Беседы с батюшкой. Закон и законность. Протоиерей Вадим Буренин

8 апреля 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи – закон и законность. Чтобы разобраться в этом вопросе, наверное, не хватит и десятка передач. Но благодаря вопросам телезрителей мы можем более конкретно пройтись по этой теме. Закон и законность требуют расшифровки. Потому что закон Христов, который Он нам дал начиная с ветхозаветного общества, а также, конечно, закон Нового Завета для всех нас, наверное, не только нужны и важны, но и необходимы. С другой стороны, эти законы знают далеко не все. А законы, которым мы следуем в нашем человеческом обществе, обычно можем знать.

Законы нашего современного общества и закон, который дал нам Сам Господь, зачастую не совпадают. Давайте поговорим на эту тему. Но самый главный вопрос, который я хочу Вам задать, заключается в следующем: если мы соблюдаем закон, существует ли  тогда в этом случае необходимость законности?

– Каждый раз, когда мы говорим о законе Божием, мы, конечно, говорим о том, что мы – верующие люди. Ведь если это Божий закон, значит, мы – верующие люди, и мы вспоминаем о древности, первых людях, о том, что первые люди нарушили заповедь и получили за это соответствующее наказание: смерть. За грехом последовала смерть. Здесь нам очень важно понимать, что каждый раз, когда мы совершаем грех, мы отдаляемся от общения с Богом, как эти первые люди. Мы отдалились от общения с Богом,  нарушили те правила жизни, которые нам дал Господь.

Первые люди жили в месте, называемом раем, и у них были определенные правила. В частности, было сказано, что нельзя делать. Они нарушают это правило, и сразу за этим следует смерть. Более того, человек лишается рая. Так и в нашей повседневной жизни: каждый раз, когда мы согрешаем, нарушив закон Божий, мы тем самым отдаляемся от Христа. В дальнейшем, через покаяние, у нас есть надежда на то, что Господь нас не оставит, помилует.

Можно вспомнить известного ветхозаветного угодника Божия царя Давида, то, как он молился и как написал 50-й псалом. Но Господь ему говорит: «Я тебя прощаю, но ты понесешь наказание. Причем наказание будет вчетверо больше». Это свидетельствует о том, что Господь нас любит, Он – чадолюбивый Отец, но то, что мы совершаем, нарушая закон Божий, нас отдаляет от Христа. Для того чтобы нам опять вернуться ко Христу, нам нужно приложить соответствующие усилия, то есть нужно показать праведную жизнь по закону Божию. Если мы этого не делаем, то, естественно, остаемся без жизни с Богом.

Каждый раз, когда мы говорим о законе и законности, мы все-таки думаем, что наша жизнь должна быть в гармонии. Но те общества, которые были в древности, – это одна история, а в нашем современном мире, в частности в нашем обществе, есть очень много людей, которые не то что во Христа не верят, а вообще ни во что не верят. Это большая трагедия нашего общества.

В связи с этим и многие верующие позволяют себе поведение, которое предполагает отступление от закона Божия, чтобы подстроиться под какую-то общую серую массу и не выделяться из нее. Здесь что важно? Важна наша жизнь с Богом. Потому что даже хорошее знание Священного Писания не дает возможности человеку жить так, чтобы это была жизнь во славу Божию. Нередко даже в семьях бывают конфликты, когда муж говорит: «Я глава семьи. Это должно быть по закону Божию», а жена находит какие-то строки из Священного Писания и говорит, что должно быть вот так и вот так... Что называется, нашла коса на камень. Нередко бывает, что семьи распадаются. К сожалению, такое происходит даже среди тех людей, у которых такого и не должно бы быть: в священнической среде. Здесь мы наблюдаем всю сложность нашей жизни по закону Божию.

Те законы, которые были в древности, ведь и в древности тоже претерпевали определенные изменения. Мы говорим не только про 10 заповедей. Мы говорим, что это целый большой свод законов. Что касается 10 заповедей, они являются неизменными. А законы, которые были в древнем обществе,  преобразовывались, что обусловлено тем, что общество тоже имело определенные особенности: были народы, у которых тоже были свои собственные законы. Тот закон, который был у древнего Израиля, стал детоводителем ко Христу, то есть он стал некой основой, он привел человечество ко Христу. Привел и остался фактически за дверями. И наступило новое время, в котором мы с вами и пребываем.

Вот в этом новом времени нам очень важно понимать и осознавать, что мы должны быть чадами Божиими, такими, которые живут каждый день с той мыслью, что не могут нарушить заповедь Божию, отступить от Бога, поступать так, чтобы это стало трагедией и для них лично, и для окружающих. Представим себе, что какой-то патриарх, митрополит, священнослужитель или правитель совершает какой-то грех, который будет совершенно чудовищным перед народом. Это же повлечет за собой соответствующие последствия, и не только для самого человека, но и для всего остального общества. Понимание и осознание этого должны нам помогать в том, чтобы мы имели настрой жизни со Христом, жизни во Христе.

Кто-то может сказать: «Я – маленький человек. Я не являюсь представителем власти. У меня нет никаких прав, а только обязанности». Но нет! У вас есть право на жизнь, и не просто на абы какую жизнь, а именно на жизнь с Богом. Вот эта жизнь с Богом должна заключать в себе соблюдение духовно-нравственных традиций. А все эти духовно-нравственные традиции основываются на законе Божием. Когда мы говорим про наше светское общество, мы, конечно, говорим, что в нем принимаются определенные законы. Законы принимаются опять-таки на основе именно нашего христианского вероучения.

– То есть не глаз за глаз, зуб за зуб?

– Да. Когда-то у нас была царская власть, и в этот период времени все выстраивалось на основе христианского вероучения. Потом наступает период советской власти, и, казалось бы, христианство разрушается, а на примере тех законов, которые дальше принимаются, мы видим, что отступить от христианских ценностей представители советской власти не могут. Они вынуждены считаться с тем, что в обществе есть определенные духовно-нравственные традиции и народ не готов от этих традиций отступать. Он готов их и дальше свято чтить, кто бы что ни насаждал.

Когда мы приходим к периоду Великой Отечественной войны, то, согласно переписи, которая тогда была, значительная часть нашего населения признала себя верующими православными христианами. Это же нужно было иметь соответствующее мужество и вести соответствующую жизнь в тот период времени. А это были и гонения, и испытания. Было много сложностей. Мы помним, что после Великой Отечественной войны ситуация вроде бы немножко улучшилась, но в хрущевский период наступают опять тяжелые времена. Мы помним, что даже некоторые представители нашего светского общества, например Анна Ахматова, остались практически без средств к существованию.

Это тоже было ярким свидетельством того, что, несмотря на те ценности, которые в обществе официально провозглашались, на деле могло происходить совершенно другое. Вот и в нашей повседневной жизни мы можем формально придерживаться православия и называть себя верующими людьми, но при этом не исполнять закон Божий. А люди в подавляющем большинстве и не знают заповеди Божии. Если сейчас у каждого храма поставить человека, чтобы он во время проведения занятий воскресной школы или после службы у дверей предложил каждому перечислить заповеди Божии, я думаю, с этим была бы большая проблема.

Зачастую, когда я общаюсь с людьми и объясняю заповеди Божии, для многих это становится большим откровением, и в этом проблема. Потому что, говоря о необходимости сохранения духовно-нравственных традиций, соблюдения закона Божия, по крайней мере, мы, православные христиане, должны их соблюдать. Многие ведь бьют себя в грудь и говорят, что они такие и такие, а как только дело доходит до знания элементарных заповедей Божиих, заповедей блаженств, Символа веры, появляются сложности. На крещение многие приходят и не могут нормально прочитать Символ веры даже по книжке. Уж не говорю о том, чтобы знали наизусть. Я считаю, что это, конечно, большая проблема.

Вспоминаю советский период. Когда я приходил к своему духовнику, он у новоначальных спрашивал Символ веры наизусть. И в подавляющем большинстве люди могли Символ веры продекламировать наизусть. Я был тогда еще молодым человеком, и для меня это было удивительно и радостно. Потому что вроде бы и молитвословы не продавались, но люди что-то переписывали от руки и стремились, насколько возможно, узнать то, что для них является важным и необходимым. На сегодняшний день все доступно: и Священное Писание, и специальные книги, и «Закон Божий» в разных изданиях – только изучай. Но многие не знают этого и, более того, знать не хотят.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Всем известно, что за нарушение закона обязательно должно следовать наказание. За то, какие нарушения все мы совершаем, нас, по идее, уже не должно быть на свете. Еще известно, что Бог не ищет, кого наказать, Он пришел нас спасти. Тогда получается, что это не закон, а что-то другое...»

– Да, все мы достойны наказания, потому что без греха только Господь наш Иисус Христос. И распятие на кресте Господа нашего Иисуса Христа стало очень важным для каждого из нас. Господь пришел для того, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти. Мы уже говорили, что в раю человек согрешил, далее последовало проклятие и смерть. Господь избавляет нас от греха, проклятия и смерти. Очень важно понимать, что на сегодняшний день мы живем по благодати, по милости Божией. Мы надеемся на то, что Господь нас не оставит.

– То есть у нас вечная амнистия?

– Говорить про вечную амнистию, конечно, здесь невозможно. Потому что тогда можно вообще ничего не делать. Или, наоборот, совершать любые дела, которые будут противоправными, греховными, тем самым навлекая на себя естественную смерть, потому что не будет никакого раскаяния. То есть это превратится в страсть, когда человек, продолжая жить в этой страсти и отойдя от Христа, ко Христу уже и не подходит. То есть человек – вне жизни со Христом. Если здесь, на земле, он вне жизни со Христом, то как же он там сможет быть со Христом? У него здесь нет благодати Божией, и он не сможет взойти к Богу без благодатной силы Божией, без Божественной энергии.

Поэтому очень важно каждому понимать, что, согрешив, нужно покаяться. Мы знаем немало примеров из житий святых угодников Божиих, что они старались соблюдать закон Божий, но с чем-то им было очень сложно справиться. Недавно мы прославляли преподобную Марию Египетскую: в какой-то период жизни она вела себя одним образом, в другой период жизни вела себя по-другому. И это является показательным в том плане, что человек может грешить, но в какой-то момент он может осознать, что это грех, преобразиться и вести совершенно другой образ жизни. Мария Египетская не просто покаялась, но стала вести такой образ жизни, который привел ее к святости. Самое высшее состояние, – состояние святости, когда человек пребывает с Богом. Преподобная Мария Египетская достигла святости.

Можно приводить примеры и других святых угодников Божиих, которым было непросто в жизни, которые имели те или иные грехи, но Господь их не оставлял, помогал им. В некоторых случаях человек даже не мог разобраться, что же с ним случилось. Как, например, было с преподобным Ефремом Сириным, молитву которого мы читаем во время Великого поста. Он был посажен в темницу, ему грозила смерть, и он постоянно думал: «Я же не совершал того, в чем меня обвиняют. Как же так?» И он получил откровение, смог разобраться в том, что в его жизни было такое, что довело до этого состояния. И далее Господь дает ему возможность проявить себя в жизни и показать, что то, что им осознано, – осознано раз и навсегда. И дальше его жизнь будет во славу Божию, он достигнет святости.

Нам, современным людям, очень важно осознавать, что мы должны жить со Христом и во Христе. Некоторые люди приходят в храм и говорят: «У меня грехов нет». Тогда я говорю: «Давайте я Вас поставлю на амвоне, и Вы всем скажете, что у вас нет грехов». Думаю, народ вокруг удивится...

– Сразу вспоминается фраза Христа: кто без греха, пусть первый бросит камень.

Когда мы ездим по разным странам, мы видим, что везде разные законы, и если мы их не будем соблюдать, можем не только получить наказание, но даже расстаться с жизнью за нарушение этих законов. Однажды я посещал тюрьму, общался с человеком, сидевшим за убийство. И он сказал, что очень рад тому, что сел в тюрьму, потому что именно там он впервые начал читать и изучать Библию. Когда я там был, ему еще оставалось сидеть около девяти лет. Часто бывает, что те наказания, которые приходят к нам, могут пойти нам на пользу. Или нет?

Еще один вопрос касается законов, которые мы не только не исполняем, но даже не считаем их необходимыми. Например, не сотвори себе кумира. Или: не возжелай жены ближнего своего. И так далее.

– Если мы говорим о светском обществе, то власть принимает определенные законы, и эти законы являются обязательными для исполнения во всем нашем обществе.

– А если не в нашем обществе?

– Приезжая в какое-то другое общество, мы, находясь в этом обществе, тоже должны соблюдать законы этого общества. Иначе, если каждый будет поступать так, как ему захочется, что же будет с обществом? Кто в лес, кто по дрова? Собственно, у нас почти так и было тридцать лет назад, когда у многих было ощущение вседозволенности, беззаконие царило сплошь и рядом. И мы помним, сколько было с этим связано различных трагедий, нестроений. Слава Богу, мы это пережили. Но сколько людей погибло!

Важно понимать: если мы приезжаем в какое-то другое общество, там есть определенные законы, например, касающиеся семейного права. Немало наших соотечественников связали себя узами брака с гражданами других стран, и в определенный момент у них появились проблемы, связанные с детьми, с недвижимостью, с исповеданием своей веры. Эти проблемы зачастую неразрешимы. О некоторых конфликтах мы слышали, но таких конфликтов очень много, и они имеют место по сей день. Не так давно мне приходилось принимать участие в одном из таких конфликтов. А все из-за того, что в подавляющем большинстве люди не знают тех законов, которые принимаются. На сегодняшний день очень много законов принимается, и уследить за ними объективно сложно.

Имея поверхностное представление о нашем законодательстве, мы приезжаем в другую страну, законодательство которой, как правило, не знаем вообще, при этом надеемся, что с нами все будет хорошо и мы устроим свою жизнь так, как хотим. Приезжая в другую страну, мы пытаемся выстраивать жизнь в соответствии со своими представлениями, но, оказывается, там есть свои нормы, правила, представления.

Все слышали, как несколько лет назад глава нашего государства предлагал некоторым людям вернуться в нашу страну, потому что дальше будут определенные проблемы. Но люди посчитали, что они могут жить так, как они решили. Оказалось, нет; в обществе могут происходить какие-то изменения, которые могут коснуться и такого рода людей.

Собственно, если в нашей стране происходят определенные изменения, они имеют прямое отношение к каждому из нас. Что мы можем с этим сделать? Мы можем только принять их, по-другому никак. То, что принимается на сегодняшний день в нашей стране, ведь никак не идет вразрез с законом Божиим, нас никто не заставляет нарушать заповеди Божии. Нам предлагают жить в нашей стране исходя из тех духовно-нравственных ценностей, которые являются уже традицией. Государство регулирует эти взаимоотношения, но регулировать их очень непросто, потому что наша страна многонациональная, многоконфессиональная. Несмотря на это, все нормы закона принимаются исходя из того, чтобы никоим образом не лишить никого из нас жизни со Христом. Наши христианские ценности на данный момент не попираются.

Например, в нашей стране брак – это союз мужчины и женщины. Это очень важно, это является ценностью, которая для нас, верующих людей, является непреходящей. Живя с Богом, в законе Божием, мы ведь тоже прикладываем к этому определенные усилия. Например, сколько было дебатов в связи с новыми положениями Конституции! Тем не менее и Церковь возвысила свой голос, и представители других религиозных структур, конфессий, и само общество в лице своих лучших представителей. И мы видим, что все, что было принято, не расходится с теми духовно-нравственными ценностями, которые для нас являются непреходящими. Поэтому закон Божий в нашем обществе – не просто какая-то вывеска, а руководство к действию.

– Действительно, у нас есть некие достижения в этой области. Но все равно даже среди людей, называющих себя христианами, законы соблюдаются зачастую только формально. Если бы только законы, данные нам Господом, мы блюли изо всех сил, то, наверное, наше общество исправилось бы и изменилось за очень короткий срок. Но мы не видим каких-то серьезных подвижек в этом. Если общество живет в состоянии постоянного преступления нравственного закона, тогда о чем вообще говорить? Способно ли христианское общество изменить мир таким образом, чтобы в нем не было преступлений закона Божьего и законов человеческих?

– Во-первых, есть Промысл Божий об этом мире. Господь сохраняет наше бытие. Иначе по нашим грехам мы давно все погибли бы, как это было при Ное...

На сегодняшний день в нашей стране мы должны выстроить свою жизнь так, чтобы каждый человек имел возможность спастись, и это является важнейшей задачей. Задача нашего государства – помочь человеку, чтобы человек родился, вырос и отошел в мир иной в мире с Богом. Это, конечно, сверхзадача. Если в период царской России была возможность у определенной части людей именно так и прожить, то в XX веке такой возможности не было. Сейчас, может быть, появится такая возможность, если наша Россия будет развиваться в таком ключе, чтобы из поколения в поколение люди жили во славу Божию. Очень важно, чтобы мы и следующее поколение прикладывали все необходимые усилия для сохранения нашего общества и духовно-нравственных традиций.

Когда мы говорим, что у нас есть определенные сложности, то эти сложности можно преодолеть. Как? Молиться Богу и просить, чтобы Господь нам помог, нас вразумил. Мы должны проводить определенную серьезную разъяснительную работу словом. На сегодняшний день мы наблюдаем, как наши представители власти, руководители страны постоянно объясняют, говорят, в том числе представителям других стран, о тех вещах, которые являются основополагающими. Очень важно понимать, прислушиваются к нам или не прислушиваются, могут люди усвоить наши слова или не могут.

Мы не раз наблюдали, как, казалось бы, в христианской Европе многие наши слова являются непонятными, люди не в состоянии их усвоить, потому что они привыкли к другому образу жизни. Есть разница, протестантское это общество или католическое; все это тоже накладывает определенный отпечаток.

Поэтому, если говорить о том, можем ли мы в определенной степени влиять на мир,  то наша русская православная культура на данный момент на него влияет. Ведь совсем недавно в Европе преподавали Достоевского, знакомились с нашей культурой, пытались понять русскую душу.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Во время Великого поста мы ежедневно читаем молитву Ефрема Сирина. Прошу, объясните разницу между многословием и празднословием, а также между целомудрием и смиренномудрием».

– Многословие у нас постоянно бывает. Многие люди говорят потому, что привыкли говорить. С одной стороны, это многословие, с другой стороны, и празднословие тоже, потому что человек говорит много слов, которых мог бы не говорить. Это совершенно ужасное состояние, когда человек может вот так отдалять себя от Бога.

Во время Великого поста очень важно меньше говорить тех слов, которые можно совершенно спокойно и не говорить. В беседах с людьми я часто задаю такой вопрос: «Вы могли бы себя ограничить в беседе с подругой, например?» Отвечают, что могли бы, но не ограничивают. Потому что нет внутреннего чувства, что Господь все видит и слышит. Господь – Сердцеведец каждого человека. Если бы мы чувствовали, что перед нами Господь, очевидно, вели бы себя иначе.

Господь, наш чадолюбивый Отец, каждого из нас блюдет и готов прийти на помощь каждому из нас. Когда мы молимся и просим, чтобы Господь нам помог, мы должны верить, что Господь действительно поможет.

Если вы замечаете, что разговариваете длительный период времени с одной, другой, третьей подругой, помолитесь Господу, попросите: «Господи, помоги отойти от этого страстного состояния». Или, например, многие посещают баню с друзьями. Попросите Господа сделать ваши беседы духовными. Но для этого надо, чтобы в вашей душе что-то было, чтобы вы могли и со своими подругами побеседовать на духовные темы, и в бане побеседовать так, чтобы это было не в суд или осуждение, не пустым многословием, но содержательной, конструктивной беседой.

По поводу смиренномудрия. Святые отцы говорят, что все начинается с кротости, потом – терпение, и только потом человек достигает смирения. А смиренномудрие – это уже как высшая ступень, когда человек обретает духовную мудрость в Господе. Эти стадии должны быть нам понятны: стать смиренным и смиренномудрым без кротости и терпения не получится никаким образом. Все начинается с кротости, потом терпение, потом смирение. И потом только смиренномудрие.

– По поводу бани: мне вдруг вспомнились древнеримские термы, где обсуждались самые главные вопросы, в том числе богословские темы. Так что и в бане, и везде, где бы мы ни были, можно размышлять о Боге...

– Можно и нужно. Время, которое мы проводим в общении с людьми, можно проводить именно с пользой для своей бессмертной души. Мы должны помнить, что слово имеет силу, и за каждое слово мы понесем ответственность. Помните, братья и сестры, что эта ответственность с нас не снимается. Слова, которые мы произносим, входят в вечность. Каждое произносимое нами слово имеет свою силу, и эта сила может быть благодатной, созидающей, а может быть такой, после которой останется пепелище...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать