Семен Франк относится к числу величайших русских философов; может быть, он наиболее философский из русских религиозных философов. Это человек, который проделал классический для русского интеллигента конца XIX века путь: от марксизма – к идеализму и через идеализм – к православию. Родившись в семье иудеев, получив хорошее образование, впоследствии он, путем духовного поиска, пришел к истине православия. Его книги являются образцом настоящего богословия, хотя он себя богословом, конечно же, не считал, полагая, что подлинные богословы – это мудрецы, молитвенники, а не академические профессора.
Его книги читать непросто, потому что это был очень глубокий мыслитель, с выверенной, воистину европейской культурой мысли, принадлежавший к той традиции, которая начинается с античности, продолжается в Средневековье, в Новом времени и воспринята русскими философами как естественная часть общеевропейской культуры мышления и литературы. Это был величайший философ. Его нужно читать.
Так вот, в своей статье «Христианская совесть и политика» он задается вопросом, возможна ли вообще христианская политика. Ведь мы хорошо понимаем, что политика – дело грязное. Надо ли христианину идти в это грязное дело? И начинает свои размышления Семен Людвигович с портрета двух святых, которые вдруг сходятся в народном предании, – святителя Николая и преподобного Кассиана Римлянина.
Вот идут эти святые после своей блаженной кончины в рай: в светлых ризах, просветленные. Осталось всего чуть-чуть дойти до врат Царства Небесного. И тут они видят мужика, у которого телега увязла в колее, в грязи. Понимаете ли, в раю ждут, да и одеты они в праздничные ризы – но надо же человеку помочь. Святитель Николай, недолго думая, бросается на помощь мужику: они растолкали телегу, вытолкнули ее из этой колеи, попрощались. В результате ризы святителя были забрызганы грязью. Но что делать? Пошли к вратам рая. Господь, увидев одного в измазанных ризах, другого – в светлых, сказал: за то, что святой Николай помог мужику, его память будут праздновать дважды в году, а из-за того, что Кассиан переживал за свои ризы, память его будет 29 февраля – раз в четыре года.
Семен Франк делает из этой истории вывод, что символом настоящей христианской политики можно выбрать святителя Николая, святого, христианина, который не боится измазаться в житейской грязи, но сохраняет верность Евангелию во всем.
В своей статье Семен Людвигович размышляет над причинами Второй мировой войны, над тем, что можно было бы сделать. В большей степени его волнуют даже не причины того, что произошло, а последствия. Он связывает и причины, и последствия с глубокой мыслью о природе зла. Он говорит о том, что мы (особенно христиане) должны хорошо понимать, что зло – это не нечто внешнее. Легко кого-то обвинить источником зла (например, Гитлер – это зло). Нет; зло находится внутри. И он говорит, что есть вещи страшнее ядерной бомбы; вещи, которые зарождаются в адском котле войны и потом никак не могут позволить этой войне закончиться.
Он пишет об этом в 1949 году, утверждая, что Вторая мировая война еще не закончилась. Это очень сильные слова. Но как же? Ведь была победа над нацистской Германией в 1945 году. Нет; Семен Франк говорит, что война не закончилась. Почему? Потому, что мы наблюдаем, как ненависть от побежденных перекочевала к победителям. Вот какова его мысль. Это мысль христианского философа, который понимает, откуда берется зло в сердце человека. Если ты не победил зло, ты не победил и войну, не оказался победителем.
Семен Франк говорит о том, что мы стоим перед опасностью увековечивания ненависти. И самое страшное – не ядерные бомбы, которые могут быть сброшены (тогда они уже были сброшены Америкой на японские города). Страшна жажда мести. Моральное негодование, которое мы себе разрешаем и которое перерастает в фанатизм, в оправдание права на ненависть, злобу, на самом деле является не справедливым негодованием, а древним архаичным чувством жажды ненависти. Жажда ненависти подверстывает под себя и правду, и справедливость, и право и даже становится деятельной пружиной политики.
Мы приходим к увековечиванию ненависти. Семен Франк говорит, что самое страшное, что может произойти с человеком, особенно с христианином, – если он в условиях войны или какого-то гражданского конфликта разрешает себе ненавидеть, забывая, что зло гораздо глубже, чем может показаться. Гораздо глубже, чем государственное устройство, фигура того или иного полководца, диктатора, политика, писателя, философа, журналиста...
Мы – христиане, которые призваны к любви и неосуждению ближнего. Мы хорошо знаем, откуда берется в людях зло. Семен Франк говорит, что две добродетели – любовь к ближнему и неосуждение – являются ориентиром и важнейшей терапией против увековечивания зла. Он пишет, что «каждый, кто действительно пробовал сражаться со злом и избавлять жизнь от него, знает вполне хорошо, что не продвинешься вперед с помощью простого морального негодования, этого внешнего подавления зла; какие-то другие средства являются необходимыми для того, чтобы преодолеть зло изнутри, можно сказать, творить добро в его пределах».
В своей статье он повторяет тезис, который звучал и в других его произведениях: в войне победит тот, кто первым научится прощать. Это звучит очень странно, особенно в ситуации войны или гражданского конфликта – мы же понимаем, что имеем полное право на негодование, зло и даже месть. Нет; Семен Франк говорит, что так война никогда не закончится.
Мы все хотим мира. Нет такого человека, который искренне желал бы войны. Просто мы по-разному это мыслим. Но только тогда закончится война (хотя бы в пространстве моей души, в пространстве моей семьи, может быть, или моего дружеского круга), когда я запрещу себе ненавидеть, когда я остановлю эту миграцию ненависти внутри себя. Я запрещаю себе ненавидеть, запрещаю себе злиться. Я первый учусь оставаться верным Евангелию, хотя бы в пространстве и на территории своей души. Потому что ненависть в сердце одного человека страшнее всех ядерных бомб.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!