Беседы с батюшкой. Священник Вадим Смоляков. 15 ноября 2023

15 ноября 2023 г.

В гостях у нас клирик Вознесенского архиерейского подворья города Екатеринбурга священник Вадим Смоляков.

– Мы традиционно ведем наши разговоры о церковном учении, связанном с православной антропологией. Наши встречи помогают нашим зрителям больше узнать о самих себе и о собственной природе. Поэтому предлагаю этот интересный разговор продолжить и сегодня. Мы много говорили о трехсоставности человека, что он состоит из духа, души и тела. Давайте расскажем о том, что же такое дух, о котором в Книге Притчей говорится как о светильнике Господнем.

– Дух – пожалуй, самый многозначный термин в Священном Писании и тем более в Священном Предании. В Писании говорится, что Бог есть Дух. Также духом может называться ангел Божий. Есть духи злобы поднебесной, говорит апостол Павел, духи злобы, демоны. Есть дух как некая часть человека, данная Богом. В Священном Писании дух – это ветер; это дыхание человека; это действие благодати Божией. Поэтому у термина «дух» очень много значений.

В рамках сегодняшнего разговора мы сосредоточимся на одном узком значении этого слова: дух – как одна из трех (по трехсоставной модели) частей естества человека, высшая часть души.

– В святоотеческих творениях слова «дух» и «ум» часто используются как синонимы. Так ли это?

– Действительно, это так. Во многом святые отцы слово «дух» используют как синоним к слову «ум», и очень часто даже объединяются функции духа и ума. Дух, являясь высшей частью души, имеет одну самую главную функцию, которую ни душа без духа, ни тело без души и духа не имеют, – функцию созерцания Бога. Созерцать Бога бездумно, неразумно невозможно. Апостол Павел нас призывает к тому, чтобы наша вера в практическом ее выражении была разумной. Поэтому главная функция человеческого духа – созерцание Бога и общение с Ним. Другая функция – это действие благодати Божией через человеческий дух на человеческую душу, на человеческое тело и на весь окружающий мир.

Но у ума есть точно такая же функция. Ум – это одна из составляющих частей духа, скажем так, чтобы было понятнее. И ум действительно созерцает Бога. К сожалению, когда человек о Боге забывает, его ум может иметь только практическую мыслительную функцию. Но все-таки первоочередное, что есть в человеческом духе, для чего Господь в нас его вложил, – мы можем обращаться к Богу, созерцать Его, разумно, умно, духовно чувствовать Его и проживать свою жизнь, зная, что Он велит нам. И это богознание, боговедение, откровение Божие, передаваемое нам сверхъестественным образом, – безусловно, действие духа человеческого.

Мы именуем Третью Ипостась Пресвятой Троицы – Бог Дух Святой. И у нас может возникнуть путаница между духом как высшей частью нашей души и Духом Божиим. Но ни в коем случае нельзя путать одно и другое. Через человеческий дух действует благодать Божия, благодать Духа Святого, но дух человека тварен и имеет материальную человеческую природу.

Понять это можно достаточно просто. Если бы дух человека был частью естества Божественного (были такие еретики, которые утверждали, что человек имеет в себе частичку Божества), тогда как были бы действенны слова апостола Павла (а все Священное Писание богодухновенно и полезно для научения), который говорит: и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится (1 Фес. 5, 23)? Если бы дух был в человеке естеством Божиим, то он бы и не портился, всегда сохранял человека в святости и чистоте. Но апостол Павел молит Бога о том, чтобы дух, душа и тело каждого человека сохранились ко дню Второго Пришествия Господа Иисуса Христа.

Поэтому наш дух – это дух человеческий, вложенный в нас, данный нам, безусловно, от Бога. Поскольку дух – часть нашего естества, он сотворен Богом, тварен и материален, но это та точка человеческой материальности, которая главнейшим образом соприкасается с Божией нетварностью, с Божиим совершенством, с Божией святостью. Для того Бог и дает нам эту возможность, чтобы мы через наш человеческий дух приобщались Его благодати, Его жизни, знания о Нем и следовали за Ним.

– Наверное, ум должен быть сосредоточен где-то в человеческом естестве. С человеческой точки зрения ум сосредоточен в мозге. Так ли это?

– Многие святые отцы категорически отрицают существование человеческого духа в какой бы то ни было части человеческого тела. У одного из святых есть представление, что наша душа сосредоточена главным образом в голове (с точки зрения анатомии – в головном мозге) и сердце. Про дух такого нет. Никакая только одна физическая клеточка человека не является материальным вместилищем того, что мы даже словами определить не можем. Человеческий дух – это как бы сердце человеческой души. Если мы не можем увидеть душу, то как увидим дух?

Еще наш человеческий дух является главным действием, главным выражением образа Божия в нас. Как мы не можем определить Бога, так не можем определить, где находится Его образ в нас: в теле, в душе, в сердце или везде. Точно так же мы не можем сказать и о духе, не можем определить его точное место расположения. Если бы это было возможным, мы очень легко чувствовали бы состояние нашей душевной или духовной смерти, а мы это почувствовать чаще всего не можем.

Напомню, смерть физическая – это отделение души от тела, которое происходит один раз в жизни человека (по крайней мере, в большинстве случаев человеческой истории, минуя Лазаря Четверодневного и два других чуда воскрешения, которые совершены Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни, и воскрешений, совершаемых апостолами). И есть смерть духовная, поскольку Господь сказал, что наказание за грех – это смерть. Это в нас действует. Но мы, к сожалению, смерти духовной в себе даже сразу и не замечаем.

Апостол Павел, великий богослов, говорит нам, что слово Божие, Священное Писание, (единственное из способов, что есть в этом мире), как меч обоюдоострый, проникает до разделения души и духа (см. Евр. 4, 12). Наверное, для того, чтобы соединить одно с другим; чтобы снова и снова словом Божиим, непосредственным обращением к нему, восприятием воли Божией воскресить человека от парализованного состояния.

Безусловно, было бы удобно чувствовать, где находится наш дух, и иметь духовных специалистов, которые обследовали бы наше тело и четко сказали: болит здесь, лечится так. Но Господь устраивает этот процесс куда сложнее, чтобы мы через дух, умом, верой, молитвой, общением с Ним этот дар развивали.

– Православная антропология как-то определяет, что такое мозг человека?

– Об этом мы можем прочитать у святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского. Он объясняет, почему души людей могут от младенчества быть с каким-то повреждением. Он дает только два объяснения, и они замечательные. Первое объяснение. Он говорит, что, во-первых, могла повредиться его душа, и дух через душу не может выразиться. Второе объяснение святителя Луки: при физическом повреждении головы (головного мозга) рассудочная душевная часть через поврежденный мозг не может проявить себя.

Вот мы порой видим людей немых. Они могут разговаривать с Богом, общаться с Ним, многие из них могут слышать человеческую речь, как-то пытаться выразить ее, но не словами, не разговором, а, например, через написание того или иного текста. Слово Божие в них живо и действует, но мы их не слышим.

Точно так же бывает с повреждением физического естества человека. Мозг с точки зрения православной антропологии – это, скажем так, один из двух центров главного присутствия человеческой души, но не духа.

– Ум, рассудок и разум различаются, согласно творениям святых отцов. И антропология отмечает, что это очень сложный терминологический вопрос. Давайте попробуем и в нем разобраться.

– Святые отцы оставили много мыслей насчет этой достаточно сложной темы. Нужно вспомнить человеческую трехсоставность. Есть наше тело, и в нем есть головной мозг, который, с точки зрения ученых, отвечает за интеллектуальную деятельность человека, за рассудочную деятельность человека, связывает через нервную систему все клеточки нашего тела в некое единое целое; в общем, проявляет своего рода организаторскую функцию. Есть человеческая душа, в которой, напомню, есть три силы: разумная (рассудочная), раздражительная и желательная. И есть третья часть – дух, и в нем есть ум. И все это работает в определенной взаимосвязи.

Упростим: человеческий мозг (мозг человеческого тела), рассудочная (разумная) сила души и ум в человеческом духе. И одно, и другое, и третье отвечают за нашу способность не просто существовать в этом мире, а существовать разумно.

Как же понять, как происходит это взаимодействие, что первично? Безусловно, первичным для человека духовного, как говорят древние святые отцы, человека совершенного, является ум. Только у ума есть функция созерцания Бога. Душа со своей рассудочностью Бога созерцать не может, если от нее оторван дух, если человек находится в состоянии духовной смерти, в каком-то нераскаянном грехе, при каком-то духовном повреждении. Только ум в духе созерцает Бога. Только умом человек полноценно молится; не просто вычитывает молитву, а именно молится. Только умом человек может обращаться к Богу без слов. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что любовь человека к Богу может выражаться бессловесным молчанием, но все равно это пребывание с Богом. Это только лишь функция ума.

Все, что касается слова, словесности, – это функция душевная, функция рассудочная. Наши мысли, которые проходят в нашей душе, или воспоминания, или что бы то ни было еще, облечены в словесную форму. Посредством телесного органа – головного мозга – это выражается через наш речевой аппарат, и весь мир знает (когда мы об этом рассказываем), о чем мы думаем или что хотим донести.

Еще у нас есть разум, который тоже надо включить в этот словесный ряд: умной части человеческого духа, рассудочной силы человеческой души и головного мозга нашего тела. Так вот, когда человек созерцает Бога, ведет богоугодную жизнь, стремится творить волю Божию, его ум в первую очередь имеет функцию созерцания, по-гречески – теоретическую («созерцание» – по-гречески «феория», по-русски – теория). Когда человек созерцает Бога, он созерцает не только Его Самого, но и творение Божие, видит суть той или иной вещи, видит волю Божию о том или ином человеке.

Но если человек живет вне общения с Богом? Господь же запрещает называть других людей безумными (см. Мф. 5, 22); это самое страшное – назвать человека безумным. Так вот, если человек живет без общения с Богом, его душевный рассудок может соединяться с его духовным умом, и это соединение будет называться разумом. Разум в этом случае не созерцает Бога, поскольку у человека нет такой задачи, и имеет своей главной функцией побочную функцию – мыслительную деятельность (по-гречески – «практика»).

То есть когда христианин приходит к Богу и стоит перед Ним в молитве, когда долго общается с Ним, узнает волю Божию о себе, о других людях, читает Священное Писание, ищет благодати Божией, стяжает ее – это работает ум. Но в земной жизни у нас есть определенные житейские заботы, житейские потребности, которые мы, как существа разумные, тоже стремимся решать разумно. И в данном случае преимущественно душевный рассудок соединяется с частью ума (мы ведь у Бога спрашиваем, как нам надо жить, с Ним советуемся, как поступить в той или иной ситуации; так должно быть в идеале). Наш мозг координирует это на уровне всех нейронов и прочего, что в нем есть, выражает это словами, дает нашим рукам двигаться и так далее.

Объясню. Благодаря своему телесному устроению человек видит какой-то предмет. С помощью органов чувств, даже без подключения душевного разума, он скажет: «Вот этот предмет, он стоит передо мной». И всё. На уровне души человек сможет предположить, какие у этого предмета свойства, какой он. На уровне духа (на уровне ума) человек сможет, обратившись к Богу, узнать о прошлом и будущем этого предмета и для чего же Бог дает именно этот предмет.

Мы можем жить рассудочно. Даже есть противопоставление рассудочного человека и верующего человека. Многие светские люди это противопоставление используют. Рассудочный человек – тот, чьи мысли, стремления, размышления направлены на земную жизнь; и человек вполне может в этом преуспеть. Если он не стремится к Богу и не вопрошает Его, он может, как многие люди говорят, своим умом, рассудком решать многие житейские нужды. При этом душа его будет испытывать некоторый недостаток. Во-первых, потому, что душа этого человека не сможет понять каких-то недосягаемых вершин всего происходящего (почему происходит так или иначе; почему тогда получалось, сейчас не получается; почему он не может понять эту книгу; почему не может понять этого человека), поскольку без воли Божией человек совершенным быть не может. И только когда человек начинает искать волю Божию, сам Бог ему это открывает. Рассудочности недостаточно, должна быть хотя бы разумность. Не случайно апостол Павел призывает к вере разумной.

Но для человека совершенного вера может стать умной. Мы читаем в Писании: начало премудрости – страх Господень (Притч. 1, 7). Тот, кто боится нарушить волю Божию, становится человеком мудрым, старцем, прозорливым, святым.

Например, у нашего ума в экстремальных ситуациях часто включается (точнее Господь включает) функция созерцания, но на какое-то коротенькое время. Почему-то чаще это проявляется у женщин; женщины именуют это интуицией. Интуиция – это способность понять (на несколько секундочек), что надо сделать. Женщины говорят: «Интуиция мне подсказала – я сделала». Но на самом деле это то, что должно быть в нас постоянно; то, для чего Господь нас создал, – видеть суть вещей.

Адам видел суть вещей, он нарекал животных нужными именами, видел, что это за существо и для чего Бог его создал. У Адама это созерцание было постоянным. У нас оставлена возможность (как некий, скажем так, защитный механизм от Бога) иногда на несколько секунд прикасаться к этому созерцанию; например, когда сделал что-то, чего сам не ожидал, совершенно правильно и даже об этом нисколько не задумывался, потому что непосредственно Бог тебе это открыл.

У прозорливого старца эта прозорливость более продолжительная, более масштабная. Он не только в своей жизни видит волю Божию, но и видит, как исполнить волю Божию другому человеку, и подсказывает это ему.

Вспомним Книгу Иова. Сидит Иов в проказе, в пепле, изгнанный, ушедший из города, в котором жил. Приходят к нему его друзья и, как говорит Священное Писание, неделю сидят молча. Нам сложно представить, как мы пришли к кому-то, особенно к другу, и неделю с ним молчим. Но не будем забывать, что Иов – человек праведный; Сам Бог об этом свидетельствует. Во-вторых, это было существенно давно относительно нынешнего времени, и раньше люди могли находить в молчании определенный вид духовного общения. Иов созерцает умом своих друзей, друзья умом стараются созерцать Иова. Им не нужно для этого говорить.

Многие люди задаются вопросом, как им достичь непрестанной молитвы, как призывает апостол Павел. Мы же не можем всегда читать молитву вслух словами? Да, не можем. Но для этого нам дан дух от Бога – главное действие образа Божия в нас, главное его проявление, средоточие, которое позволяет нам всегда находиться в присутствии Божием, всегда это понимать, помнить о Боге. По словам одного из древних святых отцов, это и будет непрестанной молитвой, даже без слов.

– Вы упоминали про смерть духовную. Но это ведь не приговор, из нее можно еще выбраться?

– В том-то и дело. Нам Господь дает для этого сначала крещение, потом таинство Покаяния, изменение мировоззрения, желание, несмотря на свою греховность, все равно быть с Богом. Потому что, как говорит апостол Петр в Евангелии, Христос многим Своим ученикам рассказывает о том, что Он есть хлеб, сошедший с небес, и многие от Христа отходят после этого, не могут этого слышать. Христос обращается к Своим апостолам и говорит: «Может, и вы хотите отойти от Меня?» А Петр от лица всех отвечает: «Господи, куда нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. Только в Тебе жизнь вечная».

Когда человек, решившись хоть что-то благое сделать в своей жизни, исполнить волю Божию, пусть даже в последние моменты своей жизни, приходит к Богу, обращается к Нему, стремится исполнить волю Его (как может и насколько может), Господь его оживляет. Мне здесь больше всего нравится образ двери. В нашей душе есть дверка, открывающаяся только изнутри. Человек может сам эту дверку закрыть духу – и вот она, смерть духовная. Когда человек творит грех, он закрывается от Бога, потому благодать Божия в него не поступает. Но раз дверка открывается изнутри, то изнутри ее можно снова открыть, впустить в себя Бога, обратиться к Нему, стараться стяжать Его благодать.

Безусловно, в нашей земной жизни Бог существует везде и все исполняет. У нас не может быть безвыходной ситуации.

– Насколько я в теме православной антропологии, она говорит о том, что даже в самом человеческом духе существует тройственность. Что это значит?

– Мы сегодня достаточно подробно поговорили про одну из трех частей нашего человеческого естества, про разумную ее часть: мозг – рассудочная сила души – умная часть духа. Мы знаем, что в нашей душе есть еще две силы: раздражительная и желательная. У человека, живущего вне Бога, это все работает достаточно просто: человек раздражается по всякому поводу, от любого внешнего раздражителя, и хочет как-то от этого избавиться, самосохраниться, желательно в полнейшем уединении.

А у духовного человека, живущего с Богом, раздражительная и желательная силы работают иначе. Потому что, открыв эту дверь между душой и духом, человек дает возможность двум другим частям его духа владычествовать этими двумя неразумными силами души. В нашем духе, помимо ума, есть духовное чувство. Мы знаем, что Бог есть любовь, но именно на уровне духовного чувства мы можем это прочувствовать. Наверное, не так, как апостол Иоанн Богослов, но все же мы можем к этому чувству прикоснуться. Духовным чувством мы осознаем в себе присутствие или отсутствие благодати Божией. Духовным чувством мы успокаиваемся по-настоящему. Христос говорит: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

Именно духовным чувством мы можем прочувствовать Бога внутри себя и рядом с собой. И тогда наша раздражительная сила будет работать совсем иначе. Она перестанет раздражаться на всякие внешние раздражители, поскольку увидит даже на уровне ума (на разумном уровне), что всякий внешний раздражитель попускает Бог, значит, это ей для чего-то нужно. И она начнет раздражаться на другое – на грех.

Помимо духовного чувства в нашем духе есть духовная воля. Наша воля как душевный инструмент слабая, как мы читаем везде: удобопреклонная ко злу, немощная и так далее. А воля духовная (или сила духовная) куда более сильная. Чем больше человек живет в благодати Божией, тем больше его духовная воля укрепляет душевную. Тем больше его душевная воля в единстве с волей духовной стремится к Богу, хочет только Его, желает исполнить только Его волю. И столь же активно противится тому, что этому исполнению воли Божией мешает (то есть греху и всему тому лукавому, что есть в нашей жизни).

Так получается, что когда человек становится духовным, у него силы души (разумная, раздражительная и желательная) пребывают в единстве с силами духовными: духовным чувством, умом и волей. И тогда человек становится куда более способным вместить в себя действие благодати Божией.

У блаженного Августина тройственность человеческого духа выражена несколько по-другому. И многие психологи эту модель используют. Блаженный Августин говорит, что в нашем духе есть собственно ум, память и воля. Воля, как мы определились, – это тот инструмент духа, который управляет желательной силой души. А память? Если у нас есть духовное чувство, то есть и память этого чувства. И когда мы потеряли Бога по той или иной причине, мы духовным чувством можем помнить, насколько нам было хорошо с Ним. Но все же память именно житейская, привычная – это инструмент душевный. Поскольку когда человек умирает смертью телесной, физической, его душа сохраняет воспоминания о том, кто он есть.

– Вопрос от наших телезрителей: «Расскажите, пожалуйста, о том, как появляется человеческая душа».

– Это очень важный вопрос. Я скажу тезисно.  Проще всего этот процесс понять следующим образом. Многие святые говорят: у животных тоже есть душа. В Священном Писании Ветхого Завета прямо об этом сказано. Это животная душа. Святитель Феофан Затворник говорит: душа человека – это одно, душа животного – другое. Но используется одно и то же слово – душа. Когда родители человека начинают созидать его тело, нет такого, как говорят святые отцы, чтобы создавалось сначала тело, потом душа, затем дух. Когда человек творится, он творится цельным.

Что же происходит? С телесностью все прекрасно понятно. Восточные патриархи в своем главном определении говорят: человек телесно происходит от семени Адамова. Действительно, мы все по телу своему потомки Адама и Евы. С душой происходит следующее. Разумную силу влагает Бог. А раздражительная и желательная силы зависят от родителей. То есть родители передают своему ребенку телесное сходство с собой, а также душевные привычки на что-то раздражаться и чего-то хотеть. Но именно разумную часть души как в родителей этого ребенка, так и в него самого влагает Бог. Духовную часть влагает Бог. Личность создает Бог.

Самое главное здесь – ни в коем случае не впасть в языческое заблуждение, что душа человека предсуществует. Как тело человека творится в конкретное время, так творится и его душа. Неразумная часть происходит от душ родителей, поэтому у человека могут складываться определенные родительские привычки. Но часть разумную, уникальную, личностную в человека влагает непосредственно Сам Господь Бог.

– Я привез с собой замечательный учебник, который называется «Основы православной антропологии», написанный священником Вадимом Леоновым. Я бы хотел Вас попросить сказать пару слов об этой книге. С чего начать и как изучать православную антропологию?

– Чтобы нам было понятно то, о чем мы говорим в наше небольшое эфирное время, мы можем обратиться к этому прекрасному учебнику (его легко найти как в бумажном виде, так и в Интернете). Сегодня мы рассматривали следующий момент: часть II, раздел IV «Дух», страница 72 (во втором издании). Можно в качестве домашнего задания, чтобы лучше разобраться в теме, приобрести этот учебник и прочитать этот раздел. Я надеюсь, те тезисы, которые я изложил, дополнятся большим содержанием. А учебник, безусловно, замечательный.

– Его можно скачать на сайте «Азбука.ру».

– Да, книга протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии».

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

 

 

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать