Беседы с батюшкой. Великий пост

17 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии священник Андрей Щукин.

– Мы продолжаем цикл программ, посвященных теме Великого поста. Мы уже поговорили с предыдущими гостями о подготовительном периоде. Сейчас, в самом начале Великого поста, я собрал наиболее часто встречающиеся вопросы в Интернете и хотел бы, чтобы Вы на них ответили.

Где в Библии прочитать о посте?

– В ветхозаветный период истории человечества тема поста – понятная тема, которая встроена в жизнь. То есть когда ты что-то хочешь попросить у Бога, ты себя ограничиваешь, совершаешь какие-то действия, которые приводят к состоянию смирения. Ты смиряешься перед Господом: «Господи, я иногда Тебя не замечаю, но я признаю не только Твое присутствие, но и Твою власть в этом мире».

Собственно, когда мы в чем-то себя ограничиваем, мы таким образом проявляем почтение к тому предмету или человеку, по отношению к которому себя ограничиваем.

В Священном Писании пост начинается с появления людей. В каком смысле? С момента появления первых людей, Адама и Евы, сразу же появляется ограничение. Мы видим повеление Божие: все ты можешь, все тебе доступно, открыто, все сделано для тебя – пользуйся, но есть древо в раю (Священное Писание называет его древом познания добра и зла), к нему руки не простирай.

Это тренировка воли. У человека есть ум, чувства, разум и воля. Господь понимает, что для развития человека и его постоянного совершенствования требуется тренировка воли. И с этого момента некое ограничение входит в жизнь человека. Впоследствии, когда человек воспринимает, что в его жизни должно быть ограничение, история человеческого рода развивается по Промышлению Божьему.

Дальше пост связан с усилиями человека. То есть человек вспоминает о посте и понимает, что он не всесильный, не всеядный, не всемогущий. Пост – это разумное отношение к самому себе. В Ветхом Завете одна из форм поста – молчание: ты должен замолчать, чтобы услышать голос Божий. То есть ты должен отстраниться от своих повседневных дел. А повседневные дела были достаточно серьезными: люди Ветхого Завета заботились о хлебе насущном; если перестанешь заботиться о хлебе насущном – тебе никто его не даст.

Пост – это дисциплина, предельное внимание человека к святыне, к Богу, может быть, к событию (искушение, война или еще что-то). Когда человек страждет, он налагает на себя пост. Искупление грехов обязательно сопровождалось постом: прежде всего это какое-то воздержание в пище, вплоть до того, что человек ничего не ел в течение дня; сугубое покаянное моление, милостыня. То есть это какие-то действия, которые сопровождают человека, когда он желает встретиться с великим, священным или что-то хочет попросить у Бога.

Очень интересно пребывать в молчании, когда ты прислушиваешься к тому, что скажет тебе Бог, а не к тому, что подскажет тебе сердце. Бог от чего-то избавит, что-то откроет, приведет к тебе какого-то человека. То есть это обязательно сопровождается каким-то действием, которое не связано с тобой лично, но оно влияет на тебя. И это ответ на твой пост.

В Священном Писании есть такие моменты, когда праведники Ветхого Завета (царь Давид, пророки) постятся. Самая известная история с постом – пост Ниневии. Господь отправляет пророка Иону с повелением сказать ниневитянам, что терпение Божие закончилось. «Что нам делать? Если мы наложим на себя пост и будем поститься сорок дней, помилует ли нас Господь?» И они постятся сорок дней.

Для ветхозаветного сознания пост – это просто часть жизни; это инструмент, это то, что понятно и с чем ты не споришь. Зачем поститься – такого вопроса в Ветхом Завете вообще не звучит.

– Почему раньше эти ограничения являлись естественной частью жизни, а сейчас мы, возможно, боремся с ними?

– Наверное, люди Ветхого Завета просто прислушивались к своей душевно-телесной природе. Они понимали, что они – часть природы, часть мира Божьего; соответственно, в этом они видели свое предназначение. Может быть, в животном мире они не находили таких примеров, но именно пост отличает человека от представителей животного мира, природы. В этом особое отличие, потому что животные не постятся, в мире природы этого нет. Люди чувствовали эту связь и понимали, что если допустить в своей жизни какую-то всеядность, безграничность, когда можно есть что угодно, то жизнь будет очень короткой. Поэтому ели не всё, а в какие-то особые моменты ели совсем скромно.

– Вы сказали, что в особо тяжелые периоды люди налагали на себя еще большие ограничения. Почему? Ведь и так было тяжело? Вместо того чтобы расслабиться...

– ... и устроить пир во время чумы? Люди понимали, что цель их существования – это благоденствие, счастье (народа, конкретного человека, конкретной семьи). И если появлялись какие-то события, которые препятствовали благоденствию, это воспринималось как наказание: что-то мы сделали не так, что-то пошло не так, что-то мы не усмотрели. Господь нам посылает вразумление – нам надо что-то исправить.

Например, евреи возвращаются из вавилонского плена обратно на свою землю. Город разрушен, храм разрушен, надо все восстанавливать. Они понимают, что строят буквально на дороге и стройку может остановить что угодно: опять какая-нибудь местная война или что-то еще. И они просят у Бога времени: «Господи, дай нам время. Мы постимся, мы держим орудие рядом и продолжаем строить город, строить храм – это для нас важно».

Люди понимали, что забыли слово Божие, что необходимо отстраниться от всего повседневного и наконец-то услышать слово Божие; читали Священное Писание в какие-то периоды, чтобы уразуметь его.

Но это Ветхий Завет. А мы – люди Нового Завета. Новозаветное благовестие Христово, благовестие апостольское, немного другое. Пост не отменяется, не исчезает, он становится более возвышенным; может быть, в каком-то смысле даже смещается акцент – целью поста является не просто покаяние, искупление грехов, какое-то сугубое моление, но стяжание добродетелей, стяжание любви, благочестия. Это помощь в духовной жизни человека.

В апостольской среде к посту относились как к очень удобному, известному и понятному упражнению, способствующему духовной жизни, новой жизни во Христе. Сам Спаситель говорит апостолам (в Своем ответе иудеям): «Сейчас вы не поститесь, но придет время, когда вы будете поститься». И апостолы отнеслись к этому вполне правильно, понимая, что сейчас Он для них – свет истины. Как говорил Спаситель ученикам Своим: «Блаженны ваши глаза, которые видят это. Но более блаженны те, что за Мною пойдут по вашим словам».

Мы видим, что пост имеет такое значение, когда оживает душа. Апостол Павел говорит, что тело человека и вообще его жизнь – это вместилище Святого Духа. Это очень революционная идея. То есть Бог не просто где-то там, не просто ходит посреди нас, но ты – дом Духа Святого, дом Божий; Господь обитает в тебе. Это очень волнующие слова для христиан. Когда мы можем действительно соответствовать этому призыву, этому зову, этой идее? Когда начинается пост.

Для православного христианина посты, которые Церковью установлены в течение года, когда Церковь призывает всех верующих участвовать в этом путешествии к Пасхе Христовой, к воскресению Христа, – это время особенного присутствия Бога в твоей жизни, когда ты открываешь Ему двери через покаяние. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Зачем открывать двери? Чтобы Господь вошел в твою жизнь. «Господи, войди в мою жизнь; у меня нет сил, мне нужна Твоя помощь, Твоя живительная благодать. Войди в меня и очисти меня от всякого греха, от всякой моей слабости, соделай меня Своим домом Своим присутствием здесь, на земле». Это очень сильные призывы. Если христианин действительно является домом Духа Святого, представляете, как хорошо быть рядом с этим человеком.

– Никогда не смотрел на это выражение именно с той точки зрения, о которой Вы сейчас сказали. Но все равно слышишь от своих знакомых, друзей или где-то со стороны выражение: Бог в душе. Человек уверен, что Бог у него в душе, и ему больше ничего не надо. Получается, какое ответственное заявление, насколько оно серьезное!..

– Но мы, конечно, не размышляем в таком контексте. А было бы неплохо. Что касается Бога в душе, эта тема предшествует Великому посту, и этот момент связан с Неделей о Страшном Суде. Притча о Страшном Суде очень глубокая, интересная. Всегда у притчи есть читатель, слушатель, и, конечно же, мы выделяем свои любимые моменты в притче. Кто-то думает о себе, что он блудный сын. Хотя чаще всего мы являемся как раз его старшим братом (до блудного сына не дотягиваем): мол, давайте по справедливости разберемся, можно ему надевать на руку перстень и сажать его за один стол с нами или нет.

Неделя о Страшном Суде. «Господи, когда мы Тебя видели и Тебе что-то не сделали? Не накормили, не посетили?..» И так далее. Представляете, это ведь разговор с верующими людьми. То есть люди жили, были верующими в Бога, но Его не замечали. Как это может быть? Это может быть только по одной простой причине – у них был Бог в душе. Но я сказал бы – даже не в душе.

Знаете, есть очень интересное размышление: где Бога нет? Некоторые считают, что в аду Бог не присутствует; это как бы Его благое произволение, чтобы не мучить грешников Своим видом. Но это всего лишь предположение. Вспомним царя и пророка Давида, который говорит: «Господи, где я могу от Тебя скрыться? Поднимусь на высоты – Ты там, спущусь в ад – Ты там. Нет места, где можно от Тебя скрыться».

Есть только одно место – в фантазиях. В наших фантазиях мы можем создать себе не только Бога и поклоняться Ему в своих фантазиях, но можем создать свой мир. Мир реальный нас не вдохновляет, а мир наших фантазий очень хорошо влияет на наше самочувствие, развитие. И поклоняться Богу можно в своих фантазиях очень даже удобным образом: можно бить поклоны сотнями, читать Иисусову молитву тысячами и так далее. Почему можно? Потому, что в мире твоих фантазий Бог всегда молчит. Но это не Бог реальности. Священное Писание нам открывает совсем другого Бога: это Бог, Который возражает, у Которого есть Свое мнение. «Мои пути – не ваши пути» (см. Ис, 55, 8). Или Бог заявляет пророку Ионе: «Ты чего так расстроился? Я могу Ниневию наказать, а могу помиловать. Там сто двадцать тысяч человек! Ты ходишь обиженным, понимаете ли, из-за того, что пророчество твое не сбылось. Тебе ли вообще думать об этом?..»

Вообще это начало прелести. В аскетике начало прелести – когда Бог с тобой соглашается во всем. Это означает, что никакого Бога ты не чувствуешь и действительно Бог у тебя в душе: Он тебе не возражает, с тобой соглашается, оправдывает (не то что прощает) твои грехи. «По-другому никак и нельзя было поступить, дорогой Мой друг», – говорит твой Бог в душе.

Прежде чем приступить к Великому посту, нам от этого надо отстраниться. Поэтому притча о Страшном Суде заставляет задуматься: в вашей жизни есть милосердие? Вы говорите о каких-то великих делах, а человека, который рядом, посетили, согрели, поддержали? Кружкой холодной воды одарили? Или просто от него отвернулись?

Именно вот с этого, с этой мелочи начинается пост. То есть ты приближаешься к реальности. Спуститесь с небес на землю, ваш пост – это предельная реальность. Вообще христианство – предельная реальность, некий своеобразный предельный материализм. Потому что в основе нашей религиозной жизни – разговор о Теле и Крови.

– Удивительно! Мы сейчас говорим, может быть, несколько обтекаемо, но о конкретных вещах: как ты подошел к Великому посту. Что ты от него хочешь? То есть не надо каких-то сверхразговоров, задач, искания каких-то промыслов...

– Когда человек на первой неделе Великого поста приходит в храм, начинается процесс предельного внимания, он начинает вслушиваться. Начинаются особые песнопения, молитва Ефрема Сирина, Канон преподобного Андрея Критского. То есть предельная реальность: ты приходишь в определенное место и включаешься в это молчание перед Богом. Потому что молитва, по сути, – это молчание перед Богом, когда замолкаешь ты, оставляя за пределами храма все свои дела. Человеку нужно это пространство, это время, чтобы немножко отстраниться от всего и сказать: да, я в чем-то себя ограничу. В XXI веке, мне кажется, еще больше появилось каких-то вещей, от которых надо просто отгородиться. Не то что построить стену, но приостановить, поставить на паузу какие-то процессы.

Последние события, связанные с пандемией, тоже как напоминание. У нас не так много времени. И время Великого поста тоже короткое, но это твое размышление о твоей собственной жизни, о том, что ты из себя по-настоящему представляешь. Куда ты вложил свое сердце? Где твой ум? Может быть, он по-прежнему завоевывает какие-то воздушные замки? Может быть, он наконец-то займется собой?

– Время замолчать... Тогда, в то время, люди не имели таких средств связи и не так много разговаривали, собственно, но даже им требовалось молчание. Что уж про нас говорить?

– Нам это требуется еще больше. Православный христианин перед Великим постом подходит к своему священнику, которого знает, у которого исповедуется, и спрашивает: «Батюшка, какой у меня должен быть пост, как Вы думаете? Я думаю вот так... Согласны ли Вы со мной?» Но даже если такое не произошло, а Великий пост уже начался – включаемся.

 Мы всё оттягиваем, потому что заниматься собой не любим, думать о себе не любим. Мы можем думать о других, фантазировать о чем-то, мечтать о будущем, а реальности нет. Пост – это реальность. Пост – это когда ты размышляешь о себе сегодняшнем, какой ты сегодня. Будущего пока нет, оно не наступило. И будет ли оно для тебя? Все зависит от того, каким ты будешь сегодня: будешь ли ты милосердным, щедрым, сможешь ли любить, делиться, прощать?

– Вы сказали, что время поста – короткое. Как короткое? Четыредесятница...

– Для священнослужителя первая неделя Великого поста закончилась – и вот уже Страстная седмица. Вот такое ощущение. Наверное, это просто ощущение времени: чем дольше живешь, тем времени все меньше и меньше.

– Это время так или иначе связано с ограничениями. Ограничения сразу как-то утяжеляют, поэтому время удлиняется.

– Если у нас появляются такие ощущения, значит, нам надо думать о самом главном. Какой день для меня самый главный? Сегодняшний день. Какая минута для меня самая главная? Вот эта минута, которую я сейчас проживаю. Какой человек для меня самый главный? Тот, с которым я разговариваю именно сейчас. Вот это пост, это разговор о посте.

А когда мы не постимся, тогда у нас масса времени: завтра сделаю дела, послезавтра... Потом совсем откладываю. Учебный процесс, например, – это не пост, а вот экзамены – это пост. Студент начинает готовиться к экзаменам за ночь до них.

– В заключение программы – несколько слов для наших зрителей на начало Великого поста.

– Пусть это время мы не пропустим. Пусть это время станет временем, когда мы собираем себя. Мы себя расточаем, а сейчас время собирать себя, время восстанавливать, время наполняться. Господь всегда готов войти в нашу жизнь; Он останавливается перед нашей волей, перед нашим желанием. Если наше желание будет связано с любовью к правде, к истине, к Богу, к человеку, то мы обогатимся в это время и этим постом вырастем в Царствие Божие, приблизимся к своей Пасхе, к своему воскресению.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать