Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба)

3 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Не так много вопросов пришло перед эфиром, но очень много картинок. Наверное, Вы получаете их к праздникам. Это стало сейчас популярно. Как правильно православным поздравлять друг друга с праздником? Вроде хочешь сделать человеку приятное, но ему-то не очень приятно получать такие картинки…

– Действительно, злободневная тема. Очень часто приходят такие поздравления.  Во всех мессенджерах, которые у меня есть, пишут: «пересылаемое сообщение». А от сердца не пересылается. Даже священнику присылают, без «благословите», без вступительной речи, без живого общения. Этикет утерян. Смотришь, прислали и прислали, потом очень долго память телефона надо чистить. Каждый присылает что-то, а нужно ли это мне? Звонишь по телефону по делу, а тебе приходят эти ненужные сообщения. Конечно, то, что люди помнят друг о друге, хорошо, но нужно помнить и о том, кому ты пишешь, для чего пишешь. Получилось, что священника стянули на один уровень с мирянами… Нет того благоговения, святости перед священным саном, перед церковным чином, потеряна эта русская духовная традиция.  Это факт. Когда благоговейность потеряна, люди очень просто переходят границы, красные линии. То, что раньше называлось этикетом, изучали, старались это освоить, усвоить, сейчас это как-то марается и затаптывается…

– А как священники общаются между собой?

– У людей, которые просто так поздравляют друг друга, может быть такая манера общения, для них это нормально. Я не считаю, что человек может просто так «привет» сказать, для этого нужны какие-то другие условия. Священник все-таки заточен на помощь, на соучастие, на благие дела. Священник – это как врач. Не скажешь же «привет» врачу, не будешь отвлекать от лечения. Так и здесь. Человек может заниматься чем-то, а другой пытается его отвлечь чем-то мирским, ненужным, второстепенным, не совсем духовным. Очень часто такие люди не хотят вставать на духовный путь.

– Вопрос  телезрителя: «Преподобный Макарий Египетский говорит: человеку не дано и невозможно своими силами искоренить грех; сопротивляться, бороться, воевать с грехом – это все человеку дано, а искоренить уже дело Божье. А если у человека не получается? И приходят мысли: а слышит ли Бог твои молитвы? Ты просишь, а помощи нет».

– Здесь говорится о том, что человек своими силами не может ничего сделать. Эта мысль проходит красной нитью по страницам Священного Писания. Без Бога ничего человек не сможет сделать. Да и Христос Сам сказал, что человеку без Бога спастись невозможно, а Бог может спасти человека. Все методики, различные мероприятия, системы, которые человек разрабатывает, тщетные в том плане, что не приводят к искоренению греха. Они могут только его затушевать, облегчить, каким-то образом отвлечь человека, научить его не обращать на это внимания.

Господь же может вырвать грех, как сорняк, с корнем и выкинуть. И таким образом человек исцеляется от недуга, от греха. Сегодня он в каких-то страстях, а завтра у него этой страсти нет, потому что Дух Святой поработал внутри человека, укрепил его, благодатной Своей силой искоренил это зло, и человек исцеляется и становится на путь служения Богу. Здесь нужна вера, нужна просьба человека. Когда Иов Многострадальный хотел исцелиться, скоблил свои струпы глиняным черепком и сидел в гнойной яме, он ничего не мог сделать, только Господь его исцелил. Господь сделал это по его вере, по его любви к Богу. По его знанию, что Бог исцелит, поможет ему. Без Бога ничего не получится. Сейчас есть психологические исследования, в больницах проводятся на группе верующих и группе неверующих. Быстрее поправляются те люди, которые возлагают свою надежду и упование на Бога, а те, которые зациклены на своем эго, часто получают осложнения. У них тоже бывает процент исцеления, но замечено, что легче переносят болезни, травмы люди верующие, которые надеются на Бога, на Божью силу, Божью благодать. Получают ее и поправляются. Это научно доказанный факт.

– Человек приходит в церковь, видит священника, хочет к нему подойти, что нужно сказать?

– Прежде всего он должен поздороваться, сказать: «Благословите».

– «Благословите» может быть для него несколько не то.

– Поздороваться нужно. Очень часто бывает так: люди приходят  в храм и обращаются: «Мужчина!» Я даже этого не понимаю, иду дальше, а мне: «Мужчина!» Я не знаю, как реагировать. Из всего окружения на этом месте один мужчина – я. Бывает, останавливаешься, ждешь, пока человек задаст вопрос. Культуры нет. Она потеряна.

– В течение многих лет священников никто не видел...

– В то время были люди, которые имели высокую духовную культуру. Бабушки, дедушки знали, что к священнику надо обращаться: батюшка. Надо благословения попросить.

– Люди часто пишут нам вопросы, потому что боятся задать их священнику на приходе. Стоит ли этого бояться?

– Это уже какая-то духовная несостоятельность; мы же не отрицаем того, что духи злобы поднебесной не хотят, чтобы человек ходил в храм Божий. Это какая-то метафизическая сила, которая действует на человеческую психику, приводит его в какое-то исступление, оцепенение, человек не понимает, что нужно делать, находится в ступоре. Это действие духовных сил. Мы читаем на страницах Священного Писания, когда люди соприкасались со святыней, когда видели какие-то явления, они тоже пребывали в некотором  ступоре, оцепенении, недоумении или ожидании чего-то. Эта реакция у человека проявляется и в наши дни. Это свидетельствует о том, что Священное Писание живо и там написана правда.

– Человек, подходя к священнику на исповеди, должен что-то сказать. Есть ли какой-то стандарт формулировок,  как начать исповедь на аналое перед священником?

– Обычно создается комфортная духовная обстановка. Когда человек подходит на исповедь, он уже знает, что нужно сказать. Если же первый раз, то он говорит, что  никогда на исповеди не был, и тогда священник рассказывает, как нужно себя вести. Конечно, бывают такие случаи, когда встречаешься с какими-то непонятными вопросами, на них надо научиться отвечать либо не отвечать; либо как-то правильно отвечать, но не делать выводов по отношению ко всей Церкви. В Москве, в больших городах, да и в малых городах, священники очень воспитанные сейчас, правильно подходят к людям. Большинство. Я не видел, чтобы они вызывали какое-то отторжение или неприятие. Наблюдаю, со стороны смотрю, нет такого, что человек как ошпаренный отходит от священника. Культура священническая по отношению к людям, приходящим на исповедь, высокая. Это надо отметить.

– Вопрос  телезрителя: «Что нужно сделать, чтобы пономарю благословили подрясник?»

– А сколько пономарю лет? От этого зависит. Подрясник обычно благословляет либо благочинный, либо архиерей. Бывают епархии, где благочинный выполняет некоторые функции такого церковного окормления и у него есть такое благословение от архиерея. Но нужно быть церковным человеком.

Для чего нужен подрясник? Для того, чтобы поддерживалось благолепие церковного богослужения. Нужно, чтобы это был человек, который хочет посвятить свою жизнь служению Церкви. Я помню, приезжал в Смоленск, когда учился в духовной семинарии, и митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх, всегда какое-то время человека проверял. То есть он сразу не благословлял подрясник, вот проверит человека, благословит стихарь; если кто-то иподиаконствовал, то благословит орарь. Но подрясник это уже такое духовное облачение, духовное платье, необходимое для человека, который большую часть своей жизни планирует связать с Богом и Церковью.

Сам цвет подрясника – черный – символизирует отречение от многих вещей, которые привлекают других  мужчин, подростков, мальчиков. Это символ, плащ духовный, который защищает человека и ограждает его мысли. А если для красоты, чтобы удивить бабушек и окружение, то опытный духовник сразу это понимает и не благословляет. Если человек своим жизненным деянием, путем показывает, что хочет быть в Церкви, то благословляют. Очень много благословляют и в Москве, и в других городах, и в монастырях. Благословляют мальчикам-подросткам, молодым людям, которые хотят в семинарию пойти учиться, чтобы у них было какое-то привыкание к тому, что им придется служить в этом духовном облачении и стоять перед престолом Божиим в такой духовной броне.

– Вопрос телезрителя: «В связи с известными событиями есть прерванные евхаристические отношения с определенными Церквами в определенных странах.  Какие ограничения для нас, находящихся на территории этих стран? В частности, мы не можем участвовать в таинствах. А можем ли подавать записки? Что мы можем?»

– На сайте Московской Патриархии есть разъяснения по этому поводу. Если люди находятся в таких местах, где сложилась ситуация, что невозможно участвовать в таинствах, то во многих странах у нас есть приходы, подворья, которые окормляют священнослужители Русской Православной Церкви. Мы стараемся попасть туда, если находимся за границей. Что касается святынь, мощей, икон, то мы беспрепятственно можем поклониться им, взять иконочку, помолиться. Мы можем это сделать. Причащение, исповедь, крещение, конечно, мы должны делать в рамках своей Матери Церкви, своей церковной ограды и стараться не роптать на сложившуюся ситуацию, а изыскивать методы, которые благословило наше священноначалие.

– У нас часто любят ездить на Афон, там ряд монастырей, есть Пантелеимонов, а есть другие греческие, которые поддержали раскольников. Как здесь быть?

– Ну как? С ними не молиться, а святыни посмотреть, помолиться можно.

– А причащаться в Пантелеимоновом монастыре?

– Да.

– Вопрос телезрителя: «Как часто нужно молиться за умершую маму?»

– Можно каждый день молиться. В утренних, вечерних молитвах есть  помянник краткий, и  мы молимся за живых и усопших. Если болит сердце и хочется особенно помолиться, то можно пойти в храм Божий, подать сорокоуст либо годовое поминовение и таким образом участвовать в духовной жизни души усопшей мамы.

– Вопрос телезрительницы Надежды: «Что делать с маслом, елеем, если оно за много лет использования загустело, появился прогорклый запах? Жечь негде».

– Если есть возможность, можно в реку вылить, чтобы это унесло; либо закопать под деревом в лесочке или парке. Или можно на могилку отнести, закопать в могилку, то есть убрать в непопираемое место, чтобы святыня не осквернилась.

– Вопрос телезрительницы: «Может ли прабабушка быть крестной? Прабабушке 81 год, а правнучке 9 месяцев».

– Практически, конечно, может быть, но дело в том, что от крестного требуются усилия в воспитании ребенка. Это большой возраст для человека, дай Бог до ста лет пожить и воспитать ребенка. Но все-таки надо практически смотреть на эти вопросы воспитания веры, потому что это ответственное дело. Я даже отказываюсь быть крестным, будучи священником, так как  не смогу выполнять обязанности, я боюсь Богу за это дать ответ, потому что Он за это с меня спросит.  Человек должен к этому подходить и со страхом, и с осознанием важности  дела.

– А если рождаются дети в семьях священников, например, они ведь и так растут в вере?

– Да, это предполагается. Но все абсолютно одинаковые перед грехом, беззаконием, тут уже выбор человека. А если молитвы нет, ограждения церковного нет, ограды от этого злого мира нет? Крестный должен быть очень навязчивым в вопросах веры, может даже вразрез пойти с мнением родителей.  

– Люди порой не понимают, что нужно.

– Здесь нужно разъяснение, поэтому нас  Святейший Патриарх благословил, чтобы перед крещением проводилось не менее двух бесед, чтобы человек понимал, что такое крещение, осознавал важность этого духовного события, чтобы он себя правильно подготавливал. Эти разъяснительные беседы имеют целью правильную подготовку человека к принятию крещения.

– Вопрос телезрителя Святослава: «Что делать, если меня друзья отвлекают от храма, говорят, чтобы я ушел из алтаря? Что надо говорить в таких случаях?»

– Знакомая ситуация. Мне тоже говорили: зачем ты туда ходишь? Я перестал с этими друзьями общаться. Это я. А здесь, если хорошие друзья, может, их позвать надо? Мои не шли, потому что среди моих были неверующие, они не хотели принимать Христа, были иноверцы, которые тоже не хотели менять свою веру, смеялись над моей верой. Но мне было легче выбрать то, что мне больше нравилось. И я считаю, что я сделал правильный шаг.

– Если не можешь противостоять друзьям и тебе сложно, то лучше от них уйти?

– Да, блажен муж, иже не иде на совет нечестивых

– Следующий вопрос: «Что означает стих Библии: ранами Иисуса мы исцелены?»

– Это большая богословская тема, которую не удастся раскрыть в рамках передачи. Это значит, что мы любовью Христа, Его страданиями, ранами на Кресте искуплены от клятвы законной. То есть мы можем попасть в Царство Небесное через Христа, веру в Него, через Его Тело и Кровь. Причащаясь, мы можем войти в Царство Небесное, быть со Христом.

Это комплекс духовных мероприятий, которые связаны с Личностью и именем Господа нашего Иисуса Христа, приводящих нас к духовной реанимации и надежде на воскресение в последний день. Это такие духовные понятия, до которых нужно особенным образом вырасти. Может быть, сразу это непонятно. А если человек познает Бога через Священное Писание, святых отцов, то он начинает понимать, что это такое. Христианин уже не будет творить грех только потому, что Христос за Него уже пострадал. Память о том, что Христос умер на кресте за наши грехи, не даст духовной возможности пойти на какой-то грех и совершить его. Это очень большое духовное знание, которое преобразовывает человека изнутри, из сердца.

– Еще один вопрос  телезрителя: «Когда будет Второе Пришествие и мы увидим Бога, у Него тоже будут эти раны?»

– Мне кажется, что тем людям, которые захотят их увидеть, имея какие-то сомнения, может быть, Господь и даст эту возможность, как апостолу Фоме. В Священном Писании сказано, что те, кто умер, – воскреснут, а те, что живы, – изменятся. Но изменятся ли наши мысли, которые носят неполноценный духовный характер? Увидеть эти преобразования или силу Божию – об этом думает человек, которому чего-то не хватает. Мы должны видеть в Боге более важное. Увидеть Христа – это уже радость. А какой у Него будет ореол святости, какая одежда, из чего она сделана, какой Он будет излучать свет – это уже лишняя информация, которая не приводит к спасению. Нам все-таки важно с Ним встретиться, увидеть Его лик, поклониться Ему и попросить Его личного участия в нашей жизни, чтобы мы были с Ним. А увидим ли мы эти раны? В Священном Писании о них сказано, мы их видим на иконах – этого достаточно.

А для чего нам видеть раны уже в преображенном воскресшем теле Господа Иисуса Христа? В Священном Писании не везде сказано, что после воскресения Он ходил с ранами. То есть о ранах говорится в тех местах Священного Писания, в которых это требуется для вопрошателя. А если не требовалось, то люди узнавали Его и без наличия этих ран.

– Вопрос телезрительницы: «Погиб мой родной человек по непонятным для нас причинам, но  его не отпели. Я читаю  молитву за погибшую душу. Моя знакомая, которая работает в церкви, сказала, что можно читать каждую субботу 17-ю кафизму».

(Далее диалог с телезрительницей)

– А кто этот человек?

– Мой внук, молодой еще.

– А он крещеный?

– Крещеный, он ходил со мной в церковь и причащался.

(Окончание диалога с телезрительницей)

– Надо обратиться к епархиальному архиерею и решить этот вопрос.

– Бывает такое, что родственники не понимают, зачем это нужно, и не отпевают. Молиться за усопшего порой даже больше нужно живым.

– И покойнику это тоже нужно.

– Да, но воля живых могла быть и такой, чтобы не отпевать. Что делать?

– Отпеть заочно.

– И бабушка может это сделать?

– Может, если он умер своей смертью или трагически погиб. Сейчас разрабатывается чин поминовения умерших от самоубийства (конечно, он больше для живых людей), но в домашней молитве можно молиться за упокой.

А если какая-то странная ситуация, связанная с психическими расстройствами, каким-то аффектом, то здесь решается вопрос с психиатрической экспертизой, и тогда усопшего можно отпеть по церковным правилам. Конечно, можно молиться каждый день, читать Псалтирь по усопшему. Допустим, взять себе какое-то правило и читать в течение определенного количества времени; например, сорока дней. Кто-то год читает, а кто-то постоянно читает по одной кафизме.

Кафизму 17 монахи читают каждый день на полунощнице, ее читают и в недельном круге. В субботу мы уже читаем 9-ю кафизму, в воскресенье – канон Троице. А заупокойные молитвы можно присовокуплять к утренним, вечерним молитвам и молитвам в течение дня. Или читать Псалтирь по усопшему, присовокупляя молитвы за усопшую душу.

– А в целом можно молиться каждый день, необязательно в субботу, просто в субботу бывает уставное заупокойное богослужение.

У нас есть еще такой вопрос: «Я хочу читать Апостол на русском языке, а мне говорят, что нужно читать на церковнославянском».

– Почему? Никто не запрещает, читайте на русском языке.

– А если это в богослужении? Человек хочет прочитать на русском языке, а настоятель говорит, что надо на церковнославянском.

– Здесь надо послушаться настоятеля. «Аще изволит настоятель» – есть такая сноска в богослужебном уставе. Настоятель может повысить разряд службы, он вправе немного изменить богослужебный устав в сторону увеличения службы. Но если есть необходимость сократить службу, то могут опуститься некоторые моменты, которые не влияют на полноту богослужения.

Если хочется читать на русском языке, дома никто не мешает это делать. Но если в церкви у нас проходит уставное богослужение на церковнославянском, а человек хочет параллельно читать про себя на русском языке, он может дома подготовиться и сравнивать текст, который читается, с русским, чтобы не мешать богослужению. Когда человек идет в храм, он должен дома почитать и Евангелие, которое будет читаться в церкви, и Апостол. Потому что человек должен быть уже подготовленным. Чтобы принять слово, он должен взрыхлить почву своего сердца. И когда он будет слышать в церкви эти слова, то очень хорошо будет воспринимать информацию, обильно облагодатствованную дарами Святого Духа.

– Кстати, нужно понимать, что апостольские чтения часто повторяются. Например, на службе преподобным всегда одно и то же чтение. Богослужебный Апостол несколько отличается от того, что вообще есть в Деяниях апостольских.

Следующий вопрос: «Из Израиля в подарок привезли браслет, на каждом камне которого изображен глаз; и еще ладонь, посредине которой также есть изображение глаза. Можно ли держать такие вещи дома? И если нет, то как с ними быть?»

– Ладошка с глазом – это иудейское благословение. Если эти вещи напоминают каким-то образом о человеке, который их подарил, то можно положить их в темный пакетик и убрать на полку, чтобы не соприкасаться с ними. Я бы такую вещь сжег, мне она не нужна. Для меня символ спасения – Крест Христов.

– Мне подсказывают, что это называется «назар» – амулет от сглаза. То есть это некий символ, который оберегает от чего-то?

– Это не христианский символ, а каббалистика, еврейское язычество. Глаз Бога на шарике из стекла – это какое-то издевательство над высоким символом «Всевидящее око».

– А если человеку все равно? Для него это просто побрякушка.

– Если людям все равно, тогда они не задают такие вопросы. А здесь человека мучает вопрос, что делать.

– Боится принять неправильное решение.

– Поэтому я и говорю: либо спрятать, либо сжечь.

– А еще есть такая мода – носить красную нить.

– Это тоже язычество. Я уже советую так: возьмите хотя бы вязаные красные четки, если хочется именно красное. Но уповайте все-таки на Духа Божьего, Который оживотворяет человека, а не на эти тряпочки, побрякушки с надписаниями слов из Торы. Они для нас не имеют никакого значения, это духовный мусор, от которого нужно избавляться.

Может быть, я резко говорю, но, как священник и врач, я бы сказал о болезни именно так. А здесь духовная зараза, от которой надо избавляться.

– Еще вопрос: «Как отличить психическое заболевание от беснования? Хотя слышал мнение, что это могут только святые, и то не все и не всегда».

– Здесь надо наблюдать за человеком, иметь особые дары Духа Святого, чтобы различать духов злобы поднебесной. В моей практике были люди, которые вроде бы нормальные, но когда читались определенные молитвы, кто-то из них хрюкал, кто-то гавкал, кто-то мычал. Я видел это состояние, но не обращал на него внимание, прочитывал молитвы, и людям становилось лучше.

Есть и психиатрические больные, у которых очень сильная шизофрения или параноидальный синдром, состояние какого-то аффекта. Это все должна определить комиссия, состоящая из нескольких психиатров. Просто так не поставишь этот диагноз. Можно предположить психиатрическое нарушение, девиантное поведение, но все-таки статус психиатрического заболевания ставит коллегия или комиссия из врачей-психиатров. Это не дело священника. Мы можем только что-то предположить.

Так же и с беснованием. Это может определить только опытный духовник. Поэтому здесь тоже священникам очень полезно знать, что не каждый из них может выносить духовные диагнозы. Это решается коллегиально, надо обращаться вплоть до архиерея, спрашивать. Создается духовная комиссия, которая может исследовать этот случай и дать церковный ответ. Это не просто так: к батюшке приехал – и он тебе дал ответ. Такого нет.

– Здесь как раз Церковь сотрудничает с врачами.

Прошу Вас обратиться к телезрителям, подытожить нашу сегодняшнюю встречу.

– Всем телезрителям я хотел бы пожелать крепкого здоровья, помощи Божией, чтобы никакие амулеты, обереги не затмевали  ум. И чтобы любовь Божия проистекала из нашего сердца и мы помнили о Боге все время. Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать