Беседы с батюшкой. Нужна ли наша помощь Богу. Священник Александр Асонов

12 августа 2022 г.

В студии священник Александр Асонов, настоятель храма во имя всех святых на Гатчинском кладбище.

– Тема сегодняшней передачи: нужна ли Богу наша помощь? И возникают сложные, странные вопросы. Сначала хотелось бы просто понять, о какой помощи мы вообще говорим. Неужели Богу нужна наша помощь?

–  Вы говорите о том, нуждается ли Господь Бог в нашей помощи или вообще нуждается ли Бог в нас?

– Нет, это разные вещи.

–  Да, тут много аспектов. Поэтому я пытаюсь уточнить. Встает вопрос: в какой помощи? Помощи в чем? Тут вопросов больше, чем ответов. Надо определиться, в какой помощи. Для нашего спасения?

– Наверное, да.

–  Это один пункт. Начнем с него.

– Наверное, мы начнем с того, что такое в нашем понимании Бог.

–  Это один из базовых вопросов, которые мы должны себе задавать, когда рассуждаем на данные темы. Во-первых, в соответствии с древним христианским учением (а я считаю, что его сохранили православные христиане, католики древней Восточной Православной Церкви) Бог непостижим, неведом. Он Вездесущ, Всемогущ, у Него нет границ. Вследствие этого говорить о том, насколько в чем-то Он нуждается, представляется слишком сложным вопросом.

Во-вторых, давайте не будем брать такую высокую планку, рассуждая о нуждах и Боге. Поговорим о простых вещах. Нас окружает определенный мир, в котором мы существуем как люди. Есть понятия физических явлений, например свет. Вот существует свет, который нас окружает. Для того чтобы человек более-менее как-то развивался как биологический вид, он нуждается в свете. Я не говорю сейчас о каких-то других физических и биологических явлениях, а только о свете. Понятно, что свет – это определенные волновые явления, но сейчас не об этом. Я не физик, поэтому не буду сейчас углубляться в эту тему. Я говорю с философской точки зрения. Существует свет. Просто физическое явление во Вселенной. Он в нас нуждается или мы в нем нуждаемся? Кто в чем нуждается?

– Но ведь свет существует потому, что мы его видим. Если мы слепы, его для нас нет.

–  Я беру человека как уже существующий и сформировавшийся биологический вид. У человека есть глаза, зрение. Я говорю не о слепых людях, а о зрячих. Нуждаются ли они в свете? Нуждаются. Человек, как определенное Божие творение, в свете нуждается. Если говорить с позиции атеиста, то просто человек как биологический вид нуждается в том, чтобы его окружал свет. Свет сам по себе как физическое явление наверняка в человеке не нуждается. Возьмем воздух. Для того чтобы жить, мы нуждаемся в воздухе? Нуждаемся. Сам по себе воздух, который нас окружает, в нас не нуждается. Это некие примитивные примеры. А мы пытаемся рассуждать на уровне Божественных откровений о том, что такое Бог, а также нуждается ли Он в нашей помощи и в нас.

Это очень сложный и очень деликатный вопрос. Мы должны его рассматривать очень аккуратно, ибо всегда есть определенная опасность, образно выражаясь, впасть в ересь, то есть в то инакомыслие, которое может привести к неправильным выводам, с каких бы позиций мы ни рассматривали данный вопрос: с позиции христианского учения или с позиции простого обывателя. Все же есть люди, которые утверждают, что они верят в существование Бога…  Для них вера – это просто убеждение в том, что есть что-то. А для нас, христиан, вера – это не убеждение в том, что есть что-то, что так или иначе связано с нашим бытием, с бытием homo sapiens, а опыт внутренней жизни. Но сейчас не об этом, хотя это очень интересная тема, потому что здесь все связано с тем, что мы называем практическим образом веры, Божественным откровением.

Если рассуждать о вопросах нашего спасения с христианских позиций и о том, насколько Бог нуждается в нашей помощи, то опять же, учитывая древнее христианское учение (не какие-то попытки нового истолкования, коих сейчас тьма, а то древнее учение), можно говорить, что Господь Бог Иисус Христос не нуждается в том, чтобы акт спасения был совершен. Акт спасения уже был совершен. Господь всем предлагает спасение и протягивает руку. Я сейчас пытаюсь очень четко выбирать формулировки для того, чтобы правильно пояснить свою мысль.

Господь Бог протягивает руку помощи человеку, а вот от человека зависит, протянет ли он руку со своей стороны, что у нас называется синергией. Иными словами, человек участвует в деле своего спасения, и это связано с тем, стремится человек к поиску Бога или нет. Это даже не связано с некоторыми внешними формами проявления тех или иных религиозных убеждений и практик. Это связано прежде всего с движением человеческой воли, может быть, даже еще неосознанным, которое находится на некотором бессознательном уровне, когда человек ищет правду и истину, стремится обрести ответы на насущные и вечные, непреходящие вопросы: что есть истина (вопрос Понтия Пилата, но это древний философский вопрос), что такое верность, что такое дружба. Начинается вроде с мелочей, но это не мелочи. В конце концов, с чего начинается Родина, как поется в песне, – это тоже поиск Бога.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Если мы просим у Господа что-нибудь полезное для нашей души, для нашего спасения, то должны участвовать в этом, тоже прикладывать усилия».

– Да, мы с нашей стороны тоже должны предпринимать усилия. Тут речь не идет о том, нуждается ли в этом Бог. Нуждаемся ли мы в Нем – вот о чем речь.

– Есть еще один очень серьезный аспект. Мы любим говорить, что Господь создал нас свободными людьми, и, соответственно, по своей свободе мы даже способны отказаться от Бога. Мне очень понравился тезис, который мы обсуждали с Вами до начала передачи, о том, что мало что меняется в этом мире.

–  Если говорить о человеческой природе, то я убежден, что ничего не меняется.

– Вот здесь как раз и возникает тот вопрос, с которого мы начали, нуждается ли Бог в нашей помощи. Если ничего не меняется, если нет никаких изменений в течение веков, то понятно, что и этот мир не меняется, то есть мир вокруг меня меняется, только если меняюсь я сам. Здесь появляется вот такой интересный момент.

–  Самое главное – это вектор. Иосиф Александрович Бродский однажды хорошо в интервью сказал, что человек не сумма его убеждений, а сумма его поступков. Убеждения могут приходить и уходить. В 10 лет у нас были одни убеждения, в 20 лет – другие и т.д.

– В 1920-е годы убеждения были одни, в 70-е годы – другие, в 90-е годы – третьи.

–  Жалко того человека, который застрял на определенном этапе своего развития и у которого с 20 лет убеждения не менялись. Убеждения – понятие относительное. Они зависят от массы факторов, которые нас окружают. В конце концов, они зависят просто от состояния здоровья. Там есть некоторые нюансы… Так вот, человек – это сумма его поступков. А сумма поступков зависит не столько от убеждений, сколько от устремления, то есть от этого вектора: куда вектор человеческий направлен, к чему человек стремится, что ищет. Спаситель сказал: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. С этим связаны все остальные высказывания Господа нашего Иисуса Христа: если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло. А почему оно чисто? У тебя вектор правильный. Значит, ты и внутри будешь светлый. Господь же постоянно повторяет: Имеющий уши, да услышит. Слепые вожди слепых. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», – войдет в Царство Небесное. Это очень важные моменты. То есть человек слушает и не слышит, смотрит и не видит.

Это касается всех нас. Мы все в группе риска. Об этом нельзя забывать. Это касается вопросов, о которых мы сейчас рассуждаем. Насколько Бог нуждается в нашей помощи? В той мере, в которой мы нуждаемся в нашем спасении. Если вектор правильный, если камертон правильно настроен... А это зависит от нашей воли, от наших устремлений. К чему мы стремимся? Чего ищем? Стараемся хотя бы мало-мальски жить по совести?

Что такое совесть – это тоже отдельная история. Философы говорят, что совесть – некий отголосок Божественного гласа. Но об этом сложно рассуждать по одной простой причине: данный объект потрогать руками невозможно. Как и любовь, о которой все говорят, но мало кто ее видел (есть такое известное выражение). Видели! Из истории человечества можно привести много примеров искренней любви между мужчиной и женщиной; и это при всех наших подлостях и гадостях, которые мы вытворяем иногда по отношению друг к другу, позоря себя и свой род. Несмотря на это, встречаются подлинные примеры любви искренней, жертвенной, настоящей, беззаветной, без всякой примеси пошлости, эгоизма, гордыни, зависти, сплетен и склок.

Настоящую любовь люди не увидят потому, что сочтут ее за сумасшествие. Как апостол Павел говорил, что вера наша – для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, так любовь искренняя, независтливая, добрая, открытая – для мира просто посмешище, детский лепет. Таких людей – тьма, и мы имеем отношение к ним. Это сейчас мы можем порадоваться, что мы в Церкви, со Христом. Церковь – это Тело Христово, и для христиан это очень важно. Но мы не должны забывать о том, что мы в группе риска, и стоит нам чуть оступиться и сдвинуть свой вектор немножечко в сторону, все может постепенно рассыпаться. Поэтому надо выдерживать правильное направление, духовно бодрствовать, трезвиться, как об этом пишут святые апостолы.

Христос часто говорит: наблюдайте, как вы слушаете. Это в Евангелии звучит постоянно. От нашего вектора зависит наше спасение. Потому Христос часто спрашивал, когда у Него кто-то просил помощи: «А ты веришь, что Я могу?» То есть: твой вектор настроен? Это не значит, что без этого не свершится чудо. Свершится. Но речь идет о внутреннем состоянии человека, что происходит в его сердце, душе. Для христиан эти понятия – не пустой звук.

Для мира понятия «душа», «дух» относятся к тому, что не доказано традиционной наукой. Большинство психиатров очень часто заходят в тупик, потому что занимаются лечением души. Например, любой стоматолог понимает, чем он занимается: он совершает по отношению к пациенту определенные действия и видит результат. Так же и хирург. И только психиатры, которые занимаются лечением души (чего в природе якобы не существует, по мнению большинства их коллег), отслеживают лишь состояние больного, пытаясь найти хоть какой-то метод.

К чему я все это говорю? Если мы хотим правильно разобраться в этих вопросах, мы должны серьезно подходить к этому. Самое главное – наше внутреннее состояние. У Николая Заболоцкого есть такие строчки:

Как посмел ты красавицу эту,

Драгоценную душу твою,

Отпустить, чтоб скиталась по свету,

Чтоб погибла в далеком краю?

Надо очень заботиться о своем внутреннем состоянии. Ибо «нет на свете печальней измены, чем измена себе самому» – это строки из этого же стихотворения Заболоцкого. Вроде бы писал человек без богословского образования. Это слова не из какой-то высокой проповеди, но как актуально они звучат до сих пор!

То есть Господь нуждается в нашей помощи в той мере, в которой мы нуждаемся в нашем спасении.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что Бог не спасает человека без воли самого человека. Но может ли Бог спасти человека без его согласия, то есть силовым методом?»

– Ответ очень простой. Глупо спасать человека без его согласия; ни о каком спасении здесь не может идти речи. Я позволю себе использовать русскую поговорку: насильно мил не будешь.

– Еще один аспект по поводу свободы воли. Когда мы говорим: «Да будет Твоя святая воля», получается, мы что-то разрешаем Господу...

– Для меня это звучит чуть-чуть иначе. Для меня это не разрешение, а полное принятие Его воли.

– Хочется развить эту тему. Нам хотелось бы, чтобы Господь вошел в нашу жизнь и исправил то, что мы сами не можем оценить. Например, в таинстве Соборования прощаются забытые грехи, осознанные и неосознанные. Мы часто обращаемся к Господу и просим, чтобы Он открыл нам наши грехи, чтобы мы могли их исповедовать. Но если Господь нам все откроет, мы сойдем с ума. Может быть, мы не готовы оценить свое падение? И еще один вопрос: чтобы найти этот вектор, достаточно просто знаний или нужно что-то другое?

– Если говорить о том, какие знания нам нужны для того, чтобы у нас был внутренний правильный вектор, содействующий нашему духовному становлению и спасению, то нельзя рассуждать о том, что вера приобретается благодаря прослушиванию лекций или присутствию на определенных библейских чтениях. Это вопрос получения информации, но не внутреннего жизненного опыта.

Я говорю о знаниях, которые человек приобретает благодаря своим жизненным обстоятельствам, вследствие которых появляются внутренние переживания, приводящие к определенным выводам. И иногда человек обнаруживает, получая какую-то информацию об учении Церкви и ее истории, что эти убеждения он уже получил благодаря своему жизненному опыту. И это знание становится для человека чем-то особенным, потому что это личный опыт, личное откровение, личное озарение, когда происходит столкновение с Божественным Откровением.

Божественное Откровение – это вообще отдельная тематика, по поводу которой можно читать лекцию. В истории христианского богословия этому посвящены определенные разделы; это очень серьезная и очень интересная тема. Мы очень мало об этом говорим, к сожалению, и по-разному это называем. Я использую понятие «Божественное Откровение». Можно говорить, что это определенный духовный опыт, который приобретает человек на своем жизненном пути, и этот опыт находится вне возрастных и социальных рамок. То есть этот опыт не зависит от социального положения субъекта. В данном случае мы можем говорить, что Божественное Откровение так же не ограничено временем и пространством, как и Сам Господь Бог. И это интересный момент, с этим связано все христианское учение.

Например, насколько безумно для мира звучат такие слова: сила Божия совершается в немощи. Для многих людей наши речи звучат как безумие, особенно в наш век очень жуткого потребительского отношения ко всему.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Я всегда нуждаюсь в помощи Божией, всегда молюсь, прошу Господа о помощи и ощущаю Его помощь. Со своей стороны я стараюсь жить правильно, творить милостыню, совершать добрые дела. Хочу узнать, как лучше поблагодарить нашего Спасителя».

– Очень индивидуальный вопрос. Чтобы на него ответить, надо с человеком говорить не по телефону, как мы сейчас, а лично, чтобы понимать его жизненные обстоятельства. Думаю, стоит помолиться Господу нашему Иисусу Христу и поблагодарить Его так, как Вы обычно это делаете. Благодарите Господа за все и попросите Его, чтобы Он Вам указал, как бы Вы еще могли Ему послужить, дабы принести свою благодарность за то, что Он для Вас делает. И Господь Вам обязательно это откроет. Может быть, нужно сказать кому-то доброе слово. Может быть, помочь какому-то человеку. Может быть, в храме, который Вы посещаете, есть какие-то нужды. Все очень индивидуально. Дай Бог Вам понять это, и да поможет Вам Господь наш Иисус Христос.

– У каждого свое представление о Боге, но мы собираемся вместе на литургии. Во время литургии мы общаемся с одним Богом?

– Конечно, мы общаемся с одним Богом. Бог – это Личность, и с каждым человеком Он ведет личностный диалог. Во-вторых, все мы по-разному воспринимаем и друг друга. Например, я воспринимаю Вас по-своему, Ваши коллеги, родные и близкие – иначе, а Вы – один и тот же человек. А как Вы сами себя воспринимаете – это вообще отдельная история. Все мы субъективны, и это нормально, так создан человек.

Бог есть Личность. Но поскольку Господь Бог нечто непостижимое и неуловимое, мы можем только гадать о Нем. Но мы все общаемся с одним и тем же Спасителем, просто с каждым Бог ведет свой диалог. У каждого из нас свой крест, и у каждого из нас свой путь. Мы движемся в одном направлении, если у нас правильно настроен вектор, и тогда мы – соучастники нашего правильного пути ко спасению, которое совершается сейчас. Спасение не есть факт, свершившийся для нас, православных христиан, но факт, свершающийся в данный момент. Мы движемся в одном направлении, но пути наши разные.

– Я общался с мусульманами и знаю, что, когда они совершают намаз, у каждого есть компас, который показывает направление в сторону Мекки.

– Я понимаю, к чему Вы клоните. Было бы неплохо, если бы у нас духовный компас был правильно настроен, если образно выражаться. Дело в том, что в христианстве так и происходит: у каждого человека есть некий внутренний духовный компас, он позволяет найти правильное направление, в котором следует двигаться (я образно выражаюсь), к чему следует повернуть свой лик. Как мусульманин во время намаза поворачивается в определенную сторону, чтобы совершить священнодействие, так же и христианин по внутреннему компасу должен повернуть свой лик в правильную сторону – в сторону Христа, в сторону света. Если человек искренне стремится к этому, он совершает этот поворот.

Иоанн Креститель говорил об этом повороте, о метанойе. То есть: повернитесь в правильном направлении, изменитесь внутренне, идите по этому компасу. Этот внутренний компас есть у каждого человека. Если бы его не было, тогда не было бы затем никакого наказания. Наказание – не потому, что Бог такой плохой и всех хочет наказать, а потому, что есть неписаный закон. Если говорить примитивно, есть, например, уголовное право (или гражданское), в соответствии с этим правом совершается судебное разбирательство и следует наказание.

– Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Сказано, что Господь Исава возненавидел, а Иакова возлюбил. Еще сказано: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Получается, что уже определено, кому каким быть? Или как?»

– Вопрос о том, есть предопределение или нет... Мы уже существуем в определенном мире, в определенной Вселенной, где есть определенные законы, которые мы пытаемся разгадать. Этим занимается традиционная наука (физика, химия, математика и так далее). Мы пытаемся разгадать тот мир, который существует и в нас, и вокруг нас. По сути, мы ничего нового не изобретаем. Человеку дан такой дар – придумывать то, чего не было в природе. Тем не менее тот мир, который существует вокруг нас, уже существует по факту; мы пытаемся его понять, разгадать, пытаемся описать человеческим языком все его законы и правила, но у нас это очень плохо получается, потому что человек, в отличие от Бога, ограничен. Как в свое время сказал Иосиф Бродский, Бог органичен, а человек ограничен.

Так вот, мы, наподобие существ, которые находятся на стадии своего начального развития, пытаемся диктовать условия, как должен быть устроен этот мир. Как Шариков говорил профессору Преображенскому: «Взять все и поделить». В этом наша беда: мы не пытаемся аккуратно постичь окружающий мир, но хотим переделать его на свой лад. Это у нас никогда не получалось, не получается и не будет получаться. И в результате мы приходим к одному и тому же: копируем некоторые Божественные правила и законы, причем копируем плохо. Поэтому вокруг нас и в нас существует то, что существует по факту.

Кто ты такой, человек, чтобы рассуждать о таких глобальных вещах, которые даже в сознании твоем вместиться не могут? Ты только-только научился высшей математике, расщепил атом и понял, что есть еще более мелкие частицы, которым даже название не успел дать, а уже допускаешь мысль, что знаешь намного больше, чем Тот, Кто стоит за всем этим. Ты даже рассуждаешь о том, как Он должен поступать в отношении тебя. Это гордыня человеческая. С этого все началось. Это и есть печать первородного греха. Вот он, раскол в нашем сознании.

Вспомним Достоевского, слова Ивана Карамазова о том, что он мира Божьего не принимает. «Не приемлю я мира Твоего». Ну и пожалуйста. А дальше-то что? Мы постоянно кулачком машем. «Почему Бог попустил?» – это первая фраза, которая звучит из наших уст. «Почему мы рождаемся в муках?» Да потому что. И умрем в муках. Что происходит между начальной и конечной точками нашей жизни? Ходим, бегаем, суетимся, кулачком машем. А дальше что? А потом от горшка остаются одни черепки. Империи возникают и падают в небытие. Пирамиды стоят, свидетельствуют, что великие люди были. Всё: ни людей, ни общества – камни мертвые стоят.

– И мы ездим на них смотреть.

– Мы ездим на них смотреть, чтобы еще раз постичь свое безумие. Речь даже не о христианстве, а вообще о человеке. Если человек не начнет думать здесь и сейчас, то он никогда не начнет думать, будет бегать и суетиться. Ему всё не нравится: еда, родные, близкие, коллеги по работе, общество, президенты, цари, императоры. Все будет плохо всегда. Всегда так было. И так будет. Sic transit gloria mundi – «так проходит слава мира».

– Наша помощь Богу нужна в одном…

– Хотим ли мы идти по нашему внутреннему компасу в правильном направлении – вот что самое главное.

– Благословите наших телезрителей.

– Да поможет нам Господь двигаться в правильном направлении в соответствии с компасом нашей совести, дабы обрести спасение.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает проректор Московской духовной академии по лицензированию и аккредитации, клирик храма святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать