Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Трушин

17 апреля 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

– Сегодня праздник – Вход Господень в Иерусалим. Христос входит в город, Его встречают: устилают дорогу цветами, пальмовыми ветками... Но пройдет буквально несколько дней, и случится величайшая трагедия в истории человечества – люди распнут своего Бога. Такой парадокс. Почему так произошло?

– Сегодняшний праздник – замечательный, радостный, но немножко с грустинкой, потому что мы-то уже знаем, что Христа распнут. А Его ученики тогда еще не знали об этом, многие, стоящие вокруг и кричащие «Осанна в вышних!», не знали тоже. Единственный, Кто знал, – Сам Господь Иисус Христос. Он знал, что вся человеческая слава, все восхваления – это дым: все они пройдут мимо.

Что нам поясняют историки и толкователи Евангелия? Было воскрешение Лазаря, когда Господь вернул жизнь умершему человеку, который пролежал во гробе четыре дня и уже начал гнить и разлагаться. Это оказалось в Его силах. И весь народ понял (или, во всяком случае, подумал, что понимает), что наконец обрел того царя, который может вдохнуть жизнь в любого, даже умершего. Вот Он – настоящий властитель! Люди не задумывались о том, что это Царь жизни вечной, что Он не призывает к освобождению от повиновения римским завоевателям, а освобождает от греха…

Люди принимают Христа как освободителя. Происходит ли это в нашей Церкви? Очень часто представителей Церкви пытаются втянуть в политическую борьбу, предлагают им занять какие-либо места в депутатском корпусе, где-то участвовать, выступать за тех или иных избирателей и прочее. Это мы видели неоднократно. Политические деятели расстраиваются и приходят в негодование, когда священнослужители отказываются выступать с трибун и призывать народ голосовать за одного или за другого, за какую-нибудь конкретную партию. А священники говорят: «Мы призываем голосовать только за Христа». У нас может быть только одна партия – Православной Церкви и вечной жизни. Вот в какую партию надо вступать и пребывать в ней.

Люди ждали земного царя. Господь знал это и знал, что не ответит на их потребность в земном царствовании, в земном руководстве. Тем более Он не сделает еврейский народ господином над всеми народами, как предсказывали пророки. Они говорили, что потекут молочные реки с кисельными берегами и на поклон в Иерусалим потянутся все народы. Иудеи ждали именно этого, именно такой формы освобождения, такой формы царствования.

И вдруг Господь Иисус Христос не участвует во всех их надеждах. Как часто, чисто по-человечески, человек от любви и поклонения приходит в ярость, когда кто-то не удовлетворил его земные потребности. Часто бывает, что молодой человек ухаживает за девушкой, но проходит немного времени, и вдруг оказывается, что она не ответила на его потребности и притязания. И вместо того, чтобы извиниться и отойти в сторону, он начинает негодовать или даже строить какие-то козни. Или наоборот: парень не отвечает взаимностью девушке – она негодует. Это банальнейшие примеры, которые мы с вами встречаем в нашей повседневной жизни. Точно так же и здесь: тысячи людей, которые ждали земного царя-освободителя от римского ига, увидели во Христе человека, который отказывается от земной власти и призывает к Царству Небесному.

Важно понять, на какой стороне мы находимся: ждем ли мы от Господа каких-то земных благ. Тут сразу вспоминаются люди, которые жалуются: «Я приходил в церковь, ставил свечки, писал записки, а Бог мне не помог. Я думал, что операция отменится, но ее были вынуждены сделать». Или человек просил удовлетворения каких-либо других земных потребностей, но вдруг, как он думает, Бог не ответил на его молитвы. И этот человек говорит: «Больше в церковь не пойду! Меня ваша церковь не интересует». Может и всякие глупости, гадости говорить, потому что он не получил тех земных утех, на которые надеялся. Вот они, иудеи наших дней! Мы можем оказаться и в стане тех, кто кричал «Осанна в вышних!», и в стане тех, кто потом будет кричать «Распни! Распни!» А может быть, это те же голоса?

Нам с вами важно, особенно в течение поста и будущей Страстной седмицы, заглянуть в свое сердце и спросить: «Чего я жду от Христа, когда прихожу в церковь, когда стою на богослужении? Что я ожидаю? Земных благ? Буду ли я роптать на Него, если начнутся болезни или какие-то скорби в моей жизни? Скажу ли я: “Господи, как же так? Я тридцать лет ходил в храм, а Ты мне послал то и то! Я думал, что этого не будет. Мне не нравится такое отношение”». Это то же самое, что кричать «Распни! Распни!»

Или нас с вами можно сравнить с осликом, на котором едет Господь? Давайте спросим себя: «Какой я ослик?» Послушный, принимающий движение руки Господа и Его слово, идущий в том направлении, куда посылает его Господь? Избираем ли мы со смирением тот путь, на который нас направляет Божия рука? Или мы упрямимся и требуем своего? Или брыкаемся по отношению к воле Божией? Если последнее про нас, мы негодные ослики, Господь не воссядет на нас. А так хотелось бы, чтобы мы стали послушными в управлении Господом. На самом деле все об этом говорят, даже мечтают, но только до той поры, пока Господь действительно не взялся нами управлять. Дай нам Бог быть смиренными, на которых Он может положиться. Дай Бог, чтобы мы были послушны Его руке и Его слову.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли перед причастием вместо «верую» говорить «веруем»? И второй вопрос относительно молитвы покаяния: на церковном богослужении я смогу снова услышать ее только через год? Могу ли я эту молитву постоянно читать дома?»

– Покаянную молитву Ефрема Сирина?

– Наверное, да. Но может быть, имеется в виду Покаянный канон Андрея Критского.

– Да, вполне может быть. Как хорошо, что есть у нас такой замечательный телеканал «Союз» и возможность отвечать на вопросы, которые беспокоят людей. Иногда до священников не добраться или им некогда из-за большого количества прихожан.

Говоря о покаянной молитве, будь то молитва преподобного Ефрема Сирина или Покаянный канон Андрея Критского, хочу вспомнить один случай, который произошел много лет назад. Для кого-то это огромный срок, а для меня всего-навсего двадцать лет прошло или чуть больше. Мне встретился непростой случай: ко мне пришел человек и каялся на исповеди в одной очень тяжелой страсти. Я не знал, что ему посоветовать, и честно сказал ему, что не готов. Обещал расспросить опытных духовников. Он согласился, и мы договорились встретиться еще раз. Я тогда поехал в Оптину пустынь и беседовал с одним из ее духовников. Рассказал о нашем разговоре с этим человеком, о его страсти. Духовник мне сказал предложить ему читать на протяжении сорока дней Канон Андрея Критского. Я тогда спросил: «Как же так? Он читается только Великим постом». А он мне отвечает: «Если человек хочет покаяться, то это замечательное произведение для кающейся души». То есть это те слова, которые исторгают плач из сердца.

Для меня это был хороший пример. Я вернулся на приход, через некоторое время пришел этот человек, мы вернулись к нашему разговору, и он с удовольствием принял этот совет и читал дома Канон Андрея Критского, хотя это было совсем далекое от Великого поста время. Потом этот человек пришел снова. По прошествии длительного времени он стал справляться со своей страстью. Это ярко выраженный результат того, что эта молитва, чтение Канона преподобного Андрея Критского, помогла человеку в борьбе с его сильной страстью. То же самое касается и молитвы преподобного Ефрема Сирина. Я знаю священников, которые читают эту молитву круглый год, совершая с ней по утрам и по вечерам поклоны.

Даже если Вы имеете в виду другие молитвы, Вам ничего не мешает включать их в свое молитвенное правило в течение всего года. Ну, давайте сделаем исключение только для Светлой седмицы. Молитвы не писались для какого-то определенного времени церковного круга, они составлялись или исторгались из сердец наших подвижников в течение всего года, в течение их жизни, поэтому привязки не имеют. Это уже Церковь, составляя общее правило, распределила эти молитвы. Мы с вами имеем возможность в молитвенной свободе перед Христом включать их в собственное правило тогда, когда чувствуем такую потребность нашего сердца.

По поводу первого вопроса: давайте не будем с вами дерзать исправлять Символ веры. Изменяя даже первое слово, мы уже вступаем в спор со святыми отцами, которые, начиная с Первого Вселенского Собора, боролись за чистоту и правильность каждого слова в этой молитве. Мы произносим: верую. Господь с каждого из нас спросит, и спросит лично: «Веруешь ли ты?» Он не будет спрашивать, верует ли весь приход или вся твоя родня. Нет. В этом весь страх Страшного Суда: каждый из нас лично будет отвечать за свою веру. В этом вся глубина его, вся ценность. Мы не сможем оправдаться тем, что рядом кто-то читал что-либо не так или не то; или не так себя вел.

Господь спросит: «Ты веруешь? И почему ты себя не вел так, как должен был?» С этого начнется наша встреча с Богом. Давайте искать этой встречи сейчас, искать в себе правильные шаги, правильный путь к Богу. Как я буду отвечать перед Богом? «Все вокруг не хотят поститься, потому и я не пощусь. Все едят сосиски, потому и я ем сосиски. Все не ходят в церковь, потому и я не пойду». Это неправильное понимание. Каждый лично будет отвечать.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Если Христос отлично знал, что будет через неделю, что все будут вопить “Распни!”, зачем Он въехал в Иерусалим? Не для того же, чтоб прославиться? Ему кричали “Осанна!” Насколько я знаю, это значит “спаси нас”. От чего они хотели спастись? Чего они хотели?»

– Если вы слушали начало нашей передачи, то мы как раз об этом и говорили, рассказывая о празднике Входа Господа в Иерусалим. Они ждали спасения от римской оккупации. Они видели в Иисусе земного царя.

Он давно знал, что Его распнут, еще когда был отроком. И Пресвятая Богородица тоже это знала, но Она же не сбежала в дальние страны, чтоб сохранить Своего Единородного Сына. Она сохранила в своем сердце те слова, которые произнесли Ей и Симеон Богоприимец, и Анна Пророчица.  Господь, прекрасно зная, что Его ожидает, шел на эту мучительную смерть. Он не прятался. Человеческой трусости в Нем не было. Он как Сын Божий исполнял то, на что был поставлен Господом.

Петр после Преображения говорит: «Господи, давай останемся здесь».  В другом эпизоде Петр взывает к Нему: «Господи, зачем Ты пойдешь туда, где иудеи ищут Тебя убить?» Что Он отвечает ему? Он отвечает строго: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! То есть «не мешай Мне исполнять то, на что Я поставлен Моим Отцом». Мы пытаемся все понять человеческим умом, подойти к этому с человеческими мерками, а это так далеко от Бога. Недаром мы с вами слышим слова, что у Господа и людей разные пути и разные помыслы. Не будем с человеческими мерками подходить к жизни, смерти и воскресению Господа нашего Иисуса Христа.

По-человечески Вас понять можно: сердце разрывается, особенно когда читаешь о последних днях Его земной жизни и знаешь, что Его ожидает. Все время хочется сказать: «Не надо, не ходи, пожалуйста». Но Он уже это прошел. Ученики уже говорили Ему это. Наше дело принять пути Господни, смириться с ними и благодарить Его за спасение рода человеческого.

– Вопрос телезрительницы: «Как быть смиренным сердцем?»

– Мы настолько далеки от смирения, что даже не представляем, что это такое. Нужно хотя бы научиться не противиться Богу, не спорить, не роптать. Это будут первые шаги к смирению. И дай нам Бог внимательнее читать Псалтирь! Мы обычно очень бегло читаем духовные произведения. Мы не вникаем в те чудесные слова, в те чудесные мысли, которые там содержатся. В том числе в слова и мысли о смирении. Обратимся к 50-му псалму. Почаще перечитывайте его, только со вниманием к каждому слову, устраивайте перекличку со своим сердцем: «Я такой, как в псалме, или не такой? Мне подходит та или иная фраза или не подходит?» И мы увидим, что на самом деле мы не только не смиренны, но и далеки даже от послушания.

Начнем с малого – с послушания Богу. Все остальные вопросы будут возникать по мере развития нашей церковной жизни, по мере изменения наших молитвенных правил. Часто о смирении говорят женщины, которые вечно ссорятся со своими мужьями. Я так понимаю их мысль: как бы так смириться перед супругом, чтобы он был доволен, или, еще лучше, как его смирить.

Давайте начнем с самой простой вещи – с послушания. Выберите себе такие послушания, в каких Вы не будете роптать, сопротивляться, и потихонечку смирение будет воспитываться в Вашем сердце. Посмотрите, что Вы чувствуете, приходя в церковь: не раздражают ли Вас окружающие, не раздражает ли батюшка, который не такую проповедь сказал или кому-то другому уделил больше внимания, чем Вам.

– Или хор, который плохо поет.

– Да. Или свечница, которая не такую свечку дала. Это самые простые вещи. Давайте воспитывать себя, учиться не роптать. Дай Бог нам быть безропотными к концу этой жизни. Смирение – это следующий этап.

– Вопрос телезрителя: «Как научиться радоваться за успехи других людей? Что делать, когда это не получается?»

– Хороший вопрос. Действительно, святые отцы говорят, что сорадоваться труднее, чем сочувствовать. Сочувствовать больному, человеку в несчастье легче, потому что это он оказался там, это ему плохо, а у тебя все хорошо.

– А иногда и радуются, что у другого все плохо. Ведь и такое бывает.

– Надеемся, что среди православных христиан такого нет. Но сорадоваться с другим не так просто. Благодаря тем качествам, о которых мы говорили, можно увидеть страсти, на самом деле одолевающие нас. Иногда мы приходим и исповедуемся в какой-нибудь чепухе, в чем-то  легком. Например, женщина говорит, что не удержалась и в пост посмотрела телевизор. Но ведь ты прежде, чем до телевизора добраться, загрызла пятерых, чтобы они тебя не трогали.

Часто уметь сорадоваться с другим означает видеть свои страсти. Дай нам Бог почаще видеть людей, с которыми нужно сорадоваться, и благодаря этому понимать, в чем по-настоящему надо исповедоваться. Это касается всех: и священника, и мирянина, и молодого, и старого – любого человека, встающего на путь духовной жизни, на путь доброго церковного прихожанина. Поэтому давайте выберем цель – сорадоваться с другими и через это изыскивать болезни своей души, идти к врачу, Господу нашему Иисусу Христу, приходя на исповедь со словами: «Батюшка, не могу сорадоваться, завидую, осуждаю, считаю другого глупее себя».

Хорошо бы привести отрицательный пример. Меня мой духовник учил: «Если будешь приводить отрицательные примеры, приводи их о себе». Я вам расскажу историю, которая произошла со мной много лет назад. Церковное начальство мне пообещало орден за какие-то хорошие дела, и я уже в мыслях приготовился, что скоро мне его дадут.  Я пришел к секретарю, который мне сказал, что на меня написали характеристику, готовят к награде. Уже у меня внутри что-то затрепетало. И вдруг в тот день, когда я участвовал в торжественном мероприятии и ждал, когда меня объявят, объявляют священника, у которого такое же имя, как у меня, а фамилию называют другую. Я про себя подумал, что, наверное, фамилию перепутали. Выходит тот батюшка и получает награду.

Я был совершенно потрясен, думая: «Как же так? Мне обещали награду, а дали другому священнику». В это время ко мне подходит один из моих добрых друзей и говорит: «Отец, я знаю, ты пытаешься музей создавать. Я тебе купил коллекцию орденов для музея. Возьми, пожалуйста. Это копии орденов Великой Отечественной войны для музея, который ты создаешь на приходе». Я держал эту картонку с накрученными на нее копиями орденов и думал: «Господи, благодарю Тебя!» Господь сказал мне этим: «Ты мечтал о награде? Вот тебе целая коробка. Получи, утешься».

Это стало хорошей вразумительной школой. Я благодарю Господа, что проходил через такие ступени. Конечно, Господь лечит иногда болезненно для души, но зато потом радостно и легко.

– Хороший пример. Мне кажется, каждый из нас через это по-своему проходил. Но если человек ничего не может с собой сделать, я так полагаю, это, возможно, зависть? Или корень здесь гордыня?

– Мы сейчас можем перечислять множество страстей.

– Человек спрашивал: может, помолиться кому-то надо? Молитву какую-то прочитать?

– Давайте почаще читать Покаянный канон Иисусу Христу. Очень хороший канон. Есть хороший Акафист Господу Иисусу Христу. Он радостный, добрый. И начинаешь чувствовать, что ты Господень ученик, сын Божий, Его родственник. Мы же принимаем Тело и Кровь Христовы в себя, значит, мы родня Господу Иисусу Христу. Почаще перечитывать Акафист Иисусу Сладчайшему. Пусть эта радость нас не покидает. Тогда все остальное уходит не только на второй план, а вообще на задний план. Самая большая радость – быть Господним, не потерять это драгоценное состояние.

– Телезрительница задает вопрос: как бороться с ленью? Кстати, лень – это грех?

– Мы у древних отцов находим такую формулировку: лень – это гнездо всех грехов. Это матерь всех грехов, говорит другой из отцов. Мне хочется обратиться к этой телезрительнице: если найдете средство – поделитесь со мной. Я буду за Вас молиться до конца дней своих. Так это нужно – бороться с ленью, понуждать себя к молитвенному движению, будь то молитва, земные поклоны. Я Вас очень прошу: поделитесь рецептом. Можете прямо сюда, на телеканал «Союз», прислать и сказать: «Для ленивого батюшки Александра. Передайте ему, пожалуйста: я нашла рецепт против лени». Я искренне Вам буду благодарен.

– Следующий вопрос: «Почему по ночам мучают кошмары во сне? Перед сном молюсь, все равно снятся кошмары. Что делать?»

– Это, наверное, с нервной перегрузкой связано.

– Если ты посмотрел три боевика днем, потом помолился пять минут, то проблемы будут.

– А потом еще анонс посмотрел следующих боевиков…

– … и почитал новости.

– Несомненно. Вы знаете, есть такое наблюдение, что в основном плохие сны снятся под утро, особенно если человек просыпался рано утром, а потом опять лег досыпать. Именно в это время наваливаются кошмары, гадкие сны. В церковной практике считается, что это бесы нападают. Потому что утром надо вставать и по возможности в четыре-пять утра стараться читать молитвенное правило. Это может быть Псалтирь, Евангелие. И даже если  немного выполнять это правило, я думаю, оно отсечет проблему по поводу кошмаров.

А чисто человеческие советы – посмотрите, чем Вы в течение дня заняты. Может быть, Вы много смотрите телевизор, участвуете в пустых разговорах, пересудах, мечтаниях. Это тоже опыт Церкви. Об этом немало говорят отцы, наставляя молодое монашество или своих духовных чад. Самый хороший практический совет – это просыпаться ранним утром и молиться. Вот тут и получается и борьба с ленью, и избавление от кошмарных снов. То есть от всего лечит молитва, оказывается. Все это есть в опыте церковной духовной жизни.

– Еще один вопрос нам прислали про то, как мы в церкви живем. Телезритель пишет: в церкви нет общения, только стоишь на богослужении. А церковь – это верующие люди вокруг. Видимо, человеку не хватает общения в церкви. Как мы ему можем помочь?

– Церковь – это община, а община – это семья. Семья нам и должна помочь в нашей духовной жизни. Апостол Павел говорит: исповедуйтесь друг другу, носите тяготы друг друга...

Очень жалко, что мы разобщенные. И чем больше мы сидим в телефонах и торопимся скорее в свою машину прыгнуть, чтоб доехать до дома или до ближайшего торгового центра поглазеть на витрины, тем сильнее наше разобщение. Наверное, это самое большое достижение нечистых духов, желание которых выразил один из древних римских императоров: «Разделяй и властвуй!» Потому что с одним человеком легче всегда справиться, нежели с целым приходом.

Мне хочется пожелать, чтобы Вы проявили активность в своем приходе. Может быть, батюшке не хватает таких инициативных людей. В этом плане я могу привести пример своего прихода или ряда приходов Домодедовского благочиния, где я служу. Есть группа инициативных людей, которые к концу литургии готовят чай, всех приглашают на трапезу. Детишки сидят тут же, они очень любят быть вместе со взрослыми. И взрослые обмениваются негромко своими новостями.

Нередко бывает возможность после службы и у священника подойти к своим прихожанам и не официальное собрание устраивать, рассаживать всех по рядам, а просто пообщаться внутри этой приходской семьи, пьющей чай. По ходу решаются какие-то вопросы, вылезают проблемы, заодно видно настоящую жизнь человека. Одно дело, когда он, подходя к священнику, порой надевает какую-то маску на себя. С одной маской мы подходим к священнику, с другой – приходим к своим родственникам, с третьей – на работу и так далее. То есть речь идет о нашем выражении лица. А когда течет свободная беседа за дружеским чаепитием, то лица людей становятся естественными, такими, какие они есть на самом деле. Тут видны и боли некоторых людей, и проблемы или, наоборот, радость.

Поэтому я призываю быть таким помощником настоятеля, попросить его благословения и хотя бы по праздникам что-то организовывать. Прошла прекрасная служба праздника Входа Господня в Иерусалим, уже все подходят к кресту, и в это время можно объявить: приглашаем всех на чаепитие. Думаю, люди с радостью откликнутся. В следующий раз уже и заварку кто-то принесет с собой, а потом и печенье к общему чаю или пирожки, которые сами испекли. Так рождается приходская семья.

Это очень дорого. Потому что люди очень разрозненные и нуждаются в дружеском семейном общении. А тут вы можете поддержать друг друга, если знаете, что человек либо болен и его надо укрепить, либо у него какие-то трудности (семейные или на работе). И люди находят реальную поддержку. Например, в разговоре за чаем выяснилось, что прошло сокращение на работе и человек ищет работу. А среди пьющих чай есть человек, которому нужен работник именно такого плана. Это настоящая поддержка, взаимовыручка.

У нас были такие случаи, когда та или иная семья нуждалась в нянечке, и вдруг среди прихожанок находилась та, которая соглашалась поработать у них нянечкой. Люди в прямом смысле не оставляют друг друга без куска хлеба. Можно не только принести кому-то буханку хлеба, но и поддержать друг друга. И заодно вылезают какие-то наши проблемы, при которых нас могут толкнуть под локоток и сказать: «Ну что ж ты такой болтун! Хватит, привыкай помалкивать». Ага, оказывается у меня вот какой грешок, я любитель поболтать, или приврать, или похвалиться чем-нибудь. Тут вокруг все посмеялись и дружески сказали: ладно, мы знаем, как ты живешь на самом деле, хватит бахвалиться. Человек уже почувствовал свой грешок. Это и есть «исповедуйтесь друг другу», «носите тяготы друг друга»… Наверное, на основе потребности в братской или сестринской семье у нас появились сестричества или братства на некоторых приходах. Поэтому дай Бог вам, друзья, любви друг к другу.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать