Архипастырь. Общероссийский крестный ход в честь 600-летия явления Годеновского креста. Епископ Луховицкий Евфимий

3 сентября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, наместник Высоко-Петровского монастыря епископ Луховицкий Евфимий.

– В начале сентября начинается масштабное мероприятие, задуманное вашим отделом во взаимодействии с другими партнерами: Общероссийский крестный ход с освященной копией Годеновского Креста, приуроченный к 600-летию явления этого Креста на Сахотских болотах. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом мероприятии. Сколько городов оно охватит?

– Это действительно очень масштабное миссионерское мероприятие, которое мы реализуем совместно с нашими партнерами и коллегами: Общероссийским общественным движением «Россия православная», Общероссийским общественным движением «Культурный фронт России» и телеканалом «Спас».

Этот крестный ход приурочен к 600-летию явления Креста Господня близ града Ростова Великого. Это величайшая святыня, духовное значение которой стало открываться нам уже в последнее время, с конца 1990-х годов, начала 2000-х. Дело в том, что явление Животворящего Креста Господня стало своего рода предзнаменованием падения Византийской империи. Этот крест был явлен ровно за 30 лет до крушения Византии как христианской империи, как того государственного образования, которое отвечало за сохранение и распространение христианства.

В летописях сказано о чудесном перенесении Креста Господня от греческой стороны на Русь. В этом мы не можем не усматривать действие Промысла Божия, который возложил именно на нашу страну ответственность за судьбы христианства во всем мире. Мы можем говорить об этом безо всякого преувеличения. В этом нет ни малейшей гордыни, тщеславия или чего-то подобного. Это просто служение нашего народа. Важно это понимать.

Об этом важно говорить именно сейчас, поскольку даже в светских кругах и среди государственных и военных мужей ныне пробуждается осознание того, что Россия является оплотом христианской веры и защитницей христианских ценностей, за которые, собственно говоря, мы сейчас и сражаемся в рамках специальной военной операции. Об этом много раз говорили и Святейший Патриарх Кирилл, и президент Владимир Владимирович Путин. Не случайно в конце прошлого года появился указ президента, в котором приводится предварительный перечень традиционных ценностей. И в значительной своей части эти ценности именно христианские.

Мы придаем большое значение этому крестному ходу. Мы получили благословение Святейшего Патриарха Кирилла и очень надеемся на то, что эта общероссийская миссионерская акция будет способствовать духовному объединению нашего народа, сплочению и осознанию тех высоких смыслов, о которых мы сейчас говорим. Людям важно понимать, что те или иные ценности, на которых базируется общество, неразрывно связаны с духовной традицией. То есть ценности есть не что иное, как проекция религиозных заповедей в сферу общественной жизни. Кто-то является неверующим, кто-то отрицает значение Церкви, что-то не признает, но эти ценности, о которых идет речь, являются базовыми. И если мы хотим, чтобы наше общество развивалось и хотя бы просто сохранялось, то мы обязаны их разделять.

Приведу простой пример. Такая базовая ценность для нашего общества – семья, под которой понимается союз одного мужчины и одной женщины.  Кто-то скажет: «Что здесь необычного? Именно такой и должна быть семья». Однако если мы посмотрим на историю вопроса, то увидим, что моногамная семья в том виде, в котором она сейчас нам известна, является величайшим завоеванием христианства. Подобного явления нет практически ни в одной другой религии. Может быть, в иудаизме. В мусульманстве есть понятие полигамной семьи. Там не исключается моногамная семья, но позволяется и полигамная. Эти вещи надо понимать всем людям без исключения: и верующим, и неверующим.

Поэтому очень хотелось бы, чтобы люди знакомились с историей Годеновского Креста и задумывались бы не только о неких исторических событиях, но и об их глубинном смысле, о том, в чем заключается то духовное Божественное послание, которое неразрывно связано с явлением этой святыни на Руси. Поэтому очень важно сейчас в сознании наших сограждан обновить эти духовные смыслы, чтобы люди как-то осознавали свое место в этом мире, значение в нем России не просто как некоего светского государственного образования, федерации, но как духовного оплота христианства. Собственно говоря, именно такая концепция лежит в основе этого миссионерского проекта.

Скажу несколько слов о самом крестном ходе. Он будет проводиться в форме креста, которым как бы будет осеняться Россия. Мы идем с севера, из Мурманска, на юг до Севастополя. Потом поднимаемся и уходим на запад, посещаем два города Беларуси – Брест и Минск. Дальше уходим на восток и идем вплоть до Владивостока. Этот путь мы планируем проделать в течение двух месяцев. Крестный ход должен завершиться во Владивостоке 4 ноября, в День народного единства, в день памяти Казанской иконы Божией Матери.

Потом Крест будет возвращаться в Москву. Из разных городов, епархий, которые не вошли в маршрут, нам уже поступают заявки и просьбы о том, чтобы мы заехали и к ним. По мере возможности будем удовлетворять эти просьбы. Планируем вернуться в Москву в конце ноября. В столице будет организовано какое-то завершающее мероприятие: естественно, богослужение с поклонением Годеновскому Кресту и, возможно, какой-то концерт. Вот такой план пока существует.

– А как родилась идея пройти по России именно в форме креста?

– Идея родилась, когда мы побывали в Годенове на торжествах, посвященных 600-летию явления этого Креста. Мы уже и перед этим обсуждали такие перспективы, но окончательно это оформилось после того, как Православному миссионерскому обществу была передана копия Годеновского креста, как раз в рамках этих празднований. И нам показалось, что именно такая форма проведения крестного хода будет наиболее уместна и целесообразна. Она будет отвечать самой идее крестного хода. Ведь что такое крестный ход?

– Ход со крестом.

– Да, и весьма разумно совершать его в форме креста. Мы с коллегами обсуждали разные варианты, были дискуссии и альтернативные предложения. Но в итоге остановились на такой форме, на таком маршруте. Надеюсь, с Божьей помощью нам удастся все это организовать.

– Наверно, есть что-то промыслительное в том, что окончательно эта идея сформировалась именно на торжествах 600-летия явления Креста Господня.

– Да, это были замечательные духоподъемные торжества, в которых принимало участие 13 архиереев (я тоже сподобился быть в их числе), большое количество духовенства и огромное количество народа, до 5 000 человек. Надо понимать, что Годеново – это  российская глубинка, село в Ярославской области, о существовании которого еще не так давно знали только жители окрестных сел и деревень.

Но с появлением интереса к этой святыне люди стали чаще посещать Годеново. Теперь туда уже массовое паломничество. Трудами администрации Ярославской области построены хорошие дороги. Матушка Евстолия (Афонина), игуменья Никольского монастыря, на подворье которого находится Годеновский Крест, создает необходимую инфраструктуру для приема паломников.

Я хотел бы отдельно сказать о том, что трудами матушки Евстолии возводится храм, который уже получил название «София Годеновская». Это немного уменьшенная копия  константинопольского храма Софии. Потрясающий проект. Храм уже в значительной степени возведен. Первоначальный цикл уже завершен, в нижнем этаже этого храма мы совершали всенощное бдение накануне дня памяти явления Годеновского Креста. Конечно, предстоит еще много трудов для того, чтобы завершить этот замысел, полностью воплотить его в жизнь, но начало положено, назад дороги нет. Мы также рассчитываем на то, что, привлекая внимание к этой святыне, к ее духовному значению, сумеем поспособствовать завершению строительства храма святой Софии в Годеново.

– Да, Вы справедливо отметили, что до этого места сложновато добраться не только жителям регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока, но даже и жителям близлежащих регионов вроде Москвы и уж тем более Санкт-Петербурга. С Ярославской дороги нужно свернуть в сторону и ехать еще где-то час, чтобы добраться до Годеново.  

– Да, хотя туда теперь проложена хорошая дорога и каких-то серьезных проблем с логистикой уже нет. Они решены. Но тем не менее, как говорят в народе, это не ближний свет. Не все могут добраться, для этого нужен как минимум свой транспорт. Поэтому мы и хотим пронести копию Креста по России, чтобы люди узнали об этой святыне, имели возможность помолиться перед ней.

Почему такое огромное количество паломников едет в Годеново? Потому, что от Креста происходит огромное количество чудотворений. В монастыре ведется соответствующая летопись. На днях мне матушка прислала сообщение о том, что у одной женщины, которая никогда не была в Годеново, исцелился ребенок. Она во сне увидела этот Крест и стала наводить справки.

Люди едут в это святое место, поклоняются Кресту, просят помощи Божией в своих нуждах, просят здоровья, многие молятся о том, чтобы их родственники и близкие вернулись живыми и здоровыми с полей сражений. Поток паломников большой, но в то же самое время еще очень многие люди ничего не знают об этой святыне.

Мы хотим восполнить этот пробел, чтобы в год 600-летия, в юбилейный год явления Креста Господня, о Нем узнало максимальное количество наших верующих.

– Годеново сейчас является подворьем Никольского монастыря города Переславля-Залесского. Епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов) отмечал, что именно благодаря трудам настоятельницы обители игуменьи Евстолии Годеновский Крест снова стал известен и сейчас прославлен на всю страну.

– Именно так. Дело в том, что Крест сохранялся в храме села Годеново в том числе в советские годы, но это было совершенно какое-то захолустье. Там, конечно, не прекращалось богослужение, но Крест нуждался и в реставрации, и в изучении. Все это сумела организовать именно матушка Евстолия. Специалисты из Санкт-Петербурга были просто потрясены, увидев этот Крест. Ведь уже научно установлено византийское происхождение этой святыни. Скажем так, Крест подобного вида не встречается ни в каких русских городах или художественных школах. Нет никаких аналогов. В то же самое время есть аналоги в Западной Европе, в Византии. Поэтому специалисты сходятся во мнении, что этот Крест относится к эпохе XI–XII веков и возник где-то в византийском ареале. Конечно, очень сложно сказать, в каком конкретно месте, может быть, в самом Константинополе или другом городе. В итоге это уже не так важно. 

Само явление перенесения Креста из Византии на Русь сопоставимо, например, с перенесением Тихвинской иконы Божией Матери. Эпоха, кстати, почти одна и та же. Тихвинская икона была перенесена чуть ранее, в 1383 году, а Годеновский Крест в 1423-м. Богословы и историки должны изучить этот духовный феномен, который можно назвать  экспортом святынь из Византии на Русь. Все это нуждается в осмыслении или, как сейчас говорят ученые, в определенной рефлексии. Это же важнейший фактор духовной жизни нашего народа. Очень много материала для разных историко-философских и духовных рассуждений.

И эта рефлексия уже началась: матушка Евстолия организует Годеновские чтения. Прошло уже две сессии. На них собираются и историки, и богословы, и филологи, и философы. Работа уже началась. Кстати, в рамках крестного хода мы планируем организовать ряд встреч с теми людьми, которые занимаются изучением феномена Годеновского Креста.

– Отмечая перенесение этого Креста из Византии на Русь, можно отметить, что это вряд ли было человеческое перенесение: где Византия, а где эти болота под Ростовом Великим...

– Однозначно. Если бы Крест был обнаружен в каком-то городе, то можно было бы сказать, что его кто-то привез, доставил и так далее. Но нет. Явление Креста было именно на болоте, в совершенно безлюдном месте.

Это интересная история. Епископ Ростовский и Ярославский Дионисий благословил построить храм на месте явления Креста. Но строители сказали, что строить на болоте невозможно, и начали в другом месте. Утром просыпаются и видят, что все строительные материалы и инструменты перенесены на болото. В итоге храм был построен именно там. Крест находился в этом храме вплоть до советского времени. Богу было угодно, чтобы храм был выстроен именно на болоте и Животворящий Крест Господень находился бы именно там. 

– Интересно отметить, что это 1423 год – время, когда на Руси особенно прославились еще несколько святынь. Такое массовое появление многих святынь. Например, неподалеку в 1422 году состоялось обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Сергиев Посад находится по пути в Ростов и Ярославль.

– Сергий Радонежский, кстати, тоже был уроженцем Ростовской земли.

– В честь обретения мощей перестраивался Троицкий собор, для него Андрей Рублев писал свой знаменитый иконостас, из которого наиболее знаменита его «Троица».

– Да, конечно.

– Как объяснить такое скопление святынь в одно время и буквально в преддверии падения Византийской империи?

– Как я уже сказал, эти вопросы должны стать предметом профессионального изучения и богословов, и историков, и людей, которые пытаются проследить духовную историю развития России. Я не побоюсь сказать, что эта история по разным причинам еще не написана. Возможно, именно сейчас пришло время для осмысления этих эпохальных событий, которые и определили вектор развития нашего Отечества на столетия вперед. Прошло 600 лет, и сейчас мы вновь возвращаемся к этим событиям, пытаемся их постичь, осмыслить. Надеюсь, наши мероприятия, наш крестный ход привлекут внимание разных специалистов к этому феномену. Повторюсь, тут должны трудиться и богословы, и историки, и духовники, то есть люди, которым в духовном отношении открыто больше, чем простым светским специалистам. Надеюсь, что мы находимся еще только в самом начале пути, и нас ждет очень интересная и плодотворная работа. Предполагаю, что и многие открытия.

– В рамках этого крестного хода у каждого, кто сможет его посетить, прикоснуться к этой святыне, будет возможность узнать о ней больше. Расскажите, какие мероприятия будут организованы вокруг принесения святыни в каждый из городов, список которых можно узнать на сайте Синодального миссионерского отдела.  

– Да, маршрут опубликован на сайте. Возможно, он будет немного корректироваться в зависимости от обстоятельств, которые невозможно сразу предвидеть. Но надеюсь, что в целом заявленный план будет выполнен.  

На полях крестного хода мы планируем ряд мероприятий и духовного, и богословского, и миссионерского характера. Мы будем приглашать специалистов, которые уже занимались изучением Годеновского Креста, будем организовывать встречи с известными миссионерами. Я лично надеюсь встречаться и проводить встречи с миссионерским активом каждой из епархий, куда мы будем приходить. Свои мероприятия предлагает и «Культурный фронт России», и телеканал «Спас». В частности, это художественный фильм режиссера Эдуарда Боякова «Русский крест» и фильм, посвященный нашему известному режиссеру Андрею Тарковскому.

Это могут быть разные мероприятия, не только духовного или богословского характера, но и культурно-просветительские встречи, концерты. Мы будем выстраивать программу с каждой епархией отдельно в зависимости от ее пожеланий и возможностей.

– С какими вопросами можно приходить на встречи с миссионерами? Какие темы могут обсуждаться? Что можно узнать жителям городов на таких встречах?

– Я считаю, что в первую очередь надо объяснять людям, почему в Православной Церкви существует почитание креста. Ведь это, по сути дела, основа православного учения о спасении. Как говорил апостол Павел: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия. Эта проповедь Спасителя, которую продолжает Церковь, о необходимости для каждого человека взять свой крест и последовать за Христом находится в центре нашего свидетельства миру. Это именно то, что далекому от Церкви человеку принять сложнее всего, потому что эта проповедь о кресте предполагает целый ряд каких-то ограничений, аскетических принципов в частной жизни человека.

Это именно то, что далекому от Церкви человеку принять сложнее всего. Потому что проповедь о кресте предполагает в частной жизни человека целый ряд каких-то ограничений, аскетических принципов. Это то, что вызывает сейчас протест у многих из тех, что считают себя членами общества потребления. То есть если человек усвоил идеологию потребления, он исходит из того, как сказано в рекламе: я достоин всего самого лучшего. Ну, предположим. Что дальше?

Человек исходит из того, что он мера всех вещей, и все в его жизни определяется его земными меркантильными интересами: высоким уровнем дохода, комфортными условиями жизни, получением удовольствий, наслаждения и так далее. И вдруг Церковь выходит с проповедью о кресте, которая предполагает, что нужно хранить верность супругу, отдавать свое, чтобы помочь ближним, ограничивать себя в удовольствиях, в той же самой еде, в каких-то увеселениях и так далее. И многим непонятно, зачем это все нужно делать.

Поэтому главная задача миссионера и заключается в том, чтобы донести до человека принцип спасения. Что мы идем по пути самоограничения, воздержания, аскезы не потому, что Церковь против тех или иных радостей жизни, а для того, чтобы человек не уклонился от пути спасения, которым прошел Сам Христос и по которому Он призывает пройти вместе с Собой каждого человека. Вот в чем смысл проповеди о кресте.

Если вы посмотрите на иконы святых апостолов, ближайших учеников Спасителя, вы увидите, что все они изображаются с крестом. Все без исключения. Там могут быть кресты разных форм, но так или иначе они присутствуют. Крест – это не просто символ христианства, это орудие спасения и борьбы с грехом. Эту идею очень важно донести до людей. Потому что кто-то рассуждает о том, что ценности, проповедуемые Церковью, он готов принять, а остальное – идеи самоограничения, воздержания и аскезы – это все зачем? Они говорят, что под это не подписывались.

Но если человек не контролирует свои устремления, пожелания, похотения, он с большой вероятностью становится пленником своих желаний, заложником своих страстей. В этом и заключается самая суть духовной борьбы, духовной жизни христианина. Мы все призваны на эту брань и в этом смысле нуждаемся в помощи Божией для того, чтобы одержать в ней победу. А эту помощь мы можем стяжать, если идем по пути крестоношения. Вокруг этого можно развивать самые разные темы: и духовные, и богословские.

– Интересно, что для христиан это понимание есть на каждой Божественной литургии. Казалось бы, мы причащаемся, принимаем великую святыню – Тело и Кровь Христовы, но в конце службы священник все равно выносит и показывает всем крест. Благословляет им людей в напоминание, что, уходя из храма, о кресте нужно помнить и нести его дальше по жизни.

 В Православной Церкви три раза в году выносится Животворящий Крест. И все три выноса креста связаны с древним византийским обычаем Изнесения Честных Древ, что праздновалось 14 августа. Это буквально вынесение останков Честного Древа Креста Господня для укрепления и исцеления людей. Точно так же в Неделю Крестопоклонную Крест выносится в середине Великого поста для укрепления и поддержания людей; и в главный двунадесятый праздник Воздвижение Креста Господня, который будет праздноваться во время крестного хода.

– Да, мы планируем встретить этот праздник в Крыму, в Севастополе, в Херсонесе.

– В этом тоже есть некая связь смыслов. Издревле Крест предлагается людям для поклонения, укрепления и поддержания их сил. Точно так же этот крестный ход можно рассматривать как несение Крестного Древа для укрепления, вдохновления людей на подвиги.

– Совершенно верно.

– И Вы очень справедливо сказали про крестоношение. Оно есть в жизни каждого человека. Наверное, чудесное перенесение Годеновского Креста на Русь – это не только праздник и торжество, но и крестоношение в определенном смысле для всей нашей страны.

– Безусловно. Свой крест несет каждый человек, не только верующий, но и неверующий. И в этом смысле ни один земнородный не свободен от страданий, которые с этим связаны. Задача миссионеров – объяснить людям духовный смысл крестоношения.

Приведу евангельский пример: два разбойника были распяты со Христом на крестах. Один из них именуется благоразумным, а другой – неразумным. Оба были казнены по заслугам, в воздаяние за свои злодеяния, которые они совершали. Оба страдали, претерпевали мучения, находясь на крестах. Но один из них покаялся и осознал свою неправоту, исповедовал Христа истинным Богом и услышал от Господа слова: сегодня же ты со Мной будешь в раю. А другой разбойник продолжал хулить Господа, не раскаялся, не признал своих ошибок, и, соответственно, его участь в вечности этим и определилась.

Это очень яркий евангельский образ. Нет человека, который был бы свободен от несения креста, он есть у каждого из нас (кто-то несет крест болезни, каких-то страданий). Но очень важно, чтобы человек осознавал духовный смысл происходящего. Поскольку все равно наши земные страдания являются временными и краткосрочными по сравнению с вечностью. Это очень важный момент.

– Общероссийский крестный ход с Годеновским Крестом в честь 600-летия явления Животворящего Креста в Годеново пройдет с 3 сентября по 4 ноября по всей стране. Он пройдет из Мурманска в Севастополь и из Бреста во Владивосток, как бы осеняя крестным знамением всю нашу страну. Более подробный маршрут вы сможете увидеть на сайте Синодального миссионерского отдела. Будем молиться, чтобы крестный ход прошел успешно.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать