Беседы с батюшкой. Екатеринбургская духовная семинария. Священник Александр Карачев

15 июня 2022 г.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святителя Стефана Великопермского города Екатеринбурга, заведующий сектором заочного обучения бакалавриата Екатеринбургской духовной семинарии священник Александр Карачёв.

– С 20 июня начинается прием документов от абитуриентов для поступления в Екатеринбургскую духовную семинарию. Хочу посвятить нашу передачу вопросам поступления в семинарию, а также обучения там, в частности на заочном отделении бакалавриата. Кто обычно поступает на заочное отделение семинарии? Для какой категории абитуриентов предусмотрено заочное обучение?

– Можно выделить две категории лиц. В первую категорию входят священнослужители, которые приняли священный сан, но не успели получить духовное образование. Вторая категория – это люди, которые собираются принять священный сан; люди, состоящие в браке или являющиеся монашествующими (или послушниками) в обителях. То есть это те, что не могут отлучиться с места своего жительства и церковного послушания, но желают стать священнослужителями. Как правило, на бакалавриат на очное отделение поступают лица до 35 лет, на заочное отделение – лица в возрасте до 50 лет (возрастной ценз расширяется).

– На что абитуриенту нужно обратить особое внимание при сборе документов для поступления в семинарию?

– В первую очередь надо сказать, что вся информация выложена на сайте нашей семинарии, там перечислены все документы, которые необходимо собрать при поступлении в духовную семинарию. Хотелось бы обратить внимание, что тем, кто хочет поступать на заочное обучение, в первую очередь требуется благословение правящего архиерея, благословение духовника в форме характеристики, рекомендации, ходатайства. Если лицо состоит в браке, требуется свидетельство о браке и свидетельство о венчании. Для лиц в священном сане требуется указ о хиротонии и назначении на тот или иной приход. Вот основные документы, на которые нужно обратить внимание.

– Часто задают вопрос о том, как составить рекомендацию. Есть какие-то советы на этот счет?

– Она составляется в произвольной форме. Это, можно сказать, автобиография абитуриента. В роли духовника в данном случае выступает священник, он рекомендует человека, которого хорошо знает, постоянно видит на богослужении. Как правило, человек, которому дается рекомендация, уже является церковнослужителем, то есть исполняет пономарское послушание или послушание чтеца в храме, регулярно участвует в церковных таинствах, подготовился соответствующим образом для поступления в духовную семинарию.

– Знаю, что существуют определенные препятствия для поступления в семинарию. Можете о них рассказать подробнее? С чем они связаны?

– Действительно, таковые препятствия есть, и они связаны с возможностью рукоположения студента в будущем. Так как к священнику предъявляются особые требования, нравственные критерии, прописанные в нормах, канонах Церкви, церковное право определяет три категории препятствий.

Духовные препятствия касаются нравственных (моральных) ценностей человека. Если человек живет в смертных грехах (допустим, в блуде) или совершал страшные грехи (например, убийство) и имеет судимость, то, конечно, он не может быть священнослужителем.

Есть препятствия физического характера, когда человек имеет какие-то изъяны, болезни. Конечно, здоровых людей сейчас вряд ли найдешь, каждый человек чем-то болеет, но имеются в виду болезни, которые будут затруднять служение. Например, если человек инвалид, не имеющий руки или ноги, он не сможет совершать богослужение, но не потому, что он плохой или недостойный, а потому, что этот изъян не позволит полноценно совершать богослужение. Или, допустим, человек слепой. Также к физическим препятствиям относится психическое расстройство человека.

И третья категория – препятствия социального характера. Человек не может состоять во втором браке, он должен быть в первом браке, и это должен быть венчанный брак. Человек должен иметь хорошую репутацию в приходе, в среде общественности; должен заниматься какой-то деятельностью, работать по профессии, которая тоже соответствует морально-нравственным ценностям. Неподобающая работа служит препятствием, и человек не может стать впоследствии священнослужителем.

– Вы в своем ответе сделали, как мне кажется, важный акцент, сказав о том, что студент должен в будущем стать священнослужителем. Это главное. Когда студент поступает в духовную семинарию, он должен для себя определить, что будет священнослужителем.

– Он должен еще до поступления в семинарию определиться, понять, что желает стать священнослужителем и сделает для этого все возможное. Чтобы потом, во время учебы в семинарии, не было метаний: мол, раздумал, расхотел. Только одно может стать препятствием: если впоследствии возникнут какие-то болезни, которые не позволят служить. Но в целом он должен этот выбор сделать заранее.

– Вы отметили, что вся информация опубликована на сайте. Тем не менее задам распространенный вопрос: как готовиться к вступительным испытаниям?

– В первую очередь хочется рекомендовать абитуриентам – начните с молитвы. Часто студенты торопятся, начинают что-то читать. Надо помолиться о том, чтобы поступить в духовную семинарию. Понятно, что прежде надо взять благословение на это, хорошо бы с батюшкой вместе помолиться. Если есть на то воля Божия, абитуриент покажет хороший результат и поступит.

Далее рекомендую обратиться к сайту и посмотреть, какие вступительные испытания ожидают абитуриентов. В первую очередь это вступительное испытание профильной направленности, куда входит комплексный экзамен. Здесь нужны знания по истории Ветхого Завета и истории Нового Завета. Могу порекомендовать литературу – «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. По этой книге учатся в воскресных школах, и вообще она рекомендована для семейного чтения. На комплексном экзамене будут спрашивать основные события, связанные с Ветхим Заветом, с личностями того времени. Что касается Нового Завета, нужно знать основные события, связанные с жизнью Спасителя, уметь рассказать и объяснить притчи, например.

Также в комплексный экзамен входят основы православного вероучения, то есть необходимо знание Символа веры. Абитуриент должен не только рассказать его наизусть, но и объяснить, как его понимает. Помимо этого студент будет опрошен на выявление знаний об основах православного богослужения, богослужебного устава. Здесь абитуриент должен показать знание церковных праздников (прежде всего двунадесятых, их даты), церковных постов, кругов богослужений (суточный, седмичный, годичный), церковной иерархии, богослужебных книг. То есть все те знания, которые касаются церковного богослужения: что такое богослужение, место и время его совершения, кто его совершает, какая церковная утварь и какие богослужебные книги используются для совершения богослужения. Все это входит в комплексный экзамен.

Следующее вступительное испытание – собеседование. Собеседование обязательно проходит с ректором, духовником семинарии, на предмет духовной жизни абитуриента и его подготовленности для дальнейшего обучения. На собеседовании абитуриент показывает знание молитв. Молитвы предлагаются из утреннего и вечернего правила, нужно их прочитать и объяснить. Помимо знания молитв абитуриенту нужно показать практические способности в чтении на церковнославянском языке (как правило, это чтение Псалтири; желательно, чтобы у абитуриента была практика чтения кафизм именно в храме) и церковном пении (исполнение песнопения, которое обычно исполняется за богослужением, это тропарь, кондак, величание).

Помимо вышеперечисленных вступительных испытаний абитуриент сдает экзамены по истории и русскому языку. Что касается истории, то должно быть знание истории России с древнейших времен до современного времени. Это и эпоха монголо-татарского нашествия, и эпоха Ивана Грозного, и эпоха Петра Великого, и советский период. И так далее. То есть основные события и даты абитуриент должен знать.

По русскому языку пишется сочинение. Замечу для тех, кто собирается поступать на очное отделение (это, как правило, абитуриенты, которые только окончили школу): результаты ЕГЭ подходят для поступления в семинарию.

– А для абитуриентов заочного отделения результаты ЕГЭ тоже подходят?

– В основной своей массе абитуриенты заочного отделения – люди уже взрослые, чаще всего получившие светское высшее образование. То есть они давно окончили школу.

– Кроме бакалаврской программы ведется прием и на подготовительное отделение бакалавриата. Расскажите о нем, пожалуйста.

– В системе образования это подготовительное отделение называется пропедевтическим курсом. Курс имеет целью дать базовые знания о православной вере, об истории Церкви, чтобы подготовить студента в дальнейшем к обучению в семинарии. Не все оканчивают воскресную школу (детскую или взрослую) при храме, не все учатся в центре подготовки церковных специалистов, на катехизаторских курсах. Для таких людей требуется какое-то базовое обучение, и подготовительное отделение как раз таковым и является.

– Тем, кто по конкурсу не проходит на бакалавриат, рекомендуется туда поступить. Правильно?

– Да.

– Мы знаем, что в семинариях воспитательному процессу всегда уделяется огромное значение. Как этот процесс реализуется на очном отделении – понятно. Реализуется ли как-то процесс воспитания на заочном отделении?

– Он реализуется, но очное отделение в этом плане, конечно же, находится в более выигрышном положении, чем заочное. Так как студенты-заочники большую часть времени находятся у себя на приходах, в роли воспитателей выступают их духовники и священники, которые совершают богослужения. Студенты воспитываются, глядя на их образ и пример.

– Как происходит процесс обучения на бакалавриате? Сколько сессий в учебном году? Сколько они длятся? И как в целом осуществляется учебный процесс?

– В течение учебного года проходят две сессии: осенняя и весенняя. Каждая сессия длится в течение недели, включает в себя установочные лекции и экзамены. Если нужны какие-то дополнительные знания, то студент обучается самостоятельно. То есть две сессии включают в себя весь процесс обучения в течение года.

– Студентам, наверное, заранее отправляются задания?

– Да, даются контрольные работы, которые они должны выполнить, и еще какие-то особые задания.

– Как осуществляется учебный процесс? Знаю, что в последнее время все происходит дистанционно.

– С началом пандемии мы начали обучать в дистанционном формате, через Zoom. Сессии проходили тоже дистанционно: преподаватели читали установочные лекции, студенты могли задать вопросы преподавателям. И потом сдавались экзамены тоже через Zoom. Сейчас мы надеемся уже отойти от этой практики (слава Богу, пандемия отступает) и вернуться к традиционному формату обучения. Обычно сессии мы проводим в паломническом центре при мужском монастыре во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Там проходят установочные лекции, там же студенты живут и сдают экзамены.

– Насколько я знаю, существует еще система дистанционного обучения на портале Учебного комитета Русской Православной Церкви. Что это такое и как это работает?

– Возможность обучаться по этой системе дистанционного обучения дается для всех семинарий в качестве вспомогательного элемента. Помимо установленных сессий и экзаменов студенты между сессиями готовятся именно благодаря этой системе. На портале есть готовые лекции, даются наглядные материалы. Также студенты имеют возможность напрямую общаться с педагогом по конкретному курсу. Они получают задания, контрольные работы либо тесты (есть разные формы), и все это осуществляется с помощью дистанционного обучения благодаря той платформе, которую предоставил Учебный комитет. Но это не заменяет основные сессии, только дополняет их. И это очень помогает. Когда студент является священнослужителем, он занят своей работой, семьей, ему очень тяжело организовать свое учебное время. Для этого требуется системный подход. В этом плане системная подготовка в виде дистанционного обучения благоприятно влияет на обучение и помогает.

– Получается, что это обязательное требование для каждого студента?

– Конечно, это обязательное требование и является допуском к экзаменам.

– Важный элемент обучения – практика. Какие практики существуют на заочном отделении и как они реализуются?

– Они такие же, как на очном обучении. Во-первых, это богослужебная практика, когда студент осваивает навыки пономарства, то есть помогает в алтаре священнослужителю во время богослужения. В народе их называют алтарниками, пономарями. Также в богослужебную практику входит чтение, пение, уставщичество и звонарство (если таковая возможность есть на приходе).

Помимо богослужебной практики есть практика миссионерская и практика педагогическая. Педагогическая практика в дальнейшем понадобится будущему священнослужителю для того, чтобы преподавать в воскресной школе, например. Миссионерская практика – для того, чтобы нести слово Божие людям.

Так как студенты не имеют возможности приезжать и централизованно сдавать богослужебную практику, они ее проходят, как правило, на приходе. На приходах они учатся пономарить, читать, петь, звонить. На приходах они проходят миссионерскую и педагогическую практику, то есть преподают в воскресной школе.

В качестве руководителя богослужебной практики выступает настоятель или клирик храма. Это может быть и регент, который обучит уставу, объяснит, из чего состоит богослужение и как пользоваться богослужебными книгами. В качестве руководителей педагогической практики могут быть учителя, педагоги, директора воскресных школ.

– Если студент – мирянин, понятно, что он проходит богослужебную практику как чтец, певец, пономарь. А если это уже священнослужитель?

– Если речь о богослужебной практике, он должен ее пройти. Нехорошо, если священник не знает, как правильно готовить облачение, чистить кадило или прибираться в алтаре. Как правило, священнослужителем не становится тот человек, который этого не знает; он обязательно эту практику проходит до того, как принимает священный сан.

– Насколько вообще эффективно заочное обучение? Это довольно сложный и важный вопрос. Потому что в нашем современном мире бакалаврская программа предусматривает, что студент практически все должен делать сам, очень многое ложится именно на его плечи. Какие есть минусы и плюсы заочного обучения?

– Если говорить о минусах, то при заочном обучении у студента мало тех педагогов, которые дают хорошую, качественную подготовку на очном отделении. Конечно, студент приезжает на сессии, учится, но это очень ограниченный по времени процесс, и он мало что успевает освоить и понять. Как Вы правильно сказали, требуется затрачивать больше времени на самообучение.

К тому же нет возможности братского общения, которое тоже требуется для дальнейшей пастырской деятельности. И когда мы выпускаем студента, все равно чувствуется, вырос он под одной крышей с другими или нет.

Плюс очного отделения в том, что студенты обучаются, пребывая в одной среде, вместе воспитываются, растут. Потому что обучение в семинарии – это не только получение суммы знаний, но еще и воспитание в себе пастырского настроя, подготовка к пастырскому служению. В данном случае у студентов заочного отделения мало этих возможностей. С другой стороны, плюс заочного отделения в том, что они сохраняют преемственность, традиции, общение с приходами, что тоже немаловажно. Потому что они продолжают находиться в своей общине. А студент очного отделения все-таки на время вырывается из этой среды, порой и не возвращается в нее, когда его потом рукоположат, уезжает в другой приход. Но такое может быть и со студентом заочного отделения. Тем не менее он впитывает дух общины, проникается проблемами и жизнью прихода, и в нем воспитывается к этому особый пастырский подход. Студенту, который вышел из хорошей, комфортной среды (студент очного отделения полностью содержится за счет семинарии, воспитывается и живет в ней), из тепличных условий, потом бывает сложно на приходе. Наверное, это можно выделить как минус очного отделения.

– Мы также знаем, что в итоге бакалавр должен защитить выпускную квалификационную работу. Как правильно подготовиться к этому, как ее написать? Обычно студент немного ленивый и под конец учебы вдруг начинает резко все писать. Как бы Вы посоветовали правильно выстроить свое время, чтобы успеть написать качественную выпускную работу?

– Для этого у нас уже немало сделано. К примеру, сейчас введены курсовые работы. Курсовая работа как бы подводит итог учебного года, исследовательской деятельности студента. Подразумевается, что курсовая впоследствии станет выпускной квалификационной работой. Соответственно, если студент пишет ее с первого курса, то к последнему курсу он имеет уже достаточно хорошую выпускную квалификационную работу. Если, конечно, он ее не начинает писать, то возникают большие трудности. Но сейчас при переходе с одного курса на другой обязательным является написание курсовой работы. То есть такая воспитательно-дисциплинарная мера нужна для того, чтобы помочь студенту в дальнейшем не переживать сильно по этому поводу.

Поэтому, конечно, надо начинать с первого курса, с определения темы работы. Либо воспользоваться темой, которую предлагают наши педагоги по тем или иным предметам, либо выбрать какую-то свою личную тему и определиться, на какой кафедре писать работу. Все зависит от темы. У нас три кафедры: богословия и библеистики, церковно-практических дисциплин и церковной истории и филологии. Соответственно, выбирается тема и определяется кафедра, научный руководитель.

Следующим шагом для студента будет встреча с научным руководителем и утверждение им темы работы. После этого тема утверждается кафедрой, и затем студент пишет работу вместе с научным руководителем. То есть научный руководитель проверяет работу на разных этапах. Допустим, работа состоит из двух-трех глав, он проверяет каждую главу поэтапно, что-то подсказывает, но начинается все со сбора материала. Сначала собирается материал для того, чтобы понять, насколько эта тема актуальна, соответствует ли современному запросу, есть ли научная новизна и так далее.

Также хотел бы посоветовать тем, кто уже учится и собирается писать такую работу: на нашем сайте есть замечательный раздел «Все для курсовых и дипломных работ», там есть руководство (и краткое, и более полное), которое поможет студенту организовать свою научно-исследовательскую работу.

– Выбрать хорошего научного руководителя, который тебе точно поможет в написании работы, – это, наверное, пятьдесят процентов успеха. Как выбрать научного руководителя? Как возможность этого выбора реализуется у нас?

– Чаще всего это происходит лично, когда человек обращается к педагогу с конкретной темой, просит помочь. В принципе, наши педагоги от этого не отказываются. Как выбрать научного руководителя? Мы же знаем, что во многом интерес к тем или иным дисциплинам зависит от качества преподавания и заинтересованности в них самого педагога. То есть насколько он любит свой предмет, насколько интересно его преподает. И тогда, даже если этот предмет сложный или скучный, студент все равно будет его с интересом изучать. Потому что такой педагог умеет зажечь огонек в сердце студента к своему предмету.

– Мы сегодня не раз говорили про вопросы воспитания, которые реализуются в семинарии. Поэтому хотелось бы задать такой вопрос: какие главные акценты ставит перед собой семинария в процессе воспитания студентов?

– Есть цель – подготовить пастырскую личность. Понятно, что для этого в первую очередь даются знания, которые охватывают разный спектр духовной жизни. У нас есть главный предмет – пастырское богословие, которое знакомит будущего священнослужителя с теми жизненными вызовами и испытаниями, с которыми он будет сталкиваться.

Я бы расставил акценты, ориентируясь на состав человека. Человек состоит из духа, души и тела. Воспитание духа происходит с помощью молитвы, поэтому именно ей уделяется большая часть времени в жизни студента. Нужно не только дать ему сумму знаний по богословию, истории, философии, другим гуманитарным наукам. День начинается с молитвы. Утренняя молитва, вечерняя, достаточно частые богослужения. При семинарии богослужения совершаются ежедневно (не только в субботу вечером, в воскресенье утром и в двунадесятые праздники). Поэтому, если мы говорим про очное отделение, студент имеет возможность присутствовать и на вечерней службе, и на утренней (Божественная литургия).

То есть происходит воспитание в молитве. Потому что будущий пастырь – это прежде всего молитвенник. Он должен учиться молитве, это его главное делание, он совершитель богослужения в первую очередь. Во время богослужения он осваивает богослужебную практику.

Если говорить о воспитании души, то, конечно же, оно происходит в добродетелях, в помощи ближнему. Для этого у нас существуют разные церковные послушания, которые помогают послужить ближнему не только в рамках семинарии, но и вне ее (допустим, какая-то помощь окружающим в социальной службе).

Помимо добродетелей я бы обозначил эстетическое воспитание. Для этого в семинарии есть возможность общения с разными научными деятелями. Помимо наших педагогов мы приглашаем разных лекторов, как светских, так и церковных. Также мы стараемся развивать в студентах в плане эстетики любовь к искусству, водим их в разные музеи, в оперный театр.

Что касается тела, здесь, конечно же, трудотерапия нас всегда спасает. Студенты приучают себя к дисциплине послушанием. В будущем у них особо не будет свободного времени. Если они выбирают этот путь, то выбирают путь служения без остатка. Священнослужитель живет не по расписанию. До последнего вздоха он остается священнослужителем, постоянно несет то или иное церковное послушание.

Послушание не ограничивается только богослужением. Священник занимается и педагогической деятельностью, и миссионерской, и социальной. Он развивает приход в разных направлениях. Жизнь прихода разносторонняя. И здесь пастырю тоже нужно иметь разносторонние представления и уметь общаться с людьми разной профессиональной направленности.

Еще у нас есть спортзал. Там студенты могут поддерживать свое здоровье, помимо того что предмет «физическая культура» обязательно входит в учебную программу. Ребята довольно часто играют в футбол, ходят в бассейн, поддерживают себя физически. Потому что понимают, что здоровье – это тоже важно. Если в дальнейшем у них не будет здоровья, то это затруднит их служение.

– Завершая нашу сегодняшнюю встречу, давайте представим, что прямо сейчас на нас смотрит абитуриент, который думает, поступать в семинарию или нет, взвешивает плюсы и минусы. Что мы сегодня ему можем пожелать?

– Дерзайте. Если есть горение духа, желание, старание, особое призвание, если духовник обратился с таким предложением, то я думаю, здесь стоит не только задуматься, но и действительно попытаться сделать все возможное. В первую очередь надо помолиться. Часто действительно есть искушения. Но надо помнить, что именно в немощи человеческой проявляется благодать Божия; в том случае, когда человек полагается на Бога, а не только на свои силы.

Если человек думает, что не потянет, не сможет, если что-то его соблазняет и искушает, надо отложить сомнения и понять, что на первом месте должно быть не собственное «я», а Господь. Надо просить помощи именно у Него, к Нему обращаться. Я думаю, человек обязательно преодолеет это искушение. Потому что всегда перед каким-то ответственным делом испытываешь страх, боязнь. Но это все рассеется, когда человек помолится и будет уповать на Бога. Тогда он получит благодать, помощь – и все у него получится.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать