Беседы с батюшкой. Иеромонах Стефан (Игумнов). 29 мая 2023

29 мая 2023 г.

В студии иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям.

– Отец Стефан, не так давно Вы вернулись из поездки с делегацией Русской Православной Церкви в Эфиопскую Православную Церковь. Немногие знают, что в Эфиопии существует христианство и есть полноценная Церковь. Расскажите об эфиопском православии и об отношениях эфиопов к Русской Православной Церкви.

– Действительно, была такая поездка, и она была не первая. Удивительно, но даже в Африке живет очень много христиан. Если мы говорим об Эфиопии, там около шестидесяти миллионов верующих во Христа людей. По численности, если условно обозначить, это третья в мире Церковь. Больше всего католиков (больше миллиарда, как они говорят); на втором месте – наверное, Русская Православная Церковь (более ста миллионов верующих) и на третьем месте – Эфиопская Церковь (шестьдесят миллионов верующих).

Еще в Священном Писании мы читаем, как апостол Филипп крестил евнуха эфиопской царицы Кандакии; это был, наверное, первый эфиоп, принявший христианство. Потом были и другие. Потом были известные просветители Эфиопии Едесий и Фрументий, один из которых стал епископом. Все это было в начале IV века. То есть это очень древняя христианская страна. Именно тогда на государственном уровне эфиопы приняли христианство (то есть практически в одно время с Византией, Арменией, известными христианскими державами).

Чем вообще известны эфиопы? Царицей Савской, которая ходила к Соломону еще задолго до пришествия Христа в мир и принесла на землю Эфиопии ветхозаветную религию. По некоторым данным, Ковчег Завета (или его очень древняя копия) хранится на Эфиопской земле. Вот такая интересная страна и очень интересные люди.

К сожалению, так получилось, что в V веке произошло глобальное разделение в христианстве между православными Церквами и Древневосточными Церквами. Эфиопы напрямую не участвовали в этом разделении, но потом примкнули к той группе Церквей, которые долго не признавали Халкидонский (Четвертый Вселенский) Собор. Сегодня отношение этих Церквей к этому Собору и ко многим другим догматическим положениям христианской православной веры изменилось, они очень близки к нам, хотя, конечно, богословский диалог еще требует своего продолжения.

Мы пока не можем молиться с эфиопами, причащаться. Тем не менее по живой ежедневной традиции христианской жизни мы очень и очень близки. Они точно так же любят монашество, и у них очень развито монашество. Они очень благочестивы. Невозможно представить, чтобы верующий эфиоп-христианин в воскресенье не пришел в храм. Только если он тяжело болен или возникли какие-то совсем драматические обстоятельства. Невозможно представить, чтобы на сороковой день (до сорокового дня с момента рождения) дети не были крещены в храме. Причастие, исповедь – все это настолько близко эфиопской традиции, что удивляешься. Мы столько веков жили, казалось бы, не общаясь друг с другом, а традиция очень близка, практически идентична.

Но на самом деле общались. Факты общения были и в прошлом, и их очень много; это примечательные исторические события. Упомяну только одно. Например, на коронации императора Николая II присутствовала большая делегация из Эфиопии, которая включала в себя эфиопских священников. И все они присутствовали в том числе за литургией, которая служилась в день коронации.

– Вы говорите, что на сегодняшний день отношение к Четвертому Вселенскому Собору изменилось. Ведь после этого Собора, буквально через сто лет, все эти земли захватили арабы. И, в общем-то, эфиопы, как и египтяне, на протяжении тысячи лет не имели никаких контактов с христианским миром. И потом уже, когда эти контакты начали появляться (особенно в XX веке эти контакты начали налаживаться), видимо, что-то у них изменилось богословски.

– На самом деле вопрос немножко сложнее, чем Вы его схематично обрисовали. Египет действительно был захвачен, не век спустя, а чуть позже. И история потом была очень драматическая, если мы говорим о Египте. Но Эфиопия – единственная страна в Африке, которая никогда не была колонизирована. И эфиопы этим очень гордятся.

Сегодня, кстати, на фоне тех событий, которые переживаем мы, эфиопы очень симпатизируют России. Особенно им нравится то, что в России возрождается Церковь, что Россия очень четко, недвусмысленно заявляет на всех уровнях (и на государственном, и тем более на церковном) свою приверженность традиционным ценностям. Эфиопы видят, что наша страна и наша Церковь проводят очень независимую линию в современном мире; это непросто, и они это ценят. Они говорят, что Эфиопия и Россия – две страны, которые никогда не теряли своей свободы, никогда не были колонизированы, а проводят самостоятельную политику. Вот такой интересный тезис. Иногда полезно посмотреть на себя немножко с другой стороны и увидеть то, что нам присуще, но что мы не ценим и не замечаем в повседневной жизни.

– Эфиопы – наверное, единственные православные христиане, которые до христианства исповедовали иудаизм (как прозелиты), и потом, войдя в христианскую веру, продолжили сохранять иудейский закон. Как мы помним, апостольский Собор, о котором написано в Книге Деяний, отменил соблюдение закона Моисеева для христиан из язычников, но не для христиан из иудеев. Эфиопы считают себя христианами из иудеев, поэтому продолжают жить в традиции в том числе и иудейской.

– Вы правы, эфиопы хранят очень много традиций в церковной жизни и в бытовой, которые связаны еще с эпохой Ветхого Завета. Это, наверное, не совсем правильно называть иудаизмом, потому что это была ветхозаветная религия. Иудаизм появился позднее, даже позже христианства.

Нужно правильно расставить термины, чтобы нас правильно понимали. Мы употребляем термин «Эфиопская Православная Церковь» в том смысле, в котором его сами эфиопы употребляют, когда называют себя, свою Эфиопскую Церковь. Но надо понимать, что мы его употребляем условно, потому что пока мы не находимся с ними в молитвенном общении, поскольку нужно решить вопросы, не решенные богословски. Это не значит, что эфиопы – какие-то злобные еретики. Ни в коем случае! Это означает, что есть исторически накопившиеся вопросы, не решенные с V века. Поэтому нужно очень правильно себе все представлять.

Что касается ветхозаветных традиций, их множество. Например, у нас на престоле лежит антиминс – специальный плат, куда вшита частичка мощей того или иного святого, и без этого плата нельзя служить литургию; только на антиминсе можно служить литургию. А у эфиопов нечто похожее на антиминс, то есть тоже плат, он по-разному может быть оформлен, но на нем изображен Ковчег Завета, который, по преданию, хранится в Эфиопии и в оригинале. Именно на нем они служат литургию. Вот такая интересная особенность.

Очень многие эфиопские храмы строятся по образу ветхозаветного храма. Вообще в Эфиопии два типа храмов: есть базилика, как у нас, а есть круглый храм, трехчастный.

Еще очень интересный момент: когда богослужение (литургия или вечерняя служба) заканчивается, храм закрывается, в него войти нельзя. Это тоже относит нас к временам Ветхого Завета. Но на территории храма, во дворе, очень бурно продолжается разная деятельность, в первую очередь священник учит народ. То есть после службы можно увидеть несколько групп на храмовой территории: один священник занимается с одной группой народа, другой священник – с другой. Это обязательная и неотъемлемая часть жизни эфиопских христиан.

Совершенно потрясает, когда едешь по улицам Аддис-Абебы или других городов Эфиопии и видишь, как, проходя мимо храма, люди останавливаются и осеняют себя крестным знамением. Мы делаем то же самое, но иногда стесняемся; то делаем, то не делаем. А эфиопы это делают постоянно. Совершенно нормальная картина, как какой-нибудь торговец (молодой или старый) останавливает свою тележку, проезжая мимо храма, осеняет себя крестным знамением и едет дальше. Или женщина с ребенком обязательно остановится у храма, сделает крестное знамение и идет дальше.

У эфиопов большое почтение к храму. Я уже упомянул, что храм закрывается после службы. Но люди все равно приходят между службами за храмовую ограду по разным нуждам (свечи купить или помолиться). И очень трогательно видеть, как люди прикладываются к стене храма, крестятся и целуют стену храма или храмовую дверь. Вот такое почтение.

– Вопрос телезрителя: «Как не поддаться на дьявольскую уловку, когда приходит такая мысль: мол, совершу грех, но ничего страшного – потом покаюсь? И второй вопрос. Если впадаешь в какой-то грех, очень тяжело потом восстановить связь с Богом. Что делать, чтобы опять получить прощение и восстановить благодать Божию?»

– Мы ведь не знаем, в какой день и час Господь призовет нашу душу, изымет из тела. Это может произойти в любой момент. Примеров множество. Иногда мы говорим: «Почему в мире происходит столько трагических событий, разные внезапные катаклизмы?» В том числе и для того, чтобы мы всегда имели страх смертный. Имея страх смертный, не согрешишь. Конечно, грешить мы все равно будем. Человек не может не грешить, наверное, если не прошел особым путем к Богу (для чего многие подвижники уходили в пустыню, святые брали на себя сугубый подвиг). Но у нас должно быть стремление не согрешить. Мысль «сейчас погрешу, а потом покаюсь» будет нам чужда, если мы будем помнить о смерти и о ее внезапном характере в нашей жизни.

Что касается восстановления связи с Богом, очень правильное духовное устроение, когда мы боимся потерять эту связь. Но когда случилась трагедия (таковой трагедией является грех), безусловно, это рвет нашу связь, наше общение с Богом. И здесь нельзя попасть в руки дьявола окончательно и уверовать в то, что эта связь невосстановима. Потому что Господь всегда нам протягивает руку помощи, нам нужно только сделать ответный жест. И это мы должны помнить.

Опасность такого состояния, когда есть мысль: «Сегодня погрешу, а завтра покаюсь», – как раз и заключается в том, что подлавливает грешника в уныние, отчаяние, неверие в силу Божию. Ведь что это значит – утрачена связь с Богом? Умаляется наша вера в силу Божию, в Его присутствие в нашей жизни, в то, что Он может помочь, в то, что благодать Божия неисчерпаема и всегда пребывает с нами. Вот в этом опасность такого рода духовных состояний.

– Крестное знамение, совершаемое перед храмом, – это ведь тоже наша связь с Богом, духовно ощутимая для нас самих и видимая для тех, кто нас окружает. С другой стороны, это может быть еще и регулярным напоминанием себе, что грешить не нужно, чтобы, не дай Бог, смерть не застала нас как раз после совершения какого-либо греха.

– Конечно. Очень долго мы считали сверхцивилизованными людьми тех, кто ездит на дорогих машинах и живет в дорогих домах с качественной бытовой техникой. К африканским же христианам у нас было несколько высокомерное отношение, мы считали их нецивилизованными. Но эти народы сохранили самое главное – традицию благочестия.

Сегодня нам очень полезно взглянуть на такие народы, на таких христиан, и мы можем многому у них научиться. Я не думаю, что для эфиопов тезис «сегодня согрешу, а завтра покаюсь» актуален. Все-таки у них более глубокий взгляд на христианскую жизнь.

– Скажите, а видели ли Вы, как христианская вера непосредственным образом влияет на их жизнь, решения, поступки?

– Это проявляется на разных уровнях, в том числе и на общенародном, хотя в Эфиопии живут не только христиане. Там очень много мусульман, встречаются и последователи разных западных течений, и атеисты, но все-таки большинство – традиционные христиане.

На общенациональном уровне это проявляется, в частности, в том, что в Эфиопии очень строго защищаются традиционные, привычные для нас нравственные ценности. Там не искажается понятие о семье, о браке, детей с ранних лет стараются воспитывать при храме – водят в воскресную школу, обучают основам веры. Я уже говорил, что детей там крестят до сорокового дня, и, конечно, крещение – это не просто ребенка приносят, окрестят и уносят. Детей стараются причащать и, как только они начинают что-то понимать, обучают  основам веры.

Вообще в Эфиопии сохранилось уникальное установление, институт, которого, наверное, больше нигде в мире нет (во всяком случае, я не встречал), – традиционная духовная школа. Из истории мы помним, что образование начиналось с монастырей. Чтению и письму учили в монастырях, и первую книжку напечатал дьякон Иван Федоров в монастыре.

Московский государственный университет и Московская духовная академия образовались из первого в России высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии. То есть образование было неразрывно связано с духовностью. Дети учились уму-разуму в школе при монастыре или в церковноприходской школе на приходе, причем читать они учились по Псалтири.

В Эфиопии эта система сохранилась до сих пор. Для Эфиопии массовое явление – огромное количество традиционных духовных школ. Эти школы устроены достаточно сложным образом. На первой ступени обучения детей учат азбуке, счету, учат читать Священное Писание, причем азбуке учат по Псалтири. Кстати, после двух лет обучения дети знают Псалтирь наизусть.

В этих традиционных духовных школах, как правило, обучаются дети из бедных семей, которые не могут поступить в светские школы, где обучение платное. Если ребенок продолжает обучение по духовной линии, в духовной школе он постигает литургику, Священное Писание.

А еще в традиционных эфиопских школах есть совершенно уникальный предмет – детей учат произносить проповедь с цитатами из Священного Писания, с отсылкой к святым отцам, к текущему моменту, причем эта проповедь должна произноситься в стихотворной форме.

Это уже высшая ступень образования в традиционных школах Эфиопии. Такого, пожалуй, больше нет нигде. И когда ты это видишь, понимаешь, что прадед Александра Сергеевича Пушкина Ганнибал могли произойти именно из Эфиопии, а не из какой-то другой африканской страны.

– Из страны древней культуры.

– Да, это действительно очень развитая древнейшая христианская цивилизация.

– Вопрос от телезрителя: «Скажите, как преодолевать искушения?»

– Как учил Господь, искушения преодолеваются постом и молитвой. Только пост должен быть настоящим; и молитва должна быть настоящей. Нужно следовать этому образцу, который дал нам Сам Господь.

– Еще один вопрос от телезрителя: «На нашем гербе изображен Георгий Победоносец, убивающий дракона. Есть иконы Георгия Победоносца с таким же изображением. Кто же этот дракон? Это какое-то пресмыкающееся или воплощенный дьявол?»

– В житии Георгия Победоносца говорится, что это было некое вполне конкретное существо, с которым боролся наш святой. Но, конечно, любое материализовавшееся зло олицетворяет и духовную бесовскую силу, поэтому для нас в житии Георгия Победоносца важно то, что силой Божией он преодолел злую силу.

Георгий Победоносец представляет собой образ христианина, христианского воина и христианского мученика. Кстати, этот образ близок христианам во всем мире. В какую страну ни приедешь – в Египет, Эфиопию, Ливан, Сирию, другие страны, Георгия Победоносца почитают одним из первых святых. И, что самое интересное, местные жители доказывают, что именно в их стране он жил и пострадал.

В Эфиопии об этом не говорят, но во многих ближневосточных странах, вплоть до Турции, тебе будут рассказывать, что именно здесь Георгий Победоносец пострадал. И в этом нет ничего зазорного. Наверное, это говорит о почтении и любви к этому святому местных христиан в их предании.

– Да. А если это предание появлялось в ближайшие века после кончины святого Георгия Победоносца, люди руководствовались желанием быть ближе к этому святому, поэтому его житие и страдания они переносили в свою страну. В Египте есть орудие страданий великомученика Георгия.

– Да. И его показывают, и даже не в одном месте.

– Скажите, что больше всего впечатлило Вас в Эфиопии исходя из Вашего личного опыта и восприятия?

– Прежде всего, конечно же, впечатляет вера людей. В наших передачах мы часто говорим, как трудно нам выкарабкиваться из десятилетий атеизма, насаждавшегося в нашей стране, как трудно восстанавливать живую традицию христианской жизни. В теории мы как бы уже многое знаем, наверное, знаем главное, и мы можем сидеть и рассказывать друг другу об этом, а в жизни очень трудно воплощать то, что мы знаем, чему учимся друг у друга, о чем читаем в книгах.

В Эфиопии тоже был большевистский, коммунистический период, но там он продолжался всего 17 лет. Кстати, их Патриарх очень любит это подчеркивать. Когда мы с ним общаемся, он с уважением говорит о Русской Православной Церкви, и он говорит: «У вас коммунистический период продолжался 70 лет, а у нас только 17, поэтому вы пострадали больше. И нас очень впечатляет размах возрождения, которое сейчас происходит у вас».

Нас же впечатляет, как люди, сохранив традицию духовной жизни, реализуют ее сегодня в своей повседневной жизни. Все это очень и очень интересно и поучительно. Мы уже привели какие-то примеры, но они только внешние. На самом деле все гораздо глубже, и эти примеры мы видим постоянно.

Если прийти в гости в какую-нибудь христианскую эфиопскую семью, то там можно увидеть, что в доме на почетном месте стоит Священное Писание, жития святых, другие книги; и очень много икон. И все это не просто стоит где-то в углу, а, если позволяет пространство дома, для них выделен особый молитвенный угол или даже молитвенная комната, в которой можно увидеть аналой. То есть люди читают утренние и вечерние молитвы и так далее. И впечатляет именно то, как люди в своей повседневной жизни постоянно реализуют предназначение христианина.

– Жалко, что мы можем судить о каких-то зримых вещах только по рассказам, потому что, как мне кажется, все самое настоящее раскрывается только в глазах человека. Но Вы ездите в Эфиопию от лица Русской Православной Церкви и действительно можете видеть и свидетельствовать о том, какая у них вера.

– Хочется рассказывать об этом, чтобы как можно больше людей об этом знали. Это полезный опыт, поэтому спасибо телеканалу «Союз» за такую возможность.

– Теперь перейдем к евангельским словам Спасителя, которые мы слышали сегодня в храме, в том числе и в контексте темы, о которой мы говорим. У апостола Иоанна мы читаем, что в беседе с учениками Спаситель сказал: пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне.

И здесь интересно, что, как и в другом месте, Спаситель говорит: по плодам их узнаете их. То есть учеников Спасителя можно узнать по их плодам. А как можно узнать по плодам учеников Спасителя в Эфиопской Православной Церкви?

– Мы сегодня никак не можем отойти от эфиопской темы, но, наверное, это и хорошо, потому что мы редко говорим об этом. Безусловно, ученики Христа и христиане познаются по плодам. Эти плоды нам известны, и в этом великий для нас урок. Можно сколько угодно кричать: «Я христианин», – и не приносить никакого плода и даже делать обратное тому, чего ждет от человека Господь.

И действительно, Господь ведь прямо сказал: если человек в союзе с Господом, если он, как привитая к древу лоза, то есть если он настоящий христианин, то он будет приносить плод. Потому что не лоза приносит плод, а корни древа, которые питают эту лозу, и не гроздь рождается сама по себе. Этот пример напоминает нам и о бесплодной смоковнице.

В ХХ веке был эфиопский патриарх, которого звали Текле Хайманот. Кстати, он посещал Россию, был у нас с визитом. Он был очень строгим аскетом, даже носил власяницу. Когда его избрали патриархом, взяли его из монашеской кельи, чуть ли не из пустыни, где он вел очень аскетичный образ жизни.

Эту власяницу из грубой верблюжьей шерсти, которую он носил всю свою жизнь, можно увидеть сегодня в одном из музеев в Аддис-Абебе. Когда мы были в этом музее, нам показывали: «Вот его одежда, митра, здесь его посох». И среди экспонатов мы увидели топор.

Мы спросили, что это за топор, и нам сказали, что патриарх Текле Хайманот любил выйти с этим топором на проповедь и, рассказывая о бесплодной смоковнице, иллюстрировать: «Видите, Господь сказал, что смоковница засохнет, и Он посек ее топориком. Всякое бесплодное дерево посекают таким топориком».

– А если никто из нас не принесет плода?

– Если ни у кого из нас не будет плода, то и нас посекут. Патриарх Текле Хайманот любил так все иллюстрировать. И, видимо, это настолько запало в душу, в память эфиопскому народу, что этот топорик даже поместили в музей, посвященный патриарху Текле Хайманоту. Вот такой очень интересный пример.

– Получается, что это касается и всех нас, что и нам нужно быть привитыми к источнику, к древу – к Спасителю, и тогда мы будем получать животворящую силу, которая будет давать нам жизнь.

– Безусловно. Мы не должны думать, что мы сами по себе что-то значим. Только с Господом, только будучи привитыми к Нему мы можем что-то значить. Но это более-менее понятно, об этом мы часто говорим. А вот вторая часть этой истории в том, что мы, будучи привитыми, обязаны давать добрый плод, и вот об этом мы забываем, по крайней мере, редко вспоминаем, а это две неразрывные вещи.

– То есть мы прививаемся к этой лозе Спасителя через таинства, и благодатная связь подается нам в Церкви через таинства. А она может прерваться, если мы не будем давать плода, Господь ее посечет?

– Да, конечно.

– Как же нам не стать образом бесплодной смоковницы, а использовать ту благодатную силу, которую дает нам Господь, и с ее помощью приносить плоды?

– Нужно понимать, что быть христианином – это не просто им называться и, приняв раз и навсегда правую веру, почивать на лаврах и ничего не делать. Нет, христианин должен всегда находиться в активном, деятельном состоянии. Это значит, что каждый день и час он должен делами доказывать это свое высокое звание и стремиться к тому, чтобы быть достойным этого звания.

Христианин – это не тот человек, который просто покрестился и потом приходит в храм раз в год на Пасху и всем говорит: «Я православный христианин». Да какой же ты православный, если ты ничего не делаешь по своей вере, если ты даже не хочешь изучать свою веру, не хочешь ее исповедовать словом и делом, воплощать в своей жизни, развивать себя по этой вере, не хочешь прививаться к этому стволу, к этой животворящей лозе? О чем тут можно говорить?

Поэтому наша вера – это не только вера слов, но и вера дел. Безусловно, в нашей вере очень важно слово, очень важно понимание истин веры, очень важна проповедь, но самая сильная проповедь связана именно с делами.

– И дальше мы читаем, что Господь говорит: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. То есть, если человек не приносит плода и не творит добрых дел, он как бы противится естественному состоянию человека совершать добрые дела, и получается, что это не просто его бездействие, а какое-то умышленное противление?

– Вы углубили мысль, которую мы до этого обсуждали. Конечно, я соглашусь с этим. Можно сказать и так, и это будет правильно: если христианин не дает доброго плода и не стремится к этому, то это именно противление воле Божией.

– Продолжим разбирать эти строки. Какое великое обещание дает Господь тем, кто будет совершать добрые дела! Он говорит: если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Это действительно великая награда – просите, о чем хотите, и все вам будет.

– По-моему, это удивительно, чудесно, прекрасно. Видите, какая у нас сильная, непреложная вера, какой неложный у нас Господь. Все, что Он говорит, правда, и даже слова про гору, которая по вере сдвинется с места. Одно это уже должно нас окрылять, наполнять силой, не давать нам унывать.

Нужно просить у Господа крепости духовной, просить того, чтобы мы были ближе к Нему, потому что Он к нам близок. Самое главное, что в этих словах есть одна тонкость. Казалось бы, можно просить Господа о чем попало – и Господь все будет нам давать. Нет, это немного не так, потому что Господь говорит о тех, кто действительно привился к Нему как к древу благодатному. И если мы пребываем во Христе, то и просьбы наши будут соответствующими.

Мы не будем просить о чем-то неважном, мы будем просить только о самом главном, и все эти просьбы сводятся к одному – к тому, чтобы быть с Богом, чтобы Господь был с нами и мы были с Ним. Все остальное уже второстепенно, это уже некие средства для достижения главной цели. Все, что не направлено на достижение этой цели, вообще не имеет значения.

– Интересно Господь говорит еще до этого: всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Получается, Он удаляет ветви, не приносящие плода, и снова встает вопрос по Эфиопской Церкви и в целом по Древневосточным Церквям.

Долгое время раскольники и еретики обвиняли эти Церкви в том, о чем Вы упоминали, – о неприятии Правил IV Вселенского Собора, которые сейчас приняты всей полнотой нашей Православной Церкви. А применимы ли к ним слова о том, что ветви, не приносящие плода, отсекаются от лозы?

– Это один из тех мотивов, которые побуждают нас поддерживать с этими Церквями диалог, поддерживать отношения с ними и надеяться на то, что когда-то будет развиваться и богословский диалог. Если бы они не приносили плода, если бы они были бесплодными ветвями, Господь бы их посек.

Совершенно очевидно, что эти Церкви не выстояли бы две тысячи лет, если бы в течение всех этих веков, да еще в таких сложных исторических обстоятельствах, когда они постоянно угнетались, подвергались гонениям, они упорно шли бы против воли Божией, будучи какими-то нечестивыми. В это сложно поверить.

Это один из серьезных мотивов, который говорит нам о том, что все не так просто. Все-таки это христиане, которые сохранили древнюю традицию, и если у них и есть ошибки в терминологии, и даже богословской, то они наверняка связаны с тем, что у них не было каких-то объективных возможностей оттачивать эту терминологию путем тех инструментов, которые были у нас. Это греческая философия, большой накопленный веками опыт в выстраивании богословско-философского дискурса и так далее.

А может быть, и еще иначе обстоит там дело. На самом деле наш богословский диалог пришел сегодня к тому, что представители этих Церквей признали Халкидонский орос, то есть они признали Правила IV Вселенского Собора, являющиеся самыми важными в христологии, о соединении природ во Христе: Христос был совершенным Богом и совершенным Человеком, и две природы Христа – Божественная и человеческая – соединялись во Христе неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Это важнейшая формула, которую должен знать каждый православный христианин. Мы можем много рассуждать, кто православный, а кто нет, но для начала нам всем нужно усвоить эту простую и важную формулу. Может быть, дальше идти и не нужно, но это нужно знать – как соединяются природы во Христе: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Это то, с чем согласны древние Восточные Церкви, в том числе и Эфиопская.

А какие еще есть у нас различия? Понятно, что есть различия литургические. Мы знаем, что даже среди Православных Церквей их очень много. Какие еще тонкости нас разделяют – на этот вопрос сегодня никто не ответит, но эти ответы нужно давать. Это задача богословов и тех людей, кто сегодня развивает межцерковные отношения. Наверное, это и моя задача – больше трудиться в этом направлении.

Очень важно констатировать, и, наверное, мы можем сказать совершенно точно, что, глядя на духовную жизнь восточных христиан, мы не можем сказать, что это какие-то злочестивые антихристы, еретики, люди, восстающие против Бога, насаждающие какую-то злую ересь. И уж, конечно же, никакие они не монофизиты, какими привыкли их считать в прежние годы, может быть, до конца не разобравшись.

Я бы даже сказал, что нельзя ставить на один уровень спорщиков V века, которые были против Халкидона, и представителей древних Восточных Церквей. Эта история очень сложная, но разбираться в ней, безусловно, нужно, потому что нам нужны ответы на эти вопросы.

– В дополнение только скажу, что нам очень важно осознавать, что Иисус Христос – это совершенный, полноценный Бог и совершенный и полноценный Человек. И очень важно, что Он такой же человек, как и мы.

– Да, это очень важно. А тогда вокруг этого разразились споры. Кого-то не устраивала такая формулировка, потому что в совсем недавнем прошлом отгремело несторианство, которое утверждало, что Иисус Христос был только Человеком и не был Богом. Возражая против этого, некоторые доходили до утверждений, что Он был Богом, а человечество Его умалялось. Нет, Иисус Христос был совершенным Богом и совершенным Человеком. Это православное исповедание сегодня мы слышим и от коптов, и от эфиопов, и от представителей других древних Восточных Церквей.

– Добавлю еще, что были и другие ереси – арианство и еще более раннее манихейство, и все они погибли. Сейчас мы не сможем найти представителей этих ересей, то есть эта ветвь была отсечена от лозы, брошена в огонь и сгорела.

– Да, именно так.

– Отец Стефан, благодарю Вас за беседу. В заключение прошу слов напутствия для наших телезрителей.

– Дорогие телезрители, надеюсь, что вам было интересно. Сегодня тема нашей беседы была у нас не совсем обычной, но дай Бог, чтобы этот разговор был полезен всем нам и чтобы мы что-то из него для себя почерпнули.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать