Аудио |
|
Скачать .mp3 |
У нас прежде всего мы сталкиваемся с негативной оценкой православной психологии. Я поясню, в чем тут вопрос. В особенности среди неофитов слышится мнение: зачем православному человеку обращаться к психологу, а тем более к психиатру? Мол, у нас ведь есть священники, к которым мы можем подойти с любым вопросом, тем более если все время ходишь в один и тот же приход. Есть исповедь (если она правильно поставлена) как некий, в том числе очищающий, психологический опыт. Конечно же, есть Причастие и вся та радость человеческого присутствия в православном храме, что является достаточной гарантией того, что со мной не случится никакой беды. Именно православный священник, наверное, в этом случае рассматривается как тот самый психолог, и вроде как нам не нужны никакие психиатры и психологи со стороны. Прокомментируйте это, пожалуйста.
– Наверное, стоит согласиться. Проблема лишь в одном: насколько мы духовные люди? Если у нас болит зуб, мы, наверное, помолимся, но пойдем к врачу. Потому что у врача есть необходимые познания, квалификация, инструменты. Духовная жизнь, конечно, неразрывно связана с бытием человека, с его душевным строем, с его телом. Духовная жизнь в этом плане должна быть неким фундаментом. Но насколько человек есть дух, настолько он еще обладает и телом, и душой. Поэтому как должна быть забота о правильной духовной жизни, как нашему духовному внутреннему человеку необходима молитва, необходимо участие в церковных таинствах, так необходима еще и правильная забота и о теле, и об эмоциональном, интеллектуальном уровне нашего бытия.
В каких-то ситуациях, конечно, необходим врач и, может быть, еще и психолог. Другое дело, насколько психология в настоящий момент является единой наукой. Разные школы находятся в противоречии друг к другу, и человек, который обращается к психологу за помощью, в зависимости от того, какого специалиста он избирает, может получить диаметрально противоположные советы. Поэтому все, что касается психологии и человека, должно приниматься нами с рассмотрением и осторожностью.
– Вы замечательно сказали, что к психологии нужно относиться с осторожностью. Здесь есть еще один интересный момент. Несколько часов назад я посмотрел количество психологов и психиатров просто в Санкт-Петербурге, и это оказался такой список, что понять, к кому обратиться, совершенно невозможно. В связи с этим у меня такой вопрос. Вы хорошо знаете своих прихожан, если не говорить про случайных людей, «захожан». Представим себе ситуацию, что Ваш прихожанин или прихожанка обращается к Вам с какой-то проблемой. Ведь они же могут к Вам обратиться, потому что у вас очень доверительные отношения. Вот приходит прихожанин и говорит: «У меня беда, я не могу справиться с унынием». Вы расскажете про христианское понимание уныния, а на самом деле это окажется депрессия.
– Депрессию, конечно, должен лечить врач. Поэтому очень хорошо понимать, что на исповедь мы в идеале приходим с духовными проблемами. Духовная проблема – это отсутствие любви, духовная леность и прочее. Но очень часто у людей все перепутано, и поэтому к священнику идут с теми вопросами, с которыми нужно идти к медицинскому специалисту. Такое происходит, но на то и священник, чтобы быть всем для всех. Хотя, конечно, существуют проблемы именно психологического характера: конфликты в семье, депрессия, борьба с неврозами. Их должен решать специалист. Но хорошо, когда идут, по крайней мере, к священнику. Плохо, когда уходят от священников в кабинет к психоаналитикам, как сделал в середине прошлого века западный человек.
– Когда к Вам приходит прихожанин и спрашивает совета, что ему делать, а Вы говорите: «Иди к психологу», – он пойдет искать какого-то психолога…
– Я не думаю, что я вправе давать подобный совет. Другое дело, что у меня на приходе можно получить бесплатную психологическую консультацию специалиста.
– Это Ваш прихожанин или Вы пригласили специалиста?
– Мы дружим с Санкт-Петербургским обществом православных психологов, оно существует уже более 10 лет. Это общество, где есть свой духовник, оно объединяет профессионалов, которые еще и исповедуют свою веру. Члены этого общества периодически дежурят у нас в храме. Можно записаться по телефону и получить психологическую консультацию при личной встрече.
– Это замечательно!
– Хорошо, когда священник дает духовные советы, а психологические советы дает специалист в этой области.
– Это люди в сане?
– Нет. Это просто миряне, но они заведомо не дадут вредных советов, которые можно получить от психолога.
– Например, заняться йогой?
– Дело в том, что в психологии очень важна мировоззренческая позиция того или иного человека, того или иного создателя целого направления. Потому что мировоззрение отвечает за отношение к человеку, к личности. Соответственно, насколько разные точки зрения, настолько разные и психологические школы.
Очень интересно, но именно у святителя Феофана Затворника, впрочем, как и у святителя Игнатия (Брянчанинова), встречается выражение «христианская психология».
– Насколько я знаю, у нас есть реальная проблема с тем, что, по нашему представлению, православный психолог – это человек, который может помочь только православным людям.
– Я думаю, что существуют хорошие специалисты и не очень хорошие. Но очень хорошо, когда мы знаем, что тот или иной специалист – наш брат или наша сестра по вере, что у нас одни и те же мировоззренческие установки. Вера определяет очень многое в нашей жизни. Практически вера является фундаментом всего нашего бытия. Если эту веру не замечать, не принимать во внимание, то человек так и останется непонятым.
– Обращаясь к специалисту из этого общества православных психологов, я могу не объяснять про свою духовную жизнь; и он не будет удивляться, что я православный христианин, что я причащаюсь, и не будет говорить, что это невроз?
– Он не будет говорить, что это невроз, большое заблуждение, от которого надо будет избавиться, что это коллективное бессознательное и пора уже жить ответственно личной жизнью.
– Слава Богу, что это так! Между прочим, здесь тоже есть правильный момент, потому что спасение у нас все-таки личное, а не общее.
– Очень интересно, что спасение у нас личное, но в Церкви мы исповедуем Бога нашим Отцом Небесным. Человек не мыслится в одиночестве, вне социума. Православный, верующий человек не мыслится вне Церкви, вне сообщества верующих людей.
– Давайте вернемся к проблеме человека и необходимости вмешательства другого человека в твою жизнь, в твое сознание. Сейчас у нас в духовных школах преподают психологию.
– Это очень правильно! Пастырь в своей практике должен руководствоваться не знаниями психологии, а духовным опытом. Пусть сначала не своим, а опытом Церкви. Потом этот опыт станет еще и личным опытом, найдет личное подтверждение. Но человек должен знать и законы физики, и законы психологии.
– Здесь возникает такой вопрос. Когда мы приходим в церковь и нам говорят, что надо читать духовную литературу, мы начинаем ее читать, во многом ее не понимая, тем более если речь идет о новоначальных, которые сразу берут на себя труд читать «Добротолюбие». Тогда начинаются проблемы с тем, что человек берет на себя очень большой труд.
– Это проблема не чтения, а нарушенной самооценки.
– Наша самооценка все время меняется. Чем дольше мы живем, тем больше у нас возникает вопросов. Может ли психолог из общества Феофана Затворника помочь мне в том числе и с моей неразумной самооценкой?
– В первую очередь, с неразумной самооценкой нам помогает аскетический опыт Церкви, которая призывает нас не доверять себе и высоко о себе не думать. Я думаю, что это некая основа отношения к себе, противоположностью ее является надежда на Бога. Мы знаем свою немощь, свою малость. Соответственно, мы надеемся не на себя, не на свою немощность, а на силу Божию, которая совершается в немощи. Я думаю, что это основа правильного отношения к себе, правильного осознания себя и правильной самооценки.
– На Ваш взгляд, кто больше нуждается в помощи психолога в нашем современном обществе, на современном приходе: пожилые люди, молодые? Или это абсолютно без разницы?
– Я думаю, что молодости свойственно полагаться на себя, а с возрастом человек нуждается в помощниках, советчиках. Чем хорош хороший психолог, хороший доктор, хороший священник? Тем, что он помогает человеку взглянуть на себя немножко со стороны.
– Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Мне 86 лет. Примерно семь лет назад я ездила в Гомельскую область к сыну и его семье. Выезжать надо было из Гомеля, и мы зашли в собор Петра и Павла. С левой стороны лежали мощи святой Манефы Гомельской, крышка была открыта. Я быстренько подошла и приложилась к мощам. Когда я была у сына, у меня двадцать дней было очень высокое давление, мне даже вызывали скорую, врача. Так вот, я приложилась к мощам, приехала домой – и у меня месяца три не было давления. Я никогда этого не забуду.
Еще у меня такой вопрос. Я лежала в Петербурге в больнице. Там была церковь. У меня сильно болела нога, и я два месяца не причащалась. Когда я увидела церковь, очень обрадовалась и сразу через два дня в воскресенье причастилась. В следующую субботу был праздник, и я снова подошла причащаться. А батюшка сказал: ˮВы причащались в прошлое воскресенье. Так часто нельзя причащатьсяˮ. Я остолбенела, потому что у нас в церкви разрешают. Да и батюшки на «Союзе» все время говорят, что нужно чаще причащаться. После я подошла к батюшке и говорю: ˮА если я завтра умру?ˮ Он сказал: ˮТогда не в субботу, а в воскресенье причащайтесьˮ. Там был еще молодой человек, которому священник тоже не разрешил причащаться. Я очень переживала по этому поводу. Как к этому относиться?»
– Если мы хотели причаститься, но по какой-то причине у нас это не получилось, то, как говорит святой Никодим Святогорец, верьте, что получите от Бога другое духовное утешение. Иногда мы претерпеваем скорби (и даже в церкви), иногда нам кажется, что нас незаслуженно обижают, но все это надо претерпевать с терпением и смирением. Конечно, в болезни хорошо причащаться, лишь бы мы не относились к таинству Причастия как к чему-то само собой разумеющемуся. Таинство Причастия – встреча с Живым Богом. К этой встрече надо готовиться.
– Телезрительница сказала, что болела, лежала в больнице. Я вспоминаю, мне приходилось общаться с людьми, которые сильно больны психически. При этом у них очень большая тяга к сакральному, таинственному. Я знал одного священника, который приходил к этим людям, с ними разговаривал, и каждый раз при разговоре спадала их одержимость, они становились смирными и причащались.
– Психическая болезнь не уничтожает образ Божий в человеке. Конечно, человек с таким заболеванием нуждается в Божией помощи, Божией милости, нуждается в церковных таинствах, без всякого сомнения.
– Может ли несвоевременное обращение к специалисту привести нас на больничную койку?
– Говорить о болезнях очень грустно, потому что мы говорим о нашей печальной истории, которая началась с грехопадения Адама и Евы. Первые люди совершили грех, нарушили Божию заповедь, и как следствие отпадения от Источника жизни – Господа Бога в мир пришла смерть. А со смертью – ее предвестники: страдания, слезы и болезни. Конечно, хорошо быть здоровым человеком, но и в болезни человек не должен отчаиваться, а должен прибегать к Божией помощи и помощи специалистов.
– Тогда возникает такой вопрос: как я могу догадаться о том, что мне пора обратиться к психологу?
– Мужчины по статистике обращаются к помощи психологов гораздо реже, чем женщины. Потому что мужчина может съездить на рыбалку, поговорить с друзьями и уже этим снять какое-то нервное напряжение. Думаю, что человек должен стремиться к внутреннему психологическому здоровью, и тогда, дай Бог, помощь психолога не потребуется.
– То есть догадаться о том, что я нуждаюсь в этой помощи, невозможно до той поры, пока тебе об этом кто-нибудь не скажет…
– Если у человека депрессия неделю, вторую, третью, то понятно, что у него есть проблемы. Если он не может решить конфликт с тем или иным человеком, понятно, что есть проблема. Если человек не радуется солнцу летом, снегу зимой, то понятно, что есть проблема. Надо за все Бога благодарить и быть довольным тем, что имеешь.
– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Во времена Христа и раньше все было ясно и просто для иудеев: любое ненормальное поведение человека приписывалось вселению бесов, бесовщине. Как сейчас, в наше время, священник может определить, что у человека – психическое расстройство или бесноватость? По каким признакам это можно разделить?»
– Во время становления медицины, в конце XIX – начале XX века, было принято считать, что одержимость приписывали людям лишь потому, что в те евангельские времена была очень плохо развита медицина. На самом деле насколько существуют болезни психики, настолько существуют и болезни духа. Другое дело, что когда мы читаем Евангелие, видим, что там практически нет неверующих людей. Там люди верующие; соответственно, болезни у них духовные.
Наше общество потребления – материалистическое. Соответственно, болезни у нас не столько духовные, сколько телесные и душевные. Одержимость как пленение души злыми духами – явление очень и очень редкое. А психологические расстройства, когда человек симулирует одержимость, – явление, которое встречается, к сожалению, часто.
– Вы наверняка читали книгу «Оскар и Розовая Дама»...
– Стыдно признаться, но я не читал такую книгу.
– Вкратце расскажу. Оскар – это мальчик, который заболел раком. Родители никак не могли согласиться с болезнью и как бы прятались от этой болезни. Они не могли ни говорить с ребенком на эту тему, ни самим себе признаться в этом. То есть они оказались в положении психологической проблемы, в результате которой даже прекратилось общение с Оскаром. Мальчик сам пережил то, в чем ему могли бы помочь родители: он сам осознал свое положение, свою будущность, свою очень скорую смерть. У него была бабушка по имени Роза, так называемая «Розовая Дама». Мальчик сказал ей однажды: «Я ненавижу своих родителей». И она ему сказала тогда: «Ненавидь их еще сильнее, ненавидь их так сильно, насколько можешь». Оскар был удивлен этому совету, но последовал ему. И когда он пережил самый пик ненависти, он вдруг осознал, что перегорел, и понял, что родители его любят и он любит родителей. Вот такой психологический этюд, который помог ненависть превратить в любовь.
– Это экстраординарная ситуация, поэтому был дан экстраординарный совет. Это не для мирной и тихой жизни.
– В данном случае агрессия помогла. Бывает, у психологов мы встречаем именно этот способ преодоления проблемы – через агрессию. Потому что в нас самих агрессия живет все время, просто мы, как православные христиане, ее не допускаем, чтобы ни в коем случае не допустить ненависть в свою душу. Возможно ли в православной жизни допускать агрессию? Может быть, к греху?..
– Я знаю только один допустимый вид агрессии – ненавидеть грех, отделяя себя от греха при этом. Это духовно верно, потому что мы можем ненавидеть только грех. О грешнике – сострадать, а грех ненавидеть, в первую очередь – в самом себе.
– То есть по отношению к себе можно быть агрессивным?
– Агрессия – разрушающее чувство, с этим надо быть очень аккуратным и осторожным.
– Ненавидеть в себе грех – это все равно агрессия. Агрессия по отношению к самому себе.
– Хорошо, когда человек спокоен, но мало кому это удается.
– Мне нужна психологическая помощь, если во мне живет агрессия?
– Но Вы же нормальный человек, нормальный грешник – почему в Вас не должна жить агрессия? Все мы, люди, повреждены грехом в той или иной степени. У каждого из нас есть свой набор грехов, который мы должны знать, с которым не должны мириться, а должны справляться, отделяя себя от грехов. Потому что грех – это не я, грех – это мое искажение.
– Наверняка Вы встречались с такой позицией, когда человек говорит о себе: я очень неплохой человек; в принципе, моя духовная жизнь в порядке; я, конечно, не святой, но очень хороший православный человек. Нужна ли в этом случае помощь психолога?
– Давайте начнем с того, что это все-таки духовные категории. Наверное, мы не такие плохие люди, мы должны с собой примириться. Но как православные люди мы должны сами у себя вызывать множество вопросов. Если человек живет реальной, а не показной духовной жизнью, то он понимает всю свою духовную бедность и духовную нищету. Поэтому с собой я должен примириться, увидеть свои и светлые стороны, но как христианин я понимаю, что не сделал одно, второе, третье, да и вообще у меня все из рук валится.
– Вы говорите все время о духовном...
– Священник все-таки в первую очередь должен говорить о духовной жизни. Но душа неотделима от человека...
– Что лечит психотерапевт? Душу? Дух?
– Неужели мы отдадим попечение о духовной жизни человека в руки психотерапевта? Думаю, что нет. Думаю, психолог занимается вопросами психологии: вопросами мотивации, целеполагания, стратегии жизни и прочим. Как отделить душу от духа? Святитель Ириней Лионский говорил (как учит и апостол Павел), что человек трехсоставен: в нем есть дух, душа и тело. Тело – в самом низу, дух – на самом верху, а между ними подвижно располагается душа. Чему душа служит? Либо телу, исполняя только то, что тело пожелает, либо душа поднимается, и тогда образ бытия человека приобретает духовный характер.
– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Бывает горе у священников. Бывает горе у психологов. Могут ли они помогать друг другу? Потому что все приемы психологии священники знают, но все равно переживают. Я, например, не поддаюсь никаким уговорам, когда со мной что-то случается. Сама я могу уговаривать, но меня никто не уговорит – я замыкаюсь».
– Хороший вопрос, но у меня нет готового ответа. Я думаю, что все люди должны друг другу помогать, в том числе и своим медицинским, профессиональным служением.
– Чем отличается душепопечение от психологической помощи?
– В чем задача священника? Помочь человеку выстроить отношения с Богом, помочь человеку найти Бога. В этом плане священник является Божьим соработником. Не своим умением, не своими знаниями, а помощью Божией, Божией благодатью священник должен окормлять человека, приводить его ко Христу Спасителю. В этом плане это кардинально отличается от приема у психотерапевта и психолога, потому что там есть человек, его знания, его профессионализм.
Когда человек приходит на исповедь, ведь не священник отпускает ему грехи. Священник – свидетель. Прощает грехи только Тот, Кто даровал человеку Божий закон, – Сам Господь Бог. В этом плане духовное попечительство противоположно любому другому (медицинскому, социальному) служению, потому что подразумевает присутствие Бога.
– Сейчас, слава Богу, есть священники с опытом психологического консультирования...
– Мне кажется, это немножко противоречит тому, о чем я говорил раньше. Конечно, хорошо, когда священник знает законы психологии...
– У меня есть знакомый священник, который, уже будучи священником, учился в университете на кафедре психологии...
– Хорошо, когда люди растут, изучают новое и новое. Как апостол Павел нас и призывает: всё исследуйте, полезного держитесь. Но служение священника кардинально противоположно любому другому служению на земле, потому что священник совершает таинства не своими силами, а силой благодати Святого Духа. В этом плане священник лишь сослужитель Тому, Кто действительно совершает таинство.
– Получается очень интересный момент. Настоятель храма не должен заниматься поиском средств на строительство, договариваться с прорабами, рабочими. Активные миряне должны заниматься этими вопросами. Но практика показывает совсем другое...
– Хочешь сделать хорошо – сделай сам.
– Поэтому вопрос такой. Не во всяком храме есть свой штатный психолог или из общества православных психологов в честь Феофана Затворника...
– Замечательно, что люди приходят в храм за помощью, независимо от того, какая это помощь.
– Это очень хорошо. Хочу задать вопрос, который я уже задавал, но под другим углом. Например, у вашего храма нет возможности пригласить православного психолога. Я, будучи прихожанином храма, нашел своего психолога, у которого консультируюсь. Вас нужно с ним знакомить?
– Хороший вопрос. Я бы сказал так: если Вы не собираетесь видеться с ним в течение ближайших десяти лет каждую неделю и он просто поможет Вам взглянуть на ситуацию со стороны и понять проблему, тогда почему нет?
– А вдруг я нашел такого человека, который будет мне приносить духовный вред? Вам нужно будет с ним знакомиться?
– Дорогой Глеб, мы не допустим, чтобы Вы попали в руки темных людей.
– То есть Вы отказываетесь от того, чтобы познакомиться с этим человеком?
– Почему? Я открытый человек и готов к знакомству со всеми. Давайте мы, взрослые люди, будем сами решать свои проблемы. Не будем звонить в два часа ночи священнику и спрашивать, куда положить ковер: в прихожую или гостиную. Потому что мы сами это можем решить. Давайте все-таки какие-то технические вещи решать сами и нести за это свою ответственность. Самоанализ необходим человеку.
– Слава Богу, если мы знаем, что такое самоанализ.
– Ну как же? Мы живем и слышим о борьбе с помыслами. Слышим о том, что один человек так долго думал о колбасе, что вокруг него начали собираться собаки. Как-то мы отслеживаем, почему мы думаем так-то или так-то, почему нам приходят в пост видения жареной курицы... Мы анализируем причинно-следственные связи.
– Если на исповедь придет человек и скажет: «Отец Михаил, мне снились сосиски, колбаса (или еще что-нибудь)», Вы скажете, что нужно сделать так-то и так-то. Это не является какой-то психологической проблемой. Но если человек все время кается в одном и том же?..
– Я всегда говорю: очень хорошо, что мы знаем свои грехи, что у нас их небольшой чемоданчик, а не десять чемоданов.
– А если я не осознаю свои грехи, по привычке исповедуюсь?
– Человек не хочет осознавать свои грехи по одной причине – видеть себя грешником болезненно. Размышлять о том, что мы сами виноваты в наших неудачах, потому что делаем не так, как надо, – для человека очень прискорбно. Поэтому человек прячется за какие-то мелочи, приходит на исповедь и говорит, что съел сардинку, печенье... То есть человек рассказывает о том, что не является его проблемой, потому что все его проблемы похоронены где-то глубоко; человек их видеть не хочет и закрывает печеньем и сардинками.
– Может ли в этом случае помочь психолог?
– Думаю, не ошибусь, если скажу, что даже просто хороший, умный, добрый товарищ может помочь.
– А чтение литературы по психологии может помочь?
– Хороший вопрос. Есть православное издательство «Никея», у них целая линейка книг по психологии. Это авторы, которые позиционируют себя как православные христиане, но при этом являются еще и специалистами по данной проблематике. Почему нет?
– Например, я выбрал для себя литературу, которая касается именно психологического аспекта жизни. Я должен посоветоваться со своим духовником, прежде чем читать такую литературу?
– Я думаю, Вы взрослый человек и сами знаете, что Вам полезно, а что не очень полезно.
– Думаете, я настолько хорошо разбираюсь в литературе по психологии?
– Думаю, Вы разбираетесь в себе, разбираетесь в жизни и даже если сделаете какой-то неправильный выбор, потом от этого выбора откажетесь.
– Последний вопрос. Насколько я должен быть трезвым и смелым для того, чтобы понять, что я нуждаюсь в помощи? Или мой вечный инфантилизм, который во мне сидит, будет мешать и я всегда буду вне зоны собственной самооценки?
– У нас есть хороший принцип – авось: он вывезет. В первую очередь православный человек должен беспокоиться о молитве, должен учиться молиться. Правильная, смиренная молитва приведет человека к здоровому образу жизни, который подразумевает и духовное трезвение, и смелость. Смелость необходима для того, чтобы двигаться дальше, делать поступки. Поступки же всегда имеют еще и нравственную категорию, потому что мы их предпринимаем исходя из наших мировоззренческих установок.
– «Стяжи дух мирен». Если выполнять эту заповедь?..
– Нам хотя бы чуть-чуть принимать Божьей воли, чуть-чуть не роптать, чуть-чуть Бога благодарить, в том числе за скорби и немощи телесные, душевные. Тогда мы будем принимать ситуацию как данность от Бога и полагаться не на себя, а на Бога, Который о нас заботится.
– Это самый лучший совет. Тогда и не нужна будет помощь психолога.
– Ведь если у вас не болят зубы, вам не нужен стоматолог. Слава Богу!
– Благословите наших телезрителей.
– Попросим, чтобы Господь благословил нас на предстоящий Успенский пост, чтобы проводить это время в трезвении, духовном делании, в надежде на Бога и духовной радости...
Приглашаем в строящийся храм Порт-Артурской иконы Божией Матери, в котором каждое воскресенье в 10 часов утра совершается Божественная литургия. Храм находится на пересечении двух проспектов: Героев и Маршала Казакова; 29 августа, на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы, у нас будет престольный праздник. Всех приглашаем!
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!