Беседы с батюшкой. Как прекращается духовный рост. Иеромонах Корнилий (Морозов)

17 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– У нас в гостях иеромонах Корнилий (Морозов), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в эстонском городе Нарва-Йыэсуу. Тема сегодняшней передачи – как понять, что происходит с нашей христианской жизнью, и каковы признаки того, что она, как говорится, подходит к концу?

Вообще, когда мы размышляем о нашей христианской жизни, наверное, почти во всех случаях мы стараемся убедить себя в том, что у нас все хорошо. Даже если мы не читаем Евангелие, молимся через день, мы готовы ценить свои усилия, оправдывать себя, говоря: «Я, в общем, живу нормальной христианской жизнью, все у меня в порядке». Но вдруг наступает такой момент, когда начинаешь сомневаться, правильно ли ты живешь. А как правильно? Очень много вопросов. Но если они возникают, то, может, это знак того, что все не так страшно? Как вообще узнать, что твоя христианская жизнь терпит крах?

– Мы сейчас ведем беседу в Неделю о мытаре и фарисее. В этой притче как раз говорится о некоем непонимании своей духовной жизни, которым страдает фарисей.

По сути своей фарисей, который предстает перед нами в притче, – человек набожный. Он делает гораздо больше, чем положено в законе, но при этом уходит менее оправданным от Бога, нежели мытарь, говорящий: «Господи, буди милостив мне, грешному». Возникает вопрос: почему человек, который поступает так, как предписывает закон, как предписывает традиция, уходит менее оправданным?

Отвечая на этот вопрос, мы можем задуматься и о своей жизни. Иногда человек считает, что само его пребывание в Церкви или в некоей определенной религиозной традиции делает его отношения с Богом подлинными. Это не так, потому что традиция – это только инструмент, который позволяет человеку приблизиться к Богу. Иногда какие-то традиции становятся пережитком: это происходит, когда они утрачивают свой смысл, теряют свою значимость для людей.

Церковь – тоже инструмент. Но, как замечали многие богословы, зачастую для кого-то она заслоняет собой Христа. Человеку кажется: если он находится в Церкви, ходит в храм, исповедуется, причащается и так далее, то уже потенциально спасен. Он благочестив и считает, что это и есть отношения со Христом. Но Христос призывает к чему-то иному. Он говорит о том, что Церковь, которую Он собрал, – это некое орудие, которое должно применяться для спасения. И Церковь можно уподобить кораблю, который, как учит святитель Тихон Задонский, «по морю мира сего плавает и к тихому пристанищу вечного покоя стремится».  Когда мы садимся на корабль и плывем в ту или иную страну, в ту или иную точку мира, для нас ведь важен не сам корабль – нам важно то место,  куда он нас доставит.  В этом отношении и Церковь значима для нас не сама по себе. Важно то место, куда она ведет нас, – Царствие Небесное.

Для христианина самое основное, самое главное – войти в Царство Небесное, об этом говорит Христос. А для этого мы должны думать как Христос, чувствовать как Христос,  переживать как Христос. Вот к чему должна привести нас любая христианская религиозная традиция.

Но люди очень часто подменяют цель средством, потому что так гораздо легче. И легче сказать: «Я нахожусь в неких рамках, следую неким предписаниям, которые даны святыми отцами, поэтому я имею отношения с Богом». Но на самом деле подлинные отношения с Богом, как говорит об этом притча нынешней недели, начинаются с покаяния, с понимания: «Я не такой, каким должен быть». Осмысление этого недовольства собой, конечно, влечет человека к тому, чтоб он задумался, правильна ли его религиозная жизнь. Это осмысление доступно тогда, когда человек не упивается тем, что он благочестив, или тем, что он уже 20 лет ходит в храм и потому, конечно, уже все знает, всему научен и ничего нового ему Церковь не откроет. Человек должен всегда оставаться, скажем так, духовно голодным, чтобы развиваться. Тем более в Церкви предоставляется безграничная возможность все глубже и глубже уходить в те смыслы, которые открывает нам Священное Писание.

– Бывает, что в человеке… не сказать, что прямо-таки заканчивается христианская жизнь, но все-таки этот процесс угасания происходит. Но не всегда сам человек может это заметить. И тогда возникает следующий вопрос: может ли Сам Господь вмешаться и показать человеку, что он просто идет к погибели? Или мы не способны увидеть тех знаков, которые нам посылает Господь? Или мы уже просто мертвы и Дух Святой оставил всяческие попытки исправить нашу жизнь? Может ли Сам Господь вмешаться в этот процесс утраты человеком христианской жизни?

– Думаю, что да! Конечно! Сам Господь зачастую и вмешивается, когда проверяет нас на верность и посылает нам те или иные искушения. Такие испытания подобны лакмусовой бумажке, и они позволяют человеку понять, как он живет и мыслит – как христианин или нет. Я всегда привожу в пример анекдот, который  наглядно показывает, как далеко могут  отстоять от Бога даже те люди, которые регулярно посещают  храм. Дело происходит в 60-х годах в Америке. Один негр сидит на ступенях храма и плачет. К нему подходит Христос и спрашивает: «Что ж ты плачешь?» – «Они меня в храм не пускают!» – «Не переживай, они и Меня туда тоже не пускают».

О чем же здесь идет речь? О том, что иногда люди не могут увидеть свою жизнь в свете евангельских заповедей и находятся только в определенной, пусть даже и религиозной, традиции. Но тогда их духовная жизнь не развивается. Или другой пример: христианская община (или отдельный христианин) не может принять другого человека, имеющего свои взгляды или свое отношение к жизни; не может принять в свой круг какого-нибудь алкоголика или «асоциального элемента». Ведь многие прихожане действительно не могут принимать таких людей.

Я всегда говорю, что такие люди (с иными взглядами или асоциальные) – это показатели того, являемся ли мы христианами, являемся мы настоящей христианской общиной или нет.

Мне нравится такой образ, и в подобных ситуациях я привожу его для наглядности: давайте вспомним, как устроена рука человека – все пальцы направлены в одну сторону, и только один направлен совершенно в другую. Но именно этот палец и позволяет руке быть рукой, а не лапой!

Этот пример позволяет нам не только проверять, как в той или иной христианской общине воспринимается «инаковость». Он позволяет нам убедиться – действительно ли это христианская община; действительно ли христианин в ней является христианином; способен ли он воспринимать иное и даже чуждое – другую точку зрения, другой взгляд на те или иные вещи или человека.

– Потрясающе!

Хочу задать Вам те вопросы, которые обычно задают православные психологи, чтобы определить некоторые опасности. Я сейчас повторю эти вопросы и ответы на них, а Вы мне скажете, что это – абсолютнейший бред или нет. Готов ли ты читать не только православные книги, но и художественную литературу? Если «нет», то бей в колокола, потому что это одна из опасностей.

Готов ли ты смотреть не только документальные православные фильмы, но и художественные фильмы? Если «нет», то бей в колокола.

Вызывает ли у тебя светская жизнь резкое отрицание? Если «да», то это говорит о том, что твоя христианская жизнь не в порядке.

Насколько это мнение, на Ваш взгляд, верное?

– Во-первых, я бы не делил жизнь христианина на светскую и религиозную, церковную, потому что у нас есть проблема «христиан выходного дня». Когда человек в воскресенье в храме, он мыслит как верующий, а потом всю рабочую неделю живет по принципу мира сего: может где-то обмануть, что-то недосказать, где-то украсть и так далее.

– «Я в субботу украду, а в воскресенье исповедуюсь».

– Да. И человек в принципе не думает о том, что он  христианин. Но есть и другая проблема. Когда человек воцерковляется, он радикально отвергает все, что, как ему кажется, является нецерковным. Думаю, об этом хорошо и красочно сказал отец Александр Мень: что в любом действии нужно найти действие Духа Святого.

Дары Святого Духа разнообразны: смотришь ли ты тот или иной художественный фильм – и через это творчество выражается благодать Святого Духа. Читаешь ли ты классическую литературу – и там эти дары тоже проявляются. Зачастую человек находит ответы на свои жизненные вопросы, читая те или иные классические произведения, слушая классическую музыку. Более того, мы должны помнить о том, что все это вышло из церковной ограды (начиная с науки и заканчивая музыкой), – все то, что сейчас является светским.

– Живопись, литература и так далее.

Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Как может уныние препятствовать духовному росту, тормозить его? И прошу всех помолиться о мире между Россией и Украиной».

– Если христианина посещает уныние, это повод задуматься о своей духовной жизни. Христианин не может унывать. Он знает, что все находится в руках Божиих и Бог плохого не сделает. Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин): «Значит, так надо!»

Если меня посещают те или иные скорби, значит, мне их посылает Господь и я их претерплю. Всегда есть хэппи-энд. Вся Библия так заканчивается: Господь приходит и преображает этот мир. Какое бы зло в мире ни существовало, какие бы трудности человек ни испытывал, жизнь для верующего человека заканчивается Царствием Небесным, радостью пребывания с Богом. И жизнь всего мира заканчивается этой радостью пребывания с Богом.

Христианство – это радостная вера. Мы верим в то, что в жизни все будет хорошо, что рано или поздно добро победит зло.

– Это прекрасно. И скажите пару слов по поводу молитвы за мир между нашими братскими странами.

– Верующие у нас не разделены между Россией и Украиной – у нас одна культурная идентичность. Мы две христианские страны с единым христианским наследием святого князя Владимира.

– Христос говорит: придя, найду ли веру на земле? Может быть, испытание нашей веры разделяет нас внутри на homo liturgus, то есть человека литургического, и на человека, который с понедельника по воскресенье живет одной жизнью, а воскресное утро – другой. И, возможно, это разделение внутри нас и является  причиной потери веры?

– Конечно, религиозная жизнь должна быть повседневной... Как сказано в Священном Писании: вера от слышания, а слышание от слова Божия. Чтение и изучение Священного Писания, посещение богослужений, соединение со Христом в Его Теле и Крови, паломничество – все это возгревает веру.

Вера может укрепляться, она не статична – она либо восходит от силы в силу, либо убывает. Последнее происходит тогда, когда человек никак не подогревает свою религиозную жизнь.

– Вы служите в Эстонии, в Усть-Нарве; это  совсем недалеко от России. На фото мы видим ваш храм еще в хорошем состоянии. Но недавно он был дважды подожжен и сейчас находится в плачевном состоянии. И это же не случайность – не короткое замыкание и не лампадка упала. Значит, есть люди, которые являются врагами Церкви.

Сколько у вас прихожан в храме?

– Человек пятьдесят.

– Это достаточно много. Большинство из них причащаются?

– Да, все причащаются.

– Это русские люди?

– Русские.

– Вы священник, который не только окормляет прихожан, но и человек, по которому люди другой культуры оценивают Русскую Православную Церковь.

– Да.

– Задают ли Вам вопросы неверующие люди?

– Да, конечно. В прошлом году 14 февраля был совершен первый поджог, а 17 июня – второй, который усугубил то, что произошло в феврале. У меня на странице в группе «ВКонтакте» есть информация, где говорится, как можно пожертвовать на ремонт храма, поскольку сейчас храм восстанавливается.

Этот храм исторически значим. Усть-Нарва – курорт, куда когда-то приезжала вся питерская интеллигенция, в том числе и великие князья. Великий князь Константин Романов посещал наши края и писал об Усть-Нарве. Был здесь Илья Репин, а Иван Шишкин приходил в наш храм. Рассказ Николая Лескова «Загон» посвящен именно этому храму.

Обращаются ли неверующие люди с вопросами? Конечно. Хотя неверующих людей в мире нет – есть те, которые доверяют Богу, вверяют Ему свою жизнь, и есть те, которые не вверяют. В этом и заключается различие между верующим человеком и сомневающимся: верующий всецело предает свою жизнь Богу и знает, что ничего в его жизни не произойдет без попущения Божиего. А если попускает, значит, это мне необходимо и я это преодолею. У неверующего меньше такой опоры в жизни.    

– Вопрос телезрителя: «Архимандрит Амвросий (Юрасов) писал, что люди по вере делятся на три категории. К первой категории относятся неверующие люди, ко второй истинно верующие; к третьей – те, которые молятся, в церковь ходят, но живут без Бога. Много ли у нас истинно верующих православных людей?»

– Сколько людей живет не по закону мира сего – такую статистику никто не сможет дать. В церковь люди приходят по-разному, каждый за своим: решить свои психические, психологические проблемы, преодолеть какие-то жизненные трудности. Это один путь, и он может привести человека к подлинным отношениям со Христом. Есть люди, которые приходят для покаяния, которые осмысляют свою жизнь и приносят Богу покаянные чувства; на этом строятся их религиозные принципы.

Людей, которые приходят в храм для покаяния, для Царства Небесного, конечно, мало. Это видно по очередям, которые стоят к святым мощам. О чем просят люди у мощей святых угодников, о чем они молятся? Не так много людей, которые просят у Бога духовных даров в своей жизни, просят исправить свои грехи (например, человек просит Бога, чтобы Он помог ему избавиться от гнева). В основном люди просят решить жизненные вопросы. Это неплохо, но это не относится к духовной жизни.

– Бывает, что в церкви мы видим людей, которые пришли недавно к Богу, они не знают, как себя вести в храме. У одних это вызывает негативную реакцию; мол, вот приперся, не знает, как поклониться, как перекреститься; другие, наоборот, человеку помогают и радуются за него. Но часто недавно пришедший в церковь человек испытывает очень большие неудобства. А где же наше христианство? Где наша любовь? Можно ли воспитать в себе христианскую любовь через общение с неверующими людьми или новоначальными?

– Через это происходит некоторая проверка нашей христианской веры. Один из преподавателей семинарии очень правильно говорил, что нам надо хотя бы наших родных и близких привести в Церковь. Не надо хватать за руки людей на улице, как это делают сектанты, а надо хотя бы привести своих детей и внуков в Церковь Божью. Почему этого не происходит иногда и в семье верующего человека? Потому, что человек не может ответить на те или иные вопросы, которые ему задают неверующие родственники; недостаточно его знаний о своей вере.

Но если человек начинает заниматься, погружается в изучение своей веры, то он понимает, с какими словами он может обратиться к своим родным и близким. Это самое важное, что может сделать христианин по отношению к своей семье. Об этом говорится в Священном Писании: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. В этом отношении в действительности выражается христианская жизнь. Если близкие видят подлинную христианскую жизнь, то они готовы прийти в храм.

Сейчас мир очень изменчив, меняется стремительно. Раньше старость ценилась за какие-то знания, например, кузнец передавал сыну свое ремесло. И он был значим, потому что владел знаниями. Сейчас в современном мире столько информации, что никакие знания в пожилом возрасте не нужны для молодого поколения. Единственное, что мы можем передать, – это духовный опыт, духовный багаж. Уважительное отношение к старости, к старческой мудрости важно, потому что рано или поздно перед человеком встают вопросы:  зачем я живу? почему умираю? что будет после моей смерти? На эти вопросы молодым людям может ответить старость. В этом старое поколение может себя реализовать.

Вчера я разговаривал с одним семинаристом. Он сказал правильную вещь: верующий молодой человек отличается от сверстника, который не ходит в храм, тем, что постоянно общается с пожилыми людьми, с пожилыми священниками, прихожанами. Поэтому у верующих молодых людей есть взгляд пожилого человека на жизнь, и это отличает их от сверстников в положительном смысле.

Это действительно так, потому что духовный стержень – это то, на чем строится жизнь пожилого человека. У него нет уже  красоты и привлекательности, здоровья, которые есть в молодости. У него прошли уже ощущения того, что бывает в первый раз: первая учеба, работа, зарплата, первый поцелуй, первая машина, квартира. Но у пожилого человека есть ощущение духовного опыта, который он накопил и который может реализовать в дальнейшей своей жизни. Это тоже очень важно.

Есть два типа старости: старость, которая постоянно смотрит в прошлое и занимается только тем, чтобы сохранить себя в биологическом отношении; и старость, которая смотрит в будущее. В одном интервью пожилой режиссер на вопрос одной журналистки о творческих планах на будущее стал перечислять целый список. Она думала, что будет общий небольшой ответ; и надо было видеть ее реакцию, когда режиссер (а ему было уже 86 лет) стал перечислять свои планы: написать мемуары, поставить новый спектакль, съездить туда-то, посетить выставку и так далее. Человек, который живет будущим в старости, может привлечь к себе и молодежь, и людей, которые его окружают.

Плохо, когда человек смотрит в прошлое. Сравнивает с тем, как все было, требует ценить его за прошлые заслуги. Это всегда вызывает негатив со стороны. Брюзжащая старость не приносит положительные моменты ни самому человеку, ни окружающим. Пожилые священники в основном в старости смотрят в будущее. Например, мы можем это судить по отцу Владимиру Сорокину, это настоятель Князь-Владимирского собора; Алексею Ильичу Осипову, профессору Московской духовной академии; и многим другим людям, которые уже в солидном возрасте. У них огромное количество планов на будущее.        

– У нас рядом с семинарией и академией есть больница святой блаженной Ксении, в которой находятся пожилые люди. Мне нравится, что студенты не просто ее посещают, а это входит в обязательное обучение. Происходит духовное общение с пожилыми людьми, а не только патронажный уход.

Когда мы встречаем смерть близких людей и понимаем, что сами скоро там окажемся, появляется страх, который есть, наверное, в каждом человеке. Какой страх говорит о том, что твоя христианская жизнь находится в опасности?

– У верующего человека как такового страха смерти нет. Понятно, что все боятся, потому что возникает момент того, чего ты не знаешь. Никто не знает, что такое умирать, поэтому мы боимся. Но по сути своей приготовление к смерти очень важно. Это было всегда в нашей культуре. Вспомните бабушек, дедушек, которые вешали свои платья и костюмы в шкаф и говорили детям и внукам: если я умру, наденьте именно это платье, это белье, эти туфли; вот подушечка, которую я сшила для гроба.

Некоторые в деревнях делали себе гроб, и он стоял на чердаке. То есть человек готовился к этому моменту. Это странно, что в современной культуре у нас это уходит. Ты знаешь, что  умрешь; это знание есть у каждого человека на земле; это наше единственное знание о своем будущем. А если я это знаю, то мне легче подготовиться к этому. Когда я к этому подготавливаюсь, мне уже не так страшно.

Вспомните, как вы сдаете экзамены. Если вы знаете, что в этот день будет экзамен и вы к нему подготавливаетесь, то вам не так страшно на него идти. Точно так же и с моментом смерти. Я всегда говорю об этом раковым больным: порадуйтесь тому, что ваша болезнь позволяет вам подготовиться к самому важному моменту в жизни. Потому что инсульт или инфаркт хуже, чем раковая болезнь. Человек может находиться в бессознательном состоянии, он никак не реагирует на этот мир, за ним возможен только уход. Раковый больной может подготовиться к самому важному моменту в его жизни. Каждый из нас должен готовиться к этому моменту.

– У нас бывают такие случаи, когда нам имеет смысл задуматься над вопросом: насколько я готов к главному моменту в своей жизни? Если завтра я умру, что я должен сделать? Как стать уверенным в том, что моя христианская жизнь не закончена и я могу предстать перед Богом и ответить на Его вопросы?

 – Самое главное – каждый должен заранее дать все рекомендации, что и кому делать после его смерти; например, эту вазу подарить тете Шуре, это тому-то и так далее; то есть расписать все, что кому отдать. Потому что нет ничего хуже, чем ссора на похоронах среди родственников. Люди, которые после смерти человека выполняют его наказы, продолжают дело своего любимого умершего. Эта определенность в жизненных устоях очень важна. Не случайно мы постоянно просим у Бога христианской непостыдной и мирной кончины. Это очень важно.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать