Беседы с батюшкой. Рождественские образовательные чтения. Священник Андрей Щукин

23 ноября 2022 г.

Сегодня у нас в гостях иерей Андрей Щукин, старший священник Вознесенского архиерейского подворья, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии.

– Совсем скоро, в конце января, в Москве состоятся XXXI Международные Рождественские образовательные чтения. Тема чтений: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Уже сейчас во всех епархиях Русской Православной Церкви проходят мероприятия, определенные этапы. Расскажите об этом масштабном событии, которое вовлекает в себя не только людей, живущих в церковной ограде, но и привлекает внимание тех, кто только смотрит в сторону Церкви.

– Рождественские образовательные чтения – форум уже с приличной историей. И это самая новейшая история. Это прекрасный форум, который закрепил себя среди многих образовательных мероприятий в России, и прекрасная площадка для обсуждения очень важных вопросов, связанных не только с образованием и педагогикой, но это разговор о нашей сегодняшней жизни. И этот разговор ведется на разных уровнях. Вы правильно сказали, что это не только те мероприятия, которые проходят в Москве.

Рождественские чтения пройдут в январе следующего года, потому что связаны с праздником Рождества Христова. Предыдущие Рождественские чтения переносились с января на май, проходили в мае этого года, это было связано с коронавирусными ограничениями. Сейчас мы возвращаемся именно в то время, которое связано с Рождеством Христовым, то есть чтения пройдут в январе.

Сейчас по всей России в епархиях Русской Православной Церкви проходят региональные этапы Рождественских чтений. В Свердловской области, в Екатеринбургской митрополии мы уже несколько лет подряд тщательно проводим этот региональный этап, и он у нас предваряется муниципальным этапом. Прежде чем все мы соберемся в декабре в Екатеринбурге на пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений, в Екатеринбургской митрополии сейчас в каждом муниципалитете Свердловской области проходят муниципальные этапы. И это очень важно, потому что мы имеем возможность обсудить и главную тему, и сопутствующие темы Рождественских чтений с большим количеством людей, которые трудятся в образовании, культуре, здравоохранении. Иногда есть очень интересные предложения, о которых мы можем сказать в том числе и на региональном этапе, и на международном этапе Рождественских чтений в январе в Москве на секциях.

Это действительно очень большой форум, в нем участвует в целом до миллиона человек. Это различные встречи, конференции, круглые столы, фестивали. Очень много разных мероприятий. И это очень хорошо. Мы для себя и в том числе для будущего поколения пытаемся сформулировать наши надежды, чаяния, зафиксировать наши успехи. Потому что Рождественские чтения – это и разговор о том, что сделано за прошедшее время, какие есть достижения. Конечно же, мы должны заглянуть в прошлое, переосмыслить какие-то моменты, ведь если мы не будем хорошо знать свою историю, можем совершить те же ошибки в будущем. Чтобы этого не случилось, мы стараемся в этом форуме охватить и то, что было, и то, что сейчас есть, возблагодарить Бога за успехи и наметить для себя какие-то задачи, которые предстоит выполнить, чтобы в будущем иметь еще больше достижений и успехов.

– Приглашая к участию в Рождественских чтениях различные группы населения, в том числе людей, которые занимают достаточно ответственные, серьезные посты, занимаются организацией нашей жизни на местах, можно ли сказать, что вы приглашаете к определенному диалогу?

– Вне всякого сомнения. В основе Рождественских чтений действительно лежит диалог разных людей, на разных местах совершающих свое служение. Допустим, если взять нашу область для примера, в Рождественских чтениях участвуют: Правительство Свердловской области, министерства, представители муниципальной власти, в том числе простые педагоги, священнослужители, представители других конфессий. То есть это достаточно большой форум, и мы собираемся для того, чтобы обсудить какие-то вопросы, которые связаны с нашей жизнью, чтобы выработать какое-то решение для преодоления тех трудностей, что возникают при общении людей между собой. Самое главное, преодолеть те разногласия, которые приводят нас к конфликтам.

Тема сегодняшних Рождественских чтений связана с мировыми глобальными процессами, с жизнью человечества. Не надо думать, что эта тема непосильна для тех людей, которые ее обсуждают в малых городах. На самом деле мы очень плотно связаны информацией, которая связана с обществом, с мировым сообществом, и мы в каком-то смысле преодолеваем вызовы от событий, происходящих далеко от нас. Мы преодолеваем их в том месте, где живем. И это тоже очень важно для нас.

Можно взять и отгородиться от какой-то негативной информации или информации, которая никак не связана с тем местом, где мы живем. И в итоге будет в каком-то смысле угасание нашей жизни. Потому что даже в том, что связано с нашими религиозными чувствами, с нашей православной культурой, православной верой, мы призваны к тому, что задумал Бог. А Господь задумал спасение человечества. И это действительно очень важная тема в нашей жизни.

Сегодня мы рассуждаем именно так, как Господь нам открыл. Вечность, которая принадлежит человечеству по милости Божией, эта Вселенная, которая нам подарена, начинается с поступков, совершаемых каждым человеком в этом мире. Эта взаимосвязь существует не потому, что мы этого хотим, но это определенная тайна. Я сейчас не буду много и подробно говорить о месте конкретного человека в истории, хотя есть о чем сказать. Но в Православной Церкви есть люди, которые незаметны при своей жизни. Это, например, такие люди, как праведный Симеон Верхотурский, праведный Алексий, человек Божий. Но Господь делает их очень интересными святыми; мы открываем их для себя, происходит момент прославления. Не мы прославляем святых, а Бог прославляет Своих святых. Он делает их заступниками за род человеческий, которые в том числе являются помощниками и в повседневной жизни, и в какой-то перспективе. Этому можно радоваться, удивляться; это некая тайна.

Нам очень сложно говорить об этом, но мы иногда констатируем факт, что если бы такой-то человек не был у власти, не жил рядом с нами, у нас что-то не получилось бы, мы чего-то не достигли бы, не поняли. Господь так устраивает, что если Он Сам хочет что-то сказать человеку или человечеству, Он делает это через людей. Так появляются апостолы, так появляется Церковь. Бог как-то включает нас всех в глобальные процессы вселенского масштаба.

В какое-то время, когда я был немножко моложе, мне это было очень странно. Мы не думаем о том, что у нас здесь, мы размышляем о Вселенских Соборах, о времени, которое уже прошло. Но те люди, которые глубоко разбираются в вопросах истории, вопросах прошлого, которые связаны с различными областями жизни человека, вдруг оказываются нам очень нужны сейчас. Потому что они могут открыть для себя такую правду, такую истину, которая нам очень нужна здесь и сейчас. Они уже все почили, стоят перед Богом, но здесь, на земле, они нам очень нужны. Это могут быть очень разные люди. Нам надо открывать их для себя, заново перечитывать труды людей, которые жили давным-давно и, может быть, писали в стол, но Господь сохранил эту рукопись и дал нам возможность погрузиться в это наследие, которое определит наше будущее.

В конце концов для христиан это не так странно, потому что мы свою жизнь ориентируем на Евангельское благовестие, на Божественное Откровение, которое открываем на страницах Библии, Нового Завета, Ветхого Завета. Для христиан естественно перечитывать какие-то тексты, постоянно возвращаться к каким-то важным аксиомам нашей жизни.

Мы понимаем, что есть люди, которые благодаря этим вечным аксиомам, которые открыл Господь, когда-то воспользовавшись этими текстами, совершили свой маленький подвиг. Они преодолели все трудности, возникающие на их жизненном пути. И для нас они актуальны, потому что сейчас мы находимся в этом борении, в этом преодолении трудностей и можем попросить у них совета.

– Люди разговаривают друг с другом. Но ведь есть разные взгляды на мир, разные реальности. Для кого-то есть понятие Бог, есть какие-то основы, по которым человек живет, руководствуясь в своей жизни какими-то правилами. Для кого-то такого понятия нет, кто-то вообще в эту сторону не смотрит. Но при этом нам приходится жить рядом, взаимодействовать и решать какие-то общие вопросы...

– Совершенно верно. Могут быть противоречия между людьми, находящимися в диалоге. Но мы проделали достаточно длинный путь в этом направлении, у нас появляется очень много договоренностей, которые закрепляются в определенных документах, поддерживаются государственной властью, осмысляются научным сообществом и им же поддерживаются. Какие-то вещи мы формулируем в том числе и в резолюциях больших собраний. Они прописаны в ключевых документах – начиная с Конституции Российской Федерации и заканчивая какими-то Указами Президента, постановлениями министерств. Мы проделали достаточно хороший путь в отношении диалога, мы друг друга слышим.

Рождественские чтения констатируют тот факт, что люди могут разговаривать, общаться друг с другом, мирно сосуществовать, делать что-то вместе, даже если они являются представителями разных религиозных конфессий или вообще не имеют принадлежности к какой-то религиозной культуре. Надо сказать, что всякий раз мы обсуждаем темы, которые касаются всех. Тема сегодняшних Рождественских чтений – это разговор о том, какой же все-таки нам делать выбор в отношении тех вызовов, которые существуют в нашем мире. И давайте договоримся о том, что такое духовный выбор. Потому что с этим есть сложности, каждый может по-своему понимать духовную жизнь человека. Для этого и существуют такие форумы, чтобы договориться о словах, разобраться в терминологии, обращать внимание на те слова, которые мы говорим.

Совсем недавно, в октябре, прошел большой и тоже очень авторитетный форум в России – Русский Народный Собор. У Патриарха на этом форуме было очень серьезное выступление. Это очень важный текст, который стоит прочитать, прежде чем переходить к теме Рождественских чтений. Святейший Патриарх в своем выступлении обращает внимание именно на слова, как мы их понимаем: что такое глобализация, глобализм и так далее. Это очень правильный, верный подход, который мы должны перенять для себя. Нам надо договариваться о словах.

Это мы проделываем в нашей жизни с детьми. Прежде чем говорить о какой-то области знаний, мы говорим о словах, терминах, которые встретятся в этой области знаний. В диалоге между людьми, в семейном диалоге, профессиональном диалоге тоже сначала договариваемся о словах: что мы имеем в виду, когда что-то обсуждаем. Далее обозначаем, какие у нас есть общие мысли по поводу явлений и событий нашей жизни, есть ли у нас противоречия, какие задачи мы можем поставить для того, чтобы преодолеть противоречия, трудности, связанные с этой темой, и наметить шаги для достижения нашей общей благой цели.

Есть темы, которые не решаются одним разом: собрались, обсудили – и готово. Нет; жизнь людей так не устроена, и все это очень хорошо понимают. Но мы вновь и вновь поднимаем какие-то темы, как в средствах массовой информации, на первые строчки. Нам надо обсуждать темы, которые касаются всех, касаются безопасности, мира. И мы должны это делать не только тогда, когда собираются люди – профессионалы своего дела, специалисты, видные общественные деятели. И простые люди тоже понимают, что им необходимо что-то делать, разговаривать о каких-то инструментах, которые позволяют справиться с этими вызовами.

– Знания нужны людям.

– Да, вне всякого сомнения. То есть мы переосмысливаем какие-то вещи. Рождественские чтения – это прекрасная форма для того, чтобы что-то переосмыслить. Даже само название «чтения» говорит о том, что мы что-то прочитываем. Прежде чем для себя что-то заново открыть или даже открыть новую позицию другого человека, мы должны прочитать те книги, которые читает наш оппонент или собеседник. Поэтому очень хорошо, что человечество вырабатывает какие-то способы и решения проблем для достижения всеобщего блага.

– Есть разница между первыми чтениями, которые проходили в начале 2000-х годов, и теми, которые проходят сейчас?

– Наверное, разница состоит в том, что сменяются поколения. В Рождественских чтениях сегодня участвуют те люди, которые, когда были первые чтения, только появились на свет. А сегодня это уже специалисты, то есть люди, которые уже что-то сделали для науки, общества, страны, Церкви. На самом деле это очень хорошо. Разница состоит в том, что просто идет смена поколений.

Сейчас те люди, которые сталкиваются с вызовами напрямую, стоят на передовой, прошли длинный путь к этой точке. За нами идет определенное молодое поколение людей, которые должны понимать и наши поступки, и то, что нами движет. Мы должны им сообщить об аргументах, которые приводим для принятия решений. И это тоже очень хорошо. Я свидетель, как это работает в обычных муниципалитетах, где собираются люди, выступают молодые специалисты, которые представляют те или иные темы, связанные с цифровизацией, здравоохранением.

Я могу сказать, что Рождественские чтения – это форум, который работал даже во время пандемии. Во время пандемии очень многие институты были ограничены в своих возможностях, а Рождественские чтения работали дистанционно. Люди участвовали в них онлайн, но это была очень серьезная активность, несмотря на все трудности нашей жизни, которые были связаны с пандемией. И поэтому я думаю, что у Рождественских чтений есть уже не просто какое-то основание, это целое здание. Оно служит людям для того, чтобы как-то преображать нашу повседневную жизнь и даже решать какие-то глобальные вопросы.

– Всегда удивительно, когда посещаешь пленарные заседания (особенно в Екатеринбурге), увидеть простых людей, которые приезжают издалека, из городов,  находящихся от Екатеринбурга за двести-четыреста километров... Иногда идешь за одеждой в гардероб, люди что-то обсуждают, разговаривают, делятся какой-то информацией. То есть мероприятия на этом не заканчиваются, дальше происходит еще много различных событий.

– Нам надо понимать, что региональный этап Рождественских чтений запускает темы в нашу жизнь. Тема образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» будет работать и в следующем году. Мы на самом деле только открываем эту тему для себя.

– То есть это своеобразный старт для разговора, а не его завершение.

– Это не финал. Конечно же, мы понимаем, что те люди, которые сидят в зале на пленарных заседаниях, участвуют в секциях, не просто приехали поучиться. Нет, у них есть свой опыт, свои достижения, и это очень важно. Есть люди, которые нам говорят о каких-то процессах, которых мы не замечаем в своей жизни. Мы стараемся и на пленарном заседании, и на каких-то секциях давать слово людям, занимающимся этими глобальными процессами.

Но ответ может быть иногда связан просто с жизнью человека, который честно выполняет свое служение на том месте, куда средства массовой информации не достигают. Конечно же, люди этого человека видят. Иногда мы просто не знаем о его подвиге. Рождественские чтения – это разговор о духовно-нравственных подвигах людей.

Не зря на пленарном заседании всегда происходят награждения людей, которые участвовали в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Речь идет о том, что те люди, которые участвуют в Рождественских чтениях, совершают подвиг в своей жизни. И у них есть чем поделиться и с теми, кто работает в столице, и с теми, кто живет рядом, в соседнем муниципалитете. Мы сейчас живем в такое время, когда не знаем соседей по площадке. И очень хорошо, что есть возможность увидеть подвиг человека. Он нам нужен для будущего.

– Предлагаю в следующую нашу встречу поговорить о подвиге. И мне хотелось бы затронуть тему наставничества. Я думаю, нам будет что обсудить и у Вас есть, что об этом рассказать.

– Следующий год, по указу президента, посвящен педагогам и наставникам. Очень интересная тема. Не в том смысле, чтобы вспомнить наших педагогов и наставников, как-то наградить их, а определенным образом поставить перед обществом вопрос, что это значит сегодня, в XXI веке. Мы по-разному относимся к педагогам и наставникам. У нас были такие времена, когда мы их не замечали. Эти времена могут повториться, мы можем не усвоить того урока, который был нам дан в свое время.

И еще очень важный момент: мы, конечно же, задаемся вопросом, что значит настоящий педагог и наставник. У каждого человека есть такое искушение. Ты можешь свое дело делать не от сердца, спустя рукава, небрежно. И что нам необходимо сделать для того, чтобы поддержать человека в его служении? Может быть, это связано с тем, что сам человек должен сделать, пройти какой-то путь. А может быть, это связано с тем, что общество должно каким-то образом пересмотреть тему наставничества и задаться целью вновь сделать ее актуальной.

Может быть, это связано с той системой, которая у нас существует. Потому что мы по-прежнему в образовательной системе ориентируемся на какие-то заграничные модели, забывая о том, что российское образование проделало достаточно большой путь и имеет в себе ресурсы вернуться к своим историческим корням. Нельзя сказать, что педагогическое образование у нас целиком и полностью заграничное. В свое время Петр I выписывал учителей из-за границы, но это время прошло. Проделав такой достаточно серьезный путь, мы имеем свои достижения в области образования. И, может быть, нам надо от чего-то отказаться, что мы включили в свою систему образования, и вернуться к тем вещам, которые наши совсем недалекие предки полагали в основание своего служения Отечеству.

– И там педагог и наставник занимает важное место.

– Конечно. Поэтому нам надо очень многое пересмотреть, осмыслить, осознать. Нам надо понимать, как мы будем дальше жить, каким будет образование XXI века не в мире, а именно здесь, у нас, в России. И какое место в нем будет занимать педагог и наставник, родитель, ученик. Какой ученик XXI века, кто он? Мы заново должны переоткрыть для себя и ученика, и учительство. Чего мы хотим, какие у нас желания? В том числе, может быть, эти желания и решения, которые будут приняты, позволят нам сохранить богатство нашего народа, нашей страны. Мы даже всему миру покажем, как можно справляться с теми трудностями, что выпадают сейчас, с глобальными вызовами.

Поэтому есть над чем подумать. Мы можем предложить свою модель развития образования для многих стран мира. Нам надо просто перестать ругать свое и наконец-то по-настоящему взглянуть на то, чего мы достигли. Мы можем и должны проделать эту работу – переосмыслить то, что нам оставили наши предки.

– Тему наставничества, которое формирует будущие поколения, очень хочу с Вами обсудить в следующий раз на живых примерах.

– Надо говорить о людях, которые совершили подвиг. Эти люди еще нам очень нужны, они будут нужны нашим детям и последующим поколениям. Потому что мы вдохновляемся теми людьми, которые проделали свой путь и прославлены Богом.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать