Свет невечерний. Одиночество хорошего человека

12 апреля 2022 г.

В 1968 году на экраны вышел замечательный советский фильм «Доживем до понедельника». Обычная школьная история, симпатичные персонажи. Ценность этого художественного текста еще и в том, что автор сценария Георгий Полонский сам был некоторое время школьным учителем, и те истории, которые он изложил в своем тексте и воплотил в этом киношедевре, взяты из жизни, прочувствованы им.

Столько лет прошло с момента выхода этого фильма, а мы его всё пересматриваем и пересматриваем, потому что благодаря этому произведению нам есть чему поучиться...

Чем отличается этот фильм от кассовых, которые сейчас выходят на экраны, собирая многомиллионные аудитории и принося своим создателям огромные доходы? Это фильм о живых людях. И в пространстве этой картины нет ни одного плохого человека. Это самое сложное для творца – написать такое произведение, в котором не было бы практически ни одного отрицательного персонажа. Гораздо проще писать тексты, в которых есть положительный и отрицательный персонажи. Так даже и жить проще, когда есть определенный враг, злой, плохой человек, а есть хорошие люди со светлыми лицами...

В этом фильме всё как в жизни: прекрасные, добрые, хорошие, талантливые люди. Но это совершенно не обеспечивает ожиданий, что в фильме не будет конфликтов. Фильм переполняют конфликты; их так много, что хватило бы даже на целый сериал.

Главный герой фильма (его играет замечательный актер Вячеслав Тихонов; играет глубоко, сердечно, как могут играть только русские актеры) – опытный учитель истории, фронтовик, человек, который не только хорошо образован, но и всесторонне развит. Например, на досуге, после уроков он играет на фортепиано Грига. Он цитирует редких авторов. Например, по памяти очень к месту вспоминает редкие стихи Баратынского, которые мало кто помнит. Он хорошо разбирается в людях. Еще он очень честный человек, не идет на компромисс, никогда не прогибается. Он не строит карьеру; написал диссертацию, но не защищает ее. Это образец настоящего русского интеллигента.

Но у него постоянно происходят какие-то конфликты. Например, после уроков он играет на инструменте и приходит завуч. Эта женщина, безусловно, великих достоинств, советская учительница, которая, скорее всего, в него влюблена. Она пытается с ним подружиться, разбавить его одиночество, но у них тут же возникает конфликт. Потому что она не понимает музыку, которую он играет, не разбирается в стихах, которые он цитирует. То есть это человек не его уровня. И это только подчеркивает одиночество главного героя.

Или, например, сцена в учительской. Главный герой (Тихонов) берет классный журнал и слышит, как преподаватель начальных классов Таисия Николаевна жалуется учительнице английского языка: «Я им говорю не ло́жьте зеркало в парту, а они ло́жат». Он вспыхивает и говорит: «Таисия Николаевна, если Вы не жалеете детей, пощадите наши уши: нет такого глагола – ло́жить. Мы же не на рынке». Он обидел хорошего человека. Потом он узнает, что эта бедная женщина так расстроилась, что ушла с уроков, а техничка вынуждена была чем-то занять ее маленьких учеников – водила их по школьному музею.

Он обидел на ровном месте хорошего человека. Хотя его возмущение было совершенно справедливым. Он обидел завуча, указав ей на то, что она не знает стихов Баратынского. Когда она перечисляла известных авторов, он намекнул, что этот автор не входит в школьную программу.

Самая трогательная, на мой взгляд, сцена – когда к главному герою, учителю истории, приходит мать одного из учеников, который плохо учится и не ответил урок. И учитель говорит ей, что мальчику нужно не ноги тренировать, выплясывая в народном ансамбле, а развивать память и речь. На что мама поворачивается и говорит: «Это Вы верно сказали. А Вы спросили, почему у него память плохая и речь? Может, у него отец – потомственный алкоголик и мальчик головку до полутора лет не держал...»

Мы видим, что этого деликатного и образованного человека окружают люди со своей правдой, со своим жизненным опытом, со своим образованием. И у него как-то не получается с ними ладить. Но он все равно находит точки соприкосновения, пытается как-то обжиться в этом мире, оставаясь самим собой.

Почему эта картина так важна для самопознания и выстраивания правильных ориентиров, в том числе в церковной жизни? Потому, что все мы очень разные. Мы читаем разные книги, у нас разный уровень образования, мы имеем свои пристрастия в области искусства, науки, политики. И есть соблазн возомнить о себе нечто неслыханное. Или создать свою какую-то секту людей, которые будут цитировать Баратынского, играть Грига, а всех остальных считать низшей кастой. Правильно ли это будет? Нет, ни в коем случае.

Главного героя фильма окружают в школе, в жизни, на работе хорошие люди, и он пытается с ними ладить. Его окружают именно те люди, которые есть на данный момент вокруг. И в Церкви нас окружают именно те люди, которые есть. Может быть, вы читаете Иоанна (Зизиуласа), или можете процитировать какую-то строчку из творений Григория Богослова, или разбираетесь в тонкостях исихастских споров, а прихожане, ваш епископ или ваша мама, например, которая ходит в храм, даже не понимают, о чем вы говорите. Делает ли вас ваша культурная продвинутость, богословская образованность выше этих людей? Нет, конечно. Вам просто больше дано от Господа, а значит, больше и спросится. Проявили ли вы деликатность, такт, учтивость, внимание к малым сим?

Я неоднократно убеждался в том, что чем глубже образованные и глубоко погруженные в культурное наследие эпох люди познавали тексты мудрецов, музыку великих гениев, тем ближе они почему-то становились к народу, к простым людям, понимали их правду. Они чувствовали, что познания, дипломы, кандидатские или докторские степени не делают их выше простых людей, которые выращивают картошку или ставят свечки, может быть, даже не понимая, что происходит в храме, но душой идя по пути правды.

Мы живем в мире, в котором в любом случае нас будут окружать конфликты, непонимание и даже одиночество. Герой Тихонова – в чем-то очень одинокий человек, но очень хороший и добрый. И он справляется с этой задачей – все-таки умеет ладить с людьми, исправлять свои ошибки.

Вместо того чтобы создавать секты из избранных, особых людей, поддерживая веру в собственную исключительность, нужно учиться делиться с людьми, ладить с ними, понимать их правду. Именно так мы впускаем в нашу жизнь других людей, прорастаем друг в друга и становимся воистину церковной семьей.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать