Беседы с батюшкой. Богослужения Великого поста

16 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает руководитель Молодежного отдела Ярославской епархии, проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии, настоятель Знаменского храма г. Ярославля священник Иоанн Тераудс. 

– Сегодня поговорим о богослужениях Великого поста, о каких-то особо значимых молитвословиях, которые всегда ассоциируются с Великим постом и очень важны для каждого христианина. Например, молитва Ефрема Сирина. Ее начинают читать до Великого поста, уже начинаются поклоны на подготовительной неделе. Коротко давайте попробуем разобрать, растолковать эту молитву.

– Когда я стал изучать литургическую практику, читать очень уважаемого мною святителя Афанасия (Сахарова), мне очень интересно было то, что молитва Ефрема Сирина на самом деле используется на аллилуйных богослужениях малых постов. То, что сегодня у нас в Церкви практикуется крайне редко, – это служения, подобные великопостным богослужениям, малых постов (Петра и Павла, Успения и перед Рождеством Христовым). Но, конечно, в большей степени мы ассоциируем это с земными поклонами в дни Великого поста.

Обратим внимание на то, что практика этих поклонов изменялась с течением времени. Сначала (в дониконовский период) было шестнадцать земных поклонов. А уже в послениконовский период мы делаем три земных поклона на первой молитве, потом двенадцать поясных и последний земной поклон после второго прочтения молитвы Ефрема Сирина.

– Сейчас старообрядцы шестнадцать земных поклонов делают, у них это сохранилось.

– Да, к тому же православные приходы старообрядного типа совершают всё в полном объеме. Конечно, кажется, что это некое буквоедство. Но для людей, которые любят Церковь, православное богослужение, обычно даже какие-то мелкие детали, напевы православного богослужения в дни Великого поста имеют особенное значение. Для них это очень удобная и комфортная среда, которой иногда их пытаются лишить. И поэтому к этому так остро подходит религиозный человек.

Если мы с вами обратим внимание на молитву Ефрема Сирина, то она состоит из трех частей. «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Здесь нужно отметить некий момент. Что такое уныние? На самом деле, если мы возьмем греческий текст, то там будет не слово «уныние», а «дух праздности и многотрудности». Дело в том, что действительно в ряде святоотеческих толкований на эту молитву и некоторых бесед, рекомендаций новоначальным инокам, а также мирянам говорится о том, что когда человек перетруждается, он не очень способен к молитве. Поэтому мы молимся Господу Богу, чтобы Он не позволил нам войти в это состояние.

Каким образом мне можно определить, что я перетрудился? Если после целого рабочего дня, придя домой, я не могу совершить молитву, если уже в состоянии полного изнеможения, пустоты, если труд не приносит мне никакого удовольствия, не сподвигает меня к какому-то творческому проявлению, то действительно я попадаю в это состояние многотрудности.

Далее. Что такое любоначалие? Это любовь к начальствованию, к тому, чтобы тебя слушали, чтоб беспрекословно выполняли твои поручения, чтобы всякий раз тебя о чем-то спрашивали. Здесь нужно обратить внимание, что любая молитва, написанная тем или иным святым, – это  личный духовный опыт. И Ефрем Сирин в данном случае выражает свой личный духовный опыт.

Нам иногда кажется, что проблемы, которые существуют в нашем обществе, в нашем социуме, никогда не встречались в истории Церкви. На самом деле это совсем не так. Почитав какие-нибудь воспоминания или письма Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Игнатия (Брянчанинова), вообще святых всех эпох, мы можем заметить, что, в принципе, одни и те же страсти владели человеком. И людьми, которые имели власть, владела страсть любоначалия.

Также можно вспомнить книгу XIX века «Осень Средневековья», где автор описывает очень интересную особенность средневекового человека – все чувства были очень сильно обострены. Жизнь была достаточно короткой (40–45 лет),  поэтому все чувства обострялись до невероятного состояния. И если уже человек любил начальствовать, то это было с размахом, прямо со страстью к начальствованию. И молитва Ефрема Сирина сподвигает нас подумать об этом.

Далее: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми». Если в первой части молитвы мы просим от чего-то нас избавить, то уже во второй части молимся о том, чтобы Господь нам что-то подал. Очень интересная пара слов: «терпения и любви». Где есть любовь, там не нужно терпения. Если я люблю человека, мне не составляет труда его воспринимать таким, какой он есть. Я хочу ему помочь исправиться, может быть, даже делаю что-то для этого. Но в любом случае я его люблю, и мне с ним легче.

Но перед любовью стоит терпение. Действительно, состояние терпения тоже очень необходимо не только в общении друг с другом, но и в дни Великого поста. Наверняка многие из нас замечали, что с наступлением периода физического воздержания и увеличения молитвенного правила (обычно Великий пост – это время достаточно трудное) терпение нам действительно очень нужно.

Что такое смиренномудрие? Это очень практическая добродетель. Она связана с тем, чтобы не лезть туда, где моего мнения не ждут, не пытаться всех исправить, привести в познание истины. Смиренномудрие – это некая ступень к смирению. Если мы почитаем у святых отцов (преподобных, аскетов), то они нам скажут, что смиренномудрие – это некая первая ступень к достижению смирения. Смирение – это принятие того порядка вещей, который есть в этом мире, того положения, в котором я на данный момент нахожусь. Поэтому смиренномудрие – очень практичная и хорошая добродетель, которая помогает мне выстроить отношения с миром.

Последняя часть молитвы Ефрема Сирина звучит следующим образом: «Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Да, мы благословляем Бога всегда, и в этой молитве тоже. Но здесь тоже очень интересная пара важных особенностей: видеть свои согрешения и не осуждать брата. Казалось бы, они далеко отстоят друг от друга. Но на самом деле это очень взаимосвязанные качества. Когда я вижу свои согрешения,  начинаю более милостиво, более снисходительно относиться к согрешениям брата. Некоторые вещи просто пропускаю мимо себя.

Иногда бывает, что мои личные тяжелые согрешения делают меня добрее. Как бы странно это ни звучало, это не призыв: давайте погрешим побольше, чтобы быть милостивее. Но наши ошибки помогают терпеть ошибки других людей. И дни Великого поста – это как раз время, когда нужно обратить внимание на себя и отвратить внимание от согрешений наших братьев, от каких-то пересудов, которые мы так сердечно любим.

– Очень важное богослужение в самый первый день: долгие кафизмы, большие чтения (полностью все вычитывается), а вечером в первую неделю – Канон Андрея Критского. Почему этот канон занимает такое важное место Великим постом, а на пятой седмице его читают весь?

– Дело в том, что Канон Андрея Критского был очень излюбленным  для монашеской среды. А наше богослужение тяготеет именно к монашескому. И то, что мы в первую неделю поста стараемся максимально полноценно соблюсти те требования Типикона, которые предполагаются для этих дней, на самом деле  тоже некое тяготение к монашеству.  Иногда нам хочется поиграть в монастырь, к сожалению. Иногда это желание просто вычитать, какое-то начетничество, что тоже не есть хорошо. Я думаю, что каждый приход решает для себя этот вопрос каким-то своим образом.

Но нужно обратить внимание, что Канон Андрея Критского – это чисто монашеская любовь, воспоминание монашеских обетов, некий анализ Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, который позволяет вдруг актуализировать эти события для жизни сегодняшней. То есть когда мы читаем Библию, нам кажется, что это когда-то давно было про Авраама, Исаака, Иакова, Моисея. А тут оказывается, что это может быть соотнесено с моей жизнью. Причем этот канон, как мы знаем, написан от первого лица. И соответственно, он изначально не предполагался как богослужебная часть. Поэтому по факту он перенесен именно на повечерие, а не на утреню. Однако он действительно очень полюбился и стал использоваться в таком формате.

Вступая в дни Великого поста (вообще при поднятии любого духовного подвига) нам необходимо стяжать смирение, увидеть свои собственные согрешения. Иначе пост пройдет во вред мне лично и моя духовная жизнь совершенно никак не изменится в лучшую сторону. Канон Андрея Критского действительно настраивает. Есть очень много интересных зарисовок и экзегетических картинок, которые рисует нам преподобный Андрей Критский. Например, мне всегда вспоминаются события, связанные со святыми отцами, патриархами, праведниками Ветхого Завета. И в то же время на их фоне появляются какие-то отрицательные персонажи Ветхого Завета. Мне кажется, что канон Андрея Критского – это экзамен по Ветхому Завету.

– Там очень много образов.

– Просто сказать студентам: возьмите Канон Андрея Критского и по каждому тропарю расскажите, откуда это, хоть какую-то историю. Кто такие жители города Гаваон? Откуда это взято? И если человек ответит, что это из Книги Иисуса Навина, то, наверное, стоит поставить ему отличную оценку. Значит, он хорошо помнит Ветхий Завет.

– А Вы тоже хорошо сдадите этот экзамен? Сами себя экзаменовали?

– Мне сложно самого себя экзаменовать.

– Но для Вас канон, когда Вы его читаете, совершенно по-другому звучит.

– Он мне напоминает эти события. Я очень люблю богослужения первой седмицы поста именно за то, что заново открываешь для себя Псалтирь, Ветхий Завет. Мне очень нравятся пророчества Исайи. Если Бытие я постоянно стараюсь обновлять чтением плюс преподаю Ветхий Завет и так или иначе сталкиваюсь с этими событиями, то на Книгу пророка Исайи так, чтобы сесть и прочитать ее от начала до конца еще и еще раз, времени не всегда хватает. А тут на первой седмице заражаешься любовью к этим паремиям,  просто берешь и начинаешь их читать, и хочешь еще и еще, и дома прочитываешь пророка Исайю.

Мне кажется, он очень актуален, интересен. Он очень яркий пророк. Вообще вся школа Ветхого Завета очень актуальна. Более того, когда смотришь на пророков, не удивляешься, что многие из них были умучены, убиты насильственной смертью. Потому что они говорили очень неприглядные вещи в отношении и народа, и правителей народа.

– Даже в отношении целых государств. Паремии стоят в сетке богослужения в разных местах, и Вы все равно складываете в своей голове целый пазл. Как это происходит? Порой отвлекаешься: тут одна молитва, тут один псалом, потом раз – паремия.

– Когда знаешь эту сетку, как совершаются часы, откуда это берется, то, в принципе,  становится легче, богослужение  не кажется таким затянутым. У меня был преподаватель по литургике на первом курсе семинарии, который говорил нам так: «Я хочу, чтобы вы научились не тому, когда кадить, кланяться и креститься, а чтобы вы знали, зачем это делается в данный момент, что явилось исторической подоплекой внесения этого конкретного момента в православное богослужение».

Честно сказать, дни Великого поста для меня – это некая литургическая свобода. В каком плане? В том смысле, что здесь есть и литургия Василия Великого, и литургия Иоанна Златоустого, и литургия Преждеосвященных Даров, и великое повечерие, можно и полунощницу перед утреней послужить. Здесь будут и аллилуйные службы, и с «Бог Господь», и заупокойные богослужения, то есть перед тобой будет целый богослужебный пир. Поэтому думаю, что священник, которого рукоположили в дни Великого поста, после сорокадневной практики выйдет просто мастером православного богослужения (если все это запомнит, конечно).

– А как быть простым мирянам? На самом деле сложно.

– Я согласен. Действительно, достаточно сложно, особенно воспринимать это на слух.

– Даже следить сложно.

– Согласен. В том храме, где я являюсь настоятелем, я обычно прямо настаиваю на том, что устав предполагает время, когда сидишь. Потому что даже молодой человек не может простоять четыре часа, не устать и не думать о ногах.

– Например, сидеть можно на кафизмах.

– Они даже переводятся, как седальны. Есть богослужебные части, когда я встаю, есть те, на которых сижу. Причем есть удивительная особенность. Наши слушатели наверняка замечали, что перед чтением Евангелия священник говорит: «Премудрость, прости», а перед чтением Апостола или ветхозаветных паремий – просто «Премудрость». «Прости» – это «станем прямо»; соответственно, богослужение требует, чтобы мы встали на Евангелии. А здесь уже наше благоизволение. Можем стоять – слава Богу, не можем – иногда сидя гораздо лучше воспринимается информация, чем стоя.

И не нужно забывать, что в Типиконе есть замечательная глава «О будильнике». Действительно, в монастырях богослужение совершалось всегда достаточно длительно (здесь нужно отметить, что там богослужения в дни Великого поста не особо отличаются по длине от обычных, потому что если их совершать по Типикону, они тоже будут весьма длинными). Но самое интересное, что монахи в своих стасидиях, естественно, засыпали. И был специально назначенный на это послушание монах, который обходил всех братьев и будил их к каким-то важным частям богослужения. Настоятелям подобает в монастыре иметь «будильника», который будет этим заниматься. То есть, если вы заснули на службе, не переживайте, это не смертный грех, а ваша физическая усталость.

– Великое повечерие мы можем совершать весь пост, не только на первой неделе.

– Естественно. И, кстати, есть такой интересный момент. Православный  Свято-Тихоновский университет когда-то издал две книги с канонами Пресвятой Богородице. Они предназначены как раз для повечерия (для малого и великого). И миряне вполне могут взять на себя такое хорошее богослужебное дело: совершать дома хотя бы малое повечерие с каноном. Это всегда будет неким разнообразием вашего вечернего правила. В то же время это будет все время новый канон Богородице (их порядка ста двенадцати: если смотреть по их количеству по дням и по гласам, вы повторите один и тот же канон раз в сто двенадцать дней). Это очень удобно, никакой автоматизации чтения не происходит.

Плюс ко всему повечерие мне нравится больше, чем молитвы на сон грядущим, потому что там есть тоже такое ассорти: и псалмы, и славословия, и две молитвы, и канон, и тропари. Опять же в домашнем правиле ты вправе вставить те тропари, которые тебе больше нравятся. Может быть, ты хочешь тропари святителю Николаю, Иоанну Златоусту, Спиридону Тримифунтскому (любимому для многих святому).

– «С нами Бог» можно спеть знаменным распевом, например.

– Да, знаменным будет прекрасно,  даже в один голос будет в самый раз.

– На самом деле очень интересно использовать это в домашней молитве. Для меня это богослужение все-таки для храма, просто потому, что в храм часто ходил. Когда учился в семинарии, это все совершалось в храме. А вот в домашней молитве – это очень интересно на самом деле. И ирмосы можно спеть спокойно. Или, может, читать все это сплошняком?

– Афанасий (Сахаров) интересную вещь предлагает. Он говорит о том, что ирмос поется только тогда, когда есть песни Священного Писания. Соответственно, только на утрени или на похожих на утреню богослужениях (таких, как малый молебен). Даже на панихиде поется ирмос по уставу только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песне. Это, конечно, чисто профессиональные вопросы, которые многих не касаются.

– Это еще вопрос традиции.

– В принципе, ирмосы должны напомнить певцу, как пропевать остальные тропари, потому что по уставу канон весь должен петься (как пасхальный канон: ирмос и абсолютно так же поются тропари). Поэтому можно без ирмосов, можно с ирмосами – это как душе угодно. Я думаю, что Господь нас не осудит, если мы пропоем ирмосы. Разве Господь скажет: «Тогда в ад проходите»?

– Еще хорошо надо спеть. И, конечно, очень интересное богослужение, которое совершается два раза в неделю, в среду и пятницу, – литургия Преждеосвященных Даров. Давайте подробнее об этом расскажем.

– Дело в том, что с достаточно ранних времен христианства возникают литургии Преждеосвященных Даров. Совершались они потому, что в дни Великого поста, во время особенного усиленного моления, определенной скорби такое богослужение, как литургия, было бы не совсем уместным. Более того, монахи в дни Великого поста уходили в пустыню, поэтому они действительно не совершали литургию.

Наши полные литургии совершаются вечером только в Великую Субботу, накануне Крещения и накануне Рождества (в сочельник), в то время как в дни Великого поста среда и пятница – это особенно постные дни. Поэтому предполагалось полное воздержание от еды и пития до захождения солнца. И причащение соединялось с вечерним богослужением.

Есть много исследований по поводу литургии Преждеосвященных Даров (особенно наших дореволюционных литургистов, преподавателей Московской духовной академии, профессоров этой же и Санкт-Петербургской духовной академии), которые обращали внимание на то, что в древности Преждеосвященная литургия воспринималась как богослужение освящения Чаши. То есть полная литургия не совершается, есть Преждеосвященные Дары, которые по вложении их в Чашу освящают вино, находящееся в потире, и оно становится Кровью. Было такое представление на Востоке в Древней Церкви.

Впоследствии из-за определенных литургических реформ времен Петра Могилы (киевского святителя) наши Служебники немного изменили, и мы сейчас поступаем несколько иначе. Преждеосвященная – это действительно очень праздничная вечерня, по окончании которой совершается причащение мирян. И очень важная традиция, которая была подчеркнута документом «Об участии верных в Евхаристии» (утвержденным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви), что в идеале эта литургия должна совершаться именно вечером. Из практики совершения Преждеосвященной литургии вечером скажу, что когда эти песнопения, предназначенные именно для времени захождения солнца, совершаются в свое время, то совсем другое восприятие этой литургии.

– Например, «Свете тихий».

– «Свете тихий», «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Все это при вечернем свете, когда за окном уже становится темно. И когда ты постишься целый день, у тебя не евхаристический сон, а действительно евхаристический пост. Это тоже очень настраивает тебя на вечернюю встречу с Господом Иисусом Христом.

– И, конечно, это молитва «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат», там действительно очень трогательные слова.

– Мне кажется, вся эта литургия проникнута какими-то особенными и трогательными моментами.

– Поэтому очень важно здесь провести такой ликбез: если кто-то что-то не понимает, надо поскорее это узнать, и тогда служба станет другой. Не только лучше поймешь, но, может быть, что-то другое проснется в душе.

– Вообще когда приходишь на великопостные богослужения (именно седмичные),  с большей радостью воспринимаешь субботу и воскресенье, действительно видишь в них качественно иные дни, по-другому воспринимаешь вообще полную литургию, для тебя она действительно становится пасхальным торжеством.

– Кто поет на клиросе, знает, когда в пятницу вечером появляется Октоих. Шутили даже, что пост закончился, начинаются воскресные стихиры. Соответственно, в субботу всенощное бдение, в воскресенье – малая пасха так и остается на своем месте.

– Я помню первый очень сознательный пост, когда я не ходил в школу, приходил каждый день на богослужения как чтец. Мы даже решили с алтарниками кафедрального собора не есть первые три дня Великого поста вообще, даже не пили первый день полностью. Видно, юношеский максимализм взыграл.

– Получилось?

– Да, получилось. Правда, очень тяжело было вставать и читать. Я больше такую практику не предпринимал.

– У нас тоже был случай голодного обморока. Поэтому не надо шутить с уставом.

– Факт в том, что когда наступила суббота, у меня было ощущение, что это действительно просто Пасха. Я очень люблю великопостные богослужения, но литургия после всех этих дней совершенно по-другому воспринимается.

– Следующее богослужение, которое бывает только Великим постом, – это пассия. Тоже есть такая традиция, любимое богослужение, когда мы вспоминаем, по сути, Страстную пятницу. Совершается каждое воскресенье поста. И читается страстное Евангелие каждого евангелиста, вспоминаются крестные страдания. Говорят, что это какая-то католическая практика, что богослужение не на своем месте. Как это можно объяснить?

– Действительно, оно не своевременное и, конечно, является некоей компиляцией песнопений, чтений дней Страстной седмицы, к которой мы еще только придем.  Страстная седмица выделяется, она уже находится вне Великого поста (великая Четыредесятница заканчивается в пятницу шестой седмицы – в пятницу ваий, перед Лазаревой субботой).

Но на самом деле пассия для многих – это еще один повод прийти в храм. Может быть, это другой подход. Я, например, на приходе не служу пассию, но, если получается, стараюсь служить великую вечерню, мне очень нравятся великие прокимны в воскресные дни Великого поста. Я приходил на архиерейскую пассию. Мне очень нравится это богослужение, когда есть большой хор (хоров может быть даже два). Я  преподаю в семинарии, и мы по традиции в дни Великого поста отправляется в Московскую духовную академию, в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть пассию там. Это совсем другое впечатление.

Сказать о том, что оно какое-то плохое, я не могу, потому что считаю, что вообще любое богослужение не может быть плохим. Да, оно может быть несвоевременным, неправильным с точки зрения буквалистического подхода, не так составленным, потому что акафисты мы не читаем в дни Великого поста. Но в то же время разве я судья тем, кто любит эту пассию?

– Тем более богослужения иногда для нас важнее, чем для Бога. Здесь оно все-таки для того, чтобы мы как-то настраивались...

– Кто я такой, чтобы осуждать тех, кто его любит? А они осудят меня, скажут, что я что-то напридумывал, модернист.

– Но все равно при этом нужно знать, откуда оно пошло и как совершается.

– Оно действительно стало активно использоваться именно в XIX веке, в XX веке стало распространяться по приходам. Да, если мы обратим внимание на пение акафиста, то у нас за дни Великого поста должен быть только один акафист «Радуйся, Невесто Неневестная» в Субботу Акафиста. Вообще богослужение знает только один акафист, других просто не существует в нашем Типиконе. Но в то же время Акафист Страстям Христовым присутствует. Кстати, в некоторых приходах служат пассию, но без чтения акафиста, только с чтением Евангелия.

Также стоит отметить, что вообще дни Великого поста в современной традиции Русской Православной Церкви преизобилуют чтением Евангелия. На часах мы прочитываем все Четвероевангелие, потому что прочитывать Четвероевангелие в первые три дня Страстной седмицы – это большая нагрузка, иногда неподъемная. Поэтому ее распределяют по всем дням поста.

Важно это прочувствовать, открыть для себя. В каждый Великий пост, наверное, в каждом человеке происходят какие-то изменения, если действительно со всем усердием подходить к этому периоду. Можно пожать много плодов, а можно, наоборот, много потерять. Поэтому, конечно, это время опасное. Но в то же время очень благодатное, потому что ведет нас к Пасхе Христовой, к Страстям Христовым.

– Какие еще есть важные богослужения? Например, Суббота Акафиста Пресвятой Богородице...

– Мариино стояние на пятой седмице поста, в четверг, когда мы прочитываем весь Канон Андрея Критского сразу. Но в то же время немного снижается уровень кафизм в этот день, чтобы не перенасытить богослужение и не сделать его совершенно неподъемным.

Стоит обратить внимание на Крестопоклонную неделю. Третья неделя поста в некоем центре. Со среды этой недели мы уже начинаем молиться «о готовящихся к святому Просвещению». Потому что древняя практика Церкви предполагала, что люди, готовящиеся к крещению, к этому периоду уже подходили к финальной стадии и в Великую Субботу крестились.

Интересная заметка, которая никогда не видна, но у канона Кресту Господню есть пасхальные ирмосы. И если вспоминать о том, что ирмос должен быть неким напевом, то получается, что канон Кресту должен петься пасхальным напевом. Это должно нас уже немного приближать к воспоминанию о Воскресении Христовом. Потому что если есть только Крест, но нет Воскресения, то тщетна вера наша, тщетна апостольская проповедь, по слову апостола Павла из его Послания к Коринфянам.

– Тоже особое богослужение, когда в конце всенощного бдения происходит воздвижение Креста Господня.

– Кстати, интересный факт, что в Древней Церкви действительно чтение Евангелия совершалось после Великого славословия. И остатки этой практики мы замечаем на утрени Великой Субботы (погребение плащаницы), а также в день изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот выход после Великого славословия –  древний атавизм.

– Я этого не знал. Похвала Пресвятой Богородицы – для певчего это очень выматывающее богослужение, но очень радостное, потому что оно делится на несколько частей… Удивительная служба. Почему она появляется Великим постом?

– На самом деле Константинополь был очень лакомым кусочком для тогдашнего мира, его осаждали бесчисленное количество раз. И всякий раз какая-то Божественная помощь спасает этот город от разграбления и разрушения (если мы забудем о падении Константинополя и о крестовых походах, которые очень сильно повредили этому городу).

В один из таких разов народ привлекается пением акафиста (он достаточно древний). Всю ночь люди не садятся и воспевают Богородицу, Которая стала их Воеводой за этот город, их лидером, Она помогла городу снова выстоять. Естественно, как часто бывало в древности, чтобы это событие не было предано забвению, было установлено, что в дни Великого поста в субботу пятой седмицы будет совершаться такое акафистное пение. И действительно это сохраняется в Церкви по сей день. Это, наверное, одно из любимейших богослужений наших прихожан, вообще любящих акафисты, а тут оно сопровождается многократным каждением всего храма, малыми выходами.

Очень интересный случай я знаю, связанный с Похвалой Пресвятой Богородицы. Владыка Иоасаф (Овсянников), архиепископ Ростовский и Новочеркасский, очень любил Пресвятую Богородицу и молился о том, чтобы Господь сподобил его умереть в какой-то из дней памяти или торжества Пресвятой Богородицы. Была как раз Похвала Пресвятой Богородицы, он вышел на первую часть акафиста, прочитал ее, зашел в алтарь, сел на свое архиерейское место в полном архиерейском облачении. И вот уже вторая часть акафиста. «Владыка, выходим, вставайте» – а он уже холодный. Скорая приезжала забирать его прямо из алтаря.

Свидетелем данного события был один близкий, дорогой моему сердцу человек. Владыка скончался прямо во время богослужения на Похвалу Пресвятой Богородицы. Конечно, это событие не предано забвению, есть священники в Ростове-на-Дону, которые друг другу его пересказывают. Владыка Иоасаф был очень милостивым архиереем, очень многим помогал за свою архиерейскую практику, и, конечно, его с благодарностью и любовью вспоминают. Сейчас его могила находится за стенами кафедрального собора, за алтарной частью.

– А в какие годы это было?

– До владык Владимира (Сабодана) и Владимира (Котлярова), этот архиерей был перед ними.

– Какая смерть получается – в архиерейском облачении, в алтаре.

– Наверное, это самая лучшая смерть, когда ты умираешь во время богослужения. Особенно для человека, у которого нет семьи, который всю жизнь посвятил Богу, как любой монах. Потому что, конечно, семейный человек всегда хочет, чтобы рядом с ним были и Бог, и Церковь, любимая им, и близкие люди, тоже им любимые: дети, жена.

– Удивительно, как потом служба продолжилась (ее же нужно продолжать).

– Да, а что делать...

– Это тяжело усвоить, но это удивительная история.

Продолжаем наш разговор о богослужениях Великого поста. Значимые моменты мы практически все разобрали. Вы так трепетно и легко рассказываете о богослужениях. Что-то еще интересное и важное из Вашей личной практики есть, чем Вы могли бы поделиться с нашими телезрителями?

– Для меня еще очень интересное и важное богослужение – это день памяти Федора Тирона. Это первая седмица поста, пятница. В моей семье это особенный день, потому что готовим коливо мы дома. Поэтому мне приходится вставать где-то в четыре часа утра для того, чтобы эту пшеницу, которую я поздно ночью ставлю вариться, выключить, повесить ее в марле на специальный подвес.

Мы нашли афонский рецепт еще в первый год моего служения в 2015 году. И с этого момента каждый Великий пост делаем такое коливо, потом супруга занимается его украшением (мы все надеемся сделать специальный трафарет, чтобы сделать прямо икону, но обычно это крест с Голгофой). Действительно, очень красивые получаются  картины, коливо специально обсыпают пудрами различного цвета, и оно получается достаточно сухое, сытное.

И вообще это богослужение особенное. Оно как бы уже в преддверии субботы, немного переходит в субботу. И сами события, связанные с мучеником Федором Тироном, тоже очень раскрывают его образ для меня лично. Это забота о Церкви и  забота о чувствах верующих.

На самом деле, как говорит апостол Павел, идоложертвенное есть ничто, поэтому идоложертвенное или нет – не суть важно. Но великомученик Федор Тирон является епископу города и говорит: «Вас хотят посрамить, вся пища на рынке окроплена идоложертвенной кровью». Почему? Наверное, потому, что, узнав о том, что они вкусили идоложертвенное, многие очень смутились бы. И это значит, что Господь заботится о наших чувствах, которые не всегда можно оправдать какими-то серьезными аргументами, но которые есть. Мне кажется, это тоже важный момент первой седмицы Великого поста.

– Например, в греческих монастырях на Афоне коливо дают часто. А у нас на Федора Тирона и на поминки и отпевания делают что-то похожее.

– У нас очень странная традиция в России (я сам служил на кладбище). На отпевание все время приносят либо драже разноцветное, либо рис. Но мы не в Китае. И коливо с рисом и изюмом никак не связано. Это должна быть пшеница. И сама идея пшеницы – она же евангельская в том, что человек подобен семени, которое не воскреснет, пока не умрет. Соответственно, именно пшеничное зерно должно здесь быть. Мы же все-таки в восточной культуре, не рис должен быть, а пшеница, но у нас почему-то большей популярностью пользуется рис.

– Может быть, из-за доступности. Пшеницу в магазине не так легко купить.

– Скорее в магазинах для здорового образа жизни ее можно найти.

– Получается, что у нас в году только один раз коливо делают. Я бывал на Афоне, и когда длительное всенощное бдение, появляется это коливо. Или это не коливо?

– Все верно, это коливо. Дело в том, что в нашем Служебнике описана молитва на коливо без упоминания Федора Тирона. Там просто упоминание святого (имярек). Это может быть Сергий Радонежский, Серафим Саровский – кто угодно.

А это традиция общей трапезы. На самом деле хорошая традиция. Там поминание усопших. Я знаю, что на отпевании ряда протоиереев (и даже одного из епископов) с недавнего времени стояло именно коливо, тоже украшенное, с крестом.

Действительно, если кто-то хочет принести в храм коливо (любит какого-то святого и хочет так послужить церковной общине), то он вполне может дома сварить коливо, украсить, принести и сказать: «Батюшка, я очень люблю этого святого и хочу, чтобы в день его памяти мы все поели моего блюда, которое я сделал».

– Священник читает молитву, поется тропарь.

– Еще читается канон этому святому, молитва. Более того, в этой молитве отражено прошение не только о том, что это в память о том или ином мученике или святом, а еще и о том, чтобы Господь даровал свое благословение тому, кто это сделал.

– Что Вы посоветуете почитать людям, которые хотят понять богослужения Великого поста? Есть ли какие-то пособия?

– Да, есть. Для меня самое бесспорное пособие – это «Избранные поучения» Иоанна Златоустого. Зачастую на них не хватает времени вне Великого поста, а тут как раз время появляется. У митрополита Антония (Сурожского) есть даже такой сборник с проповедями на дни Великого поста и с какими-то важными моментами. Может быть, стоит заняться своей молитвой. Тоже можно взять книгу того же Антония (Сурожского). Можно взять книгу «Великий пост» протоиерея Александра Шмемана. Он старался с литургической точки зрения на все обратить внимание. У архимандрита Кирилла (Павлова) есть книга «Время покаяния» с его проповедями на дни Великого поста.

– По традиции прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие друзья, всех вас поздравляю с наступлением этой весны духовной. Надеюсь, что действительно дни Великого поста не принесут нам никаких невзгод, никаких нехороших обстояний, а, наоборот, помогут нам активизировать свою духовную жизнь и дать нам простор в наших отношениях с Богом. Пусть хранят вас Господь и Матерь Божия!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать