Беседы с батюшкой. Великий пост. Священник Александр Акулин 27 февраля 2023

27 февраля 2023 г.

В студии священник Александр Акулин, настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского в Головине.

– Сегодня предлагаю поговорить о посте. Вспоминается евангельский отрывок, когда ко Христу приводят бесноватого и ученики говорят, что не смогли изгнать из него беса. Христос говорит: сей же род изгоняется только молитвою и постом. Значение молитвы нам понятно: мы регулярно посещаем богослужения, читаем молитвы утром, вечером, когда готовимся к причастию, перед едой. Молитвы у нас в жизни достаточно. Поста в нашей жизни тоже, в принципе, достаточно: мы постимся в среду и пятницу, во время четырех больших постов, в какие-то дополнительные дни. Но почему пост уравнивается с молитвой? Молитва – это диалог с Богом. А почему такое значение придается посту?

– Испокон веков в нашей православной традиции пост имеет главенствующее значение наравне с молитвой. Молитва воспринимается как бы пустой и порой бесплодной, если она не подкреплена постом и какими-то добрыми делами. Пост – это духовное оружие для нас, христиан, духовные костыли, можно сказать. Чем важен пост? Как солдат встает на пост, занимая положение в карауле, так и мы, духовные воины Царя Небесного, вступая в пост, активизируем все свои внутренние силы: духовные, душевные и телесные. Потому что душа сама по себе не может предаться молитве, духовному созерцанию, если не будет находить поддержку всего нашего существа.

Человек, упражняясь в посте, получает для себя большую поддержку, потому что тело настраивается на молитву, на воздержание; следует ограничение в еде, которое предписывается уставом, Типиконом. Мы стараемся по мере сил соблюдать предписания не только в еде. Сказано: молитвою и постом. Во время поста усугубляется и молитва. Молитв становится больше, количество молитвословий, звучащих в храме, тоже возрастает. Добавляются службы, которые редко служатся, может быть, только в монастыре: полунощница, повечерие.

Пост – это время духовного трезвения. Мы ждем с нетерпением этого времени, и, когда наступает время поста, нам становится, с одной стороны, даже легче.

Почему пост и молитва идут вместе? Это как два крыла одной птицы. Конечно, когда нет бурь, каких-то треволнений, птица может парить по небу легко, спокойно. Но когда поднимается ветер, птице приходится делать усилия, она начинает сильнее махать крыльями, сопротивляется ветру, пытается уходить от этих потоков. Так и душа христианская, сталкиваясь с какими-то трудностями, усугубляет духовный подвиг.

Поскольку посты всегда предшествуют каким-то большим праздникам, важным событиям христианской жизни, то растут искушения, испытания. Поэтому необходимо применять не только молитву благодарения, молитву радости, но подкреплять это духовным и телесным постом.

– Многие отмечают, что во время поста потоки каких-то искушений, напастей как будто усиливаются. В обычное время они тоже существуют, но во время поста возникает ощущение, что искушения нападают с большей силой. Это правда или это обманчивое впечатление?

– Попробую ответить, опираясь исключительно на свой опыт, но постараюсь подкрепить это и опытом прихожан, с которыми общаюсь. Они тоже подтверждают эти слова. Когда мы вступаем в пост, мы как бы делаем духовный вызов дьяволу. Мы же совершаем духовное делание, начинаем трудиться с особым усилием. Когда мы прикладываем усилия, мы врагу рода человеческого – дьяволу, который не хочет нашего спасения, бросаем вызов, как быку на родео показываем красную тряпку, злим его тем самым. Хотя, конечно же, мы не ставим такой задачи, мы хотим быть с Богом, хотим достичь спасения и Царства Небесного. Тем не менее мы злим дьявола, и он выходит против нас со всей своей силой, звериной и лютой страстью. Какие оружия он применяет против нас? Страсти, искушения, всякие испытания. То есть он активизируется против нас. Когда мы начинаем поститься, прилагать старания, усилия, мы злим противника нашего спасения, врага Божьего, дьявола, и он восстает против нас. И, конечно, нам тяжело в это время.

Многие христиане именно Великий пост считают временем особого испытания. Во-первых, идет подготовка к самому главному празднику христиан – Пасхе. И вообще в весеннее время после тяжелой зимы хочется восстановить силы, хочется более крепкой пищи. И приходят испытания, искушения. Кажется, что у нас должно быть меньше сил, потому что, когда мы начинаем поститься, телесные силы вроде бы немножечко оскудевают, но благодать Божия их тут же восполняет, в ответ на наше усердие, наши молитвы, подвиг поста наполняет нас внутренним духовным содержанием.

Может быть, вы замечали, что первая неделя поста начинается как-то по-особому: читается Покаянный канон Андрея Критского, мы стараемся, всё делаем. И к концу недели наступает какое-то внутреннее легкое удовлетворение от того, что мы в чем-то себя превозмогли, что-то сделали. Многие прихожане тоже свидетельствуют, что первая седмица – особо благодатная. Потом наступает вроде бы какая-то передышка, и можно немножко зазеваться и пропустить духовный удар. Первая битва выиграна, но впереди еще очень много духовных сражений, поэтому нужно поберечь силы. Первая седмица дается для того, чтобы нарастить в себе духовные силы, и очень важно после первой седмицы не расслабиться, а добавить усердия, чтобы достойно пройти поприще всего поста.

– Пост во многом человека ограничивает, в первую очередь – в еде: человек лишает себя определенной пищи, к которой привык. Еще человек, может быть, лишает себя каких-то удовольствий: например, ограничивает себя в просмотре телевизора, или в пользовании компьютером, или в играх. Когда человек себя ограничивает, он начинает раздражаться, выходить из себя из-за того, что сам себя ограничил. Например, я собираюсь поститься, перестаю кушать мясо, но мне очень хочется мяса, и я начинаю злиться, что не могу его есть, и выплескиваю эмоции на другого человека. Получается, результат у поста не совсем тот, какого хотелось бы. Вроде бы пост – светлое, мирное время очищения, а получается наоборот: страсти начинают закипать. Как этого избежать?

– Это еще раз подтверждает, что мы постимся не ради диеты, чтобы соблюсти формальные рамки поста, но понимаем, что пост – это духовная борьба против миродержителя века сего, то есть против дьявола. Есть противник, которому не нравится, что мы постимся. Конечно, в нас закипают страсти, и самые темные уголки нашей души могут внезапно открыться. Такое очень часто бывает. Практически все замечают за собой, что становятся раздражительными, потому что не получают чего-то.

Так происходит с курильщиком: когда он резко бросает курить, ему постоянно хочется к этому вернуться. Об этом говорят люди, которые страдают этим недугом. Так же с игроманией, зависимостью от телефона.

Так же и во время поста: мы пытаемся резко избавиться от того, к чему привыкли. Поэтому Церковь, как любящая мать, готовит нас к посту постепенно, дает подготовительные недели. Постная Триодь начинается за три недели до начала поста. Сначала идет Неделя о мытаре и фарисее, потом Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде. То есть у нас есть время, чтобы как-то настроиться. Вначале идет сплошная седмица, когда мы заговляемся, потом идет седмица в привычном режиме, когда мы можем уже немножечко отойти от мяса, и последняя седмица – сырная. То есть мы постепенно, плавно входим в пост, и это правильно.

Но все равно испытания, конечно же, бывают. Как с ними бороться и не раздражаться, как применить какой-то духовный инструмент, чтобы попытаться противостоять раздражению, – это сложный вопрос. С другой стороны, наверное, всему этому надлежит случиться, потому что, не победив это в себе, не получишь и радости от победы и пройденного поприща поста. Да, конечно, где-то мы бываем побеждены, терпим неудачу, поражение, но все-таки потихонечку, малыми шажочками нужно двигаться вперед и из всего извлекать определенный вывод. И каждый год каждым постом упражняться в этом.

Это как с гирями: ты не можешь сразу взять большой вес, начинаешь с маленького, постепенно добавляешь вес. А потом и большую штангу можешь поднять. Так и в духовном плане: вначале очень тяжело, а потом будет легче и легче.

Но есть еще другой момент. Мы совершаем духовное делание, которому противится дьявол. В подтверждение этому хочется привести достаточно известную историю. Таких историй, наверное, очень много, но я слышал следующую. Один человек, находясь в какой-то другой вере, в другой конфессии, с легкостью постился долгое время: мог не пить днями, неделями обходиться без еды. Потом Господь его призвал, он уверовал и стал христианином: пришел в Церковь, решил жить по-христиански, принял крещение, нашел духовника. Духовник ему сказал: «Предстоит пост, и тебе нужно попоститься, кушать растительную пищу, не есть скоромного». Тот говорит: «И все?» Духовник говорит: «Не смотри на женщин с вожделением, старайся не согрешать в своем сердце, береги себя от худых помыслов, храни себя от страстей – и спокойно пройдешь время поста». Он говорит: «Да это легко, я неделями могу не есть». И каково было удивление духовника, когда этот человек еще на первой неделе поста прибежал и говорит: «Отче, не могу, у меня все страсти вылезли, не могу совладать с собой. Мне хочется мяса, хочется всего. Я не могу молиться, хотя чуть ли не сутками мог пребывать в каких-то позах». И это еще раз подтверждает, что здесь идет наша борьба именно со страстями и пороками.

– Получается, что, начиная поститься, нам нужно быть готовыми к тому, что пост – это некая самопровокация, когда из нас начнут вылезать страсти и мы должны будем их глушить?

– Да, как некий духовный гной. То есть мы выдавливаем все это из себя, и из нас выходит эта зараза. И пока вся наша духовная скверна из нас не выйдет, мы не очистимся. То есть одна из сторон поста – это духовное очищение. Конечно, можно на какое-то время спрятать в себе болезнь, создать видимость, что мы вроде бы здоровы, но от этого здоровыми мы не станем, потому что мы реально больны.

Здесь пост ставит своей целью не внешне показать, что мы стали лучше, легче, более духовно здоровыми, но чтобы это было именно так, чтобы произошло наше духовное исцеление. Поэтому пост предлагает нам не только молитву, но и весь спектр неких духовных костылей, лекарств, то есть духовной помощи, которая выражается в том, что мы можем чаще исповедоваться, причащаться, а также принять таинство Соборования.

То есть во время поста идет работа не только над нашим внутренним осмыслением чего-то, над внутренним деланием в виде молитвы, но идет и соборная молитва, которая выражается в участии в церковных таинствах, когда мы все вместе, едиными устами и единым сердцем хвалим Господа и стараемся почаще бывать в храме.

– Теперь самое время поговорить о разных аспектах поста, ведь пост – это не просто ограничение в пище. Хотя, если говорить о пище во время поста, можно вспомнить слова апостола Павла: кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, да не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. И когда мы сталкиваемся с таким аспектом поста, как еда, как нам подойти к этому с рассуждением?

– Здесь, конечно, очень важно понимать, что пост – это не диета, о чем я уже пытался сказать. Часто бывает, что люди своей главной неудачей во время поста считают то, что им не удалось по каким-то причинам (из-за болезни, еще из-за чего-то) исполнить пост в плане еды. Они очень сильно из-за этого сокрушаются, потому что ставят на первое место воздержание в еде. Но наша православная вера не ставит целью поста соблюдение диеты. А если бы она считала главным соблюдение диеты, то было бы предписано, что нам нужно есть. Конечно, пост в еде тоже нужен, но это не есть такая цель, к которой нужно стремиться.

Помните историю из патерика, как некий старец в Великий Пяток протянул своему ученику стакан молока и велел: «Пей», – а тот с плачем ответил ему: «Я не могу»? И он не стал пить. Тогда старец сказал: «Такой ученик мне не нужен». Если ты изнемогаешь, если чувствуешь потерю сил, никто тебя не осудит, и Господь не осудит, если ты съешь что-нибудь скоромное. Пища не приближает и не удаляет нас от Бога, поэтому апостол Павел и говорит: кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, да не осуждай того, кто ест. Поэтому одно из важных указаний для поста – чтобы мы не ставили пищу на первое место.

Воздержание в пище – это как бы некие духовные костыли, которые Господь дает нам в помощь, потому что, связывая себя постом, мы меньше подвержены всяким страстям. Часто, начав поститься, люди говорят: «Я становлюсь раздражительным, мне хочется съесть чего-то скоромного, но каких-то внутренних страстей во мне меньше, потому что меньше сил на совершение чего-то ненужного».

Допустим, человек мог бы сказать: «У меня после службы, после молитвы остались еще силы, и я пойду погуляю или посмотрю телевизор», – но он приходит после службы уставший, но получивший духовное удовлетворение и ложится спать. У него остается меньше времени и меньше сил на праздность. Поэтому пост – это один из инструментов для того, чтобы бороться с праздностью.

– А могут ли эти слова апостола Павла быть заповедью для поста? Допустим, человек начинает поститься и ставит себе целью не осуждать того, кто в пост выпил стакан молока.

– Думаю, что могут. Ведь цель поста – победить в себе страсти. Одна из таких страстей, особенно у людей, которые много лет постоянно ходят в храм, совершают постное делание, – возникающее о себе греющее душу мнение: «Какой я хороший! Я уже много лет хожу в храм, я уже чего-то достиг». Можно уподобиться фарисею из притчи о мытаре и фарисее, сравнивая себя со стоящим рядом человеком, который вроде бы тоже христианин, тоже крещеный и должен бы знать, как нужно жить, но почему-то этого не делает.

Порой бывает, что два друга оказываются в пост где-то вместе, и, казалось бы, можно поесть чего-то постного, но один из них говорит, что он очень устал, совсем обессилел, и добавляет к своей трапезе чего-то скоромного – рыбку или какой-то сырок, и другому очень важно не осудить его за это.

Апостол Павел говорит, что не нужно смотреть на то, что едят другие, потому что не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. И если в этот момент у человека могут вырваться слова осуждения, то он может потерять уже приобретенные плоды поста. Человек же, съевший что-то непостное, будет меньше осужден за это, чем осудивший его словесно или даже внутренне.

– Замечательная заповедь Спасителя, которую Вы вспомнили. Действительно, нас оскверняют всевозможные выходящие из уст укоряющие, обличающие, оскорбляющие слова, а не то, что входит в нас с пищей. Эти слова Спасителя в первую очередь обращены к тем, кто считает, что пост – это именно ограничение в еде.

– Совершенно верно. И здесь хочется вспомнить, что даже известные духовники, пастыри тоже постом терпели испытания. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, в честь которого освящен храм, в котором я сейчас служу, писал в своих дневниках, как трудно было ему поститься, как он, заступая на пост, терпел испытания и тоже изнемогал и обессиливал.

Я думаю, что нам стоило бы почитать его дневники и почерпнуть из них много интересного. Например, в них можно прочесть о том, что однажды в тяжелые для него дни Великого поста он настолько изнемог, что не выдержал и съел кусок красной рыбы. То есть святые отцы тоже претерпевали те же недуги и страсти, что и мы, но они не считали великим грехом то, что по немощи вкушали что-то подобное.

Бывает, человек во время поста серьезно заболевает, и врачи и священники советуют ему: «Давай подкрепись, съешь чего-нибудь такого, что поможет тебе восстановить силы. С этим тяжелым недугом тяжело бороться, когда находишься в строгом воздержании». Это еще раз свидетельствует о том, что все-таки еда в пост вторична; ограничение в еде – это именно помощь для нас, чтобы мы окрепли духовно в молитве, чтобы у нас не было каких-то земных мыслей.

И вообще что такое постная еда? На Руси всегда говорили: щи да каша – пища наша. То есть человек отваривал картошку в мундире, быстренько чистил ее, съедал с квашеной капустой и шел дальше. А скоромная пища требует большего времени на ее приготовление. Например, чтобы приготовить мясо, нужно вокруг него долго крутиться, на это тратится много сил. А постная пища легка в приготовлении, поэтому у нас освобождается больше времени на молитву и добрые дела.

Службы Великого поста долгие, но мы видим, что в монастырях пища достаточно разнообразная, и она очень простая. Поэтому пища важна, но для нас она все-таки должна быть помощницей, а не каким-то отвлекающим фактором.

– Мы уже отметили, что одной из составляющих поста является еда. Еще поприще поста, безусловно, составляют молитва и добрые дела. Когда мы говорим о том, как побороть в себе страсти, мы понимаем, что добрые дела – это один из эффективных способов борьбы с тем, что, взаимодействуя с окружающими, мы можем их обижать, можем раздражаться на них и вообще реагировать как-то негативно, то есть греховно. И вот добрые дела как бы учат нас все это переосмыслить и начать относиться к нашим ближним по-другому. А как обычно проходит Великий пост у вас на приходе?

– Каждый пост, особенно Великий, требует подготовки. Обычно у нас бывает Масленица, но, конечно же, не в светском ее понимании, без сжигания чучела и так далее, просто идет заговенье на пост. Прихожане пекут блины, приносят их в храм, и все ими угощаются. По сути, получается как бы праздник. Потом мы служим чин прощения, и все просят друг у друга прощения.

Начинается пост, и все по мере сил стараются присутствовать на богослужениях. Святейший Патриарх отдал в Москве указание, чтобы службы в первых седмицах поста начинались в 18.00, и на нашем приходе это тоже неукоснительно соблюдается, чтобы люди после работы могли успеть на Великий покаянный канон Андрея Критского. Утром в нашем храме тоже достаточно много прихожан, особенно на первой седмице.

Службы у нас совершаются каждый день. В среду, пятницу и в какие-то определенные уставом дни люди стремятся причаститься за литургией Преждеосвященных Даров, поэтому народу в эти дни всегда бывает больше. Конечно же, больше людей у нас в храме и в светские праздники – выходные дни. Поэтому Великим постом наш храм наполняется прихожанами, то есть наши прихожане вовлечены в пост.

Конечно же, хорошо, если на приходе есть место – приходской дом или какое-то помещение для проведения праздников, полезного времяпрепровождения. У нас на приходе много разного рода направлений, клубов. Мы стараемся собираться вместе, и постом все это активизируется. Когда уже идет подготовка к Пасхе, люди стараются приходить не только для того, чтобы помолиться, но и чтобы внести свою лепту в подготовку убранства, украшение храма. Пожалуй, это можно назвать своего рода духовной мобилизацией.

– Если я не ошибаюсь, в январе, буквально накануне Крещения, у вас сгорел приходской дом. Скажите, что тогда произошло, как это получилось и как вы это пережили? И помогает ли община восстановить утраченное?

– Действительно, произошло такое несчастье. Мы провели на очень высоком духовном подъеме сочельник, в крещенскую ночь народ потянулся в храм. Все пришли, помогали, и этот день прошел очень активно, нам многое удалось сделать. Традиционно мы стараемся совершать службу в крещенскую ночь.

Мы освятили иордань, потом, после всенощной, я поехал освящать еще одну купель у нас на Головинских прудах. И в этот момент по каким-то пока непонятным причинам произошел пожар. Единственное, известно, что в этом доме оказался без разрешения какой-то человек, юноша, но почему произошел пожар, сказать пока сложно.

– То есть это мог быть поджог?

– Сейчас идет следствие, и, насколько я понимаю, эта причина не исключается. Возможно, произошло какое-то самовозгорание. В общем, пока ничего определенного я сказать не могу. Но это несчастье случилось, был дом – и нет дома, и все это произошло на наших глазах.

Когда мне позвонили и сказали о пожаре, я долетел до храма буквально за восемь минут. Там уже стояли пожарные расчеты, они пытались тушить огонь, подключали гидранты, включали насосы. В общей сложности дом заливали водой четыре часа, поэтому второй и третий этаж фактически выгорели полностью, а первый этаж был так залит водой, что там висели сосульки. Конечно, на тот момент состояние у всех было ужасное, хотелось сквозь землю провалиться из-за всего этого. Стали приходить мысли, что там была и утварь, и иконы, и облачения, и документы, и много чего еще. И что будет дальше?

Конечно, была такая мысль – не дай Бог, чтобы кто-то был внутри, потому что на тот момент я еще не владел информацией. Потом узнал, что там спал наш алтарник – очень хороший человек, отец пятерых детей. Слава Богу, он выжил. Потом он говорил, что его будто ангел разбудил, и он уже прыгал через огонь. То есть каким-то чудом, слава Богу, никто не пострадал.

И было еще одно чудо. Когда огонь из окна дома как будто бы пошел в сторону храма, мы стали молиться, чтобы огонь не переметнулся на храм, стоящий совсем близко. Я сразу побежал за антиминсом (священник первым делом должен спасать антиминсы). И каково же было наше удивление, когда мы увидели, что ветер как будто бы отвернул от храма, а до этого он имел направление четко на храм. Но храм просто чудом совсем не пострадал. Это было настоящее чудо.

На втором этаже дома была маленькая комнатка, учительская, где учителя воскресной школы могли положить свои вещи. Незадолго до этого шла пожарная обработка помещений наверху, и в эту комнатку на время отнесли иконы, еще что-то ценное. Из-за праздника Крещения Господня алтарники не успели отнести все это наверх, и просто чудом многое уцелело. То есть произошло несколько чудес, которые все-таки показали нам, что Господь посетил нас, и, слава Богу, храм не пострадал и никто из людей не пострадал.

Наши прихожане полностью включились в ликвидацию последствий пожара, но все же помощь и поддержка нам еще требуются. Сейчас все у нас выглядит как в первый год, когда мы строили храм.

Многие говорят: «Конечно, нам очень жаль, что все так произошло. Мы уже привыкли, что у нас есть приходской дом, что в нем идут занятия, а теперь нам опять приходится возвращаться к спартанским условиям». Но во время поста это как раз очень хорошо, и сейчас мы видим, что в этом году, как никогда, пост идет у нас особым образом, с каким-то особым духовным подъемом.

Я думаю, что все это произошло, чтобы люди больше молились, чтобы они как-то сплотились вокруг храма и просили Господа и нашего заступника и небесного покровителя святого праведного Иоанна Кронштадтского о помощи в воссоздании, восстановлении церковного дома, воскресной школы, чтобы в полной мере восстановилась приходская жизнь.

– Отец Александр, для всех, кто смотрит нашу программу, скажите, как можно помочь в восстановлении дома. Насколько я понимаю, в доме была и воскресная школа, и ризница, и что-то еще.

– Да. На третьем этаже располагалась ризница, где хранились облачения, иконы. Там был еще кабинет казначея, был мой кабинет, где находились документы. Что-то пострадало, что-то удалось спасти. Воскресная школа – помещение, где занимались ученики, на втором этаже сгорела полностью. Поэтому, если у кого-то будет возможность, пожалуйста, приходите в храм, помогайте нам.

Можно приехать, узнать реквизиты для пожертвований, можно помочь с облачением, книгами, иконами. Скоро мы разместим на сайте храма список того, в чем мы остро нуждаемся. Сейчас как раз подсчитывали урон, который мы понесли. Многие уже нам помогают. Мы выражаем огромную благодарность нашим прихожанам, прихожанам других храмов, отцам-настоятелям, которые не остались равнодушны к нашей беде.

– Вы говорите об этом ужасном событии, очевидцем которого стали, и я понимаю, что вы строили все буквально с нуля. Был пустырь, на котором не было ничего, потом появился храм, дом, в котором велась активная приходская работа, и в один момент этого дома не стало. Тем не менее Вы говорите: «слава Богу»; вспоминаете о чудесах. Случилось это крещенской ночью, а уже на следующее утро Вы служили литургию.

– Да, наутро у нас была литургия. Я, конечно же, не спал всю ночь, поэтому попросил отца Филиппа, нашего батюшку, чтобы он послужил, потому что я ждал приезда нашего владыки – викария Святейшего Патриарха. Конечно, я был в таком состоянии, что служить литургию у меня просто не было сил, но мы все равно помолились. Я стоял и встречал каждого прихожанина. Все подходили, спрашивали, что произошло, и чувствовалось, что люди очень переживают.  

У нас есть традиция на большие праздники, в воскресные дни угощать всех какой-то едой, для чего прямо в казане мы готовим угощение. И в этот день мы тоже готовили угощение. И было очень трогательно видеть, что мы только что вроде бы всё потеряли, но тут же угощаем всех прихожан. Это стало свидетельством того, что идет какое-то повторение жития святого праведного Иоанна Кронштадтского, потому что у отца Иоанна тоже сгорела богадельня, которую он построил.

Когда я немножко пришел в себя, первая моя мысль, первые мои слова были такими: «Слава Богу за все!» Нас многие поддержали, поддержал нас и владыка. И вообще нет худа без добра, то есть не бывает так, что приходит только одна беда. После беды бывает радость и духовная победа. Господь дает нам эту радость и уверенность, что Он готовит для нас что-то лучшее. Это чувство поселилось в сердце фактически в первые часы после происшедшего.

– Будем надеяться, что все у вас получится и что время поста станет для прихожан и других неравнодушных людей временем добрых дел по восстановлению дома на вашем приходе. В разговоре Вы произнесли фразу: «выполнить пост». Обычно мы говорим – пройти, пережить пост. А что означают слова «выполнить пост»?

– Наверное, эта оговорка получилась неспроста, а может быть, это вовсе и не оговорка. Если придать этому слову какой-то духовный смысл, то слово «выполнить» означает исполнить, наполнить. Для нас очень важно всегда уделять внимание сказанным словам. Здесь приходит на память история со словами Господа: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. То есть Господь произнес слово придите, именно определенный глагол.

Возможно, сегодня моя оговорка «выполнить пост» означает, что нам его нужно именно выполнить. Не исполнить, а выполнить. Наверное, она содержит какой-то внутренний призыв в первую очередь к самому себе. Может быть, я сам ставлю себе такую планку. И вообще я очень надеюсь на время поста. Мои родители приучили меня к посту с детства.

Наверное, слово «выполнить» для меня какое-то очень личное, потому что мне хотелось бы, чтобы пост стал выполнением какого-то духовного задания от Господа, чтобы Господь лично мне сказал: «Сделай». Потому что в остальное время все мы куда-то бежим, суетимся, и в храме очень много чего-то наносного, много какой-то суеты. И только Великим постом можно сказать: «Так, давайте помолимся, отдохнем от суеты, от всего лишнего». Наверное, здесь слово «выполним» означает «выполним в полной мере», то есть в полной мере исполним какое-то Божие обращение лично к каждому из нас.

– Отец Александр, в заключение прошу у Вас краткого слова напутствия для наших телезрителей.

– Дорогие телезрители нашего любимого духовного телеканала «Союз»! В дни Великого поста мне хотелось бы пожелать вам помощи Божией, чтобы Господь укрепил каждого из вас, чтобы Он придал вам сил для прохождения духовного поприща поста. Хотелось бы, чтобы именно в этом году у вас не было каких-то особых испытаний и искушений, чтобы пост стал для каждого временем особого духовного трезвения, духовного укрепления,  чтобы вы достойно встретили светлый праздник Пасхи Христовой. Помоги всем Господь! Храни всех Господь!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать