, ощущают, что рядом с ними находится точно такой же человек, который предстанет пред Творцом и Создателем со всем тем багажом, который у него есть. Общение в общине помогает людям раскрыть себя.

Вроде бы пришли совершенно разные люди, кто-то является преподавателем высшего учебного заведения, кто-то грузчиком, кто-то уборщицей, кто-то даже, может быть, представителем какой-то экзотической профессии, но они все общаются, и создается такая община, в которой каждый чувствует радость от общения с другим. Каждый из них живет во славу Божию и исполняет то, что может исполнить. В подавляющем большинстве на приходе люди, которые родились еще при Советском Союзе, у них богатый жизненный опыт за плечами. Многие из них молятся уже на нашем приходе не одно десятилетие. Причем они приезжают из разных уголков нашего города, и приезжают именно потому, что есть община, есть то общение, которое позволяет им ощущать себя здесь равными пред лицом Божиим, потому что они христиане, им есть о чем поговорить с теми людьми, которые вокруг них. Те духовные вопросы, переживания, которые у них есть, социальные запросы, которые они пытаются реализовывать, находят отклик и в тех, кто находится рядом с ними. Более того, люди, которые приходят со стороны, видя эту жизнь общины, попадают в такую благостную обстановку, которая помогает им воцерковиться и тоже стать настоящими христианами.

– Рядом с вашим храмом есть медицинский центр, который помогает диагностировать рак; существует часовня, в которую люди могут прийти и помолиться. Вы много общаетесь с людьми, которые столкнулись с такой смертельной опасностью. И я понимаю, что это не полгода, не год, Вы видите этих людей много лет.

– Ежедневно все годы моего служения.

– Я не раз общался с такими людьми и видел, как у них появляются иконы. Помогает ли болезнь человеку преодолеть свое неверие? Верно ли, что иных нужно увещевать страхом? Помогает ли смертельная болезнь обрести смысл жизни?

– Кому-то помогает, кому-то нет. Здесь все происходит по-разному. Не так уж много случаев, которые говорят о том, что люди перед лицом смерти покаялись, преобразились. Человек должен поверить в то, что есть Бог, что Он любящий Отец, что на земле нужно подготовиться к вечной жизни, потому что смерть предстоит каждому живущему на земле. И ценность жизни напрямую связана со смертью, с тем, как человек прожил на земле.

Мы с вами тоже будем стоять пред лицом вечности, и мы не знаем, что будет происходить перед нашим последним вздохом, что нам даст Господь: будет ли это во сне, помолимся ли мы накануне о том, чтобы Он принял наш дух, будут ли такие обстоятельства, когда мы сможем, как разбойник, находясь на кресте, сказать очень важные и нужные слова. Это напрямую связано с тем, как мы живем на земле, что именно с нами происходит: хотим ли, чтобы наша жизнь с Богом была вечной, или не хотим; у нас формальное отношение к этому или же это наше внутреннее убеждение.

Очень много разных ситуаций, и в каждом конкретном случае все зависит именно от того мировоззрения, которое есть у человека. На сегодняшний день очень важно, чтобы мы не проходили мимо тех людей, которые находятся рядом с нами, прежде всего в храме, в общине, к своим родным и близким, чтобы мы интересовались их жизнью. Время от времени приходится слышать, как родители рассказывают, что в храме познакомились со своим ребенком, что они не знали о ребенке каких-то определенных вещей. Вдруг оказалось, что у ребенка есть свой интересный мир, с которым родителям для начала нужно познакомиться. И ведь проблема отцов и детей перед нами тоже стоит во весь рост, потому что родители зачастую заняты своими делами.

Более того, сейчас мы наблюдаем, что даже маленькие дети сидят дома в каких-то гаджетах, и родителям хорошо, что ребенок никоим образом им не мешает, он вроде как бы даже и занят. А потом ребенок подрастает, и оказывается, что между родителями и ребенком настоящая пропасть. Они не понимают друг друга, а многие даже и не хотят понимать, зачем им это нужно.

– Скажите, когда мы вопрошаем, зачем жить, это касается только нашей собственной жизни и нашего предстояния перед Господом или это общее дело? 

Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Когда мы пребываем в Боге, вокруг нас создается духовный мир, который помогает и окружающим нас людям тоже жить с Богом, жить в радости, в любви к Господу и ближним. Все это проявляется и в наших делах, и в наших словах, и в нашем социальном служении, которое возможно в тех или иных обстоятельствах. Как правило, оно возможно в крупных городах; более того, там оно даже необходимо.

Сейчас мы постоянно видим, как многие люди стали осознавать, что социальное служение является очень и очень важным, и они стали помогать тем, кому помощь действительно нужна. Они стали искать людей, нуждающихся в помощи, они объединяются в сообщества, которые помогают таким людям, и таким образом находят себя. И если до этого у них не было стремления проявлять любовь к ближним, то теперь оно появилось, во многом благодаря тем жизненным обстоятельствам, которые складываются на сегодняшний день.

И мы видим, что Господь действительно помогает многим людям обрести себя, и все больше и больше людей говорят о том, что в последнее время они стали более ответственными к тому, что они говорят, что делают, как мыслят, и это не может не радовать.

С другой стороны, мы видим, что есть немало людей, пребывающих в состоянии печали, уныния, тоски, отчаяния, и им нужно помогать выходить из этого тяжелого состояния. Некоторые пребывают в состоянии греховности, и таким людям тоже нужно помогать. Русская Православная Церковь делает все, чтобы помочь людям в тех или иных тяжелых жизненных обстоятельствах. Мы видим, как пастыри Церкви трудятся в тюрьмах, помогая людям. Кстати, в нашем храме из года в год, из десятилетия в десятилетие тоже оказывается помощь людям, которые находятся в местах лишения свободы.

– А как вы здесь действуете?

– Мы отвечаем на письма заключенных, когда они нам пишут. У нас есть возможность помочь им тем, что для них необходимо, помочь добрым словом. Мы посещаем их в тех или иных местах. Наши прихожане даже ездили в Сибирь, в другие места по просьбам людей, которые считали себя незаслуженно осужденными.

Немало людей после освобождения из мест заключения приходят в храм, чтобы помолиться, поблагодарить за помощь. И, конечно, эту помощь мы оказывали и оказываем. Некоторым людям мы помогли дожить до того момента, когда произошел их переход к Богу, и они ушли в мир иной с верой в Бога.

То есть, получается, если я живу ради других, с желанием помогать людям, то у меня не будет возникать этот экзистенциальный вопрос в чем вообще заключается смысл жизни? 

– Человек должен родиться для Бога. Он должен отказаться от своего собственного «я» и полностью предоставить себя Богу. Господь дает человеку те или иные таланты, те или иные дары, которые раскрываются в нем, но раскрываются с помощью Божией, в соработничестве с Богом, когда человек имеет к этому и желание, и намерения, и возможности, и раскрыться ему помогают также окружающие.

Те лучшие дарования, которые есть у человека, он должен постоянно, до последнего своего вздоха предоставлять своим ближним в радости и любви. Это очень важно. Человек говорит: «Вот я, Господи, я весь перед Тобой», и все видят этого человека, потому что он полностью открыт… И людей, приходящих на помощь с совершенно открытой душой, в нашей стране всегда было и есть очень много. Они идут к другим с радостью, с желанием осуществить все то, что в них есть. А в них, конечно, есть благодатная сила Божия, сила любви. Я желаю нашим братьям и сестрам, чтобы и дальше мы с вами жили в любви к Богу и ближним и чтобы никакое зло не могло овладеть нами, чтобы мы не становились рабами тех или иных грехов, тех или иных страстей.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать