Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– В учении о спасении человека есть много того, что требует некоторого осмысления. В том числе понятие «грех». Что такое грех? Грех – добровольное делание зла. Посмотрим буквальный перевод этого слова: «непопадание в цель, промах». Человек, который начинает идти духовным путем, путем совершенствования, начинает разбираться в себе, начинает видеть как добро, так и зло, что присутствует в его сердце и душе. Тема греха по незнанию актуальна для тех людей, которые только-только вступают в духовную жизнь. Много еще неизведанного, непонятного. Очень важно до крещения проходить оглашение, когда человек научается основам веры. А можно даже в некоторых случаях пройти предкрещальную исповедь, покаяться в тех согрешениях, которые совершил до крещения. Даже если человек пока еще не совсем четко осознает, что делает.
Когда человек уже вступил в ограду Церкви, очень важно научиться вере. Когда мы пропускаем что-то, мы допускаем ошибки; следовательно, допускаем грехи. И это уже грехи не по незнанию, а по небрежению. Мы обязаны выполнять то, что должен делать человек, принявший Христа, ставший христианином. Грех по неведению всегда ассоциируется с околоцерковностью. Человек совершает что-то, но он не знает, верно это или нет, плохо или хорошо. Это происходит от незнания основ духовной жизни.
– В современной жизни бывает много новых искушений, с которыми нам сложно справиться по такой причине: общество говорит, что это нормально. В одном храме одним из очень серьезных грехов считается то, если ты заходишь в сеть «ВКонтакте». Более того, бывает, что людей, которые туда зашли, отлучают от Причастия. Но для многих верующих социальные сети являются способом говорить о Христе.
– Я не очень продвинутый пользователь сетей. Но моя должность игумена мужского монастыря требует от меня общения со многими людьми, которые находятся в различных социальных сетях. Опасность заключается в том, что ты уходишь от реальной жизни. Проблема и угроза для духовной жизни верующего человека в том, что здесь можно, не открывая своего имени, кого-то оскорбить, обидеть, унизить, не имея на руках доказательств, облить человека грязью. И тут возникает вопрос – это грех по неведению или ты понимаешь, что нехорошо говорить клевету на другого человека? В любом случае, используя определенные сети, мы всегда должны оставаться христианами, оставаться на стороне веры в Бога, на стороне совести, не подкупаться на сиюминутные «лайки» и увеличение просмотров. Господь говорит: за каждое слово будете давать ответ. Нужно быть очень аккуратным в интернет-пространстве, чтобы не согрешить чувствами, словами и мыслями.
– Вопрос телезрителя Владимира: «Умер Петр Мамонов. Мы на литургии постоянно молимся: дай, Господи, безболезненную кончину, мирную, во оставление грехов. В другом месте говорится, что человек живет 70–80 лет, многие из них – труд и болезни. Я себе желаю и другим того, что мы просим на литургии и в псалмах. Но мы видим отступления, что те люди, которые и верят, и ходят в храм, и молятся, умирают рано; и дети умирают».
– Безусловно, мы обращаемся к Господу: «Дай нам прожить честно по заповедям Твоим». Мы просим у Него: «Дай нам время на покаяние». Но мы все находимся в некой духовной лечебнице, в которой возможны рецидивы. Человек старается жить духовной, святой жизнью, к чему мы и призваны. Но наша природа повреждена грехом. Любой человек поврежден грехом. Господь дарует нам благодать и дает возможность выбора и борьбы. Насколько наши силы крепки, насколько наша вера глубока, зависит от нас. Сможем мы пройти мимо греха или будем уязвлены им.
В нашей жизни мы должны стремиться к определенной святости, честности, к жизни по заповедям Христовым. Апостол Павел говорит: «Дан мне ангел сатанин, мучать плоть мою». Что было дано апостолу Павлу? Господь ему говорит: «Довольно тебе, сила Моя в немощи твоей совершается». Так же и здесь. Мы вместе с Господом идем, совершая свой жизненный путь, совершая дело спасения своей бессмертной души. На этом пути бывает много разного, бывают и успехи, и поражения.
Если ты споткнулся, если в чем-то согрешил, дьявол тебя пытается растоптать, то у тебя начинается истерика, исступление, «все, конец моей жизни»! А на самом деле как? Блудный сын, который ушел от своего отца, потом встрепенулся и сказал: «Сколько я буду это делать? Сколько буду погибать, когда у отца хорошо дома? К нему пойду». Так и мы с вами должны. Если мы совершаем какой-то нехороший поступок, должны его осознать, чтобы он больше никогда не появлялся в нашей жизни. И никогда не надо отчаиваться. Отчаяние губит все усилия, начинается расслабление: зачем я буду читать что-то, бороться, ведь я и так уже пал? Никогда нельзя отчаиваться. А все остальное – это наша жизнь. Ко всему всегда надо подходить с рассуждением, смиренномудрием.
– Маловерие – тема для целой передачи. Мне очень понравилось интервью с Петром Мамоновым сразу после «Острова». К нему приехала женщина-интервьюер и спросила: «Почему Вы не становитесь священником»? Он ответил: «Мне бы с собой разобраться».
– Я его отчасти знал. Я не был его другом и ни разу в жизни не встречался с ним. Его жизнь, его перерождение заставляют думать не только о том, какой он счастливый, что нашел, обрел Бога, но поражает и безграничное милосердие Бога. Господь может принять человека всегда, несмотря на то, как далеко он может отойти от Него. Господь Своим милосердием покроет много грехов за его мужество говорить честно в той среде, в которой он жил, с теми людьми, с которыми он общался. Может, иногда грубовато, но честно; так, как это есть на самом деле.
– Поступать честно по отношению к ближним, к себе – это, может быть, правильное направление к тому, чтобы научиться говорить с Богом?
– Человек, который старается исправлять себя, бороться со своими грехами, всегда будет говорить с Богом. Даже вне Церкви, вне богослужебной, религиозной жизни, потому что он всегда ходит под Богом. Наши предки так и говорили: все под Богом. Всё от Бога. Даже когда мы работаем, путешествуем, делаем какие-то свои дела, мы никогда не должны уходить от мысли, что Бог с нами, Он нас видит и слышит, всегда внимательно наблюдает за всем. Наверное, намного внимательнее смотрит за моей жизнью, чем я сам могу за ней смотреть.
Это очень важно – грех по неведению. Нужно обязательно сказать о том, что придет воздаяние, всему будет дана своя оценка. В этой жизни человек получает определенную оценку, если живет греховной жизнью, убивает, ворует. Понятно, что будет: уголовное наказание – неотъемлемая часть его бытия, неправильной жизни.
– Но мы пытаемся этого избежать.
– Еще один момент. Когда совершаешь грех, зная, что это грех, это вдвойне увеличивает ответственность. Хотя незнание закона не освобождает от ответственности. Вот и в духовной жизни есть такое. Грех по неведению, конечно, не будет взвешен настолько сильно, как грех, который ты совершаешь, зная, что это грех, и нарушая все законы твоей души, нравственные законы и прочее. Поэтому очень важен вопрос воздаяния: за каждый грех человек ответит.
– На эту тему мы обязательно поговорим, потому что неведение греха не дает возможности оценить свои поступки.
Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что грех – это добровольное творение зла, но поскольку человек – разумное существо, то таких грехов, которые он не понимает, практически не может быть. Только животные могут так грешить. Церковь учит, что осуждать нужно не человека, а его грех. Но это только в том случае, если человек не в своем уме; тогда надо осуждать его грех. А поскольку он это делает сознательно, в своем уме и памяти, то, получается, нельзя отделять грех от человека. Он сознательно все делает».
– Святоотеческая мысль: надо ненавидеть грех, но любить грешника. Мы говорим не с точки зрения судей, внешне смотрящих на то, что происходит с кем-то, а выступаем судьями самим себе – давайте посмотрим на себя. Я приводил слова апостола Павла. Вспомните его жизнь: ведь это был образованный человек своего времени, более того, он осознанно делал грех – гнал христиан. Ему было разрешено гнать, убивать и преследовать верующих во Христа. Для него это было праведностью. В оценке совершенно иной плоскости – это был грех.
В Первом послании к Тимофею апостол пишет о себе, потому что делает оценку своей жизни: Но ко мне была проявлена милость, потому что я действовал по незнанию и неверию. Но для того ко мне и была проявлена такая милость, чтобы на мне, худшем из грешников, Иисус Христос показал, как велико Его терпение. Апостол Павел, даже несмотря на то, что пришел к Господу, не перечеркивал то, что было до встречи со Христом, а сожалел об этом. Видите, как он говорил: «Я действовал по незнанию и неверию». Но его поступки не могли считаться хорошими, когда он гнал, преследовал, ущемлял христиан. Мы говорим о том, что должны любить грешника, но ненавидеть грех, ненавидеть природу поступка, но всегда оценку своей жизни давать трезво, вспоминая, что мы делали. Это всегда отзывается покаянной молитвой: «Господи, не помяни грех юности моей. Не вспомни то, что я когда-то сделал по своему неведению или по неопытности».
– Сейчас Вы затронули тему, которая очень важна. У нас есть, слава Богу, примеры, когда люди взращиваются в верующих семьях, нет той проблемы, когда человек приходит к вере очень поздно. До своего крещения мы часто совершаем те грехи, которые не можем даже осознать, потому что живем в мире наслаждения (не только наслаждения, но в мире, который не подразумевает вечной жизни и спасения). В этом случае грехи, которые мы совершаем, как Вы правильно сказали, по незнанию юности своей, – в нас существуют. Когда мы принимаем крещение, говорят, что все эти грехи прощаются, но если мы совершали такие страшные грехи, что они не могут быть нами забыты, что с ними происходит?
– Давайте вспомним церковную практику, как это происходило в древние времена. Прежде чем человек становился христианином, что он делал? Он исповедовался – приносил публичное покаяние перед всей общиной за всю свою прожитую жизнь до вступления в христианскую общину, до того, как он принял Христа как своего Спасителя, Господа, Друга. Сегодняшнее время немного другое. Сегодня важно понимать, что крестить людей нужно подготовленными. К сожалению, это не понимают люди, которые хотят сейчас же, сиюминутно крестить ребенка, избавиться от чего-то. Люди часто, подталкиваемые своими страхами, пытаются преодолеть какую-то неприятность: надо креститься, тогда тебе повезет и все будет хорошо, полная чаша жизни.
Что самое важное? Мы должны людей готовить к крещению, чтобы они хотя бы имели представление об этом, после беседы со священником, после какой-то книги могли в себе разобраться и сказать: «Вот это у меня было плохо, здесь я сделал грех, а в этом мне надо покаяться, может быть, попросить у священника какую-то епитимью, а может быть, что-то такое, за что бы моя душа болела и переживала». Нужно внутреннее желание человека работать над собой. Есть такое утверждение, что в купели смываются все грехи человека, которые он совершил до этого.
Я думаю, что поражение души требует осознания человеческого ума, поэтому после крещения, если вы пойдете на первую исповедь, можете все равно в нее вписать: прости меня, Господи, что до крещения, до того, как узнал Тебя, совершал и такой-то грех, и такой-то. В этой исповеди ничего плохого нет; наоборот, священник порадуется, и вам станет легче. Как говорит Василий Великий о грехе неведения: «Грехи неведения, будучи как бы некоторой скверной, обезображивая внешность души и повреждая естественную ее красоту, имеют нужду в очищении через омовение». То есть даже грех по неведению производит внутри искажение, которое требует исправления. Поэтому тяжкие грехи, совершённые до крещения, требуют осознания в любом случае.
– Вопрос телезрителя: «Мне бы хотелось, чтобы Вы побольше остановились на осознанности греха. Я знаю, что я грешу, но остановиться не могу. Как с этим быть?»
– В любом случае пытаться избавиться от греха. Господь может сделать человека бесстрастным в одну минуту. Но почему Он этого не делает? Потому, что человек должен над собой поработать, должен попасть в такую ситуацию, которая его научит. Вот мы осуждаем, осуждаем; из-за нашего осуждения может кто-то крепко пострадать. И мы можем в такую духовную яму упасть, что нам тяжело будет оттуда выкарабкаться. Лучше туда не падать, апостол Павел говорит: «Лучше не знать всех глубин ада». Мы знаем, что это плохо, что это вредит моей душе, настроению, отношениям с Богом, но почему-то это делаем. Все очень просто – нет решимости. А надо решительно сказать: нет, не хочу и не буду! Начинаете осуждать, остановитесь внутри себя и скажите: «Господи, помоги!»
Наша духовная жизнь – это борьба; грех мы не победим, пока не осознаем его гибельность. Это касается любого греха. «Любой грех есть смерть», – говорит апостол Павел. Поэтому старайтесь от этого воздерживаться. Суть греха находится в человеке, мы часто сваливаем это на бесов, еще на кого-то; соседка виновата – ввела в искушение. А на самом деле идет все от нас и начинается в нас. Поэтому надо наблюдать за собой, где наша слабость. Если видим, что спотыкаемся, нужно приступать с молитвой к Господу, останавливать себя. «Удержи язык твой от зла и сотвори благо», – говорит псалмопевец Давид. Удержи свой язык– и всем будет хорошо.
– Очень полезно от всей души прочесть псалом 50-й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»
– В нашем Староладожском Никольском монастыре есть воскресная школа для взрослых. Там мы собираемся и разговариваем не только об истории и Священном Писании, но и о грехах, о том, как бороться с ними. То есть о практической стороне духовной жизни: как воздержаться, как победить греховную наклонность.
Вообще очень важно учиться, в любом возрасте. Мой научный руководитель Семенова Анна Владимировна, академик, доктор исторических наук, уже в возрасте и находится на заслуженном отдыхе, но с интересом, например, изучает французский язык, ездила во Францию, смотрит новости на французском языке. Человек уже достиг всего в этой жизни, но есть внутренняя потребность менять себя. И в духовном плане то же самое.
– Вы тоже не остаетесь на одном уровне, приумножаете свои знания; я знаю, что Вы еще и кандидат теологических наук. Есть люди, которые нуждаются в воскресной школе, они хотят расти духовно. Какое количество людей посещает Вашу воскресную школу для взрослых?
– Немного, человек пятнадцать. Но сейчас есть возможность в Интернете набрать любого известного человека, церковного деятеля, и послушать его. Кто-то одного батюшку слушает, кто-то другого. Но здесь тоже может быть некая опасность. Люди несовершенны, и у каждого есть свое мнение. Вот вы привели пример: на каком-то приходе люди заходят в группу «ВКонтакте» во время поста, и им накладывают епитимью. Но если уйти из группы даже на короткое время, это значит, что люди не прочитают нужные цитаты из святых отцов, которые я разместил у себя на странице, допустим…Поэтому во всем должно быть здравомыслие и рассудительность.
Кто-то из святых отцов современности говорил, что если тебе нужен духовный отец, то читай отцов Церкви: Игнатия (Брянчанинова), Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Иоанна Златоуста. Читай и выбирай того, кто ближе к сердцу. Если что-то непонятно, надо обратиться к священнику, чтобы обсудить тот или иной момент.
– Когда я приезжаю к вам в монастырь, мне нравится, что Вы о каких-то сложных и главных вещах рассказываете очень просто и понятно. Скажите, когда есть у человека неизвестный грех и человек не может его исповедать, может ли священник помочь узнать этот неизвестный грех?
– Думаю, что может. В ходе беседы с человеком всегда можно определить, чем болен человек. У кого-то уныние, печаль, грех блуда, чревоугодие – у каждого есть что-то свое; и оно двигается по линии всей его жизни. Но самое главное, о чем надо помнить: грех неведения прощается, когда человек в нем кается; осознает гибельность греха; говорит Господу, что ни за что и никогда туда не вернется и не будет таким, каким был когда-то.
У наших телезрителей уже не будет греха неведения по поводу места нахождения Староладожского Никольского мужского монастыря... Я бы хотел попросить всех наших дорогих друзей не забывать, что наш монастырь, а также телеканал «Союз» нуждаются в молитвенной и материальной поддержке.
– Я всем телезрителям посоветовал бы посетить ваш монастырь. Это, наверное, самое сложное: осознать те грехи, которые мы не понимаем?
– Поэтому мы и обращаемся к Господу, чтобы Господь дал нам видеть наши согрешения, нашу жизнь, нашу душу. Не душу чужого человека, соседа, начальника, а свою; видеть свои грехи, свое состояние; понимать,что надо исправить внутри, куда направить свои мысли, свои дела и желания. Думаю, что с помощью Божией все можно преодолеть.
Дорогие братья и сестры, хочется пожелать вам всего самого доброго и светлого, храни вас Господь! Не теряйтесь в жизни, всегда будьте мужественными, стойкими; укрепляйтесь в вере.
Ведущий Глеб Ильинский
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!