Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Тема сегодняшнего обсуждения: «Одиночество – это крест, грех или испытание?» Одиночество для современного человека, к сожалению, очень знакомое понятие. Настолько знакомое, что, наверное, редкий человек никогда не сталкивался с ним. Для кого-то одиночество – повод задуматься, для кого-то повод для того, чтобы свою жизнь как-то разнообразить, а для кого-то оно действительно становится испытанием настолько серьезным, что человек не выдерживает и начинает впадать в страсти. Наверное, каждый, видя одинокого человека, ему сочувствует. Вы каждый день сталкиваетесь с людьми, которые нуждаются в христианской помощи. Сколько среди них одиноких людей?
– Вы совершенно правы, таких людей, конечно же, много, кто имеет необходимость в христианской любви, важно, чтобы эта любовь до них дошла. Мы работаем, стараемся помочь людям, страждущим от алкоголя, наркотиков, а также от особой болезни, которая называется «созависимость»; она есть у родственников болезных и страждущих людей.
У нас работает программа «Фавор». Если говорить вообще, как это связано с одиночеством, то, конечно, мы приходим к такой ситуации, что многие люди, которые употребляют вещества, люди одинокие. Почему? Во-первых, часто и одиночество приводит к этому. Но если бы даже это было не так, в результате употребления этих веществ и всего того, что с этим связано, происходит разрушение жизни во всех ее аспектах: и духовном, и психологическом, и физическом (разрушается тело). И, конечно, разрушаются общественные, семейные, профессиональные, дружественные связи человека. Он часто оказывается один на один со своей бедой, горем. Это действительно так. Я сразу хотел бы призвать людей не отчаиваться, не впадать в уныние, а обращаться за помощью.
Мы слышим эту фразу: «Обратиться за помощью». Но это, к сожалению, умеет не каждый. Я бы сказал, что нам надо даже самим в себе воспитывать этот навык. Это надо уметь. Не каждый человек на это способен, как ни странно. Казалось бы, что тут сложного? Попроси о помощи. Но мы видим, так не всегда происходит. Даже можем по себе смотреть: мы сами не всегда, когда нам плохо, просим о помощи. А ведь это тоже помогает преодолеть одиночество.
Если я обращаюсь за помощью, то уже какую-то границу переступаю, и эту преграду, которая меня отделяет от мира, уже разрушаю. Я призываю всех не бояться обратиться за помощью. Можно к нам, в нашу организацию, в наш координационный центр. Мы осуществляем программу помощи «Фавор», наш телефон: +7-911-170-54-04. Это телефон для тех, кто нуждается в помощи психологов, священников в ситуации зависимости.
Вернемся к одиночеству. Вы спрашивали в самом начале: что это – крест, страдание? Для меня одиночество – это скорее вызов и вопрос. По сути, каждый человек одинок в той или иной мере. И вопрос одиночества является сущностным вопросом нашего бытия, как вопрос смерти, страданий. Это тот вопрос, на который человек вольно или невольно ищет ответ всей своей жизнью, и дай Бог, если находит.
Конечно, в самом большом и глубоком смысле на этот вопрос отвечает религия. В одиночестве есть мощный потенциал, даже мощный позитив, потому что оно требует исправления этой ситуации. И все-таки мы видим, что человек так создан Господом изначально. Это очень интересный знак, которому мы, может, не всегда придаем особое значение. Мы разделены на мужчин и женщин. В русском языке половую принадлежность мы даже обозначаем словом «половина». То есть это не целое существо, а половина. Это заранее ставит нас в ситуацию, что мы приходим в этот мир, нуждаясь в ком-то. И это прекрасно, потому что нас изначально так Господь создал: мы нуждаемся в любви. Должны любить и быть любимыми. Это такая заданность.
– Не хорошо человеку быть одному.
– Да-да. Это прямой призыв к каждому человеку – любить и быть любимым. И, конечно же, одиночество совершенно однозначно преодолевается любовью. А как еще его преодолеть? Любовь направлена в две стороны: меня любят, и я люблю. Другого пути преодоления одиночества и нет. Нельзя одиночество преодолеть количеством общения, количеством людей, с кем я сегодня поговорил, кого увидел, кому пожал руку. К сожалению, в огромном мегаполисе мы каждый день встречаем сотни людей и можем совершенно спокойно оставаться одинокими.
– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Молодой человек двадцати лет учится в престижном университете на втором курсе. Боится людей. Сам себе поставил диагноз – социофобия. Но это страшное дело. Врачи говорят, что это не лечится, клин клином вышибают. Он каждый раз приезжает оттуда весь на нервах, боится людей. Я успокаиваю его тем, что Господь все видит, значит, терпи. Что делать? Парень грамотный, но боится людей».
– К сожалению, мы не знаем человека. Я бы предложил Вам обратиться за помощью. Очень хорошо, что Вы обратились к нам, но мы здесь в формате передачи не сможем Вам помочь. Мы Вас слушали буквально одну минуту, но невозможно на основе этого создать даже хоть какие-то наметки, чтобы понять, что происходит в Вашей жизни и в жизни этого молодого человека. Наверное, это Ваш сын, насколько я понял.
Я предлагаю искать помощь. В Подмосковье наверняка эту помощь можно найти. Есть и православные психологи, есть мудрые и достойные священники. В Москве есть целая школа православной христианской психологии. Я бы направил Вас на этот путь. Потому что непонятно, насколько эта история духовная. Я думаю, не совсем. Обычно в таких ситуациях в основе лежит какая-то травма. Может быть, это посттравматический синдром. Мы не знаем, что происходит.
Мне кажется, когда человеку так тяжело, может, не стоит идти напролом? Если человеку тяжело, он не привык к конфликтным ситуациям, ему не надо идти, например, в правоохранительные органы работать, потому что там вполне реально придется кого-то ловить, с кем-то драться и так далее, а человек не любит этим заниматься, у него нет такого внутреннего порыва. Или, наоборот, если человек не любит читать и не склонен к научной работе, то, конечно, ему не стоит поступать в такие вузы, где без серьезного погружения в материал, в кропотливое изучение тех или иных аспектов предмета невозможно достичь успеха. Надо идти в какую-то другую сферу жизни.
Поэтому, может быть, все-таки попробовать разобраться, что же происходит, не настаивать на том, чтобы человек постоянно преодолевал себя с боем и со страхом и ужасом общался с другими людьми. Может, какую-то более мягкую форму общения продумать. Можно поискать подобные сообщества, людей, которые тоже как-то мучаются от этого. Думаю, Вам надо продолжать эту помощь искать и, конечно, укрепляться в церкви. Но здесь, наверное, все-таки какая-то психологическая история. Что именно – мы не знаем, но надо в этом разобраться.
– Телезрительница задела очень важную тему. В нашем современном обществе из-за того, что нам хочется искать некие другие духовные наслаждения, социальная связь бывает очень сложна. И в этом случае получается какое-то испытание. Можно заметить, что очень многие наши прихожане стараются даже в церкви обособиться, чтобы быть в стороне и одиночестве. В данном случае я хочу затронуть тему одиночества в обществе, особенно такой аспект, как одиночество в церкви.
– Вы имеете в виду сознательное одиночество?
– Да.
– Часто сознательное стремление достичь одиночества может быть тоже от страха перед другими людьми, перед какой-то непростой жизненной ситуацией. Это может быть не только гордыня, как мы порой думаем. Часто проявления какого-то гордого поведения – это тоже страх человека, неуверенность в себе. Человек пытается преодолеть неуверенность и тем самым ведет себя громко и вызывающе.
С одной стороны, мы спасаемся вместе, общиной, но в то же время у каждого все равно должны быть личные отношения с Богом. Хорошо, когда у человека есть возможность общения с близкими людьми в христианском мире, но когда эта общинность, близость верующих людей между собой не нарушает границы человека, когда он не попадает в какую-то секту, где жестко определяется весь регламент его жизни. Хорошо, когда есть свобода, но в то же время и единство.
И здесь свобода – это необязательно одиночество, не то, что я всех отталкиваю. Ведь одиночество прямо призывает нас к поиску тех, кого мы можем любить, и тех, кто может любить нас. Хорошо, когда в христианской общине есть любовь. Понятно, что мы люди немощные, и в полноте идеала христианского братолюбия, той любви, о которой говорит апостол Павел Коринфской Церкви (любовь милосердствует, долготерпит, не ищет своего, не радуется злу, а радуется истине и так далее), у нас нет.
Это здорово, красиво, но мы не совсем к этому способны на сегодня. А на что мы способны? На самые простые вещи. Быть добрее. Во-первых, способны об этом задуматься и поставить себе такую цель. Постараться быть добрее, просто сочувствовать другим людям.
Мне очень нравится слово «жалеть». Многие люди как-то смущаются, говорят, что их жалеть не надо.
– Была знаменитая фраза, что жалость унижает человека.
– Да, а я не против, чтобы и меня жалели хоть иногда. Совершенно здорово, когда люди жалеют других людей. Это прекрасно. Собственно говоря, это и есть сочувствие, милосердие, сопереживание другому человеку. Это очень русское слово. Много причин, почему людей надо жалеть и кому можно сочувствовать. В нашей жизни много горя, страданий. Но есть Господь, есть свет, есть любовь и доброта между людьми.
– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Когда-то я задавала такой вопрос, но был обтекаемый ответ. Сейчас молодые люди не хотят жениться вообще никогда. Если женщина не может выйти замуж, то, чтобы не впадать в блуд, нужно принять на себя этот крест одиночества и сказать: буду одна. Как поступить? Лучше остаться в одиночестве, не впадая в блуд, или что сделать?»
– Задали вопрос на такую тему, о которой я рассуждаю в последние дни. В ходе нашей работы оказания помощи зависимым мы решили активно пойти в Instagram, начать там активную деятельность. Ведь соцсеть для некоммерческих организаций, религиозных проектов дает возможность рекламы, поиска финансирования, позволяет рассказать о себе, найти тех людей, которым необходима наша помощь.
Потому что одна из проблем сегодняшнего дня – часто человеку не удается найти ценную и нужную информацию из-за огромного ее потока. Эта огромная лавина информации обрушивается на человека, а ему надо немножечко, но ценной, той, что ему нужна…
В Instagram передо мной обозначилась проблема, что в нашем современном обществе тема жизни мужчины и женщины вне брака принята, является социальной нормой на сегодня. И это занимает огромную часть жизни людей, их помыслов, устремлений, разговоров, бесед. Это называется «отношения». Сейчас есть такое слово.
– «Мы находимся в отношениях».
– Да, и люди этим живут. В то же время в Церкви мы эту тему как бы вообще выносим за скобки. Это блуд, говорим мы, и отрезаем огромное поле жизни многих и многих людей. Мы сейчас не даем нравственную оценку. Есть очень тонкий момент, и я хотел бы его подчеркнуть. Когда в Церкви говорят о том, что что-то является грехом, это не значит, что говорят о том, что этот человек плохой. Для многих это одно и то же. Я говорю: все-таки ваши отношения – это не хорошо, это блуд. И люди думают, что я им говорю: вы плохие, развратники, блудники. Нет, я говорю о другом. Здесь очень важно понять, что человек не плохой, люди-то добрые, хорошие. Когда общаешься с людьми, понимаешь, что все люди хорошие. Я не встречал плохих людей.
– Счастливый Вы человек.
– Много несчастных людей – да. А вот плохих – нет, это не плохие люди, а люди, действительно хапнувшие горя в этой жизни. И проблема этих отношений сейчас непростая и острая, особенно для религиозных молодых людей. Потому что они пытаются сохранять чистоту до брака, но весь окружающий мир как бы вопиет об обратном. Я думаю, это подвиг: современному человеку сохранять чистоту не потому, что он вынужден это делать, у него нет вариантов, а потому, что есть возможности, но он сознательно, ради Христа преодолевает свою плоть, все соблазны и сохраняет чистоту до брака.
Раньше это было нормой. Сто лет назад, в двадцатые годы, уже начинал гореть огонь безобразий, эти коммунистические призывы: долой стыд. Поначалу они тоже продвигали тему разврата. А до революции добрачная чистота была нормой. А как иначе? Это было нормально, другое поведение осуждалось, было не принято социально. Сегодня мы живем в другом мире. Наше общество, к сожалению, другое. Этот переход был, когда мы вышли из советского строя, перешли в нынешний строй. Потому что в Советском Союзе все-таки официально жизнь вне брака осуждалась общественностью.
Когда на исповедь приходят люди, батюшки им говорят, что блуд − это нехорошо и неправильно, но насколько люди это слышат? Насколько современный человек вообще может это услышать? Это проблема. Я говорю людям, что блуд – это плохо, но люди не понимают. Не потому, что не понимают русского языка, а потому, что у нас существует дистанция между миром Церкви и миром вне Церкви. И в этом вопросе эта дистанция ярко проявляется. Человек говорит: «А почему это плохо, если мы любим друг друга?» И никак ему не объяснить: человек не понимает, не чувствует − все, закрыто. Как это преодолеть?
Это не в осуждение человека, просто у него не развита духовная часть, которая может ощутить понятие греха. Ему может быть стыдно, если он украдет у бабушки пенсию. Но в этом вопросе он не чувствует греха. И пока у него нет внутреннего чувства, ощущения падшести, грехопадения, скверны этого поступка, ему и не объяснить это. Когда человек возрастет до этого? Раньше это было нормой, а теперь, чтобы подойти к той норме столетней давности, человеку необходим какой-то духовный возраст, определенное духовное развитие. Тогда он поймет, что значат эти слова. А пока для основной массы наших сограждан эти слова остаются пустыми.
Есть еще такая проблема: в результате того, что я зарегистрирован в Instagram, я получаю обратную связь, которой раньше не было. Люди знали, что я есть, но не разговаривали со мной. А сейчас говорят. О чем? О том, что часто боятся священника: «Придешь к батюшке, какому-нибудь старичку, а он тебя просто отругает, поэтому я в храм не хожу». У людей есть какие-то грехи, люди осознают, что Церковь это осуждает, и это становится барьером для них. Люди сегодня не готовы выйти из греха, и в результате этого вообще не идут в храм. А вы бы пришли, перешагнули порог Церкви, сделали бы там один шажок, второй, третий − и в дальнейшем появился бы духовный багаж, который помог бы осознать грех и бороться с ним. А багажа этого нет вообще, и получается огромная проблема.
Этот вопрос очень важен, я действительно о нем думаю. Есть отдельная проблема с людьми, которые живут по 15 лет вне брака семьей, у них есть дети. Как к этому относиться? На сегодня я отношусь так: я говорю, что это тоже блуд, но есть огромная разница. Одно дело – случайные связи, другое дело – люди живут практически семьей, имеют детей, но вне официального брака. Эта проблема сейчас звучит, у нас есть такая сложность, и в ней есть канонические моменты. До революции брак фиксировался Церковью: было венчание и госрегистрация. После революции благословение Божие в Церкви и госрегистрация в загсе разошлись. Это уже не совсем те взаимоотношения, какие были раньше. Как они соотносятся друг с другом? Почему в храме − это брак и в загсе − тоже брак? Хотя по этому поводу есть разные мнения. Это новая ситуация для России и для христианства. Постепенно Церковь найдет верный ответ, чтобы и людей не отталкивать, и грех не легализовать, не принимать его как норму.
Мы видим сейчас целые сообщества христиан, которые многие греховные поступки (черным по белому в Библии определенные как грех) вводят в норму христианской жизни. Это трагедия. Одна из задач – не потворствовать греху; и в то же время проявлять любовь к людям. Нужно не отталкивать людей, а быть открытыми для них, чтобы они не боялись нас, пришли к нам и нашли любовь, а не только осуждение. Я прежде всего говорю про себя, а не про других батюшек. А люди приходят же в храм не просто так: они приходят с болью, им плохо. Они наконец собрались прийти, но у них нет духовного багажа, который давал бы им легко входить в храм. Для них это целое событие. Они приходят, а я им, бывает, что-то жестко скажу, и они могут уйти.
– Вопрос телезрителя: «Как пережить одиночество и перестать чувствовать себя ненужным человеком?»
– Мы сегодня говорили про любовь, что она проявляется через дела. Это очень важный момент, давайте его еще раз повторим (опять-таки я это говорю прежде всего для себя, потому что я тоже порой мало делаю добрых дел). Мы говорили, что одиночество преодолевается любовью, которая может быть направлена в разные стороны: и от меня, и ко мне. Хорошо, когда она идет в два потока. Соответственно, должны быть какие-то дела, в том числе дела добра, чтобы преодолеть свое одиночество. Я думаю, есть люди, которым можно, как мы порой в Церкви шутим, «причинить добро», потому что они нуждаются в нашем внимании и участии. Мы говорили, что нужно уметь обращаться за помощью. И здесь главное – некоторая открытость, а это пятьдесят процентов разрешения проблемы, когда я пытаюсь найти тех, кто мне может помочь. Так и здесь: если у Вас есть внутренняя открытость другим людям, то Вы можете найти общение, в том числе и в доброделании.
– Вы сегодня затронули очень важную тему. Мне кажется, она касается еще одного аспекта одиночества. Мы размышляли о греховности, о блуде, о том, что наше общество предлагает именно ту модель поведения, которая ведет ко греху. Человек, который не идет у нее на поводу, совершает в наше время практически подвиг. Но получается, что этот человек становится одиноким, если не грешит, пытается бежать от греха и не ведет себя как все. В этом случае его одиночество ведет, может быть, к самому главному – союзу с Богом.
– Мы с самого начала об этом говорили. Конечно, одиночество выступает как вопрос, как вызов. И однозначно, что главный ответ на этот вопрос – Господь Бог. Есть же монахи («монос» – «один») − это идеал одиночества в позитивном формате. Конечно, монах не один, он с Богом. Человек уходит от людей, чтобы быть с Богом.
– Мы часто слышим такие выражения: «я не святой, я не монах».
– Если говорить о христианстве, то вот каковы мои мысли на сегодняшний день (не знаю, насколько они правильные, но я готов с вами ими поделиться). В конце 80-х – начале 90-х годов много верующих людей пришло в Церковь (в том числе и я). Можно сказать, современная церковная жизнь основана как раз на этих людях. Мы были молодые, пришли в Церковь, и это был бунт против того мира, в котором мы тогда жили. Мне кажется, что христианство – это всегда бунт, всегда в каком-то смысле восстание против духа сего времени. К сожалению, для современных детей Церковь – это данность, что-то старое (хоть и прошло всего тридцать лет, как можно свободно веровать без каких-либо ограничений), а для нас Церковь была открытием, мы туда прорвались. И современные дети не осознают, что настоящая религиозность – это бунт, это протест в хорошем смысле, это восстание. Конечно, и молодой, и пожилой человек, который пытается быть настоящим христианином, воюет. Это брань, духовное восстание против погибели этого мира, против зла и греха. В этом восстании человека могут не поддержать другие люди, а могут и поддержать – единомышленники есть, их можно найти.
И Господь с нами: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Слава Богу, с нами Бог, поэтому все не так печально. Конечно, вопросов много. Современной молодежи всегда было непросто, но сегодня особенно, потому что много искушений и трудностей. Христианином быть непросто, зато как здорово... Мы с батюшками иногда в храме в алтаре, когда причастимся, говорим одну и ту же фразу: «Как здорово! Какие бедные люди, которые этого не знают. Как они вообще могут жить без этой благодатной радости, без церковного бытия?» Быть христианином – это подвиг, борьба, но это настолько радостно, что мы, христиане, не понимаем, ради чего и как жить, если этого не будет. Невозможно жить только миром, только материальным бытием. Слава Богу, что Господь нам открылся, что мы Его знаем. Нам дано это сокровище, дар Божий – знание Бога, знание, что Он есть, и стремление эту истину получить в полноте.
– Радость в церкви во время молитвы потом уже ни на что не променяешь, потому что невозможно найти в себе силы, которые выгнали бы тебя из Церкви.
Вопрос телезрителя: «В 1986 году у меня была такая история. В поисках работы я попал в так называемый Центр саентологии. В то время никто понятия не имел, что это секта. Я быстренько в этом разобрался и сбежал оттуда. И на протяжении тридцати лет мне два раза в неделю приходят письма, в которых саентологи приглашают меня на свои мероприятия. Я на них не отвечаю, так как я православный христианин, с детства хожу в церковь.
Хотелось бы в своей жизни поменять свой социум: я работаю на стройке, ребята там не против поматериться. Я много занимался спортом, там тоже ребята далекие от Церкви. Попытки прийти в приход у меня всегда оканчивались неудачей, отторжением. К примеру, я пытался устроиться на работу в православную организацию, и доходило до смешного: я звонил с вопросом, можно ли устроиться к ним на работу, а меня спрашивали: „Вы сожительствуете с кем-нибудь?“ Ну как можно на такой вопрос ответить по телефону незнакомому человеку? При всем этом по телевизору показывают, что Церковь выполняет миссионерские функции в других странах, а у нас практически невозможно просто прийти в Церковь и быть в церковном обществе. Например, я начал участвовать в субботниках, в очистке территории в Сокольниках. Три раза пришел, граблями помахал, у меня их забрали, вот и все. Такая ситуация».
– Я не очень хорошо знаю храмы Москвы и приходы, но те, что я знаю, – это прекрасные общины, там можно найти самореализацию. Но это тоже всегда непросто. Как человек может войти в сообщество? У нашего храма сложились хорошие отношения с храмом Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве (настоятель отец Дмитрий Рощин). Там прекрасный приход, хорошая и открытая община и батюшки все удивительные. Я направляю туда тех наших прихожан, которые по тем или иным причинам уезжают в Москву. Дорогой брат из Москвы, я Вас тоже туда направляю: идите к отцу Дмитрию. Конечно, там большая община, поэтому Вам сразу не окажут внимание и не будут два раза в неделю присылать письма. У нас в православии как раз не так.
У нас есть миссионерское общество «Атриум», которое занимается проповедью среди протестантов и харизматов. Одна девушка, которая через «Атриум» вышла из протестантизма и обрела истинную православную веру, рассказывала: «Приходишь к протестантам – все тебя обнимают, ласково улыбаются...» А потом она, пока ехала с родителями на машине отдыхать в Крым, прочитала книгу какого-то православного миссионера, о которой узнала из Интернета (кто-то писал в чатах, чтобы ее прочитали). И когда приехала в Крым, она поняла, что не может уже быть протестанткой, − эта книга перевернула ее представления о вере. Но как попасть в Православную Церковь, она не понимала. Она пришла в храм и рассказала об этом батюшке. Потом она приехала в Санкт-Петербург, пришла к протестантам, но видит – уже все не то: какая-то очень наивная и неглубокая христианская жизнь. И вот она попала в «Атриум», пришла на собрание как раз для таких людей, а там ее никто особо не дергает, никто не обнимает со словами: «Наконец-то, слава Богу, что ты к нам пришла! Сейчас мы тебе всё расскажем». Нет, идет нормальная христианская беседа, разбирают Евангелие, все в очень спокойном формате. Она дальше ходила и стала одной из активных участниц этого движения.
Поэтому не бойтесь, если сразу нет теплоты, отдачи. Более того, в России люди не всегда нараспашку: мы более сдержанные в эмоциях, особенно в близких отношениях. Пустить к себе, в свою жизнь другого человека не каждый может. Я думаю, Вы найдете хороший приход. Попытайтесь, ничего страшного, что там не получилось. В Москве столько храмов, уж можно найти храм, который Вам подойдет. Можно даже найти храм для спортсменов. Наверняка есть батюшки, которые активно занимаются спортом.
– Я вспомнил храм Живоначальной Троицы и отца Алексея Уминского, который всех встречает доброй улыбкой.
– Это тоже прекрасный храм, прекрасная община.
– Хочется подвести итоги. Одиночество все-таки может быть очень полезно человеку, а может быть очень разрушительно. Но самое главное: когда одиночество нам в пользу, а когда во вред?
– Мне кажется, одиночество всегда существует в жизни человека. Когда на пользу? Мы сегодня говорили об одном и том же: если одиночество нас подведет к любви, то все во благо. Мы можем любую трудную ситуацию обернуть во благо. Получается, не бывает плохого одиночества, потому что и его можно развернуть во благо…
– …верующему человеку.
– Конечно. И все возможно Господу.
Дорогие братья, еще раз обращаюсь к зависимым и их родственникам. Если у вас есть проблемы: в вашей семье есть алкоголик, наркоман или вы сами испытываете проблемы с употреблением, обращайтесь в организацию «Фавор». Наш телефон: 8-911-170-54-04. Звоните нам, и мы постараемся вам помочь.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Елена Кузоро и Маргарита Попова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!