Учимся растить любовью. Этнопедагогика. Семейная студия "Заинька"

9 июня 2022 г.

Этнопедагогика давно заняла почетное место среди прочих педагогических систем. Коллективов, где дети и взрослые учатся на наших народных традициях, немало. Но занятия, на которые приглашают мам с детьми от полутора лет, - все еще редкость. Малыши, только вставшие на ножки, и даже не говорящие, вряд ли могут танцевать народные танцы или разучивать традиционные песни. Но впитывать культуру, учиться на играх, потешках, сказках и присказках – точно могут. Убедиться в этом предлагаем, отправившись с нами в семейную студию "Заинька".

В русской народной культуре можно найти много того, что поможет в воспитании современных детей. Убедиться в этом я предлагаю, отправившись в студию семейного творчества «Заинька» Приморского культурного центра.

Этнопедагогика нынче актуальна. Коллективов, где дети и взрослые учатся на наших народных традициях, немало. Но занятий, на которые приглашают детей с полутора лет, в Санкт-Петербурге, кажется, больше нет. Малыши, только вставшие на ножки, вряд ли могут танцевать народные танцы или разучивать песни наших предков, но впитывать культуру, учиться на играх, потешках, сказках и присказках точно могут.

Ксения Николаевна Лебеденко, учащаяся студии семейного творчества «Заинька»:

– У Алины Евгеньевны мы с ребенком занимаемся не так давно – ждали, когда подрастем. Нам далеко сюда ездить, около полутора часов, но это того стоит. В своем роде это уникальные занятия для таких маленьких малышей. В городе (во всяком случае, в северных районах) ничего подобного нет. Различных развивающих кружков, особенно коммерческих, достаточно много, но это не то, что хотелось бы. Мне кажется, очень важно, чтобы ребенок как можно раньше прикасался к традиционной культуре, потому что это наша опора, наши корни. Для такого маленького возраста это возможно, когда ребенок видит, что делает мама, и в приятной компании. Потешки, сказки, танцы, хороводы под опытным водительством Алины Евгеньевны – это то, чего хотелось. Для детей чуть старше, как я понимаю, у Алины Евгеньевны существует фольклорная студия, где детки поют, показывают представления уже самостоятельно, без родителей. А детишки такого маленького возраста занимаются с мамами. И дополнительный бонус, что тоже ценно: занятия бесплатные.

Анастасия Олеговна Кучерявая, учащаяся студии семейного творчества «Заинька»:

– Мы совершенно случайно узнали, что для детей с полутора лет проводятся такие интересные занятия. Понравилось, что дети здесь не просто работают руками, но еще и прикасаются к русской культуре. Современные игрушки можно легко купить в любом детском магазине поблизости. Здесь же такое прикладное творчество, когда ребенок мыслит немножко по-другому, и получается более всестороннее и глубокое, на мой взгляд, развитие.

Моему ребенку нравится и детский коллектив, и то, как руководитель кружка Алина Евгеньевна все преподносит. Ребенок ждет этих занятий. Здесь происходит, на мой взгляд, правильная социализация. В современном мире часто не хватает доброй среды для детей, а здесь закладываются какие-то верные азы. Это замечательные занятия, и хотелось бы, чтобы такое было не только в Приморском районе, но и в других районах города, и вообще по России.

Традиционная культура – наше богатство. Приобщение к культуре раньше проходило естественно: ребенок рождался, возрастал и воспитывался в традициях. Теперь учиться им с нуля приходится не только малышам, но и их мамам и бабушкам.

Дарья Александровна Личко, учащаяся студии семейного творчества «Заинька»:

– О кружке я узнала достаточно давно через социальные сети, но стали его посещать только сейчас, когда младший ребенок подрос и появилась возможность привести на занятия сразу двух детей. Это очень удобно. Занятия очень интересные, познавательные, веселые. Дети включаются в игру. Я узнаю много нового и для себя. Мы открываем мир народной культуры, мир потешек. Мне понравилось, что мы занимаемся достаточно разнопланово: здесь и ручной труд, и танцы, и потешки, и песенки. Все это взаимосвязано. Это действительно погружение в нашу народную культуру, связь с которой, к сожалению, мы несколько утеряли. Занятия проходят радостно, и это очень вдохновляет в ежедневной жизни.

Алина Евгеньевна Матросова, руководитель студии семейного творчества «Заинька»:

– Это, наверное, единственная группа в городе, где родители могут бесплатно заниматься вместе со своими детьми. В основном такие студии раннего развития платные. Проработав в этом направлении уже десять лет, я поняла, что все-таки главный объект воспитания – это не малыши, а именно мамы. Поэтому наша студия называется семейной. И с каждым годом на родительском собрании я все больше говорю мамам о том, что я разговариваю именно с ними. Я не показываю ребенку, как и что делать, не учу с ним слова. Этому всему я учу мам, а они уже учат своего ребенка.

Если маме не хочется заниматься и у нее будет ощущение, мол, зачем меня сюда привели, мне не хочется махать руками и ногами, тогда и ребенок так же будет себя вести. Если мама во время занятий не будет учить песенки, то и ребенок не выучит. Ребенок – это отражение мамы, ее представления о том, каким ребенок должен вырасти.

Родителям, которые приводят сюда своих малышей, польза от занятий видна невооруженным взглядом.

Татьяна Леонидовна Куц, учащаяся студии семейного творчества «Заинька»:

– Наши современные дети не творят, они привыкли потреблять. Важно научить их что-то делать руками. И здесь они этому учатся, во-первых, в рукоделии. Во-вторых, русские ритмы дают основу жизни. У нас есть свои народные ритмы, которые дают силу, толчок человеку.

Дарья Александровна Личко:

– Во-первых, это польза для здоровья, потому что мы развиваем мелкую моторику. Здесь мы развиваем речь. Это обучение и основам социального общения, социальной включенности. Поэтому я очень довольна. Главное, что это нравится и мне, и детям; то есть интересно всем. Это не только занятия для детей, но и для мам.

Современные мамы – это мамы уставшие. Бытовая техника, доступность любых продуктов, готовая одежда, малочисленная семья – все это должно давать ощущение легкости материнства. Но усталость остается. В чем же причина? И может ли быть по-другому?

Алина Евгеньевна Матросова:

– Я хотела в первую очередь родителям рассказать, что растить детей – это нетрудно. Растить детей можно с радостью, с удовольствием, не теряя себя. Сейчас современные мамочки часто жалуются на родительское выгорание. С одной стороны, им тяжело жить с родителями, с другой стороны, тяжело жить без бабушки, потому что не на кого опереться и не с кем поговорить. Я показываю на собственном примере, что вырастила детей, себя не потеряла и, когда прошло довольно много лет, нашла работу, которая мне нравится. Растить детей с радостью можно каждый день. И совершенно необязательно отдавать ребенка в садик.

Мои занятия не перенасыщены фольклором. Есть какие-то фольклорные песенки, упражнения, с которыми мы работаем, а все остальное – это общение. Задача дома культуры – создать место, где взрослый человек может отдохнуть. Культурный центр – это же досуговое учреждение. И я эту задачу стараюсь выполнить. Ведь молодые мамочки еще совсем недавно, до рождения ребенка, время посвящали себе, а теперь им нужно уделять много времени ребенку, они оторваны от своей привычной деятельности, заперты в четырех стенах. Хочется, чтобы они могли надеть красивую одежду, причесаться, прийти в наш культурный центр и побыть полтора часа красивой и любимой мамой, которую все время хвалят...

Мне очень понравилось, как сказала одна бабушка о том, как воспитывать ребенка: «Пока ребенок маленький, нужно дать ему столько любви, чтобы ему хватило ее на всю оставшуюся жизнь». Значит, лет до пяти, пока ребенка не отдали в садик, нужно ему дать много-много любви.

Обучение и воспитание детей – это самый лучший вклад в их будущее, а заодно в будущее их семьи, рода, города и, наконец, страны.

Татьяна Леонидовна Куц:

– Я занимаюсь нашей народной культурой, глубоко ее знаю. И важно научить этому своего ребенка, передать ему это знание. Наши предки воспитывали своих детей в гармонии с собой и с природой. До двадцати лет общество давало человеку все, что ему нужно для жизни, а после двадцати лет он должен был отдавать.

Если построишь кривой дом – он развалится. Опоздаешь посеять хлеб – останешься голодным. Если плохо воспитаешь ребенка – останешься в старости у разбитого корыта. Накопленный тысячелетиями опыт, который передали нам, и мы должны передать нашим детям, чтобы они жили в гармонии. Этого так не хватает современным детям!

Уже подросли и окрепли те дети, которые приходили сюда малышами. Уже можно оценить, как сказались на них занятия.

Алина Евгеньевна Матросова:

– Некоторые из тех детей, кого мы воспитывали, уже выросли, поступили в институты и выбрали профессию фольклорной направленности. Что такое фольклор? До сих пор не придумали, как по-русски правильно назвать это явление. Мне кажется, это можно перевести как «жизнь». То есть вся совокупность человеческих знаний, нужная для воспитания нового поколения, и есть фольклор. Это не записанные знания; это те знания, которые передаются из уст в уста. Все самое лучшее, что люди тысячу лет использовали при воспитании детей, сохранялось, передавалось дальше, и, мне кажется, сейчас мы имеем только самое нужное...

Устное народное творчество многофункционально. С каждым годом работы я это понимаю все больше и больше. Я понимаю, что мне не нужно на занятиях пятьсот разных потешек, мне достаточно десяти, чтобы ребенок сразу почувствовал ритм, звук, напев, слова, образы. Похлопывания, потопывания, тактильные ощущения – все это в одном маленьком произведении. Дети очень любят, когда что-то повторяется, им нравится узнавать знакомые тексты. Детям, которые не были на занятиях два года, нравится, что здесь все то же самое, что мир не изменился. Они всё вспоминают.

Кстати, в среду у нас состоялся маленький праздник в студии «Заинька». Я шла на праздник и думала вот о чем. Я тридцать лет занимаюсь преподаванием традиционной культуры, тридцать лет мы проводим весенние праздники. Как много за эти тридцать лет изменилось в стране! Менялись мы, менялись политические деятели. Менялись магазины, дороги, квартиры, одежда. А у нас ничего не изменилось: как делали бумажных птичек на праздник, так и делаем; песни поем те же самые. И весну встречаем так же, как и встречали. Наверное, в этой неизменности и есть устои нашего общества. Есть что-то, что не меняется никогда, остается неизменным при любом строе. И самое удивительное, что это нельзя отменить. Хотим мы этого или нет, весна все равно придет, и как-то ее надо встречать.

Однажды был случай, я знакомилась с обучающим семинаром нейропсихотерапевта, которая говорила, что научит детей учиться только на пятерки. К ней обращались мамочки детей от семи лет и старше, у которых были проблемы с обучением. Семинар длился пять дней. Она все пять дней что-то рассказывала, давала какие-то упражнения. Родители с детьми должны были делать эти задания, чтобы потом дети могли получать хорошие отметки, лучше успевали в школе. Но это не были задания написать сорок крючочков, например, или сложить кубики. Это были задания на телесную пластику. За эти пять дней были пройдены все этапы развития ребенка: ползание, потешки и так далее.

Я стала анализировать, что есть в моей практике, что может заменить эти самые потешки. Оказалось, что все есть в нашей жизни, не надо ничего придумывать, просто нужно вспомнить нужную песенку в нужный момент и дать ее ребенку.

Мне кажется, человеку нужно найти свое место, чтобы ему было уютно, хорошо. И уже в этом состоянии он сможет совершать какие-то прекрасные дела. Мы помогаем ребенку определиться и понять, как ему общаться с родителями, сверстниками, кто он есть на самом деле, какой он. Потом он будет приобретать свой жизненный опыт, расти, но у него останется база, основание, на чем все будет строиться. Я закладываю это основание: как общаться, как жить, как на все смотреть, в каком ритме жить (когда быстро, когда медленно, когда тихо, когда громко), когда нужно постоять за себя, а когда другого человека защитить.

Все эти отношения незаметно проигрываются в играх, и ребенок всему этому научается. В маленьком возрасте это научение происходит вместе с мамами. Дальше, по идее, дети должны подрасти, выйти на улицу и играть друг с другом. Но сейчас этого не происходит, и мы теряем тот важный этап развития детей, когда они играют друг с другом и происходит соревновательность.

Представьте, как это происходит в деревне. Дети, которые родились в один год, потом выходят на улицу, и у них начинают закладываться отношения, которые будут значимы и через десять, и через двадцать, и через тридцать лет. Среди них будут выделяться и лидеры, и рабочие лошадки, и ненадежные. И все это происходит на виду. Так формируются отношения. Так всегда росли дети. Потом женились, заводили детей. В деревне все это было неразрывно. А сейчас неразбериха: люди переезжают с места на место, меняются компании. Но надо хотя бы сохранить внутри себя отношение ко всему происходящему.

Здесь мы стараемся закладывать нравственные устои: что хорошо, что плохо, что черное, что белое, чему верить, чему не верить. Это тоже очень важно. И мы стараемся  не переворачивать понятия: волк – злой, лиса – хитрая, медведь – сильный, кровожадный, зайчик – беззащитный. Это базовые понятия, которые лучше не переворачивать.

В наших русских сказках все роли распределены заранее, и мы всегда знаем, какой герой что будет делать. Сейчас часто в сказках переделывают окончания. Современные родители стараются детей не огорчать, боятся, что дети увидят что-то нехорошее и расстроятся. Но на то и были созданы сказки. Когда маленький ребенок услышит какой-то жесткий конец сказки, он поймет это по-своему, не расстроится. Когда он станет старше и опять услышит эту сказку, он поймет ее по-своему. Будет еще старше – сам будет ее рассказывать и опять поймет ее по-своему. Это будет одна и та же сказка, которую он будет наполнять новыми смыслами, видеть разные нюансы, которых в детстве не видел. В детстве все просто, потом сложнее, потом еще сложнее. А в старости опять, наверное, все покажется простым и ясным...

В народной культуре есть все, что нужно детям для развития: танцы и песни для движения и ритмики, потешки и стишки для развития памяти, ручной труд для мелкой моторики и фантазии. Творческая мастерская – часть почти каждого занятия студии «Заинька». Когда на глазах ребенка простой платочек превращается в птичку – это настоящее волшебство. Обучиться этому можем и мы с вами. А понадобится только кусочек ткани и нитки.

(Урок по изготовлению птички.)

У ребенка будут и птичка, и счастливое детство. Были бы рядом любящие люди, для которых ребенок не в тягость, а в радость.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 15:30
  • Четверг, 23 мая: 00:30
  • Пятница, 24 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В студии - детский нейропсихолог Екатерина Щербакова, автор развивающих аудиосказок. Поговорим о том, с какими педагогическими задачами можно справиться с помощью сказок, как придумывать развивающие сказки самим, подстраиваясь под нужды каждого ребенка, почему читать их лучше, не интонируя голосом. Узнаем, какие интересные подкасты существуют для малышей, порассуждаем, как аудиоформат помогает отдохнуть от визуального шума.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать