Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба)

30 октября 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Человек, не очень привыкший к общению со священнослужителями, услышал в свой адрес такую фразу: делай вот так, это твое послушание.  Эта фраза немножко смутила телезрителя. Что же такое послушание? Как его исполнять? Можно ли от него отказаться?

– Послушание – это великая добродетель, которая помогает человеку прежде всего найти себя в социокультурной системе ценностей, прежде всего духовной. Когда человек умеет слушаться, это помогает ему выбрать правильный путь, направление к Царствию Небесному.

Термин «послушание» глубоко православный, христианский. Человек, который следует принципу послушания, приходит в Царствие Небесное. Жизнь многих пустынников, монахов, преподобных отцов, святителей изобилует живыми примерами, которые помогают человеку раскрывать суть и смысл этого понятия. Для нас является огромнейшим духовным авторитетом человек, который становится у Престола Божия и к которому обращается вся Церковь. Но тот, кто заслужил духовный статус святости, проходил определенный путь жизни и уяснил главное правило: дорога к Царствию Небесному будет коротка, если не тратить силы на какие-то дополнительные моменты, отвлекающие мысли. Духовный человек должен знать вектор своего движения. И тогда он сможет выбрать правильные пути для осуществления главной цели.

– Принять послушание – это добродетель?

– Да, принимать со смирением.

– А если приехал к старцу, а он тебя на коровник отправил?

– Очень хорошо.

– Для светского человека это может показаться странным.

– В гражданской или военной системе ценностей тоже есть послушания. Допустим, человек несет государственную службу и идет в очередные, внеочередные наряды, то есть выбирает этот путь для того, чтобы реализовать свое внутреннее «я». Если этот человек военный, то в этих нарядах прописываются и такие работы, как уход за туалетными комнатами, умывальниками, ванными, мытье полов в общественных местах. И человек подвязывается поясом смирения и выполняет определенные работы, даже если они ему кажутся неприемлемыми. Так же должен поступать и человек, который приезжает к старцам. Для чего он приехал?

– Решить свои проблемы.

– Вот старец и показывает, что дело в гордыне человека или в непонимании ситуации. И старец избирает определенный способ послушания для лечения. Когда больной поступает в больницу, его же не сразу лечат от всего, сначала наблюдают, берут анализы, пытаются разобраться, что представляет из себя этот человек и его болезнь, и только потом подбирается адекватное лечение.

Так и здесь: человек приезжает и раскрывается во всей полноте. Если он не смиренный, а ущербный в духовном плане, тогда с истериками собирает свои вещи, выговаривает все, что думает, об этом старце или вообще о Церкви, и его путь к Богу удлиняется. Для таких людей послушание очень сложный предмет. Они научаются ему дольше, делают больше ошибок.

– Я вспомнил свой эпизод из армейской жизни. Когда мы только все прибыли, может, пару дней прошло, мне говорят: «Иди помой пол в кубрике». Я напрягся, но все-таки пошел и помыл. Не знаю почему, просто взял и сделал.

– Вы просто понимали, что это делают и другие люди.

– Мама меня так учила. Я был старший, часто мыл полы, проблем со шваброй не было. Я помыл полы, и старшина сказал: «Молодец, что сделал». И потом я целый месяц вообще ничего не мыл. Старшина один раз посмотрел, как я отреагирую, а я просто молча сделал.

Но не всегда бывает легко принять какое-то задание, установку от другого человека, особенно не начальника. Есть такое выражение: послушание выше поста и молитвы. Как правильно слушаться, выполнять поставленные перед тобой задачи, установки? Послушание духовнику подразумевает, что ты послушлив Богу?

– Для начала надо определить свое место в системе ценностей. Что ты из себя представляешь и что хочешь в жизни получить. Если человек хочет принять иночество, монашество, посвятить жизнь Богу, то для него эта система христианской жизни должна быть родной. И все свои нравы, норовы, гордыню, мысли о том, что лучше знаешь, как сделать, надо придержать и послушать опытного духовного наставника, который поможет разобраться прежде всего с собой, со своим внутренним миром.

Если человек мирянин, то к нему эти монашеские правила не совсем применимы, ведь он не давал никаких намеков, обетов, обещаний на то, что свяжет свою жизнь с Богом и подчинит свою волю духовному наставнику. Нужны разные подходы.

Если человек планирует стать иноком или монахом, но приходит в монастырь и начинает показывать свое неуважение к уставам, правилам, обычаям, то не уживется ни в этом месте, ни в другом. Прежде всего, когда человек приходит к Богу, Христос говорит сразу об иге Христовом, а иго – это ярмо, то есть то, что на тебя, как ошейник, надевается и ты уже водим Церковью Божией. Христос сказал, что на камне веры созиждет Церковь Свою и врата ада не одолеют ее. Но вместе с тем Он создает и иерархию. Она устроена по небесному чину. В Церкви есть подчинение, соподчинение. Каждый знает свое место. И соответственно этому месту у человека формируется модель поведения в этом сообществе людей, которые посвятили свою жизнь Богу. Существуют определенные нормы, правила, каноны, уставы, которые человек, хочет или не хочет, должен выполнять. Он должен подчинить свою волю системе православных христианских ценностей и следовать тому, что благословляет священноначалие в лице духовника, который находится в каждом монастыре.

Человек должен определиться, что именно он хочет. Если прийти в монастырь со своим уставом и всеми руководить, у него ничего не получится.

– Не только в монастырь, но и в приход, например.

– Это то же самое. Община. Там, где люди, всегда возникают такие сложности. В миру, конечно, люди более грубые. Человек приходит и думает, что он звезда пресветлая и своим таким отношением все правила, обычаи, обряды какие-то делает как бы ничтожными. Это неправильно. Прежде всего человек, придя в церковь, должен помнить, что это место поклонения, смирения, любви и жертвы. Поэтому если человек не готов к этим добродетелям, то он должен им учиться и помнить, что самое главное место в жизни в христианском понимании занимает послушание.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии от Матфея Христос говорит: Горе вам… Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие. Какое предание старца здесь обличает Христос?»

– Дело в том, что люди, которые жили по старым законам, обрядам, учениям, все-таки не заметили во Христе самой главной цели и идеи – спасения. Они не захотели идти с Ним в Царствие Божие. Поэтому этой фразой показывается та мера беззакония, которая творится с законом. Христос пришел исполнить все, а Его не признают и не видят в нем ни Бога, ни посланника, ни пророка, ни первосвященника. Пелена покрыла глаза, и ум, который, казалось бы, должен был руководить этими слепыми вождями, не работал в это время.

– Старцы на самом деле могут дать какой-то совет или послушание. Однако все равно любое решение в жизни не принимается извне, почти всегда каждый делает это сам внутри себя. Исключая нездоровые состояния и какие-то преступные манипуляции. Как относиться к послушанию? Как выполнять эти заветы разумно? А может, зная, что не сможешь довести дело до конца, и не просить об этом?  

– Прежде всего мы должны посвящать свою жизнь служению Богу и изучению Его завета. Непослушливые люди теряют самую главную нить повествования Священного Писания – Сам Господь приходит от Отца в мир, становится Человеком, принимает такую же плоть, как у нас, и исполняет послушание Пресвятой Троице. Христос послушлив Отцу до смерти. Когда мы читаем эти слова в Священном Писании, то хотим в своей жизни уподобиться Ему. Христос сказал: будьте святы, ибо Я свят.

Мы должны стремиться стать богами с маленькой буквы, выбирать в своей жизни такие принципы, которые не мешали бы нам жить с Богом. Если мы творим какое-то беззаконие и дела тьмы или нас мучают духи злобы поднебесной, то это не является нормальным состоянием. Мы должны от этого избавляться, это духовная болезнь. И кто, как не духовник, может со стороны увидеть это состояние у человека и сказать ему правду в лицо? Часто это нелицеприятное состояние. А когда человеку говоришь об этом, он обижается и начинает оправдываться, что его неправильно поняли. Священники должны доносить людям всё таким образом, чтобы те в последующем изменили стиль своего жития, перешли на праведные рельсы и направились в сторону Царства Небесного. Это достаточно трудно.

И, конечно же, сам пастырь должен обладать духовным авторитетом. Если он сам не слушается своего священноначалия, то какой пример он может подать пасомым, которые идут за ним? Такие люди должны сразу мысленно сказать себе: «Стоп! Мы идем за слепцом, не нужно идти в том направлении». Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

В Церкви круговая порука: нижние смотрят за верхними, а верхние за нижними. Все это нужно, чтобы система взаимоотношений была здоровая. Если нижние будут видеть беззаконие и молчать, а верхний будет смотреть вниз и замечать то же самое, то эта система сгниет и развалится. Поэтому здоровая критика в храме бывает и в сторону священника. Если епископ себя ведет неправильно, то призывают и к его имени, обращаются к более старшим епископам. Это своеобразный духовный иммунитет, который есть и должен быть в Церкви.

Если священник видит, что люди ведут себя неправильно, они сразу об этом сигнализируют. Ничего плохого в этом нет. Это естественно. Вместе с тем пастырь выполняет свои задачи, а пасомые свои. И будет плохо, если пасомые будут выполнять задачи пастыря, а он будет смиряться до задачи, которую должен исполнять пасомый. Пастырь должен руководить общиной, наставлять ее и возбуждать в людях чувство любви к Богу и потребность следовать этому чувству, чтобы достигнуть Царства Небесного.

Если же этого не происходит, то это неправильно. Значит, пастырю надо пойти поучиться в духовных школах, на курсах повышения квалификации, пожить в монастыре, посмотреть, как это все работает... Люди всегда тянутся к монахам, ведь монахи отказываются от многого ради определенной цели. Люди очень часто бывают маловерные, и для них само монашество является неким чудом. Поэтому они едут к монахам, чтобы убедиться, что есть те, кто самоотверженно идет за чем-то.  

– У которых есть идея?

– Да, которые верят в нее и идут к ней. Люди цепляются за это и доверяют монашеству. В Греции очень заметно, что есть белое духовенство, а есть черное. За монахами там просто толпы ходят. Про белых они говорят: «Он такой же, как и я. А монах другой, ведь он от многого отказался».

– В любом деле послушания мы всегда должны говорить о любви?

– Без любви ничего не получится.

– Человека можно направить в тот самый коровник из любви к нему. Парадокс.  

– Человек приезжает в какой-то монастырь. Он хочет и перекусить в трапезной, и чтобы к нему хорошее отношение было. А за счет чего к тебе будет хорошее, уважительное отношение? До тебя кто-то работал, за коровками ухаживал, сено им подносил, навоз убирал. Если ты не хочешь этого делать, то зачем же ты приехал в сообщество, которое тебе не нравится? Сиди дома на диване, задавай вопросы по Интернету, может быть, получишь ответ. А то поехал в монастырь и не собираешься ничего делать?!

В монастыре есть своя логика – это послушание, поклонение, терпение, смирение. И человек должен это соблюдать. Человек приезжает в монастырь не ради поездки, а чтобы получить какую-то духовную пользу. А это такое состояние, которое нужно открыть и проявить в самом себе. Это определенный труд, который открывается через терпение, смирение и послушание.

– Что будет, если нарушишь послушание?

– Так человек удлиняет свой путь к Богу.

– А санкции какие-то будут?

– В разных местах по-разному.

– На исповедь нужно идти?

– Конечно. Может, и епитимью какую-то назначат. А может, надо просто побеседовать с человеком и сказать: «Друг, это не твое, занимайся своими делами, мирись со своей женой, детьми, родителями – и живите вместе и счастливо». Часто приезжают такие чудаки. Поссорился с женой, с детьми, от мира убежал и пришел показать, какой он хороший. Или насмотрелся зарубежных фильмов, где в монастырях все хорошо и благостно, а у нас все не так.

Если ты идешь в монастырь, то идешь на духовную борьбу с силами злобы поднебесной. Там вся сатанинская армия будет на тебя ополчаться и бесы будут нападать с особой силой. Если люди едут куда-то в монастырь, то они должны понимать, что это место духовных боевых действий. Монастырь – это место, где надо себя преображать, унижать, исправлять. А у нас приедут: «Ах, какой я молодец!» Немного поработают и радуются, что монахи похвалили.  Но на самом деле это значит, что ты что-то сделал неправильно; когда все делаешь правильно, там уже другая работа и другое отношение.

– Какое?

– Серьезное, тебе говорят о твоих ошибках. Вот вы придете к врачу, а он скажет: «А у тебя рана гноится? Какой ты молодец! Ничего, рука просто отвалится – и все». Разве это хороший доктор?  Вряд ли вы к такому пойдете.

– То есть нужно радоваться, если тебе начинают говорить: «Слушай, дружочек, так не пойдет»?

– Конечно.  Нужно спрашивать: «А что во мне не так? Над чем мне надо работать? Что мне надо исполнять?» А когда у тебя все хорошо, ты молодец, все многовековое монашество, послушание, христианство обнуляется. Если у тебя все хорошо получается здесь, значит, что-то ненормально.

– Как отличить то, что мне нравится, от того, что должно быть? Можно ли это сделать самостоятельно?

– Это можно понять после беседы с духовником или со священником.

– Но иногда их невозможно понять.

– Прокаженный же себя не вылечит, если не знает, как лечить.

– А если читать Священное Писание?

– Писание надо знать, но это же не книга рецептов.

– Но в какой-то степени там есть ответы на многие вопросы.

– Священное Писание надо разуметь, изучать в свете объяснений святых отцов Церкви. А если человек его читает и неправильно понимает, то это не совсем полезное дело. Нужно иметь особое разумение, молиться, чтобы понимать его. Это особый духовный дар. Люди приходят и сыплют этими цитатами. Или человек не знает церковнославянского языка, ни времен, ни падежей, но цитирует Священное Писание. А перевод он не знает, и смысл ему непонятен, просто красиво звучит. Это неправильно. Плохо, когда миряне или люди, которые находятся в состоянии искания Бога, начинают спорить со священником. Это неполезно для них самих.

Есть такой пример. Несколько веков назад детей лечили от эпилепсии так: если ребенок нормально прошел через большое дерево, не зацепился, то он исцелится. Сейчас вам такой метод понравился бы? Нужно проделать совсем другие мероприятия, провести диагностику, назначить лечение, которое реально помогает. То же самое в духовной жизни.

Ну да, есть понятие царственного священства, но среди царственного священства есть апостолы, епископы, священники, дьяконы, через которых происходит понимание Царства Небесного. Христос так заповедал, мы ничего с этим сделать не можем. Он не отменил этот институт. Мы должны помнить об этом. Если мы верим в Бога, значит, верим и в те благодатные дарования, которые снисходят на посвящаемого человека, на епископов, священников, дьяконов. Значит, эти люди носят что-то особенное в себе. Это не просто Иван Петрович или Николай Иванович – это отец Иоанн, отец Николай, которые имеют благодатные дары Духа Святого. Если мы люди верующие, церковные, то  должны это хорошо понимать.

– Может ли послушание быть во вред? Мы сегодня говорили о пастырях, которые перегибают палку.

– Конечно, особенно если люди некомпетентны…

– Можно ли им возразить?

– Если это в монастыре, то там должен быть опытный духовник. Если человек мирянин и его сердце чует, что пахнет жареным, то лучше воздержаться.

– Вопрос телезрителя: «Если у меня есть послушание в миру, а я исполняю его плохо, нерадиво, значит ли это, что я попаду в ад?»

– Вы монашествующий?

– Телезритель: «Нет, я мирянин».

– А кто Вам давал послушание? Духовник, священник, Русская Православная Церковь?

– Телезритель: «Нет».

– А кто же Вам может дать послушание?

– Телезритель: «Паша».

– Какой Паша?

– Телезритель: «Это сын покойной Татьяны, он ко мне приходит…»

– Вам надо пойти в церковь, которая находится рядом с вами, все рассказать священнику, пусть он снимет с Вас все эти обязательства, которые к Церкви не имеют никакого отношения. Живите спокойной жизнью, спаси Вас Господи.

– Видите, какую интересную тему поднял наш дорогой телезритель. Об этом я и говорю, когда люди заблуждаются. Есть некие духовные или даже психические проблемы, люди пытаются решить их с помощью духовных людей…

– Духовные люди должны быть в лоне истинной Церкви Христовой – Русской Православной Церкви, у которой есть своя каноническая территория, канонический предстоятель – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, есть митрополиты, архиепископы, епископы, епархии, законные священнослужители, которые являются носителями благодати Духа Святого. В Церкви все очень интересно устроено. Если послушания незаконные, человек имеет право обратиться к епископу и поговорить. Епископ – это надзиратель, который смотрит за правильным исполнением всего того, что должно происходить в Церкви. Не надо этого бояться. Каноническая территория – это место, где мы живем и подчиняемся определенному епископу. Епископ смотрит за чистотой исполнения жизни православных христиан. Если человеку не нравится что-то, что сказал священник, он может пойти к благочинному. Благочинный считается наиболее опытным в духовном плане. Либо пойти к епископу и с рассудительностью рассмотреть все моменты.

Допустим, человек, который сейчас звонил, не должен слушать никаких людей, которые имеют сомнительный авторитет или репутацию. Если священник говорит в противовес тому, что сказано в Священном Писании, Священном Предании и канонах Церкви, то надо к таким людям относиться очень осторожно и смотреть, все ли у них нормально с духовной жизнью.

– Телезритель говорил о некоем Павле. Мы допускаем, что и в истории Церкви, и просто в нашей жизни есть духовные люди – например, Матронушка…

– Матронушка, во-первых, никогда не насиловала волю человека. В ее жизнеописании было понятно написано: молись, слушайся священника, ходи в храм Божий, причащайся. Но она же не говорила причащаться, подходя прямо к Чаше со своими грехами, без исповеди, расталкивая людей, а после причастия снова совершать беззакония. Такого ни Матронушка никогда не говорила, ни Ксения Блаженная, ни какие-либо другие святые. Они все призывали к тому, чтобы склонить свою голову в сторону Господа нашего Иисуса Христа, пойти в храм Божий.

– И не звонить на телеканал, задавая такой вопрос, который, можно сказать, насилует волю человека. Получается, когда тебе дают послушание, должна быть радость, свобода.

– Здесь должны быть духовные границы. Есть такие грехи, которые вызывают радость и блаженство.

– Гордыня, например.

– И еще много таких, о которых и не следует говорить. Человек по слабости своей воли, духа может впасть в эти прегрешения и наслаждаться этим послушанием. Этого не нужно делать, нужно всегда ко всему относиться с рассуждением. Нужно иметь духовника, который бы правильно рассудил, поставил все на свое место.

– Случалось ли в Вашей практике такое, что человек должен был просто смириться?

– Много такого. Бывает, приходится человека принуждать к смирению. Конечно, не физически. Нужно выслушать его, а иногда и не слушать. Если человек не хочет идти правильным путем, его нужно отпускать, чтобы он опять к тебе пришел. Он придет. Пусть не к тебе, а к другому; во всяком случае, придет неповрежденным. Здесь самое главное правило – не навредить. Если чувствуешь, что не справляешься, отпусти человека. Дай ему выбрать то, что ближе ему по духу. Если он растет – слава Богу, если падает – подскажи ему, что падение будет очень жестким, можно разбиться. А дальше пусть решает сам.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать