Беседы с батюшкой. Протоиерей Вадим Буренин. Ответы на вопросы

22 июля 2022 г.

– Сегодня отвечаем на вопросы. Ко мне приходит очень много интересных вопросов, в том числе есть очень неожиданные, связанные с православием в России сегодня. Я сейчас объединю несколько вопросов в один: насколько спасительна сейчас для нас, для России и для людей в России, не только христиан, но и вообще людей, живущих в России, идея православия? У этого вопроса есть несколько аспектов. Если подумать, православных людей не очень много и, может быть, имеет смысл не строить столько церквей, а строить детские сады и школы?

– Прежде всего, братья и сестры, обращаюсь к вам с просьбой: сколько можете, помогайте Русской Православной Церкви; в частности, православному телеканалу «Союз». Каждая ваша копеечка просто жизненно необходима. Она пойдет на существование этого телеканала. Не стремитесь себя оправдать, почему вы не можете пожертвовать эту копеечку. Поступите по Евангелию: сколько можете, жертвуйте каждый раз, когда у вас есть такая возможность.

Православие в России на протяжении уже более тысячи лет способствует нормальной, здоровой жизни: жизни со Христом. Наши предки стремились вести эту жизнь так, чтобы она была для них понятной. Потому что каждый раз Церковь говорила правду, ту правду, которая является евангельской. Это Благая Весть. Это правда, которая свидетельствует о том, что на самом деле есть Истина. А Истина – наш Господь. Он наш путь.

Когда человек выбирает Христа и идет по пути, водимый Духом Святым, он, конечно, приходит к Богу в Царство Небесное. Когда он идет по этому пути, у него на пьедестале стоит Господь. Человек стратегически стремится в Царство Небесное, а здесь он тактически решает иные вопросы, которые ему необходимо на этом пути решать. Но он  решает их исходя из той правды жизни, которую черпает в Священном Писании, а далее уже и в жизни святых угодников Божиих, которые показывали, как эту евангельскую жизнь с Богом возможно реализовать в тех или иных условиях.

Благодатные примеры подвижников благочестия остаются актуальными и по сей день. Сколько мы знаем подвижников, которые оставили всё и пошли за Христом! Мы этим угодникам Божиим молимся, потому что даже при своей жизни они возлюбили Бога всем сердцем и всей душой. Они шли за Богом. Им, конечно, было тяжело в повседневной жизни, потому что они прежде всего сталкивались с различными внутренними духовными борениями. То, что происходило в их душах, известно только Господу.

Кто-то жил в городской среде, как блаженная Ксения или Прокопий Устюжский, память которого мы недавно праздновали. Кто-то уходил в леса и там вел подвижнический образ жизни. Но каждый раз наши подвижники благочестия жили так, что их жизнь становилась общеизвестной. Даже если это был глухой лес, все равно о человеке становилось хорошо известно всем. Возьмем в качестве примера того же Сергия Радонежского. Он жил в глухом лесу, но тем не менее подвижник, живший в лесу, организовавший там монастырскую жизнь, стал известен и в Византийской империи, а византийский патриарх его еще награждает и присылает ему памятный крест.

Вот свидетельство того, что по евангельской жизни свечу ставят именно на столе, но не под столом. Этот свет Христов, который был в праведнике, распространялся не только на территории монастыря, но и далеко за его пределами. Таких свидетельств очень много в нашей истории. Подвижники благочестия, которые вели праведный образ жизни, и по сей день остаются для нас таким ориентиром, который помогает нам в повседневной жизни.

Есть разговоры о том, что у нас на сегодняшний день не так много верующих людей. Но надо сказать, что после 30 лет, которые прошли с того момента, как не стало Советского Союза, произошли кардинальные изменения. Ведь людей в общей массе воспитывали прежде всего как потребителей. Средства массовой информации планомерно, изо дня в день, воздействовали именно таким образом, что человек должен потреблять какой-то товар, что он для этого и живет.

Та экономическая позиция, которая была, на сегодняшний день остается в значительной степени актуальной. И вместо того, чтобы воспитывать нового человека, который был бы духовным, делалось все для того, чтобы люди меньше задумывались о своей духовной жизни и больше задумывались о материальных благах: как им лучше поесть, попить, на какой курорт съездить и т.д.

Что же Русская Православная Церковь? А она всегда свидетельствовала о правде жизни, которая заключается в том, что на протяжении всех последних десятилетий восстанавливались и восстанавливаются православные храмы. У нас еще очень много храмов по всей стране, которые нужно восстанавливать, которые находятся в очень плохом состоянии. До многих храмов и монастырей еще даже руки не дошли. Потому что на сегодняшний день у нас нет достаточного количества средств, а также необходимо много квалифицированных реставраторов.

У нас даже в Петербурге на сегодняшний день не так уж много специалистов, которые могут грамотно проводить реставрацию, то есть людей, которые имеют соответствующее образование и определенный доступ к реставрационным работам.

– Вопрос телезрителя из Ростова-на-Дону: «Был ли выбор у Иуды Искариота? Если все было заранее предначертано в Писании и Сам Господь знал, что Иуда Его предаст, то был ли у того другой выбор? Ведь если бы он все по-другому сделал, то и пошло бы все по-другому, а не так, как было предначертано».

Господь – Сердцеведец каждого человека. Господь знает, как человек будет способен поступить в той или иной ситуации. Когда мы говорим про наших святых угодников Божиих, мы говорим, что их поведение всегда является понятным. Говорить о святых, которые жили 1000–1500 лет назад, сложно, но ведь были подвижники благочестия, которые жили совсем недавно, и о многих из них остались воспоминания еще живущих людей.

Возьмем святителя Луку Войно-Ясенецкого, архиепископа Крымского. Он был таким врачом, который стремился каждому помочь и в каких-то ситуациях максимально сделать даже невозможное, а при этом еще и молился. Господу было совершенно точно известно, что этот человек будет поступать только так. Святитель Лука ежедневно находился среди людей, то есть люди его ежедневно наблюдали, с утра и почти до его отхода ко сну. Мы вспоминаем отца Иоанна Кронштадтского. Он тоже целый день находился среди людей. Его жизнь была совершенно открытой. Его поведение было совершенно понятным и прозрачным.

Что касается Иуды Искариотского, то он ведь тоже находился на глазах у других апостолов. Все видели, кто как себя ведет, кто что говорит. Из строк Священного Писания мы знаем, что было даже какое-то недопонимание, когда братья решили, как они хотели бы сесть в Царстве Господа по правую и по левую руку от Него. Остальные апостолы тогда просто возмутились. Когда мы читаем Священное Писание, мы видим апостолов действительно живыми людьми, которые между собой общаются, выражают свои чувства и эмоции.

В этом отношении Иуда тоже был всем окружающим совершенно понятен, и его поведение было совершенно понятным. Он ведь заведовал деньгами, то есть  постоянно получал те или иные указания относительно того, как нужно потратить те или иные средства. Совершенно очевидно, что его внутренние борения, которые происходили, были Господу совершенно понятны. Не только Господу, но и апостолам, и другим людям.

Но нужно отметить, что просто так предателями на становятся. Человек, который принимает решение согрешить, должен пройти определенные этапы. Сначала ему приходят мысли, что вот так можно поступить. Потом они обрабатываются человеком, и человек уже дальше обдумывает, как он это осуществит. Это же не спонтанно произошло. В данном случае человек совершенно сознательно идет на предательство. Ведь Господь говорит ему: что делаешь, делай скорее. Потому что Он – Сердцеведец всех. Он понимает, что внутри Иуды это решение уже созрело и что тот его готов осуществить. Для этого нужен только подходящий момент. Такой момент представился, и решение было осуществлено.

Господь каждому человеку дает свободу, но этой свободой надо научиться пользоваться, и пользоваться так, чтобы быть Божиим человеком, чтобы свидетельствовать о своей любви к Богу и своим ближним. Живущий позаповедям Божиим в дальнейшем становится настоящим Божиим человеком. И другая ситуация, когда человек принимает для себя какое-то другое решение и поступает исходя из этого решения.

Вспоминаю житие преподобного Льва Оптинского. Он приехал в один из монастырей и поговорил с одним подвижником. Когда уезжал, предупредил братию, чтобы они следили за этим подвижником, чтобы не произошло чего-то плохого. Через некоторое время братия его догнала в дороге и сказала, что опасения оказались обоснованными: этот «подвижник» (в кавычках) закончил свою жизнь, как и Иуда, самоубийством.

В повседневной жизни каждому из нас важно делать не просто выбор в пользу Бога. Важно, чтобы мы дальше прошли огранку. Когда, например, находят какой-то драгоценный камень-сырец, сначала его обязательно подвергают определенной огранке, только потом он становится драгоценным. Человек тоже обязательно должен пройти определенные испытания, искушения, после которых он станет таким, о котором Господь сможет сказать, что он будет в Царствии Небесном.

Разбойник, который висел на кресте рядом с Господом, услышал такие слова. Ведь это произошло не случайно, его жизнь к этому шла, и на кресте он смог сказать именно те слова, которые сказал. А сколько людей было и есть, которые в сложных ситуациях начинают хулить Господа, выказывать недовольство, ропот: «За что мне? Я молился, постился, храм посещал, а со мной такие обстоятельства происходят...» Человек таким образом губит свою бессмертную душу.

А нужно всего лишь принять ситуацию, чтобы в душе был мир Христов. С этим миром Христовым человек идет к Богу. Каждый идет в свое время: кто-то раньше, кто-то позже. Мы помним слова псалмопевца: дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и многие из них – болезни, скорби, страдания. То есть на земле мы должны пройти определенные испытания, чтобы на нас стояла проба, что мы достойны Царствия Небесного.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «В Послании к Римлянам сказано: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Я думаю, праведность тоже ведет к спасению. И что значит «устами исповедуют»: это когда мы друг другу что-то говорим или когда с Господом Богом общаемся, молимся Ему? В чем спасение? В каком общении?»

– Очень важно, чтобы у нас было общение с Богом. Общение с Богом происходит именно в храме, когда мы молимся и принимаем участие в Евхаристии, то есть принимаем Бога в себя. Но, приняв Бога в себя, мы должны творить и соответствующие дела. Вот мы говорили про Иуду: он тоже был участником Тайной Вечери. Господь говорит: много званых, а мало избранных. Избранным становится именно тот человек, который исповедует Господа, совершая праведные поступки, предполагающие, что у этого человека слова не расходятся с делами. Человек думает, говорит и что-то делает исходя из внутреннего убеждения, что он поступает по заповедям Божиим.

Мы должны понимать, что за каждое слово придется давать ответ. Некоторые люди безрассудно очень много говорят. Некоторые вообще позволяют себе говорить все, что в голову взбредет. Но это совершенно недопустимо. Человек должен фильтровать то, что появляется в голове. Потому что враг рода человеческого не дремлет и постоянно пытается вложить не только в уста, но и в человеческое сознание те вещи, которые неприемлемы для жизни с Богом. Это самое страшное, когда человек живет, думая, что он прав; на самом деле он может очень сильно заблуждаться.

Евхаристическое общение, духовное общение с духовником и в самой общине помогает человеку находиться в определенных рамках. Таким образом человек может понимать: то, что у него на уме и что он озвучивает, приемлется и Церковью как собранием верующих, и Самим Господом. Потому что человек видит, как он духовно возрастает. Это невозможно не заметить; и каждый может давать себе отчет в том, есть у него жизнь с Богом или нет. Себя ведь не обманешь, совесть как голос Божий всегда все подскажет. С совестью не договоришься.

Поэтому то, что человек говорит, имеет очень большое значение в повседневной жизни и для окружающих людей, и для Церкви в том числе. Когда человек свидетельствует о том, что евангельская истина для него – не пустой звук и он стремится говорить и поступать именно по Евангелию, то все видят это и говорят, что это действительно человек Божий.

Дорогие братья и сестры, когда вы читаете Священное Писание, изучайте толкования. Сейчас издано много духовной литературы, в Интернете (кто им пользуется) тоже есть возможность почитать. Открывайте толкования Иоанна Златоуста, других подвижников благочестия и читайте. И вы будете получать настоящую пользу, потому что будете читать то, о чем писали именно святые угодники Божии, которые были движимы Духом Святым.

Если возникают какие-то недоуменные вопросы, можно обратиться не только к своему духовнику, но и к преподавателям воскресной школы, которая есть практически при каждом храме. Как правило, есть люди на приходе, которые помогают изучать Священное Писание; они имеют духовное образование. Пренебрегать этим не нужно, надо этим обязательно пользоваться.

В начале нашей беседы был вопрос о том, чего больше строить: храмов или больниц со школами. Надо сказать, что все должно происходить достаточно гармонично. Если в крупном городе строится какой-то новый квартал, конечно, очень важно, чтобы в плане застройки были и поликлиники для детей и взрослых, и больница (возможно, даже не одна) на определенное количество людей, и травмпункт, и еще много чего. В том числе обязательно нужен православный храм. Поэтому я не стал бы противопоставлять строительство православного храма и каких-то социальных объектов. Все это необходимо, и важно удовлетворять те запросы, которые существуют в обществе. И православный храм должен быть достаточно вместительным для того количества людей, которые в районе будут проживать. Если это очень большой квартал, то нужен и не один храм.

– У нас ситуация как раз обратная: ни школ, ни детских садов, ни храмов... Кто-то сказал: там, где строится храм, наверняка не нужна будет тюрьма. Имеется в виду, что если бы мы действительно старались исполнять заповеди Божии, то и преступлений не было бы. Но мы настолько отпадаем от благодати, совершая грех, что в результате и получаются преступления. В связи с этим вопрос: властен ли человек над грехом своим? Или человек просто плывет по течению? Желание исправиться никаким образом не влияет на греховность?

– Этот вопрос предполагает развернутый ответ. Чтобы человек мог противостоять греху, у него должна быть воля к этому, достаточно сил и соответствующая обстановка, которая будет ему в этом помогать. Окормляя на протяжении не одного десятилетия Институт мозга человека (ИМЧ РАН) в Санкт-Петербурге, мы сталкивались с ситуацией, когда тем или иным людям делали операцию (трепанацию черепа) и удаляли ту часть, которая, как считали, отвечает за наркозависимость. Это достаточно сложная операция. Считали, что это поможет человеку справиться с этим злом. Но оказывалось, что, попадая в ту же среду, из которой человек был изъят, спустя некоторое время он опять начинал поступать точно так же. Родные, приходя в храм Божий, недоумевали: мол, как же так? Вроде бы медицина говорит, что та операция, которую сделали, хорошая и поможет человеку избавиться от зависимости. С другой стороны, мы наблюдали, что все возвращается на круги своя. Поэтому очень важно, чтобы у человека была возможность исправиться.

Вы сказали, что там, где есть храм, не будет тюрем. Надо сказать, что в царской России (да и раньше) при православных монастырях были тюрьмы. Мне вспоминается монастырь преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас это музей в Суздале, но в последние годы там действует храм. Те, кто посещал этот музей (я тоже посещал), наверное, имели возможность посмотреть и на тюремный корпус. В этом тюремном корпусе было немало известных узников. Например, монах Авель. То есть создавалась определенная окружающая среда, чтобы человек мог действительно исправиться.

Вспоминается история, связанная со смертью Лермонтова. Человек, который предположительно принял участие в гибели поэта, был направлен на исправление и должен был каждый день посещать службу в Киево-Печерской лавре в течение многих лет.

Когда мы говорим о том, что человеку надо справиться с тем или иным грехом, надо помочь ему осознать, что он грешник. Иоанн Предтеча говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Человеку нужно покаяться, а для этого необходимо осознание греха. Если этого нет, то рассчитывать на какие-то положительные изменения практически невозможно. Потому что когда человек живет в определенной среде, в определенных жизненных условиях, стать другим у него нет практически никакой возможности, если только не произойдет Божественное вмешательство, как было с апостолом Павлом, например. Но и дальше человек должен найти в себе определенные силы, проявить волю. И апостол ведь был послан к тому человеку, который помог ему в духовном становлении. И это происходило не за день или два, не за месяц и не за год. Это требует определенного времени.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Как понять слова Писания, что давать надо только правой рукой?»

– Священное Писание постоянно напоминает нам о том, что у нас должны быть определенные нормы поведения. Эти нормы поведения предполагают, что человек следит за собой, своими поступками, за тем, что совершает, как поступает. Это является очень важным. Священное Писание пытается помочь нам в нашей повседневной жизни. Например, в Священном Писании Ветхого Завета мы видим очень много различных предписаний, которые способствовали тому, чтобы люди жили и действовали определенным образом. Эти предписания имели для человека очень большое значение, потому что человек постоянно находился в определенных рамках; соблюдая их, он был свободен перед лицом Божиим, не был рабом того или иного греха. Человек понимал, что, соблюдая предписания, он поступает правильно.

Понятно, что люди разные: есть правши, есть левши, у кого-то вообще рук нет. Тем не менее человек должен иметь в себе такой образ мысли, который позволяет ему совершать осознанные действия. Например, совершая крестное знамение, мы отчетливо понимаем и осознаем, что совершаем его именно так, а не иначе. И окружающие понимают, кто мы такие, видя, что мы поступаем таким образом.

Если мы видим человека, который пришел в храм и даже не знает, как перекреститься, мы понимаем, что ему надо помочь, что ему надо воцерковляться. Поэтому определенное поведение и в храме, и за пределами храма позволяет нам идентифицировать, что этот человек на сегодняшний день является христианином.

– Делать правой рукой – значит поступать по правде. Может быть так?

– Очень важно, чтобы человек понимал, что он живет по Писанию и для него Священное Писание – не пустой звук, а руководство к действию. Если Священное Писание является для человека руководством к действию, тогда и окружающие видят, что это Божий человек, потому что он поступает так, как написано в Священном Писании.

В начале нашей беседы мы говорили о том, что очень важно, чтобы человек имел такую жизнь, которая была бы понятной и для него самого, и для окружающих. Когда человек находится в христианской общине, среди тех людей, взгляды которых он разделяет, его поступки – именно по Священному Писанию. По-другому христианская община и жить не может, она живет именно по Писанию. И Благая Весть становится для человека руководством к действию, благодаря которому он здесь, на земле, достигает святости и становится достойным Царства Небесного.

Некоторые считают, что все это не так важно и можно поступать исходя из своих каких-то внутренних взглядов. Каких своих взглядов? Почему это кажется неважным? Потому, что человек не хочет брать на себя ответственность за свое поведение. Значительно проще вести себя так, как в голову взбрело, чем постоянно контролировать свои поступки.

Но ведь когда ты контролируешь свои поступки, ты контролируешь и свои слова, и мысли в голове. Тот, кто держит себя в постоянном контроле, – человек цельный, он уважает в себе то, что ему дано от Бога, то есть образ Божий, и с уважением относится к окружающим. Он не позволяет себе совершать те действия, которые могут окружающих вывести из состояния духовного равновесия, лишить мира и покоя.

Сегодня многие хотят привлечь к себе внимание, устраивают какие-то провокации, позволяют себе эпатажное поведение, то есть делают всё для того, чтобы как-то выделиться. Но они не пытаются именно пред Богом предстать духовно красивыми и духовно богатыми людьми...

Мы наблюдаем сегодня много и служителей Церкви, и мирян, которые стремятся жить по заповедям Божиим и имеют ответственность за свою жизнь, свое поведение и за то, что происходит вокруг них. Благодаря ответственности этих людей Русская Православная Церковь на сегодняшний день является очень важным стержнем для нашего государства. Потому что Церковь свидетельствует о правде, об истине. И каждый человек, который является членом Церкви и имеет жизнь с Богом, – тоже важное свидетельство того, что это не общие слова, а та реальность, которую мы можем наблюдать практически во всей полноте Русской Православной Церкви. Куда бы мы ни приехали, везде обнаружим тех людей, которые имеют подлинную жизнь с Богом. И для нас это является определенной поддержкой, что мы не одиноки; мы в Церкви, в которой люди действительно спасаются. И это большая радость и милость Божия.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​