Беседы с батюшкой. Преодолеть себя: сломать себя или полюбить себя?

12 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святой равноапостольной Нины (г. Санкт-Петербург) священник Михаил Проходцев. 

– Тема сегодняшней передачи очень интересная, на мой взгляд. Она касается преодоления себя. Что нужно сделать для этого преодоления: убить себя или возлюбить себя?

Не только православный, но каждый человек в своей жизни сталкивается с необходимостью преодоления каких-то своих слабостей, необходимостью одоления себя. И возникает главный вопрос: что нужно для этого сделать? И нужно ли что-либо для этого делать? Если человек думает, что и так хорошо живет, ему все нравится, тогда этот вопрос не возникает. Но часто вопрос одоления себя становится главным, в том числе для православных людей. Что нужно сделать для этого?

– Мощнейшая тема сегодня. В первую очередь, если мы христиане, нужно услышать призыв Божий, который обращен к каждому из нас. Призыв Господа нашего Иисуса Христа: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

Невероятное расстояние между человеком и Богом, которое человек сам ежедневно, ежечасно, ежеминутно увеличивает, если не стремится к тому, чтобы покаяться, стать ближе к Богу и войти в Царство, в которое Он нас приглашает. Господь на этом пути ко многому призывает, и, конечно же, звучит призыв о том, что нужно всем своим сердцем, разумением, душой, всем своим естеством возлюбить Господа Бога и полюбить своего ближнего, как самого себя. То есть Сам Господь говорит о том, что любовь к себе важна.

Думаю, мы сегодня с разных сторон посмотрим на эти понятия: «преодоление» и «любовь». Для преодоления нужно следовать за Христом, слушая Его заповеди и стараясь их исполнять.

– Сразу возникает вопрос. Наверное, не каждому из нас Господь открывается сразу, что называется, по щелчку: я захотел – и Он мне открылся. Каким-то шестым чувством мы понимаем, что живем как-то не так, пытаемся изменить свою жизнь. Но, наверное, в этой попытке мы не очень понимаем, что ищем Бога. Как это понять?

– Сам факт того, что человек начинает что-то осознавать, анализировать, – это уже очень хорошо. Наверняка каждому из нас доводилось за собой наблюдать, что мы можем быть поразительно равнодушными к тому, что с нами вообще происходит. Жизнь как-то движется – ну и хорошо. С утра встал, умылся (или не умылся), пошел на работу. Жизнь идет по накатанной; изо дня в день, из ночи в ночь, из года в год все как-то движется само собой.

– А потом раз – и смерть.

– Смерть или болезнь, например. И самый частый вопрос: «За что? Почему я?» И ведь нужно еще понять, куда этот вопрос обратить. Многие говорят: «Я благодарю вселенную». Но вселенная – это бесконечное количество звезд, планет, разных небесных тел, галактик; там постоянно происходят какие-то процессы: пролетают метеориты, рождаются и умирают звезды и так далее. Но эти процессы настолько безучастны к моей жизни! Например, сегодня у меня какие-то дела, мне нужно приехать на телеканал «Союз». А что сейчас происходит в космосе – я понятия не имею. А люди благодарят вселенную.

Но в какой-то период жизни все-таки наступает момент, когда приходит время подумать: «А кто я? Для чего я живу? Что мне делать с собой? Правильно ли я живу, в нужном ли направлении двигаюсь? А что я сделал для мира, для города, для своих сродников, родителей, супруга, детей?» Масса вопросов возникает. В результате человек упирается в какую-то громадную стену проблем, и движение холодных звезд в космосе никак не помогает с этим справиться.

Тогда человек начинает искать ресурс, источник силы, который поможет ему сдвинуть эти горы проблем. Он ищет этот источник в себе, в книгах, в литературе, в кино, задает вопросы друзьям. И так далее. Так или иначе, в какой-то момент каким-то дивным и потаенным образом человек может прийти к идее Бога. И не просто к идее Бога, а впервые в жизни фактически может встать лицом к лицу: «Вот  я, Господи». Сначала человек даже не знает имени, просто говорит: «Бог», потом начинает задумываться: «Кто Бог? Какой Бог?» И так постепенно человек приходит к осознанию, Кто есть Господь, в Которого мы веруем, Которого любим и за Которым готовы идти.

Это же очень серьезная, мощная цель – быть с Богом. Вокруг что-то постоянно происходит, что-то нас отталкивает от этого, что-то смущает, что-то раздражает, но мы идем, падаем, безобразничаем, потом пытаемся это исправить, снова идем. Нужно быть целеустремленным, чтобы этот путь продолжался.

И вот человек, который задает себе эти вопросы, может прийти к этой идее: «Если я все испробовал и ничего не работает, значит, есть Бог. Если у меня сил нет, значит, я должен искать источник жизни, который меня наполнит и напитает, где-то вовне: вне себя, вне круга своих друзей». И тогда человек открывает для себя Бога.

Но чаще всего это происходит совершенно непонятным, удивительным для каждого из нас образом. Человек может нам рассказать удивительнейшую историю, как ему открылся Господь, но для нас это ничего не будет значить, а для него это тайна тайн. Пути Господни неисповедимы. Но очень замечательно, что мы имеем возможность на своем жизненном пути встретиться с Богом и пойти с Ним по жизни дальше.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Вы сказали про покаяние. Покаяние – это какое-то изменение в человеке. А как можно, делая изо дня в день одно и то же, повторяя одно и то же (молитвы одинаковые, службы одинаковые), получить другой результат? Это невозможно. Как это сделать?»

– Господь говорит: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Очень люблю эту историю, рассказанную в Евангелии от Луки. На самом деле все мы – те, которые пришли за хлебом. Например, ко мне приехали гости и мне нужен хлеб. А друг мой, у которого есть хлеб, уже закрыл дверь. Я стучу к нему и говорю: «Дай мне хлеба». А он изнутри говорит: «Нет, знаешь, я уже лег спать. Уйди, не мешай, двери уже заперты, все домашние на постели, не могу дать тебе». И Господь говорит: по неотступности его дадут ему сколько просит (см. Лк. 11, 5–10). Представьте, как я должен ломиться в эту дверь, чтобы мне все-таки открыли и дали хлеба!

Это путь, который нам указывает Господь. Просите, и дано будет вам. Он обещает, что верой нашей мы можем горы передвигать. Но чтобы вера крепла, чтобы были силы просить, нужно какое-то постоянство. Пришел, постучал и, даже не дождавшись ответа, ушел – это одно. А вот если пришел и со всей  неотступностью просишь: «Дай хлеба», то тебе откроют и дадут.

Постоянство – это же самое главное в духовной жизни. Читая патерики, жития святых отцов, жития современных подвижников, мы видим, что самое главное сокровище, которое они обрели, – это Господь. Они обрели это сокровище, чтобы с Ним уже никогда не расставаться, и обрели Его в постоянстве. Только в ежедневном труде, молитве, бдении они и достигали того, к чему нас призывает Господь, – уподобления Богу. Они преодолевали себя, сбрасывали с себя всю шелуху, чтобы быть с Ним ежедневно.

– Телезритель еще говорил о том, что мы все время каемся в одних и тех же грехах. Какой в этом смысл, если мы грешим и каемся, грешим и каемся, грешим и каемся. Телезритель – верующий человек, и его этот вопрос волнует, как и многих из нас. Если мы все время грешим и каемся, то в чем же наша вера?

– Вера наша в то, что Господь может нас исцелить, несмотря на то, что мы постоянно грешим и постоянно каемся. По-настоящему расстаться со своим грехом можно, один раз приняв волевое решение: я больше не хочу быть таким. На исповеди я свидетельствую факт, что совершил грех, Господь прощает мне этот грех, но дальше наступает сложный, непростой путь покаяния. Покаяние – это процесс. Исповедь – это факт: мы засвидетельствовали, что грешны, и Господь нас простил. А дальше – долгий и непростой путь отречения, преодоления. Нам нужно совершить победу.

Господь дал нам все возможности победить, Он с нами в битве против любого нашего искушения. Но чтобы победить, надо по-настоящему захотеть победить. Ни один народ не побеждал в войне, не желая искренне и по-настоящему победы. Мы знаем примеры, когда доблестные воины малым числом одолевали огромные полчища разных супостатов, самоотверженно бились за свободу своей Родины, за своих детей, за свою землю и побеждали.

Мы, по сути, тоже бьемся за свою землю; нам бы только это осознать. Я не хочу вносить военную риторику в богословие, но иногда такие примеры показательны. Несмотря на то, что Великая Отечественная война закончилась давно, эхо ее доносится до сих пор,  и слишком живо все в памяти. Надо понимать, что для того, чтобы победить врага, нужно искренне желать этой победы; нужно знать, кто твой союзник, кто сражается на твоей стороне, кто поможет тебе победить...

– На Агнце написано: Иисус Христос – Победитель.

– Да. Поэтому когда Агнец опускается в Чашу, тоже произносятся эти слова. Победитель смерти, Победитель ада – Господь наш Иисус Христос. Грех – это смерть, то, что ведет нас к гибели. Но Господь ведет нас к жизни и дает нам возможность победы.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Если это разновидность гордыни, то как преодолевать трудности без веры в себя и успех? Мы себя ломать не будем, но преодолевать трудности и любить себя будем. Я так думаю».

– Конечно, нам нужно полюбить себя для того, чтобы вообще хоть какое-то движение совершать. Но полюбить каким образом? Суметь увидеть все, что нам дано, а это ведь не так сложно на самом деле. Достаточно открыть глаза утром, чтобы понять, что это не моя заслуга; то, что я сегодня проснулся, – это дар: Господь дал мне сегодня еще один день, еще один шанс, еще одну возможность. Это уже здорово!

Нужно полюбить образ Божий в себе. Господь дал нам возможность быть свободными, избавляться от рабства греха, и с Его помощью мы можем это сделать. Господь создал нас творцами: мы можем творить, созидать, строить. Господь создал нас помощниками, мы можем помогать, оказывать помощь. Господь создал нас имеющими возможность любить, и любить в том смысле, в котором Он говорит. Любить – это щедро делиться собой, отдавать себя близкому человеку. Осознавая все это, что вот таким меня создал Бог, я говорю: «Спасибо Тебе, Господи, я очень много имею, я очень богат».

Каждый рожден со своими особенностями, например, флегматичный или меланхоличный. Тип личности, тип темперамента – это то, что никак не изменить, это вложено в нас. Но каждый имеет возможность преодолеть, победить с Божьей помощью то, что делает его хуже, что из созидателя превращает его в разрушителя, из благодарного – в гордеца, когда Бог оказывается где-то на обочине, а человек становится центром всего. Господь помогает с этим бороться. Важно осознать образ Божий в себе, осознать жизнь как дар, уметь благодарить за все те дары, которые даны, и с Божией помощью вы будете побеждать гордыню.

Цвет волос, густая борода, красивая внешность, большой (или маленький) рост, определенное строение тела – это все дар, и за этот дар нужно благодарить, этим даром не стоит пренебрегать. Благодарность за все дает нам возможность преодолевать нашу самость: я не сам, мне все дал Бог, и это замечательно. Можно приумножать, быть благодарным, радоваться, любить и стараться побеждать с Божией помощью все то, что мешает нам быть достойными христианами.

– Вернемся к вопросу по нашей теме: убить себя или возлюбить себя. По поводу «возлюбить себя» – это очень обширный вопрос. Хочется поговорить по поводу «убить себя». Все мы в той или иной степени убиваем себя своими грехами, с одной стороны. С другой стороны, мы можем сказать, что убиваем в себе грешного, плотского человека с тем, чтобы родиться заново вместе с Господом нашим Иисусом Христом. Когда мы говорим: «убить себя или возлюбить себя», мне кажется, в течение нашей беседы потихонечку изменяется вот это самое «или»...

– Ключевое слово здесь все-таки будет «себя». Потому что это мои отношения с Богом. И если  я себя убью, чьи это тогда будут отношения? Кто будет на моем месте?

Телезритель сказал важное слово «сломать». Хотелось бы зацепиться за эти два слова: «убить» и «сломать». Сломать – это разрушить. Есть созидание, есть разрушение. Есть, например, такое выражение: сломал жизнь. Человек на самом деле очень легко может сломать себе жизнь, если будет себя ломать. В каком смысле? Например, родители смотрят на своего ребенка и видят, что он медлительный.  Он медлительный, но не ленивый, просто у него такой темперамент, он таким родился. Они постоянно его подгоняют, ругают: «Давай быстрее».

– «Тормоз».

– Да. В этот момент они его ломают, потому что не потрудились осознать, кто он по натуре – сангвиник, холерик или меланхолик. Лидер или больше аналитик, заводила или кто-то еще. И в результате ребенок вырастает с психотравмой, бывает, даже с очень серьезной, которая отражается на всей его жизни. Она отражается на его детях, на его внуках, то есть проблема, которая зарождается в детстве при невнимательном отношении к своему чаду, тянется потом очень долго, и этот перелом может тянуться несколько поколений. «А я его сейчас сломаю. Чего он такой медленный? Пусть будет быстрым».

Или: «Я жизнерадостный, а он какой-то унылый. Чего это он такой унылый?» Вот это и называется «ломать». В какой-то момент человек может увидеть: «О! Вот этот постоянно бодрый и радостный, а я не такой». Зависть и нежелание увидеть в себе те дары, которые вложил в тебя Господь, может уже взрослого человека заставить себя ломать: «Я хочу быть таким, как он».  Или, если это женщина: «Я хочу быть такой, как она. Она энергичная, всегда веселая, вокруг нее масса людей».

– Общество может подсказывать.

– Конечно. Может быть, ты просто типичный интроверт, и все. Это данность, которую стоит принять, и если это принять (не свой грех, а свой темперамент),  будет гораздо легче, спокойнее жить, будет гораздо меньше стрессов. Но люди начинают ломать себя об колено и в конце концов приходят к тому, что много времени потрачено на этот перелом.

– И жизнь прошла.

– Времени очень жаль, а ничего не произошло. Те, кто имел такой темперамент, приумножили таланты, а ты их только растерял, потому что пытался угнаться за тем, кто, по твоему мнению, был достоин того, чтобы за ним бежать. А достоин того, чтобы за Ним бежать, только Господь наш Иисус Христос, потому что Он любит нас. Он не нуждается в том, чтобы мы за Ним бежали, но Он наш Бог, мы Его любим и хотим быть с Ним.

Нам без Него просто смерть, без Него невозможно. Поэтому мы стремимся быть с Ним, откликаемся на Его призыв, на Его любовь, возгреваем в себе любовь к Нему, хотя часто это дается нам очень тяжело. А если мы ломаем себя, мы ломаем свою жизнь. Если кто-то ломает нас, он ломает нашу жизнь. Если муж ломает жену или жена ломает мужа, потому что они якобы не такие, как хотелось бы, то это насилие.

– Вот именно. Очень интересный аспект мы с Вами сейчас обсудим. Если есть насилие, Бога там нет. Наверное, так.

– И свободы там тоже нет.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы спросить отца Михаила о храме святой равноапостольной Нины, когда он был создан и с какими событиями связано строительство этого храма».

– Если позволите, я уложу ответ на этот вопрос в контекст нашей беседы. Храм святой равноапостольной Нины находится на линии обороны Ленинграда, там, где люди, преодолевая себя, сражались за нашу Родину, защищали город Ленинград, нынешний Петербург. Когда храм строился, нашли много останков бойцов, павших в этом месте за нашу Родину, за то, чтобы мы жили под мирным небом.

День памяти святой Нины совпадает с днем полного освобождения блокады Ленинграда, и это одна из святых покровительниц нашего города. Я очень кратко сказал, но вы можете ознакомиться с этой историей, узнать, почему так. Удивительно, что такая далекая святая, просветительница Иверии – совершенно замечательной соседней православной страны, покровительница нашего города.

Я очень рад, что в этом замечательном месте памяти оказался храм святой Нины. Это место, где люди преодолевают себя, борются со своими страстями, со своими грехами, собираются вместе на воскресные и праздничные литургии и в будние дни, чтобы Господь укрепил их, чтобы Он дал им возможность едиными устами и единым сердцем славить Его, идти за Ним молитвами святой равноапостольной Нины, просветительницы Иверии.

– Вы очень коротко сказали, и я добавлю по поводу этого удивительного храма. Когда появился этот храм, люди не могли в это поверить. Более того, этот храм облагородил все это пространство, и нужно потрудиться, чтобы туда дойти.

Храм настолько преобразил это пространство, что люди стали там гулять, проводить свой досуг, женщины гуляют там с колясками. Храм обрел своих прихожан, и слава Богу, что этот храм, как настоящий воин, находится на том месте, которое ему предназначено, именно на передовой. Когда строился этот храм, на этом месте нашли останки более 70 бойцов, поэтому это уникальный храм.

– Слава Богу.

– Слава Богу за все. Сегодня мы вспоминаем трех святителей, и сразу вспоминается Иоанн Златоуст. По этому поводу у меня следующий вопрос: нам всегда кажется, что преодоление себя начинается не с каких-то мелочей, а с того, что я сразу стану святым Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом. То есть я сразу стану таким, как они. А с чего начинается преодоление себя?

– Всегда есть какая-то точка, когда недовольство собой достигает максимума: «Я так больше не могу».У каждого эта точка своя. Я сейчас не берусь приводить никаких примеров, тем не менее каждый знает эту точку, каждый до нее когда-либо доходил: «Да что же это такое? Я так больше не могу».

– Точка невозврата?

– Скорее нет. Можно двигаться еще дальше, например, падать, дальше погружаться в болото, в пучину. У кого-то эта точка может быть просто при достижении каменного дна, у кого-то может быть и без таких травматичных моментов, но с какого-то момента появляется желание идти в другую сторону. И нужно понять, куда двигаться и зачем, нужно, чтобы была какая-то цель. Потому что странно, если человек живет без цели.

Цель быть с Богом – это уже очень серьезная цель жизни. И когда говорят: «Да ну, должна быть какая-то другая цель», – хорошо, я не против. Это правда, человек может иметь цель в жизни и следовать ей, но сверхцель, сверхзадача – это всегда быть с Богом, постараться прожить эту жизнь так, чтобы не разлучиться с Ним, желать этого искренне и делать для этого все.

Как раз маленькие шаги самые трудные. Каждый год на Великий пост все очень воодушевлены, но священник знает: когда приходит первая неделя поста, воодушевленные люди сталкиваются с большими разочарованиями на своем пути, как и он сам. Но двигаться-то дальше надо. Ну хорошо, не получилось у нас вот так сразу стать святыми… Всем, конечно, хотелось бы какую-то волшебную таблетку, раз – и все получилось, обожился.

Но надо потрудиться, без труда ничего не получится. Не получится рыбку из пруда вытащить – такое малое дело, а обожиться тем более. Это большой и кропотливый труд, но в этом труде рождается радость бытия с Богом, обретения благодати и обретения вечной жизни. Потрудиться в поте лица своего, чтобы быть с Богом в вечности, я считаю, это очень серьезно. Здорово, что у нас есть такая возможность. План этого движения для каждого индивидуален, каждый сам его определяет.

Если водитель, который на дороге осуждает и даже проклинает людей, движущихся не так, как он бы хотел, совершит хотя бы одну поездку без ругани, помня, что он каялся перед Господом в том, что постоянно осуждает и произносит в адрес других участников дорожного движения страшные слова, это уже будет началом его правильного движения. Но это же не конец, и ездить надо постоянно, и надо постоянно совершать над собой усилие. Вот какой большой труд преодоления, но это преодоление спасительно, оно преображает, очищает, если направлено ко Христу.

– Вопрос телезрительницы: «Я начала читать Библию; когда приносили ковчег, царь Давид плясал, скакал, очень радовался. Пели, играли на псалтири. Сейчас в церкви такого нет, на инструментах не играют. В деревнях, когда поют бабушки не очень звонкими голосами, нет радости. Почему бы не приглашать, например, ребят из школы со звонкими голосами?»

– Могу попытаться вспомнить все литургии, на которых мне доводилось в своей жизни быть и которые доводилось совершать как иерею… Я молодой священник, прошел путь совсем небольшой, тем не менее кое-что уже пройдено. Так вот, самыми врезавшимися в мое сердце и память богослужениями были те, когда мы совершали литургию фактически только с моей супругой. Она пела, а я служил, и еще были алтарник и пара человек в храме.

Я не знаю, как описать, какой радостью от этого тихого богослужения, пребывания с Богом наполнялось тогда мое сердце. Мне и слов-то не подобрать, как это было хорошо. Я понимаю, что иногда нам хотелось бы более яркого пения, более людного богослужения, более красноречивого, острого на язык батюшку, но я так скажу: наверное, очень хорошо, что литургия совершается так, как она совершается, в тех местах, о которых сказала телезрительница.

Я очень люблю служить в деревне. Не так часто могу это делать, но бываю на Псковщине в замечательных местах, где вокруг только сельские храмы. Замечательный батюшка, отец Григорий, восстанавливает там храм с помощью своих прихожан, совместными трудами. Так вот, наверное, это тоже ярчайший опыт, потому что такой искренности, непосредственности, радости, какую можешь встретить там, в городе не увидишь.

У нас тоже народ очень рад, и на Пасху, на Рождество, на престольный праздник радуются все. Да и в воскресный день люди собираются, вырываясь из своей обыденности, суеты, из каких-то проблем, приходят и говорят: «Господи, наполни меня Своей благодатью, чтобы я смог наполнить благодатью жизнь своих близких, быть для них светом, быть для земли солью». И люди идут и несут этот свет.

Наши богослужения мы служили с супругой в нашем храме святой Нины, а это фактически деревенский храм, он реально находится в лесу; летом, бывает, один певчий туда, другой сюда, и дай Бог, если поет один человек, лишь бы он пел, это уже радость, что литургия совершается.

Поэтому будем благодарны Господу за те возможности, которые Он нам дает. Есть бабушки – слава Богу. Сам факт совершения литургии – большая радость. Этой весной мы столкнулись с тем, что не могли все вместе собираться за литургией. Это была вынужденная мера, так было необходимо сделать, но для священников чудовищно тяжело служить в пустом храме, когда в нем должны быть люди. Людей не было, потому что они не могли прийти. Они сидели дома, их благословили, и это благословение нужно исполнить для нашего здоровья, для нашей безопасности. Я сам месяц болел, и мы служили дома обедницы. Мы были лишены возможности участвовать в общей литургии, но и в этом можно было найти много тихой радости.

– Мне тоже вспоминается, как мы служили в Казанском соборе, и в храме нас, прихожан, было три человека: оператор, корреспондент и фотограф. Во всем Казанском соборе, в котором может поместиться до 10 тысяч человек, нас было всего трое, а в алтаре было десять священников. И это было просто до слез. Поэтому, конечно, Вы правы. Когда есть возможность служить литургию и есть бабушки, пусть они поют; главное, что они поют, и сердце радуется этому. Ведь литургия это же общее дело.

– А если это передастся ребятам со звонкими голосами, будет замечательно, правда? Я сейчас не иронизирую. Это будет хорошо.

– Давайте вспомним время до 90-х годов, когда в храме был один старенький батюшка, алтарница – какая-нибудь бабушка, один певчий. Но именно из-за того, что литургии совершались во все времена, врата ада до сих пор Церковь не одолели, потому что существует это счастье.

Телезрительница звонила из Нижнего Новгорода, и я вспомнил, что храмы были закрыты, только один храм был открыт на Пасху, и в нем были только бабушки. Мне всегда казалось, что Православная Церковь – это Церковь бабушек. Но настало другое время.

У нас, в принципе, решен вопрос о том, что возлюбить себя – это возлюбить Бога в себе.

– Да, возлюбить образ Божий в себе, иметь возможность преодолевать те грехи и страсти, которые мешают нам быть с Богом, и не ломать себя. Потому что, когда мы сломаем себя, мы себя убьем. Мы убьем время, возможности, свою жизнь и то, что Господь действительно в нас вложил, дал нам как дар, как данность.

– Убить себя... Если мы говорим о созидательном значении этого слова, то это значит – убить в себе грех.

– Убить в себе грех. Чтобы Господь это сделал, чтобы Он победил, одолел это в нас, чтобы Он избавил нас от этого.

– Преодоление себя без Бога – это путь в погибель?

– Да. Потому что каждый из нас наверняка пробовал что-то подобное, но находил себя слабым, немощным, нуждающимся в Господе нашем, чтобы преобразиться.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать