Беседы с батюшкой. Протоиерей Павел Кондраков

12 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Николая в Покровском (г. Москва) протоиерей Павел Кондраков.

– Сегодня Церковь отмечает праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И Вас поздравляю с именинами. Какое качество Вашего духовного покровителя вдохновляет Вас больше всего?

– Апостол Павел многогранная личность. Если применить в своей жизни совет подражать тому наставнику, имя которого носишь, в частности апостолу Павлу, то при таком мощнейшем характере, при таких талантах, при той благодати, которая была у него, становится страшно. Настолько несовершенным себя чувствуешь перед этим великим святым. Главное качество апостола Павла – это любовь. Это мне очень близко, и я стараюсь хотя бы немножечко походить в этом на апостола Павла. Любовь – это верх христианской добродетельной жизни. Апостол Павел был всем для всех. Забывая себя, он молился об иудеях, которые не приняли Христа, говорил: лучше пускай я погибну, но они спасутся. Он очень переживал о своих соплеменниках. Он был с иудеем как иудей, с язычником как язычник, с эллином как эллин, чтобы по возможности приобрести для Царства Небесного тех, кто был бы со Христом и кого еще можно как-то к Богу привести. Такая горячая любовь  и творила чудеса. Сколько он принес плодов своей проповедью! Он назван первоверховным именно за те труды, которые понес, и за ту любовь ко Христу и людям, которую явил в этом. Ибо если бы не было любви, то и таких плодов не было бы.

В современном мире главное качество, когда люди реагируют на нас как на христиан, – это любовь. Сейчас любви просто не хватает. Мир становится холодным, злобным, эгоистичным, со своими принципами. Но если эти принципы будут развиваться дальше, то кончина мира неизбежна. Мы знаем из Откровения, что она будет в дальнейшем, когда люди уже настолько забудут Бога и настолько разрушат себя духовно, деградируют, что просто не будет смысла жизни на земле. Любовь дает возможность людей согреть, привести ко Христу и помочь им обрести себя. Многие сейчас недоласканные, теплом не обогретые, теплом своих родителей, близких. Любовь мне кажется самым первым качеством апостола Павла для христианина, в частности для меня.

– Вопрос телезрителя: «Что такое созидание в духовном смысле?»

– Созидание в духовном смысле – это созидание души для Царствия Небесного. Любая твоя деятельность, если она ведет по направлению к Царствию Небесному, созидательная. Есть и разрушительная деятельность – когда человек грешит, теряет Бога, не понимает, зачем он живет. Тогда у него путь преисполнен всяких скорбей и разрушений самого себя и тех, кто его окружает. Созидание в духовной жизни – это в первую очередь изменение себя по образу Божию, то есть тех качеств, которые мы как христиане должны иметь. Это проявляется и на наших близких. Батюшка Серафим сказал: стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся. Сначала ты созидаешь себя, а потом вокруг тебя созидается духовная жизнь, которая привлекает людей к тебе, и они получают духовную пользу от твоей созидательной жизни.

– Созидать – это не значит что-то масштабное? Созидать что-то может каждый человек, просто своей жизнью, ходя на работу, воспитывая детей?

– В 25-й главе Евангелия от Матфея говорится, что при посещении Господом нашей земли Он будет судить весь род человеческий, когда по правую сторону будут агнцы, а по левую козлища. Там не говорится, созидал ли ты храм Божий, созидал ли монастырь, там говорится о том, помог ли ты ближнему своему, накормил ли алчущего, напоил ли жаждущего, посетил ли того, кто в темнице, помог ли тому, кто болен. Это и есть созидание. Во-первых, в любви созидаешь себя; во-вторых, помогаешь близким. Этот путь любви Господом приветствуется.

Когда человек помогает близкому, он служит Господу. Господь принимает это как по отношению к Себе. Святой блаженный Павел Таганрогский говорил: вот приходит к тебе близкий, а ты невнимателен к его нуждам, стараешься от него как-то отгородиться, а может, это до тебя Христос дошел, а ты Его отогнал. Созидание – это молитва за близкого, сострадание, сочувствие, помощь копеечкой или добрым делом. Это могут быть совсем небольшие добрые дела. Человек идет по улице и видит больного, страждущего, который просит денег. Мы часто обвиняем таких, злимся, что они обирают нас, тунеядцы. Это в первую очередь разрушение себя. А можно сказать: «Господи, я не знаю, какая у него жизнь, я сейчас помочь не могу, но Ты ему помоги». Поболеть за него, помолиться – это уже созидание личности.

– Вопрос телезрительницы: «Во время Великой Отечественной войны немцы вели себя чудовищно. На оккупированных территориях сжигали заживо целые деревни. Одному человеку отрубили руки и ноги, потом расстреляли. В концлагерях истощали людей до того, что они были ходячими скелетами. Доктор Менгеле на подростках делал операции без наркоза. В гестапо страшно пытали людей. Почему Господь не остановил фашистов с самого начала? Почему в последние времена будет еще хуже?»

Вопрос будет интересен для многих. Как Господь воспринял все ужасы, происходящие в Великую Отечественную войну, и где наказание?

– Во всей полноте Промысл Божий непостижим. Мы можем рассуждать в ту меру, в какую нам открывается в христианстве понятие о Боге, о нашей жизни. Господь настолько уважает волю человека, что не может нарушить те моменты, которые человек творит сам. Зло накапливается в мире, и оно бывает уврачевано такими бедствиями. Я не могу сказать, что Господь специально это делает, старается отомстить людям за их грехи и как-то этому радуется.

Отца Иоанна Кронштадтского спросили: «Батюшка, как вытерпеть момент, когда ты понимаешь, что зло победило, зло получило силу в твоей жизни и стало победителем над добром?» Он сказал, что это очень трудный момент и что у него тоже так часто происходит, но надо потерпеть. Если ты с благодарностью принимаешь Промысл Божий и просишь Бога о помощи, Он даже само зло обращает в добро. То есть последствия будут очень хорошие.

Есть интересный рассказ, когда человек тоже спрашивал, почему Господь попускает страдания. Он сам же и разрешает – с этими людьми был Христос, Он Сам с ними шел и сострадал им. Если бы мы замыкались в категориях этого мира, что здесь все закончится, тогда могли бы сказать, что в этом смысла никакого нет. Но если мы рассмотрим с позиции вечности, что эти люди будут жить вечно, то открывается другая грань. Мы видим, что эти люди в вечности будут в таких обителях, где получат от Бога все сполна, утешение даже за самые мелочи, которые им пришлось понести в этой жизни.

Один человек рассказывал интересный случай. Воевали две стороны, два народа. И говорят: «Все, так невозможно. Господи, куда Ты смотришь? Как-то разрули эту ситуацию. Мы больше не можем, мы гибнем, смысла в этом никакого нет». И Господь тогда объявился и сказал: «Прекращайте войну, и все получится». Можно понимать так, что и свободная воля человека действует, и сила Божия. Мы не знаем всего до конца. Были случаи, когда и в концлагерях спасались люди. Отец Кирилл (Павлов), наш известный старец, прошел с Евангелием всю войну. Он был в сталинградской мясорубке и выжил. Он Богу молился, и Господь его сохранил. И очень много солдат, которые тоже прошли таким путем, были сохранены. Некоторые не получили даже ранений, пули пролетали мимо. И в каждом отдельном случае мы должны видеть помощь Божию. Многое зависит от воли человека.  Сотрудничество, синергия воли Божией и воли человеческой – это непостижимая тайна. Мы не можем голословно говорить, что все там пострадали; мол, куда Господь смотрел? Кто-то был спасен, кто-то погиб. Господь и в этих случаях не забывал тех страдальцев, которые шли этим путем.

По поводу последних времен мне приходят на память слова из Откровения, когда люди восплачут и возрыдают, что придет Христос. Это удивительное свойство человеческой души в то время. Мы поем на полунощной: «Се, Жених грядет в полунощи». Мы ждем Жениха нашего, Господа Иисуса Христа. Люди восплачут и возрыдают, потому что для них это будет не избавление, не радость, а, наоборот, начало мучений. То есть люди настолько станут плотскими, настолько недуховными, что для них даже само понятие жизни со Христом будет напоминанием о том, к чему человек призван. Это будет вызывать у них бурю гнева и раздражения. Полное отвержение человека от Бога.

Будет конец времен, и Господь будет судить, потому что уже не будет смысла в бытии мира.  Смысл бытия мира в том, чтобы новые души и люди спасались, приходили в Царствие Небесное. Для этого и Церковь есть. До последних времен. Пока есть кого спасти. Церковь как корабль, спасает тонущих. Но тогда такой возможности не будет, как при Ное, например. Он сто лет проповедовал. Когда уже было бесполезно проповедовать, пришел потоп и всех погубил. Так же будет и в конце времен, когда уже бесполезно будет проповедовать, бесполезно говорить о Христе. И тогда Господь придет, чтобы завершить последнюю страницу в истории мира.

– Вопрос  телезрительницы: «Является ли грехом, если перепутал молитвы, читая их по памяти?»

– У каждого христианина есть мера. Мы должны расти. Надо узнавать о степенях молитвы, изучать учения о молитве, то, что о ней пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), что говорят о ней подвижники. Для определенного духовного возраста очень полезно держатся молитвослова. Он должен быть как настольная книга. Постепенно, как советуют святые отцы, например святитель Феофан Затворник, можно начинать своими словами молиться. Он говорит: вы из детского возраста выходите в зрелый, и тут действуют совершенно другие законы, можно добавлять свои какие-то слова, свои просьбы. Отец Иоанн Кронштадтский советовал не только чужими словами по молитвенникам молиться, но и своими. Богу очень угодно, очень приятно, когда сердце человека открывается.

В нашем конкретном случае, мне кажется, это проблемы детского возраста. Ну, перепутал, не в том порядке прочел. Нужно обратить внимание на то, что забываешься, отвлекаешься, а то, что перепутал, это следствие. Встаешь на молитву, сразу приходят какие-то мысли. Потому что бесы начинают искушать.

Святые отцы говорят, что молитва – это самое спасительное для человека. Человек выходит для общения с Богом Творцом, идут благодатные энергии. Если человек с Богом, то он в спасении, Бог уже с ним. Тут, конечно, зависит от качества молитвы. Когда вы забываетесь – это грех. Вы даже не знаете, что читаете. Профессор Алексей Ильич Осипов часто говорит, как мы подменяем даже слово «молитва», мы говорим, что мы не помолились сегодня, а вычитали правило.  А это есть показатель твоей внутренней настроенности. Ты выражаешь то, что в тебе находится. Это проблема. Мы не молимся, а вычитываем, и получаются такие перекосы, что мы путаем и слова молитвы, и сами молитвы. А если бы внимательно молились, изучали это, то было бы для нас большое благо.

– Вопрос телезрительницы: «Если человек всю жизнь жил по совести, милосердие проявлял, делал добрые дела, но не был верующим, полагался на свои силы, спасется ли он? Как будет судить его Бог?»

– Мы за Бога не можем решать. Мы можем предполагать. Недавно нашел интересную статью, в которой выписаны все моменты из Ветхого и Нового Завета, где говорится о том, что Бог смотрит на сердце человека и на то, как он действовал в жизни. Мы иногда подменяем понятия, кто-то называет себя верующим, но по делам своим – формально верующий. Апостол Иаков говорит: покажи мне свою веру, ее не видно, но я тебе покажу свою веру из дел. Очень важно, чтобы вера была действенная. Есть Промысл Божий, который ведет человека к спасению, и есть жизнь человека, который своей свободной волей выражает то, к чему стремится. То ли он к добру стремится, то ли ко злу, надо учитывать и его воспитание, какие были события в его жизни, как они влияли на его судьбу. У аввы Дорофея описан интересный случай, когда две осиротевшие девочки попали в разные места. Одну девочку подобрала блудница, а вторую благочестивая женщина. Девочки воспитывались в совершенно разных условиях. И авва Дорофей спрашивает: Господь одинаково будет их судить или по-разному? Конечно, по-разному. Даже за малое доброе дело Господь будет по-другому относиться к той, которая не видела добра в жизни, видела одну только грязь. А с той, что была при благочестивой женщине, Господь спросит больше.

Если человек был добрый, стремился к добру, помогал близким, это не пройдет мимо  глаз Бога. Даже сейчас есть люди, которые каким-то особым образом не соприкоснулись с Евангелием. Они из советского времени вышли, бывшие партработники, комсомольцы. Они так живут, но делают добро. Как Господь будет их судить? Бывают случаи, когда человек встречается с верующим батюшкой, с верующим человеком, и эта встреча меняет его жизнь, его судьбу. А у того не было таких встреч, но он делал добро. Господь будет очень благосклонно на этого умершего смотреть, если он действительно делал добро и жил по совести. Апостол Павел говорил, что язычники, не имеющие Закона Божия по своей природе, если по сердцу доброе творят, то этот Закон выполняют. А были иудеи, которые соблюдали Закон Божий, но их сердце было далеко от Господа. Нам бы не попасть в число тех, кто по названию верующий, а по жизни не является христианином. Это страшно.

– Можно вспомнить разбойников, которые были распяты рядом со Христом. Один из них покаялся в последнее мгновение своей жизни.

– Эта евангельская история очень для нас поучительная и показательная. Один хулит Господа, другой защищает Его. Воздыхание в покаянии: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Сколько часов он был в этом покаянии? Совсем ничего. Господь ему говорит: будешь первый в раю. Господь вводит в рай первым благоразумного разбойника.

– Можно ли молиться за усопшего человека, если он не был крещен, если  жил праведной жизнью?

– Даже если и не совсем праведной. Церковь заповедует, что при церковных молитвах, например, при Евхаристии, мы можем поминать только наших усопших, тех, кто был крещен в православии и кто не отрицал Церковь, кто не был борцом против нее. Мы их поминаем в таинстве Евхаристии, на проскомидии вынимаем за них частичку, молимся на панихидах. Родственники, которые не были крещены, но для нас очень значимы, могут быть на нашем помине на домашней молитве. Это хорошее дело любви. Господь, видя наше переживание за эту душу, будет этому рад и будет способствовать тому, чтобы мы продолжали молиться.

Люди в этом мире могут делать добро; те же люди, которые ушли в мир иной, уже все, что могли, сделали. Сейчас наши дела могут восполнять тот недостаток добрых дел, которых не хватило у тех, кто ушел в мир иной. Поэтому наши молитвы будут сопутствовать облегчению их страданий, улучшению их небесного положения. По совету некоторых отцов, если мы очень переживаем за такого родственника, можно в храме поставить заупокойную свечу и помолиться, ничего страшного здесь нет. Но за Евхаристией мы не можем его поминать, потому что он не член Церкви.

– Вопрос телезрителя: «Апостол Павел очень мудро сказал: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Мы сейчас живем, можно сказать, в раю; у нас все есть, все хорошо. А что такое рай?»

– Нашу жизнь, которая вся в страстях и проблемах, нельзя назвать раем. Мне думается, что райская жизнь – это общение с Богом в бесстрастном состоянии; когда человек вкушает духовные блага, уготованные Богом. Апостол Павел очень мудро сказал.

Мы можем говорить только категориями нашего трехмерного мира; можем иметь представление о тех вещах, которые нас окружают. Но тот многомерный мир для нас непостижим; потому что он совершенно другой, он другого порядка. О том, что там делается, можно говорить только образами и подобиями. Слова служат вещам этого мира, они могут описать категории и явления этого мира. А в том мире настолько все по-другому, что человек не может подобрать слова.

Даже святые отцы некоторые моменты духовной жизни и духовной реальности, которая нас ожидает, описывают какими-то образами. Если почитать Откровение Иоанна Богослова, то там для нас очень много непонятного; потому что невозможно категории небесной жизни описать нашим языком, который предназначен только нашему миру. Мы даже здесь порой не можем в полноте описать увиденное, передать то, что почувствовали, потому что не хватает слов (так переполняют чувства), а там тем более… Рай – это, в первую очередь, общение с Богом в той полноте, которую человек может принять, которой достиг в этой жизни и дальше будет развивать в будущей жизни.

– Вопрос телезрителя: «Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух один в трех Лицах. А кому тогда молился Иисус Христос в ночь перед распятием?»

– Есть такой тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Некоторые отцы говорят, что Христос, когда был на земле в человеческом облике, был Человеком во всей полноте: и с разумом, и с душой; в то же время, он, как Сын Божий, управлял миром, то есть Он был в Троице. Надо понимать, что Христос никогда не оставлял Небо, Он оставался Богом и правил миром. И в то же время как Человек Он был на земле. В молитве Он обращался к Богу Отцу, с Которым связан нераздельно, неразлучно.  Мне думается, что в молитве Господа Иисуса Христа человеческая природа обращалась к Троице во всей полноте: к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Святому Духу.

– Вопрос телезрителя: «При распятии Христа иудеи знали, что они Его предали. Почему после Его воскрешения они не приняли христианство»?

– У Господа есть такие слова: если же кто скажет на Духа  Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Почему так Господь говорит? Если человек делает какие-то ошибки против Бога, Сына Божия – Господь об этом ничего не говорит, а про Духа Святого говорит. Получается, что Дух Святой самый обидчивый? Мы не можем так сказать. Мы можем это понять только в толкованиях святых отцов. Человек, который знает истину, знает, что есть некая реальность, но сам своевольно отвергает ее – не может покаяться, поэтому ему нет прощения. Суть вот в чем: человек действует по своему неправильному внутреннему убеждению, то есть против Духа Святого, при этом зная, что ему открыта вся полнота Святой Троицы.

Иудеи распинали Христа; они видели чудеса, видели, как Господь воскрешал мертвых. Когда Христос пришел и исцелил в синагоге одного человека, начальник синагоги сказал, что надо приходить в другие дни исцелять, а в день субботний не надо. Это простое событие – исцелить больного? Человек даже не понимал, что перед ним чудо. Значит, он жил в своих внутренних убеждениях, был не готов принять истину. Конечно, это хула на Духа Святого. Когда уже распяли Господа, те, кто Его отвергал, так и остались при своем убеждении; они шли к этому целенаправленно и злонамеренно. Даже когда стража пришла и сказала, что нет тела Господа, они им дали денег, чтобы те всем говорили, что тело украли ученики Христа.

В Деяних апостольских, когда апостол Петр исцеляет хромого, когда ученики именем Господа Иисуса Христа совершают чудеса, они все равно противоборствуют; даже видя явные чудеса, идут против истины. Хотя истина для них уже открыта, они ее знают. Иудеи, которые знали, что Господь воскрес,были в хуле на Духа Святого, поэтому они и не каялись.

– Как нам сегодня сосуществовать с другими религиями? Как простым людям не возгордиться, зная, что у иудеев такая позиция?

– Знать, что мы спасаемся, а они нет? Об этом очень мудро сказал святитель Филарет Московский: «Я не знаю, как люди в других религиях спасутся, я знаю, что я без православия погибну». Мы должны переживать за свое состояние. Когда человек приходит в христианство, начинает жить по-настоящему духовной жизнью, у него открываются очи на свои грехи; и он удивительным образом понимает, что когда пытается выполнять заповеди, у него ничего не получается.

Многие люди на исповеди признаются, что до храма (хотя были крещены в детстве) было все хорошо: помогали другим, в семьях было все нормально. А потом в зрелом возрасте человек пришел в храм и начал видеть столько мелких грехов, что и не знает, что с этим делать. Мне думается (так говорили и святые отцы), что это правильное направление духовной жизни, когда человек переживает за себя. Какая здесь гордость, если человек переживает за себя? А когда он начинает видеть свою немощь, тогда начинает переживать и за других.

Если человек слаб, он видит слабость другого. Например, здоровый человек никогда не поймет больного, пока сам не заболеет таким же образом. Сытый голодного не разумеет, так же и здесь: когда мы понимаем, что мы гибнем, что нам плохо, – тогда начинаем молиться и за других, потому что нам жалко тех, кому еще не открыто православие. Тут гордиться нечем; думаешь, как бы тебя самого Господь помиловал.

– Вопрос телезрителя: «Из Книги Бытия известно, что рай – Эдемский сад находился на земле, а не на небе. После грехопадения Адама и Евы, после их изгнания это место стало закрытым. Христос говорит, что Царство Небесное внутри нас есть; но это духовное состояние, учение Христово. А что тогда находится на небе? Где оказались Илья-пророк и Енох? Если рай – это земное место, что тогда на небе?

– Говорить о том, что тебе не открыто во всей полноте, очень сложно; можно, конечно, предположить. Некоторые святые отцы говорят, что есть мера богословия, за которую выходить нельзя. Есть мера полезная: размышляя об этих понятиях, ты себя настраиваешь и понимаешь, что тебе надо делать для спасения, это самое важное.

Внутреннее состояние вообще определяет то место, где ты находишься: в Царствии Небесном или в другом месте.  Уже на земле человек предощущает, в каком состоянии он находится. В таком же состоянии человек будет и там, когда Господь его заберет. Покойный отец Димитрий Смирнов на вопрос, как узнать, в рай попадешь или в ад, отвечал: «Ты с утра встань и посмотри на себя в зеркало, как выглядишь. Сразу видно: или ты всю ночь смотрел футбол и пил пиво (это одно состояние), или всю ночь молился – это другое». Я видел людей, которые приезжали с Афона; у них лица становились другие, богообразные, даже светились. Потому что они ночью там молились; это удивительно. Надо всегда следить за своим внутренним состоянием; понимать, что для тебя главное, куда ты стремишься. А если что-то у тебя пока не получается, если ты неправильно живешь и тебе очень плохо от этого – делай какие-то шаги, чтобы себя исправить.

– Можно смотреть футбол и молиться за любимую команду?

– У меня так не получается. Я начинаю активно болеть, и молитва оказывается на втором плане. Здесь так: кесарю кесарево, а Божие Богу.

– Если обидчик не понимает, что обидел, и не кается, продолжает общаться как ни в чем не бывало, как относиться к такому человеку?

– Можно простить и спокойно жить дальше. Но люди часто страдают; потом на эту обиду накладываются другие; человек подмечает более мелкие обиды, на которые раньше не обратил бы внимания. И все потому, что в основе отношений с этим человеком – обида. Великий святой преподобный Варсонофий советовал одному брату, когда того кто-то обидел, что не надо в себе это копить, а лучше подойти и сказать, но только в духе кротости и по-доброму.

Бывают случаи, что человек, подходя к обидчику, узнает, что тот не хотел его обижать, даже не заметил этого. А человек в обиде, переживает, додумывает, домысливает; на какую-то шутку, маленькое замечание обидчика взрывается; а тот даже не знает об обиде. Мне лично помогает этот совет, я его применяю; от этого становится легче, потому что обида не копится. Лучше преподобного Варсонофия об этом никто не сказал.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли проявлять любовь к ближнему в состоянии раздражения и гнева?»

– Отец Иоанн Кронштадтский очень мудро говорил, что если ты имеешь злобу в себе, сердце преисполнено ею, то ты даже не имеешь права говорить; потому что как образ Божий не соответствуешь Богу, то есть первообразу. В этот момент враг может посеять смуту и может все доброе, что ты хотел сделать, обратить в нехорошую ситуацию и последствия. Поэтому сначала надо самому успокоиться, помолиться; внутри себя примириться с собой и с Богом; и после этого делать добро. На основании зла и раздражительности нельзя строить здание добра.

Почему отец Иоанн Кронштадтский, например, часто уединялся? При народе он не мог сосредоточиться, уходил от людей на короткое время, чтобы собраться и укрепиться; после этого опять приходил к людям. Это помогало ему преодолевать ситуации, связанные с искушениями; даже когда люди досаждали батюшке, он с любовью и благосклонно их принимал. В первую очередь, надо получить эту силу, стяжать ее; и потом в мирном духе оказывать любовь тому, кому ты хочешь ее оказать.

– В заключение нашей передачи, батюшка, поздравьте с праздником всех Петров и Павлов, а также всех наших телезрителей.

– Дорогие Петры и Павлы! Я, как тезка со стороны Павла, хочу всех нас поздравить с этим праздником! И хочу посоветовать читать их труды, послания угодников Божиих и своих покровителей; изучать их жизнь. И по мере своих сил (по тому, что будет ложиться на сердце) стараться им подражать; думать, что нужно в нашей жизни исправить; стараться быть похожими на тех, кто за нас молится и радуется, потому что мы их почитаем и любим.

Ведущий Александр Крузе

Записали Анна Вострокнутова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать