Архипастырь. Митрополит Челябинский и Миасский Алексий

20 сентября 2023 г.

О праведном Симеоне Верхотурском и Свято-Симеоновском кафедральном соборе Челябинска, о свщмч.Василии Носове и его семье, о доверии Богу и силе правды, о самом большом на Урале храме и дружбе епархий, о Соборе Челябинских святых и уральском характере. Ведущая Светлана Ладина.

– Сегодня нас принимает митрополит Челябинский и Миасский Алексий. Владыка, спасибо за гостеприимство!

– С большой любовью и радостью принимаю телекомпанию «Союз» у нас в Челябинске. Пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности вашему коллективу за тот просветительский труд, который вы несете уже в течение многих лет. И особые слова благодарности – отцу Димитрию (Байбакову), который самоотверженно трудится на этом поприще. Дай Бог вам сил, здоровья, и пусть помощь Божия всегда будет с вами!

– Спасибо, владыка! Хочу Вас поздравить со 140-летием кафедрального собора в честь праведного Симеона Верхотурского. Честно говоря, когда несколько лет назад я узнала, что в Челябинске кафедральный собор освящен в честь праведного Симеона, для меня это было загадкой. Потому что мы в Екатеринбурге думаем, что это наш святой, хотя он – Урала и всея Сибири чудотворец. Но когда начинаешь путешествовать, например, по храмам на Черноморском побережье (и не только в России), можно увидеть иконы этого святого и даже огромные фрески. Как в Челябинске сложилась история с основанием Симеоновского храма и с тем, что он стал кафедральным?

– Не только на Черноморском побережье почитается праведный Симеон. Волею судеб мне приходилось бывать в Ташкенте у владыки Викентия, и в кафедральном соборе я увидел икону праведного Симеона. Я спросил: «Владыка, наверное, икона появилась, когда Вы приехали?» Но он сказал: «Нет, все было еще до меня».

Праведный Симеон почитается всем православным миром. Ко мне обращались и просили икону даже из других стран. Один архимандрит, старец из Греции, попросил, чтобы я прислал ему икону праведного Симеона. То есть его знают, любят и почитают (по долгу и потому, что он достоин этого почитания). Праведный Симеон действительно является покровителем и Урала, и Сибири. Челябинск, как город, находящийся на Урале, не отделяет себя от этого почитания.

В моей судьбе праведный Симеон тоже сыграл большую роль и продолжает иметь очень большое значение. Я принимал монашеский постриг в его обители, возле раки с его мощами. Когда я служил в Екатеринбурге, мы все время ездили на празднование к праведному Симеону; это наш любимый почитаемый святой. И сейчас, находясь в Челябинске, мне очень радостно, что кафедральный храм посвящен этому угоднику Божьему. Здесь, на Южном Урале, праведного Симеона очень любят и очень почитают.

Судьба храма очень интересная. В послереволюционные годы маленький храм в честь праведного Симеона (белая церковь, как его называли) оставался единственным в городе Челябинске. Я думаю, в этом Промысл Божий, что наш святой сохранил здесь частичку веры и Божественной благодати.

– Это была кладбищенская церковь. Может быть, потому она и осталась?

– Это была кладбищенская церковь на окраине города. Наверное, надеялись, что она разрушится со временем. То, что мы видим сейчас, это перестроенный храм, он был обновлен в 80–90-е годы. А тогда это был очень маленький храм, там была духота, теснота, людям даже невозможно было перекреститься. Но туда собирались со всей Челябинской области, это был центр притяжения духовной жизни, православия.

Вообще, насколько я знаю из истории, к 1941 году хотели закрыть все храмы  Челябинской области. Но Господь судил иначе, послал испытания. Храмы остались, и теперь они приумножаются. И мы за это ежедневно благодарим Господа.

– История храма похожа на историю жизни батюшки Симеона. Он был скромный, незаметный, тихий. Так и храм: стоял на окраине, а в результате расцвел в кафедральный собор.

– Скромный, незаметный, тихий праведный Симеон, угодник Божий, но он – молитвенник и предстатель за всех нас.

– В чем секрет такой народной любви к нему? Ведь и царская семья глубоко почитала праведного Симеона. А его подвиг, в общем-то, мало понятен.

– К сухому колодцу за водой не идут. Люди, приходящие к праведному Симеону, получали благодатную помощь: исцелялись от болезней, получали разрешение каких-то житейских проблем. Помощь от праведного Симеона – это то, что утешает в духовной жизни, наставляет на правильный путь, научает правильной молитве и любви к Богу, чтобы мы действительно шли по пути в Царство Небесное.

– Несколько десятилетий тесного и теплого общения с праведным Симеоном. Может быть, поделитесь какой-то ситуацией, когда Вам нужна была помощь и он откликнулся?

– Расскажу такую ситуацию. Надеюсь, что это была помощь праведного Симеона. У меня была серьезная травма в свое время – перелом ноги. После молитвы у раки праведного Симеона в Верхотурском монастыре пошло выздоровление, наступило облегчение. Слава Богу, я хожу на своих ногах.

– Владыка, Вы возглавили Челябинскую кафедру два года назад, а в архиерейском сане – пять лет. В Нижнем Тагиле у Вас было множество послушаний, Вы окормляли духовное общество православных врачей, окормляли места заключения, окормляли МЧС, миссионерско-катехизаторские курсы. Сейчас Вы – архиерей Православной Церкви. Тяжелее архиерейский крест?

– Когда меня постригали в монахи, я очень хорошо запомнил те обеты, которые произносил. Обет послушания, наверное, основополагающий и является основанием для всей монашеской жизни. Поэтому к любому делу, к которому нас призывает Церковь, мы должны относиться как к послушанию. Когда мы так к нему относимся, это послушание радостно нести, нетрудно; мы знаем, ради чего это делаем, ради чего терпим какие-то скорби. И радости, которые несем, не приписываем себе, а понимаем, что это помощь Божия, и благодарим за это Бога.

– Раз человек не сам напросился куда-то, а все сложилось так, что явно Господь так поставил, соответственно, Господь и не бросает. Господь Своих не бросает.

– Я в это верю и знаю, что Господь помогает всем нам в жизни. Когда мы молимся молитвой «Отче наш», произносим: «Да будет воля Твоя». Когда мы полностью предаемся воле Божией, когда мы эти слова молитвы Господней произносим от всего сердца, то все становится ясно, понятно, всему мы доверяем, и жить становится радостно.

– Есть такое понятие: уральский характер. Вы родились и выросли на Урале, а сейчас живете на Южном Урале. Есть какие-то особенности, нюансы?

– Вы начали говорить про Нижний Тагил, и я хотел бы выразить слова признательности, глубокого уважения и любви к своему родному городу. Господь так судил, что я там много лет нес свое послушание, свое служение. В какой-то мере это было и подспорьем, и хорошей наукой. Нижний Тагил – суровый город, там выпускают танки, там металлургия; город закаливает уральский характер. На Урале люди простые. Если полюбили, то от всего сердца; если что-то нам не нравится, мы молчать не будем. Может быть, эта прямота не всегда правильно воспринимается людьми, но она правильная. Мы – люди искренние, без второго дна, без каких-то интриг. Мы живем так. Черное – это черное, белое – это белое.

Когда меня посвящали в епископы, читалось Евангелие от Луки, и были такие слова: возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). Давайте из прошлого будем брать какой-то опыт, что-то доброе, с благодарностью Богу к этому опыту всегда обращаться, но устремлены будем все-таки вперед, в будущее, двигаться будем в этом направлении. Промысл Божий до конца нам непонятен. Мы должны, как дети, предаться в руки любящего Отца и доверять Ему полностью.

– Священномученик Василий Носов, на земле Челябинской просиявший, именно так и поступил – предался в руки любящего Отца и был верен Ему до смерти. 24 августа этого года Священным Синодом он прославлен в лике святых. Расскажите, пожалуйста, об этом человеке и о том, какая работа была проделана для его канонизации. Ведь не просто так Синод принимает решение...

– Отец Василий служил здесь, на Южном Урале, в городе Миассе. В послереволюционные годы он много претерпел за свою веру, несколько раз был в заключении, а в 1937 году принял мученическую кончину. В Челябинске есть «Золотая гора», где проходили расстрелы, захоронения расстрелянных; где-то там покоится и этот угодник Божий.

Работа по канонизации священномученика Василия была очень большая и велась более десяти лет. Эту работу начали еще при митрополите Челябинском Иове. Были какие-то вопросы, недоумения, которые мы все эти годы старались разрешить. Была проделана громадная архивная работа, было поднято множество исторических документов, свидетельств. И только в этом году мы полностью собрали все документы, которые подтверждают подвиг священномученика Василия. И, слава Богу, было принято решение о его прославлении.

Интересно, что родственники отца Василия, его внуки до сих пор живут в Челябинске. И они с радостью восприняли это известие, и недавно в епархию принесли вот это Евангелие (Новый Завет), которое принадлежало батюшке. Оно еще требует изучения. Я его полистал, на полях есть очень много заметок, которые сделаны отцом Василием. Уже вырисовывается образ человека, который жил по Евангелию, сверял свою жизнь с Евангелием. Вот такое интересное свидетельство получается.

– Я в его житии отметила для себя два очень важных, как мне кажется, момента. Его арестовывают, и пять месяцев он проводит на принудительных работах. Возвращается, и они с матушкой Анастасией продолжают рожать детей. Потом его забирают на пять лет. Когда он возвращается, не собирается идти в ногу с советской властью. Ему не дали регистрацию, он совершает требы на дому, тем не менее он Христов. И они продолжают рожать детей. Когда его третий раз арестовывали (последний отрезок его голгофского пути), матушка Анастасия была беременна девятым ребенком. И все дети выросли (по-моему, один погиб на Великой Отечественной войне), все были успешны. Сегодня, мне кажется, это очень важное свидетельство, если мы говорим о добрых примерах и доверии Богу. Потому что иногда люди не рожают детей потому, что не хочется, или потому, что сейчас не время. А там – полное доверие, которое оправдалось. Господь Своих не бросает.

– Абсолютно правильно Вы говорите. Из примеров жизни угодников Божиих мы очень многое можем почерпнуть для себя в современной жизни. Я уже сказал, что у отца Василия была непростая судьба. Из принесенного нам Евангелия мы видим, что он очень большое внимание уделял словам Христа Спасителя о том, что «восстанут дети на родителей». Наверное, это напрямую не относилось к его семейной жизни, но он видел ту ситуацию, которая развивалась в то время в нашем Отечестве и очень сильно переживал. При этом он оставался верным Богу, всецело предавал себя в руки Божии. Поэтому Господь и благословил его и его семью. Внуки его, мы знаем, очень достойные люди.

– И еще один момент. Он, один из немногих на проходившем тогда следствии, не оклеветал ни других, ни себя. Себя оклевать – это грех?

– Конечно, грех. Не надо на себя клеветать. Не стоит отвечать на клевету и оправдываться не стоит. Пусть Господь судит. Клеветать на себя неправильно, нужно говорить правду.

– То есть он не согласился с тем, что ложь – это правда.

– Ложь не может быть правдой. Не бывает лжи во спасение.

– Это, кстати, к разговору о благоверном князе Александре Невском. Сейчас очень широко употребляется даже в светской аудитории его фраза: «Не в силе Бог, а в правде». Что это значит применительно к нашей повседневной жизни?

– Правду мы можем почерпнуть из Святого Евангелия. Господь нам оставил Свое учение. Как в Евангелии написано, так мы и должны жить, по евангельской правде. И Александр Невский (очень люблю этого святого) своей жизнью это засвидетельствовал: он жил ради правды Божией, ради Отечества, ради народа Божьего, ради Церкви. Он скончался в молодом возрасте; по свидетельству историков, скончался как страстотерпец. Есть предположение, что он был отравлен, когда ездил в Орду. Он не боялся никаких трудностей, эту правду пытался донести, эту правду отстаивал.

Святейший Патриарх приводил в этом плане очень хороший пример в своих проповедях, что Александр Невский поехал в Орду и смог договориться, потому что эти люди искали всего лишь чего-то материального, и это было не так страшно. А когда дело коснулось крестоносцев, которые пришли за душами, он смело встал на защиту правды, на защиту веры и православия.

– И ведь он своим смирением в Орде даже ханского сына обратил в веру, Сартак стал православным христианином.

Святые прославленные воины – Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков (сейчас стоит вопрос о канонизации Александра Васильевича Суворова) – дают нам пример сражения за Родину, за Отечество земное, но все-таки в призме Отечества Небесного. Господь попускает военные испытания; как любящая мать, которая берется за розгу только тогда, когда все увещевания, все убеждения испробовала и нет другого выхода. Что нам надо исправить? На Ваш взгляд, какие болезни нашего общества, какие грехи, к которым мы привыкли и, может быть, грехами не считаем, вопиют к Богу?

– Мы видим, что идет повсеместное отступление от Бога; это приводит к тому, что мы не совсем бережно обращаемся с Божиим творением, что приводит к экологическим катастрофам. Мы видим, что в людях оскудела любовь, оскудела вера. Мы живем как общество потребления, где каждый сам за себя. Наверное, все это приближает какие-то тяжелые времена. Без обращения к Богу, без изменения сознания в масштабах всего человечества трудно что-то поменять.

Конечно, начинать надо с себя. Полностью прав преподобный Серафим Саровский, который говорил: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». Надо каждому начать с себя это изменение. Но в изменении мира голос Церкви должен звучать смело, Церковь должна говорить о том, что происходит и почему это происходит. Слава Богу, наша Церковь в лице Святейшего Патриарха очень смело, очень взвешенно, очень достойно доносит этот голос Церкви.

– Я знаю, что в Челябинске есть Одигитриевский монастырь, который очень активно ведет противоабортную деятельность, борьбу за жизнь самых беззащитных. Скажите об этом, пожалуйста. Есть множество болезней у нашего общества, но то, что у нас считается совершенно нормальным и оплачиваемым за счет государства (убивать детей просто потому, что они кажутся лишними), – это, мне кажется, как раз то, что вопиет к Богу.

– Нужно вернуться к примеру отца Василия: у них было девять детей, они не боялись рожать детей. И дети выросли. Почему происходят аборты? В основном это связано с эгоизмом и женщин, и мужчин; люди не хотят жить для других, хотят пожить для себя, получая удовольствие. Зачем нужен кто-то, кто будет мешать это удовольствие получать?

Надо, может быть, и законодательными актами все это регулировать, но в то же время в первую очередь нужно менять сознание людей. И обязательно оказывать поддержку матерям. Знаю, что противоабортная деятельность достаточно успешна, и многие женщины отказываются от совершения аборта, когда понимают, что получат поддержку,  не останутся одинокими. А потом они радуются, что у них родились дети.

– В связи с испытаниями, которые мы проходим в последнее время, многих людей, особенно после чтения новостей, посещает уныние и, извините, безнадега. Возникает мысль, что Бог нас не любит, что мы летим в пропасть, а Он не хочет подхватить нас на руки. Как с этим бороться?

– С этим бороться очень просто. Мой совет такой: надо очень дозированно смотреть новости. Буквально вчера у меня была беседа с одним очень интересным человеком, и мы рассуждали как раз о том, что происходит в информационном пространстве. Полистали Telegram-канал, новостные ленты, и везде читаешь: там-то произошло убийство, где-то – какие-то крушения, автокатастрофы. Мы понимаем, что все это происходит, но зачем будоражить людей и повторять эту новость по пятнадцать раз? Такое впечатление, что происходит настрой людей на какой-то негатив. Но в жизни же есть и хорошие моменты.

А вообще хотелось бы напомнить всем нам о том, что мы должны доверять Богу. Все, что происходит, Господь делает для нашего спасения, для нашего исправления, и всегда в трудную минуту Он готов нас поддержать. Доверьтесь Богу.

– Он нас любит.

– Конечно.

– Вернемся от глобальных вопросов к жизни Челябинской епархии. У вас завязались дружеские отношения с Ташкентской епархией. Как это сложилось?

– Дружеские отношения и с Ташкентской епархией, и с Екатеринбургской, и с прочими епархиями никогда не прекращались. Думаю, тоже Промысл Божий, что меня благословили Святейший Патриарх, Синод нести здесь послушание. Владыка Викентий служил в Екатеринбурге, он знает меня много лет, и мы его любим, почитаем как нашего архиерея, наставника, отца.

Здесь началась очень сильная работа по государственной линии. Очень крепкие связи между Челябинской областью и Республикой Узбекистан. Конечно же, есть возможность поддерживать и какие-то духовные связи между нами. Слава Богу, что есть для этого все условия. Например, наш муфтий Ренат Хаджди-Хазрат Раев очень любит Узбекистан. И владыка Викентий сюда приезжает не просто как архиерей, а как один из духовных лидеров этой республики, рассказывая здешним людям о жизни там. Мы тоже бываем у него в Ташкенте, радуемся этой благодатной земле пророков и ветхозаветных праведников. Узбекистан – это библейская земля. Конечно же, людям очень интересно узнать о ней.

Владыку Викентия на Южном Урале очень хорошо знают. Очень много наших челябинцев, южноуральцев всегда приезжает в день памяти Симеона Верхотурского и на Ганину Яму, и на Царский крестный ход. И владыка, как человек простой, открытый, со всеми всегда общается. Многих наших прихожан-челябинцев он помнит в лицо, знает их. Радостно видеть, когда происходит такая встреча. Тут не бывает такого, что это чужая паства, чужие прихожане. Там, в Ташкенте, такие же прихожане, как и у нас. И здесь, на Урале, такие же прихожане, как и в Ташкенте. Мы все должны быть как одна семья.

– И эти культурные связи дадут возможность южноуральским артистам приезжать в Ташкент, а ташкентским – к нам. Я их лучше знаю, чем южноуральских, так сложилось, хотя я живу ближе к Челябинску, чем к Ташкенту. Там совершенно потрясающие и певцы, и танцоры, и они будут выступать у нас.

– Намечена программа, я думаю, это все будет реализовываться. И хочется сказать слова благодарности жителям Республики Узбекистан и владыке Викентию, который оказывает этому пастырское содействие.

– Говорят, в Челябинске строится самый большой на Урале храм.

– На данный момент это самый большой храм на Урале, великолепный собор в честь Рождества Христова. Строительство этого храма началось в 2014 году. Все, как обычно, было непросто. Начинали строить, казалось бы, на окраине города (в то время там был лес). К нынешнему году приступили к внутренней отделке храма благодаря трудам и заботам Русской медной компании, которая ведет строительство этого храма, и заботам нашего губернатора Алексея Леонидовича Текслера, который очень внимательно относится ко всем нуждам людей (не только православных, но и мусульман, и всех прочих традиционных конфессий на Южном Урале).

Храм получается великолепный. Хочется просить Бога: если будет Его воля, начать там совершать богослужения, чтобы там была молитва. Храм оживил этот район. И сейчас Вы там увидите новый Челябинск. Большинство жителей города потихонечку начинают стягиваться туда, переезжать. И кафедральный собор, который начинали строить на окраине, теперь оказывается в центре большой агломерации.

– Это промыслительная история.

– Да. Хотелось бы добрым словом вспомнить владыку Феофана, который нес послушание в Челябинской епархии, очень и очень многое сделал. Сделано было много интересных, в то время непонятных шагов, плоды которых мы сейчас можем пожинать.

– В одной из программ областного Челябинского телевидения Вы говорили о важности храмов в шаговой доступности. Действительно, если у матери дети мал мала меньше, то ехать на транспорте сложно. Она доберется, конечно. Раз уж она их родила, она найдет в себе героические силы добираться в храм. Но, может быть, создать ей условия, чтобы она могла беспрепятственно туда прийти и с малышами, и со взрослыми детьми? То же самое касается и бабушек. Хотя и наши бабушки, как мы знаем, Царский крестный ход проходят с палочкой (а то и с двумя) и до храма доезжают, отважно там стоят. Как у вас обстоит дело с храмами в шаговой доступности?

– Мы работаем над этим. У нас основная проблема с храмами в Челябинске, их недостаток чувствуется в городе. В свое время, видимо, были какие-то проблемы, что не были построены храмы. Сейчас мы над этим работаем. По аналогии с тем, как работает программа Святейшего Патриарха в Москве по строительству храмов именно в спальных районах. Мы очень серьезные усилия предпринимаем в этом направлении. Все-таки храм должен быть рядом с людьми. Есть много причин, почему это так, работа в этом направлении ведется.

– Расскажите еще про отделы Челябинской епархии, которые сейчас наиболее активно действуют.

– Я с большой радостью смотрю, как работает наш молодежный отдел. Ведется очень активная деятельность. Мы видим, что храм, при котором этот отдел существует, – это молодежный центр. Руководит отделом отец Ярослав Иванов. Он стал действительно центром притяжения для молодежи.

Хотелось бы сказать слова благодарности нашему социальному отделу, который оказывает колоссальную помощь и в противоабортной деятельности, и в помощи беженцам, ведет социальную работу. Можно все отделы перечислять. Просто люди, которые сейчас трудятся, энтузиасты, горят служением Богу, Церкви, Отечеству. И, когда люди прилагают такие усилия, Господь помогает. Я очень радуюсь, что есть кое-какие успехи, с Божией помощью, у наших сотрудников.

– Вы так осторожно хвалите, да?

– Хвалить, наверное, никого не надо, потому что всё, что мы делаем, на самом деле делает Господь. Мы всего лишь помогаем Богу.

– Однокоренное слово со словом «гореть» – слово «выгорание». Вы считаете это явление реальным или оно надуманное? А если оно реальное, то что с этим делать?

– Выгорание какое?

– Когда человек горел какой-то благой деятельностью, даже и в церковной среде, а потом раз – и выгорел, руки опустились, ничего не хочется. Расскажите о причинах такого явления и о средствах помощи.

– Во-первых, никогда не надо опускать руки, как бы ни было трудно, а нужно продолжать трудиться. В основном выгорание от того, что у нас слишком много свободного времени появляется. Когда этого времени нет, ты занят, трудишься, пусть не сразу, но видишь плоды своих трудов, то никакого выгорания быть не может. В основном выгорание происходит от безделья, надо трудиться.

– То есть это уныние?

– Или, как сейчас говорят психологи, депрессия. Не стоит обращать на это внимание. Нужно идти и делать.

– Собор Челябинских святых отмечается в октябре?

– В этом году 15 октября. Это передвижная дата.

– И во главе этого Собора стоит митрополит Крутицкий Петр.

– И будет еще один угодник Божий – Василий Носов. Принято решение о его канонизации, но прославления еще не было. И мы надеемся, что в ближайшее время состоится прославление Василия Носова уже церковным чином, как это положено. Красиво, в храме, во время Божественной литургии, будет оглашено народу Божьему его житие. Будет написана его икона.

А святитель Петр – удивительный человек, он был педагогом по светскому образованию и очень достойным священнослужителем. Здесь, на Урале, он принял мученическую кончину. У нас в Магнитогорской епархии, в нашей митрополии, в честь этого святого проводятся Петровские чтения, на которые приезжают люди. Они вспоминают святителя Петра, обсуждая какие-то актуальные вопросы современной молодежи, духовной жизни, общественные проблемы.

Мы чувствуем, что помощь святителя Петра как возглавляющего Собор наших Челябинских святых, очень сильна здесь, на Южном Урале. Мы очень любим этого угодника Божия и всегда обращаемся к нему с молитвой.

– А кто еще входит в собор Челябинских святых? В основном новомученики?

– Это новомученики и мученица Параскева Кочнева – простая женщина, которая в годы лихолетья не побоялась и пошла просить об открытии храма, за что была умучена и пострадала. Все эти святые, конечно, были прославлены в других наших епархиях, но они трудились здесь, на Южном Урале, и их включили в Собор новомучеников. Первый святой, которого здесь прославили челябинцы своими трудами, – это отец Василий Носов.

– О чем еще Вам бы хотелось сказать?

– Я бы хотел сказать слова благодарности жителям Южного Урала за их любовь к Богу, к Православной Церкви, Отечеству, за их помощь, которую они сейчас оказывают нашему Отечеству при проведении СВО. Спасибо, дорогие братья и сестры, за то, что вы являетесь настоящими, достойными уральцами.

Ведущая Светлана Ладина

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать