Беседы с батюшкой. Екатеринбургская духовная семинария. Протоиерей Петр Мангилев

19 октября 2022 г.

Сегодня у нас в гостях проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии протоиерей Петр Мангилев.

– Предлагаю поговорить о научной и учебной составляющих духовного образования и о нашей Екатеринбургской духовной семинарии. В 2022 году семинария получила государственную аккредитацию. Значит ли это, что учебный план семинарии кардинально изменился в связи с государственными требованиями? Или это не так?

– Аккредитация была получена, до этого была получена лицензия. Учебный план, по которому получалась аккредитация, оставался таким, каким был на протяжении длительного времени.

Надо сказать, что семинария существует уже двадцать восемь лет. Занятия в духовной школе начались примерно в это время двадцать восемь лет назад. Мы начали уже двадцать девятый учебный год. Примерное содержание богословского образования одно и то же. Конечно, есть какие-то подвижки, время диктует свое, вводятся новые дисциплины или в преподаваемых дисциплинах делаются акценты сообразно тем обстоятельствам, с которыми приходится сталкиваться. Например, принимаются новые церковные документы, которые обязательны для изучения. И так далее. Но структура учебного плана остается прежней, и она близка в общих чертах к той структуре учебного плана, что была и в дореволюционной духовной школе. Потому что круг дисциплин, которые должны изучаться, примерно одинаков.

Еще добавлю: кроме того, что мы получили аккредитацию бакалавриата, в этом году получили еще и лицензию на образовательную деятельность по программе магистратуры, которая открыта при духовной семинарии. И теперь мы уже работаем по государственной программе.

– Иногда люди удивляются тому, что в Церкви есть бакалавриат, магистратура. Откуда такое удивление? От невежества?

– Я бы не сказал, что от невежества. Это от незнания специфики духовного образования. Ведь духовная школа существует в том обществе, в котором мы живем, и духовное образование должно быть соотносимо по каким-то формальным критериям с тем образованием, что получают в обществе. Дореволюционная школа была примерно такой же. Дореволюционная семинария была средней школой, но эта средняя школа по многим показателям была соотносима с другими средними учебными заведениями. Там изучались те дисциплины, которые изучались в других средних учебных заведениях. В какой-то момент выпускники семинарии получили право поступления в университеты, поскольку образование, которое они получали, позволяло им поступать на светские специальности.

Духовная академия была соотносима с высшими гуманитарными учебными заведениями,  тогда существовавшими. Такие дисциплины, как церковное право, история Церкви, преподавались в светских учебных заведениях на профильных факультетах. Например, на историко-филологических факультетах была история Церкви, на юридических факультетах – церковное право. Знание церковного права было необходимо юристам, практиковавшим в Российской империи, потому что часть жизни регламентировалась именно церковным правом. Допустим, семейное право относилось к этой области. Знание этих дисциплин было важно.

Тогда духовная школа и светская школа соотносились между собой. Еще раз повторюсь, возможность после духовной семинарии поступить в университет говорила о том, что семинария дает ту подготовку, которая позволяет продолжить обучение в светских высших учебных заведениях в том числе. Причем семинария была не только средней школой, но еще и профессиональной. То есть профессиональная подготовка священнослужителей была в этой школе, и общее образование было.

Поэтому мы тоже об общем образовании имеем заботу, и какие-то неизменные составляющие, которые есть в учебных планах светских учебных заведений, есть в учебном плане и духовных учебных заведений. Это важно в том числе вот по какой причине. Ведь образование создает язык, ту культурную среду, в которой живет человек. Люди, получившие одинаковое образование (в частности, какие-то общие гуманитарные, естественнонаучные составляющие), находясь в одном поле, могут на одном языке разговаривать и понимать друг друга. Если мы будем по-разному учить, читать разные литературные произведения и так далее, то возможность диалога будет затруднена. Но это не значит, что нет специфики, которая изучается, просто есть некоторые общие моменты,  важные для того, чтобы люди элементарно могли разговаривать, понимая, о чем говорит собеседник. Мы должны учить в одних и тех же парадигмах, что касается общекультурного контекста. Это важно.

– Про уникальность учебного плана семинарии мы скажем чуть позже, хотелось бы завершить мысль об аккредитации. То есть с получением аккредитации особо ничего в учебных планах не изменилось...

– Смысл и значение аккредитации как раз в том, что мы, преподавая по направлению «теология», выполняем те требования, которые предъявляются государственным стандартом, и государство этой аккредитацией подтверждает качество знаний, получаемых в Екатеринбургской духовной семинарии, давая право выдавать диплом государственного образца.

Теоретически для того, чтобы вести образовательную деятельность, мы должны иметь лицензию. Для получения лицензии мы должны обеспечить наличие условий, это преподавательский состав, библиотека и так далее. Внешние условия мы обеспечили, студентов набрали. Но качественно мы их подготовили или нет – это уже другой вопрос. И аккредитация является свидетельством того, что мы не только создали условия, но этими условиями смогли продуктивно воспользоваться. То есть созданные условия работают на то, чтобы формировать выпускника с тем уровнем знаний, которого требует стандарт. Вот этот момент и подтверждает аккредитация. Государство, аккредитовывая учебное заведение, дает право выдавать диплом государственного образца, то есть диплом о высшем образовании, признающийся другими учебными заведениями.

– Теперь давайте поближе познакомимся с учебным планом. На что в нем делаются акценты? Какие предметы превалируют, а какие являются прикладными?

– Если учебный план составлен, то все предметы имеют ту или иную важность для формирования специалиста. Здесь можно вспомнить дореволюционную (дореформенную) школу начала XIX века, когда дисциплины делились на важные и не очень важные, ординарные и экстраординарные. Первые (важные) читались до обеда, а вторые – после обеда. Вот такое было распределение.

Сейчас такой дискриминации в отношении дисциплин нет, хотя есть дисциплины, без которых не представить духовное образование. Какие это дисциплины? Это Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Эти дисциплины изучаются на протяжении всего периода обучения в духовной школе, на каждом курсе (даже на подготовительном курсе, для тех, кто не готов поступить сразу, мы предоставляем такую возможность). Священнослужителю необходимо знать вероучение Православной Церкви, причем не только в каких-то основах (потому что каждый верующий должен знать основы вероучения Православной Церкви), но хорошо и глубоко, чтобы и самому не погрешать в вопросах вероучения, и уметь другого научить. Поэтому богословские дисциплины занимают большое место в учебном плане духовной школы.

Мы выделяем несколько дисциплин по богословию. Начинается все с основного богословия. Основное богословие – это, так скажем, приготовительное богословие, когда говорится о бытии Божием, о том, как мы можем из наблюдения окружающего мира понять и узнать о Боге. Далее идет догматическое богословие – один из главных, стержневых предметов духовной школы, в рамках которого говорится о вероучении и основных догматах Православной Церкви. Есть еще нравственное богословие (учение о нравственности в православном понимании), пастырское богословие (дисциплина, которая говорит о пастырском служении и осмысливает его с точки зрения богословия).

Далее есть большой блок практических дисциплин. Это литургика и смежные с ней науки. Литургика – наука о богослужении. Поскольку духовная семинария есть пастырская школа и мы готовим к пастырскому служению, то выпускник духовной школы должен уметь совершать богослужение и не просто овладеть набором техник совершения богослужения. Ведь богослужение – это не набор непонятных ритуалов, которые нужно исполнить в определенной последовательности. Богослужение несет в себе глубокие богословские смыслы, и, конечно, священнослужитель должен понимать, какие смыслы стоят за теми или иными действиями. Поэтому исторической литургике и литургическому богословию уделяется достаточно большое внимание. И самому порядку действий при совершении богослужения тоже уделено место.

Из практических дисциплин можно отметить церковное право и смежные дисциплины, которые предполагают, например, организацию приходской жизни на современном этапе. Священнослужители должны знать законодательство Российской Федерации, чтобы действовать в рамках закона. Потому что жизнь религиозных организаций регламентируется законодательством Российской Федерации, знать закон необходимо.

Изучаются филологические дисциплины. Ведь пастырь говорит с амвона, соответственно, должен говорить грамотно, правильно и должен понимать, что он говорит. Этому учат богословские дисциплины, Священное Писание. Пастырь должен нести слово веры, а для этого нужно дать слову надлежащую форму. Поэтому стилистика, риторика, гомилетика (наука о проповеди) есть в учебном плане.

Изучаются языки, как древние, так и новые. Древние языки необходимы при изучении богословия, патрологии (дисциплина, изучающая святоотеческое наследие), чтобы глубже понимать смыслы тех или иных текстов Священного Писания. Церковное пение из практических дисциплин тоже нужно назвать.

Большой блок исторических дисциплин. История Россия предусмотрена учебными планами всех учебных заведений. Знаю, что с 2023 года (постановление вышло буквально на днях) преподавание курса истории России будет расширено во всех высших учебных заведениях, в том числе и богословских учебных заведениях. Исторические науки, знание истории Отечества признаны важными в формировании мировоззрения человека. Кроме отечественной истории у нас преподается еще и история Церкви, которая делится на несколько подразделений. Мы изучаем историю Древней христианской Церкви, историю Русской Православной Церкви, историю Поместных Православных Церквей. Церковно-исторические дисциплины читаются на каждом курсе. Наверное, я обрисовал весь учебный план.

Теперь поговорим о практиках, которые проходят студенты. В первую очередь это богослужебная практика, клиросное, пономарское послушания. Мы говорили о литургике, но ведь важна не только теория, но и непосредственное участие в богослужениях, где осваиваются практические навыки. Каждый студент должен пройти определенный порядок этих практик.

Есть педагогическая практика. Священник, выпускник духовной школы, придет на приход, где будет организовывать жизнь прихода, церковноприходскую, воскресную школу. Он должен понимать, как эта школа организуется, как преподавать богословские дисциплины детям. У нас есть специальный курс, посвященный этой дисциплине, и есть практика, которая предполагает отработку разных форм (начиная от организационных моментов и до ведения урока).

Поскольку у нас в семинарии бакалавриат, магистратура, бакалавры и магистры пишут выпускные квалификационные работы. Выпускные квалификационные работы тоже предполагают ряд приготовительных практик. В частности, это научно-исследовательская работа, которую студенты ведут (они работают в архивах, библиотеках, учатся работать с книгами, документами). Это тоже важная составляющая богословского образования как такового.

– И о факультативах расскажите.

– Факультативы связаны с разными аспектами. Во-первых, иногда преподаватель может предложить что-то, в чем он специалист. Поэтому в каждой семинарии может быть свой факультатив. Во-вторых, есть некоторая местная специфика, которую священнику нужно знать, и факультативы могут быть связаны именно с этой спецификой. Вот это наполнение тоже есть в учебном плане духовной школы.

– Вы уже сказали о том, что важными предметами в семинарии всегда были и есть догматическое богословие, литургика, Священное Писание Нового и Ветхого Заветов. В нашей семинарии читаются и дополнительные исторические дисциплины, кроме тех, которые Вы уже перечислили. Важно об этом сказать, потому что для нас это имеет особое значение. У нас и магистратура имеет исторический профиль. Давайте поговорим об истории Церкви как о богословской науке.

– Казалось бы, зачем столько истории Церкви и почему у нас церковно-исторический профиль магистратуры? Когда мы выбирали профиль, конечно, смотрели, что мы можем исходя из условий духовной школы и условий города осуществить на качественном уровне. Это один момент. И второй момент: поскольку я сам являюсь историком и для меня это родная наука, историческое образование я считаю важным в формировании семинариста.

История Церкви как наука, как дисциплина носит двоякий характер. С одной стороны, это историческая наука; с другой стороны, Церковь предполагает и некое богословское осмысление истории. Поэтому для семинариста, когда он изучает церковные исторические дисциплины, важно освоить не только набор фактов, которые были в истории Церкви, не только знать имена, даты, события, но и понимать смысл происходящего. Причем осмысливать это через призму Священного Писания. В преподавании церковно-исторических дисциплин в духовной школе важно никогда не забывать об этой богословской составляющей.

Важно понять, что в христианской Церкви, в христианском мировоззрении существует взгляд на историю, богословие истории. И отправной точкой исторического бытия, исторического мира является (если говорить о христианском богословии истории, опираясь на Священное Писание) грехопадение, потому что грехопадение полагает начало, бытие исторического мира. (Это третья глава Книги Бытия.) Изгнание Адама и Евы из рая, начало земной жизни человеческого мира полагают и начало истории человечества.

То есть история человечества начинается по большому счету с трагедии. Но в третьей главе Книги Бытия дается и обетование Божие: Господь обещает, что эта трагедия будет преодолена. Начальная точка – трагедия.

Конечная точка земного бытия, земной истории тоже описана в Священном Писании. И в Евангелии, и в ряде апостольских посланий, и в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова говорится о конечных судьбах мира, о Страшном Суде и кончине этого мира, о том, что земля и все дела на ней сгорят. То есть конечная точка тоже определена. История человечества находится между этими двумя пунктами.

Но есть главное событие в мировой истории – Боговоплощение. Мы сказали о том, что история человеческого рода начинается с трагедии. Но в Господе Иисусе Христе есть преодоление этой трагедии – разрыва между Богом и человеком, который привел к изгнанию из рая. Соответственно, Боговоплощение, пришествие в мир Господа Иисуса Христа, делит мировую историю пополам.

Поскольку это главное событие мировой истории, то вся она должна осмысливаться через него. Мы выделяем по отношению к Боговоплощению два периода: до и после. Первый период – это период приготовления к Боговоплощению. То есть ветхозаветная история, все, что происходило с человечеством (это и история античного мира, и языческого), рассматривается через призму приготовления человеческого рода к пришествию Господа Иисуса Христа.

Когда мы беседовали об основном богословии, мы говорили о естественном откровении и познании. Так вот, откровение делится на естественное, когда мы из окружающего мира познаем Бога, и сверхъестественное, когда Бог непосредственно говорит с человеком. Ветхозаветная Церковь находилась в рамках непосредственного водительства Божьего, Бог непосредственно говорил с ней. А языческий мир находился в рамках естественного откровения, он узнавал Бога из того, что видел вокруг. Но и языческий мир, и ветхозаветная Церковь – все искали Бога. Человеческий род приготовлялся к тому, чтобы принять Господа Иисуса Христа.

Это первый период, его смысл – приготовительный. А второй период, после Боговоплощения, – это усвоение человеческим родом плодов Боговоплощения. Оно совершается в Церкви. История Церкви как богословская наука должна в первую очередь уметь показать историю спасения человеческого рода. То есть задача истории Церкви заключена в этом. В этом плане и разворачивается историческое повествование. Это мы и должны показать студентам. Я не знаю, всегда ли это удается, но, по крайней мере, эту задачу в рамках церковно-исторических дисциплин мы должны решать.

Если история Церкви – это история спасения, то кто является спасшимся? В первую очередь это святые. И возникает соблазн сведения истории Церкви к истории святости. И это в определенном смысле так. История Церкви есть история святости и святых, потому что святые – это люди, которые достигли спасения, совершая свой жизненный путь.

Но здесь важно научить правильно понимать, что есть святость, если мы говорим о преподавании истории Церкви. Потому что у нас часто неверное представление о святости. Святость нами понимается как некая изначальная данность. А мы должны объяснить, что святость – это всегда перерастание своего ветхого человека и становление нового человека во Христе. Поэтому святой – это не идеальный человек, который завернут в золотую фольгу. Это тот, кто избрал своим смыслом Господа Иисуса Христа и идет ко Христу как к цели, несмотря на все обстояния этого мира, которые его окружают и каким-то образом пытаются подавить и сломать. Нужно показать эту мысль: что святость есть живое движение ко Христу. Это первый момент.

Но мы ведь знаем, что история Церкви не сводится только к истории святости, это было бы соблазном – свести ее только к этому. Мы изучаем и ереси, и какие-то некрасивые, негативные факты, события из истории Церкви. Почему мы их изучаем? Потому, что на пути к святости возникают разного рода соблазны и преткновения. Об этих соблазнах и преткновениях мы тоже должны говорить предельно честно. Когда мы знаем об опасностях, мы можем их избежать. История Церкви должна быть такой наукой, которая говорит в том числе о падениях и соблазнах с той целью и в том правильном контексте, чтобы эти соблазны могли быть преодолеваемы. Чтобы уроки истории мы каким-то образом учитывали и, совершая свой спасительный путь, не впадали в подобного рода искушения. Об этом, конечно, важно говорить тогда, когда мы изучаем историю Церкви.

– Так тесно переплетаются понятия «Церковь», «богословие» и «история», и в Екатеринбурге будет очередная конференция в 2023 году. Расскажите немного о ней (я знаю, что есть уже информационное письмо), о ее сроках, каковы условия.

– Это уже одиннадцатая конференция «Церковь. Богословие. История». Ее предваряли студенческие чтения, которые проводились в нашей семинарии близко к празднику новомучеников и исповедников Российских. Как раз этот праздник, который празднуется в начале февраля, и собор Екатеринбургских святых, отмечаемый 11 февраля, являются теми датами, к которым эта конференция бывает приурочена.

Мы собираем самых разных участников. Есть круг людей, которые постоянно принимают в конференции участие; он расширяется. Обсуждаются самые разные вопросы. Есть несколько исторических тем. Это всегда история Русской Православной Церкви. И много внимания уделяется XX столетию. Оно особенное, хотя и активно изучаемое, но все-таки мало изученное и не до конца осмысленное в истории Русской Церкви. До конца осмысленных периодов, может быть, и нет. Чем дальше развивается наука, тем больше появляется новых подходов осмысления.

Особая тема – это, конечно, новомученики и исповедники Русской Церкви, пострадавшие в XX веке. Этому уделяется большое внимание. Конечно, серьезное внимание всегда уделяется истории православия здесь, на Урале. 2023 год – это год 300-летия Екатеринбурга, и мы делаем акцент на истории Церкви в Екатеринбурге. Но и богословская проблематика рассматривается в рамках конференции.

Мы говорим и об истории духовного образования – это тоже большая тема для исследовательских работ в нашей семинарии. Рассматриваются и богословские вопросы. Например, уже не один год существует секция в рамках кафедры теологии Горного университета о евхаристической жизни общины. Конференцию семинария проводит совместно с Уральским федеральным университетом, Миссионерским институтом и  кафедрой теологии Горного университета. То есть эта конференция семинарская, но к ней подключены еще три серьезных вуза, которые имеют значение для образования в Екатеринбурге в целом.

Жизнь евхаристической общины – эта проблема будет обсуждаться на предстоящей конференции. Но и традиционно в Миссионерском институте работают секции, которые условно можно объединить темой «Православие и культура». Этот блок – проблематика богословия культуры – рассматривается на этих секциях. То есть сложились определенные направления в работе конференции. Материалы конференции издаются отдельными сборниками, последние издаются в рамках журнала «Церковь. Богословие. История». Это ежегодник, вышли уже три номера, а до них были просто отдельные сборнички; четвертый номер будет издан по итогам этой конференции.

Информацию о конференции можно получить на сайте Екатеринбургской духовной семинарии в разделе «Наука», подразделе «Конференция». Там увидим тематику секций конференции и все правила подачи заявки, сроки и правила оформления письменного доклада, если кто-то желает подать доклад для публикации в журнале «Церковь. Богословие. История».

Хотел бы добавить, что это живой, рабочий форум. Мы всегда ждем этой конференции как праздника науки. Если будут желающие принять участие в этом празднике богословской науки, то всех приглашаю.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать