Беседы с батюшкой. Игумен Флавиан (Матвеев). 24 января 2024

24 января 2024 г.

В гостях – наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– Прошли праздники Рождества Христова и Крещения Господня. Эти праздники дают нам повод снова задуматься над темой Боговоплощения. Правильно ли, что Христос пришел в мир в то время, когда человечество готово было Его встретить?

– Все, что делает Господь, – правильно. Господу всегда виднее. Поэтому Господь пришел именно в то время, которое было нужно для спасения человечества. Иначе мы думать не можем; думать что-то иное было бы странно.

Господь по Своей любви всегда стремится сделать лучшее для нас. Это каждому верующему сердцу нужно все время повторять, чтобы правильно жить и не сбиться с правильного пути.

– Однако многие так и не узнали во Христе Мессию, а евреи так до сих пор и ждут прихода Спасителя в мир. Почему так?

– Это свобода, которую Бог даровал каждому человеку в отдельности и всему человечеству. Свобода – Божий дар, и этой свободой каждый человек распоряжается сам, ища способы либо подчинить эту свободу Богу, от Которого свобода получена, либо решать все вопросы своей жизни по-своему, но тогда неизбежно к этим попыткам обязательно протянет свою когтистую лапу враг рода человеческого.

Свобода – это реальность для каждого человека, каждого человеческого сообщества, каждого народа. Человек способен использовать эту свободу на добро либо на зло. В свободе высвечиваются добро и зло, святость и греховность. По тому, как человек пользуется свободой, направление жизни бывает либо в Царство Небесное, блаженную вечность Божию, либо в преисподнюю, в вечное пребывание во мраке греха как бы в отсутствии Бога. «Как бы» – нужно обязательно сказать, потому что Бог везде. Но, как говорит богословие, Бог Себя не навязывает ни человеку, ни какому-то народу.

И даже для еврейского народа в Священном Писании есть намеки из уст Самого Христа Спасителя, которые дают надежду, что в самые последние времена и еврейский народ тоже будет приведен Христом к истинному пониманию путей Божиих.

– На самом деле этот вопрос я задаю не впервые. Однажды мне ответили на него так: евреи не узнали Христа ровно потому, что и мы не узнаем Его в своей жизни сейчас. Как бы Вы истолковали такое мнение?

– Это очень хорошее мнение; человек, который его высказал, в буквальном смысле слова это выстрадал, прошел через это. С одной стороны, на словах мы ждем Христа, ждем Его пришествия в нашу жизнь, Его участия в нашей жизни, но в то же время по нашей греховности, приземленности мы иногда можем действований Христа в этом мире не увидеть, не заметить.

Христос может к нам прийти, постучаться в наши двери в виде человека, например, которому нужна помощь. А мы бываем настолько заняты, что нам не хочется оказывать помощь. Или находимся в растерянности, у нас в жизни какие-то неприятности, а тут надо о ком-то позаботиться. Порой кто-то у нас просит совета, а мы от него отмахиваемся, говорим, что нам некогда. И вот это «некогда» может быть отвержением Христа.

Иногда в нашу жизнь привносится какая-то мысль или идея, которая может быть высказана другим человеком в виде какого-то слова (порой обличительного) или прочитана в книге, стихотворении, журнале с глянцевой обложкой, услышана в фильме. И эта мысль может помочь нам исправить какие-то недостатки, направление жизни. Если мы эту мысль, идею принимаем, то принимаем Самого Христа.

Но, бывает, такие встречи с людьми или идеями, мыслями, словами осознаются впоследствии как некие потерянные возможности. Человек приходит на исповедь и говорит: «Вот если бы сейчас я попал в то время и то место, то распорядился бы обстоятельствами иначе, потому что сейчас по-другому на это смотрю. Но тогда я упустил возможность». В жизни каждого человека такое бывает. Мы читаем историю и видим, как целые народы упускают какие-то свои возможности. Иногда мы не совсем спообны увидеть Христа, тем самым можем Его потерять.

– Мы знаем, что крещение Иоанна не было тем крещением, какое мы знаем сейчас. Почему Христос пришел креститься к Иоанну Крестителю и чем крещение, которое совершал Иоанн Предтеча, отличается от сегодняшнего таинства Крещения?

– Христос Спаситель, как Он Сам сказал, пришел не нарушить закон, но исполнить. Глагол «исполнить» можно понимать в разных смыслах: и в плане исполнения, и в плане дополнения; оба толкования имеют право на существование.

Люди приходили к Иоанну Крестителю на берег реки Иордан, услышав его проповедь, его призывы изменить свою жизнь, отказаться от греховного образа жизни. Погружаясь в воды реки Иордан, они показывали свою готовность к этому; и приблизившееся Царствие Небесное могло для человека, изменившего свою жизнь, открыть свои двери. Все эти люди, в том числе Иоанн Креститель, воспринимали свои намерения, действия как часть Ветхого Завета, как часть завета Бога с человеком.

Христос Спаситель идет этим же путем. Но если люди шли к Иоанну потому, что у них была в этом существенная нужда – была греховность, то у Христа греховности не было, но Он показывал людям пример. Он – Тот, Кто взял на Себя грехи мира; Иоанн Креститель говорил о Христе, что недостоин развязать ремень обуви Его. И Бог, ставший Человеком, абсолютно безгрешный, приходит к Иоанну. Иоанн удивляется, говорит: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Христос Спаситель говорит, что так надлежит исполнить волю Божию. Исполнение воли Божией заключается и в том, что Христос Спаситель идет путем человеческим и подает пример.

Все люди, приходящие к берегу реки Иордан, как бы оставляли в этих водах свои грехи (конечно, это богословско-поэтический образ), а Христос Спаситель – Агнец, берущий на Себя грехи мира, – войдя в воды реки Иордан, как бы взял на Свои плечи все грехи, чтобы потом Своим жертвенным подвигом пригвоздить эти грехи ко кресту и умереть за все человечество.

Христос Спаситель приходит к Иоанну потому, что так должна была исполниться воля Божия. Мы можем рассуждать об отдельных ее аспектах, судя по тому, что знаем из Евангелия. Нам ясно, что желание Иоанна прийти на берег реки Иордан, именно так проповедовать, именно так действовать, именно так жить – это отклик на то, как он понимал волю Божию. Так воля Божия откликалась в его жизни и жизни других людей, которые приходили слушать его проповедь и погружаться в знак покаяния в воду. Это очень важный момент.

От Христа Спасителя мы слышим слова, что так надлежит исполнить волю Божию. Всем надлежит исполнять волю Божию. Эти слова имеют существенный, целожизненный характер. Таким образом, погружение Христа Спасителя в воды реки Иордан отличалось по своему смыслу и предназначению от погружения других людей.

Наше таинство Крещения по своему названию совпадает с тем, что было и во времена Иоанна. Потому что «крещение», если переводить дословно, означает «погружение». Для того чтобы крестить человека, нужно трижды погрузить его в воду с соблюдением тайносовершительной формулы; это должен совершать священник. Смысл крещения – вхождение в Церковь и приобщение к Новому Завету. Так что смысл другой.

Времена, которые описываются в Евангелии, – это момент перехода от Ветхого Завета к Новому Завету. Замысел Божий о спасении через Боговоплощение, через Господа Иисуса Христа завершился только тогда, когда на апостолов сошел Дух Святой в день Пятидесятницы. Тогда этот замысел Божий осуществился в полной мере. С другой стороны, он продолжает осуществляться в жизни Церкви, в жизни каждого человека и по сей день, каждую минуту, каждую секунду. Таким образом вхождение в общество Нового Завета – это новое в понимании погружения в воду. Но тема, что так надлежит исполнить волю Бога, – по смыслу объединяет то, что делал Иоанн, и то таинство Крещения, через которое мы входим в церковное сообщество.

– А вообще как-то связаны праздник Крещения и наше таинство Крещения, с помощью которого мы входим в Церковь?

– Их связывает погружение в воду; или можно сказать – погружение в желание исполнить волю Божию. Наверное, так.

– Мы знаем, что праздник Крещения называется еще и Богоявлением. Давайте расскажем, почему так.

– В праздник Крещения празднуется Богоявление, и это имеет гораздо более широкий смысл, нежели событие крещения Господня. Когда Христос Спаситель погружался в воду, раздался голос Божий, голос Небесного Отца, и сошел Дух Святой в виде голубя. Таким образом совершилось Богоявление: Бог, единый по Своей природе, но Троичный по Своим Ипостасям, именно так проявил Себя в день крещения Господа Иисуса Христа.

Но разве Рождество Христово не есть событие Богоявления? Это та же тема. И праздник Обрезания Господня, когда совершался ветхозаветный обряд принятия в общество людей Ветхого Завета (нарекали имя и совершали этот кровавый обряд), подчеркивает истинность, правдивость того, что Христос Спаситель принял человеческое тело, это тело было реальностью. Этот праздник – утверждение, что Бог принял на Себя человеческое тело, человеческую природу во всем, кроме греха. Это подтверждение того, что Бог действительно пришел в мир.

Из истории мы знаем, что в древности праздники Рождества Христова и Крещения Господня праздновались в один день, это было единое празднование, объединенное темой Богоявления. Потом, когда и жизнь церковная усложнилась, и церковное богослужение стало более подробным, эти праздники стали совершаться в разные даты.

Таким образом, второе название праздника Крещения является более общим и объединяющим в себе все смыслы, которые мы имеем в виду, когда говорим, что Бог по Своей любви захотел стать Человеком. И для нас, христиан, осуществились ветхозаветные пророчества. Сейчас, когда мы говорим, что с нами Бог, – это не какая-то бравада; это радость, отклик на Божию любовь, понимание того, что Бог не прячется где-то на небесах, Он хочет быть рядом с каждым человеком, рядом с человеческим сообществом, которое посвящает себя Богу, и Он действует внутри Церкви. Поэтому Богоявление объединяет в себе очень многие смыслы.

– Крещение совершается обязательно с водой. Почему вода – такой важный для христианства элемент?

– Вода – вообще очень важный для человека элемент, без воды невозможно жить. Без еды человек может прожить несколько десятков дней, а без воды, как говорят врачи, дольше восьми дней человек прожить не сможет; человек без воды погибает.

Поэтому с древности именно с водой отождествляется все жизненное. Земля жаждет дождя – Бог посылает дождь; человек, покрытый грязью, нуждается в омовении – и по милости Божией обретает воду, при помощи которой может совершить омовение, избавиться от грязи, очистить все вокруг. С помощью воды можно вырастить урожай; воду мы пьем, чтобы быть живыми.

Таким образом, в воде нагляднее всего звучит тема Божией любви, Божией милости, Божьего благоволения. Вода – это сама жизнь; без воды нельзя. Поэтому огромная благодарность Богу, что Он не оставляет нас без воды.

– Предлагаю вспомнить икону праздника Крещения. Что традиционно изображается в иконографии этого события?

– На иконах Крещения Господня изображается, с одной стороны, все то, о чем мы читаем в Евангелии, а с другой стороны – это попытка отобразить изобилие смыслов не только того, что мы понимаем из Евангелия, но и то, ради чего все это происходило. 

Мы видим двух главных действующих лиц, принадлежащих к человеческому роду: Христа, Спасителя Бога, ставшего Человеком, и Иоанна Крестителя, который погружает Его в воду. Христа Спасителя обычно изображают ниже по уровню, чем Иоанна Предтечу. Таким образом иконописцы отображают мысль о том, что само явление Христа Спасителя в мире – это явление Его умаления, снисхождения. Христос Спаситель умалил Себя и подклонился под руку Иоанна как человек. Это высочайшее проявление Его смирения. В самом жесте Иоанна, таком осторожном, благоговейном, иконописцы стараются отобразить отношение пророка к происходящему. Христос Спаситель в некоторых случаях изображается с благословляющей рукой, а в некоторых – со   скрещенными на груди руками.

Благословляющий жест означает призыв ко всему роду человеческому идти путем, который предначертывает Христос Спаситель. Руки, сложенные на груди крестообразно, означают погружение в воду и вхождение в область смерти. Потому что Христос Спаситель в конечном итоге пришел ради нашего спасения, чтобы умереть ради нас всех и воскреснуть из мертвых. Он со сложенными на груди руками  погружается в пучину и в свою грядущую смерть, потому что вода – это не только символ жизни, но и символ смерти. В воде произошла гибель почти всего человеческого рода во времена Ноя. В воде очень легко утонуть: буквально минут двух достаточно, чтобы это случилось. Поэтому иконописцы воды реки Иордан, очертания водной стихии нередко изображают рваными, как края могилы, и темного цвета, чтобы подчеркнуть в том числе символ смерти, в которую Христос Спаситель входит. В одном из апостольских посланий говорится, что когда мы погружаемся в воду крещения, тем самым погружаемся в смерть Христову.

Еще такая деталь: Христос Спаситель обычно изображается либо обнаженным, либо с какой-то набедренной повязкой. Это знак абсолютной чистоты Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим. Даже расположение Его ног – Христос Спаситель  будто делает шаг по направлению к Иоанну –  это шаг по направлению к человечеству. В этом тоже заключен богословский смысл. Христос Спаситель снисходит, приходит к человечеству, которое может его либо принять, либо отвергнуть.

В разверзающихся небесах тоже есть свои особенности и смыслы. Это благодать и явление Божие в виде потока света, который потом распадается на три направления. Таким образом иконописцы пытаются изобразить Бога, Единого по природе, но проявляющего Себя в виде Трех Ипостасей.

Ну и, конечно, это голубь, который сходит на Христа Спасителя, символизирующий Духа Святого. Специалисты по иконописи и иконографии обычно говорят, что голубя      корректно изображать именно на иконе Крещения Господня. Именно так Дух Святой сошел в виде голубя. А его иногда изображают в том числе вне этого контекста. У  некоторых людей, если они не знают иконографии Крещения Господня и видят на иконостасе голубя, возникают вопросы, особенно у детей, они спрашивают: «Мама, а почему здесь голубь?» Мама иногда знает, что сказать, а иногда – нет. Хорошо, если рядом окажутся священники, расскажут и объяснят, почему проявлено такое желание изобразить Духа Святого в виде голубя. Очень много богословских смыслов запечатлено в иконе Крещения Господня.

– В день Крещения совершается великое освящение воды. Давайте скажем о том, как нам благоговейно и правильно относиться к святой воде, которую мы приносим в свои дома.

– Да, эта вода на протяжении года освящается два раза: в навечерие Богоявления, то есть   в Крещенский сочельник, и в день Крещения Господня. И называется по церковной традиции Великой агиасмой. Ее стараются хранить в самом лучшем и чистом месте, испивать с благоговением.

Как может человек проявить благоговение к святой воде? Прежде всех дел, когда еще во рту маковой росинки не было, помолившись, вкусить немножечко освященной воды. Это признак благоговения. Не то что богоявленскую воду нельзя пить в другое время на протяжении дня или после еды; можно. Но если есть желание проявить благоговение, то, конечно, таким образом: с молитвой, прежде всех дел, человек может вкушать эту воду. Особенно нужно стремиться к этому, когда есть в жизни какие-то трудности, искушения, чтобы получить помощь Божию. С молитвой и верой вкусить воды и помолиться о том, чтобы эта вода дала пришествие благодати в жизнь, чтобы  жизни был придан Божий импульс.

Также написано и в самом тексте молитв, и в уставных заметках о том, что этой водой можно и нужно окропляться и кропить все вокруг: все, что мы видим перед собой, нуждается в очищении от духовной грязи, дьявола, всех его приспешников и действия бесовского. С этим упованием, особенно в день Крещения Господня, мы всё вокруг себя окропляем.

Как быть с погружением в воду в этот день? Мы знаем, что существуют на этот счет даже некоторые богословские споры. Каково Ваше мнение на этот счет?

– Да, споры действительно есть, потому что в тексте молитв на освящение воды нет  прошения о погружении в воду. Некоторые говорят: между «окропляться» и «погружаться» большой разницы нет. А некоторые люди видят в этом разницу и говорят: помимо лица (лика), которое мы в какой-то степени соотносим с образом Божьим, есть, скажем так, и не очень почетные места на нашем человеческом теле, вместе с ними люди один за другим погружаются в воду. Хорошо ли это?

Одних людей это не волнует. Говорят: «Так святая вода на то и святая, что нас всех освящает». А другие говорят: «Да нет, лучше без этого обойтись». И тех, и других можно понять. Там, где такой обычай есть, организаторам подобного рода окунаний надо особенно наблюдать, чтобы не было такого: тут люди погружаются, а буквально в нескольких десятках метров – еще одна полынья, где люди набирают эту же воду с благоговейной целью. У некоторых людей, особенно чувствительных, такое положение вещей может вызвать неодобрение.   

И, наконец, надо просто рассудить, что является побудительным мотивом. Среди людей  воцерковленных, тех, кто исповедуется, причащается, знает богословие праздника, очень немного таких, которые потом ищут возможность еще и погрузиться в полынью. Но некоторых это радует. По этому поводу, наверное, еще долго люди будут спорить.

К этому спору, отчасти эстетическому, отчасти богословскому, подключаются еще и врачи и говорят: если человек не занимается закаливанием, обливанием холодной водой, то каждое погружение в ледяную воду без тренировки, достаточного опыта – это сильнейший стресс для его нервной и кровеносной системы. И поэтому у некоторых людей сердце и сосуды выдерживают, у некоторых – нет. Каждый год есть такие сообщения: вот там-то человеку стало плохо. А иногда, неосмотрительно погрузившись, можно вообще под лед уйти, что тоже бывает. Поэтому, как ни смотри на это дело, оно опасное.

Может ли Божье дело, которое совершается на регулярной основе, с участием духовенства, пением богослужебных текстов, тропарей праздника, быть опасным? Это тоже отдельный вопрос, на который каждому человеку надлежит дать ответ. Самое главное, чтобы мы пребывали в отношении этих разных позиций в мире и друг друга ни в коем случае не осуждали.

                                               Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Наталья Титова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать