Беседы с батюшкой. Трезвая масленица

11 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев. 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Тема сегодняшней передачи звучит так: «Трезвая масленица». Но, конечно, разговор пойдет не только о трезвой масленице, но и о том, насколько пост может помочь нам в преодолении наших страстей и в том числе зависимостей: химических, психологических и так далее. Люди часто не понимают, что это преодоление, может быть, одно из самых главных во время поста.

– Преодоление – Вы имеете в виду трезвую жизнь?

– Может быть, возвращение в трезвую жизнь.

– «Трезвая масленица» – это не только наша сегодняшняя тема, так мы назвали семейный православный праздник. В нем участвует Координационный центр (как один из организаторов), а также другие организации трезвенников нашего города. Сегодня у нас была конференция в онлайн-режиме, что дает возможность расширить нашу географию. Из разных регионов порядка восьмидесяти человек участвовали сегодня в конференции. Обсуждали медицинские аспекты работы с зависимыми людьми и юридическую тему. Было интересно.

Этот праздник будет у нас еще три последних дня перед постом. Завтра спектакль, не масленичный, суровый, он называется: «Я есть». В программе реабилитации «Фавор» есть письменные задания. И участники реабилитации, проходя реабилитационный цикл, который длится три месяца, пишут эти задания. Их девять. Последнее задание – это духовная биография. Если другие задания больше психологического плана, то здесь задания, которые, мы надеемся, помогают человеку увидеть свою жизнь. И нам бы хотелось, чтобы дальше человек смотрел на жизнь, свои проблемы, на проблемы зависимостей именно с духовной точки зрения.

– Духовная биография?

– Да, задание так и называется: «Моя духовная биография». Человек описывает свою жизнь: обычно начинает с рождения, как крестился, а дальше описывает, как в нем возрастал грех, как происходило общение с Богом, какие первые опыты молитвы. И, соответственно, как дальше происходит борьба человека с грехом, каков его путь к Богу.

Все очень оригинальные. Каждый по-своему пишет. Собственно говоря, спектакль «Я есть» – это буквально слово в слово (ничего не изменено) то задание, которое было прочитано в 2020 году нашей реабилитанткой в группе. Это задание обычно принимаю я, священник. И все это задание поставлено в виде спектакля. Слово в слово.

– Сценарий такой?

– Нет, не сценарий. Это прямо зачитывается. Это спектакль, его поставил профессиональный театр. Вот такое чудо. Сама девушка, которая проходила реабилитацию, – актриса. Соответственно, она вот так творчески осознала задание. Действительно, у нее была очень суровая жизнь, поэтому спектакль нелегкий. Это документальный спектакль. Есть такие фильмы-реконструкции, не художественные и не документальные. В этом спектакле есть актриса и актер. Актриса зачитывает весь текст, и они пластикой, какими-то действиями этот текст обыгрывают. И, конечно, освещение играет роль. По времени больше часа идет спектакль. Совершенно уникальный.

В конце 2020 года в нашем городе проходил театральный фестиваль, двадцать постановок было. Актриса, которая играет именно в этой постановке, взяла гран-при, получила первое место за лучшую женскую роль. Это действительно стоит увидеть. Дорогие друзья, завтра, в пятницу, в семь часов вечера в концертном зале при заводе АТИ (улица Цветочная, дом 16) состоится спектакль. Можно приходить, это бесплатно. Всех приглашаю.

– У вас, наверное, будет онлайн-трансляция?

– Есть вариант, мы попробуем, может быть, пустим онлайн-трансляцию на моей странице в группе «ВКонтакте». Надо посмотреть. Там все-таки очень важен текст, чтобы он был слышен.

А в субботу мы, люди, не равнодушные к трезвости, священники, трезвенники, те, кто стремится к трезвости, собираемся на молитву в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала, в два часа дня. Будет большой соборный молебен о здравии и помощи тем людям, которые борются с этими страстями, крестный ход вокруг храма и чаепитие с блинами после крестного хода. Так что всех приглашаем на блины в субботу.

А в воскресенье у нас еще один спектакль, но уже детский. На той же площадке (улица Цветочная, дом 16), в концертном зале. Там располагается театр «Странник».  Спектакль детский, я его ни разу не видел, называется: «Как волка добру учили». Так что можно будет прийти с детками. Это очень добрый, хороший, нравственный спектакль.

– «Как волка добру учили» – это уже разговор про Великий пост.

– Звучит угрожающе.

– Имеется в виду, что мы своего зверя выгоняем во время Великого поста. Выгоняем свои страсти, которые нас съедают – как волки. Мне очень интересно всегда смотреть на ваших реабилитантов. Когда я вижу людей, которые уже много лет живут в трезвости (и Ваши помощники в том числе), я понимаю, что эти люди стали совсем другими. Наверное, их бывшие друзья могут их даже и не узнать. Во время поста ведь тоже у вас есть какие-то примеры изменений людей. Это происходит тяжелее или пост – реальная помощь в борьбе со страстями для них?

– Пост, на мой взгляд, важен не только в вопросах помощи зависимым, это одно из главных событий в богослужебном кругу. У нас есть богослужебный круг, мы не просто так постимся, мы готовимся к Пасхе. Это удивительная история, которая нас ожидает, и она имеет огромную внутреннюю силу. При этом мы понимаем, что часть нашего богослужения, каких-то наших обычаев мы взяли еще из Ветхого Завета. Поэтому не две тысячи лет, а даже больше создавалась эта традиция. Это тысячелетняя традиция продвижения к Богу, мощного шага к Нему.

Мы не можем человека заставлять стать верующим, это безумие. В основе веры – любовь к Богу. Как можно заставить человека любить? Но тем не менее мы активно призываем к этому и создаем возможность для человека, чтобы он вошел в богообщение, в религиозную жизнь. И, конечно, в пост это происходит особым образом, гораздо проникновеннее и мощнее, в том числе для тех наших воспитанников, участников программы, которые далеки от Церкви.

Конечно, в пост они многое узнают, и многие делают рывок. Это замечательно, и они об этом потом помнят. Мы сейчас готовились несколько недель к посту, и в это воскресенье – первая служба, когда мы переходим уже на великопостные богослужения. Это чин прощения.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Мы все прекрасно знаем, что трезвые – те люди, которые ничего не пьют. Как правильно провести масленицу и не делать на сырной неделе того, что не следует делать?»

– Мы не случайно назвали наш православный семейный праздник «Трезвая масленица». Сегодня наши трезвенники на радиостанции «Град Петров» тоже рассказывают об этом. Мы подчеркиваем, что масленичная неделя (а в богослужении она называется сыропустной седмицей) уже отчасти постная. Не все это осознают, а в народной традиции в этот период были народные гулянья. Это, конечно, не совсем правильно, потому что во вторник читается первый раз на вечерней службе молитва Ефрема Сирина уже с земными поклонами. А в среду и пятницу литургии не положено, читаются великопостные часы.

Мы уже чувствуем это прохладное, освежающее дыхание Великого поста в эти дни. Мы отказываемся от мяса, всю неделю его уже не едим. И это совсем не разгульное время. Но в народной традиции еще иногда жгут это бедное чучело зимы, едят блины и так далее. Хотя время хорошее: есть тещины блины, широкая масленица, еще что-то. Тоже все это по-доброму. На самом деле хорошо, если это с Богом и во славу Божию.

А злоупотреблять спиртными напитками в любое время нехорошо, будь то в Пасху или в пост, – это грех. Если мы говорим о том, что в честь праздника даже в церковных уставах положена чаша вина, это же не обозначает грех винопития. Это совсем другая история. И некоторые толкователи нашего богослужения говорят, что это как бы даже и не совсем вино.

Тем не менее, конечно же, очень важно сознательно относиться к своей жизни, в том числе и религиозной. Это очень важные темы: отношение к алкоголю или наркотическим веществам. Сфера интимных и семейных отношений тоже должна быть под жестким контролем. Тут тоже очень легко впасть в страсть и в погибель в конечном итоге. И еще деньги и власть. Вот, по сути, три направления погибели.

Мы здесь имеем в виду, что те люди, которые стремятся ко Христу, сознательно встали на путь спасения, в общем-то, живут духовно полной жизнью. Как они погибают? Этими тремя главными искушениями. Если эти три направления своей жизни держать под контролем и в трезвенности души относиться к своей жизни, то, конечно, есть надежда на спасение. Поэтому не только винопитие, но и другие вещи мы оставляем. Как замечательно, что в нашей Церкви есть даже праздники, которые отмечаются постом. Это соединение праздника и строгого поста в день Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Если говорить о Великом посте, то тоже есть как бы две традиции, которые соединились. Это подготовка к Крещению и празднование Пасхи. Поначалу Пасху праздновали в пятницу. Это был день строгого поста. Потому что пятница – это крестная Пасха. Господь, распятый на Кресте, нисходит во ад, и смерть побеждена.

Конечно, если посмотреть на канонические православные иконы, мы видим, что на иконе Воскресения изображена пятница и суббота. Потом к нам пришла уже западная традиция: Господь выходит из гроба. А православная традиция – это событие пятницы и субботы. Господь стоит у врат ада.

Крест – это на самом деле двери, это врата ада (врата – это значит «силы», «крепость»). Врата сломаны, крепость пала. Поэтому «врата» в восточном образном языке означают «силу». И вот ад побежден, сатана побежден, Господь победил. И это событие отмечалось постом. Такое удивительное сочетание: строгий пост и праздник.

Светскому человеку это даже непонятно. Как так? Праздник и строгий пост – как это совместить? А для нас, церковных людей, понятно, что это нас поднимает над телом, над нашим физическим бытием, как будто открывают какой-то другой уровень восприятия мира – возвышенный. Есть обычная жизнь, когда обычный праздник – это веселье. А здесь какое веселье строгим постом? А это праздник. Значит, какое-то другое веселье. Какое другое? Духовное, веселье духа, которое не выражается в каком-то  застолье или еще в чем-то. Удивительно! И, конечно, Великий пост для нас – это многодневный праздник. Это сложный подвиг, его тяжело проходить, но и радостно.

– Радостно. Это абсолютно точно. Вы очень четко это озвучили.

Вопрос телезрительницы из Петербурга: «У меня сын курит уже тридцать лет. И каждый раз, когда я иду в магазин, он мне говорит: ̎мамочка, купи пачку сигарет, все равно ты идешь в магазин̎. Совершаю ли я грех? Может, мне как-то нужно исповедоваться?»

– Что поделаешь? Если обратиться к учебнику нравственного богословия, там есть такое понятие, как «коллизия обязанностей», когда наш поступок и так, и так будет не очень хорошим. И мы выбираем меньшее из зол. С одной стороны, мы можем обидеть сына. А зачем нам семейные ссоры? Тоже должна быть какая-то тонкость. Но в то же время курение – это действительно страсть.

Есть такой православный писатель Сергей Нилус, удивительный человек. Помню, мы зачитывались его произведениями. Они были в советское время под запретом, а с выходом нашей страны из советского периода появились эти издания. И он описывал, как бросал курить. Он был верующим человеком, даже хотел быть священником, но не получилось, канонически не прошел. Это было в советское время, его не трогали, он не подвергся репрессиям, хотя очень жестко относился к происходящему. У него было большое молитвенное правило, он читал и утреннее, и вечернее правило, акафисты, кафизмы. Был очень религиозный человек. Посмотрите его прекрасные произведения, почитайте.

Как он бросил курить? Верующий человек, уже пожилой, все понимающий, ведущий праведный образ жизни, но при этом никак не мог преодолеть страсть курения. Десятилетиями с ней боролся, ничего не получалось. В его жизни наступил такой момент, когда заболела жена. Болезнь была очень странного свойства: утром нормально, вечером – температура под сорок. После месяца такой тяжелой болезни она уже начинает угасать. И он взмолился перед иконой Богородицы со слезами и дал обет, что бросит курить. После этого жена пошла на поправку. В результате он бросил курить. Но только через такой сложный момент в своей жизни.

Вот такой опыт дается нам, верующим людям. Действительно, есть эта проблема – курение, совершенно ненужная и вообще странная привычка. Но некоторые люди, даже верующие, живут с ней десятилетиями, страдают, мучаются. Поэтому надо все-таки снисходительно относиться к сыну. Но ради любви Христовой, ради хороших отношений.

– Да, это одна из тяжелейших проблем, когда мы спокойно относимся к таким вещам, как курение. Ведь мы иногда не понимаем всей проблемы, связанной с такой, казалось бы, просто привычкой. Тут возникает еще один вопрос. Нам в течение очень долгого времени, десятилетиями в кино, в рекламе, говорили о курении. Красивые женщины курят, брутальные мужчины курят, ковбои, и это все так красиво…

– А наш дорогой капитан Врунгель? Прямо безобразие. Даже волк из мультфильма «Ну, погоди!» тоже был курящий.

Если нам это навязывают, может быть, мы себя не обвиняем в том, что подвержены страсти? То же самое и с другими. Сейчас рекламируют употребление успокоительных лекарств. В любом случае у нас есть ощущение, что все так делают, поэтому мы не грешны в этом плане…

– Давайте раскроем эту тему. Мы здесь сталкиваемся с миром чистогана и наживы. Да, на нас, бедных, пытаются делать деньги. Часто это происходит цинично. Русский народ до 1917 года защищался от всего меркантильного, от золотого тельца. Советская власть тоже принципиально относилась к наживе, к деньгам (по крайней мере, так позиционировалось, об этом говорили отрицательно). Хвалиться деньгами, стремиться к наживе считалось неприличным, плохим тоном. А когда началась перестройка (и в последующие годы), русский народ оказался беззащитным. Коммерческая тема вошла во все области жизни, в том числе в церковную жизнь, что тоже порой печально и не совсем правильно. А уж по поводу рекламы что говорить... Вся реклама и очень многие вещи в кинематографе, на телевидении, в соцсетях направлены на то, чтобы добыть из нас деньги. Мы это не всегда осознаем, но очень многие события (в том числе политические) имеют одну главную цель – добычу денег. Такой ракурс видения ситуации помогает нам увидеть все по-другому. Конечно, когда нам навязывают какие-то лекарства, даже если они неплохие, все равно цель – не вылечить нас, а чтобы мы это купили. Естественно, это касается и табачных изделий.

Между прочим, у нас в стране понизился накал курения. Дмитрий Анатольевич Медведев проводил эту политику... Я очень рад, что в заведениях общественного питания перестали курить. Я сам, после того как стал осознанным христианином, перестал курить, многие годы не курю, и мне, конечно, непонятно, как можно есть и курить одновременно, жуть какая-то. И картинки на пачках сигарет, надписи про рак, про болезни тоже должны отвращатьот курения. Не знаю, работает ли это.

Но, дорогие друзья, к сожалению, это не единственный социальный порок. Да, курение – страсть, порок. Но многие вещи сейчас культивируются. Мне кажется, мы теряем какую-то одухотворенность. Все-таки у русского народа есть какая-то одухотворенность. Многие ругают нашу бытовую неустроенность, но мы можем исходить из разных точек зрения, почему она у нас есть. Отчасти, я думаю, она именно от этого; потому что идея была спасаться. Не выстраивать благополучную, сытую, достойную земную жизнь, а обрести Царство Божие, которое выходит за рамки земной жизни. Поэтому устремление в небо было. Это мои рассуждения, кто-то может с этим не согласиться, но мы можем так об этом говорить. Конечно, когда убирается вера и остается только безалаберность русского человека, это печально.

Что такое деньги? Я как-то в одной передаче слушал священника-психолога. По-моему, видео так и называлось: «Деньги как явление любви». Он приравнивал это. Я тружусь, трачу какое-то свое время, жертвую собой, и мне за это платят деньги, это проявление любви по отношению ко мне. Меня это очень резануло. Мне тоже нужны деньги, у меня есть семья, потребности, но в моем сознании деньги и любовь – разные понятия. Недаром в Библии мы видим пример золотого тельца. Это противоположность Богу, антибог, идол.

– Но если использовать деньги для дел милосердия и любви, тогда это будет инструмент.

Вопрос телезрительницы: «Могут ли травма головы и употребление алкоголя привести к шизофрении?»

– Сегодня как раз у нас была конференция, и первая ее часть была посвящена медицинским аспектам реабилитации. Мы говорили, что часто люди имеют два диагноза – психиатрический и наркологический, химическая зависимость. Это очень сложная ситуация. Бывает так, что шизофрения проявляется не сразу. Процесс развития заболевания достаточно длительный. Иногда это не так важно, но все равно часто бывает, что психиатрия первична, а употребление химических веществ идет потом, как компенсация. Человеку так легче жить с тем, что с ним происходит. Вообще это тяжелая история. Если есть травмы головы, какие-то физические повреждения, то могут быть разные проявления. Но психиатрия – это особая история.

В ходе рассуждений мы сегодня вышли на такую тему, что сегодня в Церкви не выстроена помощь психологическим больным. У нас есть помощь инвалидам, с задержкой развития, ментальным особенным детям и так далее. А помощь шизофреникам, людям с биполярным расстройством личности, в глубокой депрессии, не выстроена. А эти люди страдают. Думаю, в каждом приходе есть такие особенные прихожане.

Поделюсь очень ярким примером. Одна наша прихожанка участвует в нашей программе как созависимая. Она в свое время поделилась со мной, как переживает это, как ощущает это изнутри: будто бы болезнь – это клетка, а она внутри ее. Люди не видят ее, видят только клетку. Глубокий образ. Эта клетка, болезнь, не дает ей общаться с людьми нормально. Она это осознает. Где-то есть она, целостная, а есть вот это ее ограничение. Есть инвалиды физические, а это ментальный. Хорошо, что есть это осознание, это критическое отношение к болезни, к себе. Но человека, его личность не видят, видят только болезнь.

Тяжелая ситуация, когда люди пьют. Часто больные употребляют что-то. Можно посоветовать прежде всего, конечно, молитву и искать помощь. Если говорить о помощи зависимым людям, слава Богу, она есть – и в регионах, и у нас. Мы эту помощь оказываем в том числе дистанционно. У нас есть помощь и родственникам, и самим зависимым через Интернет. Мы проводим реабилитацию в интернет-формате. Наша программа амбулаторная, и благодаря коронавирусу мы вышли на онлайн-формат. Дорогие друзья, телефон Координационного центра нашей программы «Фавор» появляется в титрах. Можете звонить в рабочее время, и наши специалисты постараются вам помочь, направить, включить вас в нашу работу. По крайней мере, родственники могут получать помощь. Это же отдельная история, как родственникам жить с такими трудными близкими. Это тоже важно. Шесть дней в неделю проходят группы для созависимых, кроме воскресенья. И только одна группа проходит вживую, в Александро-Невской лавре, остальные группы в Интернете. Родственники тоже могут войти в нашу программу и участвовать в ней. Естественно, наша помощь оказывается бесплатно; как мы надеемся, на хорошем профессиональном уровне. Мы помогаем людям.

Сегодня на конференции прозвучала такая идея – повысить качество жизни (имеется в виду для больных). Что-то мы уже не можем исправить. Есть надежда, что человек может какие-то вещи прекратить, но если это психиатрия, это серьезный диагноз. Это состояние может уйти в ремиссию, купироваться, но заболевание хроническое, оно никогда не уйдет.

– Что значит качество жизни?

– Социализация, чтобы человек был включен в мир.

– Убрать клетку.

– К сожалению, совсем убрать не удастся. Но минимизировать ее, сделать решетки пошире возможно. Чем больше человек участвует в жизни, чем больше у него связей, тем ему легче. Все эти заболевания прогрессирующие, то есть они развиваются. Как показывает практика, с возрастом, к сожалению, социальных связей будет становиться все меньше и меньше. Задача – дать возможность для общения.

Сегодня мы говорили о коммерции. Конечно, все это о том, что есть нехватка любви. Вернемся к Великому посту: часто мы говорим об уставах, о посте именно как о еде. Все это тоже нужно: и молитвенное правило, и ограничение в информации (некоторые совершенно правильно отключают телевизор). Но, дорогие друзья, я призываю к любви. Нужно во время поста попробовать проявить свою деятельную любовь. Христос есть Любовь, Бог есть Любовь. Христос идет на крестную смерть ради нас, по любви к нам. К нам, кривым, изуродованным грехом, с язвой греха в сердце. Тем не менее как прекрасен этот подготовительный период! Мы вспомнили и притчу о блудном сыне, и о Страшном Суде. Какой удивительный образ Бога, отец выбегает навстречу грешнику – блудному сыну. Где еще, кроме Церкви, мы можем увидеть такой образ Божественной любви к нам; Бога, Который выбегает навстречу грешнику и бросается ему в объятия? Это настолько поразительно, настолько не соответствует мне, моей греховности… Бог так ко мне относится, а я-то кто? Я где? «Адам, где ты?» Отец выходит и навстречу другому сыну, который осудил своего брата, и его не осуждает. Он покрывает его любовью, дает ему возможность снова войти в любовь.

Тема любви – это христианство, это Христос. В свое время одна прекрасная матушка одного ныне покойного заслуженного священнослужителя, маститого митрофорного протоиерея, была долгие годы секретарем духовной академии. Она говорила, что в духовной академии нужно вывесить огромный плакат на входе: «Бог есть любовь». Чтобы эту мысль мы постоянно встречали и ею наполнялись. Я думаю, хорошо бы это вывесить в наших сердцах или перед нашими глазами не только в духовной академии, но и в каждом храме, в каждом приходе и в нашей личной жизни, в нашем доме. Бог есть любовь. Мы пришли ко Христу, ища Божественной любви, но мы ее можем обрести, когда сами будем дарить любовь другим людям, сами будем ее проявлять. Вот механизм богоуподобления, если так можно выразиться. Всем людям, о которых мы с вами говорим, необходима та самая поддержка доброты, любви, сочувствия, сопереживания, милосердия.

Есть такая реальная история из психологической области. Одна женщина пошла получить образование психолога и узнала, что детям необходим тактильный контакт – 20 поглаживаний каждый день. А у нее работа, учеба, домой она приходила поздно, дети уже спят. И вот она спящих детей поглаживала 20 раз по голове. Муж все это увидел, удивился, что происходит. Она объяснила про тактильный контакт. Тогда муж говорит: «Слушай, погладь меня, пожалуйста».

Дорогие мои, это элементарно, но этого всем нам не хватает – простого человеческого тепла, доброты, которую мы можем дарить, в том числе Великим постом.

– Мы называем его весной духовной. В преддверии Великого поста всегда ощущается какая-то радость, предощущение праздника.

– Это как холодный водопад. Мы сейчас стоим на его краю, вот-вот войдем в этот прекрасный поток, в совершенно удивительный чин богослужения, особенно первой недели. Великий покаянный канон Андрея Критского – космос, дорогие мои. Совершенно удивительное время нас ожидает. Слава Богу, что нам это открыто. Дай Бог, чтобы это все больше и больше открывалось людям, чтобы люди могли прикоснуться к миру духовного бытия – праздника и поста одновременно.

Дорогие друзья, еще раз напоминаю, что я являюсь руководителем Координационного центра помощи зависимым людям Санкт-Петербургской епархии. Если у вас или ваших родственников есть проблемы, звоните нам: 8-911-170-54-04. Мы постараемся вам помочь. В масленичные дни у нас праздники. В субботу в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала будет молебен, крестный ход, чай с блинами. Приходите, каждый будет иметь возможность посидеть с нами за столом, порадоваться масленице и через это приготовиться к дням Великого поста.

– Трезвая масленица для всех нас должна стать настоящей – не только трезвой в смысле без алкоголя, но и трезвой в ощущении своей жизни. По-моему, очень правильно.

– Первая часть поста – это покаяние. Это в каком-то смысле период научного исследования своей души. Это время специально нам выделяется для исследования, что с нами. Тот самый вопрос – «Адам, где ты?» В это воскресенье мы будем вспоминать изгнание Адама из рая. Где ты, человек, что с тобой происходит, где ты сейчас?

– Сочинение на тему…

– Каждый год это как экзамен, или глобальная инвентаризация своей души. Это первая часть поста. А вторая – мы готовимся к Страстям Господним. А впереди у нас Пасха. Воскресение Христово у нас впереди. Это удивительное время можно пройти вместе с Церковью. А как это сделать? Конечно, присутствуя на богослужениях, участвуя в церковной жизни. Это невозможно сделать сидя дома или гуляя по парку, хотя прогулки или чтение художественной литературы – это тоже хорошо. Достоевский, Лев Толстой – прекрасно, но лучше в этот период почитать Библию.

– Тем более что есть хорошая традиция во время Великого поста прочесть Библию целиком.

– Это сложно, наверное.

– Тем не менее традиция была, есть и будет.

– Всех с масленицей и началом Великого поста, храни вас Господь!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Елена Кузоро и Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать