Беседы с батюшкой. Иеромонах Стефан (Игумнов). 26 декабря 2023

26 декабря 2023 г.

В студии иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям.

– Скоро Новый год, в связи с этим один из самых актуальных вопросов: «Как по-христиански правильно встретить этот праздник?» Идет Рождественский пост, осталась последняя неделя, то есть время самого строгого поста, самого внимательного отношения к встрече Рождества. Но многие отмечают Новый год, на работе проходят всякие корпоративы, это подарки, ожидание праздника. Как это сочетать с верой?  

– Многим хочется отметить Новый год, и батюшкам приходится отвечать на такие вопросы. День, когда наступает новый год, христианин должен проводить так же, как и все прочие дни своей жизни: молитвенно и стараясь совершать добрые дела. Применительно к этому дню мы можем сказать, что молиться у нас есть очень много возможностей, сейчас внедряется и распространяется хорошая практика: во многих приходских храмах, тем более в монастырях, в новогоднюю ночь совершаются ночные службы.

Особенно в более мелких населенных пунктах в разных регионах России (в Москве сложно провести такие аналогии), говорят, даже меняется статистика. Когда стали проводить ночные службы в новогоднюю ночь, изменилась статистика по преступлениям,  жертвам, по трагедиям, совершенным в это время. Не секрет, работники скорой помощи и больниц очень хорошо знают, что новогодняя ночь и некоторые другие праздничные даты, выходные дни – это очень напряженное для них время. На самом деле совершается очень много трагедий. Люди празднуют не всегда обдуманно.

Там, где совершаются ночные службы, отмечается снижение этой статистики. Есть такие факты. Конечно, это передается только из уст в уста между верующими, от духовенства к духовенству. Наверное, официально такая статистика не ведется, хотя можно этим заняться и действительно проследить такие аналогии. Это один момент. Сейчас даже есть возможность встретить новогоднюю ночь буквально в храме. И это, наверное, оптимальный способ приступить к началу нового года, если мы действительно отдаем этой дате такую дань.

В истории было много разных способов праздновать Новый год: и 1 сентября, и в другие даты, и новый стиль, и старый стиль. Дата сдвигалась, летоисчисление велось от разных событий. Но если мы говорим, что это событие важно для нас, что это какая-то смена вех; значит, мы придаем этому значение. Наверно, лучший способ обозначить это значение и действительно придать важность этому дню – просто быть на ночной службе в храме. Конечно, всех призвать к этому сложно, да и, собственно, в церковном уставе ничего не сказано о том, что в новогоднюю ночь все должны быть в храме. Это, скорее, проявление доброй воли и желания человека.

Но кто хочет, может помолиться и дома. Наверно, это тот минимум, который необходим каждому из нас. Перед тем как начать новогоднюю трапезу, не забыть помолиться. Помолиться как-то сугубо всем вместе, когда собрались всей семьей перед новогодним столом, – это наша святая обязанность. Уж как минимум. Нам никто не мешает молиться и делать добрые дела, в том числе и отмечая новогодний праздник.

И, наверное, самое доброе дело, которое мы можем сделать в эти дни, это уделить внимание нашим близким. Есть такая традиция, когда семьи собираются вместе в новогоднюю ночь. Это хорошо. По крайней мере, это можно обратить в некое благо и действительно уделить внимание близким, использовать это время для общения, а не для того, чтобы просто смотреть телевизор. Но, к сожалению, очень часто происходит именно так. Люди включают телевизор и не общаются друг с другом, а просто смотрят его. А там показывают совсем не то, что хотелось бы христианину. Лучше пообщаться друг с другом, сказать добрые слова.

Господь всегда пытается обустроить вот такие благие моменты в нашей жизни. На Новый год всегда каникулы. У студентов, детей, которые учатся где-то далеко, есть возможность приехать к родителям, бабушкам, дедушкам. В этот день бывают отпуска, выходные дни. Всегда есть возможность близким встретиться и помолиться, пообщаться. Надо использовать эту возможность. Разве это плохо?

Конечно, нужно помнить о том, что продолжается Рождественский пост, и он вступает в очень важную фазу, поэтому к трапезе тоже нужно отнестись с вниманием, нисходя к немощи ближних, никого не понуждая и не заставляя поститься, если кто-то далек от Церкви, но и не подавая дурного примера. Опять же мы это знаем: не быть фарисеем, но и не обманывать себя, не утешать, что, дескать, это не так важно.  

Самое главное – пообщаться и проявить любовь к ближним в новогоднюю ночь, перед ней и в последующие праздничные дни, не забывая о молитве.

А вот что будет плохо и чего точно не стоит делать в новогоднюю ночь, это предаваться каким-то развлечениям, которые не связаны с вышеперечисленным. Например, идти в какие-нибудь клубы и места подобного времяпрепровождения. Но, наверное, это уже то, что христианину не совсем подобает.

Да, можно встретить этот праздник, собравшись семьей в каком-то кафе или такого рода месте, где все пристойно и прилично. Не значит, что обязательно все должно происходить дома. Но новогодняя ночь не повод просто куда-то уйти и предаваться такого рода утехам. И если мы говорим о Новом годе как о какой-то вехе, то какой смысл в том, что мы встречаем такое важное для нас событие, просто идя в какое-то увеселительное место, предаваясь тем утехам, которым привыкли предаваться и в другое время года? Здесь даже есть какое-то противоречие, нонсенс и нелепость.

Давайте постараемся учитывать все сложные моменты, которые связаны с празднованием Нового года. Действительно, так получилось, что мы свято сохраняем наш церковный календарь, и Рождество у нас по новому календарю выпадает на 7 января. Новый год же приведен в соответствие со светским календарным стилем, и возникает некая дилемма. Давайте разрешать ее в христианском мирном духе, в духе любви и с христианской мудростью, руководствуясь теми соображениями, которые мы сейчас обсудили.

Самое главное: мы не должны позволить этим сложностям, и никогда не позволим, побудить нас перевести наш церковный календарь на новые рельсы, перейти на новый стиль. Собственно, к этому нас и подталкивают год за годом такими искусительными проблемами. Проблема искусственная, ее нет, если мы не будем ее создавать. Но когда мы гипертрофируем эту проблему, как праздновать Новый год, то есть выдвигаем ее на какое-то переднее место, значит, мы очень близки к тому, чтобы поддаться на искушение тех, кто провоцирует нас перевести церковный календарь на новый стиль. Этого никогда не будет.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Дата Рождества Христова была вычислена монахом Дионисием Малым в 325 году. Его вычисления, конечно, вызывают большие сомнения, но вопрос в другом: почему апостолы никогда не праздновали Рождество Христа? Они-то точно знали дату, по крайней мере, могли спросить у Матери».

– У меня два вопроса к нашему зрителю: во-первых, откуда он знает, что апостолы не праздновали? во-вторых, откуда такая уверенность, что они точно знали дату Рождества? Ведь мы знаем, насколько таинственным было само событие Рождества, хотя потом пришли волхвы, им это было открыто и так далее. Не совсем понятно, что все-таки имеет в виду наш телезритель.

– Замечу, что волхвы пришли только через два года после рождения Христа, потому что там поубивали всех младенцев, кто был младше двух лет. То есть это ориентировочный возраст Спасителя.

– Да, вообще очень многие события в жизни Христа, как мы знаем, до определенного момента были прикровенны. Один из таких моментов связан как раз с установлением и вычислением даты, когда действительно произошло Рождество. Это очень показательно. Возможно, апостолы и не знали точной даты Рождества Христова, потому что это не было им открыто, как и многие другие вещи, до той поры, пока не была создана Церковь. Мы знаем, что потом были Вселенские, Поместные Соборы, и именно там обсуждались календарные вопросы, когда праздновать Пасху, когда праздновать Рождество. И Церковь, уже исполненная благодати Святого Духа после Пятидесятницы, решала все эти вопросы. Это уже было открыто верующим и всей Церкви на другом уровне тогда, когда это было нужно и стало возможным. И на самом деле это имеет еще много более глубоких значений, почему происходило именно так, почему Господь какие-то вещи открывал не сразу и очень разными путями.

– Телезритель упомянул Дионисия Малого, что составил летоисчисление от Рождества Христова, по которому мы сейчас живем и будем встречать 2024 год. Но действительно интересно, что Дионисий Малый, составляя это исчисление по предварительным данным, ошибся года на четыре, то есть получается парадокс, что Иисус родился за четыре года до Рождества Христова. Должен ли этот факт вызывать у нас какое-то сомнение ко всей истории Рождества? Мы встречаем 2024 год, а не 2028 год, но в христианской традиции говорим «от Рождества Христова».

– История Церкви дает такой простор для ученых и исследователей, возможно обилие версий, гипотез… Господь изначально так создал Церковь и история христианства начиналась таким образом, что очень многие вещи были прикровенны и открывались не сразу. Поэтому кому-то показалось так, кому-то по-другому, кто-то вычислил одним способом, кто-то потом пересчитал, увидел что-то другое, но самое главное не это. Мы же понимаем, что в истории Церкви соединяются мистическая составляющая и конкретная практическая, реальная, связанная с хронологией и какими-то событиями, происходившими на земле. В этом смысле однозначно для нас важно то, как говорит сама Церковь и о своем создании, и о Пришествии в мир Христа, и о Его рождении, потому что все, что мы знаем об этом, знаем от Церкви. А то, что мы знаем от историков, – это какие-то две-три крупицы о том, что действительно Христос был, что было то-то, и это упоминается в каких-то хрониках. Но то, что мы знаем от Церкви, – это неисчерпаемый кладезь знаний, и само христианство, весь смысл нашей веры, смысл нашей духовной жизни, черпается от Церкви.

И если Церковь приняла определенную дату за дату празднования Рождества Христова, установила определенную периодичность, сказала, что вот сейчас такой-то год, приняла это и освятила своим авторитетом, то это и есть дата Рождества Христова. В конце концов, если уж на то пошло, событие рождения Христа в мир, Пришествие Сына Божия в мир вообще вечно, оно не от мира. Для нас это событие важно не потому, что оно произошло в какой-то определенный день, а потому, что оно произошло. И мы его празднуем тогда, когда благословила Церковь, а не потому, что с этим непосредственно связан тот или другой день.

Для нас сейчас освящен день, даже ночь, Рождества Христова – 7 января. И мы не знаем, в какой час родился Христос, не знаем, в какое время произошло Его Воскресение, но празднуем Пасху в определенное время. Мы и не должны знать об этом, но должны поступать так, как установила Церковь. Потому что она есть мерило истины, в этом вопросе в том числе.

– Это соответствует Вашей мысли о том, что Бог пожелал очень многое оставить прикровенным. И даже когда скифский монах решил, что определил год Рождества Христова, все равно нашлось еще несколько версий и мнений, что это может быть и не тот год. В результате мы так и не знаем, когда родился Христос.

– Мы знаем это, потому что об этом говорит Церковь. И этого вполне достаточно. Чем руководствовался тот или другой исследователь? Материальными источниками. Сегодня их такое количество, а завтра нашли еще источник. Это совершенно не повод для того, чтобы пересматривать основы нашей духовной жизни. И действительно, Вы правы, версий может быть огромное количество. И это интересно, когда находятся новые источники, когда какие-то исследователи выдвигают новые гипотезы, что могло было быть и по-другому. Но эти гипотезы имеют вес и силу только в сравнении с учением Церкви, с тем, что говорит Церковь сама о себе и о Христе, ее Основателе.

– В свете Нового года еще один важный вопрос: в Евангелии Господь много говорит о том, что не нужно заботиться о завтрашнем дне. Но праздник всегда побуждает нас не только запланировать какие-то вещи на грядущий год, но и обязательно подвести итоги уходящего. С христианской точки зрения правильно это или нет? Нужно ли подводить итоги прошедшего года и строить планы на грядущий год?

– Это хороший повод. Можно превратить праздник или другую дату в какую-то вакханалию, а можно извлечь из него пользу. Мы не празднуем так активно церковный год, и вообще немногие знают, когда он начинается, хотя его начало связано и со всеми двунадесятыми, и другими важными праздниками в христианской жизни. Церковный год начинается 1 сентября, но по нынешнему светскому календарю это 14 сентября.

Если мы отмечаем дату 1 января как веху, как некий переход из одного периода нашей жизни в другой, конечно, будет очень хорошо, если мы задумаемся о том, что сделали за прошедшие 365 дней и что собираемся сделать за следующие 12 месяцев. По крайней мере, у нас должен быть какой-то день для таких размышлений. Мы, безусловно, должны это делать с какой-то периодичностью. И чем чаще, тем лучше. Хороший повод.

– Вопрос от телезрительницы Людмилы из Томской области: «В Ветхом Завете Бог грозный, карает, наказывает. Иисус Христос пошел против Бога? Например, было сказано: око за око, зуб за зуб. А Иисус говорит: А Я говорю вам: любите врагов ваших. Как это понять? Христос пошел против воли Своего Отца? Мне это непонятно».

– Ветхий Завет был периодом предуготовления человечества к приходу Христа. И Бог тогда делал все для того, чтобы человечество не уничтожило само себя, а дождалось все-таки, когда Спаситель придет в мир.

Вот сейчас мы живем так: вся наша цивилизация как будто стремительно двигается к самоуничтожению. Все делается для того, чтобы человек уничтожал сам себя: и каждый человек в отдельности, и отдельные народы, и весь мир в целом. Примерно так же было и до Пришествия в мир Христа, только еще в большей степени. Всевозможные пороки процветали на земле: кровопролитие, жестокость. Это было совершенно обыденным делом и законом, по которому люди жили. И в условиях этого закона – око за око – была попытка Бога внести хоть какой-то порядок в мир, чтобы хотя бы за зло было воздаяние, поскольку Спаситель еще в мир не пришел, это был единственный способ утвердить в мире справедливость и вообще воспитать в душах людей какое-то понятие справедливости. Ну и сохранить само человечество: если бы зло распространялось совершенно безнаказанно, мир бы исчез, люди бы просто исчезли на земле очень быстро. Вот в этом была задача Ветхозаветного периода.

Когда пришел в мир Спаситель, Он это не отменил, а преобразил мир. Он самим Своим Пришествием и крестным подвигом принес нечто новое в мир, то, что позволило миру уже жить по другим законам. То есть кто-то продолжает жить по законам Ветхого Завета (око за око), кто-то продолжает стремительно двигаться к самоуничтожению – мы это видим, но есть и другой путь, который Господь открыл. Он уже принес Себя в жертву и открыл тем самым, что любовь выше мести, любовь выше справедливости. Как ветхозаветному человеку, который не видел висящего на Кресте Господа, Самого Бога, понять, что любовь выше справедливости? Наверное, невозможно. Справедливость – это око за око. А Господь показал пример любви.

Именно поэтому мы теперь можем понять превосходство новозаветного закона над ветхозаветным. Ветхозаветный никуда не ушел, к сожалению, и он не отменен, потому что соответствует падшей природе человека. Тот человек, который не хочет жить по законам Божественным, по законам благодати, вынужден жить по законам, которые действовали в Ветхом Завете. Они остались, Господь их не отменил. Это законы падшей нашей человеческой природы. А преодолеть это состояние способен каждый из нас по благодати Божией при собственном желании и при приложении воли. Поэтому мы можем жить в Ветхом Завете, а можем жить в Новом Завете с устремлением в жизнь вечную. Это выбор каждого из нас.

– Телезрительница привела цитату око за око и продолжение слов Спасителя: А Я говорю вам: любите врагов ваших. Но в другом месте Христос говорит (видимо, Ему задавали те же самые вопросы), что Он пришел не нарушить закон, но исполнить, тем самым показывая, что все установки Ветхого Завета действительно имеют место, но Он их наполняет новым смыслом, поэтому их не нарушает ни одна йота. Ни одна черта не прейдет закона, пока все не исполнится.

– Именно так. Слово «исполнить» в данном случае означает «наполнить», «совершить в полноте». Справедливость хорошо, но любовь – еще лучше, это полнее. Да, Господь справедлив, и если мы совершаем грех, мы наказываем себя сами через совершение греха, и Господь должен нас тоже наказать. Но любовь выше – Господь хочет нас простить. Он ждет, чтобы мы хоть что-то сделали для того, чтобы это прощение заслужить. Конечно, это исполнение ветхозаветного закона, безусловно.

– Вот что интересно. Несмотря на то что Христос предлагает нам, Его ученикам, любить врагов, Он не гарантирует, что враги полюбят в ответ нас.

– Абсолютно.

– Свидетельство этому многочисленные гонения на христиан по всему миру, продолжающиеся до сих пор. Чего же ждет от нас Господь? Чего же Он от нас хочет (то есть насколько это сложно)? Он предлагает нам полюбить наших врагов, но при этом мы не защищены от их вражды.

– Да, в христианстве нет ничего устроенного по принципам: «что-то сделаю и что-то получу», «ты – мне, я – тебе». Такие принципы и рассуждения вообще не от христианства, не от Бога. Очень хороший пример Вы привели: даже до смерти, до крови, до любви к гонителям, мучителям... Да, Господь совершенно не гарантирует и не говорит: полюбите врагов – и они полюбят вас. Это даже немножко смешно услышать и подумать о такой возможности. Заповедь от Бога – любить. Любовь бескорыстна, любовь – это когда человек понимает, что это такое, что это выше всего.

Чем можно воздать за любовь? Ответной любовью. Но если ты ожидаешь воздаяния, это уже не любовь с твоей стороны, потому что любовь не ищет воздаяния, благодарности, не ждет никакой награды, кроме награды на небесах от Бога. Но когда мы говорим «награда от Господа», это тоже аллегория, это то слово, которое мы применяем, сообразуясь с нашим пониманием, с нашими немощами. Как еще нам объяснить, что Господь нас любит бескорыстно? Он не должен нас любить. За что нас любить? Но Он любит нас. Просто любит. И мы должны любить, хотя бы ориентируясь на этот образ любви. Как это нам объяснить? Вот нам и говорится, что награда будет на небесах. Мы понимаем, что это награда не в таком смысле, как мы привыкли это видеть здесь, на земле. Но какая может быть награда любящему, когда он придет в такое состояние или в такое место, в такое бытие, где все будет устроено по законам любви? Если это можно назвать словом «награда», то это то, к чему стремится любящее сердце. Человек, который любит, хочет, чтобы все вокруг любили. Он хочет, чтобы вокруг была только любовь. А это и есть Бог, к Которому он стремится, к Которому стремится христианин. Поэтому «ты – мне, я – тебе» – это не по-христиански. Это о другом.

– Христос предупреждал даже, что Его ученики будут преданы родственниками, родителями, друзьями и будут убиты. Каково это было услышать тогда (даже сейчас это тяжело услышать), что тебя предадут, убьют, а ты должен полюбить этих людей…

– У апостолов и у всех нас был и есть живой пример Христа, Который именно это исполнил. И исполнил в такой полноте (простите за тавтологию), что это превосходит всякую меру человеческого ума и сердца. И, наверное, как апостолам (мы тоже об этом сегодня говорили), им постепенно что-то открывалось. Наверное, в жизни каждого христианина происходит так же. Они видели, имели Его рядом с собой, что-то понимали, держались за полы Его одежды, ходили за Ним, понимали, что это нужно, но не могли до конца понять, до самой Голгофы. Мы помним эти примеры и Петра, очень много других евангельских событий, когда апостолы не могли до конца понять, Кто же все-таки с ними, но понимали, что надо за Него держаться. Вот так и мы в нашей духовной жизни стараемся держаться Христа, Церкви, но надо понять (и у нас есть пути для этого, для расширения этого понимания) все-таки, в Кого мы верим и где находимся, говоря о Церкви. Это очень важно. Нужно двигаться этим путем.

– Вы сказали сегодня, что любовь выше справедливости. То есть в нашем человеческом обществе мы тоже стремимся к тому, чтобы справедливость существовала, но чтобы она, можно так сказать, была приведена в свою высшую степень. А высшая степень справедливости, получается, и есть любовь?

– К сожалению, так получается, что наша общественная жизнь, государства, которые существуют на земле, и законы мирские и светские все-таки устроены больше по принципу справедливости, воздаяния за совершенное зло, воздаяния каким-то наказанием. Наверное, это необходимо, потому что человечество еще не пришло целиком и полностью в состояние любви всех и каждого друг к другу (что на самом деле на земле и невозможно, возможно только в Царствии Небесном). Конечно, человечество нуждается в таких законах. И светские законы очень близки к законам ветхозаветным. И это, наверное, правильно. То есть должны быть такие ограничители. В этом и функция государства, и всех общественных институтов – чтобы человек понимал, что живет не один на этой земле, что если он не понимает того, что ему говорит Господь, по крайней мере, языком законов понять волей или неволей будет должен.

Господь говорит: «Не укради». Говорит по любви, как отец: не надо красть, тебе плохо будет. Не потому, что тебя в тюрьму посадят, а по другим причинам. Ты душу свою убьешь этим. Человек не понимает, идет и крадет. В итоге он по закону попадает в тюрьму. Немножечко это в каких-то рамках все-таки держит наше общество. Это, к сожалению, необходимо, поскольку в таком состоянии мы живем, и это созвучно ветхозаветным законам.

Есть и другая часть, другая составляющая нашей жизни. Это то, что связано с Церковью, с нашей христианской верой. И мы, каждый оставаясь гражданином государства того или иного, живя по законам светским, учитывая эти законы в нашей жизни, безусловно, понимаем, что у нас как у христиан есть и другие законы, которые гораздо выше. И если мы не крадем или не убиваем, я надеюсь, мы это делаем не потому, что боимся попасть в тюрьму, а потому, что Господь нам сказал, что так делать не нужно. Кроме этого, Он нам сказал многое другое, что делать не нужно или нужно, о чем светские законы уже не говорят. Никаким светским законам, юридическим актам невозможно побудить человека любить или творить добрые дела.

Да, бывают разные налоговые льготы тем, кто занимается благотворительностью. Когда у человека есть деньги, когда у организации есть возможности, если они будут творить благие дела, у них будут налоговые льготы. Но будут они это делать или нет, это решение этой организации или человека. А если у человека нет больших возможностей и его добрые дела не связаны с налогами и льготами или с какой-то выгодой, которую он так или иначе получит, это все уже не из сферы светских законов. Мы должны быть счастливы как христиане, когда думаем, что у нас есть и другие законы, по которым мы живем, которые нас возвышают над серой будничной реальностью, той реальностью, где один год сменяет другой, где смена этих вех, смена декабря январем – повод, чтобы нарезать много салатов, сварить какую-то вкусную еду, собраться, посмотреть телевизор. Немножко это все грустно и уныло. Если это единственное, что нас радует, то грустно от этого. А если нас радует, что в это время у нас есть повод собраться семьей, с близкими, с друзьями, пригласить тех, кто давно у нас не был в гостях, это будет хороший повод с ними возобновить общение, может быть, даже какие-то обиды взаимные простить, а еще и помолиться, и проанализировать,  что мы сделали, и задуматься о том, что мы сделаем в будущем году,  то как-то становится все глубже, осмысленнее, веселее, теплее на душе. А все потому, что у нас есть законы, которые выше других, что человечество знало до Пришествия в мир Христа. Вот Рождество нам об этом напоминает.

– И Новый год, и Рождество – это такие праздники, которые дают очень хороший повод не только помириться или напомнить о себе. Я хотел как раз сказать именно про «помириться», потому что не только можно напомнить о себе или с кем-то снова возобновить отношения, но это же и возможность примириться с тем, с кем успел разругаться за прошедший год или за прошедшие несколько лет. В этом плане интересно, что праздник Рождества Христова, поздравление с этим праздником наиболее подходят для воцерковленных близких. А поздравление с Новым годом примерно так же влияет на светских людей.

– Что-то есть в этой логике, конечно. Мы не должны забывать, что, к сожалению, есть очень много людей и в нашем обществе, в России, которые еще не открыли для себя путь к Богу, многие наши соотечественники или на пути к Богу, или даже еще не встали на него. Это совершенно не повод для того, чтобы избегать общения с ними; более того, очень часто бывает так (особенно если речь идет о наших близких), что и наша вина есть в том, ведь мы не смогли им показать глубину и радость, желанность нашей христианской веры. Что-то мы сами, идя путем такого воцерковления, делали неправильно, поэтому с максимальной любовью, пониманием, заботой мы должны относиться к близким нашим и дальним, для которых не совсем понятно церковное осмысление действительности и происходящего в нашей жизни, а очень дорог праздник Новый год. Давайте обращать это ко благу. Мы будем молиться.

У нас есть эта возможность – помолиться, употребить все силы для того, чтобы молитвенно провести это время, уделить время нашим близким и постараться сделать так, чтобы для них праздник не превратился в какое-то очередное бессмысленное застолье, а все-таки в этом был найден какой-то смысл. То, о чем Вы сегодня, Александр, говорили: задуматься об итогах, подумать о будущем и так далее. Это все то, что подходит как раз к данной ситуации. И за праздничным столом мы ведь можем хотя бы малое сделать – разговор, который будет возникать, склонять в благопристойное русло. Не обсуждать внешний вид поп-звезд, которые будут на экране появляться, и все время посвящать этому, а немножечко стараться отвлекать разговор на другие темы, хотя бы интересоваться тем, что у человека произошло в жизни за то время, пока ты его не видел. А поводы будут, можно будет спросить. Человеку приятно, когда ты его спросишь, что у него происходит в жизни. Если об этом поговорить в новогоднюю ночь, то уже будет полезно и для нас самих в том числе.

Можно обсудить и предстоящий праздник Рождества Христова.

– Можно и к этому подойти.

– Как его встретить, провести и как можно помочь ближним.

Вопрос от телезрителя: «Господь говорит: если тебя ударили по левой щеке, подставь правую щеку. Но это если касается меня. А если это касается моей семьи или моих друзей, которых обидели, то я должен здесь встать на защиту, я так понимаю? Объясните, пожалуйста».

– Вообще заповеди Божии относятся к каждому из нас персонально. Мы можем заблудиться, если будем придавать заповедям коллективный характер. Да, есть определенные моменты, когда какие-то вещи касаются даже целых народов, но это очень редко и по особым случаям. Когда Господь ждет от нас прощения обид, наносимых нам, Он говорит о нашей личности, о нас лично. Человек может простить только сам. Не бывает какого-то коллективного прощения. Прощаю я, может простить мой брат, может простить другой человек, но если не простил я, никакого прощения нет. И коллективно это как-то сложно себе представить.

Эта заповедь именно об этом. Она не о всепрощении какого-то зла, она вообще к этому не относится, это сугубо относится к личности. Когда мне нанесли обиду, я не должен отвечать злом за зло, а должен это сгладить и постараться простить нанесенную мне обиду, лично мне, моему эго, моей гордыне. Вот об этом эта заповедь. Когда коснулись моей гордыни, я не должен пестовать свою гордость в ответ, мстить и так далее. Эта заповедь не о том, что кто-то напал на твою семью или на твою страну. В этих случаях применима заповедь, что ты душу должен свою отдать за ближних своих. Это совершенно другое. Заповедь о щеке конкретно о каждом из нас.

– Когда мы находимся друг напротив друга, то по правой щеке можно ударить только этой стороной ладони, и это удар наотмашь, а не удар кулаком в лицо. Это именно удар оскорбления.

– Это удар оскорбления. Это, скажем так, удар по нашей гордыне. Когда тебя хотят унизить, оскорбить, затрагивается твоя честь. Это конкретно про гордость и тщеславие и про нашу спесь, когда она затрагивается и мы всячески стремимся ответить. Мы этого делать не должны.

– Да, потому что любовь не превозносится, не гордится...

– Да, это совсем не о том, что если тебя будут бить, ты должен стоять и не отвечать. Это заповедь о нашей гордости, о том, как ее пресекать, в том числе в разных проявлениях отношений с людьми.

Для людей, которые еще не начали жить по христианским законам, оскорбление это одна из базовых вещей (такая установка: унизить другого человека). И когда ты оказываешься на месте того человека, за счет которого пытаются себя возвеличить, как на это отреагировать правильно? Мы говорим сегодня о любви… И думать о любви нам нужно, но как ее воплотить в жизнь в конкретной ситуации, когда тебя публично, например (потому что это наиболее больно), пытаются унизить?

– Не знаю, как у Вас, но у меня всегда возникает ощущение, что человек, который пытается унизить другого, имеет жалкий, ничтожный вид, он уничижает себя тем самым. А ведь Христос не просто эту заповедь нам оставил, чтобы мы какой-то ущерб понесли или выглядели какими-то ничтожными. Наоборот, исполнение этой заповеди возвеличивает. Это благородство, проявление благородства. Что может быть более уважаемо в обществе, даже живущем по светским законам, чем благородство? Всегда все говорят: вот благородный человек. Чем он благородный? Да тем, что он выше этих ничтожных проявлений каких-то человеческих дрязг. Мне кажется, человек, стремящийся унизить другого, выглядит очень ничтожно, низко, жалко. И представьте, Господь нас предостерегает от того, чтобы в ответ не выглядеть так же. Если мы ответим тем же самым, мы будем тоже ничтожны, жалки и просто несимпатичны. И, наоборот, когда мы проявим благородство в ответ, это будет очень высоко, это будет духовно; в конце концов, будет по-человечески.

– Полностью с Вами согласен. Действительно, в такой ситуации попробовать себя внутри переломить, переломить свою гордость и ответить любовью – это мало того что исполнение христианской заповеди, так еще и действительно мощный психологический удар в ответ.

– Если хотите, и так можно рассматривать эти ситуации. Ни одна заповедь Господа, ни одно Его установление, ни один путь, который Он нам указывает в нашей жизни, не связан с тем, чтобы нас уничижить или подвести к какому-то жалкому состоянию. Наоборот, если бы мы следовали тем путем, который Господь нам дает, мы бы просто были похожи на святых. А великие святые, их жизнь, их образ – это великое, светлое, благородное, прекрасное, сильное. Что может быть сильнее, чем облик святого и его подвиг, его жизнь?! К этому нас ведет Господь. Просто если кто-то усматривает силу в унижении другого, кроме жалости к такому человеку что можно испытывать? Просто человек живет в плену какого-то обмана, самообмана. Как можно самоутвердиться за счет унижения другого, мне непонятно.

– Отец Стефан, в заключение прошу Вас подвести итоги нашего разговора, что-то пожелать нашим телезрителям.

– Мне очень хочется пожелать нашим телезрителям дождаться и достойно встретить праздник Рождества Христова. Я хочу всех поздравить с наступающим праздником Рождества, поблагодарить Вас, Александр, телеканал «Союз» за то, что у меня есть такая возможность. Не так много дней осталось у нас до светлого праздника. Конечно, надо стараться подготовиться к нему. Всех поздравляю с наступающим Новым годом, который дает нам повод о чем-то задуматься, что-то осмыслить. Не нужно использовать это как повод для того, чтобы искать противоречия или как-то сталкивать наше церковное мировоззрение со светским – у них ничего общего нет. Это параллельные миры, скажем так. Мы – граждане мира, и мы – граждане Церкви. Поэтому нужно во всем искать благое, в любой ситуации оставаться христианами, в том числе и в новогоднюю ночь, и накануне этой ночи; и использовать любой повод во благо. Вот этого всем нам желаю и всех поздравляю с грядущими праздниками.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать