Беседы с батюшкой. Можно ли быть христианином сегодня. Священник Олег Патрикеев

20 мая 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи – можно ли быть христианином сегодня? Эта тема возникла из письма. Некий Василий написал, что ему быть христианином просто невозможно; например, у него все друзья – неверующие, и как только они узнали о том, что он ходит в храм, подняли его на смех и начали троллить. Более того, его родители – неверующие люди и очень плохо относятся к желанию Василия посещать храм. Кроме того, он пишет, что мало что в этом понимает, поэтому посещает храм редко, только на праздники. Поэтому и возникает вопрос: разве можно быть христианином сегодня? Вы, наверное, ответите, что не можно, а нужно, но тем не менее давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

– Для начала нам нужно понять, кто такой христианин. Мы можем попросить научить нас быть поваром, хорошо быть и шофером. Помните из детского стихотворения: «пусть меня научат»? А вот стать христианином намного сложнее. Первый вопрос, который задавался устами мучителей в первые века на допросе: «Ты христианин?» Тогда от ответа на этот вопрос зависела вся твоя жизнь, жизнь твоих детей. Если ты положительно отвечал на этот вопрос, то подписывал себе, своим детям и всему своему будущему смертный приговор.

Тогда возникает вопрос к себе: «А я христианин?» Для того чтобы им быть, надо положительно ответить на вопрос, готов ли ты им быть. Конечно, сейчас этот вопрос у нас не возникает. У нас нет гонений на Церковь, и мы сейчас находимся в благодатной среде, когда можно не просто говорить о Христе, а даже показывать фильмы и вести передачи, о которых 30 лет назад люди мечтали и боялись даже это себе представить. Проходит некоторое время, и у нас это происходит, и мы видим, что сейчас можно отвечать на такие вопросы положительно. Во-первых, ты не обманешь ни себя, ни Христа. Потому что человек, который принял Христа, – это верующий человек.

Вот теперь отмотаем опять назад: а кто такой верующий во Христа? Тогда мы будем понимать, верим ли во Христа. Ведь ответить сейчас на вопрос, христианин ли ты, можно так: «Да, я крестик ношу. У меня он даже золотой». По-всякому можно ответить. А вот тогда ответь мне на следующий вопрос: а веришь ли ты в Христа? Теперь начинается Символ веры, теперь начинаются дела во имя Христа, теперь начинается подтверждение твоей веры. Если это все есть, ты можешь называть себя христианином. А если нет? А если проблемы? А если, как у Василия, начинаются внутренние и внешние гонения? Так это и есть показатель того, что ты избрал правильную дорогу. Если тебе аплодируют, то ты катишься вниз. Если тебя в начале пути кто-то сдерживает и не дает идти ко Христу, значит, ты точно идешь ко Христу.

Я думаю, что надо еще вспомнить, где и когда началось христианство. Мы должны знать Деяния святых апостолов, должны понимать смысл рождения христианской Церкви, когда она родилась. Тогда, если я член этой Церкви, то я – тот, кого Господь избрал стать членом Церкви. В нашем организме миллиард миллиардов клеточек. То же самое и в Теле Христа. Ведь Он как Богочеловек впитывает и вмещает в Себя всех крещеных, тех, что стали христианами. Каждый из нас, крещенный по православному таинству во имя Отца и Сына и Святого Духа, становится Его клеточкой. Значит, мы все вместе составляем Его Тело. Но ведь каждая клеточка работает не на себя. Мы знаем, что каждая клеточка, которая пожирает другую, – раковая. Их надо обрабатывать, иногда дело даже доходит до операции. А вот клеточка, которая отдает, работает.

Я перед крещением людей спрашиваю, давно ли они причащались, понимают ли они, что Кровь Христа – это та сила, которая питает клеточку, питает человека и он может отдать свою энергию следующему человеку, следующей клеточке. Давайте палец сильно перевяжем, он не будет получать кровь, и что с ним будет? Он посинеет, через три дня будет еще хуже, а потом надо будет доктора вызывать. То же самое происходит с членом Церкви, который не впускает в себя Кровь Христову. Видите, сколько я показал аспектов того, как можно понять, является человек христианином или нет...

– Вопрос телезрителя: «Как правильно молиться в церкви?»

– Это зависит от богослужения. В церкви есть различные богослужения: вечернее, литургия, акафисты, треба, когда у тебя есть потребность в молитве и ты просишь совершить какое-то молитвословие с батюшкой, например, об упокоении или о здравии. Есть благодарственный молебен. Он редко встречается. Обычно мы молимся о здравии или упокоении, а вот благодарственных молебнов мало. Это как раз тоже один из аспектов того, что христианин должен доказать свою причастность ко Христу именно благодарением. Потому что благодарение в переводе на греческий – «Евхаристия». Участие в Евхаристии является благодарением Богу. Оказывается, когда мы участвуем в Евхаристии, мы благодарим Бога за то, что Он нам дал вообще возможность жить в Нем. Это интересно!

– Получается, чтобы правильно молиться в церкви, нужно научиться обращаться к Господу с благодарностью. Наверное, когда мы молимся о своих усопших, это тоже благодарение. Об этом тоже можно поговорить. Вы упомянули про мучеников, первых свидетелей Христовой веры. Ведь не все были крещены водой, многие были крещены кровью; например, 40 мучеников Севастийских. Можно вспомнить многих людей, кто не успел креститься водой, но крестился кровью.

Но здесь есть очень интересный момент. Когда мы говорим о том, можно ли быть христианином сегодня, на нас сваливается очень много таких проблем, с которыми мы можем не справиться. Я имею в виду все ситуации, которые сейчас возникают: очень много соблазнов, много разных мнений. Человеку сейчас очень сложно выстоять. В этом случае христианин может в принципе сомневаться в том, что ему говорят, в том числе и священники?

– Сомнения сомнениям рознь. Есть ересь, ее надо просто отвергать. У нас есть учение святых отцов, и сомневаться в Святой Троице или в церковных постулатах, которые должны быть прямо как аксиома, нельзя. Тогда это уже будет падение. Враг сразу проявится, если ты хотя бы немножко засомневаешься.

А вот о разногласиях, которые должны присутствовать в богословских размышлениях, даже писал апостол Павел: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Это необходимо, чтобы понять, что есть Дух, прочувствовать это. Ведь все Соборы руководствовались Святым Духом. А сколько приходило? Сколько было митрополитов, епископов? Но вдруг часть из них говорила, что нужно так, а часть говорила, что нужно по-другому. Та же ересь Ария, которая была осуждена. Ведь было много ариан. А Дух Святой говорит, что нужно вот так. Кто-то из ариан каялся, кто-то уходил в подполье. Но факт остается фактом: Святой Дух явственно показывает, что множество людей думали одинаково. Дух Святой просвещает человека.

Поэтому сомнения могут быть у новоначального человека, который начинает искать истину. Христос нам говорит: познаете истину, и истина сделает вас свободными. А от чего нам быть свободными? Как раз от этих помыслов, ересей, расколов, от различных неправд, которые могут примешиваться к приходящей информации. Кто даст нам критерий этой истины? Пилат говорил: «Что есть истина?» У него голова болела от этих проблем. Там одна информация, тут – другая. Где эта истина? А перед ним вдруг становится Истина, перед ним – Христос. Вот в Нем вся истина. Ищите Христа, и тогда эта истина откроется, и сомнения отпадут. Они станут двигателем для поиска.

Но искать надо не просто в Интернете. Искать нужно у хороших учителей, профессоров богословия. Может, даже нужно общаться с ними тет-а-тет, искать возможность поучиться. Когда я пошел учиться, я понял, что мне не хватает богословского образования. Потому что я встречался с запрещенными в России свидетелями Иеговы и понимал, что мне не хватает образования, чтобы с ними общаться. Там сидят серьезные богословы. Я пошел учиться, и свой первый диплом защитил как раз о беседах со свидетелями Иеговы о Божественной природе Иисуса Христа. Потому что это самая главная причина, по которой они отпали. Удивительно, что они не сомневаются в своей ереси. Убежденность в ереси – это вообще тяжелый случай.

– Вернемся к письму Василия, который говорит, что друзья подняли его на смех, когда узнали, что он ходит в церковь. Действительно, для молодых людей друзья, подруги – это огромная составляющая их жизни, иногда даже более важная, чем родители. И мнение молодого человека формируется из отношения к этому друзей. Что в этом случае делать? Легко сказать, что в данном случае это не друзья...

– Нет, они остаются друзьями. Невозможно просто взять и вычеркнуть из своей жизни людей, которые окружают тебя в школе, на работе. Многие могут подумать, что это всего лишь увлечение, мол, увлекся человек, стал ходить в храм, нам-то какая разница... Но, видимо, у Василия возникает желание показать христианство, может быть, даже проповедовать. Новоначальные часто этим занимаются, им кажется, что сейчас они расскажут о Христе и все моментально за ними пойдут. Я сам через это прошел, но потом понял, что надо не говорить, а больше показывать своей жизнью и в молитве просить, чтобы Господь открыл человеку самого себя. Это уже другая стезя. Господь знает, что человек по своей гордости может присвоить себе, своим заслугам то, что тот или иной человек пришел в храм. Поэтому надо скромно молиться за другого человека, и, если он вдруг придет в храм, это будет счастье.

– Вопрос телезрительницы из Тамбова: «Если мне человек очень не нравится, можно сказать, я его ненавижу, Господь услышит мои молитвы о нем? Я имя этого человека написала в помяннике, но душу не вкладываю в молитву за него. И не знаю, поминать его или не поминать...»

– То есть у Вас в жизни есть человек, которого Вы очень сильно не любите. Давайте поразмышляем, потому что вопрос очень важный. Мы часто в своей жизни встречаемся с людьми, которые потом оказываются для нас какими-то проблемными. Поначалу мы, может быть, дружим с ними, вводим их в семью, а потом случается какой-то конфликт. Даже в семьях бывают такие конфликты, что люди разводятся: только любили друг друга – и вдруг ненависть. При этом человек ходит в храм, хочет молиться, причащаться, а на душе – камень. Как простить? Ведь это обида. И здесь серьезное действие темных сил. Потому что Бог только соединяет. А задача дьявола – разлучить людей: мужа с женой, детей с родителями и так далее.

Как простить человека? Как за него молиться? Совесть Вам подсказывает, что какой-то шаг сделан не так. И помолиться хочется, но и вопрос возникает, услышит ли Господь молитву. Он услышит, но Он ведь тоже просит о чем-то. Например, когда мы подходим к иконе Николая Чудотворца и просим его помочь, святой ведь тоже говорит с нами. Например, он просит нас помочь нищему, который стоит рядом с протянутой рукой. Но мы этого не слышим. Мы забиты своим горем, своими проблемами и просим, чтобы наши просьбы выполнили.

Вам кажется, что этот человек Вас обидел. Но еще неизвестно, кто кого обидел и почему так произошло. Если на Страшном Суде это откроется, Вы увидите, что, возможно, и Вы были в чем-то не правы. Для начала надо в этом раскаяться. Подойти к священнику, объяснить ситуацию. И это будет первый стежок, который поможет затянуться Вашей ране. Милостью Божией Вы начнете понимать, что были виноваты, каяться, что были причиной этой разлуки, – и начнется соединение. Через какое-то время, когда Вы будете за этого человека молиться, Вы захотите, чтобы он вернулся в Вашу жизнь, захотите увидеть его лицо и попросить прощения. Это же серьезное дело. На том свете мы встретимся со всеми, кого обидели. Поэтому надо здесь, на земле, решить все эти проблемы. Сказано в Священном Писании, что прежде чем идти к Богу, пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Тогда Бог примет дар и исполнит то, о чем ты просишь.

– У каждого из нас есть люди, против которых сердце озлобляется, возникают нехорошие мысли. И мы избегаем общения с этими людьми. Но если ты постараешься пообщаться с таким человеком, при этом не будешь кричать или обвинять его, а попробуешь выслушать, то станет легче.

Я сегодня был на богослужении в храме Петра Афонского и Ольги равноапостольной в деревне Морье. Там я увидел людей (их, конечно, было мало), которые вместе разделяют радость литургии. В больших храмах, где сотни людей, мы молимся вместе, но друг друга не знаем и постоянно осуждаем (например, кто-то нас толкнул или еще что-то). А потом спокойно идем на причастие. Это христианство или нет?

– Конечно же, мы должны следить за своими мыслями. Например, тебе наступили на ногу в храме. Что ты должен сделать? Ответить: «Спаси Господи!»

– Наступить на ногу в ответ, как делают маленькие дети, чтобы не поссориться.

– Или подставить вторую ногу. Нужно научиться сглаживать помысел. В нас живут естественные страсти, и они настолько преобладают, что мы естественно грубим, естественно хамим, естественно ругаемся матом. Наше греховное естество настолько нами обладает, что часто диву даешься, как человек в таком состоянии может находиться в храме. Поэтому нужен опытный духовник.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда труднее быть христианином: во времена гонений или в наше время?»

Хороший вопрос. Дело в том, что первые христиане жили не так, как мы сейчас. Они жили днем воскресным, всегда были в ожидании пришествия Господа, что вот сейчас придет Христос судить живых и мертвых и Его Царствию не будет конца. Этими словами из Символа веры они жили. Они не думали о завтрашнем дне, о каких-то закупках или заготовках на осень, не скупали сахар и гречку. Они жили ожиданием Христа. Как говорит Иоанн Богослов: Ей, гряди, Господи Иисусе! Потому и расставаться с жизнью было радостью: «Я умираю за Тебя и иду к Тебе».

Это как невеста, которая ждет своего жениха. Каждый из нас помнит свою первую любовь, когда имя возлюбленной было главным в жизни, она снилась, ты дарил ей цветы, не замечал ничего иного, ночью мог писать стихи. Вот так бы научиться любить Христа! Может быть, это звучит как-то по-человечески, но мы должны быть в Него влюблены...

– Христос просит от нас одного – любить.

– Мы не понимаем, как можно влюбиться в Христа. Это же Бог. Но почитайте Акафист Иисусу Сладчайшему, например: там такие красивые словосочетания по отношению ко Христу! Понимаешь, что именно так и надо Его любить. Попробуйте вспомнить свою первую любовь и перенесите это на Христа. Тогда вы поймете, кто такой христианин.

– Сейчас в храмах читаются Деяния апостолов, и нам открываются очень интересные свидетельства о том, как жили апостолы, как жила Церковь. Впереди нас ждет праздник Вознесения, потом – праздник Троицы. После Пасхи мы все время говорим о воскресшем Христе, приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» Но после Вознесения вдруг перестаем об этом думать. Возможна ли для христианина такая перемена ума, когда он решает, что теперь не будет говорить «Христос воскресе!»?

– Я думаю, можно не говорить «Христос воскресе!» постоянно. Это не значит, что мы в этом плане как-то разуверились. Дело в том, что мы живем церковным календарем, и каждое событие надо проживать. Мы же не можем одновременно проживать воскресение Христово и Его распятие. Мы знаем, что за распятием будет воскресение Христово, но мы должны пережить распятие. Мы живем жизнью той Церкви, которая была образована апостолами. Книга Деяний святых апостолов нам показывает, как нужно жить. То, что Христос воскрес, должно быть не на устах, но закреплено в сердце настолько, что когда тебя спросят, христианин ли ты, ты сможешь смело ответить, что христианин... Христос воскрес не на пасхальных столах, не в куличах, а в сердце.

– Возвратимся к письму Василия. Очень сложно человеку приходить к вере, о которой он не слышал с детства. Наше поколение еще захватило времена, когда христианство было внове, и очень много людей узнавали о вере почти как первые христиане и приходили креститься. Сейчас люди вырастают в благолепии храмов, и уже нет того первого ощущения. Как Василий к этому пришел? Родители не говорили ему о вере, друзья – атеисты. Откуда у Василия это желание и почему он спрашивает, что делать?

– Вера приходит от разных источников. Главный источник – Евангелие. Вера от слышания, а слышание от слова Божия. Если мы читаем либо услышали Евангелие, то Господь нам приоткрывает Духом Святым ту завесу, которая есть в человеке темном, непросвещенном. Человек может быть крещеным, но потом забывает свои обеты перед Богом, темнеет, и лампада, которая когда-то была зажжена, потухает. Это как спящий режим в компьютере: вроде включен, но не работает.

Когда человек читает Евангелие, он озаряется светом, исходящим от Евангелия. Или человек может загореться, услышав проповедь. Сейчас очень много проповедей можно найти в Интернете. Послушал – и загорелся, открыл Евангелие, начал читать. И происходит изменение ума, метанойя. Человек вдруг понимает, что, оказывается, есть другая жизнь – со Христом, и это уже вечная жизнь. Человек хочет узнать, что там, за гранью смерти. Страх смерти тоже приводит человека к познанию Бога. Мы знаем по раскопкам, что первые люди, например, хоронили умерших в позе эмбрионов. То есть уже тогда, в далекие времена, люди понимали, что на этом жизнь не останавливается и смерть является каким-то переходом. Поэтому это тоже хороший источник для познания самого себя.

– Следующий мой вопрос касается способа получения информации о христианстве. Мы помним время, когда Библию купить было невозможно, ее не было в продаже. Потом появились проповедники, которые раздавали Евангелие. Но приобрести где-то синодальное издание было невозможно. Сейчас для молодых людей Библия не представляет интереса, она написана мелким шрифтом на папиросной бумаге. Можно воспользоваться Интернетом, но там такое количество всякой ереси, что становится просто страшно. Каким образом человеку можно отличить ложь от правды, поиск истины от служения лукавому?

– Можно, конечно, ответить одной фразой: смотрите первый православный, где есть все программы. Я сам смотрю, слушаю проповеди, жития святых. Это прекрасно, и таких каналов должно быть больше. Надо смотреть каналы, где священники православные, а не просто размышления о Боге какого-то человека, который ищет Бога или смешивает различные религии. Это интересно, когда человек ищет Бога. Но когда человек начинает говорить, что уже нашел Его, – это опасно, потому что это такой гуру, который подчиняет себе энергетически и с помощью разных психологических способов привлекает внимание к себе. Через этот опыт прошли многие протестантские пасторы, которые потом вернулись в православие.

Конечно, нужно все это различать. Это возможно с помощью православных друзей, например. Василию надо найти православного друга в храме. Если Господь сподобит познакомиться с батюшкой, то попроситься помогать в алтаре. Нужно познакомиться с Церковью. Дома очень тяжело найти какое-то понимание, и я это знаю по себе. Когда я уверовал, мне было сначала очень тяжело, но потом брат привел меня в церковь, где я и остался.

Нужен человек, который поможет. Поэтому мы за Василия помолимся. Если Господь коснулся твоего сердца, Он тебя уже не оставит. Иди за Христом – и Он все устроит в твоей жизни.

– Вспоминается замечательный фильм «Солярис», в котором профессор Снаут говорил, что человеку нужен человек. Я согласен с этим выражением, что человеку нужен человек, особенно если этот человек еще и приведет тебя к Богу. Можно перефразировать профессора Снаута, сказав, что человеку нужен Богочеловек.

Еще один вопрос возникает в нашей теме о том, можно ли быть христианином сегодня. Акцент делаю на слове «сегодня». Ведь мы не представляем нашей жизни в какой-то ближайшей перспективе. Как быть христианином именно сегодня? Вот сегодня, например, 20 мая. Как мне быть христианином 20 мая?

– Не сегодня, а сейчас. Есть прекрасная песня со словами: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Жизнь есть Христос. Надо найти Христа в своей жизни, постоянно Его искать: «Где Ты, Христос? Помоги мне Тебя найти». И читать Евангелие. Господь сказал слово, и Его слово больше не изменится, Он ничего нового не скажет. Он сказал все то, что нужно нам для спасения. Нужно окунуться в Евангелие, вкусить его. Это письмо Бога к человеку. Почему бы не прочитать письмо от Того, Кто тебя любит и доказывает любовь Своей смертью и воскресением? Он сделал все для нашего спасения. Если мы не спасемся, не попадем в рай, нам должно быть стыдно.

Мы должны избрать дорогу на Царствие Небесное. Господь говорит: «Приблизилось Царствие Небесное». Как оно приблизилось? В начале каждой литургии мы говорим: «Благословенно Царство». Оно уже здесь. Жить Христом – значит жить литургией. Без литургии жить Христом невозможно.

– Это то, с чего мы начали. Получается, что христианин – это просто благодарный человек. Можно так сказать?

– Да. Именно человек. Сначала надо стать человеком. Некоторые даже пытаются уйти от человечества своего, оставаясь в грязи. Но надо стать человеком с большой буквы. Потом будет проще найти Христа. Христос призывает обожиться. Бог и стал Человеком для того, чтобы человек стал богом.

– Получается, что все очень просто.

– Надо просто включить свет в темноте.

– Благословите наших телезрителей. Может быть, кто-то, такой же, как Василий, услышит Вас сегодня.

– То, что Христос воскрес, – это истина. Ищите воскресшего Христа. Он уже вас нашел, осталось только в это поверить.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать