Беседы с батюшкой. Священник Андрей Лысевич. Ответы на вопросы

2 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает исполняющий обязанности проректора по лицензированию и аккредитации Московской духовной академии, клирик храма святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич.

– Господь говорит: Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Что значит потерять свою душу ради Христа? 

– Во-первых, нужно понять, что означает слово «душа». «Душа» («психе») в данном случае должна быть расценена в соответствии со вторым значением этого слова в греческом языке: не как дух человека и способность человека общаться с Богом, а прежде всего как его жизнь, его способность жить в этом мире своей жизнью. Вот что здесь подразумевается под словом «душа». Христос очень тонко играет значением этого слова, повторяя вроде бы одну и ту же формулировку. В Евангелии часто повторяется это слово, но оттенок смысла всегда немножко меняется. В одном случае Христос имеет в виду временную биологическую жизнь, а в другом – жизнь вечную и общение с Богом. 

Слова кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия должны быть, прежде всего, отнесены к святым мученикам, которые свою жизнь отдали ради Христа, пожертвовали собою ради Христа. Таких людей Господь, конечно, благословляет и поставляет в самое основание – фундамент Церкви. Мученический чин самый почитаемый среди святых. И это действительно те люди, которые всегда имели самый большой авторитет и уважение среди членов Православной Церкви. До сего дня мы очень глубоко почитаем святых новомучеников и исповедников, тех людей, которые засвидетельствовали свою веру. Несмотря на ужасные, лютые гонения на христиан в годы советской власти, они тем не менее исповедовали свою веру во Христа. 

Здесь есть еще один очень важный момент. Потерять душу свою, отдать свою душу за Христа – это можно понять еще несколько иначе. И это наиболее близкое для нашего времени понимание этих слов, поскольку христианская Церковь свободна от гонений. Божией милостью мы пока не испытываем гонений или тяжелых притеснений, Господь дает Церкви время тишины и покоя. Отдать душу свою за Христа можно и сегодня. Каким образом? Всякий человек, который всецело свою жизнь посвящает Христу, может быть соотнесен с этими словами Спасителя. Как говорил апостол Павел, если для человека жизнь – это Христос, то смерть станет для него великим приобретением, в котором он приобретет жизнь вечную, жизнь с Богом, обретет свою душу; душу в смысле вечной жизни. 

Я всех призываю к тому, чтобы каждый человек в своей жизни поставил Христа во главу угла как цель своего бытия, как цель своей жизни, а все, что есть в этой жизни, в том числе и саму жизнь, расценивал бы как некое средство, как инструмент к соединению со Христом, к пребыванию с Ним. Если человек всей своей жизнью будет служить Христу, он приобретет великое сокровище вечной жизни. 

– Как потерять свою жизнь ради Христа, чтобы приобрести Христа? Мы ставим Христа целью нашей жизни. Но каким образом нам нужно подойти к этой цели? 

– На этом пути учителем может быть только Сам Господь Иисус Христос. И дать какие-то простые и лаконичные инструкции в этом отношении невозможно; поскольку каждому человеку Господь уготовал свой путь святости. О каждом человеке Он промыслил свой путь спасения и свою меру святости. Единственным наставлением, путем познания того, как нам свою жизнь посвятить Христу, служит для нас Евангелие. 

Такой возвышенный вопрос задаете: как душу, жизнь посвятить Христу? А начать надо с очень простого: откройте Евангелие и прочитайте от начала до конца со вниманием. Если что непонятно, обратитесь к священнику из близлежащего храма или прочитайте толкования, вникните в текст Священного Писания. Если какие-то фразы Вам 

понравились, выучите их. Простейшие советы. Когда мы сталкиваемся с простыми людьми, с прихожанами, очень часто оказывается, что этот совет является крайне актуальным и необходимым. К сожалению, до сих пор люди читают Священное Писание недостаточно часто, недостаточно внимательно. Если человек будет читать Евангелие каждый день, заучивать какие-то цитаты, вникать в них, то это будет первым шажочком на пути отвержения своей жизни ради Христа. 

Дальше тоже очень простой момент отречения. Некоторые люди говорят: «Я ради Христа готов на все». Хорошо. Господь дал в сутках 24 часа; а сколько минут ты тратишь на молитву, на разговор с Тем, ради Кого ты только что обещал всю свою жизнь отдать? Вот человек говорит: «Я за Христа всю свою жизнь отдаю». А в итоге оказывается, что человек не может постоять и десяти минут на утренних и вечерних молитвах. Понимаете? Получается, что всю жизнь готов отдать, а 10 минут утром – нет. Итак, второй момент – это молитва. 

Третий момент. Человек говорит: «Я всю свою жизнь Христу отдам, а в воскресенье в храм прийти не могу. У меня нет времени, я занят». Как же ты всю жизнь Христу посвятишь, если не можешь посвятить Христу одного дня в неделю? Тоже вопрос. 

Четвертый момент. Приходит к нам человек и говорит, что нуждается в какой-то помощи. Мы говорим, что всю свою жизнь посвятили Христу, а человека, которого Господь нам послал, нуждающегося в нашей поддержке и помощи, мы отталкиваем. Это такие маркеры по нашей жизни, по которым мы можем оценить, действительно ли мы свою жизнь готовы отдать Христу. Или мы только это говорим на словах, а на деле своей жизнью распоряжаемся так, как хотим; что хотим, то и делам. Молитва, участие в таинствах Церкви, чтение Священного Писания, доброе отношение к людям, доброжелательность, благожелательность – это маркеры. 

Что еще значит жизнь свою отдать за Христа, посвятить Христу? Это значит следовать Его путем, идти за Ним, стараться подражать Ему, быть Его учеником по-настоящему. Как Он жил, как действовал, так же и действовать в своей жизни. Что мы видим во Христе? Мы видим, что Христос имел такую великую благожелательность к людям, такую великую благонамеренность, что ради этого блага, которое Он пришел принести людям, даже отдал Свою жизнь. Он действительно пошел на смерть, чтобы дать людям возможность спастись. Нам в своей жизни следует подражать этому, нам следует постоянно напряженно думать о том, какую пользу, какое благо мы можем принести людям, которые нас окружают. И даже если это несение блага и добра людям иногда может стоить нам каких-то трудностей, неприятностей, то нам нужно пойти на какие-то жертвы ради Христа. 

– Вопрос телезрителя: «Нужно ли целовать икону или лучше прикасаться к ней лбом, чтобы избежать инфекции? И что делать, если икона негодная и не подлежит реставрации?» 

По вере вашей да будет вам. Если Вы переживаете и Вас терзает маловерие в отношении целования святых икон, то лучше воздержаться от целования. Если вера человека достаточна, то я не вижу препятствия, чтобы приложиться к иконе и губами, и лбом. Сейчас во всех храмах рядом лежат салфетки, пропитанные дезинфицирующими средствами, спиртом, чтобы протирать иконы... 

В отношении икон, которые пришли в негодность, есть такая церковная практика: если на иконе нет лика, то на нее уже нельзя молиться. Если лик на иконе уже стерт, то эта икона должна быть так или иначе убрана. Что делать с иконой, если на ней выцвел лик? Самый простой способ для прихожан – отнести ее в близлежащий храм. Обычно все-таки в храмах священнослужители берут на себя такое служение, труд, что-то делают с иконами, которые пришли в негодность. Если рядом храма нет или священнослужители этого храма не могут взять на себя такой труд, то можно иконы, вышедшие из употребления, закопать в месте, где не ходят люди, не топчутся животные, в каком-то чистом месте. 

– Сегодня день памяти святого Гавриила Ургебадзе. Он на схожий вопрос, который задал телезритель, отвечал, что к иконе можно прикладываться только к рамочке, но с благоговением. Многократно слышал в связи с пандемией, что некоторые люди прикладываются к мощам, к иконам через маску или просто лбом. А другие это осуждают, потому что у нас существует практика, традиция, что надо губами поцеловать, потом лбом приложиться. Как победить в себе осуждение, когда ты видишь, что человек несколько нетрадиционным способом, но характерным для пандемии прикладывается к святыне? 

– А чем отличается осуждение от рассуждения? Мы видим какую-то ситуацию, мы же не можем отключить мыслительный процесс, мы эту ситуацию как-то анализируем, рассуждаем о ней. Когда рассуждение становится осуждением? 

Некоторые люди говорят: если рассуждение совершается посредством глаголов, то это не осуждение. Если я говорю, что этот человек пьянствует непробудно, ужасно пьет, я же не называю его пьяницей. На основании этого человек оправдывает себя, говорит, что не осуждает, а рассуждает. Эти рассуждения по поводу того, существительные это или глаголы, при помощи которых мы рассуждаем, не имеют под собой абсолютно никакой христианской почвы. 

«Эти соседи постоянно стучат мне в потолок, я их, конечно, ненавижу, но я их не осуждаю; ни в коем случае». Что это – осуждение или нет? Это никак не относится к вопросу об осуждении. Осуждать можно и существительными, и глаголами одинаково. Разница между осуждением и рассуждением заключается в любви. Прежде всего любовь является гранью и разделом между осуждением и рассуждением. Человека, которого ты любишь, осуждать не сможешь, что бы он ни делал. У тебя просто не получится это сделать. Такой, например, взгляд у родителей на ребенка. Ребенок порой такое учудит дома, такое совершит… Родитель и отшлепать его может иной раз, но осуждать чаще всего не может. 

А когда нет в сердце любви, то как бы мы ни рассуждали, под каким бы благовидным предлогом ни прятали свою злобу к человеку, мы, как говорит апостол Иоанн Богослов, пребываем во тьме; и Бога в нас нет, потому что мы утратили любовь к этому человеку. Простая ситуация: человек в маске прикладывается к иконе. Я этого человека люблю. Я помню, что за этого человека Иисус Христос пролил Свою кровь, умер за него. Может, внутри у него есть какое-то переживание, он боится этой болезни, боится заразить своих близких; или еще какие-то вопросы тревожат его душу. Но так или иначе он пришел к храм, хочет приложиться к святыне, он нуждается в благодати Божией. Неужели я буду его осуждать, если я люблю этого человека? 

А если я его не люблю? Если он для меня чужой, сторонний, мне не важно, хочется ему быть с Богом или не хочется; боится он или не боится; плохо ему или хорошо. Мне важно одно: у меня есть программа действий; по этой программе человек должен ровно стоять, два раза перекреститься, приложиться к иконе без маски, отойти в сторону; и по-другому никак; я так считаю. В этой ситуации все будет меня сбивать, все будет меня огорчать в этом человеке. И как побороть это состояние? Мы действительно часто оказываемся в состоянии нелюбви к человеку. Когда мы другого не любим, не готовы отдать свою жизнь за него, мы будем от него требовать одного: чтобы он сделал так, как хочется нам. 

Это языческая логика – отдать чужую жизнь за себя. Христианская логика совершенно другая: отдать свою жизнь за другого; с чего мы и начали с вами. Это иная логика. Как к ней прийти? Если мы внимательно посмотрим в себя, то очень часто можно увидеть в своей душе языческую логику. 

Почему осуждение так страшно? Потому, что это красная лампочка, это маркер нелюбви. Если я осуждаю, я потерял любовь. Срочно остановиться и искать. Как искать? Здесь нужно понять, что есть разные уровни (состояния) любви. Самым простым, нижним уровнем (но тем не менее относящимся к любви) является жалость к человеку. Попробуйте хотя бы пожалеть, если не можете этого человека полюбить. Вместо осуждения пожалейте его. 

Например, люди в каком-либо коллективе кто-то кого-то начинает осуждать; перемывают кости вашей общей знакомой. Что делать? Я говорю: молиться за эту женщину; молиться за того, кого осуждают. Здесь два варианта: либо лгут все про этого человека, тогда нужно молиться, чтобы Господь помог ему и эта ложь не повредила его доброй репутации. Если же говорят правду, то тем более нужно молиться. Если человек совершил какой-то проступок, сделал что-то нехорошее, надо молиться за него, потому что потом он, бедный, за это на Страшном Суде ответ будет держать; ему придется за это отвечать. 

Из личного опыта я знаю, что не только на Страшном Суде, но и здесь тоже придется отвечать. В больших городах можно увидеть такую распространенную ситуацию: едешь по дороге за рулем, и тебя подрезает человек не вполне в нормальном состоянии сознания. Что делает обычно водитель в этой ситуации? Осуждает. По-разному осуждает; по-всякому эта форма может выражаться. 

А если задуматься просто по-христиански? Человек подрезает на дороге другого. Здесь тоже два варианта. Либо он делает это потому, что сильно торопится куда-то и ему нужно попасть к конкретному времени. Он вынужденно торопится, даже рискнул своей жизнью, жизнью своей семьи, своими родственниками; ведь они будут огорчены, если с ним что-то случится плохое. Он рискует собой. Что надо сделать с этим человеком? Неужели его нужно обругать? За него нужно помолиться. 

Либо человек делает это по глупости. Он решил, что ему хочется с ветерком прокатиться. Тем более нужно помолиться за него. Может, через 200 метров он в кювете лежать будет окровавленный. А мы только что на него собак спустили, выругались, осудили его. Как мы на это будем смотреть? Неужели нам стыдно не станет? Сердце не дрогнет? Конечно, дрогнет. Помолиться нужно за этого человека: «Господи, сохрани его, чтобы он никого не сшиб, никого не погубил, сам доехал целым и невредимым, чтобы он так не ездил никогда». Вот так не осуждать. Начать хотя бы просто с жалости к человеку. А потом уже Христос научит, как полюбить людей. 

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Иоанна Христос разговаривает с учениками и говорит им: пусть не тревожатся сердца ваши: веруйте в Бога и в Меня веруйте. Он здесь как бы разделяет Себя с Богом: Бог отдельно, Он отдельно. То есть Он говорит не как Бог, а максимум как пророк. Как это объяснить?» 

– Здесь Христос говорит об открытой Им на земле вере во Святую Троицу. Речь именно об этом. Христос говорит веруйте в Бога, имеется в виду – в Отца; и в Меня веруйте – то есть веруйте в Меня как в Отца. Он говорит о Себе не как о пророке, а скорее этой фразой утверждает Свою Божественность. Он призывает Своих учеников веровать в Него как в 

Бога, точно так же, как они веруют в Отца. Но, понимая, что этот вопрос окажется очень сложным для учеников и для Церкви в целом, Он говорит: да не смущается сердце ваше. Потому что действительно человеческому уму это непонятно. Тайна Святой Троицы для человека неизъяснима, это крест для человеческого сознания. Человек просто не может это понять. Когда человек приступает к этой тайне, его сердце начинает смущаться непониманием, незнанием. В чем причина этого непонимания и незнания? 

Дело в том, что мы живем в пространстве и времени, а Бог пребывает вне пространства и времени. Он больше этого мира, Он Создатель этого мира. Мы оцениваем свое бытие и вообще бытие кого бы то ни было в рамках категорий тварного мира, и этими категориями мы никак не можем понять Творца. Для нас это запредельная реальность, потому мы не понимаем этого, сердце наше смущается. А Христос говорит: «Не должно смущаться сердце». И имя – это не только Отец, имя – это некий объем знаний о Боге, в том числе знания о Боге как о Святой Троице; это вся полнота имени Божия, которую открыл нам Христос через Свою проповедь. 

Это знание действительно иногда человеку может быть непонятно, но если человек верит Христу, то все эти непонятные ситуации так или иначе разрешаются в его сердце. Просто надо именно веровать, потому что без веры невозможно вместить в себя настоящее знание. 

Я люблю приводить здесь, может быть, немножко сложный пример, насколько вера важна для человеческого знания, но это пример из обычных светских наук. Ведь в основании каждой науки лежит вера, которую обычно именуют ученые таким важным термином, как аксиома (утверждение, которое принимается без доказательства, на веру). Мы видим свет и понимаем, что это некая часть этого пространства (как и воздух). Человек, который живет исключительно этим миром, конечно же, будет смущен, если узнает, что свет распространяется порциями. Оказывается, маленькие обрывки света летают в этой аудитории. Неужели человека, имеющего, например, средневековое или более древнее сознание, это не смутило бы? Конечно, смутило бы, потому что он не смог бы понять, как это может быть. А теперь мы верим, что свет распространяется порциями. Люди стали проводить эксперименты, и действительно оказалось, что эта вера является конструктивной с точки зрения объяснения процессов этого мира. На основании этого возникла так называемая квантовая физика, квантовая теория. 

Здесь примерно то же самое. Мы не можем понять, как это: Бог один и Бог − Святая Троица. Это неизъяснимо. Но мы верим в это. Дальше мы начинаем своей духовной жизнью проводить некий эксперимент. И опыт Церкви тоже есть большой эксперимент осмысления того, что Христос принес на землю, что Он сказал людям. И Церковь понимает, что учение о Боге Святой Троице – это действительно так и Троица достойна величия Творца. 

− Вопрос: «Батюшка, Вы сказали читать Евангелие: там все просто и ясно написано. Я с Вами согласна, низкий поклон Вам. Все заповеди прекрасны, и хочется по ним жить. Думаешь: начинаю жить по заповедям, а не получается. Многие бы хотели жить по заповедям и отдать жизнь за Христа. Но мое мнение, что это ведь не человеческие силы: человек сам ничего не может. И Господь говорит: без Меня не можете делать ничего». 

− Да, Вы абсолютно верно говорите: без Бога мы не можем творить ничего. В этом смысле дело нашего спасения − это вопрос прежде всего действия благодати. Мы спасаемся не верою, не делами, а благодатью. Мы спасаемся через благой Божий дар. Но благодать приемлется в сердце человека по мере его личных усилий, его личной веры. То есть через дела и веру призывается благодать и изводится Духом Святым в сердце человека. Это тоже очень важный аспект. Человек не может спастись своими силами. 

Если предположить, что человек спасается верой, то это значит, что он сидит и говорит: «Я верю». А это скорее самоубеждение. Никто, даже протестанты, я думаю, не понимают веру именно таким образом. С другой стороны, как мы можем спастись делами? Что бы я ни сделал, какие бы труды ни совершил в этом мире, они меньше песчинки морской по сравнению с величием Божиим и тем даром, который Бог дал мне в виде моей жизни. В этом смысле дела наши ничтожны. Но если человек имеет в себе доверие Богу и дела, соответствующие его вере, то он приемлет от Бога дар. И именно в этом смысле мы понимаем, что через веру и дела спасается человек: вера и дела привлекают благодать в его сердце и дают ему спасение. 

Конечно, без Бога невозможно ничего сделать. Пробуйте, старайтесь, трудитесь над этим. И Господь действительно восполнит Вашу немощь, видя Ваше рвение и старание. Единственное, что мне остается здесь отметить (в общем-то, Вы своим вопросом всё сказали), − это то, что от человека требуется лишь смирение сердца. Он должен не величаться пред Богом, а смиренным сердцем стараться непрестанно трудиться для Него. 

Здесь речь зашла еще о заповедях. Это одна из моих любимых тем, поэтому я хотел бы на ней немножко остановиться. В Ветхом Завете около 600 заповедей. Хотя некоторые говорят: 10 заповедей (Декалог Моисея). А в Новом Завете сколько заповедей? 

− Называют девять заповедей блаженств. Но я подозреваю, Вы скажете, что их две? 

− Я скажу, что одна. Дело в том, что заповедь, буквенная, данная словами, − это не то, что мы должны действительно считать заповедью жизни, заповедью спасения. Нет, не эту заповедь я имею в виду, когда говорю, что заповедь в Новом Завете одна. Одна заповедь − это «Господь наш Иисус Христос». Иисус Христос − это живая заповедь; Он во всем подобен нам, кроме греха. Я поясню: это может показаться не совсем понятным. Заповедь − это правило жизни, образец, требование, некое лекало, которому человек должен соответствовать. И в этом смысле Иисус Христос, Его жизнь, Его личность, Его Ипостась есть самая главная, самая живая, настоящая, соответствующая делу нашего спасения, заповедь для каждого из нас. Мы должны призвать Его имя, веровать в Него, совершать дела, соответствующие Его жизни и тому, что Он явил нам. 

− Об этом мы говорили, когда определили, что Христос должен быть целью нашей жизни и к Нему нам следует идти определенным путем. Вопрос у меня следующий: как понять, ты действительно идешь верным путем? Может, можно встретить на своем пути какие-то знаки? Как тогда отличить, какие из них от Бога, а какие от дьявола? Как понять, что путь, которым ты идешь, действительно верный и ведет к цели, то есть ко Христу? 

− Очень просто. На самом деле вопрос великолепный. Многие люди, мне кажется, задаются этим вопросом, но немногие находят ответ на него, к сожалению. А ответ вообще на поверхности. Он настолько простой, что нужно просто открыть Новый Завет, посмотреть внимательнее апостольские послания. Уже две тысячи лет назад ответ, оказывается, был дан. 

Давайте подумаем, порассуждаем. Какие могут быть признаки настоящей духовной жизни? Человек старается жить духовной жизнью, старается следовать за Христом, и в этом человеке что-то происходит, что-то появляется. Что же это может быть? Может быть, это суровость? Человек становится суровым, он ни на кого не смотрит, ни с кем не разговаривает, бороду почесывает, и если вдруг к нему кто-то во время молитвы подойдет, он ему по лбу ложкой двинет. Может быть, это признак духовной жизни? Мне кажется, нет. В Евангелии я такого не видел. 

Другой вариант. Может быть, признак духовной жизни – это какие-то сверхъестественные чудеса? Если человек совершает чудеса, то он духовной жизнью живет? Это тоже не может быть в данном случае признаком, потому что Христос призывает нас к несколько иному. В Священном Писании такой заповеди нет – творить чудеса. 

Как признаки истинной веры учеников, наряду с любовью между учениками, Христос поставляет некоторые, например: аще и что смертно испиют, не вредит им. И так далее. Эти признаки в Церкви были, но они не являются главными в духовной жизни, это очевидно. 

Так вот, какие же настоящие признаки духовной жизни? Апостол Павел говорит: «Плод веры – любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, воздержание». Вот эти признаки. И человек должен внимательно их в себе наблюдать, фиксировать – есть они или нет. Если в человеке есть эти признаки, то это некий знак, что он верно ведет духовную жизнь. Любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, воздержание – именно это должно в человеке появляться, когда он ведет духовную жизнь. 

А еще Христос призывал нас научиться от Него чему-либо. Чему Он призывал Своих учеников учиться у Него? Может, Он призывал учеников: «Научитесь от Меня воскрешать мертвых»? Или сказал: «Научитесь, как Я, ходить по воде»? Или, может быть, дал какие-то предписания, как хлеба умножать? Христос сказал ученикам: «Научитесь от Меня, Я кроток и смирен сердцем». То есть кротость и смирение – еще два признака, которые здесь должны быть добавлены. Человеку нужно следить за этим: чтобы в его душе была радость, чтобы вокруг него была радость, люди вокруг были радостными, что общаются с ним, ведь приятно с этим человеком поговорить; чтобы у него на душе был мир и он не пребывал в каком-то смятении, переживаниях. Как сейчас, к сожалению, у нас многие люди пребывают в таком смятении по поводу болезней, лекарств, средств врачевания от этих болезней, а ведь все это, простите, от лукавого. Это то, что разрушает мир в сердце человека. Если человек живет духовной жизнью и вся его жизнь – это Христос, неужели ему так страшно понести какой-то ущерб от тех или иных искушений или трудностей, какого-то вреда... Ведь вся жизнь – Христос, я в руках Христовых; и того, что Господь обо мне промыслил, я не избегу, и у меня не получится прожить ни минуты дольше того, что Христос определил для моей жизни. В этом смысле если человек действительно верит во Христа, то мир в его душе водворяется. 

Любовь к людям. Человек должен перестать осуждать. Не должно в нем осуждение расти, постоянно умножаться, оно должно помаленьку сходить на нет в идеале. По крайней мере, злоба, едкость осуждения должны как-то проходить в человеке, если он действительно идет за Христом. 

Воздержание, способность человека в чем-то себя ограничивать, воздерживаться от каких-то непристойностей. Вот признаки. Откройте апостола Павла, посмотрите внимательно, усердно и постарайтесь исполнить эти правила. 

– Вопрос телезрителя: «Я в свое время приобрела икону, где Святая Троица: изображение Христа, Бога и над ними птица. Буквально недавно я узнала, что перед этой иконой нельзя молиться, а признается Троица Рублева. Что мне делать?» 

– Был у нас один курьезный случай на приходе. Я, конечно, отягощенный богословским образованием человек. Может быть, простые батюшки сказали бы Вам: что Вы переживаете, Вы же Богу молитесь... Но я, к сожалению (или к счастью), как я уже сказал, имею богословское образование и не могу, конечно же, спокойно относиться к этому изображению, потому что знаю, что Вселенский Собор запрещает такие изображения Святой Троицы. Я считаю, что такое изображение Бога Отца неприемлемо: Бога Отца не видел никто, единородный Сын явил Его, в этом смысле мы через образ Сына поклоняемся Отцу. Изображение Святой Троицы, представленное святым преподобным Андреем Рублевым, приемлемое, а вот изображение, где Отец в виде пожилого старца, – не каноническое, неверное. Лучше эту икону отнести в храм, где священнослужители бы ее благоговейно прибрали. Если нет храма, то прикопать ее где-то в чистом, непопираемом месте, потому что этот предмет сам по себе заслуживает уважительного к себе отношения, все-таки это действительно освященная икона; с другой стороны, использовать ее в качестве молельной неверно. 

Есть изображения пожилого человека в православной иконографии, но всегда там изображен Иисус Христос (называют: Ветхий Деньми). Изображения Бога Отца в виде старца могут быть признаны как некие художественные образы, оттуда они и попали на иконы. Бывает, что они нарисованы на потолке в храме или где-то в стороне, это более-менее приемлемо, так как это не молельные образы. Некая художественная репродукция, это хоть как-то можно понять. А как молельный образ я бы не стал его использовать. 

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать