Беседы с батюшкой. В чем мы ответственны перед Богом. Священник Николай Святченко

15 апреля 2022 г.

В студии священник Николай Святченко, руководитель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: в чем мы ответственны перед Богом? Тема ответственности всегда стояла перед любым человеком, особенно перед христианином. Каждому ребенку в школе все время говорят: «Ты должен. Ты обязан быть ответственным. У тебя есть обязанности». Мы привыкаем к такому состоянию, когда все время что-то кому-то должны. Наша ответственность вырабатывается особым образом. Но когда мы говорим об ответственности перед Богом, уходят в сторону всяческие человеческие привычки, а осознание этой ответственности остается.

Вы очень много работаете с молодежью, и очень разной: как православной, маловоцерковленной, так и буквально с атеистами. Вы видите срез их мнений. Они по-разному смотрят на ответственность перед Богом? Для кого-то ведь Бога еще нет, они еще пока не пришли к Нему. Но Вы все равно говорите с ними о такой проблеме; и есть ли эта проблема ответственности перед Богом?

– Конечно, этот вопрос часто поднимается и в разных аудиториях, и в личных беседах. Когда мы говорим об ответственности перед Богом, может возникнуть целая палитра различных значений, того, что мы понимаем под этим. Если взять традиционное отношение к ответственности перед Богом, которое разделяли ветхозаветные люди, многие другие язычники, то речь идет о том, что человек ответствен перед Богом, перед небом в том, чтобы правильно исполнять какие-то конкретные правила, законы, правильно реализовывать конкретные принципы, вовремя приносить жертвы богам или Богу. Таким образом, человек всегда в этом ветхозаветном контексте что-то должен. Он всегда является тем, кто платит за то, что он ходит, дышит, живет и т.д. Это обычное, общее и глубокое понимание нашей ответственности перед Богом, перед страной, перед царем, перед другими людьми.

В евангельскую, новозаветную эпоху прорывается еще такой момент, что мы часто смотрим друг на друга с функциональной точки зрения, с той точки зрения, когда мы к ответственности призываем наших ближних: они, наши ближние, должны что-то делать, вести себя так или по-другому. Мы часто точно такое же отношение перекладываем на Бога: будто Он смотрит на нас как на людей, которые должны Ему, и требует от нас тех или иных действий.

Здесь очень важно усвоить евангельский урок, усваивать Евангелие. Оно весьма непросто для сердца и души человека. Потому что Христос и Бог учат таким вещам, которые не вполне укладываются в наше сознание. Например, в известном образе из Откровения Иоанна Богослова мы находим такую картину, когда Христос стоит у двери и говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

В этом эпизоде чаще всего большинство людей прежде всего зацикливается на этом стуке и содрогается: Он пришел, сейчас что-то начнется, сейчас начнется какое-то «кровавое месиво». Потому что человек никогда не готов к встрече с Богом. Он всегда не успевает сделать так, чтобы был готов принять Бога и Христа. Где-то у него дома будет грязно, сам будет не в той одежде или вообще обнажен. Человек боится, страшится и делает все возможное, чтобы подальше держаться от этого стука, холодящего душу.

Но мы видим, что Христос приходит с благой вестью, с радостной вестью. Он говорит: «Я хочу к тебе войти, чтобы с тобой вечерять, с таким, какой ты есть». В Евангелии мы находим много мест, где Христос учит Своих учеников, апостолов и вообще Церковь смотреть на этот мир Божиими глазами, смотреть на все то, что в нем есть прекрасного. И что в мире все преисполнено Божиим присутствием. Христос учит этому взгляду, учит этой точке зрения в образе о птицах, когда говорит, что так Бог заботится и о нас. Но ведь птицы живут свой короткий век, и вот их уже нет.

 Христос учит христиан смотреть на окружающий мир и друг на друга именно таким образом: видеть друг в друге лучшее. Но образ может иногда сбиваться каким-то пессимистичным взглядом. Пессимистичный взгляд говорит: посмотри, сколько в мире зла, насилия,  смерти, болезней, несправедливости, войн и т.д. Что делать человеку? Как можно одновременно смотреть с обеих точек зрения? Как их синтезировать? Это весьма непросто. Но Христос в этом образе о птицах дает ключ. Он говорит, что век их короток, и как бы мы ни пытались исправить этот мир, зло, происходящее в нем, смерть, болезни, несправедливость и т.д., мы не успеем этого сделать. Можно находиться в ожидании того, что кто-то придет, проведет суд и накажет соседа за какие-то его злодеяния, но в этом ожидании можно находиться всю свою жизнь, и еще не значит, что это произойдет.

Хотя может настать тот день, когда мы не ждем, а Бог придет и сотворит суд. Но так или иначе наш век настолько короток, что Христос говорит, чтобы мы, находясь в понимании этого мига, который есть у нас, учились смотреть на то, что есть в мире благого, что есть в мире от Бога. В этом смысле Христос учит нас заповеди любви. Заповедь любви, которой Господь хочет нас научить, является тем главным фарватером и фильтром, который может обычного человека сделать христианином.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я хочу рассказать, в чем мы ответственны перед Богом, как я это понимаю. Если я не права, Вы меня исправите. Я понимаю это так, что мы должны сами стараться жить по заповедям Божиим, несмотря на то, что это очень тяжело, а самое главное – научить наших детей, молодое поколение так, чтобы они почитали Господа Бога и старались жить по Его заповедям. Если мы их этому научим, я думаю, мы будем гораздо лучше, чем являемся в данный момент».

– Это как раз то, о чем мы сейчас и говорили: смотреть на этот мир по-христиански и учить и других людей смотреть на него так, как Бог на него смотрит, смотреть на людей, на окружающую природу, на все, что происходит вовне, так, как на то, что напоминает о Боге. Это касается и наших действий, и наших пожеланий, и всего того, что наполняет нашу жизнь.

– В вопросе ответственности перед Богом есть один очень серьезный аспект, который мы задели с самого начала. Это касается страха. Не того трепета, о котором мы говорим: со страхом и трепетом. И не того страха, с которым мы подходим к Причастию, а страха перед язычеством, когда показывают какие-нибудь фильмы ужасов...

Когда мы обращаемся ко Христу, мы подразумеваем только одно слово «любовь» и ничего другого не воспринимаем. Но и в этом случае мы слово «любовь» воспринимаем как всепрощение. «Меня Господь любит. Он любит всех, значит, любит и меня. Он – Любовь, соответственно, если я согрешу, все будет хорошо. Я же не делаю каких-то страшных дел, я не убиваю людей десятками. Любовь все покрывает». В этом случае тогда и ответственность перед Богом выглядит по-другому. Ты как бы и не испытываешь никакой ответственности перед Богом. Он тебя любит, значит, все хорошо. В данном случае мы говорим о Его любви, но ты-то ведь грешный, как же грешнику полюбить Бога?

– Такая ответственность, или следствие дальнейших действий, вырастает как раз из любви человека к Богу. С каким эпизодом из нашей жизни это можно сравнить? Например, когда люди любят друг друга, кажется, что все, что происходит в жизни, – происходит в формате этой любви. Заиграла песня о любви, например, – и человек говорит: «Это о нас поют». Заиграла песня о расставании – тоже о нас. Или лист падает на землю в осенний вечер... То есть все происходит в свете того, что есть в жизни человека, в свете этой любви.

Так и христианин, проникаясь любовью к Богу, все происходящее воспринимает в контексте Его присутствия, в контексте Его пребывания вместе с человеком. Отсюда и вырастает ответственность, которая для человека является совершенно естественной, логичной и не является каким-то насилием. Потому что когда мы говорим об ответственности по долгу, то чаще всего она возникает вследствие того, что мы боимся нарушить Уголовный кодекс, например, или боимся лишиться каких-то благ. То есть в этом смысле ответственность имеет всегда какой-то элемент страха, который питает эту ответственность.

Может быть, большинство людей только таким образом и могут быть ответственными перед Богом. У каждого человека разные таланты и способности познания Бога, какого-то приближения к Богу. Об этом говорили и апостол Павел, и Иоанн Богослов. Наверное, для каждого человека ответственность перед Богом имеет разную мотивацию, но, полагаю, это выражается в той христианской жизни, которую мы можем внешне фиксировать.

– Одним из центральных моментов пасхального богослужения является чтение слова Иоанна Златоуста, в котором он говорит: придите все и насладитесь пиром веры, вне зависимости от того, постились вы или не постились, трудились с первого часа или подоспели к одиннадцатому. В любом случае любовь Божия все наполняет. И много раз я читал такие комментарии: мол, если могут приходить все, тогда зачем поститься, напрягать свои духовные, душевные силы? Здесь разная степень ответственности. В данном случае я говорю не про грех и не про использование Божией любви для удовлетворения своих эгоистических желаний. Вопрос, насколько мы можем быть ответственны в радости? Как быть ответственным в радости?

– Знаменитое слово Иоанна Златоуста, о котором Вы сказали, является определенным фиксирующим словом касательно того, что было совершено Христом, а также что Его жертва покрывает всех людей и Христос адресует Свое приглашение войти в Его Царство абсолютно всем. Здесь вырастает первого рода ответственность у человека перед Богом, она состоит в том, чтобы как минимум отреагировать на это приглашение.

Христос уже все сделал, Он ведет человека за Собой, Он готов человека очистить, омыть, принять и вернуть ему статус сына. Из этого приглашения вырастает ответственность вообще выбора человеком своей жизни: как я себя оцениваю? Я просто животное, живущее ради чрева, питания, одежды и какого-то времяпрепровождения, или я больше, чем животное, и во мне есть что-то такое, что можно преобразовать?

Во мне есть то, что Бог любит, ради чего Он пришел и пожертвовал Собою. То есть здесь ответственность перед Божией любовью, Его жертвой. В контексте сегодняшних дней это особенно актуально, потому что через несколько дней начнется Страстная седмица, когда мы будем переживать мучительные страдания, которые Господь взял на Себя ради нашего спасения. В этом смысле получается ответственность за собственную жизнь, собственное существование, собственное «я».

Бог готов принять и того, кто потрудился с третьего часа, и того, кто потрудился с девятого или двенадцатого часа. Я думаю, слово святителя Иоанна Златоуста именно об этом.

Конечно, можно манипулировать текстом и говорить: мол, смотрите, Иоанн Златоуст говорит, что можно поесть жареного поросенка накануне перед Пасхой и прийти причащаться... Можно извратить любой хороший текст, любое богодухновенное слово, жонглируя цитатами. Мы знаем, как легко это можно сделать.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Как известно, Бог – любящий Отец. Может быть, наша ответственность заключается в том, чтобы в глазах любящего Отца не выглядеть непристойно? Еще у меня отдельный вопрос о молитве Иисусовой. Мы говорим: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Слово «грешного» не является каким-то самобичеванием? Христос лучше нас знает, насколько мы грешные. Зачем Ему об этом напоминать лишний раз?»

– Полностью согласен, здесь есть определенная ответственность, страх обидеть Отца, Который в нашу сторону склоняется и готов нас принять, страх выглядеть как-то дурно перед Ним. И этот образ использует Христос, в том числе в притче о блудном сыне. Хотя самое интересное нам представляется в образе отца, который принимает сына, который, собственно, не очень-то и сильно кается. Он приходит к отцу, чтобы стать наемником. Он возвращается из той страны, где он голодал, по той причине, что претерпевал там внешние скорби. Какого-то глубинного раскаяния в нем не происходит.

Конечно, часто приводят в пример кающегося блудного сына. Но самое интересное в том, что отец принимает его без условий, даже видя, что тот неадекватно кается, не проникается глубоко в свою греховность.

Молитва Иисусова является закрепленной в традиции молитвой для христианина; это часть очень богатого христианского православного опыта. Конечно, Бог знает о нас все, и мы можем вообще не открывать рот, обращаясь к Нему, не произносить никаких молитв (ни славу, ни исповедание, ни хвалу, ни что-либо другое). Он знает все о человеке наперед. Мы делаем это в том числе для себя. Мы проговариваем это вслух, фиксируя этим, что знаем свою темную сторону, и хотим, чтобы Бог нас просветил.

Мы знаем, что в этой жизни до конца не будем просвещены, потому что нет на земле идеального человека. Идеальным был только Иисус Христос. Но наша надежда относится к жизни будущего века и к воскресению. Если мы перестанем фиксировать себя как грешных, то можем впасть в какую-то прелесть, банально возгордиться. Поэтому это нужно для каждого из нас. В особенности тем, кто считает себя очень великим, праведным и безгрешным, стоит, может быть, тысячекратно повторять: грешен, Господи, пред Тобою.

Конечно, это не должно доходить до абсолютно бессмысленного самобичевания. В контексте этой молитвы мы как бы говорим Богу: «Господи, мы знаем, что спасти нас можешь только Ты, а не наши какие-то заслуги и дела». Ветхозаветные люди, те же книжники и фарисеи, кичились тем, что Бог им должен, потому что они исполняют 613 мицв, выполняют закон, правильную молитву читают вовремя и так далее. Бог как бы становился их должником.

Этой молитвой мы сообщаем сами себе прежде всего, что не можем держать Бога в заложниках, делать Его должником. Мы говорим: «Господи, все находится в Твоих руках, в Твоей милости и Твоей любви». Мы просим Божией милости, Божией любви. Мы оцениваем себя адекватно, объективно. Эта молитва должна иметь, конечно, позитивный настрой, заключающийся в том, что, осознавая себя, мы знаем, что все в руках Божиих, и с надеждой и оптимизмом смотрим на настоящее. Потому что Бог – здесь и сейчас, и Его присутствие является для нас главным свидетельством того, что мы – Его дети.

– Вспоминается молитва мытаря: Боже, милостив буди мне, грешнику. Мы просим милости: «Господи, помилуй! Господи, будь милостив». Это как преступник: он не просит справедливости, он понимает, что он преступник, и просит о помиловании. И мы просим Господа: «Помилуй меня». В этом есть какая-то простота...

– И Господь эту простоту поддерживает. Он говорит, что мытарь вышел более оправданным, чем фарисей. Фарисей тоже хорош: он жертвует десятину, все делает правильно. Но мытарь оказывается более оправданным.

– В слове «ответственность» присутствует слово «ответ». Если посмотреть чуть глубже, получается, мы должны держать ответ перед тем, перед кем ответственны. То есть Господь ждет от нас ответа на Его любовь, ответной любви. Но здесь есть и другой момент. Мы во многом очень безграмотны. Мы считаем себя людьми знающими, но на самом деле настолько безграмотны! Мы не стремимся узнать Бога, и потому, наверное, нам сложно держать ответ перед Ним. Помогает ли нам в ответе перед Богом знание и изучение Евангелия, святоотеческой литературы? Есть много людей, которые не хотят этого, потому что знание, как говорится, надмевает...

– Я думаю, что в основании, фундаменте ответа перед Богом лежит поворот жизни в сторону Божию, когда человек узнает о том, что Бог в лице Иисуса Христа сделал для человека: Он воплотился, родился, прожил жизнь, принес Себя добровольно в Жертву на кресте. Вот что сделал Бог, вот что явлено нам во Христе. Какой будет ответ на это?

Ответ может быть в виде полного равнодушия. Либо это может быть удивление. А можно пойти за Христом, даже когда неизвестно, куда ты придешь. Как жены-мироносицы, например, пошли в третий день поутру помазать тело своего убитого Учителя, лежащего в пещере. Они знали, что большой камень был привален ко входу пещеры. Зачем они пошли? Что они хотели сделать? Как они надеялись совершить этот иудейский ритуал, который не успели из-за спешки совершить в пятницу? Это кажется каким-то безумием и несуразицей. Но движение этих женщин в сторону Учителя очень хорошо, по-моему, характеризует движение человеческой души, которая реагирует на воскресение Христово, на Евангелие, на Божий призыв – и человек начинает следовать за Господом, даже не понимая, куда он придет.

Так Авраам вышел из дома отца своего, не зная, какие перипетии в жизни его ждут, дойдет ли он до земли обетованной и какие скорби ему необходимо будет претерпеть на этом пути. Бог обещает ему много детей и много еще чего, и Авраам живет в ожидании реализации этих обещаний до 99 лет, когда Бог явился ему у дубравы Мамре в лице трех путников и сказал, что через год у них родится сын. Авраам в глубине души, наверное, думал, как и жена его Сарра, что это невозможно. Они уже смирились, что ничего не будет дальше, они просто любили Бога и шли за Ним, несмотря ни на что. По-моему, это очень хорошее христианское настроение и принятие того призыва, который адресуется к человеку. Но человек ведь может проявить равнодушие или агрессию...

– В воскресенье мы будем праздновать Вход Господень в Иерусалим. Ведь люди кричали Христу: «Осанна!», бросали Ему под ноги пальмовые ветви и одежды, а потом они же кричали: «Распни Его».

– Потому что Он не соответствовал образу иудейского Мессии. Он не стал героем, победителем.

– Они ждали ответа от Него, а не от себя.

– Да. Он должен был уничтожить злостного и коварного врага Израиля – Римскую империю. Он должен был вернуть то могущество, которое было у народа Божьего. Он должен был обогатить народ, восстановить во всем его величии, которое было во времена царя и пророка Давида или во времена царя Соломона.

Но Иисус не только отказывается от царства, но и вообще становится тем, который не способен за Себя постоять. Он молчит, когда Его обвиняют. Он не низводит легион ангелов, чтобы они расправились со всеми грешниками и негодяями, которые своими грязными руками стали избивать Его и мучить. Что это за Мессия такой? Что это за герой, который просто умирает, отдавая Себя полностью на растерзание? Такой герой не нужен: Он очень странен, непонятен.

И ведь когда Он воскресает, Он является только тем, кто Его любил при жизни. Он не приходит к тем, которые были Его врагами, мол, давайте теперь пообщаемся. Христос никому ничего не доказывает, Он не делает обращение к Нему насильственным. Он оставляет человеку возможность ответа, ответственности. Прошел слух, что Христос воскрес – и возникает момент, с одной стороны, свободного, с другой стороны, необходимого шага довериться этой благой вести. И, возможно, тогда тебе откроется воскресший Христос. Но этот первый шаг в Его сторону человек должен сделать сам, когда он еще ни видит Христа и Его не чувствует. То есть, как я сказал с самого начала, человек должен здесь дать ответ фундаментального характера.

Дальше в течение жизни человек продолжает так или иначе давать этот ответ, но самый первый и глобальный ответ дается тогда, когда человек узнает о Христе, о том, что Он совершил, о кресте.

– Великим постом проходит совершенно потрясающее богослужение в день памяти сорока Севастийских мучеников. В 2022 году мы вспоминаем наших новомучеников, потому что ровно сто лет назад начался пик гонений, мученичества за Христа. Вопрос по поводу ответственности, которую несли эти новомученики. Понятно, что если бы нам это было послано, мы наверняка не смогли бы это выдержать. Может ли привычка быть ответственным перед Богом, привычка держать ответ перед Богом привести к тому, что человек может стать таким, как Севастийские мученики или мученики нового времени?

– Мне кажется, привычка не смогла бы на это повлиять. Привычка – это некое механическое действие, совершаемое уже неосознанно, и она не может в какой-то экстремальный, кризисный момент помочь человеку. Человек может по привычке делать много раз одно и то же, но когда возникает серьезная ситуация, он может легко отказаться от этой привычки, заменив ее на другую.

Человек должен учиться быть ответственным перед Богом не по привычке, а чувствовать эту ответственность в каждый отдельный момент своей жизни, осознавая, что Бог от него хочет в контексте того или иного вопроса. Тогда, я полагаю, человек будет трезвым в момент испытания или какого-то экстремального призвания к подвигу, коим был подвиг Севастийских мучеников или наших новомучеников, которые в момент их призвания оказались верны всему тому духовному опыту, который был у них до этого, и от Христа не отреклись. Думаю, они понимали, что Христос простил бы их и принял даже отрекшихся, но потом покаявшихся, тем не менее они посчитали для себя более важным и нужным в тот момент быть верными Христу и всему тому опыту, который был в их жизни до этого. И они оказались исповедниками.

– Как я понимаю, научиться быть христианином сложно, но можно. Так?

– Конечно. Каждый день нужно стараться это делать и просить Бога об этом, признаваясь в том, что мы еще не совсем христиане, фиксируя свою душу перед Богом. Это в каком-то смысле пеленгование себя перед Богом, когда мы смотрим свое состояние, свидетельствуем о нем и Богу в этом исповедуемся. Это наилучшая исповедь, когда мы исповедуемся не в каком-то перечне грехов, а в состоянии своей души.

– На каждой литургии мы молимся и просим христианской кончины и доброго ответа на Страшном Суде Христовом. Если мы просим у Него доброго ответа, то, наверное, и наш ответ должен быть добрый...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать