Беседы с батюшкой. Рождество Христово. Священник Василий Равлик. 2 января 2024

2 января 2024 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма Святой Животворящей Троицы в Пушкино, иерей Василий Равлик.

– Тема сегодняшнего разговора: «Рождество Христово». В этот светлый праздник в первую очередь хотелось бы поговорить о воплощении Бога Слова и Его пришествии к людям. Что мы вообще празднуем? Каково значение Рождества?

– Отчасти Вы уже ответили на этот вопрос. Действительно, мы говорим, что Рождество – это воплощение Бога Слова. Мы празднуем событие, когда Бог пришел на землю. А причина и цель этого – наше спасение. Без преувеличения можно сказать, что в эти дни мы отмечаем одно из величайших событий в человеческой истории, которое стоит на втором месте после Воскресения Христова.

Рождеством начинается история нашего спасения. Так можно сказать и о празднике Благовещения, но Рождество в этом смысле более значимо. И если кратко выразить мысль о смысле Рождества, то святые отцы озвучивали ее так: Бог стал Человеком, чтобы человек стал как Бог.

– А почему для человеческого спасения Богу пришлось стать Человеком?

– Этот вопрос очень непростой, потому что с момента грехопадения первых людей, Адама и Евы, человек оказался в очень незавидном положении: он стал подвержен болезням, страстям и смерти. И Бог, принимая этот выбор, который человек, безусловно, сделал сам, вкусив запретный плод, все же хотел, чтобы тот вернулся в рай. Для этого человека нужно было спасти, вернуть ему этот рай.

Бог всегда был готов это сделать, но нужен был шаг и со стороны человечества. Так уж вышло, что мы все-таки существа не столь могущественные, чтобы самим осуществить свое спасение. Как любящий родитель, видя, что его ребенок не справляется с каким-то испытанием, искренне желает ему помочь, так и Бог приходит к нам на помощь. Господь воплощается и Сам становится Человеком.

Безусловно, можно было как по щелчку пальца просто всех нас простить, но мы, уже единожды вкусив грех, вероятнее всего поскользнулись бы снова. И тогда Бог был бы вынужден нас спасать до бесконечности, а мы бы каждый раз оступались и отступались. Христос, чтобы нас спасти, идет иным путем. Бог приходит на землю и, по сути, указывает нам путь, по которому мы должны идти, если сами хотим спастись, если проявляем к этому желание и искренне хотим попасть в рай и снова быть с Ним.

Главная идея: не нарушать нашу свободу, а для этого нужно сделать все, создать условия, руководствуясь которыми мы могли бы идти ко спасению, сделав выбор. Господь приходит на землю, страдает, приносит искупительную жертву на Кресте и созидает Церковь Христову как корабль спасения. И вот эта история начинается с Рождества Христова.

–  А можем ли мы как-то объяснить то, почему Христос не воплотился раньше?

– Да, мы можем это объяснить тем, что, как я уже сказал, Бог сделал Свой шаг навстречу нам фактически еще в раю: Он дал обетование первым людям, что та ситуация, в которой они оказались, продолжится не всегда. Он сказал пророчество, что семя жены сотрет главу змия, то есть наступит время, когда родится Некто, Кто победит силу зла, захватившую человеческий род. И отныне Бог ждал, когда человечество сделает свой шаг для спасения Ему навстречу. И мы говорим, что этот первый шаг сделала Пресвятая Богородица, став той самой обетованной Женой, Которая должна стереть главу змея, нравственно достигнув той высоты, в которой Богу можно было бы воплотиться на земле через Нее. На протяжении тысячелетий человечество совершенствовалось, делало эти попытки, но до времени Пресвятой Богородицы их было еще недостаточно. В лице Пресвятой Богородицы мы достигли этой возможности, и Бог пришел на землю.

– А что поменялось в мире с воплощением Христа?

– Наверное, можно сказать, поменялось все. Мы это слышим из рождественских песнопений. Бог принес на землю надежду, ведь люди с момента грехопадения Адама и Евы умирали и попадали в ад. Мы воспитаны как новозаветные люди, в детстве родители учили нас, что хорошие люди после смерти попадают в рай, а плохие в ад. Но если мы посмотрим библейский текст, в той вере, которую хранил из поколения в поколение еврейский народ, люди после смерти нисходили в ад. Все. Не было выбора. Люди нисходили в ад. И это мы можем заметить не только в иудаизме, в древней ветхозаветной религии, но и в греческом язычестве. Все люди после смерти попадают в царство Аида.

Эта идея, осмысление и понимание того, что после смерти нас ждет ад, очень сильно угнетала и даже отчасти заставляла бояться смерти. А с пришествием в мир Христа, когда воскресение еще не произошло, врата рая еще не отверзлись снова, на горизонте уже появилась надежда, засиял свет в конце тоннеля. И это почувствовали все, даже ад вострепетал, что на земле что-то меняется не в его пользу. Такое великое событие мы начинаем праздновать в эти дни.

– Какие подробности о Рождестве Христовом нам говорит Евангелие?

Как мы знаем, есть четыре евангелиста, оставивших нам свои Евангелия. Церковь приняла их как канонические. Сведения о Рождестве Христовом мы встречаем только у двух апостолов: Луки и Матфея. Причем между ними даже есть небольшие расхождения. Они несущественные и еще в древние времена были истолкованы святыми отцами.

Мы читаем, что в правление кесаря Августа вышло повеление по всей земле, то есть по территории всей Римской империи, совершить перепись. Этому предшествовало событие Благовещения Пресвятой Богородицы, когда архангел явился ей и возвестил, что Она родит Спасителя мира. Пресвятая Богородица в этот момент жила с Иосифом Обручником, своим дальним родственником, в городе Назарете.

В связи с тем, что была объявлена перепись, каждая еврейская семья должна была переписаться в своем отечестве. Отечеством Пресвятой Богородицы и Иосифа был город Вифлеем, они были из колена Иудина, поэтому они из Назарета совершают шествие в Вифлеем. Ветхозаветное пророчество говорило о том, что Спаситель должен родиться именно в городе Вифлееме. И, как мы видим, такими вещами, как перепись населения, Господь невидимо все устраивает, чтобы Ему родиться именно там, где было указано в пророчествах.

Пресвятая Богородица оказывается в городе Вифлееме, и подходит срок рождения Богомладенца. Как мы знаем из тех же евангельских событий, многие евреи пришли в Вифлеем в эти дни, и когда туда пришли Иосиф с Марией, в гостиницах не оказалось мест. Поэтому Христос рождается в яслях в пещере, где держали скот. Царь мира рождается в таких убогих условиях, что в очередной раз подчеркивает то, на что был готов Господь ради нашего спасения.

– Какие сведения подтверждают Рождество Христово, кроме Святого Евангелия?

– Евангелие является основным источником сведений об этом. И если мы попытаемся разобраться, то обнаружим, что в основном все свидетельства, конечно, христианские, в том смысле, что в Евангелии нет четкого описания, где после рождения Младенца пребывали Мария и Иосиф. Конечно, они со временем все-таки переселились в гостиницу или в какой-то дом, куда потом, собственно, и пришли волхвы, которые принесли богатые дары Богомладенцу.

Мы знаем, что христиане с древности свято берегли места, связанные с первыми годами жизни Спасителя. До сегодняшнего дня в Вифлееме, где, по преданию, родился Спаситель, есть храм, где особым образом отмечено место Его рождения. Такие места есть и по пути в Египет, куда почти сразу после рождения пришлось спасаться бегством Иосифу и Марии. Христиане хранили их с древности.

Но многие нецерковные люди могут нас обвинить, что мы, христиане, все же внутри своей организации могли как-то все эти вещи сфальсифицировать, потому что мы опираемся только на свои источники.

Первым внешним источником, свидетельствующим о Христе, является Иосиф Флавий, иудейский историк I века. Он первым упоминает о Христе. Со временем это делают языческие писатели, и никто из них, в отличие от многих современных атеистов и борцов с христианством, никогда не ставил под сомнение сам факт прихода в мир Христа, сам факт Его существования.

Возможно, точных свидетельств Рождества мы не найдем, но есть множество свидетельств, подтверждающих, что Христос был на земле, что Он был в Палестине, проповедовал, пострадал. Язычники хоть и ставили это под сомнение, но, ссылаясь на христиан, говорили, что Он еще и воскрес.

Сам факт того, что Христос был на земле, встречается и у внешних свидетелей, но не сам факт Его Рождества. При этом эти свидетельства являются очень немаловажными, мы пользуемся ими, опровергая всех, кто пытается доказать обратное.

– Как давно возник этот праздник именно в Церкви? Праздновали ли его первые христиане?

– Первые такие упоминания датируются примерно II веком. Праздновали Богоявление, то есть событие явления в мир Бога. К IV веку этот праздник разделился на два: на Рождество Христово и Крещение Господне, но мы понимаем, что оба эти праздника являются событиями Богоявления, только в случае с Рождеством Христовым Бог приходит в мир как Богочеловек, принимает на Себя нашу человеческую природу, а в событии Крещения Господня нам является Пресвятая Троица. Бог Отец глаголет, Бог Сын крещается, а Бог Дух Святой в виде голубя сходит на Него.

Затем эти праздники были разведены, и если мы посмотрим на их структуру в богослужебном плане, на песнопения, на сам порядок этих особых служб, то они очень похожи между собой как раз в силу того, что их развели, но многие вещи они себе усвоили. И теперь это сопровождает и первый, и второй праздник.

У святителя Иоанна Златоуста мы уже можем встретить упоминание празднования Рождества Христова. В Римской Церкви этот праздник изначально был именно Рождеством.

– Почему Рождество Христово в западном мире празднуется 25 декабря, а у православных 7 января?

– Это различие в 13 дней возникло на самом деле не так давно. В прошлом веке набежал еще один день. Это разница между григорианским и юлианским календарем. Этой теме можно было бы посвятить отдельную встречу.

Важно отметить, что в России 7 января – это гражданский календарь. Русская Православная Церковь придерживается юлианского календаря. И если мы возьмем церковную книгу или церковный календарь, то обнаружим, что Рождество тоже отмечается 25 декабря. Мы называем это «старый стиль».

На гражданский григорианский календарь перешли большевики в начале прошлого века. Такое решение было принято после Октябрьской революции. Но Церковь так и не перешла, поэтому в Русской Церкви все сдвинулось относительно гражданского календаря, но по нашим церковным книгам мы празднуем Рождество тоже 25 декабря.

Кстати, интересно заметить, что не только западный мир празднует Рождество 25 декабря, но и 10 из 15 Поместных Православных Церквей, в основном греческих, которые перешли на так называемый «новоюлианский календарь». Их особенность в том, что Пасху они празднуют вместе с нами по юлианскому календарю, а вот эти неподвижные двунадесятые праздники, одним из которых является Рождество, вместе с западным миром по григорианскому календарю.

– Как появилась традиция отсчета времени от Рождества Христова?

– Эта традиция восходит к VI веку. К этому времени христианство уже являлось государственной религией Римской империи, а Церковь вела свое летоисчисление от времен императора Диоклетиана, одного из самых ярых гонителей христиан. В городе Риме был такой просвещенный муж Дионисий Малый, который обратился к римскому епископу с предложением, что как-то неправильно вести отчет от времен фактического врага Церкви, что гораздо более логичным было бы считать летоисчисление от Рождества Христова, которое действительно положило начало новой эре в истории человечества.

Он лично провел определенные подсчеты, по которым установил приблизительно дату Рождества. Мы все-таки говорим, что приблизительно, потому что точно не знаем время Рождества Христова. Но вот эти указания, собственно, у евангелиста Луки, у Матфея, имена римских императоров историей подтверждаются, что они действительно правили, и годы их правления нам известны, о той же переписи, которая имела место по всей Римской империи.

По таким маленьким крупицам удалось примерно восстановить дату Рождества Христова. С тех пор мы говорим: год такой-то от Рождества Христова. Что характерно, в России на летоисчисление от Рождества Христова перешли только на 1700 год, на стыке веков. До этого у нас была традиция вести летоисчисление по византийскому образцу: от сотворения мира. Идея считать от Рождества Христова появилась на Западе и очень-очень медленно проникала в восточном направлении. И когда мы приняли христианство от Византии, они по-прежнему не пользовались датами от Рождества Христова. И уже только во времена Петра I получилось, что мы примкнули к этой традиции празднования от Рождества Христова. В Церкви мы можем встретить и то, и другое летоисчисление. Мы всегда подписываем: год такой-то от Рождества Христова и такой-то от сотворения мира.

– Как правильно праздновать Рождество? Что это за период – святки?

– Святки начинаются именно праздником Рождества Христова и до Крещенского сочельника, то есть с 7 по 18 января. Конечно, самым важным актом празднования Рождества Христова является участие в богослужении и причащении Святых Христовых Таин. Это то, как наилучшим образом можно совершить этот праздник.

Период святок так называется еще и потому, что в это время отменяется пост в среду и пятницу. Мы называем этот период «сплошной». Преодолев период Рождественского поста, мы снова возвращаемся к нашему привычному праздничному меню. И именно в период святок это меню не накладывает ограничений на возможность причащения Святых Христовых Таин, то есть люди, которые разговляются после Рождественского поста и вкушают мясную, молочную пищу, могут, не стесняясь, все равно принимать участие в богослужениях и причащаться.

Это наилучший вариант празднования Рождества. К нему следовало бы присовокупить дела милосердия. В Церкви в древности и на Руси была такая традиция: в эти дни особо почтить вниманием неимущих или одиноких людей, кто нуждается в нашей поддержке, не только материальной, но и просто во внимании. Это возможность навестить близких, провести с ними время, разделить радость этого великого торжества. Наверное, это самые ключевые вещи. 

– Может, есть какие-то традиции?

– Традиций, связанных с Рождеством Христовым, множество. Какие-то мы, к сожалению, утратили за этот сложный семидесятилетний богоборческий период, но они сегодня, к счастью, потихонечку возрождаются не просто в Церкви, а именно в русском обществе.

Во-первых, это традиция, которая сегодня привязана и к Новому году, и к Рождеству: украшение елок. Причем эта традиция пришла к нам в Россию с Запада, и даже были попытки в дореволюционные времена ее отменить как инородную, но все же именно это древо, ель, является символом жизни, вестью о жизни, о бессмертии, что приносит Христос на землю Своим пришествием. Это также традиция украшать огоньками наше жилище. В древности это было чуть большее количество свечей, чем обычно ставилось для освящения жилища, а сегодня это различные лампочки, гирлянды, то есть все то, что привносит праздник в нашу жизнь. Но это вещи материальные. Мы знаем еще замечательную традицию петь колядки, славить Христа. Детишки в основном это делали, да и многие взрослые собирались вместе и в замечательных духовных (без преувеличения) песнопениях представляли эту весть о рождении Спасителя.

Что можно сюда еще добавить из рождественских традиций? Первое на память приходит – дарить подарки детям. Это важный момент. Так как волхвы принесли дары Богомладенцу Христу, эта замечательная традиция распространилась, чтобы в этот праздник, в период святок, дарить подарки маленьким детям. Мы знаем, что на Западе это делает так называемый Санта-Клаус, то есть святой Николай. И у нас была эта традиция (и где-то даже сохраняется еще во многих местах) – дарить подарки в день памяти святителя Николая, который мы совершаем 19 декабря. На примере нашей семьи могу сказать, что мы предпочитаем дарить подарки и 19 декабря, и на Рождество Христово – дважды отмечать это событие.

– Я слышал, что на 19 декабря святитель Николай приносит подарки, а на Рождество – Сам Спаситель.

– Думаю, есть основания так утверждать.

– Батюшка, а что нельзя делать на Рождество? Мы знаем, что есть древняя традиция в эти дни гадать на суженых своих…  

– Собственно, это и запрещено. Когда происходила христианизация общества, дни, которые были отмечены какими-то языческими праздниками, Церковь предпочитала заменять праздниками христианскими. И в силу этого какие-то языческие обычаи, предшествовавшие появлению христианских праздников, усвоились. С этим Церковь боролась на протяжении многих лет своего существования. Конечно, в очередной раз можно только призвать ни в коем случае к этим вещам не прибегать. Но и в целом, наверное, важно здесь еще заметить, что в дни празднования Рождества Христова, когда мы переходим от поста к периоду вкушения скоромной пищи и какого-то большего увеселения, чем обычно, важно тоже не впадать в противоположные крайности, то есть не переусердствовать в праздновании Рождества Христова изобильным чревоугодием или винопитием, потому что смысл этого праздника духовный в первую очередь, а не телесный, и акценты должны быть расставлены правильно. Если, например, мы 7-го числа переусердствовали в плане чрева, то, скорее, 8-го числа на службу уже не пойдем. Хотя желательно первые дни празднования Рождества Христова почтить тем, чтобы присутствовать за богослужением, которое отличается особой красотой и торжественностью. Это происходит всего лишь один раз в году, поэтому стоит того, чтобы медленнее выходить из поста. Это и практически удобнее, полезнее и для здоровья, и для души. И для спасения будет польза.

– Почему пастухи первые увидели рожденного Спасителя?

– Они оказались ближе всех территориально. Мы не можем наверняка утверждать о нравственных качествах пастухов, но это действительно чудо, что они сподобились увидеть небо, которое было усеяно огромным количеством ангелов, певших эту хвалебную песнь, которую они не только просто услышали, но и передали нам. И мы до сегодняшнего дня сопровождаем наше богослужение пением этой хвалебной песни. И в Евангелии читаем, что Божия Матерь, видя таинственность и чудесность всего происходящего, слагала это все в сердце своем.

И апостол Лука по-научному (так скажем) подошел к написанию Евангелия – он собрал все эти сведения, зафиксировал. И до сегодняшнего дня мы понимаем, что приход Бога в мир, если даже для кого-то он кажется незаметным, был далеко не таким. Действительно, имели место чудесные события, сопровождавшие Его рождение, которые показывают нам, что произошло нечто необычное: в мир пришел не просто человек, но именно Богочеловек.

– Волхвы с дарами что принесли Богомладенцу?

– Волхвы, как мы читаем в Евангелии, принесли ладан, смирну и злато. Это были знаки именно царского достоинства. Удивительно вообще то, что волхвы – это люди, которые не просто наблюдают небесные светила, но пытаются считывать определенную информацию. Эти люди, безусловно, были язычниками, тем не менее у них было пророчество о том, что должен родиться Спаситель мира, когда они увидят необычную звезду, появившуюся на небе. И ориентируясь на нее, они, путешествуя за этой звездой, оказываются именно в Вифлееме и встречают Самого Богомладенца, приносят Ему дары.

Я сейчас точно, наверное, не укажу год, но персы как-то напали на Палестину и разоряли все на своем пути, но сохранили храм в Вифлееме, построенный на месте рождения Христа, потому что они увидели именно те мозаики, на которых были изображены волхвы. А волхвы, по преданию, пришли именно из Персии, это были люди персидского происхождения. И одежда на них, которая была изображена на мозаике, тоже была персидской. И персы, увидев, что здесь чтят их древних предков, храм Вифлеемский на месте Рождества Христова пощадили. Даже до сегодняшнего дня среди них есть православные (даже не православные; скорее, это курды-христиане). То есть в Персии живут такие национальные меньшинства, курды, которые считают себя предками волхвов. И они об этом с большой гордостью заявляют.

Один такой журналист приезжал к нам в Троицкий храм в Пушкино. Мы с ним много общались, и он подчеркивал: это наши предки, мы особо отметили пришествие в мир Христа, Его появление тем, что пришли Ему поклониться сразу же после Его рождения. Это очень интересно.

– Давайте ответим на вопросы наших телезрителей.

«Батюшка, у меня такое запущенное внутреннее состояние, что кажется, если осознаю все свои грехи, у меня случится нервный срыв от несоответствия тому образу, который задумал Господь. Я невоцерковленный человек, хочу воцерковляться. Как это делать потихоньку, без ущерба для психики?»

– Воцерковление не должно сопровождаться какими-то перекосами, каким-то радикализмом. И в целом здесь, я бы сказал, есть проблема с осмыслением себя и греха. Есть замечательный образ у святых отцов, у многих выдающихся пастырей, что мы – это икона, образ Божий. И можно даже привести пример картины. У картины, у иконы есть свойство, к сожалению, что она может быть запачкана. И если наша любимая картина или любимая икона вдруг запачкается, вряд ли это приведет к расстройству нашей психики. Мы поймем, что ее нужно очистить, отреставрировать, если время на нее повлияло. И вернув ей первоначальный чистый облик, мы обретем спокойствие.

То же самое мы должны применять в отношении себя. Мы – образ Божий, и грех, который живет в нас, к сожалению, не является нашим по происхождению. Это грязь, которая оказалась на нас. И нам нужно просто смыть ее с себя, что и, собственно, делается в таинстве Исповеди, в таинстве Причастия: мы возвращаем себе подлинный образ, Богом задуманный о нас. И в этом смысле мы понимаем, что это не наше: это все плохое, эта грязь – не я, это то, что на меня попало, но от чего я должен очиститься, отмыться. Точно так же у нас не случается каких-то скандалов от того, что руки запачкались, мы довольно четко понимаем, что, если они запачкались, их нужно помыть. Поэтому надо в отношении своей души понимать, что Бог меня сотворил добрым, хорошим. Бог не творит зла. Если Бог благоволил мне появиться на свет, я, как и всё, что Он творит, являюсь по происхождению хорошим, но меня зло пытается столкнуть с этого пути, лишить меня этой первоначальной задумки обо мне. И вот такое погружение в церковную жизнь, участие в богослужениях, в таинствах поможет к этому прийти.  

Озвучив на исповеди (даже на первой) многие вещи, которые на протяжении жизни не осознавались, возможно, даже ужаснувшись, какой ты, оказывается, на самом деле, но получив прощение грехов в таинстве Исповеди, реально получаешь облегчение – этот груз сброшен наконец-то, он больше не тяготит человека.

– «Человек создан Богом со свободной волей, на которую Бог не может влиять. Но при этом в нашей жизни мы всегда говорим: на все воля Божия. Нет ли здесь противоречия?»

– Противоречия нет, потому что действительно Бог многие вещи о нас промышляет. Замечательно даже, что Бог нас никогда не оставляет, но и не нарушает нашей свободы – Он действительно позволяет нам действовать. Можно сравнить нашу жизнь с дорогой:  есть предупреждающие знаки, что впереди, например, тупик или опасный поворот. Бог начинает в нашей жизни действовать вот такими сигналами, предупреждениями: внимание, вы рискуете свернуть не туда. Но даже и в этом случае мы вправе все равно гнуть свою линию и поехать до самого обрыва или до самого тупика. Но в таком случае не следует говорить, что у нас на все воля Божия, потому что здесь есть соблазн действовать только по своему усмотрению. Все-таки Бог дает нам очень большое пространство для нашей свободы, но мы этим злоупотребляем (а еще хуже – не даем даже Богу действовать в нашей жизни) и пытаемся ссылаться, что, видимо, это воля Божия такая. Я наломал дров, но это воля Божия… Это не воля Божия, это все-таки вы наломали дров в таком случае. Поэтому с этим выражением нужно быть осторожным.

– «Что в молитве означает: хлеб наш насущный дашь нам днесь

– Эту молитву мы читаем каждый раз перед принятием пищи. Если выразить общий смысл, то этим мы просим у Бога подать то, что нам потребно на каждый день. Если мы мыслим категориями духовной жизни, то чувство голода никуда не денется, но Христос говорит: посмотрите на птиц небесных, они не одеваются, не жнут, но Бог ваш заботится о них. И заканчивает этот замечательный рассказ Бог словами: ищите же прежде Царства Божьего… и это все приложится вам. Господь все необходимое для пропитания, для проживания подаст. Главное – этим довольствоваться, а если довольствоваться, то, возможно, Господь еще больше даст. А если будем только роптать, есть вероятность, что Господь и это отнимет.

– «Кому и как молиться о замужестве? Пожалуйста, посоветуйте».

– Как вы знаете, у нас принято молиться святым благоверным князьям Петру и Февронии. Мне кажется, немаловажно еще в этой ситуации молиться и другим святым угодникам, которые показали тоже замечательный пример семейной любви. Во-первых, это Царственные страстотерпцы. Мы видим, что их подвиг был в том, как они были едины до конца, какая была между ними любовь. Это замечательный пример для подражания.

Сюда же можно отнести преподобных Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия Радонежского. Мы даже из жития его видим, что многие вещи на самом деле закладываются в нас в детстве именно нашими родителями. И чтобы такой столп православия, утверждения истины воспитать, каким является преподобный Сергий, действительно его родители тоже должны были быть подлинно святыми людьми, чтобы он от них с детства научился такой любви к Богу и стремлению к Нему.

Также можно упомянуть святого праведного Алексия Мечёва, он и сам стал святым, и его сын священноисповедник и священномученик Сергий Мечёв, когда пришли времена гонения, стал исповедником за веру. Святой сын святых родителей. Вот такие примеры. Сюда можно отнести родителей и Василия Великого, и Григория Богослова, и блаженного Августина; Иоакима и Анну, родителей Иоанна Крестителя. То есть у нас есть замечательные христианские примеры супружества, семьи, и по молитвам к ним, даст Бог, вы обретете свое семейное счастье.

– «Не могу устроиться на работу. Нужно ли браться за любую? Слышала мнение, что работайте даже хоть бесплатно, только работайте. Я в прошлых своих ошибках на работе раскаиваюсь, но все равно это мне не помогает переломить ситуацию».

– Действительно, мы живем в мире, где у людей очень много сложностей в плане трудоустройства и, возможно, достойной оплаты их труда. Я бы посоветовал руководствоваться тем, что каждому Господь в этой жизни дал призвание. Каждый человек по-честному должен ответить себе, какой дар Бог вручил ему, чтобы максимально принести пользу ближнему. Надо постараться встать на то поприще, на котором, послужив Богу и ближнему, можно максимально раскрыться. Если у человека, например, сильные руки, которыми он может оказать всевозможную физическую помощь (какой-нибудь бабушке просто огород вскопать), а он будет пытаться работать каким-нибудь математиком, к чему у него нет способностей, тогда, наверное, он меньше пользы принесет. И, наоборот, человек, который может создать лекарства от неизлечимой болезни вместо этого будет, например, грузчиком в порту работать, то будет приносить пользу наверняка меньшую. Поэтому я бы призвал вот этим руководствоваться.

– Батюшка, благодарим Вас за беседу, просим поздравить наших дорогих телезрителей, дать им наставления на святые дни.

– Дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Рождества Христова. Призываю вас эти святые дни провести с подлинной духовной радостью, не лишиться ее, а еще приумножить, чтобы слова святых отцов о том, что Бог стал Человеком, чтобы человек стал как Бог, стали частью и вашей жизни, чтобы и ваша жизнь преобразилась по образу Божественному, как это лично о каждом из нас задумал Господь наш Иисус Христос, ради чего Он и пришел на землю.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать