Беседы с батюшкой. Что нужно знать о Святой Пасхе неверующим. Священник Николай Святченко 21 апреля 2023

21 апреля 2023 г.

В гостях священник Николай Святченко, председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: что нужно знать о Святой Пасхе неверующим? У каждого из нас в окружении очень много людей, которые задают вопросы о Пасхе, Христе, воскресении Христовом, традициях празднования Пасхи и так далее. Наверное, самый миссионерский, самый простой и прямой разговор с людьми сомневающимися или даже с убежденными атеистами очень хорошо проводить на Пасху. Так ли это?

– Смотря в каком состоянии находится человек. Но дело в том, что Пасха, Воскресение Христово как событие, как день, имеет несколько пластов восприятия. Есть народный пласт, когда очень многие в нашей стране воспринимают Воскресение Христово как народный праздник, в который люди привыкли печь куличи, делать творог особым образом, красить яйца и через это переживать некую самоидентификацию себя как людей, принадлежащих к русскому миру, Православной Церкви, православной традиции или к чему-то, может быть, родственному, например, к своим бабушкам и дедушкам, которые так делали.

Это первый народный пласт восприятия, очень теплый для людей. Он тоже очень важен.  Я считаю, мы не должны его как-то сбрасывать со счетов и критиковать, что это вообще никуда не годится и что это язычество. Обрядоверие может остаться обрядоверием, если дальше человек при помощи церковных сотрудников или священников и т.д. (разные бывают обстоятельства), двигаясь по жизни, не начинает все больше и больше проникаться этим событием.

Помимо такого бытового, народного восприятия Пасхи и Воскресения Христова дальше может быть уже более глубокое восприятие этого события как того, что имеет особое значение. Люди начинают задумываться, размышлять о том, что в православии, в христианстве вообще есть такой уникальный день, такое уникальное событие, как празднование того, что Иисус Христос, Который был до этого распят и убит, воскрес из мертвых.

Здесь это событие остается на таком уровне, когда человек его уже воспринимает, с одной стороны, более глубоко, а с другой стороны, остается на том уровне, когда Воскресение Христово мыслится как отдельное событие, произошедшее около 2000 лет назад, хотя человек не отворачивается, не отказывается от него. На возглас «Христос воскресе!» такой человек, наверное, может сказать: «Да, спасибо! Я уже знаю». И идет дальше заниматься своими делами. Даже тогда, когда люди признают это как некий факт, как-то его формулируют или не формулируют, объясняют какими-то причинно-следственными стечениями обстоятельств или нет, для них это событие проходит мимо.

Дальше идет глубокое христианское переживание Воскресения Христова, когда мы его воспринимаем лично, как непосредственно имеющее отношение к нашей жизни. С одной стороны, Христос воскрес однажды, около 2000 лет назад. С другой стороны, воскресение Христово навсегда изменило отношения между человеком и Богом, сделав человека для Бога родственником, по сути дела, единокровным Христу, максимально близким. Это уже переживает православный христианин. Конечно, каждый на своем уровне, потому что каждый человек индивидуален и уникален, а отсюда и восприятие Христа, и этого таинства Воскресения является столь важным именно потому, что оно индивидуально, имеет персональное значение.

– Примерно за неделю до Пасхи у вас был мастер-класс для ваших пенсионеров по поводу того, о чем, с кем и как нужно говорить на Пасху.

 – Да, мы проводили специальный учебный семинар, чтобы приходские миссионеры, активисты были подготовлены, прошли специальное обучение в течение нескольких часов, отработали это на практике, чтобы в Великую Субботу во время освящения куличей в ту паузу, когда люди ждут батюшку, принеся с собой куличи, они могли пообщаться с приходскими миссионерами.

– А о чем вы говорили?

– Как раз на этом специальном учебном семинаре было преподнесено несколько стратегий бесед, то есть как человек реагирует на те или иные слова тогда, когда благовестник обращается к нему. Все рассказать сложно, потому что это займет несколько часов, но если сказать основные направления стратегической мысли разговора во время обращения в Великую Субботу, то все может начинаться с анкетирования, когда мы людям предлагаем поучаствовать в специальном анкетировании, посвященном религиозной тематике. Если человек соглашается это делать, то дальше в контексте общения посредством общих вопросов благовестник может выйти на личный разговор.

Цель личного разговора с конкретным человеком заключается в том, чтобы ему рассказать, во-первых, об инициативах прихода, если это невоцерковленный человек. Конечно, задача такого приходского благовестника – обращаться к малоцерковным, невоцерковленным людям, чтобы объяснить, рассказать или предложить прийти в молодежную общину, в воскресную школу для взрослых или детей, как-то помочь человеку в первый раз прийти на исповедь, если тот долго собирался, может, рассказать о каких-то нюансах, связанных с подготовкой к причастию или исповеди, может, предложить катехизацию.

Конечно, все эти вещи нужно заранее продумать на каждом приходе, чтобы благовестник знал, в какое время, куда, к кому направить тех или иных людей в соответствии с их состоянием души, если человек проявляет интерес. А это очень важно. Мы не должны учинять какого-то насилия или быть назойливыми. Потому что самая главная практическая задача для миссионера – это не просто некая декларация или проповедь, а помощь конкретным людям прийти в конкретное место и дальше продолжить свое движение.

– Вопрос телезрителя из Гомеля: «Какой духовный смысл праздника Пасхи? И еще я прошу благословения батюшки Николая на операцию по зрению, которую мне будут делать через несколько дней».

– Господи помоги! По поводу ответа на вопрос: в самом начале нашей программы я рассказал о православном, христианском восприятии воскресения Христова, а сейчас я бы сказал несколько слов о том, как можно о воскресении Христовом говорить внешним людям, нецерковным, маловоцерковленным или неверующим, когда те интересуются чем-то большим.

Некоторые неверующие или малоцерковные люди говорят: «Ну и что с того, что Христос воскрес?» С глобальной или внешней точки зрения Воскресение Христово прежде всего является тем выражением, тем знаком, который свидетельствует о том, что Бог, воскресший в Лице Иисуса Христа в человеческой природе, в человечестве, сообщает о том, как человек высок, как он дорог для Бога и вообще для вечности, что человек без воскресения Христова остается тем же, каким он есть, тем существом, которое преисполнено различной суеты: человек размножается, борется за ресурсы, воюет, интригует, насильничает, творит зло (или творит добро тем людям, которых он уважает). Он все делает то же самое, что делают животные, насекомые, другие живые существа на нашей планете; например, микробы, вирусы.

Кто такой человек без воскресения Христова? Апостол Павел на этот вопрос отвечает так: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Здесь идет речь не только о христианстве или о Церкви, а вообще о более глобальной духовности или о человечности, если говорить еще шире. Это все то, что мы вкладываем в достоинство человека как образа Божьего, все то, что мы называем любовью, справедливостью, какими-то добрыми и злыми поступками. Все эти вещи имеют смысл только в том случае, если Христос воскрес, и после этого события каждый человек, связанный со Христом, тоже становится участником этого воскресения.

Для чего? Во-первых, для общения с Богом в Лице Иисуса Христа, что и осуществлялось в лице апостолов, когда Христос воскрес. В течение первых 40 дней Христос общался с апостолами, проводил с ними время. Он уже ничего не декларировал, не учил. По крайней мере, евангелисты особым образом это не фиксируют. Христос находится во взаимоотношениях, проводит время в диалоге с теми людьми, которых Он любит. При этом Он не продолжает конкурентную борьбу в мире: Он не является Каиафе, не является Пилату Понтийскому, не является всем тем, кому можно было бы доказать, что Он Мессия, Сын Божий. В этом мы видим то, что Бог не хочет Себе находить невольных поклонников, то есть Он не становится вынужденной очевидностью для других людей, которые не принимали Его в смирении и простоте до Его воскресения. Христос хочет быть с теми, кто любит Его таким, Какой Он есть, кто любит Его не за разные фокусы... И после воскресения Христа эти взаимоотношения продолжались.

Поэтому, говоря с неверующими людьми, которые не понимают, что такое воскресение, важно объяснять, что воскресение имеет вневременное значение; человек так безмерно дорог Богу, что Бог становится Человеком навсегда. И Бог спасает, преображает человека, чтобы ввести его в Царство Божие для любви с Ним и с теми людьми, которых человек любит.

Человек сам для себя решает, он может и не принять Евангелие. Собственно, в этом и заключается суть Евангелия как радостной и Благой Вести. Человек сегодня может решить, что ему достаточно того, что он имеет. (Сигареты в руках, чай на столе, как пел Виктор Цой.) И больше ничего не нужно, этого достаточно.

– Хорошо помню те времена, когда эта песня звучала отовсюду. Молодежь конца 70-х – начала 80-х годов думала, что существует некое вселенское добро, что умножение этого добра – это правильно, и все разговоры о Христе сводились к тому, что это был хиппи. Очень долго была такая убежденность у продвинутой и творческой молодежи. И сейчас довольно часто такое встречается, когда Христос воспринимается просто как хороший Человек, альтруист и так далее. Более того, люди понимают, что это не просто живший когда-то Человек, но живущий сейчас. Но все равно возникает своеобразное отношение к христианскому пониманию жизни. Вот у Вас двое детей. Как Вы своим детям рассказывали о Пасхе, о воскресении Христовом?

– Каждый возраст имеет свои особенности. Одно дело рассказывать трехлетним или четырехлетним детям: с ними нужно говорить достаточно просто, пытаясь передать настроение, чувства, радость. Это лучше всего переживается, конечно, во время богослужения.

Потом, когда дети взрослеют, накануне Пасхи можно провести какие-то небольшие предварительные беседы, чтобы это радостное настроение выкристаллизовывалось в некое понимание, что Иисус Христос воскрес. Но нужно смотреть на ребенка, какие притчи и образы ложатся в его душу, что для него в этом возрасте достаточно, чтобы он принял эту идею. Дети тоже отличаются: один в четыре года понимает лучше, чем другой в восемь лет. То есть в зависимости от ребенка, к которому мы обращаемся, от его системы и способа познания надо говорить с ним на уровне каких-то притч, образов.

В Евангелии немало притч и образов, которые можно использовать в детском преломлении. В помощь к этому есть очень хорошо сделанные мультфильмы. Пусть они сделаны на Западе, но некоторые из них очень хороши для того, чтобы использовать их в качестве иллюстрации.

Затем, когда ребенок становится подростком, с ним необходимо говорить на эту тему более глубоко, и здесь уже чувства и переживания уходят несколько на второй план, и у подростка возникают вопросы. Этому возрасту свойственно какое-то даже противление, дистанцирование, отдаление. Подростку мало принять информацию; чтобы сделать это переживание своим, он должен вначале подвергнуть это критике, пережить это, пропустить через себя, а потом принять как свое. И этот период может длиться от года до нескольких лет.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Почему мы ждем Благодатного огня? И ждем его с каким-то даже опасением: сойдет или не сойдет? А что нам с этого огня? И что, если не сойдет? И почему он может не сойти?»

– В отношении Благодатного огня ведутся, особенно в Интернете, прения различного характера: от полного неприятия Благодатного огня именно как благодатного до магического отношения к этому, когда этот процесс обрастает настоящими мифами. И эти мифы могут влиять на сознание людей, даже на политику отдельных религиозных групп, которые заявляют, что если Благодатный огонь не сойдет, это будет свидетельствовать о  начале Армагеддона. Люди боятся, что Благодатный огонь не сойдет.

Все ярлыки по поводу печати антихриста, штрих-кодов или последних времен, если не сойдет Благодатный огонь, сами по себе абсурдны. С одной стороны, если это время придет, оно не заставит себя ждать. С другой стороны, христианин, согласно апостольской вере, должен встречать Христа в том числе и в последние времена, молиться о том, чтобы остаться верным Христу, тем не менее взывать: «Господи, гряди», как это делали первые христиане.

Ставить в зависимость приход Христа от события, которое ежегодно повторяется в Иерусалиме? Но мы не встретим такой обязательной взаимосвязи в церковных канонах или в традиции Церкви. Поэтому этот вопрос в церковной среде весьма полемичный, имеющий разных сторонников.

Изучая много лет секты, работая с различными сектантами и оккультистами, я знаю, что ни в коем случае нельзя фиксировать какой-то момент как значащий для жизни христианина больше, чем само Благовестие, само Евангелие. Потому что тогда Евангелие и Сам Христос становятся второстепенными, и на первый план может выйти что угодно, какие угодно вещи становятся идолами и средством для манипуляции людьми. Поэтому к этому надо относиться спокойно.

– Идет Светлая седмица. Скоро Радоница. Сегодня, когда я был на литургии, видел, что многие люди подходили к распятию, возжигали свечи. Понятно, что они молились об упокоении. Люди умирают всегда, в том числе на Пасху и на Светлой седмице. Что делать, когда близкий человек, друг или знакомый отошел ко Господу в эти дни, как молиться? Происходит ли в храме молитва об упокоении на Пасхальной седмице?

– Существует специальный пасхальный чин отпевания, и если человека хоронят на Пасхальной неделе, это происходит с помощью использования этого чина. Он отличается от обычного заупокойного богослужебного чина тем, что имеет в своем составе пасхальные песнопения. Практически все песнопения мажорные, постоянно звучит восклицание: «Христос воскресе!»

Мне тоже приходилось несколько раз совершать отпевание во время Пасхальной седмицы, и чувствовался определенный диссонанс на уровне эмоций, когда люди находятся в состоянии оплакивания человека, а ты поешь торжественные пасхальные тропари и канон. Человек, который отсутствовал на пасхальной службе или глубоко не переживает Воскресение Христово, находится в своем горе. Вот такой диссонанс мною ощущался. Но такая служба есть, она используется. То есть Церковь совершает отпевание во время Пасхальной недели.

С другой стороны, мы знаем, что поминовение усопших на церковном уровне начинается только через неделю после Пасхи. Но это не значит, что мы не можем поминать покойных частным образом. Для Бога все живы, мы обо всех молимся, всем восклицаем: «Христос воскресе!»

– Уходит традиция посещения кладбища на Пасху. На Радоницу вижу очень много людей на кладбище, которые совершают литию. Интересно, когда над могилой звучит: «Христос воскресе!»

Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос по поводу предательства Иуды. Версия, что это из-за тяги к деньгам, слишком примитивно упрощена, потому что человек, увлеченный такой страстью, никогда в жизни  не вернет деньги. А он вернул эти тридцать сребреников. Значит, причина была не в деньгах, а в чем-то другом».

– Это очень глубокий эпизод, описанный апостолами. Кстати, и апостолы спустя время негативно отзывались об Иуде, говоря, что он был вором с самого начала. С одной стороны, мы, конечно, понимаем их негативное отношение к Иуде. С другой стороны, мы должны принимать их восприятие, что Иуда был корыстолюбив, любил деньги.

Но здесь важна не столь мелочная характеристика, что Иуда за конкретные деньги обменял Христа; он принципиально был материальным человеком, какими материальными являемся и мы. Может быть, в каком-то смысле и все апостолы были такими, в том смысле, что они во Христе видели Человека, даже Мессию израильского, с помощью Которого они могут реализовать свои мечты. Согласно иудейским восприятиям, Он должен был стать Царем, политическим вождем и привести Израиль к экономическому и политическому благополучию. Израиль около семисот лет находился под влиянием вначале Вавилона, потом Персии, потом империи Александра Македонского, потом Римской империи…

И апостолы, в том числе Иуда, представляли себя теми, кто при новом мировом правительстве будет иметь серьезное значение. Они даже спрашивали у Христа, не сейчас ли начинается Царство Израилево, делили места между собой. «Сыны Громовы» хотели свести огонь на самарян, которые не приняли Христа. То есть они хотели учинять правду и мир с помощью огня и меча, старым проверенным способом.

Но Христос как-то не соответствовал этим представлениям, как-то не очень торопился стать Царем и вождем иудейским, постоянно куда-то исчезал в те моменты, когда израильтяне хотели сделать Его Царем, и все больше говорил о том, что Ему надлежит умереть.

То есть Иуда воплощает в своем действии, согласно толкованиям некоторых святых отцов, эту идею земного благополучия. И когда Иисус стал не соответствовать этой идее, тучи над Ним сгущались все больше и больше... То есть Иуду в этом смысле лучше рассматривать как человека более глобальных масштабов. Только так мы можем, во-первых, интерпретировать, почему Иуда так поступил после того, как увидел, что ничего не происходит, что Иисуса просто взяли под стражу, избили, приговорили к смерти. Иуда возвращает деньги и говорит: «Согрешил я, предав кровь невинную». То есть Иуда разочаровывается в Нем как в Мессии; он видит, что отдал на страдания просто хорошего, доброго, замечательного Человека. И он не хочет брать на себя эту кровь, он действует в этом смысле как честный человек, возвращая деньги, чтобы Христа освободили. То есть Иуда думает об Иисусе, что это просто человек, мечтатель, странник; он не видит в Нем Мессию, Царя, с помощью Которого он сможет реализовать свои какие-то мечты.

– Поэтому он не покаялся и повесился.

– Там что-то глубокое произошло, однозначно сложно сказать, почему он это сделал. Но он не видел в себе сил, возможностей или желания, не видел перспективы покаяния. Может быть, он вспомнил моменты, как Христос делился с ним хлебом, подавал ему руку во время того, как он упал в лужу. И так далее. Что-то человеческое могло в Иуде проснуться, когда он видел страдающего Человека, Которого ведут на верную смерть, над Которым издеваются.

Предательство Иуды не такое уж индивидуальное. Так или иначе каждый человек на земле разделяет предательство Иудино, когда видит во Христе и в Боге какое-то средство для реализации своей мечты или себя самого в каком-то благополучном свете. То есть мы с помощью Христа хотим иметь благополучное существование и благоденствие...

– Подведем итоги сегодняшней беседы. Воскресение Христово – это не просто куличи, не просто традиция и некий традиционный праздник. Нам нужно очень много работать над собой, чтобы что-то увидеть в этом традиционном празднике...

– И это не просто знание о факте воскресения Христа. Это переживание того, что человек так дорог для Бога, что Бог спасает человека в Самом Себе, в Своей Личности, в Своем воскресении. Наверное, то, что я сейчас сказал, звучит сложно. Но Воскресение Христово и не обнаружишь, если говорить какие-то простые слова. Слова останутся закрытыми, пока человек это не переживет в своей душе.

– Мы поем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». У нас есть возможность как-то очистить свое сердце, чтобы воспринять эту радостную весть, что Христос воскрес.

Отче, можете обратиться к тем людям, которые пока еще не пришли к вере, и благословить их на то, чтобы они тоже пришли в Церковь и порадовались Воскресению Христовому.

– Я желаю каждому человеку, искренне ищущему и желающему найти смысл жизни, обрести его в воскресшем Господе, обратившись к Нему с открытым сердцем и сказав, как апостол: «Господи, помоги моему неверию».

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать