Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Поститесь постом приятным.
– А как поститься приятно?
– Надо с легкостью поститься. Если постишься через «не могу», с усилием, то пост вряд ли будет легкий и приятный. На самом деле пост приятный – когда ты радуешься, что что-то делаешь. Если юноша влюбился в девушку – ему приятно взять ее тяжелый рюкзак, понести его…
Отношение к посту – отношение невесты, которая потеряла своего жениха и не знает, вернется ли он обратно. Даже если вернется – сможет ли она с ним встретиться? Церковь – невеста Христова. Когда иудеи обвиняли Христа в том, что апостолы не постятся, Он говорил: отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Во время поста мы признаем: увы, Господь, Который нас любит и постоянно хочет быть с нами, по нашим грехам отделен от нас нашей собственной злой волей.
Приятный путь поста – путь возвращения к Богу. Господь нас ждет, и ждет воскресший. Взглянешь, за Страстной седмицей – Пасха Христова уже сияет как солнышко, далеко на горизонте уже первые лучи перед рассветом появляются. Наш пост становится приятным, потому что мы идем ко Христу. И нам радостно, что мы можем приложить вполне определенные усилия; что нам не надо гадать, куда идти. Порой человек не знает, как правильно поступить; часто мы не знаем, как правильно поступить в нюансах; еще чаще уверены, что поступаем правильно, а на самом деле все делаем ужасно.
Пост – приятное время, потому что Церковь подсказывает некоторые апробированные на протяжении веков методы того, как приблизить свою душу к воскресшему Богу. Если мы будем воспринимать это не как усилия, а как приятные усилия ради любви, как золотой ключ, который повернешь – и откроется дверь в Царствие Небесное, то все пищевые ограничения, длинные молитвы и ограничения в развлечениях будут нам в радость.
– Сейчас в храмах идет чтение Канона преподобного Андрея Критского. Удивительный канон, духовная поэзия. Расскажите, откуда этот канон, как он создавался и как правильно его понимать в настоящее время.
– Преподобный Андрей Критский – человек, который жил в самую страшную эпоху Византийской империи, если не считать эпоху ее окончательной гибели в XV веке, под ударами турок. Он жил в эпоху арабских завоеваний, когда древнейшие христианские территории (Святая Земля, Палестина, Египет) были под морем иноверных захватчиков. Тяжело. Они не только захватили Ближний Восток, но осаждали Константинополь. С другой стороны приходили авары, варвары, язычники, и христианский город, центр православного мира и город Вселенских Соборов, стоял под угрозой.
Кто такой Андрей Критский? Преподобный, святой человек, который не может выступить с военным заявлением, поучаствовать в военных действиях (что толку будет от ученого монаха на передовой?). Более того, он живет в стороне. Потом будет завоевание мусульманами Крита и отвоевывание его христианами, но пока что он спокойно живет в стороне, на острове. Арабы не научились строить флот, чтобы осаждать острова, и он беспокоится за тех, кто вдалеке.
Сейчас многие из нас тоже беспокоятся из-за того, что происходит в мире и на Русской земле. Конечно, все это вызывает некоторый трепет. По примеру Андрея Критского мы сейчас можем сказать: «Господи! Моя душа умеет трепетать, волноваться, переживать. Значит, я эту энергию переживаний направлю в мирное русло. Не буду стараться мир вокруг поменять, военные соединения передвинуть, политиков переубедить – нет, я направлю это внутрь для того, чтобы выиграть в главной битве, о которой апостол Павел говорит: наша битва не против плоти и крови, но… против духов злобы поднебесных.
Переживания Андрея Критского спустя полторы тысячи лет звучат так же искренне и каждый раз попадают в сердце потому, что, во-первых, и мы чувствуем внешние переживания, а во-вторых, мы тоже хоть немножко задумываемся о несовершенстве своей души. Где Андрей Критский находит для себя утешение? Конечно, в Священном Писании. Мы видим, что он, как и любой человек, живущий в новозаветную эпоху, отдает предпочтение Священному Писанию Нового Завета – Евангелию. Как розовый куст, чтобы укорениться еще глубже, пускает корни под поверхностью земли, а дерево, которое может пережить все бури, опутывает своими корнями скальную породу, так же и христианин на пути Великого поста, борьбы со страстями, преодоления своего беспокойства погружается в Ветхий Завет.
Иногда нам кажется, что Ветхий Завет мы, в принципе, знаем: что-то про пророка Моисея, Илию; были чудеса, огонь с небес сходил… Канон Андрея Критского – хорошая степень диагностики нашего знания Ветхого Завета. Как только услышал незнакомое или знакомое имя, но не понял, почему этот человек упомянут в таком контексте – значит, есть пробел в Ветхом Завете. Сегодня мы молились, читали Канон Андрея Критского, а вернулись домой – залезли в соцсети, зарылись в новости, пропаганду, фейки и потеряли весь постный настрой.
Вспомните, друзья, сегодня звучало так много имен, непривычных для слуха! Сейчас искать проще, чем тогда, когда надо было листать Библию: вбиваешь в адресную строку имя на слух, находишь его и прочитываешь отрывок из Библии, связанный с этим святым или (к чему Андрей Критский часто прибегает) грешным человеком. Он сделал грех, а преподобный Андрей Критский сравнивает: «Да, этот человек убил кого-то. Да, я преподобный монах, никого не убиваю, но не могу убить, удавить свои страсти. Я должен взять пример в убийстве, но взять для того, чтобы убивать свою страсть, попирать, сокрушать ее».
Если слабо знаешь Ветхий Завет – можно до конца поста разбираться. Когда хочется погрузиться в бурю страстей, думаешь: «Нет, я еще с Ветхим Заветом не разобрался. Не чтобы насквозь его прочитать, но чтобы понять ту молитву, которую слушаю в начале каждого Великого поста». Вечером остается мало времени, но, учитывая, что на фоне большевистских праздников нам в наследие остались выходные дни, можно разобраться. Ветхий Завет – книга очень жестокая. Очень жестокие моменты лучше не обсуждать с детьми, а более схематичные, героические моменты или отрицательные, но поучительные для ребенка как пример поведения можно разобрать в своем пересказе.
Священное Писание – основа основ. Тем более мы помним, что Ветхий Завет был до закона любви. Мы жаждем справедливости в мире, нам хочется, чтобы все было по справедливости, по правде: «Эти заслужили наказание, эти – награду». Мы начинаем всех судить. Для нас вдвойне полезно открыть Ветхий Завет: человечество до пришествия Христа жило по закону справедливости: око за око и зуб за зуб. Не выбивать два зуба за один – это было хоть что-то, но Господь в Новом Завете дает нам больше.
Канон Андрея Критского – очень длинное произведение. По уставу он читается не на первой седмице: это традиция Русской Православной Церкви, которая совершается от Камчатки до Карпат, а в Греции и Сербии мы увидим Канон Андрея Критского в середине Великого поста на замечательной службе стояния Марии Египетской.
– По уставу – на 5-й неделе Великого поста.
– Только тогда. Из богослужебной книги Постная Триодь канон разбивается на кусочки и читается за четыре дня. Проблема в том, что сейчас государственные выходные дни. Надо дойти до четвертого. Окончание не просто канона, а каждой его песни будет в четверг, и именно тогда мы больше всего увидим Новый Завет. Можно сказать, это некоторое разрешение: если ты пошел на первые дни Покаянного канона (суровый Ветхий Завет, страсти, прегрешения, убийство, блуд), то думаешь: «Я-то куда более праведный, чем все эти ветхозаветные персонажи. Куда мне стремиться?» В каждой песни человек тонет и отталкивается от дна, чтобы вынырнуть и вдохнуть свежий воздух полной грудью. Пусть он опять погрузится в бушующие волны, но у него есть запас дыхания, который продлевает жизнь.
В среду начинаются новозаветные отсылки, а в большей мере в четверг. В этом году в чем-то легче: два дня пошел на Канон Андрея Критского, отдохнув. Два дня после работы тяжелее: может, не оставайтесь на повечерие, чтобы положить поклоны, если совсем не осталось сил, но на сам канон ходите. Если плохо себя чувствуете – включите трансляцию по нашему телеканалу, в Интернете, следите с книжкой в руках дома. Дойдите до конца этого канона…
Нужно пройти эти четыре дня сейчас. У тех, кто их пройдет с Господом, будет опираться на Канон Андрея Критского, тревожность отойдет на второй план, убедитесь. Если на первом плане у нас всегда будет Царствие Небесное (как Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам), путь к Царствию Небесному через Ветхий, Новый Заветы, то будет легче даже в мирском смысле.
– Православным во многом везет: у нас есть устав, которому мы следуем. Сейчас очень много времени можно посвятить молитве, к этому располагает Церковь. Насколько молитва простых прихожан важна в деле спасения не только души отдельного человека, но и судеб мира?
– У многих людей есть языческое отношение к священству: «Батюшка – шаман, у него есть возможность ударить в бубен, пообщаться с духами грозы и огня и решить духовные и материальные проблемы». Увы, это большой соблазн. Иной священник поддерживает ореол таинственности, сверхспособностей, но это – настоящая ересь.
Все мы объединены таинством Крещения и, уже рожденные в нем для жизни вечной, в таинстве Миропомазания соединяемся Духом Святым со всей Церковью. Мы теряем эту благодать, и через таинство Исповеди примиряемся с Духом Святым и воссоединяемся с Господом нашим Иисусом Христом.
Некоторые были вне таинства Брака. Преподобный Андрей Критский, например, не вступал в брак, он выбрал монашеский путь. Значит ли это, что он чем-то был обделен? Нет, мы почитаем его как великого святого и молимся его словами все первые дни поста. Так же и таинство Священства: не все к этому таинству приступают, но все ему сопричастны. Священство – таинство для всей Церкви. Любой человек, который принимает все остальные таинства (Исповеди, Крещения, Причастия), сопричастен ему.
Более того, здесь одно из показательных отличий между православием и католичеством. Католическому священнику (схематично) дана некая власть, а православный священник мыслится только как глава общины верных, сообщества молящихся. По нашим православным канонам священник не может служить Божественную литургию в одиночку именно потому, что он совершает служение не для себя, а для всей Церкви. Он может возглавить, направить молитву: Господь для этого и дал ему благодать священства.
Нужно понимать, что каждый имеет для Господа одинаковую ценность, Он каждого любит. Основной процент Церкви – миряне, не священники или епископы. Слабое, земное воинство Царя Небесного состоит в основном из мирян. Поэтому люди должны молиться, и об этом напоминает весь строй службы. Хор поет в храме как бы от лица мирян: священник молится, а хор (в церковных книгах он называется «лик», то есть – «предстоящие лица») отвечает «аминь», как бы подписываясь под этим. Адвокат выступил, а тот, кто пользуется его услугами, говорит: «Может, я ничего не понял из его ссылок на законы, но со всем согласен. Это мое слово, я подписываюсь под этим заявлением». Точно так же верующие люди: «Батюшка прочел молитву. Может, мы не очень разобрались, нам не хватает знания Священного Писания и богословия, но эта молитва и от нас тоже».
Возможно, именно поэтому Канон Андрея Критского так любим православным народом, так что, несмотря на рабочие дни, люди приходят усталые и молятся. Повечерие – вечерние молитвы, тот чин, который может совершаться без священника. Наши вечерние молитвы – аналог монашеского повечерия, просто чуть более поздний.
– Значит, можно после службы не читать молитвы?
– Конечно. Еще надо посмотреть, во сколько начинается служба. Во многих деревенских храмах повечерие читается в середине дня, и до вечера жизнь идет: скотину покормил, дом прибрал. Нужно закончить день и поблагодарить Господа. Но человек, который после работы пришел на Канон Андрея Критского, посмотрел Священное Писание и пообщался с женой и детьми, может смело ложиться спать, перекрестившись. Часто лукавый нас подлавливает: «Куда тебе идти в храм на Канон Андрея Критского, ты же устал... Придешь – еще молитвы вечерние читать…» Лучше прийти в храм, помолиться вместе со всеми (где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них), прийти домой и с чистой совестью ложиться спать, не засев в водоворот Интернета. Если завертелся, то это не значит, что нужно полночи там просидеть, а еще полночи молиться. Хоть кратко помолиться, сказать: «Господи, опять ошибся». И вернуться ко сну, чтобы на следующий день хорошо трудиться и молиться.
– Вопрос телезрительницы Людмилы: «Можно ли читать Покаянный канон дома в течение всего поста?»
– Конечно. В домашней молитве мы вообще ничем не ограничены. Общецерковный устав помогает нам, людям, у которых разные духовные потребности и молитвенный настрой, объединиться вокруг единого чинопоследования молитв. В домашних условиях мы соразмеряемся с домашней церковью: когда молимся вместе с детьми – молимся в зависимости от их сил, внимания; если привлекаем к молитве менее воцерковленного человека (понимая, что он, может, выстоял 12 часов у станка), можем прочитать две-три молитвы и отпустить его. Когда мы лично молимся, то выбираем, как нам удобнее общаться с Господом.
Малый покаянный канон – литургическое песнопение, которое вошло в домашнюю практику, это норма. Точно так же и Великий покаянный канон. Он великий не только потому, что поэтический, но и потому, что длинный. Если хочется обратить внимание на покаяние, недостоинство своей души и обтесать свою гордость, то в течение всего поста помимо привычных текстов вечерних молитв можно открывать кусочек этого канона и читать одну песнь. Одна песнь очень длинная, целиком это целое молитвенное последование. А если его прочитать с чувством и пониманием того, о чем молишься и каких грешников вспоминаешь, то это будет важное дело.
Я хотел бы предупредить: если есть склонность к унынию, самоедству (древо познается по плодам) и, читая Канон Андрея Критского, думаешь, какой ты грешник и вообще тебе спасения нет, то канон лучше отложить и почитать что-то более бодрое.
– Планировать молитвенное правило, его содержание, объем можно самостоятельно или нужно обязательно идти к священнику? Кто-то говорит, что это надо обговаривать с духовником.
– Конечно, самостоятельно. Увы, священник может оказаться таким, который очень любит ориентировать кого-то по себе.
Или бывает наоборот: сформировал свое молитвенное правило, и кажется, уже поднимаешься на пять сантиметров от пола... И батюшка скажет: «Ну-ка, вернись на грешную землю, это лукавый тебя обманывает». Но это в экстренной ситуации, а так если что-то работает, если молишься, общаешься с Богом и тебя устраивает такой путь общения – замечательно. Молиться можно с помощью своего продуманного варианта правила, с опорой на какие-то тексты или, наоборот, отказавшись от них. Пока это работает, не меняй. Потому что лучшее – враг хорошего.
Вот сто лет назад у нас к власти пришли люди, которые сказали: «Мир плохой, в нем много недостатков – сейчас мы его разрушим и построим новый». Разрушить очень просто, что-то новое построить сложно. Если это можно отнести даже к нашему грешному, материальному миру, то уж куда все серьезнее с более тонкой, духовной материей, тем более с выстраиванием диалога с Самим Господом Богом. Поэтому если молиться получается хорошо – молитесь таким образом, которым получается.
– Почему литургия не совершается в будние дни постом?
– Говоря о посте, мы судим по себе. Самое грустное для нас: «Ой, где же мой бургер?» А на самом деле пост – это когда ты, по сути, лишен самого главного пира, пира духовного: лишен Божественной Евхаристии, Божественной Трапезы.
Мы, особенно те, кто живет в городах, воспринимаем как норму то, что в любой день можно найти храм, в котором служится литургия. Более того, в больших городах – Москве, Петербурге – можно еще и выбирать, в какой будний день в какой храм пойти. Это нас избаловывает. Мы начинаем относиться к литургии с некоторым недостатком благоговения, потому что понимаем, что можем причащаться хоть каждый день, просто не очень этого хотим. Даже порой в воскресенье нам лень вставать и идти в храм.
Но Господь произносит те слова про пост: отнимется у них жених, и тогда будут поститься. То, что Божественная литургия в эти дни не совершается, – как раз свидетельство нашего признания, что мы недостойны Небесного Жениха Христа, хотя, возможно, вычитываем каноны, какие-то правила, приносим привычный перечень грехов на исповедь. Мы все равно понимаем: мы несовершенны. И Господь как некую путеводную звезду, как руку, протянутую Петру в бушующем волнами Галилейском озере, дает нам литургию Преждеосвященных Даров. Дары остаются нам с воскресного дня, в который служится полная литургия. Воскресение Христово – это лучик надежды на протяжении всей нашей жизни, и мы никогда не чувствуем это так, как в дни Великого поста. Именно в воскресенье совершается Божественная литургия, остаются Преждеосвященные Дары, и мы можем в среду, пятницу приобщиться, можно сказать, этого воскресного дня и вспомнить о том, какое место на самом деле он занимает.
Прошло сто лет с большевистского переворота, сейчас даже девять из десяти православных скажут, что воскресенье – седьмой день недели. Хотя все читают Библию, знают, что Господь почил от дел в седьмой день, субботний. Итак, воскресенье – первый день недели.
Во вчерашний воскресный день священник освящал три агнца. Он молился, чтобы Дух Святой сошел на три просфоры и было три части Тела Христова: на эту воскресную литургию, на первую литургию Преждеосвященных Даров, которая будет служиться в среду, и на литургию Преждеосвященных Даров в пятницу.
Литургии Преждеосвященных Даров, кроме среды и пятницы, будут совершаться в дни полиелейных праздников: например, на следующей неделе во вторник в день Державной иконы Божией Матери, еще через неделю – в день сорока Севастийских мучеников.
– Тогда в воскресенье будет заготавливаться еще больше Даров.
– Да. И здесь тоже чувствуешь связь с воскресным днем, чувствуешь, что вся надежда нашего существования заключена в том, что Господь воскрес. Именно это мы вспоминаем в первый день каждой недели.
– А какое богослужение Великого поста – Ваше самое любимое?
– Я очень люблю Канон Андрея Критского. Бывает, он как-то приедается священникам, которые долго служат, но мне нет – прямо душа поет. Я люблю византийскую культуру: в подростковые годы я занимался византийским пением, пел в византийском хоре. Канон я читаю нараспев.
Еще я очень люблю Константинополь. И я примерно понимаю исторические реалии, в которых писался канон. Мы вот даже не обращаем внимания, а там – «Богородице, Град Твой сохрани». О чем пишет Андрей Критский? Мы-то думаем, что каждый здесь за свой город молится, но нет: Андрей Критский имел в виду не свой критский городок, он говорил про Град с большой буквы – Константинополь. Ведь если Константинополь Византийской империи не будет захвачен иноверными, империя возродится (в византийской истории недаром это столько раз было).
Через какие-то исторические переживания в каноне мы видим сюжеты Ветхого Завета. Наконец-то мы к нему возвращаемся: мы это делаем не так часто. Новый Завет мы обсуждаем: у нас, например, есть евангельская группа, мы каждую неделю разбираем Евангелие на приходе, у себя в соцсетях я веду трансляцию этих встреч. А ветхозаветные чтения появляются только Великим постом. Поэтому Канон Андрея Критского особенно ждешь.
Конечно, сейчас я жду и литургии Преждеосвященных Даров. Я очень люблю литургии Преждеосвященных Даров, совершаемые в уставное время. За последние десятилетия, даже столетие, мы привыкли, что литургию Преждеосвященных Даров, которая служится на вечерне, совершают с утра. Но все-таки я жду именно уставных служб. У нас она будет в пятницу вечером (в среду не получится: в среду мы совершим литургию Преждеосвященных Даров утром, т.к. вечером Покаянный канон) – при свете свечей, без электричества. Да, это мелочь, антураж, но все равно это как-то вдохновляет. И я вижу, что это вдохновляет не только меня. Если б я в одиночестве совершал эту службу, может, не испытывал бы таких трепетных чувств, потому что моя молитва слаба и без молитвы других моих прихожан мне тяжелее.
В эту пятницу и дальше по средам мы будем служить литургию Преждеосвященных Даров вечером. Это богослужение суровое, но как оно прекрасно, какое оно тихое, сколько людей… И даже не смущает, что дверь открывается-закрывается – люди добрались до дальнего района Митино, где находится наш строящийся храм. Кстати, можете сделать доброе дело Великим постом: заходите на сайт нашего храма «Крест над Москвой!», там написано, как помочь строительству.
Ты видишь, как люди собираются, приезжают в наш отдаленный район из офисов в центре Москвы, со своих предприятий. Каждый заходит в храм в свое время, но все застают Божественную литургию. И люди уже вернулись с работы, они не торопятся. Да, они усталые, но и литургия Преждеосвященных Даров – короткая служба. И вот она совершается. И удивительно, когда в будний день вечером столько причастников...
Если на приходе не очень пожилой батюшка, которому тяжело служить вечером, я всем это советую. Во многих московских храмах такие службы появились именно благодаря инициативе прихожан. Кто-то может сходить туда, где уставная литургия служится вечером, потом вернуться в свой храм и предложить, если там есть молодой священник: «Батюшка, давайте соберемся вечером после работы на такую службу. Мы придем, и я не только за себя говорю – я правда сейчас всех организую».
Порой такие простые вещи, как литургия на закате дня, нам помогают. Мы люди чувственные, зависим от своих чувств. Поэтому и какие-то мелкие вещи, как служба в сумраке, при свечах, должны нам помочь. И они действительно помогают. Это не духовность, это эмоциональность, но это тот эмоциональный фон, благодаря которому уже можешь сделать следующий, настоящий духовный шаг.
– Батюшка, расскажите еще о каких-то фрагментах Канона Андрея Критского.
– Андрей Критский прежде всего мне нравится тем, что он может взять положительный пример у ветхозаветного грешника. Это просто ювелирный труд. Кажется, что про грешника можно сказать только: он согрешил, не бери с него пример, он плохой. А Андрей Критский, наоборот, показывает, что даже какой-то грех можно переосмыслить и поставить в пример в том, как побеждать другой грех (клин клином вышибается).
Вот мы вспоминаем, например, праотца Иакова, Лию и Рахиль, его жен, его 12 сыновей и любимую дщерь. Любимого сына Иакова Иосифа старшие братья предали из зависти, но предком Христа стал не Иосиф, а его старший брат Иуда. Это имя сейчас у нас грустно ассоциируется с апостолом Иудой Искариотом, а на тот момент оно было величавое. И вот мы видим, что в каноне вспоминаются грехи старших братьев Иосифа, которые отпали от первородства, о них говорится много (может, потому, что и братьев много). Но мы видим и то, что первородство до Иосифа все-таки не доходит, потому что среди его более старших братьев находится праведник.
Можно заметить, что даже совершенное убийство, преступление в каноне сравнивается с победой над страстями. Вот мы, люди грешные и недостойные, открываем Ветхий Завет, читаем, что там кто-то кого-то убил, думаем: «Вот это да, вот это грешный человек! И чему нас это научит?» А Андрей Критский, монах, отшельник, пустынник и при этом высокообразованный богослов и поэт, берет этот же сюжет и смотрит сквозь поверхностное понимание. Он говорит: «Видишь, с какой решимостью он убивал? Так и ты свою страсть убивай!»
Хотя я уже с детства слушаю Канон Андрея Критского (а особенно над ним стал задумываться, когда стал священником: когда начал читать сам и стараюсь донести смысл до окружающих людей), до сих пор каждый раз заново удивляюсь этому повороту – тому, как грех разрешается в добродетель. Почему это не просто поэтический момент? Нас окружает грех, и сатана предлагает нам с этим грехом вступать во взаимодействие: увидел грех – либо подражай, либо осуди. Это некий ложный выбор. А Господь говорит: «Нет, увидел грех – посочувствуй грешнику». Вспоминаем историю о том, как некто из святых отцов увидел куртизанку, женщину падшую, которая наводила на себя красоту косметикой. Святой поставил ее в пример, говоря: как она беспокоится о своем теле, о красоте, о нарядах, вот так бы и мы беспокоились о своей душе. То есть рассказы из святоотеческих патериков сразу встают перед глазами как пример того, что, видя грех, можно и не осудить, и не потакать ему, а, наоборот, вдохновиться на добродетель – какую-то другую, совсем не связанную с этим грехом.
Прочитав на этой неделе о смыслах Канона Андрея Критского, пусть каждый попробует так: зародилось в душе осуждение, дай-ка я этого человека оправдаю, дай-ка подумаю, как его усердие ко греху можно направить в мирное русло. Это как ядерная энергия: можно ядерную бомбу скинуть на японские города, а можно создать атомную электростанцию, где не будут сгорать ни нефть, ни газ.
Вдохновившись поэтическими образами Андрея Критского, как из греха взять пример добродетели, нужно постараться применить такой подход в жизни, а не просто этим восхититься.
– Прошу Вас обратиться к нашим телезрителям с наставлением и пожеланиями на грядущий пост.
– Дорогие друзья, этот Великий пост начинается у нас, возможно, в некотором смятении духовном из-за происходящих событий, но надо помнить: каждый год что-то будет. То были смятения из-за каких-то медицинских обстоятельств, то были смятения из-за экономических кризисов – всегда нас что-то будет сбивать в самом начале пути ко Христу. Однако мы можем перешагнуть через все эти препятствия. Перешагнуть очень просто, даже если вокруг тебя все рушится, потому что этот шаг – из страстного мира внутрь себя. Вспомним слова, которые говорит Господь: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Найдем сокровище в душе. А если там нет сокровищ, а, наоборот, гниль греха – накопим сокровища духовные через чтение Священного Писания, через молитвы. Тогда этот пост для нас правда будет постом приятным, и мы семимильными шагами пронесемся через него и будем праздновать Пасху Христову. Потом будем даже грустить, как же пост быстро пролетел, ждать, когда настанет следующий год и мы снова сможем возвратиться к великолепным великопостным богослужениям.
– Батюшка, спасибо Вам за этот эфир, за интересные примеры. Надеюсь, мы еще встретимся; может, разберем какую-нибудь службу или какой-то особенный текст – это очень интересно.
– Поститесь постом приятным!
Ведущий Сергей Платонов
Записали Софья Горбачева и Мария Иваровская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!