Беседы с батюшкой. «Осуждение и рассуждение. Грех и добродетель». Священник Алексий Дудин 3 марта 2023

3 марта 2023 г.

В студии священник Алексий Дудин, настоятель храма во имя святого князя Владимира в г. Коммунар Ленинградской области.

– Тема сегодняшней передачи: осуждение и рассуждение, грех и добродетель. Во время поста проблемы, с которыми мы сталкиваемся, всегда обусловлены теми страстями, с которыми мы прежде всего и боремся. Осуждение – это, может быть, один из самых распространенных грехов, который мы часто оправдываем рассуждением, то есть думаем, что мы не осуждаем, а рассуждаем. А бывает так, что рассуждение действительно идет нам на пользу. Как отделить осуждение от рассуждения?

– Это действительно очень важный вопрос. Давайте попробуем дать определение и тому, и другому. Прежде всего, что такое осуждение? Осуждение – это когда человек осуждает другого за его поступки. Причем, наверное, прекрасно известно, что осудить можно непосредственно сам поступок, сказать, что человек поступил дурным образом, а можно осудить самого человека. Вот самый простой пример: одно дело – сказать, что человек пьет и поступает дурно, а другое – сказать, что человек пьяница и что на нем негде уже клейма ставить.

В этом случае осуждение – это действительно как бы определенная печать, когда мы говорим: «Это точно никудышный человек. Он точно не такой, каким должен быть христианин. И вообще ничего в нем хорошего нет, потому что он делает вот так». Осуждение всегда несет в себе определенную совокупность обвинений против конкретного человека. Осуждая человека, мы грешим, безусловно. Это не может иметь каких-то двух толкований. Если мы осудили человека, мы совершили грех.

Если мы говорим о том, что осуждаем поступок человека, то тут нужно смотреть. Можно сказать, что человек действительно поступил дурно, а дальше сказать, что в будущем он, безусловно, исправится. Вот он поступил так, но это, наверное, потому, что ему было тяжело или он очень спешил.

Когда чаще всего мы осуждаем? Наверное, огромная часть наших телезрителей – это водители. Так вот, когда едешь за рулем, бывают непонятны маневры и поведение других участников движения, и это вызывает грех осуждения. С ним нужно бороться. Всем тем, кто садится за руль, особенно в пост, чтобы не стать причастником этого греха, я советую помолиться: «Господи, научи меня не осуждать! Научи меня прямо и разумно действовать с каждым моим ближним, самому не быть лихачом и не осуждать того, чьи поступки я не понимаю». В этом отношении мне очень помогает моя супруга. Если я по человеческой немощи начинаю возмущаться поведением того или иного водителя, она говорит: «Не переживай! Может быть, у него жена рожает. Может, ему очень надо спешить».

Действительно, в человеческой жизни могут быть различные ситуации. Поэтому нужно стараться всегда каждому греху противопоставлять противоположную ему добродетель. Если мы кого-то осудили и поймали себя на этом, то всегда нужно найти мысли, которые бы этого человека могли оправдать. Ну и помолиться за него: «Господи, помоги ему, благослови и сохрани его, чтобы с ним ничего плохого не случилось». Поступил человек тем или иным образом, надо помолиться: «Господи, помоги ему исправиться и мне его не осуждать, чтобы мне самому в грех не впасть».

Мы опытно знаем из своей жизни, и святые отцы нас предупреждают, что тот, кто осуждает, рискует прежде всего сам попасть в тот же самый грех. В чем кого осудишь, в том и сам побудешь. Такое в жизни случается. Мы же не хотим повторить те же грехи, которые не нравятся нам? Поэтому старайтесь никогда никого не осуждать, а иначе вы рискуете пойти по этому скользкому пути и повторить те же самые ошибки, так как Господь может и вразумить. Судить – это дело Божие, потому что Господь есть Судья. Человек должен всегда отдавать суд Господу, а не сам этот суд и правду вершить. Поэтому здесь очень важно для всех искать оправдание, всех стараться помиловать.

Этот грех очень коварен! Когда священник принимает исповедь, люди очень часто приходят каяться в этом грехе. А если человек забыл про этот грех, у батюшки есть возможность спросить, не осуждал ли он кого-нибудь, всех ли он прощает, когда сам приходит за прощением к Господу. Бывают совершенно курьезные случаи. Однажды ко мне подошла женщина. Я чувствую, что у нее в душе очень много чего-то есть на ближних, но она не признается в этом грехе. Я говорю: «Наверное, все-таки бывает такое, что Вы кого-то осуждаете?» – «Нет, батюшка! Я никого не осуждаю и презираю тех, кто осуждает».

Бывают вот такие хитрые моменты. Лукавый всегда маскируется, и человек, даже зная, что осуждение – это грех, все равно находит оправдание этому осуждению, а себе – какую-то такую форму, что вроде бы и не осуждает, а с другой стороны, все равно стал сопричастником этому греху. В частности, некоторые христиане перед тем, как осуждать, делают такую оговорку: «Я сейчас буду говорить не в осуждение, а в рассуждение». А после этого благополучно продолжается то же самое осуждение. Потому что вместо того, чтобы осуждать грех, человек начинает осуждать конкретного человека, обсуждать его действия и поступки и делать какие-то определенные выводы. Поэтому тут нужно понимать, что осуждение – это точно грех, а вот если мы будем говорить про рассуждение, то рассуждение – это, можно сказать, одна из высших христианских добродетелей.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Игнатий Брянчанинов говорил о том, что грех осуждения так противен Богу, что Он отвращается даже от Своих угодников, когда они позволяют себе осуждение ближнего. Он отнимает у них Свою благодать. Святой Исаак Сирин уподобляет молитву памятозлобного посеву на камне. То же должно сказать о молитве осуждающего и презирающего ближнего. Я понимаю это так, что памятозлобие, осуждение и презрение ближнего связаны между собой. Что Вы скажете, батюшка?»

– Попробую ответить на этот вопрос. Действительно, один грех всегда тянет за собой другой. Если мы осуждаем, то это связано и с памятозлобием, и с какими-то нашими непрощенными обидами. Что еще добавишь к этим словам святых? В данном случае осуждение становится как бы центром всех этих сопутствующих осуждению грехов. Для того чтобы избавиться от осуждения, человеку, конечно, нужно избавиться и от памятозлобия. Потому что наше осуждение начинается с того, что мы вспоминаем те или иные былые обиды.

Здесь еще нужно понимать, что у человека не всегда есть силы сразу справиться с осуждением. Вспомнили мы что-то, прогневалось наше сердце, начали мы перебирать былые обиды, в этот момент себя надо обязательно поймать. В этот момент себя нужно обязательно остановить. Не надо думать, что если в голове кого-то осудил, то это великое падение, и через это начинать впадать в уныние. Ничего подобного! Даже великие подвижники Божии были подвержены этому. Читаешь, например, дневник Иоанна Кронштадтского, он писал, что служит в соборе и молится: «Господи, я увидел женщину, одетую неподобающим образом (или что-то неправильно сделавшую), и осудил ее. Прости меня, пожалуйста!»

Самое главное в осуждении – это вовремя его отсечь. Вообще человеческие мысли можно уподобить системе противовоздушной обороны. С теми мыслями, которые вредные, нужно бороться. А если мысль какая-то полезная, тогда ее можно принять. А вот чтобы понять, как эта система противовоздушной обороны и борьбы со злыми помыслами работает, нам необходимо поговорить про рассуждение.

Для того чтобы человеку здраво рассуждать, нужно иметь здравую духовную «начинку». Как она приобретается? Прежде всего чтением святых отцов. Сейчас был замечательный звонок. Я крайне благодарен нашему телезрителю, потому что он процитировал святых отцов. Нужно чаще обращаться к святым отцам.

Если мы начали поститься относительно недавно, да и вообще в Великий пост, нам очень полезно обратиться к духовным книгам, которые являются своеобразным букварем духовной жизни. Например, это авва Дорофей, его «Душеполезные поучения». Они очень хороши в Великий пост. Можно почитать «Лимонарь», который у нас называется «Луг духовный». Можно почитать Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, то есть тех святых отцов, которые как раз учили человека правильно мыслить и здраво рассуждать, опираясь на Священное Писание и на то, что прежде всего необходимо быть милостивым по отношению к нашему ближнему, не осуждать и не злиться.

Для того чтобы у человека было рассуждение, ему нужно приобщиться здравому образу мыслей святых отцов. Если человек приобщается этому здравому образу мыслей, то у него появляется определенная система координат, по которой он свои мысли уже может проверять. Когда такая здравая духовная система координат появилась, то здесь уже определенную роль играет опыт. И человек начинает те или иные приходящие ему помыслы проверять, свой это помысел или от сопротивного.

Опытность в этом деле дает человеку возможность уходить от греховных мыслей, в том числе от мыслей, связанных с осуждением.

Итак, рассуждение – это великий дар Божий, которого каждый христианин должен у Бога просить. «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» – это как раз про это. Мы просим у Господа здравого рассуждения, что дает человеку возможность мыслить обо всем в свете заповедей и любви Христовой. Если у человека есть такой свет внутри, то благодаря этому свету он все начинает видеть и мыслить здраво. И тогда рассуждение становится добрым.

Вообще абсолютно любая добродетель всегда помножается (или делится) на наши рассуждения. Потому что те или иные поступки человек может совершать исходя из разных побуждений, разных мыслей, разных желаний. Желая причинить какое-то добро ближнему (уж простите за такое сочетание слов, очень часто в шутку звучит такое сочетание), ты должен прежде всего смотреть, кто перед тобой стоит, способен ли человек услышать от тебя обличение, если ты хочешь его в данный момент обличить. Даже если человек не прав, по здравому христианскому рассуждению нужно просто промолчать, помолиться за него, посочувствовать ему. Или сказать: «Да, тот или иной человек сделал плохо, но мы бываем не лучше». То есть в зависимости от того, кто перед тобой стоит, нужно и выбирать определенное действие.

Мы можем на сто процентов быть правыми (по крайней мере, в нашем убеждении), но если человек не готов принять эту правду, не нужно к нему с этой правдой подходить. В Священном Писании сказано: обличения нечестивому раны ему... обличай премудрого, и возлюбит тя (Притч. 9, 7–8). Если человек готов принять твое обличение и если ты поставлен на то, чтобы научить его, то подойди к нему и поговори с ним. А если знаешь, что от этого не будет никакого толку, тогда здесь нужно здравое рассуждение, чтобы остановиться и оказать милость, промолчав, пожалев человека, про себя помолившись: «Господи, я не могу сейчас ничем помочь, но Ты вмешайся, научи, как нам быть, и устрой все по воле Твоей святой».

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «К сожалению, мы видим очень много социальной несправедливости. В связи с этим вольно или невольно даем отрицательную оценку действиям наших властей, а также их бездействию. Рассуждение это или все-таки осуждение?»

– Попробую ответить на этот сложный вопрос. Обращаясь к Священному Писанию, следует привести следующую цитату из Ветхого Завета: начальствующего в народе твоем не злословь. То есть Священное Писание напрямую запрещает злословить начальствующего человека. Молиться за него, как христиане, мы должны.

Если эти люди делают какие-то негодные поступки (случается и такое), то мы должны сказать, что в том или ином случае человек поступил неправильно. Если мы поставлены на то, чтобы контролировать этого человека, тогда наша ответственность в том, чтобы деятельность такого человека имела определенную коррекцию. Если же мы не можем ничего сделать, то самое плохое, что можно сделать, – начать ругаться и осуждать. Тем самым мы просто умножаем зло в нашем мире, вместо того чтобы помолиться и сказать: «Господи, я бессилен, не могу исправить эту ситуацию, вмешайся Ты. У Тебя гораздо больше сил и мудрости, чем у меня, Ты все знаешь и все в этом мире устрояешь ко благу, сотвори по воле Твоей святой». Это имеет очень великую силу.

Я был в Екатеринбургской епархии в гостях у протоиерея Евгения Попиченко. Батюшка замечательный, он общиной живет, и молятся они все вместе. Например, возникали ситуации, когда главврач больницы не пускал к пациентам, и отец Евгений благословлял читать за него Иисусову молитву. Люди начинали читать за этого врача Иисусову молитву, и Господь разрешал ситуацию. Правда, это бывало иногда очень жестко: были случаи, когда человек не просто переходил с одной должности на другую (убирали его), а переходил в мир иной. И люди даже начинали переживать после этого: мол, батюшка, как же так? Мы же не молились, чтобы он умер... Мы молимся о том, чтобы Господь все сотворил по Своей святой воле. И Господь все управляет.

Есть замечательная поговорка: каждый народ достоин своего правительства. Это действительно так. Ведь наши правители исходят из нашей среды, они рождаются в наших семьях, учатся в наших школах. Они воспитываются в той же среде, как и остальное общество. Поэтому им присущи все те недостатки, которые присущи и обществу тоже; это надо понимать. А искушений у них гораздо больше.

Вспоминается опыт одного из наших императоров, который своей тайной полиции однажды поставил задачу выяснить, кто из губернаторов в царской России берет взятки. И ответом было, что из нескольких десятков губернаторов не берут двое: один принципиальный, а второму просто не надо, потому что он уже старенький и у него все есть.

В этом отношении не надо думать, что были когда-то времена, когда не было человеческих недостатков, в том числе во власти. Даже в Церковь человек приносит все свои недостатки. Сейчас внешние люди говорят, что в Церкви есть батюшки, которые ведут себя недолжным образом, не на тех машинах ездят, неправильно постятся, позволяют себе излишнюю роскошь, когда есть определенное социальное неравенство. Понимаете, и батюшки, и чиновники, и полиция, и кого бы мы ни взяли – дети нашего народа со всеми своими плюсами и минусами. И во все времена были люди праведные и неправедные. Это естественный ход событий, мы не можем его поменять, но мы реально можем просить об этом Бога. И Бог вмешается, если достаточное количество людей будет просить Его о том, чтобы Божиим Промыслом все было исправлено ко благу.

– Во время поста мы все время слышим призыв покаяться в своих грехах, видеть свой грех. И в молитве мы просим видеть свои грехи и не осуждать брата своего. Но проблема заключается еще и в том, что мы часто не совсем способны увидеть и оценить добродетель и свою, и чужую.

– Я начну с той проблемы, которая отчасти есть у меня. Очень тяжело бывает человеку ценить чужую добродетель. И вообще быть благодарным очень тяжело. Надо научиться благодарить тех людей, которые находятся вокруг тебя, которые действительно несут свой подвиг, делают великое множество добрых дел. Зачастую в Церкви бывает такое искушение. Мы знаем, что христианин (собственно, как и любой человек) должен творить добрые дела. Если человек делает добрые дела, он поступает естественным образом, отсюда вывод: если делаешь то, что должен делать, то вроде и благодарить тебя особо не за что. И здесь как раз ошибка.

Человека, который поступает верным образом, особенно если это человек немощный или только встает на христианский путь, обязательно надо поддержать. Мы знаем, что нельзя осуждать грешника, можно осуждать только его поступок. И здесь нужно поступать сходным образом. Не надо говорить: «Ты молодец, ты номер один, ты лучше всех». Так мы человека искушаем тщеславием. Но можно сказать: «Тут ты поступил правильно. Это ты сделал замечательно. Слава Богу, с Божьей помощью у тебя получилось. Слава Богу, что ты мне помог». С одной стороны, и человеку приятно, с другой стороны, мы не толкаем его к тщеславию.

Бывает, мы, желая получить благосклонность определенных людей, начинаем человекоугодничать, льстить. А в Священном Писании сказано: человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. Чтобы не расстилать сеть, поддерживая человека и хваля его, нужно всегда соблюдать правила духовной безопасности: хвалить не человека, а поступок и всегда благодарить Бога за то, что Господь помог человеку поступить естественным образом.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Сказано, что нельзя судить человека, можно осуждать только грех, который он делает. Я с этим вполне согласился бы, если бы человек был слабоумным существом на уровне животного. Животное живет инстинктами, но человек – разумное существо. Если он ворует, тем более в крупных размерах, он тщательно продумывает свои действия, как уйти от закона и от ответственности. А если хорошо украл, то прекрасно себя чувствует. Это не спонтанно происходит, как с ребенком, который украл булочку, потому что ему хотелось есть. Так кого мы здесь должны осуждать: грех или этого вора?»

– Вопрос отчасти провокационный: мол, батюшка, если по-крупному украли, разрешите все-таки осудить. Нет, осуждать все равно не разрешаю. Давайте рассуждать так. Вы говорите, что человек полностью свободен. Ничего подобного; человек не полностью свободен. Всякий, делающий грех, есть раб греха. Когда мы грешим (а грешим мы все каждый день и по многу раз), мы становимся невольниками греха: грех начинает нас тянуть, заставляя делать это снова и снова.

Еще один момент. Хорошо, если бы человек вырастал в таких условиях, когда видел перед собой добрый пример. Но, вырастая в этом мире, он может видеть пример абсолютно недобрый. Если человеку со школьной скамьи начинают внушать, что успешен тот человек, кто больше приобрел денег, счастлив тот, у кого больше ресурсов, то со временем человек начинает в это верить. Общество изначально дало ему ложную установку о том, что он может быть счастливым, если приобретет большое количество материальных ресурсов.

Поэтому не соглашусь с тем, что во всем этом виноват сам человек. Да, безусловно, человек согрешает, и это требует коррекции. Это требует того, чтобы власти вмешались и посадили человека в тюрьму: если человек совершил уголовное преступление, он должен быть судим по закону государства. Государство, ограничивая грех в нашем обществе, должно с этого человека строго спрашивать.

Но вот вы считаете, что ваше дело – судить человека... Ну, осудите вы его – и что при этом изменится? Нужно обратиться к Всемогущему Богу и сказать: «Господи, есть Твой раб, который совершил неправедный поступок, и этот раб гибнет. Господи, вмешайся Ты, вразуми его, научи». В конце концов можно просить Бога, чтобы этого человека поймали и посадили в тюрьму, если для него это полезно; в этой молитве еще нет греха. Но, говоря, что это негодяй конченый, вы уже становитесь соучастником этому греху и восхищаете суд Божий. Так поступать нельзя.

– Мы знаем, что размышление о грехе может привести к греховному поступку. К чему может привести осуждение?

– Святые отцы говорят, что осуждение может привести к тому, что человек сам впадет в тот же грех, чтобы человек вразумился и понял, как сложно бывает этому греху противостоять. Бывает, что из-за осуждения в человеке могут просыпаться другие страсти. Например, блудная страсть очень часто просыпается от того, что человек осуждает других; и это очень важный момент. Осуждая других, мы закрываем себе возможность получить милость от Бога. Мы просим в молитве «Отче наш»: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. То есть фактически каждый раз мы произносим себе приговор: просим Бога, чтобы Он поступал с нами таким же образом, как мы поступаем с людьми, которых осуждаем. Поэтому осуждение является раной, которую мы наносим сами себе.

Есть грех, мы об этом грехе слышали, и, чтобы этот грех не умножился, очень важно не начать осуждать грешника, иначе этот грех отчасти станет присущ и нам. Некоторые святые отцы даже говорили: если мы осуждаем человека, то как бы берем часть вины за его грех. И если вы не хотите отвечать вместе с ворами, блудниками и остальными людьми, которые творят грехи, не становитесь их сопричастниками через грех осуждения.

– В Священном Писании сказано, что тот, кто назовет человека безумным, подлежит геенне огненной. Мы разбрасываемся всякими эпитетами, в том числе часто слышим слово «безумец» и гораздо более резкие слова. Насколько нужно быть осторожными с произнесением таких слов?

– Настолько и нужно быть осторожными: если не покаемся в том, что произнесли, будем подвержены геенне огненной. Потому что не изнеможет у Бога всяк глагол. Все, что Господь сказал, будет исполнено. Поэтому единственная возможность этого избежать – принести достойный плод покаяния. Не так страшно, если человек осудил в своей душе, поймал себя на осуждении, покаялся, отработал этот грех. Страшно, если мы начинаем принимать осуждение за норму. Поскольку этот грех с нами ежедневно случается много раз, мы начинаем принимать его за норму, и огромное количество, казалось бы, мелких грехов осуждения ложится на нашу душу тяжелым грузом, как мешок песка, который зачастую бывает тяжелее самых больших валунов. Этот песок осуждения намывается и становится неподъемным грузом, который мы потом тащим всю жизнь. А потом удивляемся: «Господи, почему же мне так плохо? Почему Ты меня не прощаешь? Почему Ты меня не слышишь? Почему Ты меня не милуешь?» В Писании написано: суд без милости не сотворшему милости. Не помиловал другого человека, не простил – и сам уже недостоин милосердия Божьего.

Еще хотел бы вернуться к замечательному вопросу о добродетелях, которые есть в человеке. Для того чтобы не осуждать, можно сказать себе: «Да, человек поступил неправильно, но зато у него, например, замечательное, доброе сердце, или он может создавать прекрасные вещи, или заниматься с детьми, делать что-то, что приносит пользу другим людям. Те таланты, которые есть в нашей душе, должны раскрываться. И мы должны научиться благодарить человека за то, что он делает добрые дела, и стараться видеть то доброе, что в человеке есть. Если мы смотрим на доброе, то душу свою прилагаем к этим добрым делам и стараемся их повторять. Если начинаем концентрироваться на худом, соответственно, это худое начинает отражаться в нашей душе.

Вместо того чтобы искать худое в людях, начни искать в людях доброе, и таким образом твоя душа начнет наполняться созидательным содержанием. Человек не может не созерцать тот прекрасный мир, который сотворил Господь. В этом мире человек может находиться или в состоянии созерцания чего-то доброго и приобщаться к нему, или в созерцании чего-то худого, приобщаясь к этому худому.

Что касается грехов, то, пожалуй, их можно видеть только в своей собственной душе, и это полезно. Если человек плачет над своим покойником, как говорят святые отцы, то есть над своей погибающей душой, то он уже не пойдет смотреть на других покойников, потому что сам погибает. Если он чувствует это, он ни в коем случае не будет осуждать других людей, и ему легче будет простить их, понять, если он будет углубляться в самого себя.

– У Вас очень большое служение, в том числе милосердное и благотворительное. Вы работаете с людьми, которые прошли или идут по пути исцеления от греха пьянства, наркомании. Вы заботитесь и об их духовном возрастании. Как Вы с ними разговариваете? Какие слова им говорите?

– Знаете, с ними как раз разговаривать очень просто. Потому что любое выздоровление начинается с честности, когда человек честно признается в своих проблемах и честно дает обратную связь. С такими людьми всегда общаться легко, потому что они в глаза говорят правду: что думают о тебе, что чувствуют в данный момент, о чем переживают. С такими людьми проще.

Если, например, им присущ грех осуждения, они, пользуясь замечательной программой «Двенадцать шагов», в глаза говорят: «Батюшка, я считаю, ты поступил здесь неправильно, не то сказал и сделал». И это бывает очень полезно. Во-первых, человеку можно объяснить, если он что-то не так понял. И второй момент: говорят, на правду не обижаются, но люди, конечно, обижаются на правду, иногда ее тяжело принять. Но это дает тебе возможность исправиться.

В борьбе с любым грехом, в том числе с грехом осуждения, который присущ и зависимым людям тоже (там целый пласт осуждения: огромное чувство собственной вины, огромное чувство обиды на своих родных и близких), человек прежде всего должен быть честен и искренен. Если это происходит, то выздоровление идет, потому что человек на свет Божий, на свет Христов выносит все свои проблемы, недоумения, сомнения, и тогда есть возможность помочь такому человеку. Когда человек перед собой становится честен, со временем он перестает осуждать других и научается прощать и себя за какие-то свои поступки, и своих родителей. Наверное, таких людей иногда можно приводить в пример. Тем, кто совершает великий труд работы над собой в борьбе с зеленым змием, страшным врагом, Господь дает особое благословение. И эти люди в борьбе с осуждением очень неплохо преуспевают.

– Наверное, это главный принцип исповеди – честность. Если все мы будем честны так, как Вы говорите, может быть, тогда сумеем преодолеть и грех осуждения, и все грехи и сумеем приблизиться к святости. Благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови нас всегда быть честными, искренними и никого не осуждать.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать