Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

31 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала – клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский. 

− Я бы хотел начать наш разговор с сегодняшнего праздника: Церковь вспоминает святых отцов семи Вселенских Соборов. Был период в истории Церкви, когда собирались Вселенские Соборы по тем или иным причинам, которые волновали всю христианскую Церковь. Хотел спросить у Вас о значении Вселенских Соборов для нас сейчас.

− Это был период установления тех догматов и канонов, которыми живет наша Церковь до сих пор (и будет жить до скончания века). Это вопросы, касающиеся основ, глубин нашей веры. Сейчас народ обращает внимание в основном на внешнюю (обрядовую) сторону христианской жизни. А в чем, собственно, состоит вера, почему мы веруем в Пресвятую Троицу, Кто такой Господь наш Иисус Христос, почему мы относимся к Нему так или иначе – все эти вопросы были разрешены как раз в первые восемь веков, когда собирались Вселенские Соборы. Первые века были охарактеризованы частым возникновением сект внутри христианства, уклонениями от истины, и нужно было утвердить, установить для всех эту истину. Поэтому, конечно, Вселенские Соборы − это очень важно, и каждый человек, который считает себя православным христианином, должен изучить этот период в жизни Церкви: решения Соборов и причины возникновения тех или иных разногласий. Это даст ответ на вопрос, почему и сейчас в Церкви нет единства, благодушия, как хотелось бы; почему люди, принадлежащие одной вере, по-разному порой смотрят на те или иные вещи. Так что этот период для нас важен.

− Как Вы думаете, почему тогда люди, даже воюя (а этот период был богат войнами, большими распрями между христианами), находили общий язык, а сейчас не могут?

− Мы не знаем, как они находили общий язык, потому что это было давно. Период, который занимал иногда сотню лет, с сегодняшнего дня нам кажется скоротечным. И сейчас мы живем в сжатое время. Разногласия всегда были. Важно, чтобы люди все-таки приходили к общему знаменателю в этих разногласиях, а не оставались при своем, потому что это опять же рождает очередные расколы.

− Я хотел спросить Вас про первые два Вселенских Собора. На них Церковь пыталась установить взаимосвязь между Иисусом Христом, Сыном Божиим, и Богом Отцом и пришла к тому, что Сын единосущен Отцу. Почему это было так важно для христиан, что даже это слово внесли в Символ веры?

− Говорят, что это внес сам равноапостольный царь Константин. Формулировка Символа веры обсуждалась долго – на двух Вселенских Соборах. В нашей вере существует догмат: «Бог есть Троица». Некоторые противники этого догмата говорят, что нигде в Священном Писании это не утверждается. А это есть откровение Божие через святых людей, которые этим вопросом занимались, много молились, и Господь счел возможным через них открыть нам эту тайну. Потому что никакой ум человеческий эту тайну ни раскрыть, ни познать не может. То, что мы знаем о Боге, нам пришло от Него.

Поэтому очень важно нам воспринять и то, что Господь наш Иисус Христос единосущен Отцу: Вторая Ипостась (Слово Божие) воплотилась из недр Пресвятой Троицы и стала Человеком. В Иисусе Христе нераздельно и неслиянно явилось и Божество, и человечество. Он – совершенный Бог и совершенный Человек одновременно. Как это? Наши оппоненты рассуждают с точки зрения человеческой: «Такого нигде не было, это все придумано». Но придумать такое человеческий ум не может. Отвергнуть может, потому что это превышает его возможности. «Я не понимаю, поэтому этого быть не может никогда», − так рассуждают люди, которые оперируют логикой, разумом, а Бога можно познать только верой. Как Сам Господь однажды сказал: блаженны невидевшие и уверовавшие. Мы веруем в то, что Церковь нам открыла через святых отцов, и эту веру держим.

− Вопрос: «В чем причины раскола христианства?»

− Всегда причина любого раскола – гордость человеческая. На гордости дьявол играет свою партию: он внушает человеку несогласие с тем, что есть откровение Божие, и, утверждая в этом людей, разделяет их. В XI веке наша Единая Соборная Церковь разделилась на Восточную и Западную. О причинах этого раскола много рассуждали, но все-таки причина кроется в желании епископата Рима главенствовать над всей Церковью. Хотя изначально было определено, что епископы Церкви равночестны: тот или иной глава Церкви равен всем остальным. Это равенство как раз предполагает соборность. А если кто-то один главенствует, это уже иная иерархия. В то время римский епископ являлся еще очень влиятельным государственным деятелем и зачастую совмещал в своих руках и духовную, и светскую власть. Но, как мы знаем, есть люди очень властные, для которых власть – цель жизни. Причем они не могут довольствоваться той властью, которую уже имеют, они хотят ее распространять на все и вся. И такие амбиции очень часто приводят к войнам, разрушениям, расколам.

Идея первенства очень тешит гордость, себялюбие людей. Есть те, кто поддерживает таких людей, а есть те, кто не поддерживает. Так и получается раскол. Все современные секты, собственно, на этом и основаны: некий человек желает власти и создает религиозную теорию, основанную на том, что уже было известно (она чем-то отличается от уже известных, но, по сути, это некая компиляция). Эти секты всегда находят своих последователей, которые их поддерживают, считают правильными, истинными. Создаются некие религиозные группировки, которые на самом деле обогащают их основателя (это первая цель формирования такой религиозной общины). А потом все заканчивается обычно со смертью основателя.

− Если причина раскола в гордости, то причина примирения (единства) в смирении?

− Конечно. Примириться человек может только тогда, когда признает свою неправоту, сумеет попросить прощения за свои ошибки, выслушать оппонента и принять его точку зрения. Это всё элементы смирения. Не важно, церковный это или семейный раскол, причина всегда в гордости. А примирение возможно только если человек переступит через собственную гордость, то есть не будет ломать чужую гордость (заставлять другого человека смиряться), а именно себя смирит: выслушает человека, предложит варианты компромиссов. Хорошо, когда так и происходит.

Замечательным было наше воссоединение с Зарубежной Церковью. А почему это стало возможно? Потому, что в то время возглавлявший Зарубежную Церковь митрополит Лавр был человеком смиренным. Он смотрел на Зарубежную Церковь не как на собственное государство, которым руководит, а как на церковное подразделение, которому будет лучше, если оно воссоединится с Московским Патриархатом. Вообще воссоединение всегда придает сил, потому что где раскол, там ослабление, а где воссоединение, там крепость. Поэтому мы очень рады, что такое событие смогло произойти спустя много времени, но опять же благодаря мудрости и смирению главы Зарубежной Церкви.

− Кто должен смиряться в Церкви, в семье?

− Смиряться должны все участники раскола, разделения, потому что каждый должен приложить усилия. А как еще? Самый распространенный случай – это когда нет согласия между мужем и женой. Воссоединить семью можно только если каждый сделает шаг навстречу другому, а не будет припоминать: вот ты это сделала, ты это сказал... Если мы хотим сохранить и приумножить любовь, то должны себя пересиливать, переступать через себя.

− Вопрос  телезрителя: «На Халкидонском Соборе спорили Кирилл Александрийский и Несторий Константинопольский. Они утверждали абсолютно противоположные мнения о природе Христа. На Соборе к конкретному решению так и не пришли: удовлетворили и того, и другого. Но это не выход из спора. В конце концов получилось, что и Несторий, и Кирилл создали свои Церкви. Это был первый раскол. И вопрос до сих пор остается открытым: он не решен».

− Четвертый Халкидонский Вселенский Собор осудил и ересь Нестора, и монофизитство. На самом деле этот вопрос решен, и сейчас он не стоит. Другое дело, что есть люди, которые это не принимают. Нам известно, что решение Халкидонского Собора не приняла Армянская Церковь (они остались монофизитами). Не все были согласны с решением Соборов (некоторые присоединялись к ним позже). Ни один Собор не был единогласным, когда осуждали те или иные ереси.

Первый раскол – это, конечно, арианство, из-за которого и был собран Первый Вселенский Собор, инициированный Константином Великим, когда он увидел нестроения в Церкви. Это было решение императора: все иерархи должны были собраться и этот вопрос решить. Собор сразу не закрыл вопрос арианства − он еще долго создавал проблемы в церковной жизни, потому что были ариане и императоры, и иерархи. Не все епископы поддержали решение, хотя Собор осудил арианство как ересь. Не надо думать, что если Собор принял решение большинством голосов, то все несогласные тут же подчинились этому решению и отказались от своих заблуждений. Да, есть некоторые люди, которые до сих пор не принимают те или иные решения Соборов, считают их ошибочными, продолжают веровать по-своему.

Догматический вопрос о природе Христа уже давно закрыт. Сейчас уже нет таких споров, рассуждений. Есть отдельные люди, которые не присоединились к решению Четвертого Собора. Наверное, несогласные люди всегда были и будут. Но для нас вопрос о сущности Иисуса Христа, о Его богочеловечности уже закрыт.

− Хотел еще добавить, что сейчас существует много богословских диалогов о том, что люди просто говорили на разных языках и не всегда могли выразить свое мнение. В результате происходили конфликты. Может быть, люди и хотели бы исповедовать то же самое, но в силу языковых различий друг друга недопонимали?

− Это самая простая причина, почему люди чего-то недопонимают. Это и сейчас бывает: неточность перевода, например, создает проблемы. Но это не самое главное. Главное − опять же человеческая гордость. Человек не может принять на веру то, что ему преподает Церковь. Он начинает рассуждать со своей точки зрения, проводит свои собственные исследования и приходит к собственным выводам. Я не так давно прочитал статью о том, что Леонардо да Винчи, оказывается, был не только гениальным механиком, скульптором, живописцем, но еще и богословом. Кто-то счел его богословом, потому что он был человеком верующим и очень серьезно занимался исследованием Библии. Он пришел к собственному выводу, что в Писание внесены серьезнейшие ошибки, исказившие смысл Священного Писания. Он приводит достаточно логически обоснованные доказательства этого. Это мнение очень талантливого, способного человека, много давшего нашей цивилизации, культуре. Но его богословские измышления не могут рассматриваться как серьезные. Не каждого человека, занимающегося богословием, мы именуем богословом. Есть люди, которые это наименование получили именно за свои богооткровенные изъяснения веры. Я думаю, лучше прислушиваться к их мнению.

− Вопрос: «Почему сейчас мы не преклоняем колени перед Святой Чашей?»

− А мы преклоняем колени в алтаре, когда совершается евхаристический канон. Но вообще есть правило, что от Пасхи до Вознесения не делают земных поклонов в церкви. Я не знаю общецерковного мнения на этот счет, но считаю, что это связано с тем, чтобы выделить этот период из остальной церковной жизни. Коленопреклонение – это выражение и почтения, и благоговения, и смирения, и испрашивание прощения (обычно тот, кто виноват, падает на колени и просит прощения). Весь Великий пост мы коленопреклоненно молились Богу о прощении наших бесчисленных грехов. Но Пасха поставила точку в нашем покаянии: Бог принял наши покаянные молитвы, и мы радуемся. Но если кто-то встанет на колени, поверьте, он не согрешит.

− Следующий вопрос: «Подростку одиннадцать лет. Как готовиться к причастию в таком возрасте?»

− Обычно в этом возрасте человек уже должен исповедовать свои грехи. Если он уже раньше исповедовался и знает как, то он должен подготовиться к исповеди. Если же для него это сложно, то родители могут помочь с подготовкой: напомнить о его прегрешениях. Родители должны выбрать для подростка посильное молитвенное правило. Все дети разные: некоторые к этому возрасту многие молитвы знают наизусть и спокойно вычитывают все Последование ко Святому Причащению самостоятельно, некоторые способны выслушать Последование, но сами еще не могут его прочитать, а для кого-то даже выслушать все молитвы сложно. Все зависит от ребенка. Нужно, чтобы это не было утомительным, но не происходило механически.

Всегда хорошо ребенку напомнить о том таинстве, к которому он собирается приступить, чтобы это опять же не было просто формальным действием. К сожалению, у некоторых людей смысл причастия давно уже ушел в обрядовую сторону: вычитал − исповедовался – причастился. А покаяние-то есть в душе? Поэтому хорошо с ребенком об этом поговорить, обсудить некоторые моменты его жизни с прошлого причастия с тем, чтобы он понял, что может быть препятствием для его воссоединения с Богом. И, конечно, надо стараться не отвращать детей от Церкви, от Причастия, исповеди. Некоторые родители насильно заставляют детей молиться, исповедоваться, причащаться. Все, что идет через насилие, рано или поздно вызывает отторжение. Нередко бывает так, что ребенка водят в храм, а потом в какой-то момент он говорит: «А я не пойду». Родители начинают возмущаться, стращать: «Как это ты не пойдешь?  Значит, ты нехристь. Это может закончиться тем, что ребенок может снять с себя крест и сказать: «Вот вам ваше, а меня не трогайте».

Вообще воспитание в ребенке веры очень долгий и тонкий процесс. Как в Писании Господь говорит: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня. Рождение веры в душе человека – таинственный процесс, это действие Духа Святого и души человека. Здесь важно не помешать Богу, а помочь.

– А что делать, если сын или дочь все-таки снимают крест?

– Оставить ребенка в покое и молиться о том, чтобы Господь те ошибки, которые совершили родители в его духовном христианском воспитании, уврачевал. Эти ошибки нанесли такую травму душе, что ребенок на дух не переносит все, что касается Церкви и Христа, и случается это тогда, когда навязывается родительская воля.

Надо прислушиваться к своему сердцу. В некоторых семьях бывает так: батюшка сказал, чтобы всей семьей каждое воскресенье ходили в храм, – и все неукоснительно это выполняют; но так нельзя, все должно быть разумно. На деле получилось, что Господь возжег огонек веры, а родители его погасили. А потом еще и обижаются, что ребенок неблагоговейно себя ведет и не так относится к вере. Теперь надо терпеть и крепко молиться, чтобы Господь опять возжег в душе этот огонек. 

– Вопрос телезрителя: «Читаю Евангелие и Псалтирь. Считается ли это молитвой?»

– Псалтирь – это, конечно, молитва, она и составлена в форме молитвы: мы славим Бога, вопрошаем Его и просим. Царь Давид молился этими словами, возносил хвалу Богу; Церковь с древнейших времен использует псалмы в своем богослужении.

Евангелие – это слово Божие, обращенное к нам, это не молитва, это научение, как должно жить христианину, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь через Свое Откровение, через апостолов-евангелистов дал нам христианские заповеди и научает нас им. Евангелие нельзя назвать молитвой, это Книга заповедей. Она так и называется: Новый Завет. А завет – это заповедь. И мы стараемся ей следовать.

– Символ веры, составленный отцами Вселенских Соборов, является молитвой?

– В Символе веры мы ничего не вопрошаем, а лишь констатируем, свидетельствуем о том, во что мы верим; он и начинается со слова «Верую».  Затем мы свидетельствуем об основах, основополагающих моментах нашей веры, из чего она, собственно, состоит. Поэтому его нельзя назвать молитвой в чистом виде; это есть свидетельство о том, чему мы научены и во что неукоснительно веруем, что принимаем и чему следуем.

– Вопрос телезрителя: «Подскажите, как помянуть брата; он ушел из жизни, покончив с собой. Говорят, на Троицкой службе можно заказать поминовение в храме».

– Когда человек кончает жизнь самоубийством, это трагедия для самого человека и для его родственников. Здесь нужно понять, почему и в каком состоянии это произошло. Если человек был психически нездоров и об этом есть свидетельство (состоял на учете у психиатра, у него были суицидные мысли и невменяемость, то есть человек не отдавал себе отчета в том, что творит) – в вину ему это не вменяется. При наличии свидетельства о психическом заболевании человека Церковь дает разрешение на отпевание, церковное поминовение в алтаре и на проскомидии.

Если человек покончил с собой в состоянии уныния, злобы, отчаяния или под действием наркотических или алкогольных веществ, – тогда нет церковного поминовения ни на Троицу, ни еще как-то; такого общецерковного правила нет. Просто людям очень хочется помянуть человека, с надеждой на Божие прощение, но церковные правила запрещают такое поминовение.

Самоубийц раньше даже не хоронили на общих кладбищах. Это делали для того, чтобы остановить людей, которые подумывают о подобном исходе из жизни, потому что не будут отпевать, поминать, похоронят как еретика и безбожника; это было вразумлением. Сейчас люди мало чего боятся, делают что хотят. Но правило это сохраняется, его никто не отменял. На проскомидии таких людей точно не поминают, а на молебне или на панихиде, может быть, и поминают.

– Вопрос телезрителя: «Обязательно ли женщине иметь длинные волосы или можно короткую стрижку? Пожилой женщине тяжело ухаживать за волосами».

– Конечно, можно. Тем более если женщина пожилая и ей трудно ухаживать за длинными волосами. А вообще длинные волосы украшают женщину; когда женщина подстригается как мужчина, она и похожа бывает на мужчину. Бывает, что со спины иногда и не разберешь, кто это: юноша или девушка, мужчина или женщина, – так похожи стрижка, брюки, обувь, фасон одежды; все перемешалось. Но все-таки Господь создал две ипостаси человека – мужскую и женскую, они разные; и Господь хочет, чтобы мы отличались и внешне.

В Писании есть указание о том, что женщине не должно стричь волосы, это было сказано еще в апостольские времена, но сейчас таких строгих правил нет. Раньше могли отказать в причастии, если женщина была в храме в брюках или коротко стриженная, сейчас такого нет.

Конечно, хорошо, когда все по чину. Но нужно больше наблюдать не за внешней стороной своего тела, а за состоянием своей души. Замечательные слова Господь обратил ко всем нам, сказав: в чем застану, в том сужу. Речь здесь идет не о внешности, а о качествах человеческой души; лучше за этим наблюдать внимательно. 

– Вопрос телезрителя: «Что значит возлюбить ближнего, как самого себя? Какая любовь здесь имеется в виду? Ведь себя я люблю, угождая собственной плоти, а это неполезно будет другому человеку; то есть возлюбить нужно духовно. Приведите, пожалуйста, примеры такой любви».

– Здесь речь идет, прежде всего, о прощении. Что бы мы ни натворили, себя мы всегда прощаем; на себя долго не злимся, обиду не держим. Я не знаю такого человека, который бы ходил обиженным на самого себя. Бывает сожаление, сокрушение о содеянном, о сказанном (лишнее сказал, зря сделал), но оно очень скоротечно; время проходит, а человек себя уже особо и не корит.

Каждый из нас не желает себе зла, никто себя сознательно не обманывает, зловредного себе не хочет. Так мы должны относиться и к ближнему: не желать зла, не держать обиду, стараться ему угодить, как-то послужить. Мы же себе служим, позволяем себе отдохнуть, когда устали. А от человека требуем каких-то сверхусилий, когда нам кажется, что не время отдыха. Пойти навстречу надо. Когда у нас возникает желание, мы ищем возможность пойти навстречу собственному желанию. Так же и к другому человеку: когда к нам обращаются с некой просьбой, может быть, не надо сразу отказывать, а пойти навстречу и как-то помочь...

Вот об этом идет речь, а не о страстях, которые мы в себе взгреваем и этим себе угождаем. Речь о доброжелательстве, снисходительности и великодушии. Такие замечательные три качества, которые хорошо бы нам проявлять к каждому ближнему нашему.

– Вопрос телезрителя: «Как избавиться от постоянного раздражения к мужу?»

– Ни от какого греха сам человек избавиться не может. Господь пришел на землю, именовал себя Спасителем. Потому что Он спасает человека от власти греха. Нужно молиться об этом Богу и не проявлять своего раздражения. Если человек борется с той или иной страстью, старается ее не проявлять, то Господь, видя его старание, молитву, подает такую помощь; и человек остывает, гнев и раздражение исчезают.

Некоторые люди, я знаю, так успешно борются с многословием. Был человек  болтливый, потом проникся всем ужасом этого греха, стал за собой наблюдать, сдерживатьсебя, молиться и стал более молчаливым, сдержанным и радостным от этого. Дай Бог Вам сил в трудах над собой и в молитвах к Богу!

– Вопрос телезрителя: «В молитвенных канонах пишется в скобках: поклон или поклоны; сколько можете или три поклона. Какие поклоны имеются в виду: поясные или земные?»

– Там, где сорок раз, – поясные. В молитве начальной: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас…» тоже поясные поклоны. А завершающий молитвенное правило поклон – земной. Или три поклона, это уже зависит от усердия человека.

В храме некоторые люди, не обращая внимания на стоящих вокруг, начинают размашисто креститься или класть земные поклоны. А бывает тесновато в храме, и они мешают, но считают, что благочестиво растолкать всех остальных, чтобы сделать земной поклон. Вот так делать точно не надо; если это может задеть или нарушить молитвенное состояние другого человека, то надо ограничиться мысленным поклоном.

Я помню времена, когда в храме не то чтобы поклониться, но и руку поднять и перекреститься было сложно, – так плотно стояли люди. Однажды в нашем Благовещенском храме на одной литургии (это был престольный праздник) было 1070 причастников! Храм наш вмещает приблизительно девятьсот человек, а было больше тысячи причастников, был заполнен весь церковный двор. И как быть? Хочется поклониться: закрой глаза и мысленно перед Богом преклони свою душу, прося прощения и благодаря Бога за все.

– В конце передачи несколько слов напутствия и пожелания нашим телезрителям.

– Хочу посоветовать всем православным христианам знать историю своей Церкви. Это очень важно. Это даст лучшее понимание того, что сейчас происходит; тех канонов и правил, которыми живет наша Церковь. Тогда вы будете более ревностно относиться к нашему наследию святых отцов, предков, с тем чтобы передать его грядущим поколениям. А если мы сейчас разрушим, подвергнем сомнению или каким-то образом исказим истину, которая была дана нам Богом через Церковь, через святых отцов, – что тогда останется другим людям, идущим за нами? Дай вам Бог сил, терпения, крепости и твердости в вере. Всего вам доброго!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Наталья Богданова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать