Беседы с батюшкой. Летние православные посты. Игумен Флавиан (Матвеев). 23 августа 2023

23 августа 2023 г.

В гостях у нас наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– На летний период приходятся сразу два поста: Петров и Успенский. Что можно сказать о продолжительности этих постов, времени их установления и значении?

– Если углубиться в историю, у этих двух постов, можно сказать, общее начало, общая история. Из письменных источников начала первого тысячелетия мы знаем, что у тогдашних христиан в то время, когда мы постимся этими двумя постами, был весьма продолжительный пост, который начинался после праздника Пятидесятницы и продолжался до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Этот пост был, условно говоря, заместительным постом; то есть он служил урочным временем для тех, у кого по тем или иным причинам не получилось соблюдать Великий пост. Человек для очищения совести мог попоститься таким длительным постом взамен какого-то нерадения, проявленного во время предпасхального Великого поста.

Со временем этим постом стало интересоваться все больше христиан. Этот пост из педагогических соображений был сочтен слишком длинным, из него исключили середину, и таким образом получилось два поста. Один пост начинался через неделю после праздника Пятидесятницы и заканчивался праздником святых апостолов Петра и Павла, который к концу первого тысячелетия приобрел то значение, которое имеет сейчас. Продолжительность Петрова поста находится в зависимости от празднования Пасхи, а соответственно, Пятидесятницы. Летний Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы, и его продолжительность – от нескольких дней до полутора месяцев, в зависимости от года, от дня Пасхи.

Другой пост, который перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, вошел в нашу жизнь продолжительностью две недели. Пост считается очень строгим, серьезным, и про него обычно говорят, что он по своему характеру схож с Великим постом. Действительно, если заглянуть в устав, мы увидим, что пост достаточно строгий. Его продолжительность всегда две недели. Начинается он с празднования Изнесения (Происхождения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, а заканчивается в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Древние уставы нам говорят о том, как нужно питаться в пост, какой должен быть устав, что можно, что нельзя, вплоть до таких подробностей, сколько трапез можно вкушать, сколько дней сухоядение и так далее. Но в нашем XXI веке грехи чревоугодия, сластолюбия, избирательности в пище продолжают мучить и терзать христиан. С развитием химической промышленности, сельского хозяйства многие продукты стали дешевле, поэтому сейчас большое разнообразие в питании, нежели в те времена, когда формировались монашеские уставы. Поэтому за своей тарелкой нужно следить.

Сейчас сахар стоит ровно столько, сколько и хлеб. А сахар вреден, в больших количествах употреблять его неполезно; врачи бьют тревогу, говорят, что много опасных состояний несет изобилие сахара в питании. В этом смысле на то, что мы едим, нужно смотреть и с учетом того, как изменились возможности в питании человека, как изменился рацион.

В XXI веке значение поста такое, что нужно поститься с ориентиром на то, чтобы сделать пищевой рацион не просто условно постным, как было в те времена, а еще и не очень вредным для организма, чтобы было разнообразное и правильное питание. Тогда и Господь одобрит наш пост, потому что пост будет разумен, а наш организм скажет нам спасибо. Между прочим, наш организм – это дар Божий; и здоровье – дар Божий. И все это надо беречь, сберегать.

Еще наш XXI век изобилует тем, чего даже и близко не было в те времена, когда формировались уставы поста. Сколько рядом с нами всевозможных развлечений! Сколько принесла в нашу жизнь компьютерная техника! Телефоны, смартфоны, компьютеры, кинотеатры, музыка. Всюду одни только соблазны, чтобы развлечь ум, сердце, рассудок. Развлекать – значит «разнимать, растаскивать». Получается, что и человеческое сердце, и человеческий рассудок по всем стихиям мира растекаются, и в душе не остается места для Бога.

Поэтому надо помнить, что христианский идеал – целомудрие, целостное мудрование, как говорят филологи и богословы. Это то, что способствует единению человека, единству его личности. Личность нужно, наоборот, собрать воедино и чтобы в центре личности был Бог. Так должно быть в идеале.

Понятно, что должен быть отдых для организма, для ума, но это должен быть разумный, правильный отдых. Самые умные академики говорили в свое время, что должно быть чередование видов человеческой занятости. Самое главное – избегать праздности, чтобы не было расслабленности. Один звонит другому и спрашивает: «Что делаешь?» Тот отвечает: «Ничего не делаю». Представляете, человек ничего не делает. Как это странно и страшно звучит!

Поэтому значение поста и в том, чтобы то, как мы проводим свое свободное время, свой отдых, было на острие внимания, чтобы мы высвободили время и силы для молитвы, для храма Божия, для чтения. Чтобы все в нашей жизни было разумно.

У нас в церковной жизни нет устава «Времяпрепровождение христианина XXI века». Может быть, когда-нибудь такой устав появится, но пока этого нет. Священники очень часто направляют христиан во время многодневных постов, обращаются в проповедях с тем, чтобы поститься разумно, и не только в плане желудка, но и в плане ума, сердца, свободного времени. И еще не забывать делать добрые дела. Кто-то из великих святителей говорил еще в середине первого тысячелетия, что постный рацион должен быть скромнее, чтобы человек сэкономил и уделил деньги для бедных. Это тоже надо иметь в виду. Такой пост будет хороший.

– Наверное, еще нужно упомянуть про духовное водительство в это время. То есть не самому принимать решения, ведь так можно, наоборот, навредить себе.

– Решения все-таки каждый должен принимать сам. Потому что каждый христианин ответствен за свою жизнь, за свою душу, за свое спасение. Собственно, кто знает человека лучше, чем он сам? Самопознание недаром считается очень большой и серьезной задачей для каждого христианина. И каждый христианин, по мере своих возможностей и сил, старается познавать самого себя, познавать, что лучше, что хуже, что полезно, что менее полезно.

Водительство очень хорошо, когда есть такой человек. Счастливы те христиане, у которых есть разумный духовник, который не будет руководить так, как водитель водит машину, что ему полностью подчиняется. От машины ничего не зависит, все зависит от водителя. Духовный руководитель, по идее, должен ставить какие-то задачи, обозначать какие-то ориентиры, опасности. Он может сказать: «Я тебе советую сделать так-то и так-то, а ты реши сам, а потом расскажи, как получилось».

Очень хорошо, когда рядом есть священник или даже просто какой-то духовный друг (подруга), с которым можно вести подобного рода разговоры. Счастлив тот человек, у которого есть такой приходской священник, с которым можно вести такие разговоры. Но ведь духовенство тоже разное бывает. Некоторые священники говорят прихожанам: «Вас много, а я один». Действительно, бывают такие случаи, когда у одного священника очень большой приход или несколько приходов, ему надо везде успеть, а у него еще и семья, детишек надо воспитывать. Поэтому такого водительства достичь невозможно. И тогда христианину волей-неволей придется самому все, что можно, прочитать, освоить и принять решение о том, как поститься, как трудиться, что в своей жизни пытаться исправить, а за чем просто понаблюдать. За все сразу невозможно взяться, да и неправильно. Но даже при правильном духовном водительстве решения человеку нужно принимать самому. Когда есть с кем посоветоваться, всегда лучше посоветоваться. Даже в Писании говорится, что спасение во мнозе совете (см. Притч. 11, 14).

– Буквально несколько дней назад Церковь отметила праздник Преображения Господня. О чем это евангельское событие говорит каждому из нас?

– Праздник Преображения – один из праздников, когда есть о чем порассуждать, есть чему восхититься и погрузиться в благоговейный трепет при осознании того, что само событие праздника – это великая Божия тайна.

Господь берет на гору Фавор трех из Своих учеников – Петра, Иакова, Иоанна – и предстает перед ними в совершенно ином виде: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2). Появляются ветхозаветные пророки: Моисей и Илия. Ученики Христовы их узнают, что это именно Моисей и Илия. Раньше ведь не было ни портретов, ни фотографий, а ученики узнали, что это именно Моисей и Илия. И Христос Спаситель говорил с ними о Своих грядущих страданиях. Потом всех осенило облако, и раздался глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Апостолы пришли в этот момент в состояние наивысшего счастья, восторга. Апостол Петр даже стал говорить Христу Спасителю: «Давай, Господи, здесь подольше останемся. Построим кущи и Тебе, и Илии, и Моисею. Хорошо нам здесь быть».

В этом много тайн заключено. И одна из них та, о которой рассуждают богословы и поэты. Поэты составили тропарь Преображения: Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху… (то есть так, как они могли эту славу воспринять). Богословы предлагают посмотреть с другой точки зрения: может, не Неизменяемый Бог изменился в тот момент, а может быть, Он апостолам придал какое-то новое свойство, чтобы они могли возвыситься над своей человеческой природой, войти в какое-то новое состояние и увидели Христа, Какой Он есть, хотя бы отчасти, насколько позволяет человеческая природа. Апостолы в этом состоянии пришли в полное счастье, в полный восторг, и им не хотелось уходить с этой горы. Но воля Божия заключалась в том, что это состояние сколько-то продолжалось, а потом миновало. И Христос Спаситель им сказал, чтобы они никому об этом не говорили до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Интересно, что Петр, Иаков и Иоанн – те самые ученики, которых потом Христос Спаситель взял с Собой на Елеонскую гору, когда молился Своему Небесному Отцу в Гефсиманском саду в преддверии Своих страданий, взывая как Человек: «Да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Апостолы были рядом, буквально в нескольких метрах. Он просил их: «Не спите, внимайте, побудьте со Мной это время». Христу Спасителю как Человеку требовалась какая-то поддержка от самых близких учеников. Кондак праздника Преображения это отражает: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние. То есть когда ученики увидят Христа распинаемым на кресте, чтобы они не унывали, а вспомнили событие на горе Фавор и уразумели, что это вольное страдание, что Христос Спаситель следует Своему предназначению, ради которого Он пришел на землю, ради которого воспринял волю Небесного Отца. Он шел этим путем, включая арест, бичевание, мучения, страдания, неправедное осуждение, а затем распятие и смерть. И этим путем Христос Спаситель прошел вольно, это была Его воля, это было Его предназначение, Его путь.

И ученики должны были в этот момент не заунывать. Евангелие говорит нам, что они были растеряны, они разбежались…

Еще одна тайна – тайна избранничества. Двенадцать апостолов были избранными. Семьдесят учеников Христовых, которые были, скажем, вторым кругом апостолов, были избранными. Всего верными христианами, верными учениками Христа могли себя считать около полутысячи человек, которым, по апостольскому свидетельству, явился Христос Спаситель. Но эти трое – Петр, Иаков и Иоанн – тоже избранники. То, что они видели, другие апостолы не видели и не знали об этом. И в этом заключена тайна. Почему Христос Спаситель избрал именно этих учеников? Почему Он сказал им не делиться этой информацией до того, как Он воскреснет из мертвых? Это тайна избранничества и тайна, скажем так, характера Бога, как Он Сам контролирует и других призывает распределять информацию, выражаясь современным языком. Мы в этом видим именно конкретное указание, кому какая информация должна достаться. Видимо, в этом заключается особый замысел Божий о водительстве. Христос Спаситель как Бог ведет каждого из учеников каким-то своим путем, и на этом пути каждому достается только та информация, которая предопределена Божественным Учителем.

Еще в истории ветхозаветных пророков это замечается: кто-то получает какую-то информацию, а другие – нет. Например, история с Ноем, с пророками. Им достается какая-то информация, но она неполная. И они ее так излагают, что кому-то она понятна, а кому-то нет, до кого-то доходит, а до кого-то нет. Мы видим, что Бог каждого человека ведет какими-то своими путями, и в этом тоже заключается одна из Божиих тайн.

– А если говорить о преображении души человека, может ли человек планомерно изменить, преобразить свою жизнь, самого себя? Есть ли шанс преобразиться и нам?

– Конечно. Праздник в отношении пути спасения человека – это праздник приободряющий, в который каждый должен себе сказать: Христос Спаситель этим приоткрывает нам, что перед нами открываются необыкновенно широкие горизонты, есть куда идти и развиваться. Любой христианин понимает, что всегда есть место для шага вперед. Понять, ощутить приободряющее значение этого праздника – это Божественный дар для каждого христианина, который это понимает, воспринимает и этим спасительным путем идет.

Но в то же время вся церковная традиция нам говорит: каждый ищи Божию волю о себе. Понятно, что Господь высказал Свою волю в отношении всех людей довольно конкретным образом. И Церковь этому все время учит, назидает нас. Но всеми аспектами, инструментами, которые нам даны для спасения, даже всеми струнами своей души одинаково откликнуться на призыв Господа к спасению, спасительному пути, ведущему ко Христу, невозможно. Это для каждого по-разному. Потому что даже струны души неодинаковой толщины и неодинаковой настройки.

Каждый человек рождается отличным от другого, несмотря на то, что природа одна и та же. Воспитание, образование имеют значение. Один человек поглощает одну богословскую книгу за другой и совершенно спокоен, а другой говорит: мне восемь страничек в день прочитать – сто потов сойдет, я не могу больше. Бывает и такое. Все мы в этом смысле разные. Но от каждого из нас требуется, чтобы те возможности, которые есть, мы направляли в ту сторону, где есть место для шага вперед.

Для христианина, который ощущает христианство как путь, ведущий ко Христу, и готов встретить на этом пути какие-то препоны, которые попустит ему Господь, есть шанс преобразиться. Потому что он преображается на каждом шагу, намечая себе планы и выполняя их, делая шаг за шагом и преодолевая препоны, иногда в буквальном смысле слова пережидая какие-то опасности, закрыв голову руками и пребывая в тупике, ожидая благоприятного времени (как в снежный буран, когда и сам не пройдешь, и машина не едет, и вездеход застрял).

Но так бывает не всегда. Буря закончится, и надо будет идти дальше. Точно так же в христианской жизни: не бывает каких-то безвыходных ситуаций, в которых не было бы места для шага вперед навстречу Христу. А делая шаг за шагом, человек с каждым новым шагом уже другой, изменившийся, преобразившийся. Да, это отчасти описание подвижнического пути. А с другой стороны, это некая поэзия, которая в каждом подвижничестве тоже присутствует. И поэтому, идя навстречу Христу, преодолевая трудности, человек преображается.

– Часто так бывает, что люди не хотят меняться. Ты разговариваешь с человеком, а он тебе говорит: «Я же не Сергий Радонежский и не Серафим Саровский. Мне не суждено. Живу так и буду жить». Как таких людей переубедить?

– Обычно в подобного рода разговорах я всегда привожу в пример то, что Бог – это Личность. Бог видит жизнь каждого человека с того времени, когда он еще на свет не появился. В Псалтири об этом говорит еще пророк Давид: «Я был еще зародышем, а Твои глаза меня уже видели».

Вся наша жизнь видна перед Богом как прямая, а мы ее воспринимаем из какой-то конкретной временной точки. У нас есть в ней какое-то конкретное восприятие самого себя, Господа Бога. «Господь меня в эту конкретную минуту терпит? Терпит. Громом и молнией меня не поражает? Нет. Ничего сверху не падает, меня не расплющивает? Нет. Значит, все нормально», – говорит такой человек. А на самом деле это иллюзия, потому что нет никакой статики. Есть динамика. Человек движется. И его восприятие самого себя в какой-то конкретной временной точке именно с позиции динамичности жизни – это иллюзия.

Бог, Который есть Личность, оценивает жизнь человека по его плодам. Христос Спаситель говорит: «По плодам их узнаете их». Не важно, что человек о себе думает или говорит, важно, что он делает, какова его жизнь в динамике, есть ли какое-то развитие. И получается, что человек говорит: «Как-то я сейчас живу и надеюсь так же прожить». А бесплодная смоковница? Надо, чтобы хотя бы какие-то плоды свисали с нее. А плодов нет вообще никаких. И эта смоковница оказалась проклята Господом.

Библейский образ смоковницы в нашей христианской традиции – это когда человек ничего не смог сделать. А Бог, Который всю твою жизнь видит, говорит: «Ты не постарался что-либо сделать. Было место для шага вперед, но ты не шел, потому что самого себя воспринимал как статую. Поставил в душе памятник самому себе и стоишь». А ведь это страшно, когда человеку жизнь дана для движения, для развития, а он ставит памятник самому себе. Такого человека можно только пожалеть, помолиться о нем.

– Успенский пост завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. О чем говорит нам, людям XXI века, событие этого праздника?

– Надо ждать двух вещей. Либо Второго Пришествия Христова, которое подведет итог жизни всего мира и конкретно каждого человека, либо естественного завершения жизни, когда приходит конец жизни человеческого тела и душе надобно покинуть тело для того, чтобы предстать на Божий суд до поры до времени, когда Бог воскресит это тело. И вместе с этим воскрешенным и преображенным телом душа предстанет на Страшный суд Христов. Либо одно, либо другое.

Чем-то наша здешняя земная жизнь со всеми ее вариантами (быть статуей самому себе или двигаться вперед) обязательно закончится. Со времени Воскресения Христова уже прошло почти две тысячи лет, а Христос все не приходит. Но Он придет. И жизнь Пресвятой Богородицы сколько-то лет продолжалась, Она служила живым назиданием для учеников Христовых, для первенствующей Церкви. Но пришло и Ей время вступить за пределы этой земной жизни. И, как нам говорит церковное Предание, Христос Спаситель принял на Свои руки Ее бессмертную душу.

Само по себе слово «успение» означает «засыпание», «блаженный сон». Когда Пресвятая Богородица уснула этим блаженным смертным сном, именно тогда Господь принимает Ее душу. На иконах Успения это изображается очень умилительно: Христос Спаситель стоит позади смертного одра Своей Матери и принимает в Свои руки Ее душу в виде младенца. Это очень большое назидание для каждого человека, который готовится к исходу из этой жизни, тяжело болеет.

Успение Пресвятой Богородицы было Ее рождением в жизнь вечную. И ведь этим путем идет каждый человек. И каждый христианин, расставаясь с этой жизнью, с этим телом, душой своей рождается, чтобы войти в вечность. А каким человек войдет в вечность – об этом каждый трепещет. Вся наша церковная традиция говорит о том, что необходимо этот смертный час всегда перед собой видеть, иметь в виду. Этот путь ко Христу обязательно с этой точкой соприкоснется. Если Христос не придет раньше, то эта точка на пути ко Христу будет обязательно пройдена. Ее нужно всегда иметь в виду, никто ее не минует.

К смерти нужно готовиться. Нужно ее бояться не в том смысле, что это так ужасно, жизнь теперь пропала. Нет, все имеет значение: и сама жизнь, и правильный выход из нее. Потому что это выход навстречу Христу.  

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать