Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

14 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) и Покровского храма в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин). 

– Прощеное воскресенье, уже завтра пост. Обычно люди говорят: «Прости меня»; «Бог простит, и я тебя прощаю». А почему именно так? И что нужно отвечать, когда человек так говорит? Может быть, правильно не просить этой формулой, а просить прощения именно за что-то? Как Вы думаете?

– Я думаю, что в любом человеческом разговоре никакой формы не должно быть. Все должно быть от души и от сердца. Как человек должен сказать? Это уж как Бог на сердце положит.

Мне вспоминается одна мысль митрополита Антония Сурожского. Он говорил, что есть такие люди, которых мы и простить не можем (это ужасно, если такие люди есть), и все равно у таких людей надо попросить прощения. А каким образом, если мы не можем простить? И он сказал потрясающую мысль: «Скажи (или напиши): прости меня за то, что не могу тебя простить». Может быть, когда мы наступили гордыне на хвост, вытащили змею из души через словесное исповедание («прости, что не могу простить»), Господь за это даст благодать, и в сердце родится оправдательная мысль, которая превратит несчастное прошлое в счастливое будущее. Если не можешь простить, хоть в этом покайся, что не можешь.

А Серафим Саровский сказал нам потрясающую мысль. Хоть тысячи дел, подвигов у тебя будет, но если есть на свете один человек, которого ты сознательно не можешь простить и не прощаешь, то все твои подвиги просто напрасны.

Апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Бывает так, что мы готовы примириться, простить, протянуть руку, первыми покаяться, просто помириться, а человек не хочет. Если мы все возможное сделали со своей стороны, тогда это уже на его совести, Господь тогда Сам ему Судья. Потихоньку все управится, потому что ты готов на это.

Самое главное, чтобы мы были готовы. А если сознательно сами носим обиду – это большая проблема. Поэтому есть какой-то предел в человеческих отношениях. Сегодняшнее воскресенье должно было быть посвящено тому, чтобы мы вспомнили (не за нас вспомнили, а мы сами), кто на нас сердится, кто именно из-за нас переживает, страдает, с кем мы положили начало ссоры. Если по гордыне им позвонить не можем, тогда написать. Иногда человеку бывает проще написать, и это тоже шаг к примирению.

И лучше не пятьдесят сообщений послать всем подряд, а вспомнить про двоих или троих, кто на самом деле на нас что-то имеет. Это будет гораздо дороже, чем вся чисто формальная словесная шелуха, которая сейчас присутствует.

Хотя и не без этого. Если и в этот день не будет хотя бы какой-то формальности, то когда вообще это будет? Епископ Игнатий сказал: сначала листья, потом плоды. Но если листьев не будет, откуда будут плоды? Поэтому, глядишь, из этих пятидесяти кто-то и на самом деле обижался. Или мы, посылая сообщение, вспомним не просто общие фразы, а то, что конкретно мы могли неправильно сделать, чтобы какие-то выводы были. И само это воскресенье – уже граница, какой-то барьер, тут надо уже сказать: «Всё, стоп. Великий пост пусть начнется по-новому».

Я знаю многих прихожан, друзей, близких и знакомых, которые сказали: «Слава Богу, начинается Великий пост. Брошу пить, курить, матом ругаться, буду Евангелие читать, делать добрые дела, жене буду все прощать, за нее готовить». Жена сказала: «Буду мужа слушать, доставлять радость по принципу: хочешь порадоваться – порадуй». Дети говорят: «Будем учиться, по субботам и воскресеньям помогать папе и маме».

– Это сегодня сказали, а на следующий день...

– Уже много, если человек хотя бы пообещал начать новую жизнь с нового понедельника. Это уникальная неделя.

– Первая неделя действительно очень важная. Такая красивая, объемная. Невероятное время. Я сам с нетерпением жду, когда услышу первый ирмос Канона Андрея Критского.

– Я тоже вспоминаю свои студенческие годы. Учеба заканчивалась поздно, бежал в Елоховский собор, чтобы послушать патриарха Пимена. Причем иногда попадал просто на какую-то часть богослужения, но душа была просто на небе. Весь этот мир со своими проблемами, страстями, со своим злом – это какой-то другой мир, другая волна. А тут море, которое уносит тебя в совершенно другую, светлую страну. И желание на самом деле что-то серьезно поменять. Потому что Канон Андрея Критского – это история кающихся грешников и бесконечного милосердия Божия.

Все время трогало и грело душу его высказывание: «Впереди вас идут блудники и прелюбодеи». Люди слушают, скажут: «Во! Блудники вперед идут». А через паузу патриарх говорил (вместе с Андреем Критским): кающиеся. Не просто блудники и прелюбодеи, а кающиеся. Это, конечно, величайшая милость Божия, которая свидетельствует, что на небе бывает радость об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Вся история о падении, возвращении в отчий дом и бесконечной любви Божией.

Знаю многих прихожан, которые сказали: «Всё, с понедельника – предельно внимательнейшая жизнь». Потому что для нас, православных людей, перемены на столе или в еде – это слишком примитивно. Должны поменяться мысли, слова, поступки, потому что отказаться от еды не очень сложно (хотя в наше время, может быть, и сложно). Самое главное, чтобы мы поменялись.

Начинается пост, и за много лет это уже какая-то привычная перемена. Дальше-то что? Дальше этого должно же что-то быть? Какое-то изменение должно быть.

– Получается такая цикличность: выросли, а потом опять упали.

– Где-то так. Поэтому я переживаю за то, чтобы все было хорошо у меня, среди собратий, на приходе, среди родных и близких, чтобы мы были семьей, чтобы были чистые мысли, слова, поступки.

– Вопрос телезрителя: «Преподобный Анатолий Оптинский говорил: если тело не может поститься, то читай Иисусову молитву. Благословите на десяток Иисусовых молитв с поясными поклонами».

– На молитву Иисусову благословляю. Это даже не только благословение, это вообще наш христианский долг любви. Лествичник говорит, что мы должны брать пример в духовной жизни из примера человеческих взаимоотношений. Посмотри: юноша влюбился в девушку, девушка влюбилась в юношу. Он спит и думает о ней, едет на работу или учебу – думает о ней, работает – думает о ней, что бы ни делал – думает о ней. Ему ничего не мешает думать и мысленно беседовать с близким человеком. Иоанн Лествичник говорит, что так и мы должны возлюбить Господа, тогда никакие дела нам мешать не будут. Силуан Афонский говорил: Бога любить никакие дела не мешают. Дай Бог, чтобы мы Великим постом вот так возлюбили Бога и вели духовную жизнь не из-под палки, а по любви.

И насчет немощного тела. Действительно, Василий Великий однажды сказал: мы не телоубийцы, мы страстоубийцы. Поэтому дай телу по силе его, всю же основную брань обрати на внутреннего человека.

Я вспоминаю, как в один год приехала какая-то незнакомая монахиня, наш повар дала нам по три блинчика. Она съела блинчик и говорит: «Я наелась». А мне мало, думаю: счастливый она человек. Мне пять блинчиков было нормально, а ей и одного хватило. Поэтому не может быть все одинаково: дай телу твоему по силе его. Чтобы вести деятельность (многие люди на такой работе, когда от них зависит жизнь и благополучие других людей, то есть они руководители), должны быть и сила, и энергия. И надо есть столько, чтобы не думать о еде и не быть злым. Это будет правильный пост. Я замечал, первая неделя поста строгая – и все почему-то злые и особенно унылые. Что произошло?

– Голодные.

– Поэтому неправильно, если постимся, но при этом унываем, голодные и злые. А женщины вообще если сладкое не поедят, то как будто и жизнь даром проходит. Поэтому Великим постом вы уж себя сладким поддерживайте. Самое главное, чтобы не было духа уныния. Великим постом  самый страшный враг – уныние. Поэтому подкрепляйтесь, чтобы были силы на добрые дела. Бог сотворил нас здоровыми и сильными, со способностью творения добрых дел. Поэтому надо так себя подкреплять, чтобы была энергия на молитву, на работу, на служение родным и близким и на добрые дела.

Кто-то из святых сказал: наше тело как осел; если ты его недокормишь – он ноги протянет, а если перекормишь – начнет брыкаться. Поэтому ослика своего кормите в меру, но не перекармливайте. За этим тоже надо следить, но самое главное – следить за мыслями, словами и поступками. Главное – уклонись от зла и сотвори благо.

– Вопрос телезрительницы: «В подготовительный период к Великому посту на каждом всенощном бдении исполняется очень трогательное песнопение "На реках Вавилонских" и "Покаяния отверзи ми двери". Они очень меня трогают. Но почему бывает разной мелодия? Одна вроде бы спокойная, а другая – до глубины души, трясет просто. Почему изменяют эти мелодии?»

– Голос народа – голос Божий. Есть очень много музыкальных вариантов этих песнопений. Я Вам советую лично подойти к регенту и сказать: «Сегодня легло на душу, и я от лица наших собратьев хочу вас за это поблагодарить и попросить, чтобы вы исполняли именно этот вариант. Он лег нам на душу». Я думаю, что грамотный и чуткий регент все-таки отнесется со вниманием не только к своим музыкальным предпочтениям, но и к тому, как они ложатся на душу других людей.

А с другой стороны, есть определенная свобода у регента, который тоже хочет попробовать свои возможности, хочет посмотреть работу хора, чтобы было какое-то разнообразие. Поэтому посоветуйтесь с регентом. Все ругают Веделя… Но я требую со своего хора пиано…

– Должны быть очень высококлассные певцы, чтобы эти ноты спеть пиано.

– Совершенно верно. Проорать может и бездарь, а пиано может сделать только талантливейший человек. Когда Веделя поют в три раза тише, это настоящая молитва. Музыка гениальная, а исполнение чаще всего бывает безобразное. И есть на самом деле непревзойденные музыкальные обработки; текст один и тот же, впечатление – разное.

– Конечно, и внутреннее состояние певца тоже очень важно. Один из лаврских монахов говорил так: нет Веделя – нет покаяния. Но там, конечно, это произведение исполняли.

– Ну, там же отец Матфей был. Это же просто вершина, это молитва из глубины души. То есть каждая нота, каждая обработка, каждая музыкальная фраза как некий росток, который подымается к свету. То есть как будто душа подымается из глубин покаяния на Божий свет. Маленький росточек, который пробивается через асфальт. Но это надо уметь делать. Это могли делать только великие маэстро.

– Кто из регентов нас сейчас смотрит, воодушевим их.

– Не буду навязывать свое мнение, но Веделя никто еще в этом не превзошел. Но тише надо исполнять, из покаянных глубин. Покаяние по определению крикливым быть не может.

– Есть такой вопрос от телезрителя: «Как я могу простить человека, который оскорблял мою маму? А мама умерла в декабре».

– Серьезный вопрос. Этот человек сам несчастный. Если он творил зло, то сеющий зло и пожнет злое. Поэтому единственное – зло умножать не надо. Случай случаю рознь, но нужно постараться в себе это не носить. Хотя порой бывают такие сложнейшие моменты, когда человек сам в этом не кается. Тяжело прощать человека, когда он сам об этом не жалеет, не переживает. Ну как его простить? Поэтому сначала молитва о нем, о его вразумлении, потом о своем чувстве.

Мы в этом году будем праздновать 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Он говорил: выкидывайте из головы плохие мысли, а то у вас не останется места для светлых мыслей и воспоминаний. Надо заполнять голову добрым и светлым, к этому надо стремиться. И, конечно, молиться об этом человеке: а вдруг у него  родится покаяние, сожаление, раскаяние... Вы об этом узнаете, и, может быть, будет примирение, потому что Господь и за врагов заповедал молиться. Может быть, Господь коснется человека покаянием, а наше чувство гнева с десяти баллов уменьшится до семи.

– А если наоборот: ты оскорблял человека, обижал, а он ушел из жизни?

– Молитва за него остается.

– Не все потеряно?

– Конечно. И мысленное общение возможно. Моя мама ушла два года назад (28 марта). Иногда домой захожу, висит фотография, я говорю: «Матушка, здравствуй, стараюсь, как ты говорила, поддерживать все в порядке, свет гасить вовремя». Сказать они не могут. Но как мы перед лицом живых не хотели поступать плохо, так надо и перед лицом пребывающих на небе продолжить так же. А сейчас они слышат и видят в большей степени. Уже для души препятствий нет. Поэтому чего не хотели делать перед их глазами, не делайте и за глаза.

Кстати, эта мысль помогала мне в армии. Сейчас многие жалуются: как быть, когда кругом один мат? Школа, учеба, работа... Я говорю: да, мне все это было знакомо. В армии не то что выражаются, а говорят на этом языке. Подхожу к товарищу, дергаю его за гимнастерку: «Саш, а ты хотел бы, чтобы мама была свидетелем твоего разговора? Тебе бы удобно было?» Он говорит: «Нет, неудобно». – «Тогда не надо делать вообще того, что тебе будет неудобно делать при матери». И к этой мысли многие потом прислушивались.

Я же хочу перед матерью, перед родными и близкими все-таки человеком быть. А почему не быть человеком постоянно? И вообще мы должны все делать не только как перед очами родных и близких, а прежде всего как перед очами Божиими.

– А в наше время цифровизации настолько все опасно… Ты, по сути, обнажаешь себя. И даже если этого не понимаешь, обнажен перед всеми.

– Еще иногда бывает так: закончили разговор и не выключили телефон, и такого там наговорят, что потом стыдно. Поэтому не делайте того, за что потом будет стыдно.

– Вопрос телезрительницы из Брянска: «Вы сейчас вели разговор о церковном пении. В настоящее время я по болезни редко посещаю храм и часто молюсь, смотря телеканал "Союз" или "Спас". Часто бывает так, что иногда я даже вынуждена выключить телевизор, потому что церковное пение такое, что как будто не служба идет, а какой-то концерт. Такие арии и вариации, что душа не молиться хочет, а все внутри поднимается против, невозможно слушать. Может быть, это я так слышу. А самое главное, что пение увеличилось, а кафизмы сократились (на каждой "славе" только один псалом, первый час сократился). И так это больно».

– Дело в том, что всегда должно быть соработничество, симфония. Сейчас XXI век. Узнайте в Интернете телефон телеканалов «Союз» и «Спас» и передайте свои впечатления туда лично (что была трансляция из таких-то храмов, и есть большая разница). В миру есть понятие рейтинга. Поэтому тоже пусть будет голос народа голосом Божиим. Пусть тоже будет рейтинг по храмам. Кто-то, наоборот, скажет: а мне вот то-то понравилось. Потом телеканалы сделают общую аналитику, и те богослужения, которые созвучны с духовным состоянием народа, потихонечку будут поднимать наверх, а какие-то чуть-чуть приспускать.

– В защиту хора можно выступить. Все-таки когда приходит телевидение снимать службу из храма, хор старается брать сложные произведения известных композиторов (сложные по своей музыкальной форме, по какому-то рисунку). А еще есть другая проблема – техническое оснащение.

– С другой стороны, судя по голосу, телезрительница уже много-много лет в ограде нашей Матери Церкви. Ей пора уже от телевизора немного отходить. Домашняя сердечная внутренняя молитва гораздо выше молитвы внешней. Внешняя молитва является только трамплином, стартом, разогревом к внутренней молитве.

Например, всенощное богослужение начинается в 17 часов и приблизительно длится до 20 часов. Сделайте так, чтобы Вы это время на самом деле от души молились. Какая это будет молитва? У Вас она может быть любая. Это может быть Псалтирь, акафисты, Иисусова молитва, чередование молитв, лишь бы только душа молилась, не отвлекаясь ни на что. И Вы будете после молитвы в несколько раз более обновленной, вдохновленной, преображенной, осветленной, чем просто от трансляции. То есть пора дома уже самим иметь внутреннюю домашнюю сердечную благодарную молитву. Пора уже потихонечку из начальной школы переходить в старшую школу, а не возвращаться в ясельную группу, смотря трансляцию по телевидению. Это для новоначальных.

– Мы должны понимать, что после 65 лет есть всякие ограничения, что нельзя приходить в храм...

– Нет, я не про храм говорю, а про домашнюю молитву. Потому что телевизор не может заменить молитву. Это может быть только началом. Но человек столько лет в храме находится...

– А можно и дома самой прочитать первый час.

– Конечно, по Часослову можно и нужно почитать самой. В Интернете вся богослужебная литература выложена, тогда не будет никакого обращения к внешнему. Трисвятое сам читай, кафизму и первый час сам читай, никто нам в этом не мешает. Есть такая поговорка: хочешь сделать хорошо – сделай сам. Кроме литургии. Литургию ничто заменить не может.

– Пришел такой интересный вопрос: «Если я Великим постом перестану смотреть сериалы, это будет пост? Но при этом все останется на своих местах».

– Будет. Это, может быть, даже серьезнее, чем телесный пост. Почему? Иоанн Златоуст говорит: пусть постится не только твое чрево, но и твои глаза, язык, уши, сердце, руки и ноги. Пусть постятся твои глаза – каким образом? А вот таким: если человек решил не тратить драгоценное время на сериалы, это уникальное и замечательное решение. Кстати, Святейший Патриарх служил сегодня на литургии в Храме Христа Спасителя, и сегодня исполняется сорок пять лет со дня его епископской хиротонии. Поэтому здравия и многая лета Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

И пожелаем помощи Божией нашему отцу – иерею Александру Мишину, нашему дорогому собрату, который служит на подворье монастыря Оптина пустынь. С 4 февраля он находится в реанимации в 52-й больнице, в которой борются за его жизнь, делают все возможное и даже невозможное. Дай Бог им всем здоровья, главному врачу этой больницы. Потрясающие профессионалы. Тянут его с 4 февраля. Сегодня уже 14 марта. Пожелаем, чтобы явилась на нем святая воля Господня и чтобы эта болезнь была не к смерти его, но к славе Божией. Да явятся на нем дела Божии!

– Помоги Господи! Кстати, про телевизоры: я помню, моя маленькая сестра подходила к маме и говорила: «А можно постные мультики смотреть на телевизоре?»

– Это замечательно. Настолько наши советские мультфильмы были преисполнены доброты и идеи победы добра над злом, что можно их вообще назвать не постными, а православными по своей сути по сравнению с той ерундой, которая сейчас присутствует на телеэкранах.

– Это особая тема: социальные сети и пост. Вообще любой пост, не только Великий.

– Сейчас Великим постом самое главное – наложить пост на соцсети, свести это к тридцати минутам работы и общения. Раньше, в советское время, новости шли с 21 часа до 21.30, то есть полчаса. Считалось, что этого вполне достаточно для простого обывателя. Сейчас человек до бесконечности способен поглощать эту информацию. Но она не может быть до бесконечности. Нужны самые основные факты.

– Мне кажется, все равно сейчас невозможно отказаться от этого.

– Невозможно, но к этому надо стремиться. Если будет пост для глаз, ума и души от ненужных новостей, это будет гораздо серьезнее, полезнее и более духовно, чем просто следить за тем, есть в батоне сухое молоко или нет. Это гораздо важнее. А то мы отцеживаем комара, а поглощаем верблюда.

– Кстати, еще по поводу Канона Андрея Критского. Один батюшка недавно сказал, что если семинаристу устроить экзамен по Канону Андрея Критского, можно понять, знает он Ветхий Завет или нет. Сколько там ветхозаветных образов!

– Кстати, для ревнителей есть потрясающая литература, толкование на Канон Андрея Критского. Каждый стих разбирается с точки зрения соотношения его с Ветхим или Новым Заветом, о чем идет речь в том или ином стихе. Тогда совершенно другими красками расцветает весь канон, он становится более поэтичным, более доходчивым.

На этой неделе четыре дня Канона Андрея Критского – это полностью история Ветхого Завета с его праведниками и грешниками и история спасения человека. Все эти образы для нас полезны: не повторить чужих ошибок, а повторить добродетели всех тех бесчисленных праведников, которые были до нас. Именно в этом и есть смысл Канона Андрея Критского: чтобы в нашей памяти оживить евангельские и библейские образы, чтобы мы одним пытались не подражать, а образ мысли и поведения других привнесли в свою жизнь.

– Хотел бы еще добавить, что Канон Андрея Критского будет транслировать наш телеканал ежедневно, с понедельника по четверг, в 18.00. Канон будет читать Святейший Патриарх Кирилл.

Очень сложно преодолевать свои страсти, но нужно. Какие есть способы, чтобы преодолеть свои страсти и искушения? Потому что настолько глубоко они сидят, что за эту Четыредесятницу искоренить их не удастся. Что Вы посоветуете?

– Не удастся... То есть это уже половина проигрыша. Как говорил Суворов, в нашем деле главное ввязаться, отвага – половина победы. Дело в том, что достаточно желания и решимости. Я знаю людей, которые в одночасье бросали курить, пить, ругаться матом. Я знаю людей, которые искренне, от всей души придя к вере, в одночасье бросали своих любовниц. Почему? Потому, что они вот так восприняли веру, Христа, покаяние.

– Сейчас или никогда.

– Конечно. А может быть по чуть-чуть? Как одна говорит: «Я хочу курить бросить». Я говорю: «Давай сюда пачку». Она мне дает пачку и через минуту говорит: «Батюшка, можно одну сигареточку?» Ну что это? «Можно одну сигареточку» – это, образно говоря, есть у каждого из нас.

– «Сейчас еще ладно, а вот завтра все будет по-другому».

– Конечно. Это «чуть-чуть» и есть один коготок целого орла в сетях. Поэтому должна быть решимость. Все на свете можно преодолеть, возлюбив Бога и возненавидев грех.

– Еще такой интересный вопрос: «Как понять: чем ближе Бог, тем больше скорбь? А когда эти скорби закончатся?»

– Нет, там немного по-другому. Скорби закончатся, когда мы действительно начнем воспринимать их как желаемые. Скорби до тех пор, пока мы их таковыми считаем. Поэтому благословляй свою жизнь, и она будет благословлена.

– Чем глубже скорбь, тем ближе Бог. Это правильное выражение, телезритель немного перепутал.

– Да, только в настоящей глубокой скорби человек начинает по-настоящему молиться. Только тогда он начинает по-настоящему воспринимать Христа и веру. Как Федор Михайлович Достоевский. Достоевским его сделала четырехлетняя каторга, когда он побывал на дне ада. И, побывав там, он начал ценить по-новому свою жизнь. Такого, конечно, никому не пожелаешь, и не нужно прозрение через вкушение ада, но такой была его судьба. Но самое главное – не то, чем его жизнь началась, а чем она закончилась. А закончилась она обретением Бога. Это было самое главное.

И я знаю человека, который прошел через тюрьму, там пришел к вере, а когда вышел из тюрьмы, написал такие стихи: «Со Христом и в тюрьме на свободе, без Христа мне свобода – тюрьма». Все –  и рай, и ад – внутри нашего ума, души и сердца. Поэтому мы сами можем с Божией помощью сделать свою жизнь раем на земле. Все зависит от нас. Храм – рай, богослужение – рай, отношения с людьми могут быть раем, это все зависит лично от нас самих.

– В заключение Вы можете обратиться к нашим телезрителям.

– Я всем желаю, чтобы все у вас было хорошо: в семье, в уме, в душе, в сердце, среди родных и близких. А хорошо будет тогда, когда мы сами начнем быть хорошими. А в этом нам поможет святой Великий пост, благодать святых богослужений, благодать святой исповеди и святого причащения, молитвы и совет духовника и, конечно же, теплое, искреннее, сердечное служение родным и близким. Потому что хочешь сделать хорошо – сделай сам. И если хочешь порадоваться – порадуй других.

Время настало, мы теперь отправляемся в дивное плавание из пункта А в пункт Б. Конечная цель нашего плавания – Светлое Христово Воскресение. Желаю, чтобы все мы пришли к нему очищенными, вдохновленными, преображенными, убеленными (не во внешнем смысле, а во внутреннем) и чтобы с радостью встретили Христово Воскресение, которое уже сейчас должно начинаться в душе каждого из нас через молитву, покаяние и дела милосердия. Аминь.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать