Беседы с батюшкой. Иеромонах Макарий (Маркиш)

24 октября 2022 г.

Тема сегодня: не судите, да не судимы будете. Батюшка, в Евангелии от Матфея мы читаем: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы. Как мы можем понимать данные слова Спасителя?

–  Это цитата из Нагорной проповеди, которая открывает общение Спасителя с людьми, Его явление, не просто телесное явление как пророка, каким люди Его воспринимали, как Мессии, Сына Божия, а с изложением нравственных позиций, нравственных основ христианства. Мы должны смотреть на эти слова Спасителя взглядом Нового Завета, на новом принципиальном основании человеческой нравственности, человеческой жизни. Это дал Сын Божий. У нас иногда об этом забывают и смотрят на евангельский текст, на слова Спасителя как на должностные инструкции: надо так и так, красную кнопку нажми, зеленую… Нет. Христианская жизнь строится на несколько других принципах, хотя, конечно, остается основанной на заповедях. Возьмем начало Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство НебесноеБлаженны плачущие, ибо они утешатся. Говорим: вот заповеди дает Господь. Между тем это не совсем заповеди. Под заповедью мы понимаем требование. Как только что мы процитировали: не судите… Это некие указания, а заповеди блаженств – это не заповеди, а наблюдение над жизнью. Блаженны – то есть счастливы. Счастливы чистые сердцем, то есть люди, стремящиеся к Богу, открывающие сердце Ему. Счастливы смиренные, счастливы кроткие.

С такой позиции нужно смотреть и на то, что мы процитировали. Могу припомнить один удивительный эпизод, связанный с дореволюционной юридической практикой. Эпизод достаточно неприятный, но иногда его цитируют как что-то достойное. Известный адвокат защищал священника, который обвинялся в каком-то преступлении (священник, как и любой человек, может нарушить закон и нести ответственность перед уголовным законом). И адвокат, обращаясь к присяжным заседателям, сказал: «Этот человек всю жизнь прощал вам грехи. Почему же вы не можете простить его один раз?» Присяжные его простили, все аплодировали. А между тем это позор, беззаконие со стороны уголовного права и церковного статуса этого священника. Я продемонстрирую это на другом эпизоде, как бы зеркальном, но уже нашего времени, 90-х годов прошлого века или начала нынешнего, о котором пишет один из архиереев. В автомобиле ехали  несколько человек из духовенства, машину вел священник. Были нарушены правила, остановил инспектор, и прозвучало, как в том случае: «Мы же вам прощаем грехи, простите и нас тоже». На что инспектор ответил очень грамотно: «Уважаемый батюшка, прощаете грехи не Вы, а Бог, а наказываем не мы, а закон».

Так вот, не судите – что это означает? Это ведь надо воспринять в рамках церковно-духовного наследия, а не в рамках какого-то формального изучения… Значит, не будьте судьей, не выносите вердикта в отношении личности. Каждый человек – это образ Божий, за каждого человека Спаситель пролил кровь на кресте. Церковь может (в редких случаях) объявить человека святым. В крайне исключительных случаях Церковь кого-то анафематствует. И то эта анафема не предваряет Божьего суда, а просто фиксирует, что этот человек от Церкви отпал. Во всех остальных случаях никто от имени Церкви не может заявить, что этот человек проклятый или отверженный, от Бога отошел. Нет. Мы признаем, что судит Бог. Мне отмщение,  Аз воздам, говорит Господь еще в Ветхом Завете, и этот принцип полностью переносится на новозаветные отношения человека и Бога, на новозаветное понимание церковной нравственности. Но при этом никогда, ни при каких условиях Церковь не отказывается от осуждения или обличения греха, то есть зла в людях. Откройте книги Нового Завета на любой странице – разве мало найдете там осуждения греха? Апостол Павел говорит: Александр много мне сделал зла, берегись его и ты; да воздаст ему Господь по злым делам его. Это факт осуждения неизвестного нам Александра, и Павел предупреждает даже Тимофея, говорит ему с определенной целью, чтобы Тимофей учитывал это. И дальше Павел продолжает: многие оставили меня, да простит им Господь. То есть тут же Павел уравновешивает осуждение тезисом смиренным, спокойным, связанным с прощением.

 Вопрос телезрителя: «Чтобы не судить, наверное, самому полезно трезвиться, понимать, сколько сделал зла ближнему».

–  Здесь все индивидуально. Одному человеку будет полезно помнить об ошибках, которые он совершал. Другому полезно вспомнить о милости Спасителя, которую он получает в таинстве Покаяния. Мы приходим на исповедь и исповедуем свои грехи перед лицом Господа, и священник читает разрешительную молитву. Если Господь простил грехи, в ряде случаев бывает вредно снова и снова «наворачивать» их на себя. Был почти анекдотический случай. Бабушка каялась: «Я украла мешок картошки». – «Как же Вы его подняли? Вы еле на ногах стоите». – «Так это 20 лет назад, но на каждой исповеди об этом рассказываю».

 Как же бороться с грехом осуждения?

–  Принцип противостояния греху – это принцип смирения, принцип признания того, что мы христиане, что есть Господь Бог над нами, Который пришел на эту землю, чтобы дать дар прощения людям. Не дать людям власть судить, кого в рай, кого в ад. Нет. Он дал каждому из нас возможность очиститься от своих грехов через покаяние. Если мы будем помнить, что это основная задача нашего христианского образа жизни, будем ли мы тогда ошибочно осуждать других и ставить себя в положение Бога?.. Судья в обычном гражданском суде, когда выносит приговор, определяет всего лишь меру наказания... Может даже вернуться смертная казнь, тем не менее земной судья не осуждает человека в его вечном состоянии. Всего-навсего земная жизнь заканчивается таким образом, но осуждение личности никто из нас произносить не должен, не должен брать на себя функции Господа.

 А какая грань между осуждением и обличением?

–  Осуждение, как мы упомянули, – это вердикт, приговор личности, человеку как таковому. Личность неделима. Мы говорим: индивидуум. Это неделимость личности в ее стоянии перед Богом. Если мы говорим об обличении, значит, фиксируем некоторые нарушения каких-то принципов, нравственных или государственных законов. Если человек развел костер в неположенном месте, его могут оштрафовать, но его достоинство, его статус перед лицом Господа никем не ставится под вопрос… Мне не один год приходилось работать в исправительной колонии. Там очень разные люди, были разные встречи с этими людьми, и мне не раз приходилось принимать у них исповедь. Естественно, я объяснял, рассказывал им, как скверно и безнравственно нарушать закон, что никто не имеет права лишать своего ближнего, да и дальнего человеческого достоинства, достоинства перед лицом Господа.

– Вопрос телезрителя: «Батюшка, недавно я слушал поучения об Иисусовой молитве. Там говорилось: чтобы молитва была чистой, нужно иметь бесстрастие. Понятно, что бесстрастие означает: не судите, да не судимы будете. Еще говорилось, что нужно всего себя предать в руки Божии. Кстати, о том, что нужно предать себя в руки Божии, постоянно говорил архимандрит Амвросий (Юрасов), Царство ему Небесное. И еще. Мне нравится читать Иисусову молитву, но по-гречески: Κύριε ησο Χριστέ, λέησόν με. Так она для меня как бы легче, и она лучше идет. Можно ли так делать?»

– Видите ли, на каком языке молиться – это дело строго личное, индивидуальное. Здесь нужно помнить очень простой принцип: не вы для молитвы, а молитва для вас. Если речь идет о личной молитве, то молитва – это средство, которое дано каждому из нас для разговора с Господом. От личной молитвы следует отличать общественную молитву и совершение таинств, например таинства Евхаристии, которое означает «общее дело», богослужения суточного круга. 

Если мы говорим о личной молитве, в частности о молитве Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, то предполагается, что это разговор каждого из нас в отдельности со Спасителем, со Христом. Здесь идет обращение ко Христу – Второму Лицу Святой Троицы.

Вы спрашиваете, как достичь бесстрастия, чтобы молитва была чистой. Но это естественная необходимость христианской жизни. Каждый человек пытается достичь бесстрастия. Конечно, бесстрастие – дело непростое, и здесь нужно понимать, что такое «страсть». Слово «страсть» хорошо рифмуется со словом «власть» – власть надо мной, власть чего-то или кого-то. Страсть может быть бесовской, когда какой-то бес овладевает человеком, но такое бывает нечасто.

Может быть власть обстоятельств. Например, у каждого из нас имеется страсть к кислороду. Если нас лишить кислорода, то через несколько минут мы погибнем. Нами владеет страсть к питью, к еде, ко сну. Мы должны спать, есть, пить, отдыхать, трудиться. Это так называемые неукоризненные страсти, – страсти, характерные для человека, которые не являются грехом, пороком. Сам Спаситель был подвержен этим неукоризненным страстям. Он так же, как каждый из нас, дышал, ел, пил, спал, утомлялся.

Но многие неукоризненные страсти могут стать началом страстей греховных. Типичный, самый простой пример: человек, который ест и пьет, начинает объедаться и обпиваться, и понятно, что из этого произрастает. Вот поэтому предохранение себя от власти греха составляет содержание христианской жизни.

– Батюшка, а какие основные причины греха осуждения?

– Причин здесь может быть много, ведь мы живем в обществе. Если кто-то кого-то осуждает, это происходит не на пустом месте, не в вакууме. Осуждение может быть между мужем и женой, между родителями и детьми. Сплошь и рядом это происходит на работе, в отношениях между коллегами, между начальниками и подчиненными. Сплошь и рядом это происходит в социальной или гражданской среде в отношении людей, облеченных властью: люди смотрят телевизор и последними словами поносят власти.

Известен такой эпизод из истории Оптиной пустыни. Один послушник, уйдя из монастыря, долго скитался по разным местам, а потом явился к игумену Исаакию, наговорил ему много дерзостей и закончил словами: «Вот ты игумен, а не умен», – на что отец Исаакий, усмехнувшись, ответил: «А ты вот и умен, да не игумен». В этом содержится глубокий смысл.

Человеку дана власть, но дана и ответственность управлять теми или иными делами, начиная от мелочей и кончая чем-то очень серьезным, и ему нужно сочувствовать, сострадать, помогать. Нужно плечом к плечу стоять с теми, на кого возложена ответственность за нашу социальную, гражданскую, государственную жизнь, в том числе и жизнь военную. Но вместо этого люди находят поводы для осуждения, которое потом превращается в поток злословия.

– Батюшка, часто мы слышим: «Не в осуждение, а в рассуждение». Где эта тонкая грань между осуждением и рассуждением? Какие здесь есть отличия?

– Вы правильно сказали, что, обличая грехи, мы должны быть рассудительными. Надо сказать, что дар рассуждения не просто достоинство какого-то отдельного человека, а некий принцип, по которому должен жить каждый христианин, воспринявший от Господа дар рассуждения.

Об этом пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в своих воспоминаниях о преподобном Антонии Великом. Он приводит очень важный эпизод из его жизни, который может служить примером для всех нас. Однажды монахи, собравшись у Антония Великого, рассуждали о разных монашеских достоинствах о способности к молитве, к благотворительной деятельности, о каких-то телесных подвигах монаха, о его храбрости.

Преподобный Антоний сделал очень важное замечание. Он сказал: «Я видел людей с великими достоинствами, добрыми качествами, но, к сожалению, в результате многие из них стали жертвой своих собственных грехов, потому что они не имели дара рассуждения». Например, храбрый человек не чувствовал, когда нужно реализовать эту свою храбрость, заступившись за кого-то, а когда нужно придержать кулаки и не вступать в драку. Мудрый человек знает, когда ему нужно раскрыть кому-то свою мудрость, а когда, наоборот, он должен попридержать язык за зубами, чтобы не вызвать озлобление, огорчение, чтобы не породить конфликт с окружающими и так далее.

Рассуждение – это свойство любого трезвомыслящего человека, оно развивается с жизненным опытом в ходе христианской жизни, в ходе образования, учения. Ребенку семи лет далеко до полного разумного владения ситуацией, но уже с такого возраста он должен учиться, когда нужно что-то делать, когда нужно говорить, а когда нужно молчать. В Книге Экклезиаста есть замечательные слова: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время обнимать, и время уклоняться от объятий; время молчать и время говорить; время любить, и время ненавидеть.

– Вопрос телезрителя: «Каждый православный христианин перед смертью старается причаститься, исповедоваться. Значит ли это, что после предсмертного Причастия душа непременно попадет в рай?»

– Из Вашего вопроса нужно удалить всего лишь одно слово, и все встанет на свои места. Исповедоваться и причащаться нужно не только перед смертью. Путь христианской жизни – это регулярное исповедование своих грехов и причащение Святых Даров, и это без всякого сомнения. В том числе, разумеется, это касается и тех, кому предстоит закончить свою земную жизнь.

А кто куда попадет после смерти – на это, как мы с вами выяснили, власть Господа Бога. От нас это сокрыто, и рассуждать на эту тему, делать какие-то выводы – дело недоброе и нежелательное. Нехорошо нам говорить: «Наверное, этот человек попал в ад». Не нужно делать таких выводов. Нам нужно помнить слова из молитвы Ефрема Сирина: ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Дальнейший путь человека – это путь инобытия. Конец земной жизни, смерть земная, – это некая граница, некий порог, за которым жизнь продолжается. Но как она продолжается, что происходит в инобытии – наш земной опыт не дает возможности строить дальнейшую картину, и не нужно нам этим заниматься.

– Батюшка, а если мы видим, что человек творит беззаконие, можем ли мы его обличить, вправе ли мы это сделать?

– Здесь нужно действовать строго по обстоятельствам. Если кто-то из окружающих совершает какое-то беззаконие, попросту говоря, преступление, мы не просто должны его обличить, мы должны привлечь его к ответственности и, может быть, предать суду земному. Если, например, коллега на работе пусть и не доходит до нарушения закона, но явно халтурит и не дает другим работать, мы можем обратиться к начальству и как-то решить этот вопрос, вплоть до его увольнения.

Но если что-то нехорошее делает наша пожилая бабушка, или теща, или свекровь и мы начнем ее обличать, мы только внесем разлад в нашу семейную жизнь. Делать этого явно не нужно. Вот вам противоположные полюса, и в каждой практической ситуации нужно принимать разумное решение.

– Вопрос телезрителя: «Я не в силах не осуждать близкого мне человека. Может быть, мне лучше перестать с ним общаться, чтобы не согрешать?»

– Все зависит от того, насколько нам близок этот человек и правильно ли мы трактуем слово «осуждение». Как правило, близкий человек – это либо супруг, либо кто-то из родственников. Перестать с ним общаться можно только в том случае, если он занимается какими-то явными злодействами. Скажем, если он запойный пьяница, или развратник, или делает что-то настолько скверное, что приходится держаться от него в стороне. Такое бывает, но все же достаточно редко.

Как правило, все мы не свободны от греха, и наши близкие не свободны от греха, и наши мысли, наши помыслы не свободны от греха. Приведу пример из жизни: человек говорит лишнее. О таких людях говорят, что язык у них без костей. Каждый раз, когда он что-то такое скажет, мне делается неприятно.

Разумеется, в своих мыслях я осуждаю, обличаю этот его поступок, но я не делаю из этого какого-то публичного скандала. Я вижу, что человек поступает неправильно, я фиксирую это, может быть, принимаю для себя в качестве урока, что мне так делать не нужно, может быть, намекну своим детям: «Видишь, этот человек говорит лишнее. Не нужно так себя вести». Но объявлять ему бойкот, отворачиваться от него, если это действительно близкий человек, было бы жестоко и неправильно.

– «Как правильно исповедоваться в грехе осуждения?»

– А что значит – «правильно исповедоваться»? Исповедь – это раскрытие вашего сердца перед лицом Господа, чтобы получить от Него помощь в избавлении от греха. Если бы вы меня спросили, как правильно забить гвоздь, я мог бы это объяснить, а как правильно исповедоваться…

Расскажите священнику о том, что происходит в вашей жизни. Он даст вам пастырский совет, помолится вместе с вами о помощи в этом вашем деле. А где здесь логика – спрашивать у одних священников, что говорить другим священникам? Мне это не совсем понятно.

Это могло бы быть понятным, если бы исповедь была формальным процессом по типу: как правильно заполнить платежную квитанцию, чтобы заплатить за электричество и за газ? Это дело формальное, и вам только и нужно, что заполнить квитанцию, проставить сумму, внести деньги и забыть об этом. Исповедь – это совсем не то, и христианская жизнь совсем не формальная. Об этом нужно помнить.

– Вопрос телезрительницы: «Постоянно осуждаю мужа словом и помышлением – мало зарабатывает, ничего не хочет менять в своей жизни. Батюшка, подскажите, как не осуждать его?»

– Здесь нужно думать не о том, как не осуждать, а о том, как исцелить этот брак. То, что женщина пишет о своих семейных отношениях, – это опасный симптом болезни брака. Что-то не то происходит между мужем и женой.

Есть немного саркастичная песенка. У одной женщины был очень хороший муж, но он все время забывал закрывать тюбик с зубной пастой, несмотря на все ее просьбы. В конце концов она ушла жить к соседу, потому что у соседа вставная челюсть и всегда тюбик с пастой лежал на полке закрытым.

Вы понимаете, на что я намекаю? Нужно смотреть, что в этом браке не так. Этой женщине можно посоветовать прийти вместе с мужем к приходскому священнику и попросить его помочь наладить их семейную жизнь, подсказать мужу, какие у него есть недостатки, что ему нужно сделать, а жене дать совет, как нужно обходиться с мужем, как крепче его любить. Конечно, по одной фразе сложно что-то сказать, но цель здесь должна быть примерно такой.

– У святых отцов мы читаем: какие грехи осуждаем, в те же грехи сами и впадаем.

– Наверное, это слишком общее высказывание. Вот я вижу, что по улице идет пьяный в дым человек, и я подумал, что это безобразие. Но разве я побегу сразу же в магазин за бутылкой? Это как-то немножко странно. Конечно, такая опасность есть, но в делах, гораздо более тонких, чем примитивное пьянство.

Здесь можно привести слова Спасителя, обращенные к жителям Иерусалима, о том, что где-то случилась беда, и если они будут грешить, то и с ними это же может случиться. Человеческая душа и человеческое восприятие очень многогранны, они живут по непростым законам. Если человек грешит – осуждает близких, скандалит, клевещет, то его доброй воле может быть нанесен ущерб. Добрая воля человека страдает, и в конце концов он может совсем отойти от Господа.

– Батюшка, давайте подведем итог нашей сегодняшней беседы.

– Мы с вами достаточно подробно поговорили о том, что в жизни есть добро и зло, что зло само по себе требует обличения, осуждения, а люди требуют любви. Любить Господа, любить ближнего – это основная, базовая заповедь, которую дал нам Спаситель. Нам всегда нужно помнить, что Спаситель принял смерть за каждого из нас.

А что такое любовь? Любовь – это акт воли, что я могу сделать доброго. Одно из самых добрых дел, которое я могу сделать, – это быть христианином, быть добрым примером для окружающих меня людей. Если я во многом буду добрым примером для окружающих, значит, исполняю заповедь Спасителя, исполняю Его волю.

Ведущий Павел Денисик

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать