Беседы с батюшкой. Во что мы верим. Священник Николай Святченко. 28 декабря 2023

28 декабря 2023 г.

В гостях священник Николай Святченко, руководитель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: «Во что мы верим?» Ваши миссионеры очень активные люди, и каждый раз, когда я встречаюсь с ними, понимаю, что им очень часто в общении задают вопросы о вере, о том, что это такое. И, наверное, они учатся правдиво и понятно отвечать людям.

Когда мы говорим о вере, возникает целая цепь вопросов. Сегодня астрология наконец признана лженаукой. Она всегда была таковой, но сейчас это уже, так сказать, официальный вариант размышлений на эту тему. Оказывается, в Интернете и в магазинах стали пропадать книги, посвященные ей, и люди бегом скупают подобного рода литературу. И это тоже вызывает вопрос о том, во что же все-таки они верят. В нашем обществе существует много таких общих верований, суеверий. Как Вы ответите на вопрос о том, во что сейчас верит наше общество?

– Очень хорошая тема. Спасибо за поднятый вопрос. Мы знаем о том, что часть людей в Православной Церкви регулярно участвует в таинствах, читает, изучает Священное Писание и богословие, старается вести христианский и духовный образ жизни. Но при этом есть часть общества, и, к сожалению, не маленькая, которая, по сути, в своем сознании составляет определенный набор различных компонентов, часто несовместимых между собой, это вера в гороскоп, занятия эзотерикой, ведьмовство, какие-то народные обычаи традиционных религий. Сюда часто включаются и какие-то сектантские идеи. На бытовом уровне процветает банальный атеизм. Такое обстоятельство, к сожалению, фиксируется церковными сектоведами и религиоведами.

Часть общества, имеющая подобного рода сознание, называется «культовая среда общества». Это ее официальное научное название, которое, к сожалению, одновременно впитывает и имеет самые разные представления. И здесь в рамках внутренней приходской миссии мы стараемся всячески инициировать те проекты и инициативы, которые направлены на так называемых «захожан», то есть на тех людей, которые время от времени появляются в церкви.

Скоро близится большой праздник Рождества Христова, Крещения Господня, потом Воскресения, когда большая часть общества начнет себя транслировать как православных христиан. В этот момент приходским миссионерам, да и каждому воцерковленному христианину очень важно пытаться наставлять своих близких и родных, насколько это возможно, донести до них смысл праздника; как минимум с тем, чтобы на основании Евангелия и богословия Церкви показать, что идти за Христом означает тот же самый путь, который проделали волхвы, шествуя за звездой к Младенцу Иисусу.

Хотя кто такие были эти вавилонские волхвы? Сейчас бы мы сказали: помимо того, что это были какие-то вельможи, то есть люди, имеющие определенное уважение в обществе, это были колдуны, эзотерики. Они читали гороскоп. Но при этом Бог открыл им Себя через эту темную, так скажем, сторону духовной жизни. Почему Он им это открыл, остается для нас тайной. Видимо, они были как-то особенно своим сердцем расположены найти истину, и Бог показал им какую-то искру, привел их к Себе через эту путеводную звезду.

И дальше, как мы знаем согласно Церковному Преданию, они станут христианами и оставят свое языческое прошлое, подвергнут себя определенной опасности, не рассказав царю Ироду, где нашли Богомладенца. Когда они не возвращаются к Ироду, то в определенной степени ставят под угрозу свое личное существование. Ведь они, скорее, давали ему обещание как-то прилюдно, при израильской интеллигенции, то есть царь уже наверняка считал себя оскорбленным. Волхвы публично обещали, что если найдут Богомладенца и поклонятся Ему, обязательно расскажут и Ироду, где Тот находится. Они стали в какой-то степени личными врагами для царя, тем самым подвергая себя опасности. Очень важно и человеку, имея языческое прошлое, в том числе занимаясь иногда какими-то вещами, касающимися темной стороны, так скажем, духовной жизни, узнав о Христе, услышав Евангелие, сердцем уже навсегда оставить этот свой предыдущий опыт.

– С одной стороны, волхвы – ученые, а с другой стороны, пастухи – люди совершенно неискушенные. Сейчас мы бы их называли простыми. Они тоже пришли к Младенцу. Имеется в виду, что и от знания, и просто от какой-то своей неопытности можно прийти ко Христу. Мы помним, как люди приходили в храмы и по сто человек в день принимали крещение. Сейчас храмы, даже большие, не наполнены молящимися.

На Рождество, конечно, невозможно будет просто войти в храм. И на Крещение будет много людей, которые придут в храм за водой. У меня есть вопрос, который как раз связан с миссией. Я знаю о том, что у вас проходят такие акции, когда миссионеры объясняют пришедшим, Кто же Такой Христос и почему мы приходим за крещенской водой. Расскажите об этом. Будут ли такие беседы в этом году?

– Да, мы традиционно, уже примерно четвертый год подряд, осуществляем организацию крещенских акций, когда 18 и 19 января на приходах Санкт-Петербургской епархии будет осуществляться благовестие ко всем тем людям, которые придут за водой; конечно, если они будут согласны пообщаться. В очереди за водой им будет предложено поговорить о том, что такое святая вода, как с ней необходимо обращаться.

А оттолкнувшись от этой темы, благовестник будет дальше вести человека в более глубокие размышления, касающиеся Рождества Христова и вообще христианской жизни; касающиеся прежде всего того, чтобы человек, если он еще неполноценный воцерковленный прихожанин данного храма, стремился к этому, чтобы понимал высокую ценность Святого Причастия и таинства Исповеди, в целом церковной жизни.

– Вопрос от телезрительницы Галины из Краснодара: «Скажите, пожалуйста, моя дочка летом на ноге носит цепочку с золотой лягушкой. Такое украшение. Можно ли его носить?»

– Если это предмет украшения, то здесь нет никакого вопроса, кроме какого-то личного предпочтения. Если же это вещь, которая означает что-то на языке эзотерики, якобы предохраняет человека от порчи или притягивает каких-нибудь духов (или отгоняет их), то, конечно, христианин не должен этого делать. Это является суеверием.

– В одно время в домах было буквально засилье таких фигурок, которые нужно было по-особому трогать, чтобы притягивать деньги. Были и специальные лягушки с монетами. Люди дарили таких лягушек, чтобы в доме был достаток и прочее. Сейчас опять-таки все время говорят про фэн-шуй. Как Ваши миссионеры отвечают на эти вопросы?

– Здесь всегда должно учитываться одно важное обстоятельство: согласно статистике, подлинно материалистически и атеистически воспринимает этот мир лишь небольшой процент общества. Часто люди объявляют и декларируют себя атеистами, но на самом деле стоит немножко покопаться в их сознании – и оказывается, что они верят в одно, в другое, в третье, в четвертое. Человек принимает очень много вещей одновременно, которые вообще не касаются материи как таковой. Поэтому здесь мы встречаемся с фактом, который на формальном уровне вывел еще Иммануил Кант: каждый человек в структуре своего сознания имеет определенную ячейку, если можно так выразиться, отвечающую за религиозность, духовную сферу. То есть каждый человек воспринимает эту духовность и религиозность, так или иначе улавливает ее, транслирует в ту или иную сторону.

Но при этом есть разные уровни духовности. Самый простой и бытовой – это уровень духовности в отношении так называемых суеверий. То есть то, когда духовная жизнь кажется абсолютно подобной материальной: в ней есть определенные законы, выполняя которые мы будем получать какое-то благо. Мы в определенном порядке ставим кровати, чайники, как Вы говорите, по фэн-шуй, или определенным образом расставляем цифры (нумерология) и так далее. Эти духовные законы просто нужно знать для того, чтобы банально жилось легче, сытнее, богаче, веселее.

Следующий уровень – это когда люди хотят как-то влиять на свою судьбу и судьбу других людей. Здесь они уже включают какие-то занятия колдовством, ведьмовством, эзотерикой, гороскопами. То есть появляется более сложная структура. Но отношение к духовности здесь тоже как к какой-то науке, подобной естественной, что можно, якобы полностью соблюдая определенные формулы и правила, принудить потусторонние силы тем или иным способом отражаться в нашей жизни, исправлять нашу судьбу или как-то влиять на ее, так или иначе пускать ее по тем рельсам, которые нам необходимы.

И мы видим, как в XX веке произрастают самые разные псевдонауки на каком-то общем, даже мировом уровне, типа саентологии, парапсихологии и многих других. Все форматы псевдонаук заявляют о том, что они открыли сакральные, духовные законы и теперь применяют их для того, чтобы нынешняя жизнь была благополучной и успешной, чтобы человек жил в максимальном довольствии.

По сути, здесь идет речь о таком обыкновенном языческом, магическом подходе к духовной реальности, когда она подразумевает под собой некие силы, с которыми можно так или иначе вступать в отношения, манипулировать ими или следовать определенным принципам, которые они декларируют. В этих отношениях нет Живого Бога, нет Христа, нет той подлинной веры и взаимоотношений, к которым призвана человеческая душа.

– Именно личных взаимоотношений с Богом. Но мне иногда кажется, что и у нас в Церкви бывают люди, которые занимаются неким магизмом. Если верить в свечку, грубо говоря, и при этом не приобретать личной веры и личного контакта с Господом, то это мало чем отличается от любой другой магической истории.

– Переступив порог церкви, мы должны внутри себя бороться с этими языческими корнями. Они постоянно дают о себе знать, произрастая в различные тернии и формации, чтобы даже истинного Бога и Христа как-то, грубо говоря, подмять под себя для того, чтобы сделать Его похожим на тех языческих богов, которых мы встречаем в дохристианском прошлом.

Человеку очень важно каждый раз пытаться фиксировать этот момент на исповеди, каяться в этом, пытаться вникать в Евангелие, в христианское богословие, воспринимать себя в молитве как человека, стоящего перед Богом. Мы просим что-то для себя, но при этом даем Ему возможность действовать в нашей жизни. Мы доверяем Богу в том, что Он будет действовать наилучшим образом, таким, который будет полезен для спасения нашей души. И вот эта непредсказуемость Божиих действий для человека, который еще не совсем расстался с таким магическим сознанием, является самым неудобным, потому что ему хочется по полочкам разложить всю жизнь, чтобы все в ней было предсказуемо.

Как мы помним, и апостолы в том числе хотели того же. Они каждый раз спрашивали у Христа, что им будет за то, что они пошли за Ним, воссядут ли они с Ним в Его Царстве, один по левую руку, другой по правую. И Господь говорит им, что с ними будет то же, что и с Ним. А Он идет на смерть. Ученик не больше учителя. Христос каждый раз сбивает Своих учеников с этих рельсов, чтобы они не думали, что дальше будет какое-то благополучие. Он говорит, что дальше будет не то чтобы все плохо, но что они должны быть готовы к любому повороту жизни. Бог будет открываться с самой неожиданной стороны, и в жизни будут происходить такие перипетии и обстоятельства, о которых они даже представить себе не могут.

Быть христианином – это всегда идти на определенный риск. Магическое же сознание заставляет нас хотеть комфорта, какой-то перспективы и того, чтобы жизнь была спокойной.

– И самое главное думать, что если я православный христианин, то точно спасусь. Имеется в виду, что и в этом у нас тоже существует если не магизм, то подмена.

– Да, в каком-то смысле такое бывает.

– В нашем епархиальном музее есть выставка, посвященная святому благоверному князю Александру Невскому. Я знаю, что один из ваших миссионеров постоянно ведет экскурсии для детей в этом самом музее и рассказывает о князе. Когда прохожу мимо, очень часто останавливаюсь и слушаю, как он общается с детьми. Все это происходит очень талантливо.

Мне казалось, что это здорово, дети узнают об Александре Невском. И после экскурсии могут пойти в Александро-Невскую лавру приложиться к его мощам. Но я сам видел, как мамы стоят на страже и ловят своих детей, чтобы они не только не подошли к мощам святого князя, но и в храм не зашли. Более того, это происходит на уровне какой-то тотальной агрессии. Каким образом можно воспитать ребенка в христианской вере, если родители столь активно против? Почему такое происходит и как с этим бороться?

– Если родители активно против воспитания в христианской вере, то это, конечно, большая проблема. Но при этом я лично неоднократно видел, как дети приводили родителей в храм и в Церковь.

По крайней мере, на уроках основ православной культуры или в результате осуществляемой нами миссии мы сеем эти зерна, закладываем в природу человеческой души определенные знания, передаем духовный опыт. Дальше, конечно, остается непредсказуемым, как эти зерна прорастут, какой дадут всход, но хотя бы, как нам кажется, у детей появляется некоторая альтернатива, они вспомнят, как им об этом рассказывали в церкви, как проповедник рассказывал об Александре Невском.

– Но это через какое-то время…

– Конечно, это задел на будущее. Мы понимаем, что здесь и сейчас эти дети, если родители не способствуют их воцерковлению, не пойдут в храм на исповедь и причастие. Но это, возможно, спустя несколько лет поможет им, когда в них начнет просыпаться духовная жажда, их компас повернет в сторону храма, ведь он уже будет им знаком.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Христос в Евангелии говорил исследовать Писание. Можно верить, познавая и изучая духовный и материальный мир, а можно верить, выполняя определенный набор обрядов в ожидании чудес и сказок. Так к какой вере призывал нас Христос?»

– Во-первых, Он призывал человека к тому, чтобы тот пришел к Нему. Он говорит: Я есмь дверь, Я есмь хлеб жизни, поэтому несправедливо было бы христианство воспринимать как какое-то учение или морализаторство, как какую-то философскую школу или организацию. Церковь – это та сфера, где мы встречаемся со Христом, и цель нашей жизни – это встреча с Ним и дальнейшее со-бытие с Ним, как говорят учители Церкви. Причем не только со Христом, но и со своими ближними. В них мы должны учиться видеть Бога, поэтому любовь к Господу и любовь к ближнему, по сути, две стороны одной и той же монеты.

Христос призывает нас к личным взаимоотношениям с Ним. Они являются для каждого человека уникальными, непосредственными и должны быть в его жизни неким идеалом.

Наша духовная жизнь похожа на жизнь каждого человека с момента его физического рождения. Мы так же рождаемся и духовно: вначале проявляем себя как младенцы, питаемся нетвердой пищей. Вначале нас носят на руках, потом мы начинаем ползать; и наконец начинаем передвигаться самостоятельно.

На первых этапах человек должен быть послушен и подчиняться своему духовному руководителю. Когда духовный отец видит, что его ученик или ученица могут двигаться дальше, то дает им больше свободы. А дальше человек уже сам может стать духовным учителем или стать крестным для кого-то, начать учить других. Это процесс, который связан с разными этапами, поэтому здесь нельзя дать одинаковый рецепт для всех. Человек как в физической жизни проходит несколько возрастов, так и в духовном возрастании у него есть разные этапы познания Бога и духовной жизни.

То есть, получается, изначальный вопрос «во что мы верим?» нам не подходит, потому что в данном случае мы должны от языческого вопроса «во что?» перейти к более конкретному вопросу: «в кого мы верим?» Мы, христиане, верим в Господа нашего Иисуса Христа.

Есть люди, которые верят в Иегову, есть мусульмане, буддисты и так далее, они тоже верят в своих богов, и мы не отказываем им в их вере. Мы не говорим им о том, что они язычники и вообще достойны того, чтобы гореть в аду. И они тоже говорят, что верят. Если каждый православный христианин – миссионер, то каким образом нужно выстраивать с ними отношения, о чем с ними говорить?

Слово «вера» в течение последних столетий использовалось в самых разных контекстах. Сейчас это слово часто используют, в том числе и в современном русском языке, говорят: «Там что-то есть». Но вообще это библейское, евангельское понятие, и сегодня оно уже нуждается в объяснении.

Слово «вера» как евангельское, святоотеческое понятие означает обращенность человека в сторону Иисуса Христа всей человеческой природой душой, духом, телом. Эта обращенность означает, что мы имеем перед собой Христа как маяк нашей жизни, как некую путеводную звезду, освещающую нам путь, по которому мы идем за Ним, и только Христос является для нас тем Истинным Живым Богом, Который принимает человека, любит его, Который отдал Себя в жертву за него. Поэтому эта обращенность и христианское откровение уникальны по сравнению со всеми остальными имеющимися религиозными практиками.

Христианин должен быть уверен в том, что Бог особым образом открыл Себя, насколько это возможно, в лице Иисуса Христа. Апостол Павел говорит: я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. То есть эта короткая проповедь о Господе Иисусе Христе, распятом и воскресшем, является основой нашего благовестия, нашей проповеди.

Мы учим наших благовестников, каким образом нужно общаться в дискуссии с представителями других религий, других конфессий и деноминаций, чтобы это не было похоже на какой-то спор, чтобы показать нашу христианскую позицию по этому поводу, чтобы христианин, миссионер и благовестник видел здесь законченную оформленность, потому что Бог явил Себя не в каком-то бесформенном виде; Он явил Себя конкретно в лице Иисуса Христа.

Это очень важно для Церкви, и важность такого адекватного восприятия Церковью Бога в лице Иисуса Христа с самого начала всячески подтверждается и обосновывается. Мы встречаем это на страницах Евангелия, Деяний, апостольских посланий, когда речь идет о лжеучителях, ересях, еретиках. Мы знаем, что апостол Павел вспоминает еретиков почти в каждом своем послании.

Если бы христианская жизнь заключалась только в исполнении морально-нравственных принципов, а дальше как хотите, так и веруйте (некое адогматическое христианство, как некоторые его называют; есть сейчас в современном мире такие направления), то это не подтверждается опытом ни ранней христианской Церкви, ни Церкви II, III, IV веков.

Тем более это не подтверждается соборным периодом жизни Церкви, когда каждый Вселенский Собор принимал какие-то важные уточнения; например, совечен ли Христос с Богом Отцом, единой ли Он с Ним природы или Христос – это что-то другое; или когда II Вселенский Собор рассматривал нюансы о Святом Духе. Дальше вопрос касается природы, воли во Христе и так далее.

То есть адекватное восприятие Бога, явившегося в лице Иисуса Христа, стало для Церкви самым главным откровением, за которое, как говорится, ломались копья, собирались Вселенские Соборы, и за чистоту исповедания образа Божьего, явившегося в лице Иисуса Христа, велась активная церковная жизнь.

Сразу после Нового года мы начинаем готовиться к Рождеству Христову. Что же означает для всех людей Рождество Христово?

Я скажу, что значит Рождество Христово для меня. Это радость от пришествия в мир Бога, радость от того, что наш земной мир, наша человеческая природа, вообще вся материя стали для Бога родными, стали тем, что Он пожелал освятить, восстановить и, как говорят святые отцы, обожить, в результате чего у каждого человека появилась возможность войти в Его благословенное Царство и стать друг другу родными.

– Скажите, у Вас есть елка?

– Конечно. Скажу несколько слов про елку. Дело в том, что Церковное Предание хранит легенду. Когда святой Бонифаций проповедовал в германских землях, однажды он пришел к одним язычникам и увидел в священной роще дуб, посвященный богу Одину самому сильному скандинавскому богу. Бонифаций на глазах у язычников срубил этот священный дуб, и с ним ничего не произошло. Язычники были в шоке от того, что никак древние боги не низвергли свой гнев на святого Бонифация. Дальше Бонифаций указал на ель со словами: «Вот оно вечнозеленое рождественское древо, напоминающее нам о вечности Истинного и Подлинного Бога, устремленное верхушкой вверх».

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать