Беседы с батюшкой. Сила смирения и отсечение помыслов. Священник Олег Патрикеев

21 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. 

− Отец Олег, мне очень интересно поговорить на тему отсечения помыслов. Это непонятный термин. Но если просто, по-житейски сказать, то получается всегда парадокс, который мы, может быть, не оцениваем, не озвучиваем, не понимаем. А если понимаем, то, сталкиваясь с этой проблемой, не знаем, как с ней бороться, как ответить на те вопросы, которые возникают в этом случае. Очень много в нашей жизни случается вещей, которые можно озвучить словами из песни: «мои мысли − мои скакуны». Потому что мысли где угодно, только не с Богом.

С другой стороны, неужели мы все время должны быть в размышлениях о Боге? А если нет, то, получается,  мы все время думаем о какой-то ерунде. Эти помыслы съедают нас, и не знаешь, как с ними бороться. Я прочитал, что, оказывается, существует такое аскетическое упражнение, как отсечение помыслов. Именно на эту тему хочется поговорить: как отсекать свои помыслы, как с ними разобраться?

− Вопрос очень трудный. Это опыт монашеского делания умной молитвы, − молитвы Иисусовой. Это, конечно, больше подходит для монахов, хотя для мирян этот путь должен быть тоже открыт. Невозможно оставить людей в плену у информации.

Что же такое помыслы? Люди часто не понимают, что к ним пришли помыслы. Они считают, что это их мысли. Мало того, эти мысли становятся их характером.

− Модус вивенди.

− Да. Человек разумный должен размышлять. Начнем хотя бы с прообразов того, что же такое помысел. Мы как бы смотрим на карту военных действий. Мы должны понимать, откуда взлетают ракеты, как их накрыть, как обезвредить врага, как запустить к нему шпионов или что-то еще. Это чисто военная работа (если человек, конечно, хочет этим заниматься). Это можно сделать даже в виде игры, квеста (как для детей).

Человек, который погружен в свои и чужие помыслы, уже находится в плену у них, в рабстве. Поэтому освобождение от помыслов − это страдания и переживания человека, которые приводят его к покаянию, в Церковь.

Помыслы − это то, что принимает человек в свой ум. Наши уши, глаза, обоняние принимают информацию; руками мы хотим все потрогать. Наши пять чувств − это приемник, который принимает в себя всю информацию, окружающую нас. С них начинается действие помыслов. Если вы услышали с кухни запах жареных котлет с картошкой, то, конечно же, у вас возникает помысел: какой прекрасный сегодня будет ужин! Какая матушка у меня молодец! Но если сегодня среда и пахнет жареным мясом, то у вас помысел приходит совсем другой: да как же она посмела! Возникает уже гнев. Но это еще не грех, это его зачатки.

Любая информация должна быть принята человеком и отслежена через логические цепочки, которые должны дать объяснение тому или иному информационному источнику. Что мне делать дальше с этим источником? Мы должны раскрыть его и посмотреть, откуда пришел помысел. Есть три источника помыслов: от Бога (радостные, счастливые, благословенные), от человека и от сатаны.

− Вопрос  телезрителя: «В чем состоит сила смирения и что оно приносит человеку?»

Наверное, мы ответим на этот вопрос чуть позже?

− Да, в течение передачи мы будем на него отвечать, потому что это очень важно.

− Вы говорите: этот помысел от Бога или этот от лукавого. Но мы ведь не очень способны отделить их и размышлять об этом. Есть такой термин − «поток сознания». Сознание течет помимо нас. Есть помыслы, которые мы способны оценить, слава Богу. Но самое страшное, что у нас есть огромное количество неоцененных помыслов. Даже во время литургии мы стоим в некой рассеянности и думаем о том, как поет хор или как служит дьякон; и так далее. Даже во время литургии наши помыслы летят непонятно куда. В жизни на нас просто льется поток всяческой информации. Более того, мы сами, не замечая того, следуем этому. Как с этим страшным ураганом справиться?

− Поэтому люди, чувствующие, что их это гнетет, уходили из мира сего. А по-другому никак. Чтобы в миру справиться с таким ураганом, надо стать блаженным, юродствовать (как блаженная Ксения). Надо понимать, что ты находишься в этом болоте информации и сам себя, как Мюнхгаузен за волосы, не вытащишь. Но как выйти из этой матрицы (есть фильм хороший «Матрица», мне в свое время нравился)? Посмотреть на нее со стороны.

У нас есть опыт Православной Церкви. Человек приходит к Христу, Который является новым Человеком. И только в Иисусе Христе есть спасение от этого бурного потока. Он распростер Свои руки на Кресте для того, чтобы не только обнять мир, но и остановить это безумие. Мы сейчас говорим уже о последствиях. Например, лавина сносит деревни, потому что лыжник, проходя мимо, взял снежок и бросил в своего друга. Все говорят: почему это произошло? Посмотрите, какие страдания у людей. Весь город покрыт снегом, все погибли. Кто виноват?

Так катится и первый помысел, если перед ним не встала преграда – Христос; если нет спасительного средства, которым является покаяние (и все таинства церковные). В Евангелии есть такое слово – «удерживающий». Все думают, кто это: Дух Святой либо Христос. Либо это молитвы святых, удерживающие небо от падения на головы грешников. Но это литургия, которая еще присутствует в этом мире и сдерживает гнев Божий.

Если я понимаю, что нахожусь в этом бурном потоке, который меня сносит, и не знаю, за что зацепиться, то, конечно же, мне пора подумать о своем спасении. Тогда приходит понимание, что я тону. Если ты кричишь: «Спаси, Иисус!» («Иисус» с греческого переводится как «Спаситель»), то Он протягивает тебе руку (как Петру). Если бы Петр не сказал: «Помоги мне, Господи!», утонул бы. Он сказал это сгоряча: он понял, что погибает. Рука Христа протянута ко всем. Человек должен почувствовать, что он один не сможет справиться с этим информационным полем, которое сметает все на своем пути. Господь ждет нашего обращения. Тогда Он вытаскивает нас из этой тины (как блудного сына). И человек начинает идти к спасению,  воцерковлению, обожению.

− У меня есть вопрос. Понятно, что принципиального ответа на него нет, но нам иногда кажется, что мы живем в исключительное информационное время. И может быть, нам нужны какие-то исключительные меры для ограничения потока информации? Может быть, нам стоит выключить всевозможные информационные источники и жить счастливо?

– Это делает человек, который хочет стать монахом. Некоторые монахи в миру именно так и делают: отключают всё информационное. У них есть свое молитвенное правило, которое установлено монастырем или духовником, оно не оставляет времени на то, чтобы смотреть телевизор, листать Instagram. У монаха нет на это времени. Все время он стремится жить четко по расписанию его духовной жизни, не выпадая из него.

То есть сделать так можно, но это очень трудно. Во-первых, нужно иметь духовника. Во-вторых, в миру очень тяжело, это путь призвания, и если человек понимает, что так спасаться ему тяжело, то нужно идти в храм.

– Вопрос телезрителя: «Как отличить настоящее смирение и не впасть в холопскую психологию? Как писал поэт: «Люди холопского звания – сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа». Это смирение или что-то другое?»

– Вопрос смирения – очень важный. Отличить ложное смирение очень трудно, иногда человек может сильно войти в роль смиренного благочестивого паломника, паломницы. Проверяется это на простых вещах. Например, на реакции человека на какое-то неудобство (случайно наступили на ногу).

 Играя эти роли, человек может стать смиренным, даже духовником; возомнить из себя какого-то старца. Это очень опасно. Это страшная прелесть, потому что люди стали очень доверчивы из-за того, что любая информация сейчас быстро доходит. Кто-то выложит в Интернете, что он целитель, и это быстро распространяется. А людям нужны сейчас исцеления; какие-то точки опоры. Как остановить это безумие? Это может сделать только Церковь; бросить якорь. Кстати, уже у первых христиан якорь был символом душевной опоры.

Нет таких приборов, чтобы определить, смиренный человек или нет. И в чем его смирение.  Есть обманчивое смирение: например, когда ты в компании и тебе предлагают что-то греховное, а ты по-дружески это принимаешь. Настоящее, духовное смирение: твердо сказать «нет» греху. Потому что смиряться надо перед Богом. Есть несколько видов смирения: когда смиряют люди, обстоятельства жизни или болезни; коронавирус как нас смирил… Господь посылает нам специальные задачи, на которые мы должны обращать внимание: мы что-то делаем не так.

Может быть, сила смирения заключается в том, чтобы трезво посмотреть на происходящее, оценить свою роль в этой жизни и попытаться понять, что я делаю не так? Можно сказать, что это волевое усилие, для этого нужна сила души. Чтобы научиться говорить «нет», люди проходят целые курсы у психологов. Но тогда следующий вопрос: а что дает человеку смирение?

– Я расскажу свою историю. Однажды я ехал за рулем и нарушил правило. Со мной рядом сидел мой товарищ. Увидев, что нас остановила госавтоинспекция, он начал говорить, что они не правы. Меня вызвали на собеседование. Я признал свою вину, сказал, что виноват, оплатил штраф на месте. Обратно сажусь в машину, товарищ мне опять говорит, что, мол, вот какие они… Я ему объясняю, что я сам виноват, остановился не там, где положено. Вдруг в это время ко мне подходит сотрудник автоинспекции и снова приглашает меня. Я вернулся к ним, и они мне отдали штраф обратно.

Почему?

– Не знаю. Потому, что я смирился. Наверное, это было уроком смирения для моего товарища. В эту секунду Господь показал ему, что такое настоящее смирение. Признав свою вину, я был прощен. Не просто отдал какую-то сумму денег, а смирился; и Господь изменил ситуацию.

Мы должны опираться на Евангелие. У нас есть образцы смирения. Кто нам показал пример смирения? Как смирял Себя Христос? Мы должны брать эти образцы. Без них мы не сможем понять, как нам смиряться. Максимальное смирение Христа – Его смерть на Кресте. Это сверхсмирение.

Вопрос телезрителя: «У меня есть знакомая молодая девушка,  воцерковленная, ходит в храм, причащается. Я всегда удивлялась, что она такая молодая, а все понимает. И вдруг узнаю, что она приобрела какой-то женский оберег, который гарантирует женское счастье и который издавна носили все женщины в России. Она сказала, что благодаря оберегу встретила мужчину и обрела свое счастье. Что думает по этому поводу батюшка? Может быть, это происки дьявола? Почему воцерковленный человек использует языческие символы?»

– Я не могу в этой ситуации быть судьей. Господь иногда действует в нашем мире через такие удивительные моменты и немыслимые поступки, благодаря которым мы обретаем счастье. Для этой девушки Господь открылся, может быть, таким образом. Она искала счастье, думала о нем. Мы же знаем, что все у нас начинается с мыслей. Она мысленно подключилась к этому поиску счастья и через этот символ его получила. Но это не оберег сделал, а Господь.  Это как с лотерейным билетом. Чтобы он выиграл, надо сначала его купить.  

Обереги часто бывают проблемой.

– У нас даже из икон обереги делают. Приходят и спрашивают икону «Неопалимая Купина» и используют её как оберег от пожара. Это сознание человека. Оно у нас языческое изначально. Не думаю, что надо судить человека за это. 

Но это хороший отрезвляющий пример для нас. Значит, надо искать чистоту веры.

– Это правильно. На примерах чужих ошибок надо искать чистоту веры. Но это вряд ли получится. Если разбирать наши помыслы, то в них много личного. Почему она так переживает за подругу? Переживания – хороший стимул для молитвы. Надо порадоваться счастью подруги вместе с ней, а не думать, каким способом она его приобрела.

Вспомним чудо со статиром: Петр выловил рыбу, а в рыбе была проглоченная монета. Это тоже Промысл Божий. Именно этой суммы хватило, чтобы уплатить налог. Здесь надо смотреть на образы. Но если человек увлекается этим, надо с любовью на это указать. Не надо действовать категорически. В мыслях она ведь уже осудила подругу; это может привести к разрыву. Это неправильно.

Как понять, откуда помыслы: от врага или от Бога? Очень тонкая грань. Враг может превратиться в ангела; добрыми намерениями он вымащивает дорогу в ад. Мы не знаем всей ситуации. Поэтому лучше в это не впутываться, а задуматься о том, как отсекать ненужные помыслы. Это главное. Все начинается с маленького помысла.

Откуда вообще взялся помысел? Что такое мысль? В начале было Слово. И Слово было у Бога… Как человек разговаривал с Богом? Не так, как мы с вами сидим и разговариваем. Это же Дух. Поэтому Он разговаривал помыслами. Из Книги Бытия мы знаем, что Бог давал поручение Адаму возделывать сад; чтобы в нем было всегда чисто. Что же это за сад? Это ум. И в этом саду был маленький уголочек, где было древо познания добра и зла, к которому нельзя было прикасаться; чтобы не испачкать ум и чтобы не приходили другие помыслы.  Адам разговаривал с Богом без третьего лишнего. Как только пришел еще один помысел Еве от дьявола, она испортила ум. Поговорила помыслами с дьяволом, приняла его помысел о том, что древо вожделенно, взяла плод – и испортила всю Вселенную, стала смертной. Хотя должна была сад возделывать, сохранять его от маленького помысла. Маленький помысел испортил всю жизнь человека.

А как сохраниться от помысла? Этому учит нас история православия, монашества. Посмотрите, сколько томов, сколько книг написано об Иисусовой молитве! Это одна из величайших простых молитв, которая сохраняет ум. Потому что очищенный ум, после покаяния и причастия, должен быть сохранен. У каждого человека есть свой способ. Монахи умеют даже с дыханием сочетать Иисусову молитву. Это не какая-то защищающая мантра. Хотя во многих религиях прибегают к мантрам, чтобы освободить свой ум, потому что ум загрязнен.

Вопрос телезрителя: «Помыслы бывают свои личные греховные, а бывают помыслы, которые приходят из окружающего нас мира, это разного рода негативная информация. Читаешь Иисусову молитву, но ее не слышишь; произносишь слова будто в каком-то болоте, тине, потому что приходят разные помыслы. Хотя святые говорят, что надо читать эту молитву. Но молитвы не видно, потому что она окружена и грехами, и помыслами».

– Вы сами почти ответили на свой вопрос. Именно когда человек понимает, что он тонет, что находится в болоте, ему нужна помощь. Другим людям она не нужна. Они живут в этой матрице, им нормально. Какие там помыслы… А Вы понимаете, что все неправильно. Надо замечать знаки в своей жизни, читать Евангелие. Сколько людей в евангельских рассказах получили помощь от Христа, когда не просто обращались к Нему, а именно вопияли! Они не читали акафисты, длинные молитвы, стоя перед Богом. Они просто кратко взывали, кричали: «Сыне Давидов, помилуй нас!» Так бежали и кричали слепцы. Помыслы говорили им замолчать, но они кричали, потому что хотели прозреть. И получили просимое: прозрели. Но потом они не перестали молиться, не перестали обращаться к Богу.

Здесь надо говорить о более глубоком понимании нашей антропологии… Даже во время Иисусовой молитвы мы можем пропускать помыслы. Помысел очень силен, это серьезная война. Если ты хочешь в ней участвовать, сначала возьми оружие в руки, научись им пользоваться. Невозможно в окопе стрелять из пальца. Нужна серьезная подготовка. Должен быть духовник, наставник; должна быть исповедь. У монахов происходит исповедь именно помыслов. Чем нас искушает враг? Тем, что мы накопили, что любили. Например, любил человек выпивать, враг будет внушать, что это нужно и полезно. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не поймет, что нужно исповедовать помысел.

Или возненавидеть этот грех.

– Это уже вторая ступень. Это происходит автоматически, когда человек уже понимает, что устал от греха, что дальше не может им питаться. Тогда начинается спасение: «Господи, помоги, погибаю!»

– Это происходит только через обращение к Господу.

– Другого варианта просто нет.

– Когда мы действительно начинаем идти по пути спасения, именно в этот момент путь становится трудным. Владыка Пантелеимон (Шатов) говорил, что дьявол не может нас привлечь адом, но он может показать очень красивый путь туда; это путь удовольствий и наслаждений. И как только мы отказываемся от него,  начинаются испытания. Мы произносим Иисусову молитву, и тут начинаются помыслы: уместно ли, так ли произношу…

– Здесь самое главное – понять, что помыслы – это не грех. Это как лай собак. Когда вы слышите лай собак, просто закройте окошко. А один мой друг научился Иисусовой молитве под храп. Сначала он не мог спать, а потом стал использовать храп как четки и читать Иисусову молитву.

– Отсечение помыслов и сила смирения – одно без другого не может быть. Отсечение помыслов нас ведет к тому, что мы должны смиряться с тем, что нас ожидает на этом пути.

– Надо понимать, что этот путь труден, но он сладок. Надо понимать, Кого мы призываем в молитве. Он находится не просто рядом, Он находится в самом тебе. Это чувство Христа в самом себе является как раз той концовкой молитвы. Потому что после этого начинается полное молчание – исихазм, когда тебе больше не нужно ни о чем просить.

Недавно мы с другом были в Тбилиси. Когда мы вышли из храма, он сказал, что с ним что-то случилось, а именно с его головой; он ни о чем не думает. Я ему ответил, что он самый счастливый человек. Это благодать, которая дается человеку, чтобы он перестал мыслить. Этому учатся монахи на Святой Горе, этому учат монахов при поступлении в монастырь. Монаху дают четки и говорят, что это оружие, которым надо бить помыслы. Но иногда Господь дает благодать за смирение, за простоту сердца, за милосердие.

Дорогие братья и сестры, Иисусову молитву надо не просто делать, читать ее, но надо показывать плоды этой молитвы, результат молитвы. А что это? Во-первых, улыбка, радостное настроение, хорошее самочувствие. Во-вторых, милосердие к своим ближним. Надо понимать, что каждый из них – это ваше спасение. Вы должны проявлять любовь к своей семье, если вы начинаете это дело. Пусть благословит вас Господь на все добрые мысли!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Богданова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать