Беседы с батюшкой. Как обрести благодать. Священник Олег Герасимов

23 сентября 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи: как обрести благодать? Сегодня мы поговорим о благодати, и о благодати не только во времена, когда нам всем хорошо, мы все здоровы, но и о благодати во время болезни, во время богооставленности, испытаний. Очень хорошо жить в сознании, что в нашей жизни есть благодать. При этом мы всегда говорим о благодати, но никогда не произносим полностью, что это благодать Святого Духа.

Что такое благодать в нашем понимании? Мы нашли где-нибудь красивый вид, смотрим и говорим: «Вот благодать!» Происходит что-нибудь хорошее, мы говорим: «Это благодать!» Выходим из бани и говорим: «Благодать!» Мы это понятие очень часто каким-то образом нивелируем. Хотелось бы поговорить о благодати во времена, когда, казалось бы, в нашей жизни есть некая богооставленность, об обретении этой благодати, о потере ее. Что нам делать, чтобы каким-то образом найти эту благодать в жизни в любых условиях?

– Это очень емкий, очень важный для нас и глубокий вопрос. Как Вы правильно заметили, к сожалению, сейчас очень многие слова у нас утрачивают свой изначальный смысл. Они как бы истираются. Они даже приобретают смысл, прямо противоположный тому, что в него вкладывалось изначально. Возьмем, например, слово «прелесть». Сейчас говорят: «Ты прелесть». А на самом деле это духовное состояние, которое святые отцы всячески призывали избегать, когда думаешь, что ты лучше, чем есть на самом деле.

К сожалению, то же самое происходит со словом «благодать». Оно устойчиво ассоциируется с комфортным, вольготным, сытым состоянием, когда тебе хорошо и тебя ничего не волнует. На самом деле, если почитать святых отцов, у этого слова значение гораздо глубже, а иногда даже вовсе не такое, какое мы в него вкладываем. Когда святые отцы говорили о благодати, они говорили из своего опыта. Когда они говорили, что тот или иной отец достиг бесстрастия, это была не апатия в нашем понимании, не отворачивание от всего, а именно высшее благодатное состояние, когда человек уже не подвергался нападкам никаких страстей, никаких грехов и был практически в ангельском состоянии.

Для нас представить себе это просто невозможно. Но если мы имеем свидетельство Церкви о том, что такие люди были, и мы их прославляем в лике святых, значит, внимание надо обращать именно на то, какие они оставили нам свидетельства, исследуя это состояние и передавая это для последующего понимания. Так вот, у святых отцов, например у Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, мы читаем о том, что благодать – это особое действие Божие, которое призвано к тому, чтобы привести нас к спасению.

– Вопрос телезрителя из Фрязино: «Если я впал в какой-то смертный грех, благодать Божия все равно со мной остается?»

– Я к этому сейчас подойду. Действительно, это очень важный вопрос. Тут надо просто понимать, что святые отцы понимали под действием благодати и как они это действие благодати, говоря современным языком, классифицировали. Но поскольку они всегда говорили на основе своего опыта (а в зависимости от устроения человека, его характера, темперамента опыт у каждого, конечно, свой, поскольку Господь с каждым человеком работает индивидуально, если можно так выразиться), то в каких-то деталях рассогласование и могло бы быть, когда у одного благодать так проявляется, а у другого – так, но в общем и целом выстраивается следующая схема.

Сначала дается призывающая благодать. Это благодать, которая дает человеку понять, что Господь рядом и показывает, куда идти. Наверняка каждый из нас переживал в свое время состояние неофита, когда только-только пришел в Церковь, и все так хорошо: и молиться хорошо, и стоять на молитве хоть всю ночь, и прямо крылья вырастают, еще чуть-чуть – и станешь таким же святым, как святые отцы, о которых ты читал, чувствовал это. Эта благодать дается для того, чтобы показать, как это бывает. Потому что человек, который начинает путь в Царствие Небесное, должен быть опытно уверен, что этот путь действительно имеет такое окончание, что этого можно достичь. Это состояние ему дается, чтобы он попробовал, что это такое, условно говоря.

После этого это состояние у человека отбирается, и дальше человек должен идти уже сам, зная и помня, как это бывает. Здесь действие благодати также продолжается в этом человеке. Он может этого не ощущать, он может считать, что Господь его оставил. Но Господь его не оставляет. Как объясняют святые отцы, а я могу говорить только об их опыте, Господь очень тщательно выбирает те средства, которые для этого конкретного человека наиболее эффективны, наиболее ему подходят по характеру, темпераменту, предлагая ему такие испытания, проходя которые этот человек потихоньку своим трудом начинает приближаться к той цели, которая ему была показана «авансом».

Господь такому человеку при этом всячески помогает, но не дает ему впасть в тщеславие. Как только человек начинает думать, что чего-то достиг сам, сразу у него это все забирается, потому что по-настоящему действие Божие в нас раскрывается тогда, когда мы полностью отдаемся в руки Божии. Полностью! Без остатка. Когда мы точно знаем, что ничего не можем сделать сами, только с помощью Господа.

Иногда мы это признаем. Мне на исповеди иногда приходится человеку говорить, что надо себя полностью отдать в руки Богу, надо, чтобы Он в человеке действовал, а сам человек ничего не может. Человек говорит так убедительно: «Да, да! Я исполнен решимости». Тогда я ему говорю, что нужно убедить в этом Бога. А чтобы убедить Его, не надо говорить. Надо просто делать. Исполнился решимости начать жить по-божески и начинаешь это делать, а Господь тебе в этом помогает. Но как только  будешь считать, что сделал что-то хорошо и это твоя заслуга, в педагогических целях это у тебя сразу отбирается.

Теперь вернемся к вопросу телезрителя по поводу благодати, если ты совершил какой-то тяжкий грех. Это очень интересный вопрос. Понятно, что человек подвержен греху, подвержен страстям, поэтому впасть в грех для человека скорее привычное состояние. Так вот, иногда Господь попускает человеку впасть в этот грех. То, что с нами происходит, – это Господь попускает. Он мог бы удержать нас от этого греха, и в большинстве случаев удерживает, но, если мы упорствуем в чем-то, Он говорит: «Хорошо, попробуй. Поваляйся в этой грязи». И человек падает в этот грех.

Если он при этом опускает руки, отчаивается и отворачивается от Бога, тогда катастрофа. Но Господь в этом не виноват. Он до последнего готов протянуть нам руку, лишь бы мы были готовы в этом грехе покаяться. По учению святых отцов, благодать при этом у человека не отнимается. Она просто перестает действенно или явно проявляться. Благодать с каждым человеком пребывает всегда. Человек пришел в мир, ему дается благодать пройти по этой жизни и стяжать Царствие Небесное.

Действие этой благодати в каждом человеке по-разному проявляется. Поэтому, когда мы чувствуем то, о чем Вы говорили в начале передачи, это только одно из действий благодати: наиболее яркое, наиболее заметное и, наверное, наиболее желанное. Потому что оно связано с душевным комфортом, радостью, умилением, с душевным миром, и этого хотелось бы стяжать. Но это не единственное проявление благодати. Опять же, по творениям святых отцов, благодать в том числе проявляется и через скорби, которые Господь посылает.

Зачем Он это делает? Святые отцы пишут: как слепленный из глины горшок требует обжига (если он не будет обожжен, то будет мягким, податливым, не совсем пригодным к употреблению), так и человек: получив по благодати какие-то дары, он должен опытно, своими силами, через терпение скорбей, условно говоря, защитить право этими дарами обладать. Поэтому скорби, которые Господь посылает, – это как раз тот огонь, которым обжигается сосуд, слепленный Богом. Вот что такое благодать.

Это то, что я вычитал у святых отцов. С сожалением вынужден признать, так получается, что не всегда обращаешься к первоисточнику, а все больше пользуешься тем, что когда-то читал, помнишь. И вдруг оказывается, что очень многое из того, что, как ты считал, ты знаешь, немножко уже искажено. Казалось, что благодать – это непременно что-то приятное, сладкое, радостное. Нет. Благодать – это действие Святого Духа в человеке, и оно разное, поскольку все люди разные. К каждому человеку Господь подбирает свой ключик, чтобы наиболее подходящим этому человеку способом привести его к Царствию Небесному. И в этом величайшее педагогическое действие Бога в нашей жизни.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Почему Господь отнимает благодать?»

– Мы переходим к вопросу о богооставленности. Состояние богооставленности – когда человек вдруг начинает ощущать себя совершенно одиноким, брошенным. Мы знаем из Евангелия, что даже Сам Господь Иисус Христос на Себе испытал это состояние. Его слова: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46) – это тоже переживание высшей степени богооставленности.

Если даже к Своему воплощенному Сыну Господь это применил, то тем более и к нам это тоже применимо. Если пытаться понять это по-простому, по-человечески, это педагогический прием. Приведу яркий пример из жизни: ребенок вырывает свою руку из маминой руки, считая, что он может что-то сам. Малыш знает, что мама всегда рядом. А мама берет и уходит, прячется за угол или растворяется в толпе. Ребенок оглядывается по сторонам, а мамы нет. Это страшно. Мама в это время смотрит из-за угла за каждым шагом ребенка, она во сто крат более внимательна в этот момент к своему ребенку и мгновенно готова подставить руку. Но она делает это для того, чтобы ребенку стало понятно, что это такое, когда безрассудно, не задумываясь о последствиях, делаешь тот или иной шаг.

Это не должно быть жестоко, это должно быть в меру. Господь эту меру знает. Может быть, родители, которые таким образом пытаются учить своих чад, и перегибают палку, но Господь палку не перегибает никогда, Он дает нам ровно ту меру богооставленности, которая нужна для того, чтобы испугаться, но не впасть в отчаяние.

Богооставленность – это тоже проявление благодати. То есть когда благодать нас видимым образом покидает, это означает, что Господь вот так проявляет Себя в нашей жизни, чтобы посмотреть, как мы справимся, не ощущая крыльев за спиной, не ощущая вдохновения, которое дает нам благодать. Мы привыкли считать благодатью такое состояние, когда нам и хорошо, и радостно, и молиться легко. А вот теперь ушло это состояние. Что ты можешь сам? И тут начинаются позывы к отчаянию: «Господи, за что?» Это наиболее часто встречающийся вопрос. А нужно задаться вопросом: для чего Ты, Господи, уготовал для меня такое испытание?

На самом деле это педагогический прием, который надо понять. Чтобы нам осознать полную свою неспособность сделать хоть что-то значимое без помощи Божией, иногда Ему приходится применять вот такие средства.

– Вспомним те времена, когда мы, наверное, по своей собственной воле оставили Бога и жили так в течение очень долгого времени. Кто-то привык так жить: без желания и возможности понять, осознать, что такое благодать, без поиска благодати в своей жизни, тем более в тяжелых испытаниях. Вопрос: для людей, которые считают, что они не верят в Бога, благодать существует?

– Я думаю, существует. У святых отцов есть понимание, что благодать Господь дает каждому. Другое дело, как человек со своей свободной волей отреагирует на это проявление благодати. Состояние эйфории, полета, душевного и духовного комфорта, когда человек выходит, например, из бани и говорит: «Эх, благодать!» – опытно испытывал каждый человек. Другое дело, какие выводы человек из этого делает. Иной приписывает это действию горячительных напитков и пытается потом эту благодать получить химическим путем, но очень быстро понимает, что это тупик. Потому что не в этом причина. Причина – где-то вне тебя или, наоборот, глубоко внутри тебя. Если человек об этом задумывается, Господь начинает потихоньку его вести, предлагая какие-то знаки того, куда надо идти.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Я как-то смотрел православную передачу, там женщина рассказывала о том, что самая большая благодать, которая была в ее жизни, коснулась ее сердца тогда, когда она простила убийцу своего сына, обнялась с ним. Прощение тяжелых обид... Как благодать к нам приходит?»

– Все мы читали и знаем строчки из Евангелия: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. И что Господь повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Мы это слушаем, но никак не можем применить к себе. А тут вдруг человек восходит до того, что опытно решается примерить к себе это совершенство и делает так, как сказано в Евангелии. Там сказано: благословляйте, а не проклинайте. И человек чувствует, что это действительно приносит плоды благодати. Это своего рода открытие.

Человек живет и делает какие-то логичные поступки, то есть делает шаг «А», и из него логически вытекает шаг «Б». И совершенно нелогичным с точки зрения здравого смысла представляется прощение убийцы твоего ребенка. Людям кажется, что надо мстить, что таких убийц надо уничтожать. Но Евангелие не об этом говорит. Человек решается попробовать сделать так, как сказал Господь. Пробует – и понимает, что Евангелие нужно исполнять. Это не просто книга, а образ жизни. Если это будет так, то и все наши шаги будут давать такие благодатные дары.

– Вы сказали про дары, об этом и поговорим. Когда за литургией мы поем «Иже херувимы», понимаем, что надо отложить всякое попечение, потому что в этот момент выходит Христос и мы готовы принять Дары Святого Духа. Не может такого быть, чтобы в момент причащения благодать Святого Духа была вне нас. Или такое может быть?

– Хороший вопрос, но кто может дать на него точный ответ? Мы знаем слова апостола Павла о том, чтобы Причастие не было в суд или осуждение. Эта фраза, которая вошла в молитву перед причащением, порождает много вопросов. В каком случае причащение Святых Христовых Таин преподается в суд или во осуждение? Есть много разных мнений на эту тему. Самое расхожее мнение: если человек глумится над Дарами, если принимает их без должного благоговения, если вообще не понимает, о чем идет речь, тогда Святое Причастие может стать опасным для этого человека. Благоговение, вера в то, что принимаешь Тело и Кровь Христовы, – одно из самых главных условий, с которым должно подходить к Святой Чаше.

Но мне кажется, что благодать Святого Духа преподается во всех случаях, даже если человек подходит не совсем благоговейно. В этом случае это будет благодать с отрицательным знаком, если так можно сказать; некая научающая благодать, чтобы человек понял, что так делать нельзя.

Был случай с иконой, в честь которой назван наш храм. Некий юноша, будучи магом, колдуном, попытался совершить какие-то обряды перед этой иконой в Ватопедском монастыре – и тут же упал недвижимый, бездыханный. Только по молитвам братии он встал и после этого уверовал.

Или, например, в Деяниях апостолов описывается случай, как некий человек по имени Анания обманул Святого Духа, утаив какую-то часть от продажи имения, и умер от этого.

– А потом и жена его.

– Конечно, когда человек умер, нельзя сказать, что он чему-то научился. Но многочисленные случаи говорят именно о том, что человек вдруг меняется. Например, апостол Павел: он сначала ослеп, потом был исцелен, прозрел и стал величайшим из апостолов.

Все ведет к нашему спасению...

– Вопрос телезрителя из Нижнего Тагила: «Большинство из нас приходят в храм Божий, когда случается что-то плохое. Тогда человек просит помощи у своего Создателя, чтобы Он дал душевных сил, укрепил в вере, помог найти выход из ситуации. Но у меня так происходит, что чаще всего я к Богу прихожу, когда у меня в жизни все хорошо; я преисполнен благодарности Богу и понимаю, что только Он дает мне любые блага. И я хочу Его за это благодарить. Но иногда в жизни что-то не ладится, находит уныние, отчаяние, посещают грешные мысли, что неспроста это все, что Бог здесь не поможет. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Возникает мысль, что надо самому что-то делать. И я в церковь не иду в такие моменты. Хотя понимаю, что должен идти и, наоборот, еще больше Бога просить, чтобы Он дал мне сил. У меня вопрос: как объяснить такое, что у меня наоборот получается, чем обычно бывает? И что в этой ситуации делать, чтобы выполнить Божью волю и чтобы это способствовало моему спасению?»

– Господь по-разному проявляет Себя в нашей жизни. Состояние, о котором Вы сказали, когда хочется Бога благодарить, – это, на мой взгляд, сродни призывающей благодати, когда Господь дает нам легкость (в молитве, в жизни). В таком легком полетном состоянии нам очень легко зайти в храм, всех благодарить, обниматься со всеми. Весь мир солнечный, все улыбаются и все хорошо.

Потом Господь дает нам другое испытание – ощущение той самой богооставленности, о которой мы говорили, когда в жизни все начинает сыпаться, становится не очень хорошо. И это призыв Божий, чтобы мы своими силами постарались сделать какие-то шаги.

Опять приведу аналогию с маленьким ребенком, которого можно, конечно, все время водить за руку, обнимать, гладить по головушке, кормить всякими вкусностями, но потом из него вырастет не очень приспособленный к жизни человек. Время от времени человека надо заставлять что-то делать, чтобы он научился и вырос человеком, пригодным к тому, для чего он призван. И Господь, перемежая поглаживания по голове с необходимостью что-то делать, очень и очень тонко ведет нас к тому, для чего мы призваны в эту жизнь.

Поэтому когда совсем тяжело, плохо, когда руки опускаются и душит уныние, – это призыв усилить движение к Богу. Кто может помочь? Господь. Не хочется идти в храм, ноги не идут, но нужно встать, заставить себя и пойти в храм. Постоял на литургии – и вдруг понимаешь, что пелена спала, Господь принял твое деятельное покаяние.

Вы говорите, что обычно приходят с болью, горем. Нет. Обычно человек приходит в храм, когда еще не знает Бога, но у него все зашло в тупик и он не знает, куда деваться. Именно это состояние приводит человека со слезами и покаянным чувством в храм. И с этого начинается его движение к Богу. Этот путь, который человек начинает, полон и радостями, и горестями.

Я всегда привожу такой пример: представьте, что нам нужно достичь горной вершины, причем очень высокой и очень тяжелой для подъема. Мы должны как можно ближе к ней приблизиться за время нашей жизни. Мы не можем все время идти вверх, потому что от усталости можно упасть и умереть. Поэтому Господь дает нам время от времени привалы, передышки, когда нам становится хорошо, тепло, мирно. Но это всего лишь привал, потому что цели своей – вершины – мы еще не достигли. Отдохнув какое-то время, мы должны снова взвалить на себя свое бремя, свой крест и опять продолжить движение вверх. Будет опять тяжело, больно, сложно, и может возникнуть отчаяние, уныние. Но, как горшки, слепленные из глины, проходят через огонь, так и мы обязаны пройти через это горнило, иначе не сможем усвоить действие благодати.

Если то, что Господь дает, дается даром и никак не закрепляется нашими делами, это не особо ценится. Мы должны быть готовы к тому, что такие комфортные, теплые, мирные состояния – не навсегда; это дается, чтобы отдохнуть, перевести дух, а потом аккуратненько отнимается, и дальше надо опять идти со слезами, потом, болью к вершине, куда зовет нас Господь.

Поэтому постарайтесь в такие моменты, когда не хочется идти в храм, заставить, понудить себя, зная, что именно там может прийти желанное облегчение. Понуждение – это одно из условий. Царство Небесное нудится, то есть восхищается с усилием. И только те, кто прилагает усилия, могут его обрести. Об этом надо помнить.

– На Рождество Пресвятой Богородицы мы ездили на Коневец. Ехали мы из Санкт-Петербурга. Ехать далеко, сначала нам нужно было добраться до Владимирской бухты. Было очень холодно, шел дождь. Мы думали: куда мы едем? На Ладоге в любом случае шторм, и мы не доберемся... Но надо было ехать, потому что дела, съемка. Добрались до бухты: на воде волнение. Но мы все равно сели на паром, поехали. Что удивительно, как только мы приехали на Коневец, плохая погода закончилась, тучи разошлись, засветило солнце и стало тепло. Когда мы выезжали из Санкт-Петербурга, температура была всего 9 градусов тепла, а когда приехали на Коневец – стало 14 градусов тепла. Мы думали, что точно не доберемся (шторм, дождь), но мы заставили себя – и получили благодать.

– Сказано: по вере вашей да будет вам. Во-вторых, я часто подмечаю, что, как правило, природа более чуткая в духовном плане, чем человек. Обратите внимание, что в день праздника, как правило, очень хорошая погода. Проверьте это на каком-то большом празднике (например, скоро Крестовоздвижение). Церковные сутки начинаются с вечера предыдущего дня, литургия и первая половина следующего дня – это как бы окончание церковного дня. Так вот, в день праздника, утром, когда идет литургия, как правило, очень хорошая погода. Природа это чувствует гораздо тоньше, чем мы. Конечно, это такая особенность, на которую можно не всегда рассчитывать, но слишком часто бывает такое совпадение.

Когда мы нарисовали себе самые страшные картины, что все будет плохо, что придется возвращаться назад, но потом все-таки понудили себя и поехали, в большинстве случаев потом мы говорим: «Слава Тебе, Господи, что поехали». Поэтому, когда совсем плохо, достаточно всего лишь поднять себя с дивана и сделать первый шаг. А дальше Господь поведет. Если же заленишься, не поедешь и найдешь кучу оправданий, то потом пожалеешь.

– Мне всегда казалось, что когда начинаешь так размышлять и что-то откладывать, это действия лукавого. Каким образом враг человеческий может застилать нам глаза по поводу того, что нет благодати?..

– Когда врагу попускается застить нам глаза, он может это сделать ровно настолько, насколько Господь ему это позволяет. А позволяет Он это опять же в педагогических целях. Все, что происходит в нашей жизни, как нам кажется, плохое и несправедливое, за что нам хочется пороптать на Бога, – это Он нам попустил, Он знает об этом. Если мы боимся, что что-то произойдет, и нам страшно – значит, подспудно у нас есть понимание, что Господь может отвернуться, забыть про нас. Но это невозможно.

Слышал остроумное, но не совсем церковное определение молитвы: молитва – это дерзость думать, что Бог делает что-то не так. То есть, когда мы просим Бога сделать вот так и вот так, мы дерзаем думать, что Он что-то делает не так. Поэтому, молясь, мы должны не просить сделать так, как мы хотим, а просить понимания, для чего Господь делает то или другое.

Господь делает все абсолютно правильно и не ошибается; это аксиома. Другое дело, мы не можем это принять; нам кажется, что это несправедливо, жестоко, страшно. Потому что мы меряем всё своими мерками. А Господь смотрит на нас снисходительно, как на расшалившихся детей, и говорит: пойми.

Взрослые любят говорить детям: подрастешь – поймешь. Дай нам Бог подрасти, чтобы понять, что ни в одном шаге, ни в одной секунде Господь никогда не ошибался. И все, что Он нам дал, – Он дал только для нашего спасения.

– Если подводить итоги,  получается, что благодать Святого Духа от нас не уходит никогда. Это мы можем закрыть глаза на нее, не увидеть, не оценить. И в этом случае мы живем без благодати. Безблагодатная жизнь – наверное, и есть ад.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает проректор Московской духовной академии по лицензированию и аккредитации, клирик храма святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать