Беседы с батюшкой. Великий пост. Иеромонах Стефан (Игумнов). 25 марта 2024

25 марта 2024 г.

– Сегодня беседуем с секретарем Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонахом Стефаном (Игумновым).

Тема одна – Великий пост. Мы продолжаем разбирать особенности духовной жизни в этот период, особенности богослужений. В будние дни не читаются привычные для нас отрывки Евангелия и Апостола. Мы слушаем не менее интересные и полезные Книги Бытия и Притчей Соломоновых. Книга Бытия читается последовательно с началом Великого поста. Уже прошли рассказы о сотворении мира, о грехопадении. Хотелось бы поговорить о том отрывке, что слышали сегодня в храмах. Мы вспоминаем, как дети Адама и Евы, Каин и Авель, приносили жертву Богу. Каин – земледелец, Авель – скотовод. Они принесли в жертву нечто от результатов своего труда. Господь принимает жертву Авеля, а жертву Каина не принимает. На различных изображениях мы видим, что дым от жертвы Авеля пошел вверх, к Богу, а дым от жертвы Каина лег по земле. Это указывает на то, что жертва Каина не была принята. И Бог в речи, обращенной к Каину, это подтверждает. Почему жертва Каина не была принята Богом? Как возможно, что жертва может быть не принята? Они оба трудились, оба работали и принесли нечто от себя. Получается, не достаточно просто что-то принести? Нужно, чтобы это было достойное приношение, чтобы это было принято.

– Да, это так. Всем известно такое понятие, как каинов грех. Это грех братоубийства. Высшая степень зависти выразилась в таком страшном деянии. Но Вы начали свой вопрос с того, что предшествовало этому греху, что стало началом этого греха.

Совершенно очевидно, что принятие жертвы Авеля и непринятие жертвы Каина не было лицеприятием со стороны Бога, мол, он одного Он любил больше, другого – меньше. Это лишь показывает нам, что к моменту принесения жертвы Каин уже встал на греховный путь. Что-то такое он уже делал пред очами Божьими, что было предосудительно. Или, по крайней мере, нечто такое, чего Господь не мог поощрить. По всей видимости, это было началом того греховного состояния, которое привело к страшному злодеянию – убийству брата.

Есть очень много комментариев этого ветхозаветного отрывка. Можно сказать, что жертва не была искренней у Каина, а Авель ее принес от чистого сердца. И мы видим, в Священном Писании сказано, что Авель принес самое лучшее. Про Каина же ничего такого не говорится. То есть он принес что-то, но, возможно, это было не лучшее от его трудов. Есть такая поговорка: «На Тебе, Боже, что нам негоже».

Очень комплексный тот грех, что мы называем каиновым грехом. История с Каином и Авелем показывает нам динамику греха. Не просто человек согрешил, а потом исправился. Таких историй в Новом Завете очень много. А здесь мы видим динамику. Как постепенно в душе Каина грех занимал все большее место. Как он озлобился, позавидовал и в конце концов убил.

Еще раз подчеркнем, что началось все с малого. С такого небольшого семени, когда он просто что-то пожалел для Бога. Может, и вера его была не столь сильна. Это целый комплекс греховных чувств, греховных состояний, которые были в его душе. Каин и Авель были призваны к тому, чтобы действием показать преданность Богу, проявить свою веру через дела. Может, в состоянии смешанных чувств Каин долго бы еще ходил, но здесь они были призваны проявить веру делами. И она проявилась таким образом, что деяния Каина не были угодны Богу, а деяния Авеля Господь принял.

Есть еще много смыслов. Прообразовательный смысл в жертве Авеля и много других пластов мы можем найти в этом отрывке Священного Писания. Но если говорить о том греховном и страшном пути, который прошел Каин от момента зарождения в его душе греховных чувств, греховных наклонностей до совершения злодеяния, мы понимаем, что эта история может нас многому научить.

Она касается каждого из нас. Несмотря на то что грех Каина настолько страшен, что сложно представить себе более страшный грех, чем убийство брата, этот грех очень распространен в нашем обществе. Он очень распространен и в среде христиан. Не каждый из нас, слава Богу, доходит до крайнего выражения этого греха, но в той или иной степени каинов грех в нашей душе очень часто гнездится.

Как раз эта история показывает нам истоки и начальные стадии такого греховного состояния. Богу нужно молиться искренне, вера должна быть искренняя. Сердце должно быть открыто и к Богу, и к ближнему. Возвращаемся к двум главным заповедям, которые Господь дал нам: любви к Богу и ближнему. С этого начинается все. Если мы не совсем искренни в самом главном, в основе нашей веры и нашей духовной жизни, то мы на очень опасном пути.

– Получается, исток этого греха, который привел к первому убийству в истории, лежал в неискренности своих отношений с Богом… Но есть люди, которые не строят никаких отношений с Богом. У них просто нет отношений с Богом. Они как раз стоят на пути греха Каина, что может привести к страшным последствиям. В мире мы наблюдаем множество последствий такого греха.

– Тот, кто не строит отношений с Богом, так или иначе вынужден строить отношения с братом своим, с ближним. Не случайно опять вспоминаем две самые главные заповеди. Они равнозначны во многом пред очами Божьими: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Есть точка зрения, что атеистов вообще нет. Все люди религиозные. А религия переводится как «восстановление связи с Богом». И если находятся люди, которые отрицают свою связь и отношения с Богом, они тем не менее вынуждены выстраивать отношения с ближними, потому что мы живем в обществе.

И на эти отношения Господь смотрит таким же образом. Они строятся по тому самому закону любви. Закон для выстраивания отношений с Богом и ближними у нас один, здесь нет никакой разницы. Никакому человеку не удастся себя обмануть, говоря, что он ни во что не верит. Это будет ложь.

Я лично разделяю точку зрения, что все-таки не существует человека, у которого отсутствуют религиозные воззрения. Он будет, в крайнем случае, верить во что попало, но верить будет. Так устроена душа, что не может человек полностью отдаться во власть материальных законов и не испытывать ни разу зова Божия в своем сердце.

Выстраивая отношения с ближними, человек должен делать этот выбор. Выбор относительно искренности этих отношений, любви и жертвенности. Мы это видим во всех культурах, во всех религиях, во всех народах. Какие-то элементы всегда присутствуют. Не случайно говорится, что людей, которые не слышали никогда о Христе, Господь будет судить по закону совести. То есть по тем поступкам, которые люди совершали в отношении ближних и других людей.

Весь этот спектр описанных ситуаций и отношений на тему Каина и Авеля. Это все можно понять с большей легкостью, если мы поймем глубже историю Каина и Авеля. Любая ситуация в нашей жизни находится перед очами Божьими, тем более то, что мы совершаем в отношении других людей.

Возможность иметь общение с другими людьми и свою душу очищать через это общение есть школа, которая учит нас общению с Богом. И в этой жизни, и тем более в вечности. Подготавливает нас к тому, чтобы с Богом общаться. Иначе мы не будем способны на это. Вот насколько важны наши отношения друг с другом.

– Первый звонок от телезрителя: «В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит нам: Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Получается, живые крестятся для мертвых. Христос заповедал нам: «Верую крестись и спасен будешь». То есть креститься для спасения, а тут для мертвых. Зачем?»

– Когда священник совершает Таинство крещения, читается отрывок из Апостола, где говорится: «в смерти крестихомся...» Имеется в виду смерть Иисуса Христа на кресте за нас и наши грехи. То есть мы должны осознавать, когда принимаем крещение (и объяснять тем, кого крестим), что происходит в момент крещения. Действительно, мы крестимся в смерть Иисуса Христа.

Что хотел сказать, таким образом, апостол? Мы принимаем крестную жертву Спасителя. Мы становимся ответственны за те раны, которые человечество нанесло и продолжает наносить Господу. Это очень серьезная ответственность.

И Церковь, и священник перед таинством наставляют тех, кто хочет креститься, или крестных родителей. Поэтому существуют огласительные беседы. Мы ворчим, ропщем, что долго нужно готовиться к таинству Крещения. Не всегда получается, не всегда выдерживается определенное количество бесед. Но это важно. Потому что мы крестимся в смерть Иисуса Христа. Читается именно этот отрывок Священного Писания во время крещения.

На самом деле это пронзает. Я сам уже сколько раз крестил, но очень часто именно это место в таинстве Крещения меня пронзает насквозь. Содрогается душа, когда это слышишь. И к себе применяешь, и к тому, что происходит в таинстве. Это мы должны помнить. Об этом идет речь в словах апостола.

Смерть на кресте Господа нашего привела к воскресению. И точно так же сейчас мы проходим поприще поста, погружаясь в страдание Спасителя, вместе с Ним следуя на Голгофу, что будет проявляться в Страстную неделю. Мы надеемся и воскреснуть вместе с Ним. Пройти путь воскресения и испытать Пасху. Встретить этот праздник и торжество нашей веры. Обрести смысл всего того, что мы делаем в жизни и в Церкви.

Таинство Крещения начало этого пути. Только пройдя через крещение, мы можем вступить на этот благодатный путь и прикоснуться к этой сокровищнице, надеясь на то, что крестная жертва Христа будет усвоена и нами. Но это налагает на нас и огромную ответственность, потому что мы принимаем ее и за те язвы, которыми уязвляется Господь. Все люди несут за это ответственность, но мы, христиане, несем ее в гораздо большей степени.

– Апостол Павел пишет, что мы крестимся не только в смерть, но и в воскресение Христово. И действительно, зачем креститься для мертвых? Мы крестимся не для мертвых, а для воскресших, веруя, что после смерти воскреснем, как воскрес Христос.

Вопрос от телезрительницы: «Скажите, как бы совершился наказ Божий: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, если бы Адам и Ева не впали во грех?»

Здесь важно, что Адам и Ева все-таки проявили послушание Господу и исполнили эту заповедь. Именно благодаря этому существует человечество, наша цивилизация, которая очень много ошибалась, делала на своем пути много неправильных поворотов, но каждый раз находились люди, которые возвращали ее на правильный путь, напоминая о Боге. Этими людьми были праотцы, пророки, патриархи, о которых мы регулярно вспоминаем, особенно перед праздником Рождества Христова и во время Великого поста.

Вы упомянули о том, что сейчас читается Книга Бытия и вообще Ветхий Завет, и это прекрасная возможность для нас хоть немного вспомнить, задуматься об этих священных книгах, в которых содержится огромная мудрость, необходимая для нашей повседневной жизни.

Адам и Ева исполнили заповедь Божию, и род их продолжается и поныне. В этом роду есть и грешники, и праведники, и через этот род в мир пришел наш Спаситель, Господь Иисус Христос, благодаря Которому наше существование имеет смысл. И сам Адам получил прощение, надежду на спасение, и он обрел это после крестной жертвы Христа. Это обетование было дано Адаму еще в раю перед изгнанием его на нашу грешную землю.

Да, получается, что мы все-таки стараемся исполнять первую заповедь, которую дал нам Господь, несмотря на все произошедшее впоследствии. После грехопадения Господь снова повторяет эту заповедь, то есть она не отменяется. Наоборот, несмотря на то что земля из-за человеческого греха была проклята и на ней произрастали только волчцы и терние, человек все равно был призван к тому, чтобы обрабатывать ее и совершенствовать, плодиться и размножаться, наполняя ее.

– Совершенно верно. Вы правильно отметили, что эта заповедь касается и всех нас, потомков Адама. Конечно, это не означает, что каждый обязательно должен завести семью и рожать детей, есть ведь и монахи люди, которым Господь не допускает иметь детей. Но в широком смысле, конечно, все мы одна семья, и каждый народ в отдельности, и вообще все человечество, населяющее землю.

Господь благословил, чтобы род человеческий продолжался. Об этом молятся и Церковь, и монахи, живущие в пустыне и не имеющие детей. Монахи молятся за все человечество, за весь род человеческий, чтобы он продолжался и чтобы как можно дальше отодвигалось то время, когда исполнится его полнота и окончится бытие и этого мира, и человека на нашей планете.

А что касается того, что человек еще и ответствен за все творение, это тоже правда, и это тоже послушание в очах Божиих. Мы ответственны не только за нашу семью, наш род и наше общество. Мы ответственны и за природу, и за то, что происходит на земле, за случающиеся катаклизмы, за то, как мы обрабатываем землю и в каком состоянии передаем ее потомкам, и вообще мы ответственны за наше отношение к окружающему миру.

Человеку даны полномочия, дана благодать, дано благословение нести за это ответственность, и у человека есть и определенные способности для того, чтобы реализовывать это благословение. Все технические достижения, которые совершило человечество, всё, что мы имеем, мы получили по благодати Божией.

Если Господь благословил человека обрабатывать землю, значит, Он научил и дал человеку силы и разум, как изобрести трактор и все прочее, вплоть до телевидения. Для чего изобрели телевидение? Не для того, чтобы собираться в его пространстве и ругаться друг с другом, выясняя какие-то вопросы и так далее, а для того, чтобы сеять что-то доброе, как, например, на телеканале «Союз».

Все достижения человеческого разума, все таланты человеческие от Бога. Даже слово «талант», используемое нами, уже упоминается в Священном Писании в притче о талантах, правда, тогда так называлось совсем другое деньги, но потом это слово стало нарицательным и обозначает дары Божии, которые есть у человека, дарования, которые Господь ему дал.

Поэтому заповедь плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю, и обладайте ею –  вообще обо всей нашей цивилизации, о том, как мы должны жить. И самое главное эти слова Священного Писания опровергают любые теории о том, что раз все так плохо, раз мир лежит во зле и грехе и мы такие греховные, значит, нужно, чтобы все поскорее закончилось.

Ведь иногда появляются такие мысли, такие доктрины, что нужно, чтобы человеческий род поскорее прекратил свое существование, что мы ничего не хотим, мы не хотим никакого общества. И если мы не можем разрушить все, так хотя бы закончим все для себя, и так будет правильно. Но у нас есть заповедь Господня, которую Господь не отменял.

– Вопрос от Татьяны из Москвы: «Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: но и волос с головы вашей не упадет. Я читала, что Господь забирает только людей созревших. Недавно в Москве произошла страшная трагедия. Мы знаем, что Каин убил Авеля, знаем о сорока Севастийских мучениках. Получается, что все эти люди, которых Господь забрал, были созревшими?»

Действительно, произошла страшная трагедия, и первое, что в этой ситуации должны делать Церковь и каждый из нас, христиан, это молитва об упокоении убиенных, усопших, чтобы Господь принял их в Свои объятия. А святых людей очень немного. Как правило, каждому из нас есть что сказать Господу до того, как уйти в мир иной, есть в чем раскаяться. Люди далеко не всегда успевают это сделать; тем более когда происходят такие трагедии, у людей мало времени на покаяние, и в этом тоже тяжесть ситуации.

И когда такое происходит, самый первый наш долг молиться об упокоении усопших и  исцелении больных, и к этому сразу же после произошедшего призвал Святейший Патриарх. Во многих храмах практически сразу началось служение панихид и молебнов о здравии, то есть мы откликнулись на эту беду нашим христианским сердцем, и это показало, что борьба между тем, кого в нас больше Каина или Авеля, может закончиться ко благу.

Может получиться так, что Господь все-таки примет нашу жертву, если мы будем трудиться и стараться ради этого, если будем взращивать в наших душах не гнев, не ненависть, а любовь, если будем молиться и всегда помнить о Христе.

А что касается погибших и вообще ситуаций, когда происходят такие трагедии, наш ум, наша душа так устроены, что порой мы всё понимаем, сердцем христианским всё чувствуем, но вопросы все равно возникают: почему, зачем? Священное Писание многократно говорит нам об этом, мы читаем о подобных примерах, и Сам Господь неоднократно объяснял подобные вещи, и они понимаются нашим сердцем, не только умом.

И очень правильно, что сегодня у нас так сложился разговор, что мы говорим и о грехе Каина и Авеля, и о заповеди Божией о возделывании земли, и об ответственности Адама, Евы и их детей (кем все мы являемся) за все, что происходит. Конечно, любые происходящие события – это для христианина побуждение к тому, чтобы задуматься о своих грехах, о своей роли в этой жизни, о том, что он больше сеет в отношениях с ближнимилюбовь или ненависть.

Грех подобного рода накапливается, зло порождает зло, и только христианское сердце может творить великое чудо на зло отвечать добром, потому что так делал наш Господь. Все это многому нас научает, но и не отменяет трагичности подобных ситуаций, когда они происходят.

Вообще трагедий в нашей жизни много очень, и главное, что нас спасает, это молитва. Молитва помогает нам понять глубокие духовные законы даже самых трагических событий. Они понимаются и постигаются в глубине нашего сердца, когда мы остаемся наедине с Богом, когда предстоим перед Ним и хотим, чтобы Господь принял нашу жертву, как Он принял жертву Авеля, и не делаем каких-то лукавых движений в нашем сердце, как это делал Каин. Мы молимся Богу с чистым сердцем, и тогда Господь открывает нам великие тайны. Он показывает и подсказывает, как нам жить дальше, когда сегодня так тяжело всем.

Вспоминается отрывок из Евангелия о том, как у Христа спросили Его мнение о погибших галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью их жертв. И Христос на это ответил: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?.. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Конечно, после такой трагедии мы не можем не молиться за тех, кто погиб, пострадал. Но с чем мы идем дальше?

– Я не привел пример с Силоамской башней, потому что не могу допустить неподъемную для меня мысль, что этот отрывок можно применить к данной ситуации, что кто-то мог так подумать о погибших. А с чем мы двигаемся дальше? Мы должны задуматься об этом, потому что все это про нас, все, что происходит в нашем обществе, вокруг нас, с нами, происходит не на другой планете.

Конечно, в произошедшем есть конкретные виновные, конкретные злодеи. Вообще в любой ситуации, когда совершаются преступления, есть конкретные преступники. Но опять же все это про нас в том смысле, что, наверное, в нашей собственной жизни недостаточно молитвы. Если мы задаемся вопросами и не находим на них ответов, значит, мы мало делаем для того, чтобы Господь дал нам их. Мы не спрашиваем об этом Господа, не просим Его о том, чтобы Он устроил нашу жизнь по христианским началам.

Вообще трагедии бывают разными, порой бывают и такие, в которых на первый взгляд никто не виноват, например, природные катаклизмы. Тем не менее, скажем еще раз, христианину любую человеческую боль нужно проводить через свое сердце. И я увидел, как никогда раньше, что наше общество единодушно откликнулось на произошедшую трагедию, которая всех потрясла своей циничностью, неприкрытой жестокостью и ужасом.

Страшно, что это совершила человеческая воля. Наверное, именно это больше всего ужаснуло всех нас. Но, на мой взгляд, отклик был очень христианским. Святейший Патриарх сразу же благословил всех нас молиться и правильно сориентироваться в этой ситуации, и президент наш сказал очень правильные и глубоко христианские слова о том, что эта беда ни в коем случае не должна расколоть наше общество. Это значит, что мы не должны сейчас культивировать ненависть в наших душах.

А как в такой ситуации может поступать человек? По-моему, только наша православная вера и Сам Господь могут дать нам ответ на этот вопрос. Именно в таких ситуациях мы, пожалуй, и понимаем, насколько нам нужен Христос, что без Него все происходящее вокруг нас не имеет никакого смысла.

И это тоже к теме о молитве, ведь сегодня мы находимся на пересечении нескольких сложных тем, говорим об искренности и неискренности в отношениях с Богом. И как важно, когда нам так тяжело, быть искренними в отношениях с Богом, потому что малейшая неискренность, закравшаяся в этот диалог, может увести нас по совершенно другому пути и привести к разным мыслям, которые ведут к тяжелым грехам.

С этого мы начали наш сегодняшний разговор, и это очень правильная основа всех наших духовных размышлений, рассуждений. И, пожалуй, в дни Великого поста мы сугубо подумаем о том, как сделать так, чтобы все, что мы делаем, все наши молитвы, наши постные труды, наша церковная жизнь, отношения с ближними и в первую очередь отношения с Богом строились на основе нашей искренности, чтобы мы не обманывали, не лукавили и в глубине души своей, и видимым, очевидным образом. Ведь зерна лукавства на самом деле порождают каинов грех.

– Казалось бы, лукавство это что-то мелкое, даже не обман. Лукавство это когда что-то недоговорил, когда выразил свою мысль несколько иначе, как бы завуалированно, так что эта мысль стала непонятной, но результаты здесь могут быть совершенно невероятными. А дальше следует обман, клевета, и на примере Каина мы видим, что в перспективе это может дойти и до убийства.

Да, и при этом еще важно, что в сердце Каина имело место такое греховное начало, как зависть. А зависть несовместима ни с любовью, ни с братолюбием, ни с искренностью. Она гораздо ближе к ненависти. Вот завистник никогда не бывает искренним. Казалось бы, что тут такого, если мы завидуем? Очень часто мы даже не замечаем, что завидуем, но в этом кроется корень страшного греха, и этот корень нужно истреблять.

Что такое серьезная духовная работа? Это не просто прийти на исповедь и сказать: «Я осудил, но больше осуждать не буду». Осуждение это грех, который имеет очень глубокие корни, и один из корней этого греха – зависть, если уж мы говорим про Каина и Авеля.

Наступает весна, и многие из нас начнут заниматься своими огородами. Все мы хорошо знаем: сколько ни вырывай сорняки, они все равно будут расти. И когда мы ходим на исповедь и говорим, что опять осудили, то кто же будет вырывать корни? Когда мы начнем это делать? Ведь мы прекрасно знаем, что это нужно делать, что у сорняка нужно вырвать корень, а для этого нужно поискать его в земле, нужно повозиться.

Это и есть духовная работа, если мы говорим о нашей душе. И если мы не будем этого делать, то будем топтаться на одном месте, наш огород постоянно будет требовать от нас какой-то очистки, нужно будет все время вырывать одни и те же сорняки, и не исключено, что рано или поздно это нам надоест. И тогда все порастет быльем и может привести к гораздо более страшным и тяжелым последствиям, чем мы себе представляем.

Наверное, пост и дан нам для того, чтобы мы использовали это время и все средства, которые дает нам Церковь, для искоренения греха и занялись его корнями, а не верхушкой.

– Продолжаем разбирать отрывок, когда Каин еще не совершил убийство, но Господь уже не принял его жертву. Как пишется в Книге Бытия, у Каина поникло лицо, то есть по лицу его было заметно, что он недоволен или расстроился произошедшим. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Получается, что Господь предлагает интересную методологию. То есть по состоянию Каина было видно, что у дверей, рядом с ним, уже лежит грех, но у Каина еще есть шанс пройти мимо этого греха. То есть грех как бы призывает его к себе, соблазняет принять его, но Каин еще в силах господствовать над ним, то есть одолеть в себе это влечение ко греху.

Мне это напомнило другие слова Господа, когда Он говорит: а ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне.  То есть веселись, не принимай на себя маску некой скорби, грусти, каких-то трудов постных, а улыбайся и будь приветлив с людьми, если, так сказать, расширить понимание этих слов.

Вы сказали, что Господь спросил у Каина: отчего поникло лице твое? Наверное, даже в Великий пост наше лицо не должно быть таким. Постные труды это тоже жертва, которую мы стараемся принести Богу. Хотя христианство, в отличие от некоторых других религий, учит, что Господь ни в каких наших жертвах не нуждается, да и плоды, которые приносил Каин, и даже первородные животные, которых принес в жертву Авель, Богу были совершенно не нужны. Ему нужно было другое сердце одного и другого.

Точно так же все происходит и сейчас, поэтому наши духовные труды и постное делание вполне сравнимы с жертвой, которую мы приносим Богу. И лицо наше не должно выражать отягощение. А чем отягощены наши мысли, наша душа? Лукавством. Почему у Каина было такое лицо? Да потому, что ему все еще было стыдно. Он еще стыдился, еще не убил в своей душе совесть, потому Господь еще говорил с ним и все это ему объяснял.

Вот и нам тоже нужно слышать голос совести в своей душе. Стыд это хорошее чувство, но причины стыда, греховные начала, которые мы взращиваем в своей душе, нам все-таки нужно искоренять, по крайней мере, нужно пытаться их выявлять. Можно много говорить о том, как плохо грешить, как плохо лукавить и как хороша добродетель, но, может быть, стоит начать с избавления от лукавства, связанного с тем, что мы обманываем себя, пытаясь бороться только с проявлениями греха и даже не приступая к тому, чтобы удалить сам корень греха из своей души.

Вот мы снова осудили человека и снова каемся, но мы никогда не признаемся себе, что осуждаем потому, что завидуем этому человеку. А если мы не будем лукавить и признаемся, почему осуждаем, почему так ведем себя по отношению к ближнему, то, наверное, будет какой-то толк в нашем постном делании, в наших постнических трудах. 

Мы еще услышим о том, как Каин совершит убийство своего брата, а Господь даст Каину возможность жить дальше. Но Каин покинет места, где живут его родители, братья и сестры, он уйдет в какие-то отдаленные места, построит свой город и станет родоначальником собственного народа. И получается, что Господь дает возможность этому греху размножаться, распространяться через потомков Каина. Как же так? Почему Господь не пресек все это на корню?

Потому, что грех это не то, что передается напрямую по наследству. Да, последствия греха сказываются на потомках, поскольку грех поражает даже плоть человека. И если человек подвержен каким-то вредным привычкам, то это сказывается на его организме. Но самое удивительное, что даже если человек злой, это будет отражаться и на его теле, его организме, и на его потомках.

Конечно, свойства характера передаются по наследству, но Господь все устроил так, что каждый человек несет ответственность за свой личный грех; у каждого есть в жизни выбор совершать грех или не совершать. А в случае с Каином, возможно, все его многочисленные потомки имели шанс молиться за него.

Господь так премудро все устроил, что мы можем быть подвержены тому или иному греху в силу нашей наследственности, но мы можем и бороться с этим грехом. И совсем не обязательно, что мы совершим какой-то грех априори, то есть по факту нашего рождения в той или иной семье, в том или ином роде. Здесь все зависит от нас.

Молитва за наших усопших предков совершенно точно им помогает. Так устроил Господь, в этом Он проявил Свою великую милость. Поэтому, благодаря такому большому потомству Каина, есть шанс, возможность того, что грех его будет вымолен, и в конце концов этот род, который начался с такого преступления, закончится каким-то благодеянием. Господь всегда оставляет пути ко благому и хочет, чтобы мы нашли эти пути и следовали по ним.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записали Анна Родионова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пушкине священник Павел Зуев.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать