Беседы с батюшкой. «Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими». Священник Александр Асонов

7 апреля 2022 г.

Сегодня у нас в гостях священник Александр Асонов, настоятель храма во имя всех святых, который находится в Гатчине на Гатчинском кладбище.

– Тема сегодняшней передачи посвящена, на мой взгляд, очень интересному вопросу. Есть в послании апостола Павла такая фраза: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Вся очевидность этой фразы, казалось бы, не требует обсуждения, но это не так. Что означает этот призыв апостола?

– Изначально может показаться, что данный призыв приглашает людей к тому, чтобы подстраиваться под любую ситуацию. То есть сейчас все радуются – и вы радуйтесь, все плачут – и вы плачьте. Но это не так. Речь идет не об этом. Если читать 12-ю главу Послания к Римлянам святого апостола Павла, там отмечено намного больше очень важных моментов, в контексте которых и следует рассматривать данное высказывание, данный призыв.

Красной нитью проходит общехристианский призыв быть сострадательными,  сопереживать людям, которых Господь посылает нам на пути. Как мне кажется, это весьма нелегкий крест, потому что все мы изначально по сути своей замкнуты на своей субъективности, связанной с переживаниями нашего личного эго в контексте нашего бытия и собственного восприятия происходящего. Господь Иисус Христос призывает нас выйти за рамки нашей субъективности и преодолеть границы собственного восприятия, из-за чего мы отделяем себя от окружающего мира. Это очень интересный момент, потому что ветхозаветная заповедь, которую вспоминает Господь в Священном Писании, гласит: возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всей силою; мы знаем ее хорошо. Затем: возлюби ближнего своего. И мы видим, что без любви к истине и правде невозможно по-настоящему возлюбить ближнего, то есть быть соучастником в жизни того человека, которого Господь посылает нам на пути, – нашего ближнего.

У нас есть личный жизненный опыт, что такое радоваться с радующимися и плакать с плачущими. Это знакомо каждому человеку. У всех есть родители. Когда мать скорбит и плачет, мы, даже не зная причину ее переживания, испытываем страдания вместе с ней. Этот человек близок нам, он пересекает границу нашей субъективности. Я не говорю о том, что у человека не должно быть социальных границ. Они должны быть, но не должны замыкаться на нашем эго. К этому призывает Христос. Пересечь правильно эти границы можно лишь только благодаря знанию подлинной любви, которая открывается только в Боге, ибо Бог есть Любовь.

Мне всегда казалось (и до сих пор кажется), что отголосок Божественной любви – это родительская любовь к своим детям и любовь детей к своим родителям. Это очень тусклый отголосок Божественной любви, заложенный в человеке по факту его рождения. И по своей природе человек это переживает естественным образом, пересекая границы своей отчужденности от окружающего мира. К этому призывает Господь, как говорит святой апостол Павел. Когда наши близкие радуются, мы радуемся с ними вне зависимости от того, понимаем причину их радости или нет. Нам просто радостно, когда наши дети впервые начинают улыбаться, и мы улыбаемся вместе с ними, начинаем с ними радоваться, мы – соучастники их радости, даже не понимая ее причины. Это наше естественное желание, и это – отголосок Божественной любви.

Чтобы понять, что такое «Бог есть любовь», мне кажется, человеку достаточно задуматься о той любви, которая дана ему Богом как некоторый тусклый луч Божественного света, как искра Божия (по-гречески «харисма»; отсюда понятие: харизматическая личность), которая отражает, хоть и в тусклом виде, удивительный источник, из которого она исходит. Вот этот тусклый луч света нашей любви к нашим родным и близким помогает чуть-чуть понять, насколько бесконечна и непостижима та любовь, которая существует в Боге. Если мы попытаемся это как-то сопрягать, сопоставлять и объединять, то, может быть, наши ощущения Бога начнут меняться. Он перестанет быть Богом карающим, страшным Судией, но превратится в любящего отца из притчи о блудном сыне. А что делает этот отец? Он каждый день выходит на дорогу и вглядывается вдаль, ожидая возвращения любимого младшего сына. Это очень важно для нас пережить, потому что самое главное, для чего человек приходит в этот мир, – научиться любить и быть любимым, все остальное преходяще (это мое личное убеждение).

Дела соучастия, милосердия, сострадания без любви невозможны. Даже апостол Павел сказал: пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Поэтому открывается подлинная истина и тайна нашей веры.

– Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Если не чувствуешь сердцем состояние, когда нужно плакать с плачущим, но понимаешь, что нужно оказывать милосердие любому ближнему, который оказался с тобой рядом, помогать в беде, примирять других, то появится ли это чувство со временем? Или надо как-то молиться, просить этого?»

– Могу сказать только одно: кто стучится – тому отворяют. Тот, кто ищет, – обретает. Нужно стремиться искать этого, просить у Бога в молитве.

Интересно устроены заповеди блаженств. Все начинается с понятия: блаженны нищие духом. А остальное – это производные. Если вы нищие духом, значит, ищете правду и истину. Если вы нищие духом, значит, вы миротворцы. Если вы нищие духом, то алчущие и жаждущие правды. Если вы нищие духом, то вы и плачущие.

Почему вы плачете? Потому, что ощущаете свое духовное недостоинство, несостоятельность, и вы стенаете, плачете, переживаете. Но вы утешитесь, потому что самое главное с вами произошло. Это же калькой накладывается на все притчи, которые говорит Спаситель. Например, возьмем притчу о мытаре и фарисее. Мытарь нищий духом, но фарисей не нищий духом. Все начинается с ощущения своего духовного недостоинства. До тех пор, пока ты уверен в своей праведности, тебе сложно будет найти подлинную правду и подлинную истину и узреть Бога. Узревают Бога только те, кто нищие духом, потому что они ищут истинную правду и они подлинные миротворцы.

Кстати, о миротворцах сейчас очень актуально. Это касается тематики, которую мы сейчас обсуждаем, призыва святого апостола Павла в Послании к Римлянам: «Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими». Если у тебя есть опыт богообщения, если ты ощутил свою духовную нищету, заплакал об этом, стал искать истинную правду, то ты Бога узришь, но, узревая Бога, ты станешь подлинным миротворцем. Это взаимосвязанные понятия в нашей вере, и в этом есть подлинное чудо.

Я сейчас немножко отхожу от темы, поскольку мы стали говорить о заповедях блаженств. Мы вспоминаем их каждую литургию (заповеди блаженств звучат перед выносом Святого Евангелия), что свидетельствует о том, что они высоко почитаются Церковью. Когда Господь перечисляет заповеди блаженств, Он не говорит, что блаженны сотворяющие чудеса, прекрасно пророчествующие, мудрствующие об истине, исцеляющие, прекрасно постящиеся или глубоко молящиеся. То, что кажется необходимыми качествами нашей религиозной жизни, нашего вероисповедания, не перечисляется в заповедях блаженств. Почему? Ведь вроде бы и чудеса, и истовая молитва, и Великий пост как подвижничество, и многое другое – это то, что как раз должно нас привести к великому подвигу… Ничего подобного! Христос говорит: нищие духом. С этого все начинается… Мы во внутреннем мире имеем свою самоправедность. И она не выше, чем самоправедность фарисеев, а Господь четко сказал и очень ясно определил: «Если ваша вера не превзойдет веры книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное». Как так? Эти люди, фарисеи, книжники, наизусть цитируют Закон, они почитаемы в народе, хранят веру отцов, все ритуалы исполняют вовремя, все субботы соблюдают... Как так? Почему? Как это превзойти? Сначала стать нищими духом. Другого пути нет. Вы не сможете радоваться с радующимися и плакать с плачущими искренне. Это будет неестественно. А исполнение Закона не через сердце, без любви к Богу всем сердцем и всем разумением – отнюдь не исполнение Закона.

– Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как связаны благая весть как благовещение и Благая Весть как Евангелие?»

– Евангелие – это Благая Весть о победе прежде всего. Благовещение – это событие, которое происходит в Новозаветной истории. Оно посвящено явлению Архангела Гавриила Деве Марии с возвещением о том, что Она зачнет от Духа Святого. По своему этимологическому происхождению эти слова в русской лексике являются однокоренными, но по сути своей Евангелие и благовещение разные понятия в нашей церковной традиции.

– В следующий раз поговорим на эту тему. Вернемся к плачущим. У меня такой интересный вопрос. Почему апостол начинает с того, что нужно радоваться с радующимися, а потом – плакать с плачущими, а не наоборот?

– На Ваш вопрос лучше, чем я, ответит блаженный Феофилакт Болгарский: «Великий нужен дух, чтобы не только не завидовать, но и радоваться с радующимися. Это показывает душу, совершенно свободную от зависти, и гораздо больше значит, нежели плакать с плачущими; потому что к плачу побуждает сама природа, влекущая к состраданию. Итак, научает нас тому и другому, то есть и состраданию, и чуждому зависти расположению ко всем, даже к гонителям».

Не случайно блаженный Феофилакт Болгарский говорит: ко всем, даже к гонителям. Потому что в двенадцатой главе (14-й стих) святой апостол Павел говорит, что мы должны молиться за тех, кто нас гонит и обижает. Это предисловие, то есть стих, который следует прямо перед словами «радуйтесь с радующимися»: Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Это созвучно с заповедью, которую говорит Христос: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую. Речь не идет о физическом бое, физическом действии. Если понимать это буквально, как физическое действие, то тогда нужно и все остальное воспринимать буквально: если тебя искушает и соблазняет глаз твой, вырви его… Речь идет о совести человеческой. Мы притчу о совести человеческой пытаемся трактовать буквально, по-язычески, поэтому очень часто говорят: «Я сейчас тебя по щеке ударю, а ты мне должен подставить другую». Речь не об этом. Я имею полное право отстаивать себя как личность. Что значит «подставь другую щеку»? Не пожелай зла, не взращивай в себе месть и ненависть.

Есть хорошая восточная поговорка (не христианская, но к теме). Звучит она примерно так: «Великолепный солдат никогда не теряет чувства спокойствия, прекрасный полководец побеждает без боя, чудесный император правит не унижая. Не сражайся». И в этом очень глубокий смысл заложен. Если говорить о некоторых восточных единоборствах, то там принцип очень интересный: использовать силу противника. Ты продолжаешь удар противника, и его нападение обращается против него. Я думаю, в некотором смысле это касается и того, о чем мы сейчас рассуждаем.

«Молитесь и благословляйте проклинающих вас». Об этом говорит и Христос. В наше время это звучит актуально, но это всегда звучало актуально. «Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими», то есть помните, какова высота вашего призвания, к чему вы призваны, кто такой Христос, для чего Он пришел и о чем говорил. Пришел ли Он для того, чтобы мы научились исцелять физические недуги, ходить по водам и пророчествовать об Апокалипсисе? Разве это важно? Все происходит здесь и сейчас. О чем был главный посыл? О чем говорил Спаситель прежде всего? Какую точку Он поставил на Тайной Вечере? «Только так узнают, что вы Мои ученики, больше никак». Всё.

Помните, мы об этом не раз говорили? Это важный момент нашей веры. Послание к Римлянам (12-я глава, 19-й стих): Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Если возможно, будьте в мире со всеми людьми. Если возможно, конечно, потому что невозможно быть в мире со всеми. Как бы мы ни стремились быть миролюбивыми и миротворцами, всегда найдутся люди, которым что-то будет не нравиться в наших поступках... Так устроена жизнь, это надо понимать.

Другой вопрос, как мы на это реагируем. Нам нужно реагировать адекватно, без злобы. Это сложно, но в Боге все возможно. Поэтому древняя заповедь так и звучит: сначала Бога возлюби, истину возлюби, правду. Потому что всякий ищущий правду и истину чувствует себя нищим духом, значит, он ищет Бога, а ищущий Бога обрящет Его; значит, научится всему остальному.

– Вопрос телезрительницы Ирины из Мурманска: «В 33-м псалме, во втором стихе, говорится: Благословлю Господа во всякое время. Разве мы можем Господа благословлять?»

– А почему нет? Можем. Это воспевание по отношению к Богу. Если имеется в виду, что мы превозносимся над Богом, то ничего подобного здесь нет. Давать благословение в данном контексте – значит благодарить. Термин «благословение» в русском языке звучит постоянно: благословен Бог наш (этими словами начинается каждый молебен); благословенно Царство!

– Когда мы учимся радости и рядом с нами находится человек в беде, то мы, сопереживая ему, не позволяем себе плакать, а, наоборот, побуждаем человека к радости. Может ли сочувствие выражаться не в плаче, а в какой-то другой форме?

Плачьте с плачущими – это образное выражение, то есть будьте милосердны, сострадательны, внимательны. В контексте всей главы послания святой апостол Павел пишет о том, что по-настоящему у нас нет врагов. Те, кто сегодня нам враги, завтра могут быть самыми близкими друзьями. Апостол Павел имеет право рассуждать об этом, потому что он был врагом христиан.

Мы не видим Святой Дух, но видим результат действия Святого Духа, когда вчерашний враг сегодня становится другом; вот об этом говорит апостол Павел. Может быть, сегодняшний самый злейший враг отдаст душу свою за нас.

В юности меня поразило произведение Генрика Сенкевича «Камо грядеши». В нем есть один персонаж (омерзительнейшая личность), который выслеживает христиан, шпионит и так далее, но в последний момент становится на сторону христиан. Эта неприятнейшая личность все делает ради корысти и своей выгоды, но в конце умирает вместе с христианами, потому что этого человека что-то коснулось; и он умер как христианин. Поворот судеб бывает очень неожиданным.

Тот, кто сегодня рядом с вами и, может быть, вам кажется самым верным другом, завтра может вас предать. Потому что самые верные подданные часто бывают предателями.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии есть такое выражение: нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя. В первые века было много мучеников, которые отдавали свои жизни за Христа: это и Георгий Победоносец, Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, и сорок Севастийских мучеников, в том числе и Аглаий-воин, который стал сороковым. А почему он не освободил мучеников, а умер вместе с ними? Например, сектанты тоже готовы отдать свою жизнь за какие-то идеалы. Но апостол Павел сказал: если я отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы… Какое правильное решение о смерти или жизни?»

– Ответ кроется в самом вопросе: правильный выбор возможен, если у человека есть полное познание Бога, есть любовь. «Если я говорю языками ангельскими или человеческими, а любви не имею, то я медь звенящая, кимвал звучащий; если имение свое раздам и тело отдам на сожжение, а любви не имею – нет мне в этом никакой пользы». Сделать единственно правильный выбор можно лишь тогда, если вы ощущаете себя нищим духом, ищете правду и истину. Вы это обрящете в Боге – тогда поймете, когда, где и какое надо принимать решение. Только в Боге и с Богом – иных вариантов нет.

Для того чтобы начался действительный внутренний поиск истины, правды, у человека должно произойти внутреннее изменение, он должен почувствовать, что в этом нуждается, что он нищий духом, не может без этого жить; должна возникнуть внутренняя потребность, поиск. Это идет от древности.

Если человек начинает искренне искать, ощущая себя нуждающимся, то есть нищим, нуждающимся в духовном (не в материальном, преходящем), тогда он стучит, и ему отворят; он ищет – и он обрящет. Это слова нашего Спасителя, Иисуса Христа. В этом контексте будет понятно, где, когда и какие решения принимать.

В отношении мученичества то же самое. Если ты умрешь за кого-то, но не из-за любви, то нет в том никакой пользы. Это ответ и на поступки сектантов, и на неприятные исторические события, связанные с расколом в русском православии, – появление старообрядческого движения, когда люди из-за каких-то религиозных внешних форм готовы пойти на самые страшные поступки. Это продолжается до сих пор, к сожалению.

– Вспомним фильм Тарковского «Андрей Рублев»…

– Да, в фильме это показано потрясающе. И это не единственный фильм, где это хорошо освещается: есть другие прекрасные фильмы, книги. Это происходит по сей день; даже в наш просвещенный век, когда вроде бы всё на поверхности. Возникают движения людей в разных местах планеты, нашей многострадальной страны и даже внутри Поместной Русской Церкви, которые ради внешних форм, без дел милосердия и любви, готовы пойти на страшное. Не надо кривить душой, к сожалению, это происходит. 

Что мы можем сделать в этом случае? Продолжать чувствовать себя нищими духом. Тогда мы будем знать, как на это правильно и адекватно реагировать, сохраняя нашу христианскую православную веру, оставаясь на правильном пути. У нас другого выбора нет; иначе все канет в Лету, все пропадет.

– Бывают ситуации, когда легче расстаться со своей жизнью, чем пойти на служение. В этом случае и получается: жизнь положить за други своя, когда мы не думаем о своей жизни, а думаем о жизни других людей.

– Когда вы думаете о других людях, значит, чувствуете себя нищим духом; вы нуждаетесь в духовности, ищете Бога, правды и истины и это обретаете. В реализации  милосердного и сострадательного отношения к ближним происходит ваше внутреннее становление как личности.

Как видели ранних христиан люди со стороны? Кто такие христиане? К чему мы должны стремиться? С кем мы исторически связаны? Я хочу зачитать небольшой отрывок из послания к Диогнету:

«Христиане не отличаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, ведут жизнь, ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мыслей и изобретения людей, ищущих новизны, они не привержены какому-либо учению человеческому, как другие, но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни.

Живут они в своем отечестве, но как пришельцы. Имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы.

Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют; их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают как злодеев; будучи наказываемы, радуются, как будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят».

Вот какими должны быть христиане. Друзья, это второй век! Вот оно, то самое: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Похожи мы на этих людей? Мы должны себе задать этот вопрос сейчас. Являемся ли мы таковыми христианами? Уважаем ли мы законы, которые существуют в государстве, и превосходим ли мы их жизнью своей, не нарушая их?

Нужно постоянно об этом помнить и задавать себе этот вопрос. Видят ли нас такими люди? Мы похожи на этих христиан? Или мы уже совсем на них не похожи? Где мы? Кто мы? С кем мы?  

– И куда мы идем?

– «Куда идешь, Господи?»  – это, кстати, древняя латинская поговорка. В ней спрашивается: куда идешь ты, человек; в чем конец твоей жизни?

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Купцова и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать